писанных в терминах полей смещений X (t) и скоростей V (t), а также в инкрементальной форме с помощью инкрементальных полей c(t) и v(t); показано, что явные двухслойные разностные схемы должны быть более эффективными с точки зрения вычислительных алгоритмов.
- На основе проведенных исследований делается вывод о приоритетном использовании алгоритмов, построенных на явных двухслойных разностных схемах для линеаризованных (по инкрементам) уравнений движения.
Список литературы:
1. Chapman C.H. Fundamentals of Seismic Wave Propagation. Cambridge University Press. 2004. 608 p.
2. Achenbach J.D. Wave Propagation in Elastic Solids. North-Holland Publishing. 1973. 425 p.
3. Кузнецов С.В., Терентьева Е.О. Задача Лэмба: Обзор и анализ методов исследования // International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. 2014. Т. 10. С. 78-92.
4. Wang C.-C., Truesdell C. Introduction to Rational Elasticity. Springer, 1973.
5. Norris A.N. and Johnson D.L. Nonlinear elasticity of granular media // J. Appl. Mech., 1997, vol. 64, pp. 39-49.
6. Truesdell C. Hypo-elasticity // J. Rat. Mech. Anal., 1955, vol. 4, pp. 83133, 1019-1020.
7. Wang C.-C., Truesdell C. Introduction to Rational Elasticity. Springer, 1973.
8. Truesdell C., Toupin R. The classical field theories. In: Handbuch der Physik, vol. III/1, ed. by S. Flügge, Springer, 1960.
9. Kukudzhanov VN. Numerical continuum mechanics. de Gruyter Studies in Mathematical Physics 15. Berlin: de Gruyter, 2013.
10. Belytschko T. et al. Nonlinear Finite Elements for Continua and Structures, 2 edition. Wiley, 2014.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДАЖ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ КАК ИННОВАЦИОННОГО ВИДА ТРАНСПОРТА
© Тамбовская А.К.*
Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Поиск альтернативных источников и разработка экологичного транспортного средства является актуальной проблемой в современном по-
* Студент кафедры Электроснабжения промышленных предприятий.
стиндустриальном обществе. В данной статье изучаются основные тенденции на рынке продаж электромобилей, как на территории Российской Федерации, так и в мировом масштабе Публикация посвящена проблеме перспективности продаж электромобиля где данный вид транспорта рассматривается в качестве возможной альтернативы дизельному автомобилю. Рассмотрена статистика продаж, а также распространения электромобилей по географическому признаке. Публикация основана на данных, полученные в результате научно-методического и сравнительно-аналитического методов. Анализируя эти данные, делаются выводы о перспективности электромобиля как инновационной технологии как для рядового потребителя, так и для крупнейших поставщиков и инвесторов.
Ключевые слова: электромобиль, статистика продаж, рынок автотранспорта, динамика роста продаж электромобилей, динамика общего количества электромобилей серии EV.
Одной из перспективных отраслей мирового автопрома является развитие технологии производства электромобилей. Это можно связать с целым рядом факторов, таких, как научно-технический прогресс и усовершенствование технологии, поиск наиболее экономичного и эргономичного средства передвижения и колебания цен на бензиновое топливо из-за нестабильной политической и экономической обстановки в странах-поставщиках, озабоченность состоянием окружающей среды и т.д.
Электромобиль становится все более популярным видом транспорта, и доля данного современного средства передвижения на глобальном рынке транспорта постепенно увеличивается, в то время, как производители стремятся сделать технологию производства как можно более совершенной, а инвесторы находят развитие данной отрасли выгодной и перспективной для денежных вложений и спонсорства.
Данная научная работа исследует основные тенденции развития рынка производства электромобилей [2; 3], рассматривая распределение плотности использования и производства по географическому признаку (в том числе, исследуется и перспективы распространения электромобиля на российском рынке) [1], статистика продаж [4; 5], а также, посредством использования научно-аналитического и сравнительного метода формируются перспективы развития отрасли как с научной, так и с экономической точки зрения.
