Перспективы развития банковского бизнеса в условиях цифровой трансформации финансовой системы
Белова Марианна Толевна,
к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Шилов Иван Сергеевич,
студент Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Современная экономика развивается стремительно, а информационные технологии оказывают на нее все большее влияние и дают возможности для внедрения цифровых инноваций и автоматизации бизнес-процессов. Банковский сектор экономики является неотъемлемой частью финансовой системы любого государства, и он также подвержен влиянию новых тенденций в экономике. Актуальность работы определяется стремительным развитием российского банкинга на основе цифровых технологий. Банк-ориентированная финансовая система России стимулирует коммерческие банки соответствовать тенденциям мирового финансового сектора, создавать и внедрять новейшие разработки в сфере IT, которые существенно упрощают бизнес-процессы, сокращая время на аналитические составляющие принимаемых решений и повышая надежность исследований. В работе представлены основные направления развития банковского бизнеса в России, рассмотрены востребованные банковские продукты и услуги в условиях цифровой трансформации финансовый системы. Отдельно обозначены современные линейки банковских продуктов с учетом развития экосистем, рассмотрены направления инновационной деятельности банковского сектора, а также проблемы российского банкинга и способы их преодоления.
Ключевые слова: банковский бизнес, цифровая трансформация, цифровизация, финансовая система, цифровые инновации, экосистема.
Одним из двигателей прогресса в современном банкинге является потребитель и его ориентация на новые либо усовершенствованные банковские сервисы и продукты, которые могли бы упростить финансовые процессы. Крупные банки стремятся создавать полноценные экосистемы, которые бы предлагали не только банковские продукты, но и сервисы, связанные напрямую или косвенно с IT-индустрией и технологичными продуктами. Целью работы является определение основных тенденций развития банковского сектора в России с учетом влияния внедряемых цифровых инноваций на финансовом рынке.
Дезинтермедиация в банковском секторе вынуждает коммерческие банки создавать и продвигать новые продукты и услуги. Причем на сегодняшний день происходит сокращение временного периода, необходимого для вывода на рынок новых продуктов «time to market», что вынуждает банки детально прорабатывать свои проекты в сжатые сроки. Бизнес-модели банков, прогнозирование и анализ финансовых результатов изменяются под влиянием цифровизации и современных технологий (появление машинного обучения, искусственного интеллекта и т.д.). Крупные банки сокращают операционные расходы и увеличивают вложения в инновации. Экосистемы - одна из возможных моделей бизнеса будущего, но не единственная. С ней конкурируют суперсервисы - приложения. Такую модель выбрали на российском рынке, например, Альфа банк, Ozon, IVI, X5 и др.
Крупные участники банковской системы в развитии своего бизнеса нацелены, в первую очередь, не на расширение клиентской базы, что, конечно, тоже важно, а на увеличение общего объема продуктов, находящихся в пользовании одного действующего клиента. С этой целью могут создаваться алгоритмы для анализа поведения клиента и дальнейшая разработка персональных программ лояльности, новых продуктов и пр. Поэтому клиен-тоцентричность на сегодняшний день - важнейшая составляющая для роста компании, а качество обслуживания клиентов - рациональная инвестиция и конкурентное преимущество. Создание экосистемы, которая выходит за рамки базового обслуживания, и обращение к более широким потребностям дает банкам возможность поместить себя в центр жизненного цикла клиента.
В условиях жесткой конкурентной борьбы современным банкам необходима постоянная поддержка и совершенствование своих IT-систем. Банковская сфера постоянно адаптируется к новым технологиям, увеличивает объемы их исполь-
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
зования, в том числе на базе Open Sourse (программное обеспечение с открытым исходным кодом). На рынке появился ряд компаний, которые предоставляют банкам готовые IT-продукты по таким направлениям деятельности, как: продукты и услуги, продажи и обслуживание, управление рисками и отчетность, поддержка бизнеса. Такие компании как «Сбербанк-Технологии», «Т1 Интеграция» (ГК «Техносерв»), Холдинг ITG, «Инфоси-стемы Джет», iFellow, Neoflex, Rubytech, «Флекс-Софт» и др. активно сотрудничают с крупнейшими банками, предлагая готовые решения для их бизнес-задач, поддержку и реализацию индивидуальных запросов.
«Сбербанк-Технологии» - дочерняя IT-компания Сбербанка, разрабатывающая программные обеспечения и оказывающая услуги по его внедрению. Основная задача компании - обеспечение полной независимости российских компаний от иностранного ПО за счет импортозамещения всех компонентов.
