Научная статья на тему 'Информационно-аналитические центры культуры в регионах: задачи, направления работы, продукци'

Информационно-аналитические центры культуры в регионах: задачи, направления работы, продукци Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2541
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОБЗОРЫ / СПРАВКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Екатерина Александровна

Рассматривается специфика аналитических центров в органах регионального управления, современное их состояние. Решается задача типизации аналитической продукции действующих информационно-аналитических центров культуры в регионах России. Приводятся примеры вы-явленных аналитических изданий, неопубликованных материалов, размещенных в сети на региональных сайтах. Дается оценка их типового разнообразия, соответствия задачам информационно-аналитических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шестакова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические центры культуры в регионах: задачи, направления работы, продукци»

является единственными в своем роде узконаправленными словарными произведениями по лексикографической терминологии.

Не всегда библиографическое описание полно отражает характер словаря, что снижает его информативную ценность для пользователя. Так, например, «Обучающий словарь лингвистических терминов» И. С. Куликовой и Д. В. Салминой при ближайшем его рассмотрении оказался тематическим словарем-тезаурусом по вводному курсу теории языка1.

Собранный для анализа материал может послужить базой для создания ретроспективного (научно-вспомогательного или рекомендательного) библиографического указателя, так как библиография лингвистики - единственное средство разыскать уникальные лексикографические источники. Представляется, что выводы, замечания и наблюдения, сделанные в ходе исследования, помогут в справочно-библиографическом обслуживании читателей библиотек.

Е. А. Шестакова Информационно-аналитические центры культуры в регионах: задачи, направления работы, продукция

Рассматривается специфика аналитических центров в органах регионального управления, современное их состояние. Решается задача типизации аналитической продукции действующих информационно-аналитических центров культуры в регионах России. Приводятся примеры выявленных аналитических изданий, неопубликованных материалов, размещенных в сети на региональных сайтах. Дается оценка их типового разнообразия, соответствия задачам информационно-аналитических центров.

Ключевые слова: культура, регион, информационно-аналитические центры, обзорноаналитическая продукция, обзоры, справки.

Решение региональных проблем - это процесс, нескончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, совокупность выборов с предвидением возможных следствий. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько связанными с ним и проистекающими из него изменениями. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания

С. 58-66; Карпова О. М. Англо-русский глоссарий лексикографических терминов // Карпова О. М. Английская лексикография: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. С. 151159; Карпова О. М. Глоссарий лексикографических терминов // Карпова О. М. Учебные словари Collins современного английского языка. М., 2005. С. 51-53; Дубичинский В. В. Лексикографический глоссарий // Дубичинский В. В. Лексикография русского языка: учеб. пособие. М., 2009. С. 382-395.

1 Куликова И. С., Салмина Д. В. Обучающий словарь лингвистических терминов. СПб.; М.: Наука; САГА; Совпадение, 2004. 176 с.

ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем.

Цель данной работы - типизация аналитической продукции действующих информационно-аналитических центров культуры в регионах России, оценка их соответствия задачам центров.

Специфика информационно-аналитических центров в органах регионального управления. Об эффективности государственного управления можно говорить, если государственные органы «вовремя обнаруживают проблемы и находят рациональные пути их решения, но еще лучше, когда эти проблемы выявляются в момент их зарождения, либо когда принимаются меры для их предупреждения»1.

В соответствии с этим, основными информационными потребностями участников региональных органов власти являются:

- внутриполитическая обстановка в Российской Федерации и на территории региона;

- экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т. п.);

- социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д.);

- развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искус-ства и т. д.);

- состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;

- текущее взаимодействие представительной, исполнительной и судебной властей; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями2.

Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.

Как справедливо отмечает Н. А. Герасименко «Первичная информация непригодна для обеспечения поддержки процессов принятия решения, поэтому представляется нецелесообразным, чтобы лицо, принимающее реше-

1 Тухватуллина М. Информационные потоки как фактор эффективности муниципального управления // Власть. 2008. № 10. С. 55.

2 Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности: опыт, проблемы. М., 2002. С. 24.

ния, осуществляло поиск информации и ее анализ»1. В этой связи особую значимость приобретает информационно-аналитическая поддержка, которая является составной частью региональной системы управления, ее технологической обеспечивающей подсистемой и предназначена, прежде всего, для обеспечения своевременной, достоверной и актуальной информацией губернатора - главы администрации области и его аппарата.

