БИТ 2020 Том 4 № 4 (16) УДК 339.5
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ворона А.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE FAR EAST
IN MODERN CONDITIONS
Vorona A.A.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(North-West Institute of Management of RANEPA)
Аннотация
В статье рассмотрены основные инфраструктурные проекты, реализуемые на Дальнем Востоке, которые активно влияют на экономическое развитие региона. Раскрыты тенденции товарооборота России с основными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и их влияние на развитие Дальнего Востока. Определены перспективы развития региона в условиях принятия Стратегии развития до 2035 года.
Ключевые слова: Дальний Восток, интеграция, территории опережающего развития, цифровиза-ция, инфраструктурные проекты.
Abstract
The article discusses the main infrastructure projects implemented in the Far East, which actively affect the economic development of the region. The article reveals the trends of Russia's trade turnover with the main countries of the Asia-Pacific region, and their impact on the development of the Far East. The prospects for the development of the region in the context of the adoption of the development Strategy until 2035 are determined.
Keywords: Far East, integration, territories of advanced development, digitalization, infrastructure projects
В современных условиях развитие регионов играет важнейшую роль для процветания страны в целом. Дальний Восток -стремительно развивающийся регион Российской Федерации. Регион занимает больше трети (36%) от всей территории России, что открывает огромные возможности развития Дальневосточного федерального округа (ДФО).
Дальний Восток на протяжении последних лет является динамично развивающейся частью Российской Федерации. Для создания максимально привлекательного инвестиционного климата разработаны уникальные механизмы - территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Развитием идей ТОР является создание Свободного порта Владивосток. Инвестиционные проекты резидентов ТОР, направленные на эффективное развитие макрорегиона, получают инфраструктурную поддержку со стороны государства.
Дальний Восток входит в состав Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Возможные перспективы развития региона также
связаны с наличием в нем большого количества природных ископаемых. Их запасы позволят реализовывать широкомасштабные проекты. [1]
Цель статьи - охарактеризовать текущее положение Дальнего Восток и рассмотреть тенденции и перспективы его развития.
Перспективы развития Дальнего Востока во многом связаны с его конкурентными преимуществами перед другими частями России. Основное преимущество в географической близости. Дальний Восток занимает очень выгодное местоположение: он граничит с Китаем, экономика которого занимает второе место в мире. Этот факт способствует развитию международных отношений. Близок ДФО не только к Китаю, но и к таким государствам, таким как: Южная Корея, Япония и др. Экономика данных стран стабильно растет, что открывает возможности для сотрудничества и поступательного развития Дальнего Востока.
Достоинство Дальнего Востока еще и в том, что он является звеном транспортного
Рис. 1. Динамика численности населения Дальневосточного федерального округа в 2006-ок-
тябре 2020 гг., тыс. чел. [2]
коридора между Азией и Европой. На его территории расположены такие крупные железнодорожные магистрали, как: Транссибирская и Байкало-Амурская. Побережье Дальнего Востока насыщено морскими портами. В регионе все больше развиваются авиа-, судо- и автомобилестроительные области.
Дальний Восток очень богат сырьевыми ресурсами. В макрорегионе добывается 98% российских алмазов, 80% олова, 90% борного сырья, 50% золота, 14% вольфрама, 40% рыбы и морепродуктов. Здесь находится около 1/3 всех угольных запасов страны и гидротехнических ресурсов. Лесные массивы занимают около 30% общих площадей лесов России.
Однако, несмотря на богатство региона, в нем недостаточно пока развита инфраструктура и на протяжении нескольких лет стабильно мигрируют жители (рис. 1).
Как видно из рис. 1, численность населения ДФО с каждым годом только уменьшается, что подтверждает вышесказанное неудовлетворение жизнью жителями округа. Однако, начиная с 2019 года, наблюдается резкое увеличение данного показателя. Такой скачок объясняется тем, что развитие региона отражается на желании жить и работать в Дальневосточном округе, потому что в последнее время потенциал региона действительно резко увеличился. Ускорение экономического развития связано с тем, что на Дальнем Востоке уже в 2017 году было 17 ТОР. Их создание обу-
словлено необходимостью развития региона, благодаря этому механизму у инвесторов появляется желание инвестировать в этот регион, потому как в нем создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. На территории ТОР ведется огромное множество проектов, заключается договора, ведутся работы по строительству и монтажу, вкладываются инвестиции. ТОР -это инструмент развития ДФО, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны аТр.
