Научная статья на тему 'Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры (на примере службы мониторинга сферы культуры Иркутской области иогунб им. И. И. Молчанова-Сибирского)'

Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры (на примере службы мониторинга сферы культуры Иркутской области иогунб им. И. И. Молчанова-Сибирского) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА / СЛУЖБА МОНИТОРИНГА / РУКО-ВОДИТЕЛИ / ЗАПРОСЫ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киселева Татьяна Михайловна

Обсуждаются возможности аналитического подразделения в областной научной библиотеке. Характеризуются задачи, основные группы пользователей Службы мониторинга сферы культуры Иркутской области. Определены ее основные виды аналитической продукции по постоянно действующим запросам, показана перспективность опережающей информации. Приведены данные экспресс-опроса руководители управлений культуры МО Иркутской области, директоров биб-лиотек и библиотечных систем, руководители областных учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры (на примере службы мониторинга сферы культуры Иркутской области иогунб им. И. И. Молчанова-Сибирского)»

3. Следует иметь в виду, что члены общества не имеют адекватного представления о собственных коммуникационных, мнемических, познавательных, регуляционных, эстетических потребностях. В связи с этим анкетные опросы не могут служить надежным источником для определения информационных потребностей.

Т. М. Киселева

Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры (на примере Службы мониторинга сферы культуры Иркутской области ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского)

Обсуждаются возможности аналитического подразделения в областной научной библиотеке. Характеризуются задачи, основные группы пользователей Службы мониторинга сферы культуры Иркутской области. Определены ее основные виды аналитической продукции по постоянно действующим запросам, показана перспективность опережающей информации. Приведены данные экспресс-опроса руководители управлений культуры МО Иркутской области, директоров биб-лиотек и библиотечных систем, руководители областных учреждений культуры.

Ключевые слова: аналитическая служба, областная библиотека, служба мониторинга, руководители, запросы, экспресс-опрос, аналитическая продукция

Необходимость осуществлять целенаправленную политику региона в сфере культуры, эффективно действовать в условиях информационного общества привела к появлению аналитических подразделений в библиотеках. Информационно-аналитические службы стали создаваться в структуре органов власти, в министерствах и ведомствах, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях.

Отличительной чертой данных служб стала органическая включенность в соответствующие сферы деятельности. Основная цель создания аналитических служб - осуществление информационного сопровождения деятельности органов управления в соответствующих сферах, которое в свою очередь включает в себя упорядочивание информационного пространства, оптимизацию информационных потоков, обеспечение сохранения накопленных информационных ресурсов и т.п. Информационная аналитика выполняет задачу качественно-содержательного преобразования информации.

Технология информационного мониторинга. Использование технологий информационного мониторинга в сфере культуры позволяет получить достаточно достоверную картину изменений функциональных возможностей учреждений культуры, оценить их потенциал.

Применительно к сфере культуры мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом деятельности учреждений культуры и отрасли в целом с целью выявления соответствия желаемым результатом или исходным положением. Объектами мониторинга могут стать

все составляющие отрасли: кадры, услуги, потребители, показатели деятельности и т. п. Мониторинг основывается на следующих принципах: целостность, оперативность, соответствие, прогностичность. В качестве индикаторов используются показатели статистики.

Понятие «информационный мониторинг» и сама технология были введены в профессиональный оборот в 1990 г. Г. Ф. Гордукаловой1.

Мониторинг как технология познавательной и предметно-практической деятельности имеет ряд преимуществ перед другими методами информационной аналитики, которые также обеспечивают адекватную оценку ситуации и осуществляют прогнозирование и выработку оптимальных управленческих решений.

Во-первых, мониторинг дает представление об объекте наблюдения по набору индикаторов, разносторонне отражающих его состояние и факторы, влияющие на его развитие. Поэтому одной из важнейших характеристик этого метода исследования можно считать получение комплексных сведений об объекте наблюдения.

Во-вторых, мониторинг подразумевает оперативность и регулярность получения информации о состоянии объекта наблюдения.