По мнению А. Кривобоковой, информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти «это особая отрасль человеческой деятельности, призванная обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий, за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания»2.

Это направление в аналитике может рассматриваться как основа устойчивого развития социума, как фактор легитимности и способ повышения эффективности государственного управления и как основа в социальном управлении.

При этом можно говорить о трех основных функциональных категориях, обуславливающих потребности администрации в аналитической информации:

1. Стратегические решения и действия, в том числе разработка стратегических планов (подготовка прогнозов и сценариев возможных изменений в сферах, анализ потенциальных угроз реализации стратегии на макроуровне, анализ полугодовой, годовой динамики в экономике, социальной сфере и т.п.).

2. Информация «раннего предупреждения», в том числе инициативы крупных субъектов в экономической, политической, социальной сферах, действия правительства и т.д.

3. Описание основных игроков определенных сфер, в том числе предприятия, компании и их руководители, СМИ, представители общественных и политических организаций, федеральные органы, потенциальные инвесторы и т.п.3

И. С. Мелюхин отмечает, что «специфика аналитической деятельности в органах исполнительной власти состоит в том, что она «встроена» в процесс управления, к ней предъявляются особые требования по оперативности представления материалов и их достоверности Она имеет прикладной характер, основывается не столько на глубокой, самостоятельной разработке проблем, сколько на привлечении специалистов-экспертов, обобщении

1 Герасименко Н. А. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений // Пробл. теор. и практики упр. 2007. № 3. С. 68.

2 Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика - информационная технология нового века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http/www.fact.ru.

3 Профессиограмма специалиста информационно-аналитической службы органа власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.rc-anali1ik.ru.

уже готового материала, на координации исследований научных коллективов (социологических, политологических, юридических и т п.)»1.

П. Ф. Иванов видит специфику информационно-аналитической деятельности в органах региональной власти в том, что «данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности»2.

Необходимость развития информационно-аналитической деятельности в региональных органах власти была определена федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, Федеральным законом № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Выделены две группы функций информационно-аналитического обеспечения деятельности органов исполнительной власти: внутренняя - информационно-аналитическое сопровождение принятия управленческих решений органами исполнительной власти; внешняя - информационноаналитическое обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с обществом. Обеспечение качества принимаемых решений реализуется за счет сбора, аналитической обработки и предоставления органу управления в различных режимах фактографической информации о текущей, желаемой и прогнозируемой ситуациях в объекте управления и во внешней среде.

Современное состояние аналитических служб в регионах. Выполнение аналитических функций в региональном управлении - прерогатива специальных информационно-аналитических служб. В настоящее время информационно-аналитические службы представлены в виде управлений, департаментов, отделов, центров, вычислительных центров, отделений, лабораторий и т.п.

Внешний контур аналитических служб территориальных органов исполнительной власти потенциально могут составить следующие структуры:

1) межотраслевые территориальные центры научно-технической информации Росинформресурса ЦНТИ сегодня осуществляют информационно-аналитическое обслуживание органов территориального управления,

1 Милюхин И. С. Методическое обеспечение информационно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти // НТИ. Сер. 1. 1993. № 9. С. 19.

2 Иванов П. Ф. Указ. соч. С. 29.

предприятий, организаций по проблемам научно-технического прогресса, развития различных отраслей народного хозяйства Аналитический потенциал многих территориальных ЦНТИ значительно снизился в последние годы из-за массового оттока ведущих специалистов, из за финансовых проблем, не позволяющих использовать новейшие информационные технологии и средства автоматизированной поддержки процессов анализа и прогноза проблемных ситуаций, а также развивать материальнотехническую базу и все же, многие из них активно участвуют в процессах информационно-аналитического и экспертного сопровождения;

2) аналитические подразделения ведущих региональных вузов. Сильной стороной вузовских аналитических структур является большое число квалифицированных специалистов. Аналитические материалы готовятся вузами по широкому кругу проблем в сфере экономики, социологии, демографии, экономической и социальной географии, экологии, политологии;

3) аналитические группы и центры организаций и учреждений, подчиняющихся Министерства образования и науки РФ;

4) аналитические службы институтов и учреждений Российской Академии наук;

5) аналитические подразделения региональных отделений Торговопромышленной палаты РФ;

6) коммерческие (в том числе и частные индивидуальные предприятия), аналитические фирмы и экспертные центры1.