В исследовании использована новейшая информация и актуальные данные, в том числе и подчерпнутые из иностранных источников и переведенные на русский язык. В условиях постоянно развивающихся технологий и ориентации прогрессивного общества на энергосберегающие технологии, рассматриваемая тема является актуальной и перспективной, что делает ее интересной как для тех, кто не имеет отношения к данной отрасли, так и для специалистов.
С каждым годом продажи электромобилей увеличиваются, что демонстрирует положительную динамику его развития как перспективного транспортного средства. Например, в 2014-м году на территории США, являющихся одним из основных производителей электрического транспорта, было продано 119 710 электромобилей и плагин-гибридов. Это на 23 % больше, чем в прошлом году. Общая доля подключаемых автомобилей составила 0.72 %, что больше, чем 0.61 % в 2013 году. Эксперты предполагают, что в 2016-м году продажи составят порядка 1 % процента, что является хоть и не стремительным скачком «вверх», но показывает, что отрасль развивается, и постепенно производители электромобилей охватывают все больший сегмент американского транспортного рынка [2].
На мировом рынке также наблюдается рост продаж электромобилей. Если в 2011-м году число проданных экземпляров составило 45000 шт., то уже к 2013-му году продажи возросли почти в 3, 5 раза, составив более 205 000 экземпляров (рис. 1) [1].
113 000
45 ООО ^^тш
■ Объем продаж, шт.
Рис. 1. Объемы продаж электроавтомобилей на мировом рынке в 2011-2013 гг.
Источник: IEA (EVI), EV Obsession.
Лидерами по продажам электромобилей на сегодняшний день являются страны, ориентированные на сохранение окружающей среды, являющиеся развитыми как экономически, так и занимающие ключевые позиции в мировой макрополитике, как, например, Норвегия, Япония, страны Евросоюза и США (рис. 2) [1]:
6Д 5,55
■ Доли продаж электромобилей е общей доле проданных автомобилей в 2013, %
91 0,83 0,73 0,71 0,6 0,44 0,29 0,26 0,23 0,21 0,18 0,17 0,17 0,17 0,11 0,08 0,01
j5~ # .у" j5~ # ji j? jfr # ji-
*//s SSs y SS//S/S/ S/'
Рис. 2. Доли продаж электромобилей в общей доле продаж автомобилей по странам
Источник: EV Obsession.
Эксперты предполагают, что в дальнейшем продажи электромобилей лишь возрастут, что связано со следующими основными факторами:
- Колебания цен на нефть, и, как следствие, на топливо для дизельных двигателей, что связано с нестабильной обстановкой в странах-поставщиках (Россия, Арабский Восток и т.д.), ухудшение обшей политической ситуации и общая дестабилизация экономической ситуации;
- Постепенное обращение в сторону альтернатив затратному дизельному двигателю вследствие технологического прогресса;
- Появление необходимой инфраструктуры в ряде развитых стран, ориентированных на эффективное потребление не возобновляемых природных ресурсов [1].
Аналитики предполагают, что за следующее пятилетие продажи электромобилей возрастут практически в шесть раз по сравнению с 2010-м годом, а их суммарное число увеличится в пять-семь раз (рис. 3).
Г 6.000.000
Индия о Нидерланды о Португалия о
Германия Франция
Испания Япония о
- 1,000.000 ^^¡¡^Ж
-- ***ш ~ Щ Китай
20L0 2012 2014 2016 2018 2020
Рис. 3. Динамика общего количества электромобилей по странам EVI
Источник: IEA (EVI).
Наибольший рост продаж предполагается в странах Азии, в частности, на территории Японии, где происходит активное развитие инфраструктуры, ведь на территории данного государства находится наибольшее число быст-розаряжаемых электрических станций (порядка шестнадцати). Ожидается рост сегмента рынка электротранспорта и на территории Евросоюза и США, где проводится активная пропаганда электромобиля как инновационного вида транспорта и постепенно внедряется необходимое оборудование и инфраструктура.