«Т1 Интеграция» (ранее ГК «Техносерв») - российская компания, один из лидеров рынка системной интеграции, промышленного инжиниринга, информационной безопасности и Big Data. Компания обслуживает и выполняет индивидуальные заказы крупных корпораций и государственных структур в части предоставления готовых IT-решений.
Холдинг ITG (Inline Technologies Group) - группа компаний, оказывающая услуги по внедрению готовых информационно-технологических продуктов для крупных организаций, с целью повышения эффективности их деятельности. Суммарная выручка крупнейших игроков в сфере IT-проектов для банков за 2021 год превысила 144 млрд руб. (рис. 1). Лидерами оказались ЦФТ, Инфосистемы Джет и Rubytech.
дряются отечественные решения по обеспечению цифровой безопасности, поскольку в данной сфере присутствует острая необходимость импортозамещения. Уже сейчас российские банки представляют готовые проекты-решения, созданные с помощью отечественных компонентов. Так, на ПМЭФ 2023 года Газпромбанк представил систему про-цессинга карточных платежей, собранную из российских компонентов. Благодаря отечественным версиям микропроцессоров, внедрению операционной систему ALT Linux и СУБД «Синергия» банк активно реализовывает программу импортозамещения и стремится к полной замене иностранных банкоматов и криптографических модулей. Задача перед российским банкингом стоит непростая, состоящая из множества этапов трансформации налаженной системы технологических и цифровых ресурсов, однако уже проводятся тестирования пилотных проектов.
■ ЦФТ
■ Инфосистемы Джет
■ Rubytech
■ Крок Айтеко
■ ГК IBS
■ Диасофт
Лига Цифровой Экономики
■ ГК Форс
■ Step Logic
Рис. 2. Рынок крупнейших 1Т-поставщиков в банковском секторе РФ Источник: составлено авторами по данным ТАсМзег.
Ое
см см
Step Logic ГК Форс
Лига Цифровой Экономики Диасофт ГК IBS Айтеко Крок Rubytech Инфосистемы Джет
ЦФТ ^■
0 5 000 10 000 15 000 20 000 25 000 30 000 35 000
Рис. 1. Выручка от 1Т-проектов в банках в 2021 году, млн руб.
Источник: составлено авторами по данным ТАсМзег.
Центр Финансовых технологий - группа компаний, оказывающая услуги проектирования, разработки процессинговых технологий, а также 1Т-консалтинг и обучение банковских специалистов. Доля ЦФТ на рынке высокотехнологичных решений составляет 25% (рис. 2).
Большинство финансовых преступлений происходит онлайн, поэтому банки выделяют большой объем средств на поддержание кибербезопасности своих систем. На сегодняшний день активно вне-
Рис. 3. Системы управления базами данных в коммерческих банках РФ Источник: составлено авторами.
Несколько крупнейших российских банков в течение последних лет создавали и продолжают тестировать свои собственные СУБД, которые в перспективе должны заменить Oracle, который долгое время являлся неотъемлемой частью банковской оперативной деятельности (рис. 3). Через такую
базу данных могут взаимодействовать подразделения банка (фронт-офис и бэк-офис): одни загружают, другие обрабатывают и выгружают обработанные данные.
На текущий момент можно говорить о серьезной зависимости от иностранных СУБД, процесс миграции на новое программное обеспечение является затруднительным для банков с точки зрения финансовых вложений и временных затрат.
Выделим глобальные возможности цифровой трансформации для банковской отрасли:
• упрощение маршрутов и использование цифровых партнеров для повышения клиентоори-ентированности;
• укрепление кибербезопасности для управления цифровым трафиком и контроля 1Т-рисков;
• рационализация ландшафта приложений для снижения затрат и контроля 1Т-рисков;
• использование облачных технологий для повышения гибкости и снижения затрат;
• стратегический 1Т-аутсорсинг для повышения операционной устойчивости.
Также отметим некоторые возможности применения цифровых технологий в банковском секторе. Технологии искусственного интеллекта создают возможности для обработки большого массива данных, связанных с потребительским опытом, клиентской удовлетворенности продуктами, а также оказанием клиентской поддержки (рис. 4). ВТБ
и Сбербанк активно используют технологию искусственного интеллекта для мониторинга просроченной задолженности. Роботы-коллекторы проводят анализ выплат по кредиту, а также выходят на связь с клиентами и сообщают о задолженности и сроках погашения. Так в 2021 году 40% голосовых коммуникаций в рамках Soft Collection у банка ВТБ приходилось на голосовых роботов помощников. Нейросеть в Сбербанке решает порядка 75% вопросов, связанных с обслуживанием клиентов, которые раньше приходились на человека. В частности, искусственный интеллект используется в чате поддержки клиента и колл-центре, отвечает на самые распространенные вопросы клиентов быстрее сотрудника, а также анализирует возможность оптимизации бизнес-процессов, например, рассчитывая лучшие маршруты инкассации, или необходимое количество сотрудников в отделении банка. В 2021-2023 годы в соответствии со стратегией Сбера экосистема будет строиться вокруг умного AI-помощника, который должен упростить взаимодействие со всеми сервисами и максимально снизить барьер для нецифровых клиентов. Инвестиции банка в развитие искусственного интеллекта вырастут в 1,5 раза - до 450 млрд рублей. Повышать доходы банк планирует за счёт платных подписок, более «рискованных» сегментов кредитования и продажи собственных IT-продуктов корпоративным клиентам.