Чтобы реализовать перспективы Дальнего Востока и быть конкурентоспособным на международной арене, в регионе нужно создавать комфортную для проживания и ведения бизнеса среду, формировать рыночный спрос инвестировать средства и, конечно, постоянно осваивать новые возможности для дальнейшего развития. В связи с этим, в регионе реализуются следующие проекты в трех областях: инвестиции, инфраструктура, развитие территорий. [2]
В первую группу входит реализация таких проектов, как Создание Амурского газохимического кластера, строительство Восточного нефтехимического комплекса, создание судостроительного кластера в Приморском крае. В 2015 года началось строительство Амурского газоперерабатывающего завода ПАО «Газпром», который в перспективе должен стать крупнейшим в России и вторым по величине в мире заводом по переработке газа. Появление завода создает предпосылки для развития в Амур-
ской области полноценного газохимического кластера. В целях государственной поддержки развития Амурского газохимического кластера создан ТОР «Свободный». Для работников завода и их семей на территории «Свободного» строятся школы, детские сады, больницы, места для культурного времяпрепровождения. Чтобы ТОР развивался и дальше, необходимо не только контролировать порядок и графики строительства, но и привлекать инвесторов для создания новых объектов инфраструктуры.
Проект строительства Восточного нефтехимического комплекса предусматривает строительство в Приморском крае одного из крупнейших в России нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Для развития производства был создан ТОР «Нефтехимический. Основными элементами проекта являются строительство ж/д инфраструктуры и автомобильных дорог, энергетической и социальной инфраструктуры. В целях дальнейшего развития следует привлекать квалифицированных специалистов, организовывать непрерывную работу, тем самым, обогащать регион средствами для комфортной жизни. Кроме газо- и нефтехимического развития, в регионе стремительно развивается судостроение, базирующееся в Большом камне (город на Дальнем Востоке) верфь.
Говоря об инфраструктурных проектах, имеется в виду развитие транспортной системы на Дальнем Востоке. В связи с этим в регионе осуществляются следующие проекты. Во-первых, это развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, которые являются основой экономики России. Они обеспечивают транспортно-эконо-мические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем, КНДР. Во-вторых, развитие международных транспортных коридоров «При-морье-1» и «Приморье-2». Первый коридор соединяет китайскую провинцию Хэйлунц-зян с портами Приморского края, второй -провинцию Цзилинь с портом Зарубино Приморского края. Развивать коридоры стоит для повышения эффективности перевозки грузов при сокращении затрат на логистику. В-третьих, реализация транзитного потенциала Северного морского пути. Как известно, Северный морской путь - это кратчайший путь из Азии в Европу, что несомненно является еще одним достоинством ДФО.
Северный морской путь - это конкурентоспособный национальный и международный морской коридор, в котором постепенно создаются современные транспортно-логи-стические узлы. Правительство РФ разработало комплектный план по модернизации инфраструктуры СМП до 2030 г. для решения проблем в его функционировании. Реновация СМП является одним из важнейших направлений деятельности России в Арктике.
Путь важен в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения. Именно поэтому это направление также очень важно контролировать и улучшать. К примеру, сейчас у региона стоит цель запустить к 2030 году круглогодичное судоходство на всей акватории трассы. [3] Ну и конечно, реализация четырех трансграничных транспортных проектов. Четыре региона Дальнего Востока - Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский края - граничат с китайской провинцией Хэйлунцзян. Как отмечалось выше, близость к Китаю открывает множество возможностей для развития ДФО, потому Дальний Восток реализует четыре проекта в области инфраструктуры и логистики. При реализации вышеперечисленных проектов, региону необходимо постоянно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, для ускорения их реализации инвесторам следует оказывать государственную поддержку.
