Научная статья на тему 'Аналитическая продукция информационно-аналитических центров культуры в регионах'

Аналитическая продукция информационно-аналитических центров культуры в регионах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1284
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / КУЛЬТУРА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕГИОНЫ РОССИИ / INFORMATION AND ANALYSIS CENTERS / CULTURE / ANALYTICAL PRODUCTION / INFORMATION PRODUCTS / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Екатерина Александровна

Организация деятельности аналитических центров в регионах России. Виды аналитической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шестакова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information products of the centers of the information analysis of the sphere of culture in regions of Russia

The organization of activity of the analytical centers in regions of Russia. Types of analytical production.

Текст научной работы на тему «Аналитическая продукция информационно-аналитических центров культуры в регионах»

Раздел I. Оценка современного состояния и перспектив развития ... УДК 002.55/.56:303.64:061.66

Е. А. Шестакова

Аналитическая продукция информационно-аналитических центров культуры в регионах

Организация деятельности аналитических центров в регионах России. Виды аналитической продукции.

Ключевые слова: информационно-аналитические центры, культура, аналитическая продукция, информационная продукция, регионы России

Ekaterina A. Shestakova

Information products of the centers of the information analysis of the sphere of culture in regions of Russia

The organization of activity of the analytical centers in regions of Russia. Types of analytical production.

Keywords: information and analysis centers, culture, analytical production, information products, regions of Russia

Цель статьи - типизация аналитической продукции региональных информационно-аналитических центров, оценка соответствия их деятельности задачам аналитического обеспечения сферы культуры.

Информационные потребности участников региональных органов власти.

Об эффективности государственного управления свидетельствует своевременность обнаружения и решения проблем государственными органами, «еще лучше, когда эти проблемы выявляются в момент их зарождения, либо когда принимаются меры для их предупреждения»1.

В соответствии с этим, в число основных информационных потребностей специалистов региональных органов власти входят: внутриполитические проблемы страны и региона; экономика региона (бюджет, стратегия развития, внешнеэкономические связи, привлечение инвестиций); благосостояние населения региона (динамика уровня жизни, занятость, заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание); развитие образования, науки и культуры; общественное мнение по актуальным региональным проблемам; взаимодействие представительной, исполнительной и судебной властей; работа с властными органами всех уровней, с политическими партиями и общественными организациями2.

Говорить о достаточном уровне удовлетворения информационных потребностей можно в том случае, когда информация позволяет решить конкретные задачи с необходимым уровнем эффективности.

Требования к информационно-аналитическому обеспечению. Как справедливо отмечает Н. А. Герасименко, в силу непригодности первичной информации для обеспечения процесса принятия решений, нецелесообразно лицу, принимающему решения, самостоятельно заниматься ее поиском и анализом3. Поэтому особе значение приобретает информационно-аналитическая поддержка управления. Она является технологической обеспечивающей подсистемой региональной системы управления и предназначена, прежде всего, для обеспечения своевременной, достоверной и актуальной информацией руководителя областной администрации и его аппарата.

По словам А. Кривобоковой, информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти является особой отраслью, обеспечивающей информационные потребности общества с помощью аналитических технологий, за счет получения качественно нового знания в процессе переработки исходной информации4. Это направление в аналитике может рассматриваться в качестве основы устойчивого развития социума, фактора легитимности и способа повышения эффективности государственного управления.

Можно говорить о трех основных функциональных категориях, определяющих потребности администрации в аналитической информации:

1) стратегические решения и действия, в том числе разработка стратегических планов (подготовка прогнозов, анализ потенциальных угроз реализации стратегии на макроуровне, анализ динамики в экономике, социальной сфере и т.п.);

2) информация «раннего предупреждения» (инициативы крупных субъектов экономической, политической, социальной сферы, действия правительства и т.д.);

3) описание основных участников различных сфер деятельности, в том числе предприятий, компаний, СМИ, представителей общественных и политических организаций, федеральных органов власти, потенциальных инвесторов и т.п.5

И. С. Мелюхин отмечает, что специфика аналитической работы в органах исполнительной власти заключается в ее «встроенности» в процесс управления; к ней предъявляются особые требования к оперативности и достоверности материалов, она носит прикладной характер, основывается не столько на глубокой собственной разработке проблем, сколько на привлечении экспертов и обобщении готового материала, на координации деятельности научных коллективов (социологических, политологических, юридических и т п. )6.

П. Ф. Иванов также отмечает прикладной характер информационно-аналитической деятельности в органах региональной власти, преобладание внутренних требований к срокам, полноте, достоверности, обоснованности подготавливаемой информации, ответственности исполнителей. Основное внимание, по словам исследователя, уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько оперативности и эффективности7.

Важность информационно-аналитической деятельности в региональных органах власти была отмечена в федеральной программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006). Было выделено две группы функций информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти: внутренняя (информационно-аналитическое сопровождение принятия управленческих решений); внешняя (информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с обществом). Качество принимаемых решений обеспечивается предоставлением в различных режимах аналитической и фактографической информации о текущей, желаемой и прогнозируемой ситуациях в объекте управления и во внешней среде.