Созданию информационно-аналитических служб в регионах сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Реальные потребители определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

По мнению И. И. Егорова, типовыми задачами информационноаналитических центров в регионе являются:

1. Информационный мониторинг экономической, социально-

политической, экологической ситуации в регионе (городе, районе) и подготовка на его основе аналитических материалов для заказчика (обзоры, ситуационные справки, прогнозы).

2. Экспертиза готовящихся нормативных документов, важнейших управленческих решений, наиболее значимых для региона проектов.

3. Анализ работы территориальных органов управления, разработка рекомендаций по оптимизации организационной структуры управления регионом.

1 Егоров И. И. Региональная сеть информационно-аналитических служб // НТИ. Сер. 1. 1995. № 12. С. 5-7.

4. Информационно-аналитический мониторинг социальнополитической ситуации в регионе, обеспечение взаимодействия руководителей территориальных органов власти с местными отделениями политических партий, лидерами общественных организаций, национальных движений и союзов, религиозных конфессий и т д.

5. Отслеживание и анализ публикаций в центральной и местной прессе о ситуации в регионе и работе органов исполнительной власти.

6. Подготовка аналитических и обзорных материалов о социальноэкономической ситуации в других регионах России.

7. Оценка управляющих решений органов исполнительной власти, обобщение опыта территориального управления в стране и за рубежом, участие в создании и .актуализации баз и банков данных региональной информации.

8. Подготовка информационно-аналитических материалов о экономической и политической ситуации в регионе1.

Задачи существующих аналитических служб в целом отвечают приведенному их перечню. Например, РИАЦ Ростовской области определил собственные задачи следующим образом:

1. Создание единого информационного пространства Ростовской области, включающего официальную и иную дополнительную информацию регионального и муниципального уровней для обеспечения эффективности мониторинга социально-экономических процессов, прогнозирования развития ситуации, принятия управленческих решений и контроля их исполнения органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области в части разработки Концепции формирования региональной информационной системы и Регламента интеграции ведомственных информационных ресурсов.

2. Формирование, актуализация и систематизация информационных баз данных для накопления, хранения и использования интегрированных информационных фондов о социальной, социально-политической, социально-экономической ситуации в области в части создания Центрального хранилища данных (ЦХД) для реализации задач региональной информационной системы по мониторингу и анализу социально-экономической ситуации в Ростовской области.

3. Реализация информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и оценки социально-экономического развития Ростовской области на основе современных методов и технических решений в части разработки аналитических материалов и мониторинга социально-экономической ситуации.

1 Там же. С. 6.

4. Деятельность в целях обеспечения анализа и оценки социальноэкономического развития территории, ситуационной и перспективной про-блематизации в части разработки и получения результатов рэнкинга социально-экономического положения регионов Южного федерального округа1.

Обязательным предполагается тесное взаимодействие с различными ведомственными организациями, которые имеют собственные информационные органы, в целях использования их возможностей в интересах информационно-аналитической работы.

Таким образом, современные информационно-аналитические службы являются центрами сбора и обработки первичной информации в регионе. Они должны осуществлять мониторинг ситуации, ее диагностику, проводить анализ и моделировать возможное развитие событий со всей полнотой ответственности за представленную аналитическую продукции.

Проблемы информационно-аналитической деятельности и пути их решения

Внедрению современных информационно-аналитических технологий в практику государственного управления препятствует ряд проблем на государственно-политическом, научно-теоретическом, прикладном уровнях. На федеральном уровне выделяют следующие проблемы:

1. Наличие ведомственно-региональных барьеров на пути создания единой информационной среды.

2. Отсутствие государственного финансирования фундаментальных и прикладных разработок в области информационно-аналитических систем.

3. Сокращение кадрового потенциала академической науки, высшей школы, квалифицированных специалистов в области информационных технологий. Причина - низкая конкурентоспособность бюджетных организаций в соответствующем секторе рынка труда.

К числу научно-теоретических проблем следует отнести:

1. Трудность в постановке и формулировании проблемы в практике проведения аналитических исследований в органах государственной власти и управления.

Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в виде качественного описания ситуации. Соответственно, нечеткое описание ситуации и целей ее анализа допускает зависимость от субъективных особенностей постановщика задачи аналитического исследования, субъективных критериев оценки результатов принимаемых решений, а также характеризуется сильным влиянием на процесс подготовки и принятия решений элементов интуитивного характера.

1 Официальный портал Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru.

2. Противоречие между количеством и качеством информации. С одной стороны налицо постоянный избыток информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов управляющего решения всегда не хватает.

3. Сведение роли информационных служб лишь к информационной работе (заключается только в сборе информации, а процесс анализа отсутствует).

Таким образом, из выделенных функций, видим, что происходит игнорирование прогнозно-диагностических, аналитических и коммуникационных составляющих в деятельности информационно-аналитических служб.

4. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации сотрудников в области анализа информации.

5. Нарушение принципа системности в обеспечении аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и управления.

6. Недостаточный уровень операционализации моделей деятельности органов государственной власти и управления.

7. Противоречие между объективной потребностью в усложнении моделей управления и уровнем информационно-технологической и математической подготовки государственных служащих.

8. Противоречие между стилями мышления: «нечетким» (вербальнообразным и метафоричным) у специалистов ряда предметных областей и «технологическим» (структурно-параметрическим) у специалистов-аналитиков.

Среди прикладных проблем наиболее важной является недостаточное развитие информационного обеспечения, заключающееся в недостатке технических средств и программного обеспечения.

Данные проблемы, по мнению Д. П. Хижнякова, возникают под воздействием двух факторов. Во-первых, несмотря на существование, реально работающих информационных систем органов управления всех уровней в регионах, пока нет примеров исчерпывающего решения задачи интеграции всех информационных ресурсов территории, то есть создания поля данных, на котором можно было бы ставить и решать любую информационно-аналитическую задачу. Во-вторых, отсутствуют подтвержденные практикой адекватные модели систем управления регионом и их воздействия на процессы в экономике и обществе1.

Формы аналитической продукции в действующих службах. Содержание работы и аналитическая продукция информационно-аналитических служб соответствуют классическим этапам анализа информации: сбор информации; создание базы данных; хранение информации; обобщение информации; обра-

1 Хижняков Д. П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти // Молодой ученый. 2010. № 1-2 (13), Т. I . С. 266.

ботка информации; подготовка аналитического документа, экспертных оценок, альтернативных вариантов развития ситуации; определение проектов решения; представление итогового документа руководителю.

Для характеристики разных форм представления аналитики был собран массив обзорно-аналитических документов, созданных в разных регионах. В массив вошли аналитические материалы, подготовленные с участием автора в Информационно-аналитическом центре культуры Управления культуры Вологодской области. Примеры аналитических документов других регионов выявлялись на основе просмотра сайтов органов регионального управления в сети по состоянию на 01.10.11. В таблице 1 перечислены только те разновидности обзорно-аналитических документов, которые представляют информационно-аналитические службы для органов региональной и муниципальной власти и управления.

Таблица 1

Типовые и специализированные формы предоставления аналитики для органов региональной и муниципальной власти

Разновидности обзорно- аналитических документов Примеры аналитических продуктов региональных центров с указанием характеристикой методических особенностей (в скобках указан региональный информационно-аналитический центр)

Аналитический обзор Аналитический обзор о показателях реализации долгосрочной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Вологодской области на 2009-2011 годы» за 2009 год (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры»). Углубленная характеристика полезных индикаторов об объекте, выявление тенденций развития объекта за анализируемый период времени с необходимыми выводами и рекомендациями

Аналитический отчет Аналитический отчет об итогах работы Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области и учреждений культуры и искусства Вологодской области за 2010 год (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») Формализованные по своей схеме результаты информационного наблюдения за объектом по избранным индикаторам, готовится в основном в автоматическом режиме, снабжаются текстовыми выводами аналитика

Аналитический доклад Аналитический доклад для начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области на расширенной коллегии по вопросу «Итоги работы сферы культуры Вологодской области в 2009 году и основные направления деятельности в 2010 году» 22-23 марта 2010 года (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») Аналитические доклады готовятся по актуальным вопросам

