Научная статья на тему 'Перспективы расширения деятельности индивидуальных инвесторов на фондовом рынке России в контексте формирования международного финансового центра'

Перспективы расширения деятельности индивидуальных инвесторов на фондовом рынке России в контексте формирования международного финансового центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаценко В.В.

В статье исследуется эволюция приоритетов государственной политики регулирования российского финансового рынка. Сделан вывод о недостаточном, фрагментарном, второстепенном характере регулятивных мер, касающихся деятельности индивидуальных инвесторов. Обоснована необходимость разработки и реализации системного комплекса мер государственного регулирования деятельности индивидуальных инвесторов, включающего совершенствование экономических и институциональных условий их деятельности. Предложены отдельные компенсационные механизмы для определенных групп инвестиционных компаний в зависимости от их ранжирования по совокупному обороту деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения деятельности индивидуальных инвесторов на фондовом рынке России в контексте формирования международного финансового центра»

УДК 336

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА

В. В. СТАЦЕНКО, аспирант кафедры финансово-экономического инжиниринга E-mail: stacenko@bk. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье исследуется эволюция приоритетов государственной политики регулирования российского финансового рынка. Сделан вывод о недостаточном, фрагментарном, второстепенном характере регулятивных мер, касающихся деятельности индивидуальных инвесторов. Обоснована необходимость разработки и реализации системного комплекса мер государственного регулирования деятельности индивидуальных инвесторов, включающего совершенствование экономических и институциональных условий их деятельности. Предложены отдельные компенсационные механизмы для определенных групп инвестиционных компаний в зависимости от их ранжирования по совокупному обороту деятельности.

Ключевые слова: индивидуальные инвесторы, стратегия развития, финансовый рынок, институциональные условия, компенсационные механизмы.

Вектор конвергенции моделей функционирования фондового рынка направлен в сторону увеличения количества институциональных инвесторов и возрастания их роли на фондовом рынке. Это обусловлено:

- усложнением и увеличением количества фондовых инструментов;

- секьюритизацией;

- глобализацией рынков;

- транснационализацией капитала.

Вместе с тем индивидуальные инвесторы продолжают оставаться необходимым элементом функционирования фондового рынка, обеспечивая эффективность и ликвидность рынка. Поэтому важно выявить факторы государственной политики регулирования российского финансового рынка, благоприятствующие или противодействующие развитию деятельности индивидуальных инвесторов, и определить меры регулирования, которые будут способствовать расширению деятельности индивидуальных инвесторов на российском фондовом рынке.

Основным документом, регламентирующим направления развития российского фондового рынка, является Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №№ 2043-р (далее - Стратегия 2020) [3]. В этом документе дается оценка результатов реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы.

Несмотря на большой объем выполненных задач, в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы остались нереализованными цели. Среди них:

- создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;

- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- создание условий для секьюритизации финансовых активов;

- правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;

- формирование массового розничного инвестора; развитие производных финансовых инструментов.

Нереализованные задачи предыдущих лет и новые экономические вызовы определили цели Стратегии 2020:

- повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

- обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

- формирование благоприятного налогового климата для его участников;

- совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

Для анализа ключевых направлений развития российского фондового рынка рассмотрим регулятивные меры, предусмотренные в Стратегии 2020.

Одной из важнейших мер, направленных на повышение емкости и прозрачности финансового рынка, являются разработка и внедрение механизмов по привлечению массового (розничного) инвестора на финансовый рынок.

Для роста популярности инвестиций в фондовый рынок среди населения предлагается определить четкие правовые рамки создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих на финансовом рынке. Планируется создание компенсационного фонда за счет средств профессиональных участников, а в случае недостаточности таких средств - использование государственных средств. Наряду с обязательной компенсационной системой предлагается создание и добровольных компенсационных систем на базе саморегулируемых организаций.

Также в Стратегии 2020 уделяется внимание защите граждан от финансовых пирамид. Основным инструментом защиты предполагается сделать массовое повышение финансовой грамотности граждан. Наряду с этим необходимо разработать эффективную систему регулирования порядка оказания розничных услуг гражданам.

