УДК 33.332.13
АУТСОРСИНГ В РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОНОГОРОДОВ
Владислав Г. Шадрин1, @
1 Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ vladii@mail.ru
Поступила в редакцию 31.01.2018. Принята к печати 27.03.2018.
Ключевые слова:
моногорода, качество жизни, аутсорсинг, социальный аутсорсинг, диверсификация.
Аннотация: Проблема развития и совершенствования моногородов продиктована задачами не только развития бизнеса и предпринимательства на соответствующих территориях, но и повышения качества жизни населения для предотвращения оттока трудоспособного населения. Остро стоит вопрос об опережающем развитии проблемных территорий, использовании современных инструментов для раскрытия потенциала социально-экономического развития моногородов. Как один из инструментов рассматривается аутсорсинг в его усовершенствованном виде. Существующая практика и опыт использования аутсорсинга для диверсификации экономики моногородов, развития малого и среднего бизнеса показывают зависимость аутсорсеров от экономического положения градообразующих предприятий. Предлагается, проанализировав мировой опыт аутсорсингового подхода на базе моногородов, определить возможность аутсорсинга при решении проблем моногородов, включающих не только вовлеченность на размещение крупными компаниями, градообразующими предприятиями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах, но и внедрение аутсорсинга в решение социальных проблем, в частности через использование «социального аутсорсинга».
Для цитирования: Шадрин В. Г. Аутсорсинг в решении экономических и социальных проблем моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 157-161. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-157-161.
Проблемы развития моногородов являются одним из важнейших аспектов внутренней экономической политики РФ, направленной на модернизацию и устойчивое развитие территорий. Как известно, ключевыми критериями отнесений территории к моногородам являются:
• наличие единого производственного комплекса, на котором занято на основной работе более 25 % экономически активного населения;
• наличие производственного комплекса, на долю которого приходится более 50 % объема промышленного производства.
В моногороде экономические агенты и население практически не обладают гибкостью к изменениям рыночной конъюнктуры, что является существенным барьером для устойчивого развития данного территориального образования [1].
Для преодоления проблемы моногородов согласно Распоряжению правительства Российской Федерации происходит структурное разделение их на 3 уровня -федеральный, региональный и муниципальный для определения ролей и ответственности при принятии мер для снижения рисков функционирования и разрешения кризисных ситуаций. Основной механизм -это разработка и реализация комплексной программы развития моногородов, которую требуется не просто разработать, но и утвердить и защитить в конкурентной борьбе за право воспользоваться одним из инструментов государственной поддержки комплексной
программы развития моногородов из следующего перечня:
• бюджетные кредиты;
• субсидии;
• дотации;
• инвестиционная поддержка [2].
Моногорода нельзя назвать чисто российской
особенностью экономического ландшафта. Данное образование, иногда терминологизируемое как «город-завод», присутствовало и присутствует во многих странах. Мировой опыт показывает, что есть 2 пути решения проблемы. Американский - когда жители переезжают в другие места, где есть работа. Город сжимается в размерах, но при этом сохраняет свои городские функции. Европейский - это государственные и региональные программы санации территории. Они включают экологическую очистку, проекты развития инфраструктуры и обучения занятых в старых отраслях новым профессиям [3]. Отметим, что за рубежом помимо вышеперечисленных мер поддержки широко применяется банкротство территорий и их консервация при отсутствии частного влияния в долгосрочную программу развития. Применяется практика сохранения территории как туристической дестинации при минимальном количестве населения, стимулирования размещения высокотехнологичных производств при наличии соответствующих ресурсов (например майнинг криптовалют) или производств социально неустойчивых товаров (например выращивание,
в случае законодательной легализации, марихуаны для медицинских нужд). В России более распространена практика развития моногородов на основе дифференцированного подхода с частно-государственным партнерством.
Одним из эффективных инструментов для модернизации и развития предприятий, а соответственно и последующего улучшения качества региональной экономики как на сервисном, так и технологическом уровне, является аутсорсинг. Эффективность его использования может использоваться для совершенствования развития рыночной и социально-технической инфраструктуры как составляющих качественного и устойчивого социально-экономического положения моногорода. Для повышения собственной конкурентоспособности компании передают на аутсорсинг специализированным организациям выполнение бизнес-процессов, которые до этого выполнялись самостоятельно.
За последнее десятилетие в связи с ростом мировой конкуренции, усложнением бизнес-процессов, фокусированием внимания компаний на основных видах деятельности, компании все чаще прибегают к аутсорсингу как решению проблемы осуществления стратегически неважных, непрофильных бизнес-процессов.
