УДК 008:001.89:303.7
Т. М. Киселева
Организационные и методические вопросы аналитической работы в сфере культуры
Организация аналитической работы в учреждениях сферы культуры в России.
Ключевые слова: государственная культурная политика, Россия, организация аналитической деятельности, учреждения культуры
Tatiana M. Kiselyova The organization and technique of analytical work in the sphere of culture
The organization of analytical activity in establishments of the sphere of culture in Russia.
Keywords: state cultural policy, Russia, organization of analytical activity, cultural institution
Интерес к информационно-аналитическому обеспечению управления в сфере культуры неуклонно растет. Этот факт подтверждают утвержденные Указом Президента от 24 декабря 2014 г. «Основы государственной культурной политики».
В частности, в документе говорится об организационном, аналитическом и информационном обеспечении разработки и реализации государственной культурной политики. Следовательно, тема аналитического и информационного обеспечения сферы культуры актуальна по-прежнему.
Аналитическая работа в сфере культуры представляет собой оценку использования всех видов информационных ресурсов и результатов работы учреждений культуры для повышения ее эффективности. Это является основой выбора управленческих решений. Основная цель аналитической работы заключается в обеспечении информационной базы для дальнейшего совершенствования управленческой деятельности и дальнейшего развития культурной среды в регионе.
Качество аналитической работы зависит от уровня ее организации. Она должна иметь системный, плановый характер, использовать новейшие методики, обеспечивать эффективность процесса получения выводного знания.
На сегодняшний день можно выделить несколько возможных вариантов функционирования информационно-аналитических подразделений в сфере культуры:
- подразделение в составе исполнительного органа (например: управление информационно-аналитической работы и связей с общественностью министерства культуры Московской области; отдел государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения министерства культуры и архивов Иркутской области);
- подразделение в составе учреждения (например: отдел научной, аналитической, издательской деятельности, сектор научной информации по культуре и искусству - комплексный отдел ГАУК «Национальная библиотека Республики Бурятия»);
- самостоятельное учреждение (например: Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Информационно-аналитический центр культуры», Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Информационно-аналитический центр»).
От того, какое место в структуре организации занимает информационно-аналитическое подразделение, зависит и его внутренняя структура. Однако основой любой системы информационно-аналитической поддержки являются информационная и аналитическая составляющие. Внутри отдела выделяются несколько проблемных направлений, по которым работают специалисты-аналитики. Очень важно поддерживать информационные связи с другими организациями. Так региональный информационно-аналитический отдел занимающийся вопросами сферы культуры должен сотрудничать с региональными методическими центрами библиотечного, музейного дела, культурно-досуговой деятельности и т.п., а также с региональными статистическими службами.
Аналитическая работа состоит из следующих организационных этапов:
1) определение субъектов аналитической работы, объектов и организационных форм информационного анализа; разграничение аналитических функций между отдельными службами и подразделениями;
2) планирование;
3) информационно-методическое обеспечение специалистов-аналитиков;
4) применение стандартных форм представления обзорно-аналитической продукции;
5) контроль внедрения подготовленных на основе обзорно-аналитических материалов рекомендаций.
Предметом деятельности информационно-аналитических служб в сфере культуры становится^ сбор, систематизация и анализ профильной информации; подготовка и анализ государственной статистической отчетности; проведение мони-торингов социологической и культурологической направленности по проблемам культуры и искусства; создание и поддержка баз данных по направлениям культуры и искусства; разработка рекомендаций по развитию отрасли культуры; подготовка аналитических сборников, справочников и других информационных изданий.
Выполнение наиболее полного и всестороннего аналитического исследования при минимуме затрат (экономичность и эффективность) выступает одним из принципов организации аналитической работы. Для того, чтобы обеспечить процесс принятия решений органами исполнительной власти, необходимо создать информационно-аналитическую и статистическую базы. С этой целью широко ис-
пользуются компьютерные технологии сбора, обработки и хранения данных, широкий спектр методик анализа информации.
Государственная статистика в сфере культуры, бухгалтерская отчетность учреждений культуры позволяют представить не менее 200 показателей деятельности. При этом сбор показателей осуществляется системно, что позволяет проводить мониторинги по исследованию проблем посещаемости учреждений, финансирования, состояния материально-технической базы и т.п. Таким образом, аналитическая обработка этих показателей в различных аспектах должна быть поставлена на службу структурам управления.