Рис. 4. Направления использования искусственного интеллекта в российском банковском секторе
Источник: составлено авторами.
Робоэдвайзинг позволяет анализировать тенденции на финансовом рынке и сформировать стратегии инвестирования для потребителей. За свои услуги робот взимает комиссию, которая зависит от объема портфеля и выбранной стратегии, однако она всегда будет ниже комиссии персонального брокера.
Технология блокчейн благодаря своей децентрализованной системе хранения данных и повышенной
информационной безопасности обладает такими характеристиками как прозрачность и надежность. Технологии хранения данных в зашифрованных блоках распределяют данные по операциям в банках и других финансовых организациях на отдельные блоки, которые образуют сервер, одновременный доступ к которому имеют сразу все участники системы.
Машинное обучение заменяет человеческий труд, ускоряя все бизнес-процессы, благодаря высокой
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
Q. в
OJ
oj
скорости реагирования и большим возможностям по объему обработки данных. В частности, технология машинного обучения используется современными банками для предотвращения финансового мошенничества, что обеспечивает большую безопасность клиентам, помогает создавать сегментацию клиентов для персонализации маркетинговой политики.
Можно говорить о том, что российский банкинг в целом опережает европейские страны в техническом развитии. Глубокое проникновение Big data и искусственного интеллекта, уникальные мобильные решения, экосистемные и платформенные сервисы - все это требует больших ресурсов на разработку и топовых специалистов. Банки и раньше генерировали высокий спрос на IT-кадры, а после сложностей последних лет и новых задач по локализации инфраструктуры, расширять компетенции приходится еще быстрее.
Российские интернет-банки для бизнеса развиваются медленно и неравномерно. Верхняя планка качества повышается - банки, которые делают ставку на цифровые сервисы для бизнеса, активно развиваются. Но разрыв между лидерами и аутсайдерами сохраняется. Минимальный порог большинства продуктов увеличивается очень медленно, а в случае зарплатного проекта, расчетно-кассового обслуживания и кредитов даже снижается. За последние несколько лет заметно подтянулась планка цифровизации валютных операций, корпоративных карт и платформы интернет-банка. Судя по всему, это основные направления развития, в которые инвестирует рынок. Минимальные изменения - в части эквайринга и депозитов. Качество пользовательского опыта при использовании этих продуктов в интернет-банке драматически различается. Есть полнофункциональные решения, как у Альфа-Банка и ПСБ, но в то же время встречаются самые минимальные реализации. Что является неожиданным с точки зрения формирования пассивов и комиссионного дохода банков.
Разнообразие продуктов и услуг на финансовом рынке сильно повлияло на конкуренцию и заставило ведущие коммерческие банки выходить за пределы классического представления о банковском бизнесе. Российские банки заявили о своем намерении создать крупные экосистемы еще в 2019 году на основе уже действующих крупных финансовых организаций. Основной причиной зарождения подобных экосистем являлась необходимость конкурировать с прогрессивными финтех-компаниями, которые внедряют свои предложения на финансовом рынке, предлагая оптимизированные решения для своих клиентов на удобных цифровых площадках. Благодаря таким digital-решениям традиционные банки теряют часть своих клиентов, что приводит к необходимости трансформации своей деятельности и организационной структуры, внедрению IT-разработок и пр.