Анализ использования услуг организаций рыночной инфраструктуры в экономике РФ, дает основание утверждать, что аутсорсинговые компании - нормальный эволюционный путь развития рыночной инфраструктуры. Новые, адекватные задачам предприятий и экономическим условиям страны, формы взаимодействия предприятий, стратегии взаимовыгодного сотрудничества должны разрабатываться с учетом анализа форм аутсорсинга, зарубежного опыта, результатов и проблем функционирования различных организаций, оказывающих услуги организациям на контрактной основе [4].
Обобщая мировой и российский опыт применения аутсорсинга, можно сделать вывод, что он является современным инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности организаций. Несмотря на небольшую историю использования, он стал неотъемлемой частью стратегии многих успешных зарубежных компаний и начинает применяться в деловой практике отечественных предприятий, хотя и существуют различия в причинах использования аутсорсинга и распространенности его видов.
В РФ предпринимались многочисленные попытки развития инфраструктуры для оказания услуг организациям. В различных отраслях создавались структуры по поддержке и оказанию услуг предприятиям, фонды поддержки предпринимательства, агентства по развитию малого и среднего бизнеса. Возможность получения предприятиями полного спектра услуг для эффективного ведения хозяйства является основой оптимизации деятельности малого бизнеса. Данные функции пытаются передать на выполнение таким инфраструктурным элементам, как бизнес-инкубаторам, технологическим паркам, инновационным центрам, центрам кластерного развития, центрам поддержки предпринимательства, многофункциональным цен-
трам (МФЦ) и т. п. Но они часть инфраструктуры, требующейся малому бизнесу, в центре их внимания прежде всего идея, новация, функциональная направленность - технологическая, цель - «рост идеи» и обеспечение взаимодействия с заинтересованными субъектами. Вне сферы их внимания остаётся оперативная, текущая деятельность предприятия, связанная со всем комплексом экономической деятельности предприятия, присущей рынку - производство, сбыт, маркетинг, финансы, право, бухгалтерия, снабжение, реклама и т. д. Именно эти, органически присущие предприятиям функции, необходимы малому бизнесу для осуществления устойчивой, стабильной деятельности, но выполнение которых может быть затруднено из-за недостаточности ресурсов и специалистов для их выполнения. Считалось, что обеспечение малых предприятий необходимыми функциями обеспечат организации рыночной инфраструктуры, но существующие сервисные компании не соответствовали требованиям малых предприятий в предоставлении услуг по доступной цене и качеству [5].
Рассмотрим возможности аутсорсинга в решении социально-экономических проблем моногородов. Исходя из эмпирических данных и действующих комплексных программ развития моногородов можно выделить следующее:
- реструктуризация градообразующих предприятий и перевод на аутсорсинг неключевых бизнес-процессов, обеспечение занятостью высвобождаемых работников и создание интеграционной цепи добавленной стоимости по схеме «крупное предприятие-малый бизнес»;
- развитие малого бизнеса и предпринимательства через организацию и координацию аутсорсинговых структур по ведению и поддержке бизнеса;
- внедрение иных видов аутсорсинга.
Социально-экономическая статистика при схеме,
когда происходит вывод непрофильных активов с градообразующего предприятия и последующее приобретение соответствующих бизнес-процессов и услуг у получаемых аутсорсинговых компаний, существует сильная зависимость между показателями рыночной конъюнктуры и возможностями крупного бизнеса для обеспечения и загрузки аутсорсинговых региональных и муниципальных компаний заказами. Т. к. затраты переведены их постоянных в переменных и появляется возможность сделать их постоянными, то в период кризиса или падения цен на продукцию монопроизводства экономическая целесообразность диктует минимизацию затрат. Обратимся к примерам 2014-2015 гг., когда останавливались производственные конвейеры автомобильных производств на территории РФ, пересматривались в сторону снижения производственные программы в перерабатывающей промышленности, падал оборот розничной и оптовой торговли.
Одним из путей решения проблем моногородов на основе аутсорсинга предлагается создание многофункционального аутсорсингового центра для формирования условий устойчивой работы малых и средних предприятий как организуемых на градообразующем
предприятии для вывода на аутсорсинг, так и вновь созданными при осуществлении программ диверсификации и трудоустройства высвобождаемых работников с крупных предприятий и их вовлечения в предпринимательство [6].