Еще одним инструментом привлечения массового инвестора на финансовый рынок является формирование института инвестиционных советников. Это позволит решить одновременно две задачи:

1) оказание консультационной помощи для начинающего розничного инвестора по созданию собственной инвестиционной стратегии;

2) формирование благоприятных условий для работы региональных компаний, которые могут заниматься этой деятельностью [4].

Другими важными направлениями повышения емкости финансового рынка являются:

- расширение спектра производных финансовых инструментов;

- развитие срочного рынка.

Срочный рынок позволяет снизить риски при совершении сделок с базисными активами, создает дополнительную возможность для справедливого ценообразования на базисные активы.

Для повышения эффективности правового регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:

- обеспечить учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;

- распределить риски, связанные с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;

- обеспечить защиту прав владельцев финансовых инструментов.

Для привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства, предложено предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться:

- активами, создаваемыми в рамках проекта;

- постоянными платежами за пользование инфраструктурными проектами.

Одним из способов привлечения инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов является включение инфраструктурных облигаций в перечень ценных бумаг, разрешенных для формирования инвестиционного портфеля как для негосударственных пенсионных фондов, так и для средств, аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ.

В Стратегии 2020 отмечается, что современные финансовые рынки характеризуются:

1) расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли;

2) усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах.

Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить:

- условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам;

- высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

Кроме этого, существует потребность в унификации требований к техническому обеспечению как бирж, так и внебиржевых торговых систем. Но за федеральным органом исполнительной власти (ФСФР) закрепляется право определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

Одной из основных причин недостаточной капитализации финансового рынка является несовершенство клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка. Это создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо сформировать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также для внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

В связи с этим приоритетной задачей становится создание правовых условий для эффективного функционирования института центрального контрагента и повышения эффективности клиринга.

В Стратегии 2020 отмечается необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования финансового рынка. Поэтому приоритетным направлением становится расширение дальнейшего взаимодействия с саморегулируемыми организациями:

- следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких тре-

бований к деятельности участников финансового рынка;

- необходимо расширить возможности саморегулируемых организаций по сбору отчетности участников финансового рынка и возложить на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

Одним из факторов повышения стабильности и прозрачности на финансовом рынке является унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка. Для достижения этого следует:

- унифицировать требования к доверительному управлению ценными бумагами, а также порядку осуществления государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

- унифицировать подходы к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору;

- объединить регулирование близких по роду деятельности финансовых институтов.

Важное место в Стратегии 2020 отведено развитию пруденциального надзора. Это позволит снизить нерыночные риски на финансовом рынке и будет способствовать привлечению массового инвестора на рынок. Также в надзорных целях потребуется:

- предусмотреть возможность введения в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации;

- принять меры по гармонизации методов и правил надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора;

- ввести единые для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, при одновременной модернизации правил ведения бухгалтерского учета в финансовых организациях и их унификации;

- пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам;

- развивать требования к достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам организации.

В Стратегии 2020 указано, что в целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, обеспечения участия в размещении

глобальных инвесторов необходимо предусмотреть условия размещения ценных бумаг, аналогичные тем, которые действуют на развитых иностранных финансовых рынках. В частности, возможности размещения ценных бумаг на условиях неполной оплаты, если обязательство по их полной оплате принимает на себя профессиональный участник рынка ценных бумаг, а также возможности обращения размещенных ценных бумаг до государственной регистрации отчета (предоставления уведомления) об итогах их выпуска. Однако в посткризисных условиях данные меры представляются связанными с повышенным риском в силу необеспеченности таких сделок.

Направления развития финансового рынка, изложенные в Стратегии 2020, конечной целью имеют превращение России в мировой финансовый центр. Для достижения этого необходимо решить следующие задачи (см. рисунок).

Изучение Стратегии развития финансового рынка до 2020 г. через призму развития деятельности индивидуальных инвесторов выявило, что очевидным направлением государственной политики является разработка и внедрение механизмов привлечения массового (розничного) инвестора на финансовый рынок в целях повышения его емкости и прозрачности. При этом большая часть подобных механизмов предусматривает преодоление институциональных ограничений в деятельности индивидуальных инвесторов, но не нацелена на диверсифицированный подход к инклюзии населения на финансовый рынок.

Концептуально стратегические направления развития финансового рынка до 2020 г. нашли свое продолжение в Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 11.07.2009 911-р. Для формирования международного финансового центра в России работа ведется по семи ключевым направлениям.