Банковские экосистемы можно разделить на несколько видов. В основе первого лежит консолидация всех активов (финансовых и нефинансовых сервисов) на балансе банка. Ярким представителем является экосистема Сбер, активно развива-
ющая свою работу на основе уже зарекомендовавшего себя бренда и имеющая большое количество активных клиентов. Основным преимуществом таких экосистем для потребителя является удобство и экономия, поскольку используются общие базы и значительно ускоряется/упрощается оформление новых услуг и приобретение продукции сервисов. Также происходит продажа подписок, за счет которых потребителю становится выгодно пользоваться и нефинансовыми сервисами. В планах Сбер вывести выручку нефинансовых сервисов компании на один уровень с выручкой Сбербанка к 2030 году. Однако уже сейчас инвестиции в инновационные технологии приносят около 20% прибыли за счет сокращения стоимости одной транзакции в 2 раза при внедрении в операционный процесс искусственного интеллекта. Кроме того, за счет поглощений и создания совместных компаний, у Сбера есть портфель активов по следующим направлениям:
• доставка еды и электронная коммерция;
• облачные сервисы и 1Т;
• умные устройства и робототехника;
• кибербезопасность и биометрия;
• финтех и видеоигры;
• такси и каршеринг;
• аптечный бизнес и телемедицина;
• телекоммуникации и жилищная экосистема
«ДомКлик»;
• медиа и образовательные проекты.
В основе второго вида лежит равноценное партнерство, где банк выполняет лишь финансовые функции. В России представителем такого вида экосистемы является ВТБ. Банк выбирает альтернативный путь развития собственной экосистемы, не консолидируя большого количества средств на балансе банка различных компаний из разных сфер. То есть, банк выбирает путь равноценного партнерства с другими компаниями, предлагая собственные разработки в финансовой и цифровой сфере, не забирая при этом у партнеров ответственность за нефинансовую деятельность. ВТБ активно сотрудничает с лидирующими компаниями в своих отраслях: «Магнит», «Яндекс», «ПИК» и «Московский транспорт».
Третий вид экосистем создается на основе цифровой платформы, которая аккумулирует большое разнообразие продуктов и услуг. Альфа-Банк, например, развивается без применения М&А (слияния и поглощения), предлагая исключительно партнерство, а также большой набор услуг и продуктов, представленных на цифровой платформе Альфа-Банка.
Четвертый вид экосистем в России создается на базе отрасли, с которой связаны продукты и услуги банка. Представителем такого вида является Россельхозбанк с экосистемой «Свое фермерство», особенностью которой является отраслевая направленность на потребителя, занимающегося сельским хозяйством. Банк внедрил первую в мире цифровую экосистему для предприятий агропромышленного комплекса, которая предоставляет большой набор возможностей для предпринима-
телей этой отрасли, доступна квалифицированная помощь (ветеринарная, управленческая), создана удобная интегрированная площадка для торговли, что стимулирует рынок сбыта. Цифровая среда также предоставляет клиентам банковский продуктовый ряд с упрощенной формой подачи заявки.
Банки с меньшим объем активов объединяют финансовые, страховые услуги, услуги мобильного оператора, образовательные курсы и лайф-стайл продукты при помощи уже созданной цифровой платформы. Такой подход привлекателен для клиента, поскольку предлагает удобный способ использования большого набора продуктов и услуг в рамках одной платформы. Например, Тинькофф обладает меньшим набором сервисов в рамках своей экосистемы по сравнению со Сбером, однако постоянно развивает собственные проекты.
Если рассматривать зарубежный опыт, то необходимо обратить внимание на один из крупнейших банков США - Citibank, экосистема которого пред-
ставляет из себя совокупность большого количества разнообразных партнеров в основном из IT-сектора и компаний, оказывающих лайф-стайл услуги. Citigroup уделяет большое внимание использованию технологий искусственного интеллекта, открытого банкинга, облачных технологий и больших данных для цифровой трансформации своей деятельности. Ежегодные расходы Citigroup на информационно-коммуникационные технологии в 2022 году оцениваются в 9,7 млрд долл. Большая часть этих расходов направлена на приобретение программного обеспечения, ИКТ-услуг и оборудования у поставщиков.
Citigroup выстраивает партнерский тип экосистемы, которая насчитывает 37 партнеров. Несколько крупнейших из них представлены на рис. 5. Большинство партнеров являются организациями, предоставляющими софт, готовые IT-архитектуры, на втором месте по популярности - компании, предоставляющие лайф-стайл сервисы для предпринимателей.
Ок1а - компания, которая предоставляет ПО для идентификации сотрудников и клиентов, которое обеспечивают
безопасный доступ, аутентификацию и автоматизацию, ставя идентификацию в центр безопасности бизнеса;
Т1ВСО - американская компания-разработчик программного обеспечения для организаций, один из основных поставщиков связующего программного обеспечения;
Рау1осКу- американская компания, которая предоставляет облачное программное обеспечение для расчета заработной платы.
Integromat предоставляет продукт, который являются связующим для большинства No-code решений, использующих несколько сервисов.
SAP Concur - американская SaaS-компания, предоставляющая предприятиям услуги по управлению поездками и расходами.
