Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СКФО В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СКФО В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

Цель работы. Целью проводимого исследования стал анализ деятельности аэропортов Северо-Кавказского федерального округа и определение соотношения бюджетных и классических авиаперевозок в структуре рынка. На основании представленных данных предложена модель расширения маршрутной сети бюджетных авиакомпаний аэропортов СКФО. Методология и методы проведения работы. Фундаментальной основой проводимого исследования стали статистические показатели деятельности аэропортов СКФО. Анализ структуры пассажирских рейсов авиакомпаний позволил произвести оценку влияния бюджетных авиакомпаний на рынок авиаперевозок и выделить перспективные направления развития деятельности бюджетных авиакомпаний. Результаты. Результатом проводимого исследования является заключение о том, что бюджетные авиакомпании занимают сравнительно невысокую долю рынка и имеют основания для эффективного развития. В условиях макроэкономического кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок ключевым фактором выбора потребителя будет являться ценовая политика авиакомпаний. Снижение стоимости билета возможно при условии исключения из базового тарифа стандартного набора услуг классической авиакомпании (выбор места, питание на борту, регистрируемый багаж). Применяя концепцию бюджетной авиакомпании, а также расширяя маршрутную сеть, авиакомпании могут увеличить долю в сегменте бюджетных авиаперевозок. Развитие авиатранспортного сообщения позволит регионам СКФО увеличить приток туристов и расширить экономическое взаимодействие с регионами. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке региональной концепции развития авиационного транспорта. Результаты исследования могут быть применимы руководством аэропортов СКФО при построении маркетинговой стратегии в условиях макроэкономического кризиса. Выводы. В условиях макроэкономического кризиса аэропортам и авиакомпаниям необходимо пересмотреть маркетинговые стратегии с целью оптимизации затрат и расширения деятельности в сегменте бюджетных, доступных, авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOW-COST AIR TRANSPORTATION IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE CONTEXT OF THE MACROECONOMIC CRISIS

The purpose of the work. The purpose of the study was to analyze the activities of airports in the North Caucasus Federal district and determine the ratio of budget and classic air transportation in the market structure. Based on the presented data, a model for expanding the route network of budget airlines at NCFD airports is proposed. Methodology and methods of work. The fundamental basis of the study was the statistical indicators of the activity of the airports of the North Caucasus Federal district. Analysis of the structure of passenger flights of airlines allowed us to assess the impact of low-cost airlines on the air transportation market and identify promising areas for the development of low-cost airlines. Results. The result of the study is the conclusion that low-cost airlines occupy a relatively low market share and have grounds for effective development. In the context of the macroeconomic crisis in the passenger air transportation industry, the key factor in consumer choice will be the pricing policy of airlines. A reduction in the ticket price is possible if the standard set of services of a classic airline (seat selection, meals on Board, checked baggage) is excluded from the basic fare. By applying the concept of a low-cost airline, as well as expanding the route network, airlines can increase their share in the segment of low-cost air transportation. The development of air transport links will allow the regions of the North Caucasus Federal district to increase the influx of tourists and expand economic cooperation with the regions. Scope of the results. The results of the study can be used in the development of a regional concept for the development of air transport. The results of the study can be applied by the management of the NCFD airports in building a marketing strategy in the context of the macroeconomic crisis. Conclusions. In the context of the macroeconomic crisis, airports and airlines need to review their marketing strategies in order to optimize costs and expand their activities in the segment of low-cost, affordable air transportation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СКФО В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