Как показывает практика, наиболее распространенный вид аутсорсинга в РФ - это ИТ-аутсорсинг, который наиболее востребован заказчиками, в том числе крупными региональными предприятиями. В этом сегменте аутсорсинга происходит углубление специализации и консолидация рынка, почти 40 % рынка ИТ-аутсорсинга занимают крупные федеральные интеграторы, подавляющее большинство компаний (почти 90 %) готовят специалистов аутсорсинга путем внутреннего обучения и переподготовки, обеспечения карьерного роста и развития через участие в практической работе по поддержке клиентов, получают сертификацию по самым современным международным стандартам [7]. Как кажется, изначально услуга ИТ-аутсорсинга будет неконкурентоспособная в моногородах при указанных выше тенденциях, отсутствии специалистов, оборудования, лицензионного программного обеспечения, отсутствии практик и кейсов, сертификатов и развитии дистанционного и облачного обслуживания. То же самое можно резюмировать и в отношении других услуг - материально-технических, финансовых, трудовых, информационных. Одним из ключевых преимуществ аутсорсинговых компаний является экономия за счет масштабируемости и применения лучших практик, что возможно при организации аутсорсингового центра в средних и крупных городах, при наличии образовательной, воспроизводственной, информационно-технической инфраструктуры, и что немаловажно, конкурентной среды. К сожалению, в моногородах одной их ключевых проблем является и качество человеческих ресурсов, слабо развитая социальная инфраструктура, низкий уровень вложений в человеческий капитал. Все это порождает замкнутую проблему: невысокие зарплаты - неразвитость социальных институтов - отток кадров - отсутствие специалистов.
Как видится, преодоление инертности институциональной среды на уровне регионов сильно коррелирует с повышением качества жизни, развитием сферы услуг и торговли. И именно здесь может найти применение аутсорсинг в его современных формах:
- аутсорсинг продаж;
- социальный аутсорсинг.
Рассмотрим возможности социального аутсорсинга в решении социально-трудовых проблем моногородов. Социальный аутсорсинг - это передача определенных полномочий и функций НКО и коммерческим организациям до этого реализуемых муниципальными учреждениями, в том числе предоставление социальных услуг. Считается, что во многих случаях качество предоставления муниципальных услуг внешними
исполнителями лучше, чем предоставляемые муниципальными учреждениями. Это раскрывается через механизм конкурентной борьбы и встраиваемости социальных услуг не в базис «необходимость и обязательность исполнения», а в рыночную и сервисную составляющие [8].
В последние годы развития общества предполагает появление новых социальных институтов, которые будут эффективно справляться с поставленными целями и задачами, но при этом иметь оптимальное финансирование. Социальная политика России направлена на расширение возможностей оказания качественных социальных услуг. Здесь центром проблем и перспектив становятся внешние исполнители. К 2018 г. Министерство финансов предлагает передать внешним исполнителям 20 % государственных услуг, а к 2020 г. их доля должна вырасти до 60 %. Аутсорсинг обладает рядом преимуществ по отношению к государственным социальным учреждениям. Во-первых, качество предоставления социальных услуг внешними организациями априори отличается в лучшую сторону от услуг предоставляемых гражданам, в том числе на территории моногородов, государственными учреждениями. Во-вторых, передача части социальных услуг на внешнее исполнение позволяет экономить региональные и муниципальные средства из-за конкурсной основы выбора исполнителя и заключения с ним эффективного контракта. В-третьих, это возможность предоставления государственной поддержки и льгот. В-четвертых, при успешной реализации концепции социального аутсорсинга повышается доходная часть бюджетов всех уровней. В-пятых, происходит возникновение импульса к созданию новых организаций, развитии социального предпринимательства, что особенно актуально для сохранения занятости в той части населения моногородов, которая в силу определенных причин немобильна территориально и сложно переобучаема [9].
Также существует и ряд проблем, которые «тормозят» развитие социального аутсорсинга в России. К ним можно отнести несовершенство в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов, налоговую нагрузку и бюрократическую направленность управленческих органов [10].
Одной из задач комплексных программ развития моногородов является повышение качества жизни для предотвращения отрицательной миграции и возврата молодежи после получения образования в моногорода. Реализация социального аутсорсинга позволяет как обеспечить занятостью трудовые ресурсы моногорода для их диверсификации и изменения структуры занятости, так и создать предпосылки для вложений ресурсов в социальное предпринимательство, позитивно воспринимаемое в среде современного поколения «миллени-алов», что в итоге должно сказаться и на повышении инвестиционной привлекательности моногородов.
Литература
1. Дулесов А. Н., Бехтерев Д. В. Классификация моногородов по их жизненному циклу // Фундаментальные исследования. 2015. № 10. Ч. 1. С. 161-165.
2. В России появится Фонд развития моногородов // Интерфакс (Interfax). 04.09.2014, 09:03. Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/394907 (дата обращения: 07.03.2018).
3. Павленко А. С. Моногорода: проблемы и перспективы: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля - 31 марта 2012 года). Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/277/1811 (дата обращения: 06.03.2018).
4. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.
5. Антонов Г. Д., Иванова О. П., Шадрин В. Г., Санжаровский К. В. Формирование аутсорсингового центра в регионе - инструмент поддержки малого и среднего бизнеса // Вестник университета. 2009. N° 3. С. 156-161.
6. Иванова О. П. Создание аутсорсингового центра как инструмента формирования условий для диверсификации экономики моногородов // Сибирская финансовая школа. 2015. № 1. С. 9-12.