По итогам 2015-го года электромобили стремительно набирают популярность: в Китае продажи таких машин выросли на 175 % (!), а в Европе -на 78 %, сообщает ev-sales.blogspot.com. Всего же по всей планете удалось
продать 204 255 машин на электротяге, что сразу на 50 % больше, чем годом ранее [2].
Рейтинг наиболее востребованных моделей выглядит следующим образом:
Nissan Leaf - 25 G6S экземпляров (12 % рынка);
Tesla Model S - 21 552 (11 %);
Mitsubishi Outlander PHEV - 17 1G4 (S %);
BYD Qin - 16 477 (S %);
BMW i3 - 1G 554 (5 %);
Renault Zoe - S 52S (4 %);
Volkswagen e-Golf - 7 15G (4 %);
Volkswagen Golf GTE - 6 6G4 (З %);
Chevrolet Volt - 6 З62 (З %);
BAIC E-Series EV - 5 SG3 (З %).
В свою очередь, рейтинг стран, где продаётся наибольшее количество электромобилей, таков:
Норвегия - 17 тыс. (23,22 % от всех проданных автомобилей);
Великобритания - 14 тыс. (1,01 %);
Франция - 12 тыс. (1,19 %);
Нидерланды - 12 тыс. (5,94 %);
Германия - 10 тыс. (G,6G %) [5].
В России, которая на сегодняшний день занимает последнее место по продажам электромобилей, также ожидается постепенный рост потребительского интереса и повышение уровня продаж. Это связано с финансовой поддержкой правительства развития отрасли и производства и уже приводит к появлению первых положительных результатов, таких, как создание собственного производства аккумуляторных батарей (завод ООО «Лиотех» при поддержке «Роснано» и китайской компании «Thunder Sky») и проект ОАО «МО-ЭЖ» под названием «МОЭЖ-Е^>, направленный на строительство и развитие сети зарядных станций на территории Москвы и Московской области.
По сообщению «Автостата», автопарк электромобилей (EV) в России на середину 2015 г. составлял 486 автомобилей. C^bm массовым электрокаром в стране является Mitsubishi i-MiEV - 217 шт., на втором месте Tesla Model S - 122 шт., затем идут Nissan Leaf (86 шт.), El-Lada (электромобиль на базе Lada Kalina, 49 шт.) и Renault Twizy (12 шт.). Другие модели легковых электромобилей в России не эксплуатируются. Подзаряжаемые гибриды (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV) агентством учитывались.
Число электрических транспортных средств (EV и PHEV) в мире в августе 2G15-ra года превысило 1 млн. единиц, согласно данным EV Obsession. Из них 62 % - чистые электромобили, остальные - гибриды. Ограны с самыми большими парками электрокаров - CША, Китай, Японии, Норвегия и Нидерланды. Cамыe массовые модели - Nissan Leaf (EV) и Chevrolet Volt (PHEV).
Изучив динамику развития рынка электромобилей, можно прийти к выводу, что темпы роста сегмента рынка электромобилей составляют 70-80 % в год,. Взрывной рост рынка электромобилей может произойти после полноценного выхода на него китайского автопрома и запуска новых массовых моделей EV, например Chevrolet Bolt и Tesla Model 3, как считают эксперты [4].
Таким образом, можно увидеть положительную динамику развития мирового рынка электрического транспорта. При постепенном совершенствовании технологии и повышении эффективности производства возможно добиться еще большего увеличения продаж и укрепления позиций электромобиля как перспективного и инновационного вида электрического транспорта.
Список литературы:
1. Жеребцов Д.В. Перспективы развития рынка электромобилей в России // Журнал «Молодежный научно-технический вестник». - 2014.
2. Боксуэлл М. Гид по электромобилям - версия 2015: Откройте правду об использовании и обладании электроэнергией. - Н.-Й.: Liberty, 2015.
3. Ирвин Готтлиб. Электромобили и методы управления, второе издание. - В.: Arvin, 2012.
4. Автостат. Статистика продаж электромобилей за 2015-й год на территории Российской Федерации. - 2015.
5. Автостат. Статистика продаж электромобилей на мировом рынке за 2015-й год. - 2015.