В-третьих, преимуществом данной технологии является стандартизация сбора и предоставления информации, что дает возможность отслеживать показатели в динамике.

Главная задача библиотеки как социального института - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Общественные трансформации неизбежно приводят к изменению информационных потребностей всех потребителей информации, в том числе и такой категории как руководители.

Новая парадигма управления - менеджмент, основанный на знаниях, диктует необходимость изменения подходов к информационному обслуживанию руководства и перехода от стандартных информационно-библиотечных методов обслуживания к аналитическим методам информационного обеспечения потребителей информации.

Служба мониторинга в областной библиотеке. Происходящие технологические и социокультурные изменения способствуют развитию библиотеки как регионального ресурсного информационно-библиотечного центра. При этом «информационный центр» определяется как «... организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации» (ГОСТ 7.0-99).

1 Гордукалова Г. Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности: учеб. пособие / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л.: ЛГИК, 1990. 108 с.; Гордукалова Г. Ф., Юдина Л. В. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов: учеб. пособие / ИПКИР. М.: ИПКИР, 1991. 110 с.

Т. Ф. Берестова считает возможным превращение библиотеки в информационный центр в случае осуществления ею на высоком уровне аналитикосинтетической обработки изданий, создания вторичной фактографической информации и предоставления услуг по фактографическому обслуживанию1.

Информационно-аналитическое обеспечение любой деятельности по характеру задач делится на два основных направления - поиск и добыча информации как таковой и ее последующая обработка, оценка и обобщение (анализ).

Основной задачей, решаемой средствами информационно-аналитического обеспечения, является предоставление потребителю информации максимально полных и достоверных сведений по интересующему его вопросу.

Структура областной научной библиотеки предполагает наличие подразделений и отделов, решающих многофункциональные задачи. На основании приказа департамента культуры и архивов Иркутской области в целях создания единой информационно-аналитической системы, обеспечивающей координацию деятельности учреждений отрасли культуры, в марте 2008 года был создан информационно-аналитический отдел Иркутской государственной областной научной библиотеки (ИОГУНБ) им. И. И. Молчанова-Сибирского «Служба мониторинга сферы культуры Иркутской области» (далее -СМСКИо).

Приоритетным направлением информационной деятельности СМСКИо ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского является организация информационного обслуживания руководящих работников в сфере культуры Иркутской области.

Информационно-аналитическое обеспечение. Одна из функций СМСКИо - информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности. Мне бы хотелось разграничить понятия «информационное обслуживание» и «информационное обеспечение», подчеркнув преимущества последнего.

В. М. Подчернин, проведя анализ определений понятия «информационное обеспечение», предлагает рассматривать его как:

- процесс предоставления данных для формирования понятия о чем-либо,

- функцию кого-либо персонально либо некоего структурного подразделения,

- ресурс при решении какой-либо задачи2.

Таким образом, информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность.

1 Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод пособие. М.: Либерея-бибинформ, 2005.

С. 115.

2 Подчернин В. М. Некоторые вопросы информационного обеспечения и информационно-аналитической деятельности // Библиосфера. 2007. № 1. С. 21-23.

При информационном обеспечении библиотечный работник сам становится активным участником создания общественно значимого продукта. Ю. Н. Дрешер предлагает следующее определение: «Информационное обеспечение - это информационная деятельность, включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих по отношению к научным исследованиям информационных функций, соединенных в логически последовательную, целенаправленную систему»1. При этом, естественно, не исключается возможность использования отдельных традиционных форм обслуживания потребителей информации (например, режим «запрос-ответ»).

Таким образом, информационное обеспечение представляет собой процесс постоянного курирования проблемы (запроса) - от возникновения до решения.

Любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения. Чем выше руководящий состав, тем больше объем и интенсивность поступления информации, необходимой для принятия решений.