Проекты развития территорий включают в себя на данный момент развитие двух островов и двух городов. На острове Русский поставлена задача по созданию международного научно-образовательного и технологического кластера. Вообще, остров считается площадкой для мирного сотрудничества. На его территории построен международный аэропорт, кампус Дальневосточного университета, мост через пролив Босфор. Поэтому обеспечение его дополнительными объектами пойдет только на пользу региону и России в целом. Остров Большой Уссурийский является уникальной территорией для сотрудничества с приграничными странами. В 2008 году остров был разделен на две части: российскую и китайскую. Это создает предпосылки для его совместного развития с КНР. Остров характеризуется нетронутой природой и многообразием редких животных и растений. С 2009 года началось строительство инфраструктуры на китайской части острова, и в насто-
ящее время основные объекты уже построены. А вот на российской части острова был введен в эксплуатацию мост, соединяющий его с Хабаровском, а иные инфраструктурные объекты устарели, туристы на острове не наблюдаются, и все это в связи с затопляемостью острова в период подъема реки Амур. С 2010 года РФ и КНР осуществляют совместное развитие острова. Развитие города Комсомольска-на-Амуре осуществляется в формировании промышленного и инженерного центра национального значения. Для этого улучшаются высокотехнологичные производства, авиа- и судостроения, привлекаются инвестиции. Создание в этом городе выставочной площадки «Экспоцентр» позволяет продемонстрировать достижения авиационно-космической отрасли и усилить открытость Дальнего Востока России для сотрудничества с партнерами из стран АТР. В г. Циолковском в 2016 году успешно запустили на орбиту 3 искусственных спутника. К 2022 году планируется запуск пилотируемого корабля в беспилотном варианте, а в 2024 году - уже с экипажем. Учитывая масштаб преобразований, необходимо комплексное планирование и
создание современной городской среды и общественной инфраструктуры, для реализации этой программы привлекаются инвесторы. [4]
Для того, чтобы рассмотреть интерес зарубежных стран к Дальнему Востоку приведем статистические данные по торговле России со странами, которые имеют общую границу с ДФО.
Исходя из табл. 1,заинтересованность в том, чтобы содействовать развитию Дальнего Востока, проявляют многие зарубежные партнеры РФ, крупнейшим из которых является Китай. В 2019 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных 110,9 млрд. долл. Второй страной в этом списке идет Южная Корея, которая также
заинтересована в том,чтобы вместе с Россией осваивать возможности, которые дает Дальний Восток. Перспективы развития сотрудничества России и Южной Кореи связаны, главным образом, с промышленной сферой. Товарооборот между странами за 2019 год составляет 24,4 млрд долл. Для реализации некоторых проектов на работу в Россию приглашаются специалисты также из Северной Кореи. Возможно, это будет дополнительным фактором сближения двух государств, в которых проживает один народ. Около 25 представительств компаний из КНДР присутствуют на Дальнем Востоке. Япония традиционно выступает крупным торговым партнером РФ. В 2019 году товарооборот России с Японией составил 20,3 млрд долл., что по удельному весу может сравниться с Южной Кореей, однако в данном случае существуют риски в продолжении сотрудничества. Безусловно, перспективы развития российско-японского торгового партнерства имеют большой потенциал, если Япония продолжит следовать по пути Запада. Перспективы развития партнерства, в частности, с Вьетнамом и Сингапуром, несмотря на низкий удельный
Таблица 1
вес в структуре товарооборота России с другими странами, оцениваются экспертами как весьма позитивные. Так, товарооборот в 2019 году России с Вьетнамом составил 4,9 млрд долл., а с Сингапуром - 2,9 млрд долл. Эти страны не заинтересованы в следовании по пути Запада (в отличие от Японии), что увеличивает шансы на рост данного показателя с этими странами.