для правительств, министерств, проблемных комиссий и других органов управления, их отличает большой объем анализируемой информации, решающей ролью руководителя в процессе подготовки и конечном варианте текста

Аналитические обзорные справки Аналитическая обзорная справка о состоянии сети учреждений культуры области и кадровой ситуации специалистов отрасли «Культура» за 2007-2009 годы (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») Максимально свернутый текст, характеризующий результаты анализа состояния объекта и рекомендации аналитика о том, как воспользоваться этой информацией наилучшим образом

Ситуационные справки Ситуационная справка для Губернатора Челябинской области о разливе брома на железнодорожных путях г. Челябинск (Центр оперативного анализа и прогнозирования (ЦОАП) Администрации Губернатора Челябинской области) Обзорные справки объемом до 1 страницы о кризисных или неожиданных ситуациях в регионе с указанием рекомендуемых действий или сведений о возможных мерах их предупреждения или преодоления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспресс-справки Экспресс-справка об учреждениях культуры, закрытых в 2009 году по предписанию государственного пожарного надзора (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») по оперативному запросу. Оперативные обзорные справки о социальных, экономических и иных объектах региона, обозначаются основные факты и данные об объекте, фиксируются разночтения в них со ссылками на источник данных

Мониторинговые справки Мониторинговая справка о состояния сети учреждений культуры Вологодской области в 2010 году (ежемесячно) (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») Регулярная обзорная характеристика текущего состояния и тенденций развития объекта с жесткой периодичностью подготовки и передачи справки

Статистическая справка Статистическая справка о демографической ситуации за 2010 г. в Костромской области (Информационно-аналитической управление Костромской области) Включает сводную таблицу количественных данных и пояснительную текстовую часть, а также выводы аналитика по тематике запроса. Строится на данных социально-экономической, в том числе демографической, статистики

Социологический отчет, обзор, справка Социологический отчет по результатам социологического исследования с целью улучшения качества услуг в физкультурноспортивной отрасли Липецкой области. (Информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта Липецкой области) Готовится по результатам социологического исследования, где осуществляется оценка общественного мнения о проблеме

Рейтинги Анализ деятельности муниципальных, межпоселенческих и поселенческих библиотек Вологодской области за 2006 год (рейтинговая оценка) (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры»); Рейтинги цитируемости, популярности Губернатора Челябинской области и т.п . (Центр оперативного анализа и прогнозирования (ЦОАП) Администрации Губернатора Челябинской области) Наиболее свернутая форма представления о группе однородных объектах, упорядоченных (ранжированных) по комплексу значимых признаков

Обзор федеральных и межрегиональных СМИ Обзор публикаций на наиболее актуальные темы региональной информационной повестки Челябинской области; обзор ключевых тем федеральной информационной повестки; отдельный дайджест СМИ, издаваемых во всех 43 городских округах и муниципальных районах Челябинской области (Центр оперативного анализа и прогнозирования (ЦОАП) Администрации Губернатора Челябинской области). Представляет собой дайджест материалов СМИ - печатных, электронных

Обзор критических и проблемных материалов СМИ Обзор негативных публикаций о деятельности губернатора и правительства Челябинской области в СМИ всех уровней (Центр оперативного анализа и прогнозирования (ЦОАП) Администрации Губернатора Челябинской области) Мониторинг СМИ за определенный период с указанием критических высказываний в адрес губернатора и областной администрации

Обзор Интернет-ресурсов Дайджест наиболее заметных высказываний в челябинской блогосфере; аналитические отчеты по обеспечению присутствия губернатора в социальных сетях (ЖЖ, Твиттер) (Центр оперативного анализа и прогнозирования (ЦОАП) Администрации Губернатора Челябинской области) Содержит контент-анализ комментариев пользователей -посетителей Интернет-ресурсов по актуальным темам развития региона.