УДК: 339.13 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-09-63-75 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СКФО В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация. Цель работы. Целью проводимого исследования стал анализ деятельности аэропортов Северо-Кавказского федерального округа и определение соотношения бюджетных и классических авиаперевозок в структуре рынка. На основании представленных данных предложена модель расширения маршрутной сети бюджетных авиакомпаний аэропортов СКФО. Методология и методы проведения работы. Фундаментальной основой проводимого исследования стали статистические показатели деятельности аэропортов СКФО. Анализ структуры пассажирских рейсов авиакомпаний позволил произвести оценку влияния бюджетных авиакомпаний на рынок авиаперевозок и выделить перспективные направления развития деятельности бюджетных авиакомпаний. Результаты. Результатом проводимого исследования является заключение о том, что бюджетные авиакомпании занимают сравнительно невысокую долю рынка и имеют основания для эффективного развития. В условиях макроэкономического кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок ключевым фактором выбора потребителя будет являться ценовая политика авиакомпаний. Снижение стоимости билета возможно при условии исключения из базового тарифа стандартного набора услуг классической авиакомпании (выбор места, питание на борту, регистрируемый багаж). Применяя концепцию бюджетной авиакомпании, а также расширяя маршрутную сеть, авиакомпании могут увеличить долю в сегменте бюджетных авиаперевозок. Развитие авиатранспортного сообщения позволит регионам СКФО увеличить приток туристов и расширить экономическое взаимодействие с регионами. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке региональной концепции развития авиационного транспорта. Результаты исследования могут быть применимы руководством аэропортов СКФО при построении маркетинговой стратегии в условиях макроэкономического кризиса. Выводы. В условиях макроэкономического кризиса аэропортам и авиакомпаниям необходимо пересмотреть маркетинговые стратегии с целью оптимизации затрат и расширения деятельности в сегменте бюджетных, доступных, авиаперевозок.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, бюджетные авиакомпании, региональные авиаперевозки, рынок авиаперевозок, макроэкономический кризис, региональные аэропорты.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

post-graduate student of the Department of Entrepreneurship and logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),

e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOW-COST AIR TRANSPORTATION IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE CONTEXT OF THE MACROECONOMIC CRISIS

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the study was to analyze the activities of airports in the North Caucasus Federal district and determine the ratio of budget and classic air transportation in the market structure. Based on the presented data, a model for expanding the route network of budget airlines at NCFD airports is proposed. Methodology and methods of work. The fundamental basis of the study was the statistical indicators of the activity of the air-

ports of the North Caucasus Federal district. Analysis of the structure of passenger flights of airlines allowed us to assess the impact of low-cost airlines on the air transportation market and identify promising areas for the development of low-cost airlines. Results. The result of the study is the conclusion that low-cost airlines occupy a relatively low market share and have grounds for effective development. In the context of the macroeconomic crisis in the passenger air transportation industry, the key factor in consumer choice will be the pricing policy of airlines. A reduction in the ticket price is possible if the standard set of services of a classic airline (seat selection, meals on Board, checked baggage) is excluded from the basic fare. By applying the concept of a low-cost airline, as well as expanding the route network, airlines can increase their share in the segment of low-cost air transportation. The development of air transport links will allow the regions of the North Caucasus Federal district to increase the influx of tourists and expand economic cooperation with the regions. Scope of the results. The results of the study can be used in the development of a regional concept for the development of air transport. The results of the study can be applied by the management of the NCFD airports in building a marketing strategy in the context of the macroeconomic crisis. Conclusions. In the context of the macroeconomic crisis, airports and airlines need to review their marketing strategies in order to optimize costs and expand their activities in the segment of low-cost, affordable air transportation.

Keywords: North Caucasus Federal district, low-cost airlines, regional air transportation, air transportation market, macroeconomic crisis, regional airports.

Введение. Направление бюджетных авиаперевозок приобрело значительную популярность в период с середины 2000-х гг. в странах Европы, Азии и Северной Америки. Отличительной особенностью бюджетной авиакомпании является предоставление пассажиру возможности приобретения билета по базовой стоимости, без услуг классических авиакомпаний (питание на борту, выбор места, регистрируемый багаж, повышенный класс обслуживание, обслуживание в бизнес-залах аэропортов). При этом пассажир получает возможность дополнительного приобретения части услуг (выбор места с увеличенным пространством для ног, приобретение питания на борту воздушного судна, оплата регистрируемого багажа). Таким образом, бюджетным авиакомпаниям удалось снизить базовую стоимость тарифа, что, в свою очередь, стало фундаментальной основой популярности бюджетных авиаперевозчиков. Пассажиры бюджетных авиакомпаний, приобретая базовый тариф, могут получить существенную экономию по сравнению с тарифом по аналогичному маршруту классической авиакомпании, разница которого может достигать от 50% до 70%. При приобретении авиабилета на рейс бюджетной авиакомпании с полным набором дополнительных услуг (выбор места, питание на борту, регистрируемый багаж) стоимость билета может быть идентичной стоимости билета по заданному маршруту классической авиакомпании. Авиалайнеры бюджетных авиакомпаний имеют од-ноклассовую компоновку салона, исключая бизнес-класс. На российском рынке пассажирских авиаперевозок осуществляет свою деятельность по внутренним и международным направлениям бюджетная авиакомпания «Победа» (входит в структуру Группы «Аэрофлот»). Флот авиакомпании составляют 30 лайнеров «Boeing 737-800».