1. Развитие финансовой инфраструктуры, включая:

- стимулирование развития биржевой торговли;

- повышение эффективности и совершенствование правового регулирования системы учета прав на ценные бумаги, деятельности учетных институтов и клиринговой деятельности;

- обеспечение высокого уровня капитализации основных институтов финансовой инфраструктуры.

2. Расширение инструментария финансового рынка, включая:

- законодательное совершенствование процедуры эмиссии ценных бумаг;

- стимулирование российских эмитентов, в том числе компаний с государственным участием, к проведению публичных размещений в России;

- стимулирование увеличения количества акций в свободном обращении российских эмитентов, в том числе компаний с государственным участием;

- урегулирование вопросов секьюритизации активов, залога ценных бумаг и других финансовых инструментов на российском финансовом рынке;

- стимулирование развития рынка производных финансовых инструментов и инструментов рынка драгоценных металлов.

3. Расширение круга участников финансового рынка посредством:

Основные задачи развития российского фондового рынка согласно Стратегии развития финансового рынка до 2020 г.

а) расширения возможностей инвестирования пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании; введения в законодательство специальных целевых счетов (пенсионных, образовательных и т. д.) для инвестирования сбережений граждан на финансовом рынке; развития финансовой грамотности населения и предпринимателей; организации системы информирования о финансовых рынках и обучения населения возможностям инвестирования личных сбережений на финансовом рынке;

б) упрощения процедуры и снижения издержек при осуществлении эмиссии ценных бумаг коммерческими банками; введения обязательного стандарта раскрытия кредитными организациями информации для розничных клиентов и инвесторов организации консолидированного банковского надзора; уточнения требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности; повышения эффективности банковского надзора за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами;

в) разработки порядка обеспечения упрощенного доступа на российский организованный рынок иностранных инвесторов и иностранных финансовых институтов.

4. Регулирование финансового рынка и совершенствование корпоративного управления путем:

- внесения в законодательство изменений, направленных на предотвращение корпоративных конфликтов;

- совершенствования правового регулирования аффилированных лиц;

- регулирования крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;

- введения дифференцированного регулирования для публичных и непубличных компаний;

- совершенствования Кодекса корпоративного поведения и введения требований к его соблюдению в компаниях с государственным участием;

- создания системы компенсаций на финансовом рынке;

- совершенствования регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

5. Развитие социальной и бизнес-инфраструктуры за счет:

- совершенствования визового режима и режима проживания (пребывания) иностранных граждан в Российской Федерации;

- развития социальной инфраструктуры и бизнес-инфраструктуры г. Москвы;

- совершенствования системы обучения и аттестации профессиональных кадров для работы на финансовом рынке.

6. Совершенствование системы налогообложения операций на финансовом рынке, в том числе:

- режима налогообложения физических лиц и организаций;

- пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды и доходов от управления пенсионными резервами и пенсионными накоплениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Общая конкурентоспособность российской экономики, предполагающая меры по продвижению бренда России на международных финансовых рынках [2].

Вопросы развития деятельности индивидуальных инвесторов на российском фондовом рынке находят свое отражение и в документах, посвященных формированию в РФ международного финансового центра, но перестают в них быть предметом особого внимания. Тезисы Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р., свидетельствуют о снятии с повестки дня проблемы финансовых пирамид, вопроса формирования института инвестиционных советников. При этом акцент делается на следующих направлениях:

- повышение информационной прозрачности рынка ценных бумаг для индивидуальных инвесторов;

- повышение финансовой грамотности инвесторов;

- расширение их возможностей по инвестированию пенсионных накоплений.

Рассмотрим аналитическое исследование, посвященное стратегии развития финансовой системы России, проведенное коллективом экспертов Финансового университета при Правительстве РФ под руководством Я. М. Миркина [6]. Среди базовых целей долгосрочной стратегии развития финансовых рынков были обозначены:

- рост долгосрочных инвестиций в реальный сектор, в модернизацию, в обеспечение устойчивого экономического роста;

- диверсификация собственности в российской экономике, переход к массовой модели инвестирования в процессе формирования среднего класса;

- рост конкурентоспособности российских финансовых рынков в сравнении с зарубежными формирующимися рынками-конкурентами.