Nerdwallet - американская
финансовая компания, занимающаяся рекламой финансовых продуктов
О/еШ предоставляет организаторам программное обеспечение для управления мероприятиями, маркетинга и привлечения участников, а также предлагает сервис поиска поставщиков.
Рис. 5. Крупнейшие партнеры в экосистеме Citigroup Источник: составлено авторами по данным Citigroup.
Проведем анализ деятельности Тинькофф Банк и Росссельхозбанк после создания ими отраслевой и цифровой (платформенной) экосистемы соответственно.
Официальное объявление о запуске суперприложения, объединяющего большое количе-
ство различных сервисов, было сделано Тинькофф Банком в декабре 2019 г. Россельхозбанк объявил о запуске своей экосистемы в декабре 2020 г. Проанализируем некоторые финансово-экономические показатели за период 01.01.202101.01.2022 (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1. Финансовые показатели Россельхозбанка за период 01.01.2021-01.01.2022
Показатель, тыс. руб. Активы -нетто Чистая прибыль Капитал (по форме 123) Кредитный портфель Просроченная задолженность в кредитном портфеле Вклады физических лиц Вложения в ценные бумаги
01.01.2022 4 264 494 589 6 506 839 522 318 087 2 929 042 259 156 014 382 1341 921 716 459 282 726
01.12.2021 4 158 041 688 3 811 046 516 447 292 2 864 868 756 164 192 598 1312 620 478 491 109 598
Показатель, тыс. руб. Активы -нетто Чистая прибыль Капитал (по форме 123) Кредитный портфель Просроченная задолженность в кредитном портфеле Вклады физических лиц Вложения в ценные бумаги
01.11.2021 4 035 687 258 2 526 707 516 604 549 2 871 446 119 163 412 912 1 305 676 337 531 632 816
01.10.2021 3 999 714 949 2493127 523 592 285 2 849 591 028 138 361 761 1 303 420 197 526952 172
01.09.2021 3 949 794 386 2 323 496 482 495 517 2 800 246 347 145 783 465 1 299 173 271 522 281 580
01.08.2021 3 970 541 896 2081 894 479 902 331 2 784 054 697 149 224 381 1 311 219 900 533 802 436
01.07.2021 3 997 479 726 1 473 205 487 827 902 2 829 741 165 150 868 836 1 306 885 908 533 360 743
01.06.2021 4 050 728 678 194 214 495 550 823 2823 858109 154 207 288 1 306 537 154 540 451 658
01.05.2021 4 057 478 836 1 598 232 497 485 845 2 839 815 449 154 808 454 1 311 407 353 490 259 962
01.04.2021 3 995 972 893 4751 959 509 813 229 2 799 711 159 153 365 049 1 291 437 214 435 911 709
01.03.2021 3 878 298 861 1 826 496 512 578 580 2 761 458 721 161 750 745 1 285 340 353 419 473 777
01.02.2021 3 883 168 229 4 125 822 516 140 777 2 805 607 832 163 691 413 1 280 272 187 408 882 823
01.01.2021 4 113 848400 2 229 513 522 272 626 2 844 113 390 161 365 288 1 275 138168 401 646 345
4 300 000 000 4 250 000 000 4 200 000 000 4 150 000 000 4 100 000 000 4 050 000 000 4 000 000 000 3 950 000 000 3 900 000 000 3 850 000 000 3 800 000 000
1.1.21 2.1.21 3.1.21 4.1.21 5.1.21 6.1.21 7.1.21 8.1.21 9.1.21 10.1.2111.1.2112.1.21 1.1.22
Рис. 6. Динамика активов-нетто Россельхозбанка Источник: составлено авторами по данным Россельхозбанк.
Показатель «активы-нетто». Россельхозбанк показал неравномерный рост, так в феврале произошел локальный минимум на отметке 3,9 трлн руб. (рис. 6). Показатели прибыли значительно выросли, а кредитный портфель остался без серьезных изменений.
• Активы-нетто - это общая стоимость активов банка. За рассматриваемый период активы банка выросли, увеличение составило 150,6 млрд рублей или примерно 3,7%.
• Чистая прибыль - это прибыль, которую банк получил после вычета всех расходов и налогов. Чистая прибыль увеличилась с 2,2 млрд рублей на 01.01.2021 до 6,5 млрд рублей на 01.01.2022, что характеризует значительный рост.
• Капитал (по форме 123) - это собственные средства банка. Данный показатель остался практически неизменным, 522,27 млрд рублей на 01.01.2021-522,32 млрд рублей на 01.01.2022.