Российская авиакомпания «Азимут» не является бюджетной авиакомпанией. Однако осуществляет эксплуатацию авиалайнеров «SSJ-100» в количестве 11 единиц в одноклассовой компоновке и активно развивает сеть регионального авиасообщения (рис. 1), предоставляя своим пассажирам возможность приобретения авиабилетов без регистрируемого багажа и выбора места.

Присутствие зарубежных бюджетных авиакомпаний на российском рынке остается крайне низким, уступая показателям европейских государств. По состоянию на май 2020 г. только 4 иностранные бюджетные авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Российскую Федерацию: «Fly Arystan» (Казахстан), рейс г. Москва - г. Нур-Султан; «Wizz Air» (Венгрия), рейсы из г. Москва в города Будапешт, Дебрецен, Лондон; «Air Maita» (Мальта), рейсы из Москвы на о. Мальта; «Fly Dubai» (ОАЭ.) рейсы из г. Дубай в города Москва, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Краснодар [2].

Рис. 1. Авиакомпания «Азимут». Карта полетов (2020 г.)

Источник: Карта полетов. Актуальная география полетов авиакомпании «Азимут» [1 ].

Методы исследования. Вопросам исследования деятельности бюджетных авиакомпаний посвящены труды зарубежных и российских ученых. Данное направление исследования является очень перспективным по причине стремительного развития бюджетных авиаперевозок в России и формирования рынка бюджетных авиакомпаний. По данным французских аналитиков, членами IATA являются 52 бюджетные из 290 авиакомпаний. В 2018 г. в Европе было зарегистрировано 168 авиакомпаний, а бюджетные авиакомпании составляли 36,3% доли рынка. Данный показатель должен достичь 50% к 2027 г. В Испании и Польше доля бюджетных авиакомпаний уже превысила 50% доли национального рынка, в Италии их доля составляет 49,8% рынка [3].

Стоит обратить особое внимание на исследования Панасюк И.П., Тертычной А.О. «Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок» [4]. Авторы исследования на основании комплекса аналитических данных определяют роль и перспективы развития бюджетных авиакомпаний на рынке пассажирских авиаперевозок в краткосрочной и долгосрочной перспективе. По мнению авторов, бюджетные авиакомпании будут развиваться и займут доминирующую долю рынка авиаперевозок в долгосрочной перспективе. В статье Матвеевой А.В. и Мальцева А.А. «Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок» [5] авторы дают определяющее значение бюджетным авиакомпаниям в развитии рынка пассажирских авиаперевозок, составляя конкуренцию другим видам транспорта (железнодорожному и автомобильному). В другом своем исследовании «Консолидация бюджетных авиакомпаний как особенность глобализации воздушного транспорта на современном этапе» [6] авторы затрагивают вопросы возможной консолидации бюджетных авиакомпаний. Вопрос возможной консолидации бюджетных авиакомпаний является крайне спорным ввиду обособленности участников рынка бюджетных авиаперевозок и отсутствия их в мировых авиационных альянсах. Каждая бюджетная авиакомпания выстраивает собственную маркетинговую стратегию и инфраструктуру. В статье Матвеевой А.В. «Развитие местных и региональных направлений как основа роста российского рынка пассажирских авиаперевозок» [7] определена роль бюджетных авиаперевозок как одного из наиболее перспективных направле-

ний развития на рынке России. Применяя концепцию бюджетных авиаперевозок, доля рынка в этом сегменте может значительно возрасти, став ключевым фактором общего роста и развития. Данная позиция является обоснованной и отображает принципы развития европейского рынка бюджетных авиаперевозок, где доля региональных рейсов (между региональными городами), в структуре баланса рынка являете достаточно высокой.

Анализ ключевых показателей деятельности аэропортов Северо-Кавказского федерального округа

Северо-Кавказский федеральный округ имеет высокие перспективы развития туристического направления. Обладая уникальным природным ландшафтом, благоприятными климатическими условиями, богатым историческим и культурным населением, год от года регионы Северного Кавказа привлекают все новых и новых туристов, как из регионов России, так и ближнего зарубежья. Развитие направления бюджетных авиаперевозок может способствовать развитию туристического потенциала региона. С целью определения перспектив развития направления бюджетных авиаперевозок, проведем анализ показателей деятельности региональных аэропортов. Для этого отобразим графически аэропорты СКФО (рис. 2).

