Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1222
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БАНКИ / ФИНТЕХ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнова Юлия Борисовна, Ахмедова Кулхатын Адиловна

В статье анализируются тенденции и проблемы цифровизация банковского сектора России. Отмечается, что данный сектор является флагманом цифровизации экономики России. По развитию финансовых технологий наши банки опережают банки ведущих экономик. При этом сам процесс трансформации в нашей стране занимает гораздо меньшее время, чем в других странах. Все это благодаря росту вложений, которые делали крупнейшие банки на протяжении последних лет, задавая тренды всему финансовому сектору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE BANKING SECTOR IN RUSSIA: TRENDS AND PROBLEMS

The article analyzes the trends and problems of digitalization of the banking sector in Russia. It is noted that this sector is the flagship of the digitalization of the Russian economy. In terms of the development of financial technologies, our banks are ahead of the banks of leading economies. At the same time, the process of transformation in our country takes much less time than in other countries. All this is due to the growth of investments made by the largest banks over the past years, setting trends for the entire financial sector.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ»

Научная статья УДК 336.71

doi: 10.47576/2949-1894 2023 1 175

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

Бубнова Юлия Борисовна,

Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]

Ахмедова Кулхатын Адиловна

Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье анализируются тенденции и проблемы цифровизация банковского сектора России. Отмечается, что данный сектор является флагманом цифрови-зации экономики России. По развитию финансовых технологий наши банки опережают банки ведущих экономик. При этом сам процесс трансформации в нашей стране занимает гораздо меньшее время, чем в других странах. Все это благодаря росту вложений, которые делали крупнейшие банки на протяжении последних лет, задавая тренды всему финансовому сектору.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; банки; финтех; информационные технологии.

Для цитирования: Бубнова Ю. Б., Ахмедова К. А. Цифровизация банковского сектора России: тенденции и проблемы // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 1. - С. 175-181. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_1_175.

Original article

DIGITALIZATION OF THE BANKING SECTOR IN RUSSIA: TRENDS AND PROBLEMS

Bubnova Yulia B.

Baikal State University, Irkutsk, Russia, [email protected] Akhmedova Kulkhatyn A.

Baikal State University, Irkutsk, Russia, [email protected]

Abstract. The article analyzes the trends and problems of digitalization of the banking sector in Russia. It is noted that this sector is the flagship of the digitalization of the Russian economy. In terms of the development of financial technologies, our banks are ahead of the banks of leading economies. At the same time, the process of transformation in our country takes much less time than in other countries. All this is due to the growth of investments made by the largest banks over the past years, setting trends for the entire financial sector.

Keywords: digitalization; digital transformation; banks; fintech; information Technology.

For citation: Bubnova Yu. B., Akhmedova K. A. Digitalization of the banking sector in Russia: trends and problems. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2023, no. 1, pp. 175-181. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_1_175.

Стремительное распространение цифровых технологий, часто называемое термином «цифровая революция», коренным образом меняет экономический уклад, формирует новые условия функционирования рынков и влияет на изменение инфрастур-ктуры. Проникновение информационных технологий в экономику особенно заметно на сфере банковских услуг. Возрастает значимость стратегического выбора и поиска новых приоритетных моделей развития банковского бизнеса в условиях цифровизации. Используя более совершенные технологии, банки способны снижать издержки и увеличивать доходы, а клиенты, в свою очередь, чаще получают от их использования лучшие, чем раньше, условия. В отечественной и зарубежной экономической литературе есть много исследований, посвященных вопросам цифровизации банковского бизнеса, развитию технологий предоставления банковских услуг, проблемам данной сферы. В статье обобщаются основные тенденции и проблемы цифровой трансформации банковского бизнеса.