7. ИТ-аутсорсинг (рынок России): статья // TAdviser. 02.08.2018, 16:46:49. Режим доступа: http://www. tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ-аутсорсинг_%28рынок_России%29 (дата обращения: 07.03.2018).
8. Зобнин А. В. Реализация концепции социального аутсорсинга на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 167-178.
9. Heeks R., Arun Sh. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women's social enterprises in Kerala // Journal of International Development. 2010. Т. 22. № 4. P. 441-454.
10. Социальный аутсорсинг // Экономические основы социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Маяцкой. М.: Дашков и К, 2013. С. 248-251.
OUTSOURCING IN SOLVING ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS
Vladislav G. Shadrin1 @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ vladii@mail.ru
Received 31.01.2018. Accepted 27.03.2018.
Keywords: Abstract: Development and improvement of single-industry towns remain a burning
monocities, quality issue not only because of the entrepreneurship and business development on the
of life, outsourcing, respective territories but mostly because of the need to improve the quality of life and
social outsourcing, prevent outflow of working population. Other acute problems involve the advanced
diversification. development of problem areas, as well as the use of modern tools to disclose the
potential for socio-economic development of single-industry towns. Outsourcing can be considered such a tool, if improved. The existing practice and experience of using outsourcing for diversification of single-industry economy and development of small and medium-sized businesses show the dependence of outsourcers on the economic situation of city-forming enterprises. The paper features an analysis of the world experience in outsourcing approach for single-industry cities. It is proposed to use outsourcing as a problem solving tool for single-industry towns. Together with large companies, city-forming enterprises and service industries, outsourcing can play an important role in solving social problems, in particular through "social outsourcing".
For citation: Shadrin V. G. Autsorsing v reshenii ekonomicheskikh i sotsial'nykh problem monogorodov [Outsourcing in Solving Economic and Social Problems of Single-Industry Towns]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2018): 157-161. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-157-161.
References
1. Dulesov A. N., Bekhterev D. V. Klassifikatsiia monogorodov po ikh zhiznennomu tsiklu [Classification of single-industry towns by their life cycle, Journal of Fundamental Research]. Fundamental'nye issledovaniia = Fundamental Research, 1, no. 10 (2015): 161-165.
2. V Rossii poiavitsia Fond razvitiia monogorodov [Fund for the development of single-industry towns will appear in Russia]. 04.09.2014, 09:03. Available at: http://www.interfax.ru/business/394907 (accessed 07.03.2018).
3. Pavlenko A. S. Monogoroda: problemy i perspektivy: materialy IVMezhdunarodnoi studencheskoi elektronnoi nauchnoi konferentsii «Studencheskii nauchnyi forum» (15 fevralia - 31 marta 2012 goda) [Monotown: problems and prospects: Proc. IV Intern. student's electronic Sci. Conf. "Student's Scientific Forum" (February 15 - on March 31 2012)]. Available at: https://www.rae.ru/forum2012/277/1811 (accessed 06.03.2018).
4. Deming E. Vykhod iz krizisa: Novaia paradigma upravleniia liud'mi, sistemami i protsessami [Exit from the crisis: A new paradigm for managing people, systems and processes]. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2007, 370.
5. Antonov G. D., Ivanova O. P., Shadrin V G., Sanzharovskii K. V. Formirovanie autsorsingovogo tsentra v regione -instrument podderzhki malogo i srednego biznesa [Formation of an outsourcing center in the region - a tool for supporting small and medium-sized businesses]. Vestnik universiteta = Bulletin of the University, no. 3 (2009): 156-161.
6. Ivanova O. P. Sozdanie autsorsingovogo tsentra kak instrumenta formirovaniia uslovii dlia diversifikatsii ekonomiki monogorodov [Creation of an outsourcing center as a tool for creating conditions for diversifying the economy of single-industry cities]. Sibirskaiafinansovaia shkola = Siberian Financial School, no. 1 (2015): 9-12.
7. IT-autsorsing (rynok Rossii) [IT outsourcing (Russian market)]. 02.08.2018, 16:46:49. Available at: http:// www.tadviser.ru/index.php (accessed 07.03.2018).
8. Zobnin A. V. Realizatsiia kontseptsii sotsial'nogo autsorsinga na territorii Furmanovskogo munitsipal'nogo raiona Ivanovskoi oblasti [Realization of the concept of social outsourcing on the territory of Furmanovsky municipal district of the Ivanovo region]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia = Issues of state and municipal management, no. 1 (2011): 167-178.
9. Heeks R., Arun Sh. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women's social enterprises in Kerala. Journal of International Development, 22, no. 4 (2010): 441-454.
10. Sotsial'nyi autsorsing [Social outsourcing]. Ekonomicheskie osnovy sotsial'noi raboty [Economic bases of social work]. Moscow: Dashkov i K, 2013, 248-251.