Рис. 2. Аэропорты Северо-Кавказского федерального округа, авт. Рублев В.В.

Таблица 1

Пассажиропоток аэропортов СКФО в 2019 г.*

Аэропорт Количество перевезенных пассажиров, чел.

г. Ставрополь 411 897

г. Минеральные Воды 2 526 383

г. Нальчик 11 8 429

г. Беслан (Владикавказ) 565 000

г. Грозный 458 000

г. Магас 333 000

г. Махачкала 1 500 789

*Источник: Объемы перевозок через аэропорты России. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [8].

На основании представленных данных (табл. 1) мы можем констатировать, что в СевероКавказском федеральном округе 2 аэропорта имели в 2019 г. пассажиропоток, превышающий 1 миллион пассажиров.

Анализ маршрутной сети аэропортов Северо-Кавказского федерального округа Представленные данные свидетельствуют о том, что увеличение пассажиропотока происходит в летний период времени. Следовательно, увеличение пассажиропотока обусловлено притоком туристов, пребывающих в регионы и города Северного Кавказа. С целью определения доли бюджетных и классических авиаперевозчиков представим данные маршрутной сети аэропортов Северо-Кавказского федерального округа: аэропорт г. Ставрополь (табл. 2), аэропорт г. Минеральные Воды (табл. 3), аэропорт г. Нальчик (табл. 4), аэропорт г. Беслан (Владикавказ) (табл. 5), аэропорт г. Магас (табл. 6), аэропорт г. Грозный (табл. 7), аэропорт г. Махачкала (табл. 8).

Таблица 2

Маршрутная сеть аэропорта г. Ставрополь в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Москва (Аэрофлот) г. Санкт-Петербург (Победа)

г. Сочи (ЮТэйр) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Ереван (Северный Ветер)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Москва (Ютэйр)

г. Москва ^7)

г. Москва ^7)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Москва ^7)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Москва (Аэрофлот)

^Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Ставрополь [9].

Таблица 3

Маршрутная сеть аэропорта г. Минеральные Воды в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Ереван (Северный Ветер) г. Дубай

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Салоники (Elinair) г. Москва (Победа)

г. Санкт-Петербург (Россия) г. Москва (Победа)

г. Стамбул (Пегасус)

г. Ереван (Armenia)

г. Уфа (Азимут)

г. Екатеринбург (Уральские авиалинии)

г. Якутск (Якутия)

Продолжение таблицы 3

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Сургут (ЮТэйр)

г. Нур-Султан (SCAT)

г. Москва (S7)

г. Сочи (ЮТэйр)

г. Москва (Нордавиа)

г. Анталья (Азур Эйр)

г. Калуга (Азимут)

г. Москва (Руслайн)

г. Новосибирск (S7)

г. Череповец (Северсталь)

г. Москва (Нордавиа)

г. Москва (Ред Вингс)

г. Салоники (Elinair)

г. Ростов-на-Дону (Азимут)

г. Москва (Уральские авиалинии)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Минеральные Воды [10].

Таблица 4

Маршрутная сеть аэропорта г. Нальчик в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (Победа)

г. Санкт-Петербург (Победа)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Нальчик [11].

Таблица 5

Маршрутная сеть аэропорта г. Беслан в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Москва (ЮТэйр) г. Санкт-Петербург (Победа)

г. Москва (Ямал) г. Москва (Победа)

г. Сочи (ЮТэйр) г. Москва (Победа)

г. Москва (Аэрофлот) г. Санкт-Петербург (Победа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Анталья (Северный Ветер)

г. Москва ^7)

г. Москва (Уральские авиалинии)

г. Москва (Ямал)

г. Москва (ЮТэйр)

г. Москва (Нордавиа)

г. Москва (Ред Вингс)

г. Москва (Нордавиа)

г. Москва (Ред Вингс)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Беслан [12].

Таблица 6

Маршрутная сеть аэропорта г. Магас в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Москва (Аэрофлот) г. Москва (Победа)

г. Москва (ЮТэйр)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Магас [13].