Банки, следуя трендам развития цифрового мира, трансформируют традиционную бизнес-модель в инновационную за счет создания и внедрения платформенной организации банковского бизнеса с развитой и современной экосистемой. Существующий инновационный подход формирует определенные предпосылки расширения перечня банковских продуктов и услуг, а также усовершенствования обслуживания

Согласно оценкам BCG (международной компании, специализирующейся на управленческом консалтинге по вопросам страте-

клиентов. Все операции цифровых банков проходят через цифровые каналы. Они максимально мобильны, малозатратны и имеют возможность максимально учитывать интересы клиента за счет индивидуального подхода. Благодаря этому, банки экономят до половины операционных расходов на поддержание офисов и рабочих мест. По подсчетам аналитиков АссепШге, самые продвинутые в цифровом плане за последние десять лет повысили эффективность использования капитала почти на 2,5 %, а те, кто абстрагировался от про -гресса, снизили показатели на 0,7 % [1]. Со временем этот разрыв будет только увеличиваться.

Если в Европе банки в цифровом формате работают уже давно, в России поле для таких инициатив появилось лишь 30 лет назад. К цифровизации отечественные банки подтолкнули географические особенности страны, определяющие возможности, имея офис в Москве, работать и с клиентами в других регионах. Сначала это реализовал Тинькофф Банк - лидер на рынке финансовых технологий России, одним из первых в мире предложив ДБО и положив начало необанкам, полностью цифровым банковским платформам. Примерно 70 % сотрудников штаб-квартиры данного банка - 1Т-специалисты, которые каждый день создают лучшие цифровые продукты в России. Сегодня он занимает 6 место по размеру клиентской базы среди цифровых банков мира (табл. 1).

гии бизнеса), еще в 2019 г. России была на первом месте по уровню проникновения бесконтактных платежей с помощью Apple Pay,

Таблица 1 - Ведущие цифровые банки мира по размеру клиентской базы [10]

Банк Головная компания Страна Количество клиентов (млн)

ING Diba ING Group Германия 8,5

Capital One 360 Capital One Financial США 7,8

USAA Bank USAA США 7

FNBO Direct First National of Nebraska США 6

Rakuten Bank Rakuten Япония 5

Tinkoff Bank - Россия 5

TIAA Direct TIAA-CREF Trust Company США 3,9

Discover Bank Discover Financial Services США 3,5

Alior Bank - Польша 3

DKB AG - Германия 3

Samsung Pay и т. п., а также на третьем месте по уровню проникновения финтех-сервисов.

В 2020 г. Россия вошла в топ-10 стран - ли -деров цифрового банкинга наряду с такими государствами, как Япония, Сингапур, Норвегия, Испания, Бельгия, Турция, Польша, Саудовская Аравия и Катар. В целом развитие финтех-сервисов в России находится на более высоком уровне, чем в Европе или США. Среди лидирующих направлений можно выделить сервисы безналичной оплаты (включая связанные с использованием системы быстрых платежей), решения дистанционного банковского обслуживания, финансовое взаимодействие с государственными сервисами. По уровню проникновения финтех-услуг в отношении переводов и платежей Россия уступает первенство лишь Китаю и Индии. Так, исследование британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young еще

В списке крупнейшие банки нашей страны, имеющие статус системно значимых. И это не случайно. Именно крупнейшие банки могут позволить себе солидные бюджеты инвестиций в технологическое совершенствование. Объем инвестиций с горизонтом 3-5 лет, выделяемых банками на процесс цифровых экосистем, составляет в среднем

в 2019 г. показало, что частота использования финтех-сервисов в нашей стране превышает европейские показатели на 17-27 %, а американские - на 36 % [1].

Согласно исследованию, проведенному компанией «МсК^еу», доля клиентов российских банков, обслуживаемых с помощью мобильного и интернет-банкинга, составляла 85 % в 2021 г., что в целом сопоставимо с показателями западноевропейских стран и США. Все те же исследования «МсК^еу» показали, что банки из пула топ-50 России при имеющихся мобильных приложениях совершают в 1,5-2 раза больше операций, чем крупнейшие европейские банки.

Согласно данным Финансового рейтинга Банки.ру среди 50 крупнейших банков по размерам активов был составлен в июле 2021 г. топ-20 банков по уровню цифровиза-ции (табл. 2).

