Научная статья на тему 'Перспективы развития аутсорсинга в отечественной экономике'

Перспективы развития аутсорсинга в отечественной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЗАЕМНЫЙ ТРУД / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СФЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимовец Александр Владимирович, Павлова Ульяна Владимировна

Целью работы является анализ современных аспектов развития института аренды персонала в контексте экономических реалий и нормативно-правового регулирования. В работе проводится сравнительный анализ развития аутсорсинга в России и за рубежом; делается ряд предложений по использованию аутсорсинговых услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, а также по развитию данного рынка с позиции государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития аутсорсинга в отечественной экономике»

А.В. ЗИМОВЕЦ

Кандидат экономических наук Доцент кафедры ИЭ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Таганрог

У.В. ПАВЛОВА

Магистрант ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Таганрог

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Целью работы является анализ современных аспектов развития института аренды персонала в контексте экономических реалий и нормативно-правового регулирования. В работе проводится сравнительный анализ развития аутсорсинга в

России и за рубежом; делается ряд предложений по использованию аутсорсинговых услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, а также по развитию данного рынка с позиции государственных органов.

Аутсорсинг, заемный труд, малый и средний бизнес, сфера информационных технологий. Тематический рубрикатор e-Library: 06.77.00

A. ZIMOVETS, U. PAVLOVA

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF OUTSOURCING IN THE DOMESTIC ECONOMY

The aim of the work is to analyze the modern aspects of the development of the Institute of «staff rent» in the context of economic realities and legal regulation. The paper presents a comparative analysis of the development of outsourcing in Russia and

abroad; a number of proposals for the use of outsourcing services by small and medium-sized businesses, as well as the development of the market from the position of government agencies.

Outsourcing, borrowed labor, small and medium business, sphere of information technologies.

Для некоторых организаций (особенно представителей малого и среднего предпринимательства) определённые виды деятельности, необходимые для нормального функционирования предприятия, и затраты на них являются обременительными, в связи с чем они принимают решение воспользоваться услугами контрагентов. В этом контексте изучение вопросов практического использования инструментария аутсорсинга в отечественном бизнесе представляется весьма важным и актуальным.

В связи с вышесказанным очевидны следующие цели работы: определение ключевых направлений использования инструментария аутсорсинга отечественными предприятиями и разработка рекомендаций по усилению уровня взаимодействия между существующими игроками аутсорсингового рынка с органами государственной власти РФ.

Рынок услуг аутсорсинга развивается и набирает популярность уже более 30 лет. Начало этому виду услуг, как принято считать, положили заключенные в конце 80-х годов прошлого века сделки крупных организаций (в т.ч. таких, как IBM, Xerox, Perrot Systems и др.) по передаче на аутсорсинг своих непрофильных процессов.

В современном понимании аутсорсинг - это «передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций внешней организации с целью сокращения операционных расходов компании» [1].

Рядовое предприятие малого или среднего бизнеса, как правило, не располагает достаточным бюдже-

том для содержания обширного штата собственных специалистов. К тому же наблюдающееся в таковых условиях «распыление» людских ресурсов на поддержание второстепенных процессов и решение рутинных задач существенно замедляет развитие их основной деятельности. В таких условиях именно аутсорсинг способен решить многие проблемы предприятий. Всё чаще предприниматели предпочитают направлять все свободные ресурсы в профильное русло, а решение смежных задач возлагать на плечи сторонних подрядчиков.

Сегодня рынок аутсорсинговых услуг является растущим, продолжающим на протяжении многих лет расширять свои позиции. Такая тенденция не является случайной, ибо, как показывает анализ экономической статистики, рост вовлеченности людей в сферу услуг способствует эффективному развитию и достижению высокого уровня устойчивости национальной экономики, что, в свою очередь, повышает уровень благосостояния и качества жизни ее граждан. Соответственно, сосредоточение руководства крупных промышленных предприятий непосредственно на своих основных производственных процессах с параллельной передачей непрофильных задач на аутсорсинг представляет собой объективную экономическую тенденцию развития западных стран. Справедливости ради стоит признать, что отечественный рынок аутсорсинга пока еще находится в зачаточном состоянии. И если за рубежом рынок услуг, предоставляемых с помощью аутсорсинга, насчитывает сотни позиций, то в России относитель-

ными фаворитами отрасли являются предприятия, предоставляющие бухгалтерские и околобухгалтерские услуги, а также разработчики, занятые в сфере информационных технологий. Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере малого и среднего предпринимательства. Как показало авторское исследование, проведённое летом 2018 г. на основе анкетирования 314 субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Таганроге и Ростове-на-Дону, практически половина респондентов (44,3%) вообще не испытывают потребности в использовании заемного труда, обходясь собственными сотрудниками (рис. 1).