Ленты деловых новостей (новостные ленты) Информационно-аналитической управление Костромской области составляет новостные ленты о региональных событиях, размещая их на официальном сайте

Аналитическая записка Аналитическая записка по проблеме расселения старого фонда г. Нижний Тагил (Отдел информационного обеспечения и рекламно-издательской деятельности Администрации г. Нижний Тагил) Содержит краткое содержание материала, источник информации (СМИ), суть проблемы, Ф.И.О. ответственного за решение проблемы и срок ответа на проблемный или критический материал

Обзор наиболее интересных региональных идей и проектов Обзор наиболее интересных региональных идей и проектов соседних областей (Отдел аналитики и мониторинга Администрации Губернатора Белгородской области) Представляет собой аналитическую записку, содержащую 45 наиболее интересных идей и проектов, которые являются перспективными для реализации в регионе, со ссылкой на источник публикации

Программа бенчмаркинга Аналитические обзоры по результатам изучения опыта работы законодательных органов субъектов РФ (Информационно-аналитическое управление Законодательного Собрания Кировской области) Система заимствования найденного наилучшего опыта на предприятии, в отрасли, регионе

Имиджевая справка Имиджевая справка о губернаторе Ярославской области (Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области) Оценка «стиля» поведения субъекта в определенной среде и общественное мнение о нем, может быть о персоне или о юридическом лице

Прогнозы-сценарии развития событий, стратегии развития, таблицы ожидаемых изменений или предполагаемых рисков и др. Стратегия развития отрасти культуры Вологодской области до 2020 года: введение, анализ ситуации и оценка потенциала отрасли культуры региона, краткая качественная характеристика стратегических приоритетов и целей развития отрасли культуры (БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры») Документы прогнозно-аналитического характера могут включать предсказываемые, планируемые и прогнозируемые события, изменения (отдельных объектов, свойств и отношений, перспективного образца объекта в целом)

Аналитические материалы спичрайтеров, инвенции Текст выступления начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области по сфере культуры области в клубе Генконсулов (БУК ВО «Информационноаналитический центр культуры»)1 Написание речей, докладов, отчетов, других работ большого объема на заданную тему, как правило, под конкретного заказчика с нахождением грамотной аргументации и фактического материала

В основном линейка информационно-аналитической продукции, которую производят информационно-аналитические службы региональных органов управления, имеют типовую форму предоставления результатов информационно-аналитической деятельности. Аналитики создают ретроспективную, текущую, прогнозно-аналитическую (опережающую, перспективную) информа-

1 Примеры обзорно-аналитической продукции приведены на основе опыта работы в БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры» и обзора сайтов органов регионального управления в сети по состоянию на 01.10.11.

цию и представляют следующие виды информационно-аналитической продукции:

- аналитические обзоры (обзоры-обоснования, итоговые, прогностические) в экономической, политической и социальной сфере субъекта РФ;

- аналитические отчеты;

- аналитические доклады (ежегодные, коллегиальные);

- аналитические обзорные справки (ситуационные, оперативные, мониторинговые).

В качестве единичных продуктов выделены специализированные обзорно-аналитические документы:

- аналитические материалы по результатам рейтинговых исследований (рейтинги цитируемости, популярности, рейтинги по актуальным вопросам политической, экономической, социальной сферы деятельности региона);

- статистические справки;

- социологические отчеты, обзоры, справки;

- обзоры федеральных и межрегиональных СМИ, дайджесты новостей (пресс-клипинг, мониторинг СМИ), ленты деловых новостей на официальных сайтах, обзоры критических и проблемных материалов СМИ (проблемнотематические дайджесты), обзор Интернет-ресурсов и т.п. как формы предоставления в основном текущей информации;

- обзоры наиболее интересных региональных идей и проектов; программы бенчмаркинга;

- сценарии развития событий, стратегии развития, таблицы ожидаемых изменений или предполагаемых рисков и т.п. как формы представления прогнозно-аналитической информации,

- аналитические материалы спичрайтеров, инвенции (нахождение грамотной аргументации и фактического материала);

- имиджевые справки и др.

Резюмируя, можно сказать, что информационно-аналитические службы при региональных и муниципальных органах власти и управления используют довольно широкий спектр материалов аналитического характера в процессе своей деятельности. Обзорные материалы обогатились новыми жанрами -рейтинговыми таблицами, стратегиями и сценариями развития событий, имиджевыми справками, обзорами наиболее интересных идей и проектов и т.п. Появились и такие необычные формы предоставления результатов информационно-аналитической деятельности как дайджесты наиболее заметных высказываний в блогосфере о деятельности органов власти; обзор негативных публикаций о деятельности губернатора и правительства в СМИ всех уровней; аналитические отчеты по обеспечению присутствия губернатора в социальных сетях.