порядка 50 млрд рублей в год. Ситуация с пандемией значительно ускорила процесс цифровизации. По данным исследования ТМТ Консалтинг, более 25 % объема 1Т-рынка России приходится на долю банков. При этом общий объем затрат российских банков на информационные технологии ежегодно растет на 12-14 %. По итогам 2021 г. показатель

Таблица 2 - Топ-20 банков по уровню цифровизации в Российской Федерации [9]

Банк Коммуникации Платежные сервисы и технологии Оформление продуктов ИТОГО

Райффайзенбанк 24,0 37,1 20,0 81,1

ВТБ 26,0 39,1 15,0 80,1

Тинькофф Банк 18,0 39,7 20,0 77,7

Уральский Банк Реконструкции и Развития 21,3 32,1 20,0 73,5

МТС Банк 18,0 38,3 15,0 71,3

Русский Стандарт 19,3 36,8 15,0 71,2

Альфа-Банк 11,0 39,5 20,0 70,5

Росбанк 17,3 38,2 15,0 70,5

Банк Открытие 11,0 39,0 20,0 70,0

Промсвязьбанк 15,0 39,1 15,0 69,1

Россельхозбанк 30,0 28,4 10,0 68,4

Хоум Кредит Банк 18,0 29,5 20,0 67,5

Газпромбанк 11,0 36,1 20,0 67,1

Совкомбанк 9,0 37,4 20,0 66,4

Ак Барс 14,0 37,0 15,0 66,0

СберБанк 16,0 39,5 10,0 65,5

Почта Банк 11,0 38,2 15,0 64,2

Банк Уралсиб 14,3 33,3 15,0 62,6

Московский Кредитный Банк 9,0 38,2 15,0 62,2

ЮниКредит Банк 11,0 35,4 15,0 61,4

составил 514 млрд руб. [2] По сравнению с Самый крупный бюджет у флагмана наше-

предыдущими тремя годами, в 2021 г. бюджеты на автоматизацию увеличились у 44 % опрошенных банков. Более чем у половины опрошенных (в основном, крупных банков) расходы на автоматизацию в 2021 г. превысили 500 млн руб. [8]

го банковского сектора - ПАО «Сбербанк», который с 2019 г. по 11 месяцев 2022 г. вложил в цифровизацию более 400 млрд руб (рис. 1).

Рисунок 1 - Затраты Сбербанка на технологическую трансформацию, млрд руб. [3]

Данные вложения окупились. В 2022 г. 12 цифровых решений Сбера удостоились наград премии в сфере цифровизации Digital Leaders Award. Эксперты высоко оценили основанные на технологиях искусственного интеллекта инновационные разработки банка, которые повышают эффективность внутренних процессов и улучшают клиентский опыт, экономя время и деньги людей. С ростом клиентской базы Сбера, растет и активная аудитория мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», на начало сентября 2022 г. она превысила 70 млн чел. Большая часть пользователей - россияне (67 млн). Остальные 3 млн пользователей - граждане более 150 стран [6].

Основным пулом цифровых технологий, которым регулярно пользуются клиенты банков, являются: искусственный интеллект, инструменты анализа больших данных, роботизация процессов, чат-боты и оптическое распознавание QR-кодов (рис. 2).

Технологии искусственного интеллекта

упрощают процесс сбора и обработки данных, распознает речь, используют нейронные сети и биометрические данные. Например, в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» данные технологии используются для анализа поведения клиента с помощью алгоритмов, благодаря чему в разделе рекомендованных операций пользователю предлагают выполнить действия, которые он уже выполнял раньше. В Тинькофф Банке данные технологии используют для определения кредитного скоринга - устанавливают допустимую для клиента величину кредитного лимита на основе автоматического анализа данных заемщика.

Анализ больших данных (Big Data) обраба -тывает крупные информационные массивы из разнообразных информационно-цифровых источников. На основе данного анализа формируются персональные предложения клиентам.

Технология OCR представляет собой обработку больших объемов текста и перевод

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% В0% 90% 100% Рисунок 2 - Наиболее востребованные цифровые технологии в банковском секторе [7]

изображение в формат, доступный для редактирования. Благодаря данной технологии идет оцифровка клиентского документооборота.