Важным принципом организации информационно-аналитической работы является разработка регламентирующей документации. Регламентация предусматривает, в частности, создание для каждого аналитика обязательного набора таблиц и выходных форм представления результатов обзорно-аналитической деятельности. Унификация (стандартизация) процессов аналитической работы предполагает применение апробированных методик и типовых инструкций, выходных форм представления аналитической продукции, единых критериев оценки. Это обеспечивает сопоставимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки работы учреждений культуры, снижает временные затраты на проведение аналитических исследований и в итоге способствует повышению их эффективности. Так, например, после утверждения Правительством России Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», были предложены методические рекомендации по измерению показателей. Также были разработаны таблицы сбора показателей для муниципальных образований, сводная таблица показателей и иные инструменты, позволяющие оперативно собирать и анализировать данные по исполнению названного документа1.
Любая аналитическая работа обеспечивается комплексом технологий обработки информации. Суть информационных технологий состоит в том, что они призваны соответствующим образом подготовить массивы данных для дальнейшего их изучения аналитиками.
Министерством культуры Российской Федерации была разработана и внедрена Автоматизированная информационная система (АИС) учета, обработки, накопления и предоставления показателей для оценки деятельности Министерства культуры, его территориальных органов и учреждений АИС «Статистическая отчетность отрасли». По итогам 2014 г. статистические отчеты о деятельности учреждений культуры Иркутской области были внесены в эту систему. Система позволяет в полной мере автоматизировать процесс сбора, обработки, хранения и анализа государственной и отраслевой статистической отчетности в Министерстве культуры Российской Федерации и в территориально распределенных подведомственных структурах различной иерархической подчиненности.
Рост требований к объему и оперативности предоставления отчетной и статистической информации в федеральные и областные органы государственной власти, потребовал интенсификации деятельности по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в регионах. В связи с этим, министерством культуры и архивов Иркутской области в 2011 г. была приобретена АИС «Система мониторинга сферы культуры»2. В 2012-2014 гг. проводилась работа по ее внедрению в муниципальных образованиях Иркутской области. Все органы управления культурой муниципальных образований Иркутской области подключились к этой АИС. В нее были введены показатели деятельности учреждений культуры по формам федеральной статистической отчетности за 2011-2014 гг. Данная система позволяет оперативно выдавать информацию по учреждениям культуры и показателям их деятельности за отчетные периоды.
Методическое обеспечение информационно-аналитической работы предусматривает создание условий для применения аналитиками комплекса общих и частных методик проведения анализа. К документам, обеспечивающим процесс принятия решений в сфере культуры, предъявляется ряд методических требований, которые влияют на структуру и сущностные характеристики таких документов. Обзорно-аналитические документы должны обеспечить принятие решений разного уровня (от уровня муниципального управления в сфере культуры до государственного управления).
Для сферы управления наибольшее распространение получили документы, позволяющие представить информационную модель проблемы. Это аналитический обзор, обзорная справка, информационно-аналитическая справка, информационный отчет о деятельности и др. Именно эти документы, создаваемые в результате аналитико-синтетической обработки информации из первичных документов, позволяют всесторонне осветить проблему. Для создания таких документов используются как общенаучные методы, так и информационно-прогностические методики. В самом общем виде методика создания таких документов - это методика составления обзора, т.е. выделение основных положений, фактов путем исключения избыточной информации. Информационно-аналитические документы снабжают потребителей фактами, данными, прогнозами и рекомендациями, необходимыми для разрешения проблемы или принятия управленческих решений.
К методам информационно-аналитической деятельности относятся: методы анализа документированной информации (библиометрический анализ, контент-анализ, метод декомпозиции, метод терминологического анализа и операционали-зации понятий и др.); методы анализа ситуаций (синтезирование проблемных ситуаций, SWOT-анализ, эксперимент); методы экспертизы и диагностики (экспертные оценки, метод «Дельфи», мозговой штурм) и др.3
Организация информационно-аналитической деятельности в сфере культуры требует постоянного совершенствования методик. В этой области предстоит еще много сделать.
Примечания:
1 О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2606-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL: http:// www.garant.ru/
2 Киселева Т. М. Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры (на примере Службы мониторинга сферы культуры Иркутской области ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского) // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 18-24.
3 Методы информационно-аналитической деятельности : научно-практический сборник / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, Каф. технологии документальных коммуникаций ; науч. ред. И. С. Пилко. - Кемерово : КемГУКИ, 2010. - 227 с.