Из тех, кто все же пользуются услугами сторонних организаций, 19,4% респондентов выбирают юридический, а 17,2% - бухгалтерский аутсорсинг.

Отчасти такая ситуация объясняется тем, что предприниматели предпочитают работать «по ста-

Бухгалтерские услуги 17,2%

ринке», нанимая весь необходимый (даже не в полной мере) персонал, а отчасти руководствуясь положениями законодательства РФ, ибо использование «заемного труда» в чистом виде запрещено положениями ст. 56.1 Трудового кодекса РФ еще в 2016 г. [2]. Однако юристы-аналитики [3] отмечают, что аутсорсинг возможен в отечественной практике при условии, что работника отправляют трудиться «на благо чужого предприятия» с его согласия, срок договора не превышает 9 месяцев, а заключение соглашения аутсорсинга осуществляется «через соответствующим образом аккредитованное юридическое лицо» [4].

Итак, организации, использующие «заемный труд», основной акцент делают на оказание услуг в юридической и бухгалтерской сферах [5]. Основные из них отражены на рис. 2.

Юридические услуги 19,4'%

Не используем сторонние услуги,все специалисты есть в штате предприятия 44,3%

Услуги по возврату - дебиторской задолженно сти 2,5%

Аудиторские услуги 8,6%

Услуги по набору кадров 1,9%

Консалтинговые услуги 4,5%

Прочие услуги 1,6%

Рис. 1. Результаты анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства об использовании ими «заемного» труда

Рис. 2. Направления использования аутсорсинга неключевых бизнес-процессов субъектами малого и среднего предпринимательства РФ

I

Определение уровня сервиса, оказываемого аутсорсинговой организацией, и оценка его приемлемости

Рис.3. Порядок решения вопросов при выборе аутсорсинговой организации

Что касается сферы информационных технологий, то в данном случае аутсорсинг представляет отдельный интерес, так как максимально подходит для организации труда такого типа организаций. Подтверждением сказанного является и серьезный рост данного рынка, несмотря на кризисную экономическую ситуацию в России и санкционные войны со странами Запада и США. В такой сложной ситуации именно рынок аутсорсинга сферы информационных технологий может помочь в их импортозамещении, особенно учитывая тот факт, что зарубежный производитель сложного программного обеспечения может в любой момент отказаться от поддержки своих продуктов на территории РФ. Если такое произойдет, то аутсорсинговые организации, которые предлагают высококачественные информационные технологии, несомненно выйдут на первое место.

Далее следует отметить различие концепций использования аутсорсинга в отечественных и зарубежных организациях. Если на Западе основным мотивом его использования является «сокращение рисков работы в новой для предприятия юридической и фискальной среде», то для отечественных организаций мотивирующим фактором является «передача на аутсорсинг функций, позволяющих уменьшить расходы» [6]. Анализ показывает и разницу в отношении к аутсорсингу отечественных и иностранных компаний: если последние предпочитают перекладывать на аутсорсинговую компанию действительно важные и серьезные функции, то в России передается так называемая «мелочь» и некритичные для деятельности организации функции.

Учитывая вышесказанное, следует рекомендовать отечественному бизнесу переориентировать цели и задачи применения аутсорсинга, использовать как зарубежный опыт, так и реалии отечественных экономики и права и не бояться прибегать к «заемному труду».

В расширенной трактовке, в рамках деятельности отдельного предприятия, процесс поиска подходящей аутсорсинговой организации и передачи ей в ведение непрофильных задач предприятия следует реализо-вывать, руководствуясь алгоритмом проиллюстрированным рис. 3.

Очевидно, что первым шагом при выборе аутсор-синговой организации следует определить критерии, по которым этот выбор будет в дальнейшем осуществляться. Можно предположить, что в каждом конкретном случае (в т.ч. учитывая специфику деятельности организации, стиль руководства и т.д.) этот перечень критериев будет отличаться, однако логично выделить общие для значительного большинства заинтересованных в аутсорсинге организаций критерии:

- стоимость выполнения услуг аутсорсинга. Данный пункт является особенно важным, учитывая отмеченный выше интерес отечественных предпринимателей именно к финансовой стороне вопроса;

- наличие опыта у аутсорсинговой организации. Чем более опытной является аутсорсинговая организация, тем, вероятно, меньше проблем возникнет у ее клиента впоследствии;

- наличие у аутсорсинговой организации достаточного числа специалистов для выполнения взятых на себя функций.

Таблица 1

Динамика выручки к рупнеиших отечественных аутсорсинговых организации [7]

№ Компания Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга (млн руб.)