Современное состояние аналитических служб в регионах. Выполнение аналитических функций в региональном управлении - прерогатива специальных информационно-аналитических служб, которые представлены управлениями, департаментами, отделами, центрами, вычислительными центрами, отделениями, лабораториями и т.п.

Систему аналитических служб территориальных органов исполнительной власти могут составить следующие структуры:

1) межотраслевые территориальные центры научно-технической информации Российского энергетического агентства (бывшего «Росинформресурса»), которые сегодня осуществляют информационно-аналитическое обслуживание органов территориального управления, предприятий, организаций. Аналитический потенциал многих региональных центров значительно снизился в последние годы из-за массового оттока ведущих специалистов, финансовых проблем, непозволяющих использовать новейшие технологии автоматизированной поддержки процессов анализа и прогноза проблемных ситуаций. Тем не менее, многие из них активно участвуют в процессах информационно-аналитического и экспертного сопровождения региональных проектов;

2) аналитические подразделения ведущих региональных вузов, сильными качествами которых является большое число квалифицированных специалистов. Они готовят материалы по различным вопросам экономики, социологии, демографии, экономической и социальной географии, экологии, политологии;

3) аналитические группы и центры учреждений Министерства образования и науки;

4) аналитические службы учреждений Российской Академии наук;

5) аналитические подразделения региональных отделений Торгово-промышленной палаты России;

6) коммерческие (в том числе и частные индивидуальные предприятия) аналитические фирмы, экспертные центры8.

Созданию информационно-аналитических служб в регионах сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Реальные потребители определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

По мнению И. И. Егорова9, в число основных задач региональных информационно-аналитических центров входят:

1) информационный мониторинг экономической, социально-политической, экологической ситуации (подготовка обзоров, ситуационных справок, прогнозов);

2) экспертиза готовящихся нормативных документов, значимых управленческих решений и региональных проектов;

3) анализ работы территориальных органов управления;

4) мониторинг социально-политической ситуации в регионе, обеспечение взаимодействия руководителей территориальных органов власти с местными отделениями политических партий, лидерами общественных организаций, национальных и религиозных организаций;

5) выявление публикаций в центральной и местной прессе о ситуации в регионе и работе органов исполнительной власти;

6) подготовка обзорно-аналитических материалов о социально-экономической ситуации в других регионах России;

7) оценка управленческих решений органов исполнительной власти, обобщение опыта территориального управления в стране и за рубежом, участие в ведении баз и банков данных региональной информации;

8) подготовка аналитических материалов о политической и экономической ситуации в регионе.

Задачи существующих аналитических служб в целом отвечают названным, например, региональный информационно-аналитический центр Ростовской области выделил следующие задачи:

1) создание единого информационного пространства Ростовской области (официальная и дополнительная информация регионального и муниципального уровней для обеспечения мониторинга социально-экономических процессов, прогнозирования ситуации, принятия и исполнения управленческих решений органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области в отношении Концепции формирования региональной информационной системы и Регламента интеграции ведомственных информационных ресурсов);

2) формирование, актуализация и систематизация баз данных интегрированных информационных фондов о социально-политической и социально-экономической ситуации в области в отношении создания Центрального хранилища данных региональной информационной системы по мониторингу и анализу социально-экономической ситуации в Ростовской области;

3) реализация информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и оценки социально-экономического развития Ростовской области;

4) обеспечение анализа и оценки социально-экономического развития территории в сравнении с показателями развития регионов Южного федерального округа10.

По мнению Д. П. Хижнякова, многие проблемы возникают под воздействием двух факторов: в регионах пока нет примеров исчерпывающего решения задачи интеграции всех информационных ресурсов территории для решения любой информационно-аналитической задачи; отсутствуют адекватные модели систем управления регионом и их воздействия на процессы в экономике и обществе11.

Формы аналитической продукции в действующих службах. Аналитическая продукция информационно-аналитических служб соответствуют классическим этапам анализа информации: сбор информации; создание базы данных; хранение информации; обработка информации; подготовка аналитического документа, экспертных оценок, альтернативных вариантов развития ситуации; представление итогового документа руководителю.

Для характеристики разных форм представления результатов аналитической работы был собран массив обзорно-аналитических документов, созданных в разных регионах. В массив вошли аналитические материалы, подготовленные с участием автора в работе Информационно-аналитического центра культуры Управления культуры Вологодской области12. В числе разновидностей обзорно-аналитических документов были выявлены: аналитические обзоры, отчеты и доклады, обзоры критических и проблемных материалов СМИ, интернет-ресурсов. Выявлена особая разновидность аналитического документа - обзор наиболее интересных региональных идей и проектов соседних областей Отдела аналитики и мониторинга Администрации губернатора Белгородской области. Содержательно такие обзоры связаны с введением бенчмаркинговых исследований (заимствование лучшего опыта на предприятии, в отрасли, регионе). Программа бенчмаркинга составляется, например, и в информационно-аналитическом управлении Законодательного собрания Кировской области.