Информационная база и результаты мониторинга. Очевидно, что необходимым условием функционирования информационно-аналитических структур является наличие механизма доступа к соответствующей исходной информации.

Необходимую для полноценной аналитической деятельности информационную базу можно разделить на три составляющие.

Первая отражает состояние внешней среды: экономики, политики, правового регулирования, социально-экономическое развитие общества и т. п. Источниками соответствующей информации являются СМИ, статистические и другие официальные информационные каналы, научная литература общего характера.

Вторая составляющая включает сведения о тех структурах, с которыми управляемая система входит в непосредственное соприкосновение: органы региональной (местной) власти, партнеры (коллеги) по профессиональной деятельности, конкурентное пространство, соседи по территории и т.п. Помимо региональных СМИ и официальных источников в этой составляющей информационной базы более важную роль играют специализированные (профессиональные) и неофициальные каналы информации.

Третья составляющая - совокупность сведений, которая дает исчерпывающее представление о текущем состоянии и тенденциях развития управляемой системы.

1 Дрешер Ю. Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: учеб.-метод. пособие. СПб.: Профессия, 2008. С. 25.

СМСКИо обеспечивает возможность:

- получения регулярной аналитической и обзорной информации по важнейшим аспектам (на основе традиционного и контент-анализа СМИ, соответствующей нормативной и директивной информации и т.п.);

- подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития сферы культуры;

- оперативного получения оптимального объема информации в непредвиденных или чрезвычайных ситуациях.

Пользователи аналитической информации СМСКИо. В число постоянных пользователей отдела входят групповые и индивидуальные пользователи информации. Среди групповых - органы управления культурой (Министерство культуры и архивов Иркутской области, управления культуры МО Иркутской области), областные учреждения культуры. Среди индивидуальных - сотрудники министерства, специалисты руководящего звена из областных учреждений культуры, руководители библиотек и библиотечных систем Иркутской области.

Все запросы, поступающие в отдел можно разбить на две группы:

Постоянно действующие запросы. Они отражают наиболее устойчивую и типовую потребности пользователей в мониторинге новостной и статистической информации с ее аналитическим представлением. Потребители информации еженедельно по рассылке получают дайджесты «Культура России в СМИ» и «Культура Иркутской области в СМИ». Ежегодно мы выпускаем статистический сборник «Государственные и муниципальные учреждения культуры в цифрах» и аналитический обзор статистической информации.

Разовые запросы. Поступают от пользователей по мере решения ими конкретных социально-культурных проблем в регионе, предполагают оперативное выполнение в режиме запрос-ответ. Накапливаемый массив данных Службы мониторинга позволяет быстро отвечать на основную часть запросов в широком тематическом диапазоне культуры региона.

Разовые запросы выполняются с использованием всех фондов библиотеки и информационно-справочных систем. Основные источники информации: официальная статистика, отраслевые официальные и информационные сайты, тематические и краеведческие справочники. В качестве ответа на разовые запросы Служба мониторинга может выдавать фактографическую, ситуационную и иные разновидности обзорных справок.

Каждый деловой человек обладает определенными информационными потребностями. Если о профессиональных интересах, информационных запросах и потребностях, спрашивают руководителей достаточно высокого ранга, то чаще всего следует ответ: «Меня интересует все».

Действительно, чем выше ранг руководителя, тем шире круг его профессиональных интересов. В этом заключается одна из главных трудностей информационного обслуживания руководителей.

Как показывает практика, стремление, учитывая широту интересов руководителей направлять им как можно чаще и как можно в большем объеме разнообразных материалов в расчете на высокую оценку своей деятельности, себя не оправдывают. Руководители, «загружаемые» сверх меры различными информационными материалами, крайне редко их просматривают, считая, что на это нет времени. При этом происходит обесценивание деятельности информационного работника.

Для того чтобы исключить подобное парадоксальное явление, при обслуживании приоритетных потребителей информации необходимо руководствоваться следующим положением: та или иная информация должна поступать к руководителю не до того, как в ней возникла необходимость, и тем более не после того, а именно в тот момент, когда возникла необходимость в данной информации.