• Кредитный портфель (совокупная сумма всех выданных кредитов) увеличился с 2,8 трлн рублей на 01.01.2021 до 2,9 трлн рублей
на 01.01.2022. Это увеличение составило 84,9 млрд рублей или примерно 3%.
• Просроченная задолженность уменьшилась с 161,4 млрд рублей на 01.01.2021 до 156 млрд рублей на 01.01.2022.
• Вклады физических лиц - сумма денег, внесенных физическими лицами на счета банка. Произошло увеличение с 1,28 трлн рублей на 01.01.2021 до 1,34 трлн рублей на 01.01.2022.
• Вложения в ценные бумаги также увеличились с 401,6 млрд рублей на 01.01.2021 до 459,3 млрд рублей на 01.01.2022.
Общий тренд указывает на рост активов, увеличение прибыли, рост кредитного портфеля и улучшение ситуации с просроченной задолженностью. По итогу анализа значимые показатели финансовой деятельности банка продемонстрировали рост, наибольшие изменения наблюдаются по показателю «прибыль» (191,85%).
Таблица 2. Динамика финансовых показателей Россельхозбанка за период 01.01.2021-01.01.2022
Показатель, тыс. руб. Абсолютный прирост Темп прироста
Активы-нетто 150646189 3,66%
Чистая прибыль 4 277 326 191,85%
Капитал (по форме 123) 45 461 0,01%
Кредитный портфель 84 928 869 2,99%
Просроченная задолженность в кредитном портфеле -5 350 906 -3,32%
Вклады физических лиц 66 783 548 5,24%
Вложения в ценные бумаги 57 636 381 14,35%
Таблица 3. Финансовые показатели Тинькофф Банка за период 01.01.2021-01.01.2022
а. в
см см
Показатель, тыс. руб. Активы-нетто Чистая прибыль Капитал (по форме 123) Кредитный портфель Просроченная задолженность в кредитном портфеле Вклады физических лиц Вложения в ценные бумаги
01.01.2022 1 288 169 055 52 405 372 204 595 102 626 950 737 53 665 709 690 222 829 231 132 933
Показатель, тыс. руб. Активы-нетто Чистая прибыль Капитал (по форме 123) Кредитный портфель Просроченная задолженность в кредитном портфеле Вклады физических лиц Вложения в ценные бумаги
01.12.2021 1 162 748466 46 867 706 187 370439 610 274 230 53 173 359 614 499 502 215 678 930
01.11.2021 1 123445103 46542 128 146 836 583 589 832 635 52021 848 590 996 515 213 050 239
01.10.2021 1 085 662 757 40 204 488 148 571 539 576 433 606 51 598 231 569552144 219 843 586
01.09.2021 1 018 544 571 37 403 668 151 246 789 563 092 763 51 080 085 552 774 053 219 358 150
01.08.2021 988530 171 25560198 138 689 655 544 506 308 49 730 257 534 628 935 218 894 438
01.07.2021 963 647 219 23398 712 131 299 403 536418146 49 769 646 514 515 310 224 820 347
01.06.2021 958082 917 19199608 128 365 063 513 098 832 48 347 200 497 960 524 243 696 246
01.05.2021 923 285 202 15 374 661 125 540 067 483 473 829 47 016 600 500 857 297 245 862 357
01.04.2021 872 924 975 13 853 584 124 128 624 456 363 948 45105122 469 711 749 249 537 255
01.03.2021 856 881 510 12 025 697 123 941 112 432 511 880 43 026 841 457 663 040 236 031 271
01.02.2021 844130 318 7 335 746 123 906 354 417 354 628 41 322 936 445 259 529 240 109 079
01.01.2021 877 615 158 36 914 700 121 349 928 445 866 070 39 787 995 458 551 495 234662 715
Положительная динамика наблюдается по всем значимым финансовым показателям Тинькофф Банка.
• Активы-нетто с 01.01.2021 по 01.01.2022 увеличились на 410,5 млрд рублей (рис. 7).
Таблица 4. Динамика финансовых показателей Тинькофф Банка за период 01.01.2021-01.01.2022
1400 000 000 1300 000 000 1200 000 000 1 100 000 000 1 000 000 000 900 000 000 800 000 000 700 000 000 600 000 000
1.1.21 2.1.21 3.1.21 4.1.21 5.1.21 6.1.21 7.1.21 8.1.21 9.1.21 10.1.2111.1.2112.1.21 1.1.22
Рис. 7. Динамика активов-нетто Тинькофф Банка Источник: составлено авторами по данным Тинькофф Банк.
• Чистая прибыль за год составила 15,5 млрд рублей.
• Капитал (по форме 123) вырос на 83,2 млрд рублей.