2016 2015 2014

1 Ланит 15461,40 12028,50 9932,70

2 Maykor 10234,10 10629,40 10893,02

3 Инфосистемы Джет 7224,00 5768,90 5176,86

4 Крок 6359,90 5321,30 4641,76

5 Амтел-Сервис 2114,60 1847,00 336,00

6 ICL Services 1892,00 1704,00 3218,57

7 АМТ-Груп 1533,00 1142,00 933,19

8 АйТи 1150,00 980,00 885,00

Что же касается организаций - лидеров отечественного рынка аутсорсинга, то здесь следует отметить определенный рост, наблюдающийся даже в последние, весьма сложные с экономической и геополитической точки зрения годы. Подтверждением сказанного являются данные об объемах выручки ТОП-8 крупнейших отечественных аутсорсинговых организаций (табл. 1).

На основе анализа данных таблицы можно отметить, что практически все лидеры рынка относятся к предприятиям сферы информационных технологий. Обоснованием такой статистики являются следующие факторы:

- рост спроса на миграцию данных и хостинг в соответствии с Федеральным законом о защите данных;

- наличие в РФ законодательства, развивающего процессы импортозамещения программного обеспечения;

- наличие роста спроса на сложные технологические платформы, в т.ч. обеспечивающие функционирование частных «облаков», решений для мобильных платформ и т.д.;

- наличие спроса на системную интеграцию существующих услуг в облачную архитектуру;

- наличие потребности в банковской, нефтегазовой и телекоммуникационной сферах в анализе огромных массивов данных;

- рост объемов отечественных и иностранных инвестиций в модернизацию инфраструктуры существующих и создании новых информационных технологий, в т.ч. таких как проектирование дата-центров, контактных центров и т.д.;

- рост популярности CRM, HRM, SCM и ERP-систем не только в крупных организациях, но и в розничной торговле и мелкосерийном производстве.

Из прочих трендов специалисты подчеркивают развитие принципа разделения ИТ-функций между инсорсингом и аутсорсингом: компактное штатное подразделение формирует и контролирует общую архитектуру и управляет стратегией развития информационных систем, а остальные так называемые «рутинные» функции выводятся на аутсорсинг.

Итак, выше было показано, что аутсорсинг имеет место в развитии отечественных предприятий как малого, так и крупного бизнеса. И в каждом сегменте имеется свой «интерес» к данной технологии использования «заемного труда». Однако для дальнейшего

поступательного развития российской индустрии услуг и аутсорсинга и выхода отечественных поставщиков аутсорсинговых услуг на зарубежные рынки экономически развитых стран все же необходимо взаимодействие существующих на данный момент времени игроков рынка и органов государственной власти РФ. Представляется резонным осуществление взаимодействия по следующим направлениям:

- необходима модернизация отечественного законодательства в контексте выявления и развития возможности заключения сервисных контрактов на продолжительный (3-5 лет) срок, ибо при меньшем сроке контракта он не обязательно сможет окупиться. Также целесообразно наладить взаимодействие государственных органов и бизнеса в разработке и реализации узкоспециализированных программ страхования соответствующих аутсорсинговых рисков;

- целесообразно принятие мер по формированию экономических условий, способствующих опережающему росту развития индустрии услуг сферы информационных технологий и аутсорсинга внутри РФ, для чего стоит переориентировать крупные отечественные государственные корпорации к фокусированию своей деятельности исключительно на ключевых компетенциях с последующей передачей аутсорсинговым структурам функций, не являющихся ключевыми и не формирующих ненужных конкурентных преимуществ;

- необходимо осуществление подготовки профессиональных кадров, знающих и умеющих использовать самые современные прикладные отраслевые инструменты;

- поддержание новой отраслью народного хозяйства отечественной наукой через фундаментальное изучение и анализ аутсорсинга. Резюмируя, следует подчеркнуть, что при правильном подходе со стороны государства и бизнес-структур аутсорсинг сможет не только привлекать на себя всё больше функций предприятий-заказчиков, но и способствовать росту выручки всех участвующих в нем лиц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Словарь бизнес-терминов. Источник: Интернет-портал «Академик.ру». [Электронный ресурс]. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ business/19363 /АУТСОРСИНГ

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от

05.02.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683/

3. Светогорова В.В. Виды аутсорсинга и их использование в российской практике/ В.В. Светогорова // Молодой ученый. - 2016. - №25 (129).

4. ФЗ РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 60/

5. Павлова У.В., Зимовец А.В. Заемный труд: современные особенности/ У.В. Павлова, А.В. Зимовец //Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIX междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Изд-во «Наука и просвещение», 2018.

6. Романова А.А. Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики/ А.А. Романова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. -URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf

7. ИТ-аутсорсинг (рынок России) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:ИТ-аутсорсинг_%28рынок_России%29#. D0.98.D0.B7.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D 0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0 .B8_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D1.8B_.D0. B0.D1.83.D1.82.D1.81.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.B8.D 0.BD.D0.B3.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D1.85_.D0.BA.D0 .BE.D0.BC.D0.BF.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B9

© Александр Владимирович Зимовец, 2018 © Ульяна Владимировна Павлова, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.