Наибольшая часть продукции представлена в форме аналитических обзорных справок: мониторинговых, ситуационных, статистических, рейтинговых, экспресс-справок. Встречаются краткие аналитические записки, ориентированные на решение конкретной проблемы (расселение жителей из аварийного жилого фонда). Они включают краткое содержание материала, источник информации (СМИ), суть проблемы,

Ф. И. О. ответственного за решение проблемы и срок ответа на проблемный или критический материал.

Традиционными являются аналитические материалы спичрайтеров, инвенции -доклады, отчеты, другие работы большого объема с грамотной аргументацией и на-

сыщенным фактическим материалом. Наиболее сложная для аналитиков работа -подготовка прогнозно-аналитических материалов (прогнозные сценарии развития событий, стратегии развития, таблицы ожидаемых изменений или предполагаемых рисков и др.). Такие материалы готовятся во всех регионах, а сбор материала для них осуществляется постоянно.

В основном линейка информационно-аналитической продукции, которую производят информационно-аналитические службы региональных органов управления, имеет типовую форму предоставления результатов информационно-аналитической деятельности. Аналитики создают ретроспективную, текущую, прогнозно-аналитическую (опережающую, перспективную) информацию. Четкие методические требования сложились пока лишь к основным разновидностям аналитической продукции. Например, «Статистическая справка о демографической ситуации за ... г. в ... области» включает, как правило, сводную таблицу количественных данных и пояснительную текстовую часть, а также выводы аналитика по тематике запроса. Она основывается на данных социально-экономической, в том числе демографической, статистической информации.

Таким образом, информационно-аналитические службы при региональных и муниципальных органах управления практикуют широкий спектр аналитических материалов. Обзорные материалы обогатились новыми жанрами: рейтинговыми таблицами, стратегиями и сценариями развития событий, имиджевыми справками, обзорами наиболее интересных идей и проектов и т.п. Появились и необычные формы предоставления результатов информационно-аналитической деятельности как дайджесты высказываний в блогосфере о деятельности органов власти; обзор негативных публикаций о деятельности губернатора и правительства в СМИ; аналитические отчеты по обеспечению присутствия губернатора в социальных сетях.

Обзоры и справки становятся меньшими по объему. Возросла регулярность и оперативность их подготовки, но в большинстве случаев они остаются пока лишь констатирующими ситуацию или состояние объекта. Цель информационно-аналитических служб - обеспечить руководителя необходимой и полной информацией для принятия управленческих решений, поэтому они должны создавать аналитические материалы с текстовыми выводами, характеризующими результаты анализа состояния объекта и давать рекомендации по использованию информации и последствиях каждого варианта решений.

Региональные руководители часто сталкиваются с неудобными в использовании информационно избыточными или недостаточно информативными документами. Поэтому необходима разработка форматов обзорных справок в соответствии с практическими целями их применения.

Для повышения эффективности информационно-аналитических служб в регионах необходимо увеличить финансирование фундаментальных и прикладных разработок информационно-аналитических систем; создать координационный

совет по методологии аналитической деятельности; регулярно проводить профессиональные совещания и семинары для аналитических служб и научно-исследовательских организаций; обобщать опыт аналитической работы; организовать систему обмена аналитическими и методическими материалами; централизованно обеспечивать информационно-аналитические службы соответствующими программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами; обеспечить региональные органы управления статистической информацией на безвозмездной основе в рамках федеральной статистической программы; разработать средства интеграции программных средств и баз данных в условиях постоянного обновления их перечня. Необходимы согласованные решения на межрегиональном и федеральном уровнях.

Примечания

1 Тухватуллина М. Информационные потоки как фактор эффективности муниципального управления // Власть. - 2008. - № 10. - С. 55.

2 Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности : опыт, проблемы. - М., 2002. - С. 24.

3 Герасименко Н. А. Антикризисное управление : информационно-аналитические системы поддержки принятия решений // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - 3. - С. 68.

4 Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика-информационная технология нового века //

Прогноз финансовых рисков [Электронный ресурс]. - URL: http://bre.ru/risk/11785.html

5 Профессиограмма специалиста информационно-аналитической службы органа власти [Электронный ресурс] : результаты экспертного исследования / Исслед. центр «Аналитик» ; подгот. Мозолин А. В., Разумова Е. А. - Екатеринбург, 2011. - 23 с. - URL: http://www.rc-analitik. ru/file/%7B2665990d-6d38-4b08-bf92-d7c33d5b5490%7D

6 Милюхин И. С. Методическое обеспечение информационно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти // НТИ. Сер. 1. - 1993. - № 9. - С. 19.

7 Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности : опыт, проблемы. - М., 2002. - С. 29.

8 Егоров И. И. Региональная сеть информационно-аналитических служб // НТИ. Сер. 1. -1995. - № 12. - С. 9-16.

9 Там же.

10 Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.donland.ru

11 Хижняков Д. П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти // Молодой ученый. - 2010. - Т. 1, № 1/2. - С. 266.

12 Шестакова Е. А. Информационно-аналитические центры культуры в регионах : задачи,

направления работы, продукция // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. науч. ст. / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С. 117-131: табл. - (Труды СПбГУКИ; т. 197).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.