Стоит также отметить, что для развития Дальнего Востока особую роль играет интеграция экономик России и стран-участниц ЕАЭС. Соответствующая область партнерства государств может предполагать инициирование проектов в самых разных регионах общего экономического пространства -
Товарооборот России с некоторыми странами за 2019 год [5]
Страны Товарооборот, млн Удельный вес, % долл. США
Россия-КНР 110 918 16,64
Россия-Южная Корея 24 359 3,65
Россия-Япония 20 313 3,05
Россия-Вьетнам 4 919 0,74
Россия-Сингапур 2 888 0,43
Итого 666 558 100,0
включая Дальний Восток, несмотря на значительную географическую удаленность данной части РФ от союзников. Предприниматели из государств ЕАЭС, как полагают исследователи, вполне могут внести самый значительный вклад в развитие хозяйственной системы данного российского региона. [1]
По поручению Президента России В.В. Путина, 24 сентября 2020 года главой российского кабинета министров М. Мишусти-ным была утверждена «Национальная программа развития Дальнего Востока до 2035 года». Принятие Программы станет основным вектором дальнейшего развития региона. [6]
Основные цели программы - ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей на Дальнем Востоке. [7]
Основные задачи программы:
- создание как минимум 450 тысяч новых рабочих мест;
- обеспечение авиационной доступности во всех удаленных населенных пунктах, реконструкция 40 аэропортов;
- подключение всех удаленных населенных пунктов к Интернету;
- создание в каждом из 11 регионов ДФО новых туристических кластеров;
- строительство новых школ, детских садов, медицинских учреждений и объектов культуры.
Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 год, с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2035 год. По каждому из них планируется утвердить план мероприятий. [8]
Также в национальной программе прописаны механизмы снижения смертности, повышения рождаемости, ликвидации аварийного жилья и повышения объема ввода жилья. Кроме того, предполагается повысить конкурентоспособность федеральных университетов Дальнего Востока, привести в нормативное состояние 85% автомобильных дорог в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, обеспечить круглогодичную доступность магистральных, межрегиональных и местных воздушных перевозок и т.д.
Авторы программы считают, что на Дальнем Востоке в ближайшие годы приоритетными станут экспортно-ориентированные отрасли экономики - нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность,
рыболовство и аквакультура, логистика, туризм и добыча полезных ископаемых.
Конкурентными преимуществами Хабаровского края в программе названы развитая промышленная инфраструктура, включающая металлургическое производство, нефтепереработку, добычу драгоценных и цветных металлов, угля. Также территория обладает крупнейшей на Дальнем Востоке экономически привлекательной лесосырье-вой базой, развитым рыбопромышленным комплексом и уникальными транспортно-логистическими возможностями: сочетание автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта и выгодное приграничное положение.
В связи с программой будут приведены к норме дороги в Амурской области, усилена провозная способность крупнейших железнодорожных магистралей, реконструирован аэропорт в Советской Гавани и др.
Улучшения коснутся и перспективного Северного морского пути. В рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги», объектом которой является конкурентный транспортный коридор глобального значения, ведутся предпроектные разработки.
В области социального развития программа предусматривает построить или провести реконструкцию десятка организаций здравоохранения, образования, центров отдыха.
Ввиду того, что, как отмечалось выше, происходит постоянная миграция населения, а развивающийся регион при этом нуждается в человеческих ресурсах (такие отрасли как, машиностроение, металлургия, сырьевая сфера во многом зависят от людей) и заинтересован в высоком качестве жизни резидентов, основной задачей программы стало создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, повышение покупательной способности.
Для обеспечения стабильного роста населения макрорегиона необходимо обеспечивать темпы экономического роста Дальнего Востока, превышающие среднее значение по Российской Федерации, вплоть до 2035 года, - говорится в программе. Этому будет способствовать дальнейшее применение особого подхода (применение новаторских механизмов) к развитию восточного пространства Российской Федерации. Макрорегион будет являться площад-
кой для испытания новых решений и технологий для ускорения экономического развития РФ.
В перспективе до 2035 года Дальний Восток будет развиваться как территория большей экономической свободы для жизни и ведения бизнеса. Для реализации личного экономического потенциала гражданам РФ будет значительно упрощен доступ к земельным участкам и к природным ресурсам Дальнего Востока.
Дальний Восток должен стать надежным регионом для российских и иностранных инвестиций, в том числе на острове Русский, что повысит его конкурентоспособность, и во Владивостоке, где будет создана зона свободной торговли.
Как и отмечалось выше, в перспективе до 2035 года на Дальнем Востоке будут развиваться и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку отраслевые промышленные кластеры. На острове Русский в Приморском крае будет создан один из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе инновационный научно-технологический центр. На базе космодрома "Восточный" будет создан космический промышленный кластер. В г. Циолковском будут созданы современная городская среда, социальная и туристская инфраструктура.