Обзоры и справки становятся меньшими по объему, периодичными, нарастает оперативность их подготовки, но в большинстве случаев остаются пока лишь констатирующими ситуацию или состояние объекта. Главная цель ин-

формационно-аналитических служб при органах власти - обеспечить руководителя необходимой и полной сводной информацией для принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях. Следовательно, службы должны создавать аналитические материалы с текстовыми выводами, характеризующими результаты анализа состояния объекта и дать рекомендации о том, как воспользоваться этой информацией наилучшим образом, в идеале проработать варианты решений (действий) в предлагаемой ситуации и оценкой последствий каждого варианта. Часто информационно-аналитические службы органов власти не справляются с этой задачей.

Руководители органов власти часто сталкиваются с ситуацией, что аналитическая информация представлена в форматах, которые использовать в полной мере функционально не представляется возможным. Обзорные аналитические документы содержат или избыток информации, в которой трудно сориентироваться оперативно, или, наоборот, нужной информации в нужное время бывает недостаточно. В связи с этим, актуальным остается разработка специализированных форматов обзорных справок в соответствии с практическими целями их подготовки.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности информационноаналитических служб в регионах необходимо:

- увеличить финансирование фундаментальных и прикладных разработок в области информационно-аналитических систем;

- создать координационный совет по методологии аналитической деятельности в органах власти и управления;

- регулярно проводить совещания и семинары для регионов с участием представителей аналитических служб всех уровней и научноисследовательских организаций;

- провести упорядочение организационных форм взаимодействия информационно-аналитических структур;

- регулярно проводить обобщение имеющегося опыта аналитической деятельности;

- организовать системы обмена аналитическими и методическими материалами;

- централизованно обеспечивать информационно-аналитические службы соответствующими информационными технологиями, необходимой информацией, программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами;

- обеспечить региональные органы управления статистической информацией на безвозмездной основе в рамках федеральной статистической программы;

- разработать методы и средства интеграции разнообразных программных средств и баз данных в условиях постоянного обновления их перечня.

Для повышения эффективности работы аналитических и информационнотехнологических служб нужны согласованные решения как на межрегиональ-

ном, так и на федеральном уровне. Необходима координации дальнейшего развития и использования региональных и федеральных информационнокоммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов власти.

О. А. Александрова Информационный анализ художественного рынка

Характеризуется опыт аналитических исследований художественного рынка в стране. Приводятся крупнейшие работы отечественных специалистов. Показаны задачи, которые решаются кафедрой информационной аналитики в процессе подготовки аналитиков информационных ресурсов, которые избирают в качестве узкой специализации художественный рынок.

Ключевые слова: анализ, художественный рынок, специфика рынка, сегменты рынка, методы анализа, обучение, студенты.

Феномен художественного рынка в нашей стране стал изучаться относительно недавно, в начале 90-х годов 20 века, поскольку сам предмет изучения возродился в годы перестройки. Художественным рынком принято называть систему экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Сначала об арт-рынке появились статьи в непрофильных журналах, таких как «Российский экономический журнал», «Маркетинг», «СоцИс», затем в журналах «Новый мир искусства» и «Художественный журнал», а в 2002 г. возник специализированный журнал «Арт-менеджер». Однако большинство публикаций до настоящего времени носит художественно-публицистический характер. Научных работ, комплексно характеризующих данную тему, немного. Наибольший интерес представляют материалы межвузовской конференции «Художественный рынок, как объект гуманитарного знания» (СПб., 2004. 204 с.), коллективная монография «Художественный рынок: вопросы теории, истории и методологии» и сборники конференций, выпущенные Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов1, сборник Между-

1 Художественный рынок: Вопросы теории, истории и методологии / Шехтер Т. Е., Карпов А. В., Грачева С. М. [и др.]. СПб.: СПбГУП, 2004. 232 с. (Новое в гуманитарных науках. Вып. 13); Художественный рынок как объект гуманитарного знания: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 21-23 янв. 2004 г. / [Науч. ред. Т. Е. Шехтер]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гуманит. ун-та профсоюзов, 2004. 202 с.; Современное искусство и отечественный художественный рынок / [под общ. ред. Т. Е. Шехтер]; С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. СПб., 2005. 169 с. (Новое в гуманитарных науках; вып. 18);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.