Активно внедряется в процесс обслуживания клиентских запросов программа чат-ботов (имитация диалога с пользователем), что приводит к снижению нагрузки на операторов колл-центров (клиентской поддержки банка). Подобного рода информационные боты используются для оповещения клиентов о новых банковских продуктах и проводи -мых акциях, курсах валют, данный процесс доступен в круглосуточном режиме.

Блокчейн - это технология распределенного реестра, где каждый блок содержит набор подтвержденных транзакций. Блокчейн может значительно упростить процесс согласования данных, сделав реконсиляцию частью процедуры обработки транзакций. Особенно это актуально для операций торгового финансирования (факторинга, дисконтирования дебиторской задолженности и оплаты обязательств).

Цифровизация каналов обслуживания клиентов позволит им иметь еще более оперативный доступ к наиболее часто используемым финансовым услугам. Самыми востребованными услугами являются переводы денег по номеру телефона, оплата услуг ЖКХ, мобильной связи, Интернета и другого. Огромный интерес вызывает совместимость банковских сервисов с госуслугами: автооплата налогов и штрафов, получение обязательных страховок и др.

Исследования, проводимые ФИНТЕХ Ассоциацией по вопросам развития финансо-

вых технологий на 2021-2023 гг., позволили определить наиболее важные приоритеты в трех направлениях: создание конкурентного и безопасного ландшафта цифрового финансового рынка, ускорение высокотехнологичного развития финансового рынка и финансовый рынок нового поколения (рис. 3).

Критически важным для банков является обеспечение безопасности финансового рынка и создание среды для развития финансовых технологий. Важность этих направлений объясняется обеспечением доверия клиентов к банкам. Вопросы развития механизмов доступа к данным, платежной среды, конкуренции и регулирования экосистем определяют основы для долгосрочного развития и становятся источником конкурентных преимуществ для банков.

Политические события последних лет внесли серьезные коррективы в возможно -сти дальнейшего развития банковской отрасли в цифровом формате. Важнейшим элементом цифровой трансформации являются технологии и их поставщики. После введения западных санкций с российского рынка ушли крупные поставщики программного обеспечения: Cisco, Oracle, Microsoft и SAP. Их услугами пользовались многие банки и финансовые организации. Например, среди клиентов Oracle были Россельхозбанк, Центральный банк Российской Федерации, ФНС, лицензии SAP покупал ПАО «Сбербанк». По данным Ассоциации российских банков, доля иностранного программного обеспечения в банках в 2020 г. была более 90 % [10]. Невозможность обновления программного обеспечения усилит проблему безопасности

Рисунок 3 - Приоритеты развития для банков [5]

и уязвимости отечественных банковских сервисов.

После февраля 2022 г. при проведении международных платежей прекратили свою работу сервисы Google Pay и Apple Pay. Что потребовало немедленной разработки российских аналогов. В ответ на западные санкции в России созданы собственные магазины приложений RuStore и NashStore. На сегодняшний день уже доступны сервисы SberPay и MirPay, однако из-за особенностей американского производителя существуют технические ограничения бесконтактной оплаты через эти системы для устройств Apple. Владельцам смартфонов на Android пока доступен только MirPay.

Одиннадцать кредитных организаций из двадцатки крупнейших создали Progressive Web Applications (PWA) - это функциональность, которая позволяет использовать сайт вместо приложения. Также пять банков запустили неаффилированные приложения, которые позволяют клиентам использовать финансовый функционал. Кроме того, девять кредитных организаций создали Telegram-

ботов, которые выполняют ряд функций он-лайн-банков, а «Тинькофф» также запустил свое приложение в VK Mini Apps [4].

Чипы банковских карт и оборудование для их обслуживания также оказались под угрозой, так как они импортного производства. Часть этих проблем уже решается, так как процесс импортозамещения был запущен еще в 2014 г. Сейчас на рынке есть конкурентоспособные российские IT-решения, которые работают уже не первый год. Так, например, «СберСервис», часть экосистемы «Сбера» с многомиллионной аудиторией клиентов, была запущена на российской софтплатформе «ITSM box» - набор модулей для ускорения, контроля и поддержки цифровой трансформации.