Реализация указанных проектов позволит обеспечить увеличение до 1,5 раз к уровню 2025 года провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
В целях ускорения процесса товарооборота и улучшения делового климата в регионе созданы и функционируют электронная таможня и центры электронного декларирования. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут обеспечивать лучшие в АТР условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов, что сэкономит время и затраты).
В целях повышения качества обслуживания пассажиров по мере социально-экономического развития региона будет проработан и реализован проект организации скоростного пассажирского движения Хабаровск - Владивосток.
Новые туристские кластеры будут созданы в каждом из 11 регионов Дальнего Востока. При этом крупнейшие туристские центры будут созданы в Республике Бурятия и Камчатском крае.
Всего в экономике Дальнего Востока в перспективе до 2035 года будет создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест.
В целях обеспечения комфортных условий для жизни людей в крупнейших городах Дальнего Востока будет запущена программа реновации городской среды, общественных пространств и улично-дорож-ной сети, предусматривающая в том числе перенос из центров городов крупных промышленных и логистических объектов.
Во всех удаленных населенных пунктах на Дальнем Востоке будет обеспечена авиационная доступность и доступ к высокоскоростному интернету, на его основе -доступ к услугам телемедицины и дистанционному образованию.
Для развития ДВ важно поддерживать субсидирование перевозок. Это связано с тем, что относительно центра России Дальний Восток находится очень далеко, и чтобы добраться до него, требуются значительные средства.
Также важным моментом программы является дальнейшее полноценное развитие инфраструктуры: и транспортной, и касающейся строительства дорог (в том числе железных, и портовой).
Четвертый момент, который хочется выделить в программе - создание качественной городской среды. Изношенность объектов ЖКХ в регионе превышает 80%. Конечно, немаловажно привлекать инвестиции в объекты городской инфраструктуры.
Очень важный фактор для развития Дальнего Востока - снижение административных барьеров. На прохождение таможенных процедур на Дальнем Востоке требуется большое количество времени, а это увеличивает сроки прохождения грузов, а это, в свою очередь, дополнительные издержки.
Таким образом, дальнейшее поступательное развитие Дальнего Востока зависит от реализуемых мероприятий. Улучшение инфраструктурных и деловых условий повлечет за собой привлечение дополнительных инвестиций, а это в свою очередь приведет к интеграции региона. Предпринимаемые государством меры нацелены на развитие всех сфер в регионе, значит перспективы Дальнего Востока велики, главное поддерживать сложившуюся положительную динамику.
Список литературы
1. Дальний Восток: перспективы развития (общая
характеристика). URL: https://fb.ru/arti-cle/193948/dalniy-vostok-perspektivyi-razvitiya-ob-schaya-harakteristika
2. Динамика численности населения Дальневосточ-
ного федерального округа в 2006-2015 гг. по данным на 1 января каждого года, тыс. чел./ ROSSTAT.GOV.RU: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/search
3. Арктическую контейнерную линию создают си-
лами российских компаний/ ZEN.YANDEX.RU: Персональная лента публикаций на основе ваших интересов. URL: https://zen.yandex.ru/me-dia/tgd/arkticheskuiu-konteinernuiu-liniiu-sozdaiut-sNami-rossiiskih-kompanii-5de-feac743863f00ad70340f
4. Доклад о комплексном развитии регионов Даль-
него Востока, 2017/ MINVR.GOV.RU : Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.gov.ru/upload/doc/22-12-
2017/doklad-o-kompleksnom-razvitii-dalnego-vostoka.pdf (с. 6-99)
5. Внешняя торговля России. URL: https://russian-
trade.com/reports-and-reviews/2020-02
6. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020
N 2464-р <Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>/ www.consultant.ru: Консультант-Плюс-законодательство РФ. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_363186/d1571283ea3c22e 7a964beace9c4964d1a884649/
7. Дальний Восток будет развиваться по собствен-
ным законам: приказ Мишустина. URL: https://konkurent.ru/article/32076
8. Утверждена программа развития Дальнего Во-
стока до 2035 года/ WWW.ALTA.RU: Таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/external_news/76733/.
Поступила в редакцию 30.10.2020
Сведения об авторе:
Ворона Анастасия Александровна - доцент кафедры таможенного администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), e-mail: [email protected].
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]