Таблица 7

Маршрутная сеть аэропорта г. Грозный в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Казань (ЮВТ Аэро) г. Москва (Победа)

г. Стамбул (Пегасус)

г. Москва (ЮТэйр)

г. Москва (Руслайн)

г. Новосибирск (S7)

г. Астрахань (Ютэйр)

г. Бишкек (Avia Traffic)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Нижний Новгород (ЮВТ Аэро)

г. Москва (Руслайн)

г. Санкт-Петербург (Северный Ветер)

г. Сочи (Ютэйр)

г. Ростов-на-Дону (Азимут)

г. Москва (Руслайн)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Грозный [14].

Таблица 8

Маршрутная сеть аэропорта г. Махачкала в 2020 г. (бюджетные и классические авиакомпании)*

Классические авиакомпании Бюджетные авиакомпании

г. Москва (ЮТэйр) г. Москва (Победа)

г. Москва (Руслайн) г. Москва (Победа)

г. Москва (Ютэйр) г. Москва (Победа)

г. Москва (Руслайн) г. Москва (Победа)

г. Ростов-на-Дону (Азимут) г. Санкт-Петербург (Победа)

г. Аэрофлот (Москва) г. Сургут (Победа)

г. Москва (Нордстар)

г. Москва (Ютэйр)

г. Москва (Руслайн)

г. Москва (Нордстар)

г. Москва (Ред Вингс)

г. Москва (Нордавиа)

г. Москва (Аэрофлот)

г. Москва (Ред Вингс)

*Источник: Яндекс расписание. Аэропорт г. Махачкала [15].

На основании представленных данных произведем расчет соотношения классических и бюджетных авиакомпаний, осуществляющих выполнение рейсов из аэропортов СевероКавказского федерального округа (табл. 9).

Таблица 9

Соотношение бюджетных и классических авиаперевозок аэропортов СКФО, 2020 г.

Аэропорт Классические авиаперевозки, % Бюджетные авиаперевозки, %

г. Ставрополь 76,92 23,08

г. Минеральные Воды 83,33 16,67

г. Нальчик 37,5 62,5

г. Беслан (Владикавказ) 76,47 23,53

г. Грозный 93,33 6,67

г. Магас 66,67 33,33

г. Махачкала 80 20

Наибольший показатель присутствия бюджетных авиакомпаний в аэропорту г. Нальчик (62,5%), наименьший показатель в аэропорту г. Грозный (6,67%). Средний показатель доли бюджетных авиакомпаний, выполняющих рейсы из аэропортов СКФО, составляет 26,54%. Европейский опыт показывает, что доля бюджетных авиакомпаний в структуре баланса региональных аэропортов может достигать 60-70%. Так, к примеру, доля бюджетных авиакомпаний, осуществляющих рейсы из аэропорта г. Бордо (Франция), составила в 2019 г. 64%. По направлению г. Бордо - г. Париж (аэропорт Орли) в 2019 г. было перевезено 555 тысяч пассажиров [13].

Заключение. На основании анализа данных о деятельности аэропортов СевероКавказского федерального округа, а также на основании анализа данных авиамаршрутов, осуществляемых из аэропортов Северо-Кавказского федерального округа, представим данные о возможных перспективных направлениях авиаперевозок для бюджетных российских авиакомпаний: аэропорт г. Ставрополь (рис. 3), аэропорт г. Минеральные Воды (рис. 4), аэропорт г. Нальчик (рис. 5), аэропорт г. Беслан (Владикавказ) (рис. 6), аэропорт г. Грозный (рис. 7), аэропорт г. Магас (рис. 8), аэропорт г. Махачкала (рис. 9).

Рис. 3. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Ставрополь, авт. Рублев В.В.

Рис. 4. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Минеральные Воды, авт. Рублев В.В.

Рис. 5. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Нальчик, авт. Рублев В.В.

Рис. 6. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Беслан, авт. Рублев В.В.

Хписямя

• * ОМЫ

Эстомяй

Рис. 7. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Грозный, авт. Рублев В.В.

Рис. 8. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Магас, авт. Рублев В.В.

цам*1

"*К 11/| и

• с*«»

Эстонм

Рис. 9. Перспективные направления организации авиамаршрутов для бюджетных авиакомпаний, выполняемых из аэропорта г. Махачкала, авт. Рублев В.В.