При этом переход к массовой модели инвестирования в процессе формирования среднего класса предполагает:

- расширение участия розничных инвесторов в структуре акционерного капитала;

- рост доли активов финансового рынка в сбережениях населения;

- расширение участий в акционерных капиталах институциональных инвесторов, представляющих население.

Для достижения поставленных целей исследователями предлагаются следующие меры, которые укрупненно можно разбить на три группы:

1) в области налогообложения на фондовом рынке:

- полное или частичное освобождение от налогов с доходов физических лиц и прибыли организаций;

- целевые налоговые льготы и прочие инструменты, стимулирующие долгосрочные вложения средств в приоритетные отрасли;

- обеспечение равенства в условиях налогообложения для традиционных банковских продуктов и ценных бумаг;

2) в области развития институциональных инвесторов:

- обеспечение возможности открытия физическими лицами личных пенсионных счетов в финансовых институтах для целевого инвестирования средств счетов на российском рынке ценных бумаг;

- создание новых классов институциональных инвесторов - внутрикорпоративных пенсионных, опционных, компенсационных и инвестиционных планов в интересах работников коммерческих организаций, позволяющих наделять сотрудников акционерной собственностью и/или приобретать акции для сотрудников;

- расширение круга лицензируемых институциональных инвесторов (хедж-фондов, компаний частного капитала, венчурных компаний);

- снятие правовых и налоговых барьеров для развития фондов целевого капитала как институциональных инвесторов;

- снятие излишних ограничений в использовании активов институциональных инвесторов на фондовом рынке, а также использование доли средств государственных внебюджетных фондов для вложения в рублевые корпоративные облигации;

3) другие меры, среди которых стоит отметить:

- закрепление при приватизации государственных пакетов акций российских компаний и банков не менее 25 % объема размещения на внутреннем рынке среди розничных инвесторов,

- формирование сегмента социально ответственного инвестирования на фондовом рынке [6].

Эволюция приоритетов государственной политики регулирования финансовых рынков, отраженная в программных и аналитических документах, позволяет сделать вывод о недостаточном, фрагментарном, второстепенном характере регулятивных мер, посвященных деятельности индивидуальных инвесторов.

Вывод о недостаточности и фрагментарности регулятивных мер сделан исходя из следующих фактов:

- отсутствие в стратегических документах количественных параметров вовлечения населения в фондовый рынок (что объясняется недостатком внятных статистических данных по инвесторской базе);

- отсутствие системности в предлагаемых мерах.

Кроме того, издержки государства и участников рынка на привлечение инвестиционных ресурсов физических лиц на финансовый рынок по всей видимости выше, чем издержки на привлечение инвестиционных ресурсов с международных рынков капитала. Иначе, как объяснить тот факт, что инвестиционные ресурсы населения востребованы в периоды глобальных финансовых кризисов, а в стабильные периоды продолжают оставаться своего рода резервом развития государства.

Что касается смещения вопросов развития индивидуальных инвесторов на второй план, то этот вывод следует из направления мер по формированию международного финансового центра в России. Их большая часть настроена на эффективную адаптацию иностранных инвесторов и финансовых институтов на российском фондовом рынке. Более того, многими исследователями [1, 7] отмечается высокий риск обратного эффекта от реализуемых мер построения в России международного финансового центра.

Форсированное создание необходимой для этого инфраструктуры без решения социальных задач, без обеспечения доступности финансовых услуг в регионах, без формирования ресурсной базы для модернизации реального сектора приведет к декларативному оформлению международного финансового центра, в условиях которого либерализация доступа крупного иностранного капитала на российский фондовый рынок может обернуться поглощением им национальных финансовых институтов при отсутствии механизмов государственного противодействия.

Вместе с тем вовлечение массового инвестора в финансовый рынок является одним из аспектов так называемой политики финансовой инклюзии (financial inclusion), которая предназначена для борьбы с бедностью через расширение доступа к финансовым услугам для всех слоев населения. Политики финансовой инклюзии придерживаются как в развитых странах (например Великобритания), так и в развивающихся (например Китай, Индия) [9].

Таким образом, к факторам, препятствующим развитию индивидуальных инвесторов и повышению их роли на российском фондовом рынке, можно отнести отсутствие системного подхода к этой проблеме при разработке и реализации государственной политики в области финансовых рынков.