• Кредитный портфель увеличился на 181,1 млрд рублей.
• Просроченная задолженность в кредитном портфеле увеличилась на 13,9 млрд рублей.
• Вклады физических лиц увеличились на 231,7 млрд рублей.
• Вложения в ценные бумаги уменьшились на 3,5 млрд рублей (табл. 4).
Таким образом, в целом показатели Тинькофф Банка продемонстрировали рост, что свидетельствует о стабильности и устойчивости. Однако также заметно увеличение просроченной задолженности, что может потребовать внимания банка по управлению кредитными рисками.
Сравним темпы роста основных финансовых показателей деятельности Россельхозбанка и Тинькофф Банка за рассматриваемый период (рис. 8).
Показатель, тыс. руб. Абсолютный прирост Темп прироста
Активы нетто 410 553 897 46,78%
Чистая прибыль 15 490 672 41,96%
Капитал (по форме 123) 83 245 174 68,60%
Кредитный портфель 181 084 667 40,61%
Просроченная задолженность в кредитном портфеле 13 877 714 34,88%
Вклады физических лиц 231 671 334 50,52%
Вложения в ценные бумаги -3 529 782 -1,50%
1.1
I I . I
Активы нетто Чистая Капитал (по Кредитный Просроченная Вклады Вложения в прибыль форме 123) портфель задолженность физических ценные бумаги в кредитном лиц
портфеле
■ Тинькофф ■ Россельхоз
Рис. 8. Темпы роста финансовых показателей Россельхозбанка и Тинькофф Банка Источник: составлено авторами.
Таким образом, несмотря на различия в подходах к формированию экосистем, анализируемые показатели банков показали положительную динамику. Безусловно, не только созданные экосистемы влияют на основные финансовые показатели,
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
однако благодаря им банк расширяет собственные возможности, формируя более доступную цифровую среду для своих клиентов. Россельхозбанк продемонстрировал значительный рост чистой прибыли и стабильное увеличение других финансовых показателей. Рост чистой прибыли при небольшом увеличении активов говорит о консервативном варианте управления рисками,при котором банк максимально фокусируется на эффективном использовании уже имеющихся активов, проводя при этом оптимизацию портфеля, избегая более рискованных активных операций. Однако необходимо учитывать отраслевую направленность экосистемы Россельхозбанка, которая может ограничивать расширение активов в существующих рыночных условиях. Вдобавок внешние экономические факторы и регулятивные изменения могут оказывать сильное влияние на возможности банка. Тинькофф Банк демонстрирует значительное увеличение активов вместе с ростом чистой прибыли. Однако вместе с ростом основных финансовых показателей у банка также увеличился показатель просроченной задолженности. Можно сделать вывод, что Тинькофф Банк и Россельхозбанк создали не только разные по своей организации и принципиальному устройству экосистемы, но и используют различающиеся бизнес-модели.
Литература
1. Бубнова Ю.Б. Трансформация бизнес-модели банка в условиях цифровой экономики // Известия БГУ. 2019. № 3 (дата обращения: 02.09.2023).
2. Кипкеева А.М., Урусов А.А. Тренды В Банковской Системе России В Условиях Цифровиза-ции // ЕГИ. 2022. № 44 (6) (дата обращения: 02.09.2023).
3. Петрова Л.А., Кузнецова Т.Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. № 3 (дата обращения: 03.09.2023).
4. Терновская, Е.П. Банковские кризисы и способы их раннего обнаружения: Учебное пособие / Е.П. Терновская, Е.В. Травкина, М.Т. Белова. -Москва: КноРус, 2022. - 234 с. - (Магистратура). - ISBN 978-5-406-09050-3. - EDN VTL-BRQ.
5. Отчетность Россельхозбанк по РСБУ. - URL: https://www.rshb.ru/about/reports-conclusion/rs-bu?tab=tab6 (дата обращения: 05.09.2023).
6. Россельхозбанк создаст цифровую экосистему для фермеров. - URL: https://old.rshb.ru/ news/376426/ (дата обращения: 17.09.2023).
7. Цифровая экосистема Россельхозбанка Е «Своё Фермерство». - URL: https://old.rshb.ru/ | news/440659/ (дата обращения: 12.09.2023).
~ 8. Frankmedia.ru. Открытая экосистема ВТБ по-сэ страдала из-за санкций, но менять модель банк не будет. - URL: https://frankmedia.ru/101024 ss (дата обращения: 13.09.2023).
9. Frankmedia.ru. Экосистема Тинькофф: от билетов в кино до оплаты алиментов. - URL: https://frankmedia.ru/7716 (дата обращения: 14.09.2023).