На основании проведенного исследования мы можем заключить, что развитие направлений бюджетных авиаперевозок является достаточно перспективным для аэропортов СевероКавказского федерального округа. Развивая направление бюджетных авиаперевозок, регионы Северного Кавказа получат возможности для развития регионального туристического потенциала. Кроме этого, доступность авиатранспортной инфраструктуры способствует установлению и развитию деловых связей с регионами Центральной России, Поволжья и Сибири, что, в

свою очередь, может оказать благотворное влияние на развитие региональной экономики. Европейский опыт показал, что макроэкономическая нестабильность (мировой финансовый кризис 2008 г.) усилила роль и влияние бюджетных авиакомпаний на рынке пассажирских авиаперевозок европейских стран. Развитие рынка бюджетных пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации может способствовать успешному преодолению кризисной ситуации, вызванной пандемией COVID-19.

Литература

1. Карта полетов. Актуальная география полетов Авиакомпании Азимут. [Электронный ресурс]. -URL : https://azimuth.aero/ru/flight-map (дата обращения: 01.07.2020).

2. Яндекс - Расписание [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 01.07.2020).

3. IATA: les low-costs toujours en croissance (фр. IATA: low-cost сегмент все еще растет) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.businesstravel.fr/iata-les-low-costs-toujours-en-croissance.html (дата обращения: 03.07.2020).

4. Панасюк, И. П., Тертычная, А. О. Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок» //БИ. 2017. №5 (472). С. 34-39.

5. Матвеева, А. В., Мальцев, А. А. Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок //Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 8. С. 80-91.

6. Мальцев, А. А., Матвеева, А. В. Консолидация бюджетных авиакомпаний как особенность глобализации воздушного транспорта на современном этапе //Вестник ТГЭУ. 2016. № 4 (80). С. 96-104.

7. Матвеева, А. В. Развитие местных и региональных направлений как основа роста российского рынка пассажирских авиаперевозок //ПСЭ. 2015. № 2 (54). С. 240-243.

8. Объемы перевозок через аэропорты России / Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [Электронный ресурс]. - URL : https://favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz (дата обращения: 03.07.2020).

9. Яндекс расписание. Аэропорт г. Ставрополь [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

10. Яндекс расписание. Аэропорт г. Пятигорск [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

11. Яндекс расписание. Аэропорт г. Нальчик [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

12. Яндекс расписание. Аэропорт г. Беслан (Владикавказ) [Электронный ресурс]. - URL : https:// rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

13. Яндекс расписание. Аэропорт г. Магас. [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

14. Яндекс расписание. Аэропорт г. Грозный [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

15. Яндекс расписание. Аэропорт г. Махачкала [Электронный ресурс]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

13. Яндекс расписание. Аэропорт г. Бордо (Франция) [Электронный ресурс]. - URL : https:// rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).

References:

1. Karta poletov. Aktual'naya geografiya poletov Aviakompanii Azimut. [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// azimuth.aero/ru/flight-map (data obrashcheniya: 01.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. YAndeks - Raspisanie [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 01.07.2020).

3. IATA: les low-costs toujours en croissance (fr. IATA: low-cost segment vse eshche rastet) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.businesstravel.fr/iata-les-low-costs-toujours-en-croissance.html (data obrashcheniya: 03.07.2020).

4. Panasyuk, I. P., Tertychnaya, A. O. Rol' byudzhetnyh aviakompanij na rynke aviacionnyh perevozok» //BI. 2017. №5 (472). S. 34-39.

5. Matveeva, A. V., Mal'cev, A. A. Loukostery kak vektor dinamichnogo razvitiya mirovogo rynka avia-perevozok //Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. 2017. № 8. S. 80-91.

6. Mal'cev, A. A., Matveeva, A. V. Konsolidaciya byudzhetnyh aviakompanij kak osobennost' globalizacii vozdushnogo transporta na sovremennom etape // Vestnik TGEU. 2016. № 4 (80). S. 96-104.

7. Matveeva, A. V. Razvitie mestnyh i regional'nyh napravlenij kak osnova rosta rossijskogo rynka passazhir-skih aviaperevozok //PSE. 2015. № 2 (54). S. 240-243.

8. Obemy perevozok cherez aeroporty Rossii / Federal'noe agentstvo vozdushnogo transporta (Rosaviaciya) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz (data obrashcheniya: 03.07.2020).

9. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Stavropol' [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

10. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Pyatigorsk [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

11. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Nal'chik [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data

obrashcheniya: 09.07.2020).

12. YAndeks raspisanie. Aéroport g. Beslan (Vladikavkaz) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

13. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Magas. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

14. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Groznyj [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

15. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Mahachkala [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

13. YAndeks raspisanie. Aeroport g. Bordo (Franciya) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.