Формирование действенного и системного комплекса мер регулирования деятельности индивидуальных инвесторов в целях повышения емкости и прозрачности российского фондового рынка является задачей, посильной для ведущих научно-исследовательских институтов. Поэтому целесообразно внести предложения по одному из возможных направлений такой системы мер -совершенствованию институциональных условий деятельности индивидуальных инвесторов.

Направления совершенствования институциональных условий деятельности индивидуальных инвесторов на финансовом рынке определяются как на основании проведенного анализа, так и с учетом теоретического базиса, которым, в частности, может выступить экономический анализ права.

Так, в работе В. Тамбовцева экономический анализ права рассматривается как один из аргументов в пользу экономической свободы на финансовом рынке [5]. Согласно этому при причинении ущерба одного индивида другому возникает ответственность (ущерб должен быть возмещен в полном размере). Ответственность представляет собой

способ интернализации экстерналий или механизм, побуждающий индивидов при принятии решений учитывать их «внешние» последствия. Для защиты индивидов от негативных экстерналий могут быть применены два метода.

Во-первых, государство осуществляет постоянное наблюдение за соблюдением правил и наказывает штрафом за их нарушение (т. е. проводит ряд действий до причинения ущерба). Как указывает В. Тамбовцев, введение правила будет эффективно предотвращать негативные действия индивида, если величина санкции равна по стоимости величине отрицательного внешнего эффекта. Такой метод связан со значительными организационными издержками и чреват коррупционными последствиями.

Во-вторых, санкции налагаются после нанесения ущерба на того, кто их причинил, т. е. действия проводятся после причинения ущерба. Это позволяет избежать значительных организационных издержек и коррупционных последствий.

В этом контексте, на взгляд автора, для развития институциональных условий деятельности индивидуальных инвесторов на финансовом рынке важным направлением становится не нормативная защита прав инвесторов, а диверсификация компенсационных механизмов на фондовом рынке. Такая диверсификация может производиться за счет:

а) введения обязательного и добровольного страхования профессиональной ответственности управляющих и инвестиционных компаний;

б) создания системы компенсационных фондов фондового рынка, построенной в зависимости от размера совокупного оборота деятельности.

Введение страхования профессиональной ответственности управляющих и инвестиционных компаний, основанное на четких критериях выявления взаимосвязи ошибок или недостатков в деятельности участников рынка и убытков инвестора, позволит:

- в значительной мере сократить убытки от недобросовестного поведения участников рынка;

- снизить риски непрофессиональных действий инвестиционных и управляющих компаний.

В экономической литературе и профессиональном сообществе активно дискутируется вопрос о способе финансирования компенсационных фондов (частное, государственное, смешанное) и базовой организации, при которой они могут быть созданы (Агентство по страхованию вкла-

дов, саморегулируемые организации участников фондового рынка).

По мнению автора, определяющим фактором для организации системы компенсационных фондов является масштаб деятельности инвестиционной и управляющей компании. Например, согласно данным ФСФР России, в 2011 г. на рынке ценных бумаг действовали 1 084 инвестиционные компании, имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности, из них 43 (4 %) были отнесены агентством РА Эксперт к крупнейшим по совокупным оборотам деятельности. Но структура крупнейших компаний также неоднородна - соотношение между оборотом Компании «БКС» (лидер) и Ленмонтаж-строя (аутсайдер) составляет 2 883 : 1.

В связи с этим предлагается сгруппировать инвестиционные компании, с тем чтобы каждой группе сформировать свой механизм компенсационных фондов:

Первая группа - инвестиционные компании с совокупным оборотом деятельности более 1 000 млрд руб.1. Учитывая масштаб их деятельности, которая фактически является системно значимой для российского фондового рынка, необходимо создать компенсационный фонд на базе Агентства по страхованию вкладов со смешанной системой финансирования для обеспечения финансовой устойчивости фонда [8].

Вторая группа - инвестиционные компании с совокупным оборотом деятельности от 101 до 1 000 млрд руб.2. В группу входят средние по совокупному обороту инвестиционные компании, не относящиеся к категории системно значимых, но тем не менее требующие определенного контроля. Это позволяет предложить создание компенсационного фонда на базе Агентства по страхованию вкладов, основным источником финансирования которого будут взносы инвестиционных компаний.