Несмотря на проблемы, процесс цифровой трансформации банковского сектора продолжается. Банки совместно с IT-компаниями ищут возможности не только замещения иностранных аналогов, но и создают новые конкурентоспособные продукты, услуги и сервисы.

Список источников

1. Булгаков К. Впереди Европы всей: почему российский банкинг опережает западный. URL: https://tass.ru/ opinions/13530523 (дата обращения: 15.02.2023).

2. Информатизация в банковской сфере 2021 // ТМТ Консалтинг. URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/ uploads/2022/04/Информатизация-в-банковской-сфере.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

3. ИТ-бюджет Сбербанка // Аналитическое агентство Tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:ИТ-бюджет_Сбербанка (дата обращения: 15.02.2023).

4. Ревва Н. Следующая установка: мобильным банкингом пользуются уже 80 млн россиян // Известия. URL: https://iz.ru/1412752/natalia-revva/sleduiushchaia-ustanovka-mobilnym-bankingom-polzuiutsia-uzhe-80-mln-rossiian (дата обращения: 18.02.2023).

5. Результаты исследования мнения рынка по вопросам развития финансовых технологий на 2021-2023 гг. URL: https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-(дата обращения: 10.12.2022).

6. Сбер - 12-кратный лауреат премии Digital Leaders Award 2022 // Независимая газета. URL: https://www. ng.ru/news/755183.html (дата обращения: 15.02.2023).

7. Тренды банковской информатизации. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Тренды_банковской_ информатизации (дата обращения: 10.12.2022).

8. Уровень автоматизации российских банков: исследование «ЛАНИТ - Би Пи Эм» и TAdviser. URL: https:// www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 10.12.2022).

9. Уровень цифровизации банковских услуг // banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10950478 (дата обращения: 10.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Цифровая трансформация российских банков // Аналитическое агентство Tadviser. URL: https://www. tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_трансформация_российских_банков (дата обращения: 15.02.2023).

References

1. Bulgakov K. Ahead of europe as a whole: why russian banking is ahead of western banking. URL: https://tass.ru/ opinions/13530523 (date of application: 02/15/2023).

2. Informatization in the banking sector 2021. TMT consulting. URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/ uploads/2022/04/информатизация-в-банковской-сфере.pdf (date of application: 02/15/2023).

3. Sberbank's it budget. Analytical agency TADVISER. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/статья:it-budget of sberbank (date of application: 02/15/2023).

4. Revva N. The following setup: 80 million russians already use mobile banking. News. URL: https://iz.ru/1412752/ natalia-revva/sleduiushchaia-ustanovka-mobilnym-bankingom-polzuiutsia-uzhe-80-mln-rossiian (date of application: 02/18/2023).

5. Results of market opinion research on the development of financial technologies for 2021-2023. URL: https:// www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg- (date of application: 10.12.2022).

6. Sber is a 12-time winner of the digital leaders award 2022. Nezavisimaya gazeta. URL: https://www.ng.ru/ news/755183.html (date of application: 02/15/2023).

7. Trends in banking informatization. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/статья:trends of bank_informatization (date of application: 10.12.2022).

8. The level of automation of russian banks: a study by lanit - bp and tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/index. php / (date of request: 10.12.2022).

9. The level of digitalization of banking services. banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10950478 (date of application: 10.12.2022).

10. Digital transformation of russian banks. Analytical agency TADVISER. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ статья:digital transformation of russian banks (date of application: 02/15/2023).

Сведения об авторах

БУБНОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]

АХМЕДОВА КУЛХАТЫН АДИЛОВНА - студент четвертого курса направления «Экономика» профиля «Финансы и кредит», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]

Information about the authors

BUBNOVA YULIYA B. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russia, [email protected]

AKHMEDOVA KULKHATYN A. - fourth-year student of the direction «Economics», profile «Finance and Credit», Baikal State University , Irkutsk, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.