10. GlobalData. "Citigroup - Enterprise Tech Ecosystem Series". - URL: https://www.globaldata.com/ store/report/citigroup-enterprise-tech-analysis/ (дата обращения: 14.09.2023).
11. Svoefermerstvo.ru. О нас. - URL: https://svoefer-merstvo.ru/about (дата обращения: 10.09.2023).
12. TAdviser «Искусственный интеллект в банках». - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Искусственный_интеллект_в_банках (дата обращения: 06.09.2023).
13. TAdviser. Карта рынка «Информационные технологии в банке 2022»: 270 поставщиков ИТ-продуктов и услуг. - URL: https://www.tad-viser.ru/index.php/Статья: Карта_рынка_Ин-формационные_технологии_в_банке_2022 (дата обращения: 02.09.2023).
14. Tinkoff.ru. Информация для инвесторов. -URL: https://www.tinkoff.ru/about/investors/11/?-year=2023 (дата обращения: 10.09.2023).
PROSPECTS OF BANKING BUSINESS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE FINANCIAL SYSTEM
Belova M.T., Shilov I.S.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The modern economy is developing rapidly, and information technologies have an increasing impact on it and provide opportunities for digital innovation and automation of business processes. The banking sector of the economy is an integral part of the financial system of any state, and it is also subject to the influence of new trends in the economy. The relevance of the work is determined by the rapid development of Russian banking based on digital technologies. Bank-oriented financial system of Russia stimulates commercial banks to comply with the trends of the global financial sector, to create and implement the latest developments in IT, which significantly simplify business processes, reducing the time for analytical components of decisions and increasing the reliability of research. The article presents the main directions of banking business development in Russia taking into account the digital transformation of the financial system, considers the demanded and promising banking products and services. The modern lines of banking products taking into account the development of ecosystems are separately outlined, the directions of innovation activities of the banking sector are considered, as well as the problems of Russian banking and ways to overcome them.
Keywords: banking business, digital transformation, digitalization, financial system, digital innovations, ecosystem.
References
1. Bubnova Yu.B. Transformation of the bank's business model in the digital economy // Izvestia BGU. 2019. No. 3 (access date: 09/02/2023).
2. Kipkeeva A.M., Urusov A.A. Trends in the Russian Banking System in the Conditions of Digitalization // EGI. 2022. No. 44 (6) (access date: 09/02/2023).
3. Petrova L.A., Kuznetsova T.E. Digitalization of the banking system: digital transformation of the environment and business processes // Financial Journal. 2020. No. 3 (access date: 09/03/2023).
4. Ternovskaya, E.P. Banking crises and methods for their early detection: Textbook / E.P. Ternovskaya, E.V. Travkina, M.T. Belova. - Moscow: KnoRus, 2022. - 234 pp. - (Master's degree). -ISBN 978-5-406-09050-3. - EDN VTLBRQ.
5. Reporting of Rosselkhozbank according to RAS. - URL: https:// www.rshb.ru/about/reports-conclusion/rsbu?tab=tab6 (access date: 09/05/2023).
6. Rosselkhozbank will create a digital ecosystem for farmers. - URL: https://old.rshb.ru/news/376426/ (access date: 09/17/2023).
7. Digital ecosystem of Rosselkhozbank "Own Farming". - URL: https://old.rshb.ru/news/440659/ (access date: 09/12/2023).
8. Frankmedia.ru. VTB's open ecosystem has suffered due to sanctions, but the bank will not change its model. - URL: https:// frankmedia.ru/101024 (access date: 09/13/2023).
9. Frankmedia.ru. The Tinkoff ecosystem: from movie tickets to child support payments. - URL: https://frankmedia.ru/7716 (access date: 09/14/2023).
10. GlobalData. "Citigroup - Enterprise Tech Ecosystem Series". - URL: https://www.globaldata.com/store/report/citigroup-enterprise-tech-analysis/ (access date 09/14/2023).
11. Svoefermerstvo.ru. About Us. - URL: https://svoefermerstvo.ru/ about (access date: 09/10/2023).
12. TAdviser "Artificial intelligence in banks." - URL: https://www. tadviser.ru/index.php/Article: Artificial_intelligence_in_banks (access date: 09/06/2023).
13. TAdviser. Market map «Information technologies in the bank 2022»: 270 suppliers of IT products and services. - URL: https:// www.tadviser.ru/index.php/Article: Market_map_Information_ technologies_in_bank_2022 (access date: 09/02/2023).
14. Tinkoff.ru. Information for investors. - URL: https://www.tinkoff. ru/about/investors/11/?year=2023 (access date: 09/10/2023).