Третья группа - инвестиционные компании с совокупным оборотом деятельности от 10 до 101 млрд руб.3. В группу входят небольшие по совокуп-

1Согласно рейтингу РА Эксперт в 2010 г. к таким компаниям относились Компания «БКС», БД «Открытие», Цэрих кэпитал менеджмент, Финам, Велес Капитал, ГК «Алор», Атон, Регион, Урса Капитал, РИК-финанс, Ай-Ти инвест, Олма.

2Согласно рейтингу РА Эксперт в 2010 г. к таким компаниям относились Солид, УНИВЕР капитал, Уником Партнер, корпорация «Монолит», Еврофинансы, Энергокапитал, КапиталЪ, Проспект, Финанс-Инвест, Октан-Брокер.

3Согласно рейтингу РА Эксперт в 2010 г. к таким компаниям относились БФА, Баррель, Риком-Траст, Тирнфико, Интраст, Инвестиционная палата, Перспектива Плюс, Русские фонды,

ному обороту инвестиционные компании, компенсационный фонд для которых может быть создан на базе саморегулируемой организации участников фондового рынка.

Четвертая группа - инвестиционные компании с совокупным оборотом деятельности до 10 млрд руб. Для таких компаний возможно создание компенсационных фондов на базе саморегулируемых организаций участников фондового рынка или использование в качестве альтернативы программ добровольного страхования профессиональной ответственности инвестиционных компаний.

Отметим также, что наряду с изменением совокупных оборотов деятельности группировка отражает изменение размеров компенсационных фондов.

Фактором, способствующим в перспективе росту числа инвесторов - физических лиц можно считать демографические процессы, характерные для развитых стран и для России. Масштабы старения населения и увеличения пенсионной нагрузки на государство и работоспособных граждан приводит к отказу от распределительной системы пенсионного обеспечения и к распространению накопительной системы, в которой физические лица самостоятельно формируют свой пенсионный капитал.

Таким образом, построение международного финансового центра на базе финансового рынка России опирается на многие макроэкономические предпосылки, особую значимость среди которых имеет стабильная и устойчивая база внутренних финансовых ресурсов. Формирование такой базы возможно за счет разработки и реализации системного комплекса мер государственного регулирования деятельности индивидуальных инвесторов, включающего совершенствование экономических и институциональных условий их деятельности.

С целью улучшения институциональных условий деятельности предложены меры по формированию отдельных компенсационных механизмов для определенных групп инвестиционных компаний в зависимости от ранжирования по совокупному обороту деятельности, которые позволят качественно улучшить деятельность индивидуальных инвесторов на российском фондовом рынке и будут способствовать развитию внутренней базы долгосрочных финансовых ресурсов.

Элтра, Атлантика, Финансы и консалтинг, Элита-финанс, Русс-инвест, Ленстройматериалы, Фондовый центр МИК-Ф, Либра капитал, ТФБ Финанс, Интеллект-капитал.

Список литературы

1. Навой А. В. Институциональные проблемы создания международного финансового центра в России (точка зрения) //Деньги и кредит. 2011. № 9. С. 9-12.

2. План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2009 № 911-р.

3. Стаценко В. В. Развитие российского фондового рынка в посткризисных условиях // Финансовые исследования. 2010. № 2.

4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р.

5. Тамбовцев В. Финансовый кризис и пер-

спективы глобального регулирования // Вопросы экономики. 2011. № 8.

6. Финансовая система: стратегия развития, инвестиции в инновационный рост (финансовые рынки): аналитический доклад в рамках исполнения государственного контракта по заказу Минобрнауки России «Стратегия финансового обеспечения и инновационного роста экономики (состояние, прогноз развития)». 2011. URL: http://www. mirkin. ru.

7. Хмыз О. В. Институциональные проблемы формирования международного финансового центра в Москве // Финансовый бизнес. 2011. Сентябрь-октябрь.

8. Холмакова М. Мимо биржи // Эксперт. 2011. № 22.

9. URL: http://centerforfinancialinclusionblog. wordpress. com/tag/financial-inclusion/.

Организационный комитет EXTENT: extent@exactprosystems.com Тел.:+7 495 640 24 60 +1 415 578 32 06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.