Исходя из этого положения, главное требование к информационному обслуживанию руководителей заключается в обеспечении постоянной готовности незамедлительно выдать руководителю по его запросу необходимую ему информацию.

В связи с этим в практике нашего отдела - ежедневное знакомство с обновлениями сайтов по культуре. Отслеживаем тематику координационных советов, конференций, публикаций по управлению сферой культуры и по мере появления новых тем - отмечаем их, начинаем собирать материал.

Сигнальную библиографическую информацию руководители используют неохотно. Предпочтение отдается документам, которые прошли аналитикосинтетическую обработку: рефератам, дайджестам, обзорам. И желательно в электронном виде, чтобы можно было использовать в отчетах, докладах и т. п. Поэтому основной способ предоставления информации - рассылка по электронной почте. Печатные издания раздаются на совещаниях и других мероприятиях.

Значительное место в определении содержания информационных потребностей руководителей принадлежит социологическим методам исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.).

С целью дальнейшего совершенствования информационного обслуживания руководителей сферы культуры: создания оперативной информационной базы, полноценного удовлетворения запросов пользователей по вопросам функционирования и развития сферы культуры нами было проведено небольшое исследование. В экспресс-опросе приняло участие 43 человека. Из них 18 (42%) руководители управлений культуры МО Иркутской области, 22 (52%) директора библиотек и библиотечных систем, 3 (6%) руководители областных учреждений культуры.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в оказании информационных услуг?» все участники экспресс-опроса ответили «да». 80% предпочли индивидуальное информирование по электронной почте в форме дайджестов, обзоров (41%) и аналитических справок (29%). Среди предложенных тем, наибольший интерес

у руководящих работников вызывают следующие: модернизация в сфере культуры, правовые вопросы культуры, проектная деятельность учреждений культуры, экономика культуры, веб-сайты по культуре.

Большинство руководителей отдают предпочтение электронными источниками информации и аналитическим материалам. Перед нами сейчас стоит задача создания банка данных опережающей информации. т.е. формирование проблемно-тематических электронных досье по темам. на которые еще не получены запросы. Цель - создание оперативной информационной базы для руководителей культуры для дальнейшего совершенствования управленческой деятельности и развития сферы культуры территории.

Информационно-аналитические материалы, подготовленные отделом, имеют большое практическое значение и используются в текущей работе министерства культуры и архивов Иркутской области, управлений культуры муниципальных образований области, областных учреждений культуры при формировании планов работы, составлении отчетов по отдельным направлениям деятельности в сфере культуры, составлении справок о состоянии сферы культуры муниципальных районов, подготовке материалов в СМИ, пресс-конференций и т.д. Таким образом, деятельность службы мониторинга позволяет периодически осуществлять комплексный мониторинг сферы культуры, контролировать происходящие изменения, моделировать последствия принимаемых управленческих решений.

И. И. Тюрменко

Основные направления сотрудничества Украинского института научно-технической и экономической информации с международными организациями в научно-информационной сфере

Показана история развития Украинского научно-исследовательского института научнотехнической информации с 1958 г. Показаны новшества, реализованные за последние два десятилетия. Выделен аналитический обзор о состоянии национальных систем научно-технической информации государств-участниц СНГ. Подробно рассмотрены направления работы и конкретные проекты института с международными организациями. Показана интеграционная роль Ук-рИНТЭИ в разработке и введении в эксплуатацию международной автоматизированной системы формирования информационных ресурсов АСФИМИР, в пополнении баз данных которой принимают участие многие страны.

Ключевые слова: аналитическая деятельность, интеграция информационных ресурсов, международное сотрудничество, трансферт технологий, Украина,

В 1960-е гг. в стране была создана система региональных, отраслевых, территориальных и низовых органов научно-технической информации. Именно этим центрам предписана функция анализа и синтеза информации. До настоящего времени эти центры обеспечивают профессиональное формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.