УДК 658.562.012.7
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
А.Д. Костюкевич Научный руководитель - А. В. Сутягин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: sibgau-uks@mail.ru
В работе рассматривается важность применения статистических методов контроля качества продукции на отечественных предприятиях.
Ключевые слова: качество, статистические методы, стандарты, ISO 9000, принципы СМК, персонал.
PROSPECTS FOR THE USE OF STATISTICAL CONTROL METHODS
IN DOMESTIC ENTERPRISES
A.D. Kostyukevich Scientific supervisor-A.V. Sutyagin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: sibgau-uks@mail.ru
The paper considers the importance of applying statistical methods of product quality control at domestic enterprises.
Keywords: quality, statistical methods, standards, ISO 9000, QMSprinciples, personnel.
Вопросы качества продукции и ее улучшения всегда находились в центре общественного внимания. Еще в начале XX века наблюдался бурный рост производства аналогичной продукции, что привело к перенасыщению рынка и усилению конкуренции. Это, в свою очередь, вызвало необходимость повышения качества и изменения отношения к продукции. В настоящее время во всем мире качество стало залогом успеха и главным условием, определяющим увеличение объема продукции, поставляемой на национальные и международные рынки.
В 60-ые годы Япония, освоив новые идеи менеджмента качества, благодаря усилиям доктора Э. Деминга и доктора Дж. Джурана, активно вышла на рынок с качественной, но недорогой продукцией [1].
Западу и, прежде всего США, потребовалось не одно десятилетие, чтобы понять причины своих поражений, освоить новую концепцию ведения конкуренции, хотя сами новые теории управления качеством были рождены в США. Однако именно в соединении с культурой Японии и других восточных стран эти теории дали выдающиеся результаты. Качество продукции и услуг при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом.
Во всем мире признанным методом обеспечения качества является построение системы менеджмента качества. Основная модель системы качества - это модель стандартов Международной организации по стандартизации ИСО серии 9000 [2].
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
Одним и базовых принципов стандартов ИСО серии 9000 является подход к принятию решений, основанных на фактах. Для реализации данного подхода стандарты серии 9000 ориентируются на разработку механизма применения статистических методов на всех стадиях жизненного цикла продукции [3].
Наличие сертификата качества стало необходимым условием существования предприятий на цивилизованном рынке. С каждым годом растет число компаний, претендующих на престижное участие в конкурсах качества. Следует отметить, что чаще всего компании подают документы на премию качества после построения и сертификации системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000.
Что касается применения статистических методов анализа и регулирования производственных процессов, то это практически чуждо нашим организациям. Более того, отечественные организации испытывают значительные трудности даже в определении необходимости использования статистических методов. Подавляющее большинство инженерно-технического персонала, а тем более работников отечественных организаций, просто не знакомы со статистическими методами, не понимают их сути и не умеют использовать статистические методы для решения различных задач в области обеспечения качества и предлагают вместо овладения методами принимать на предприятие новых сотрудников на эту должность, что нецелесообразно.
К основным причинам такого отношения к методам можно отнести:
- отсутствие заинтересованности и понимания высшего руководства (это ключевая причина);
- нехватка квалифицированных специалистов;
- боязнь нового, нежелание разобраться, непонимание необходимости развиваться в области статистического мышления;
- увеличения объема работ, уменьшение штата сотрудников;
- отсутствие экономической заинтересованности предприятий во внедрении этих методов.
Если оценивать показатели внедрения статистических методов в России 2010 годов, где
их применение обходилось только в области автомобилестроения. То сейчас наиболее серьезно подходят к данному вопросу большинство предприятий России, как в фармацевтическом, пищевом производстве, так и в металлургической и в нефтяной отрасли.
Основным принципом системы менеджмента качества является «лидерство руководителя». Если руководство считает не целесообразным внедрять статистические методы контроля и управления, то, в лучшем случае, они будут внедрены формально «для галочки», только для создания видимого соответствия каким-либо требованиям.
Проблема нехватки квалифицированных кадров сегодня остро стоит во многих сферах деятельности. Как правило, это связано с недостаточностью систем образования, уровень которых стремительно падает во всем мире. Нехватка специалистов объясняется также отсутствием желания у молодого поколения переезжать в провинциальные города, где много вакантных должностей.
Так же в работу по распространению статистических методов необходимо привлекать персонал, что является еще одним принципом системы менеджмента качества.
Ни одна компания не может идеально развиваться, но у них имеются все возможности для интенсивного форсирования освоения и внедрения методов улучшения производственной и управленческой деятельности.
Начинать необходимо с анализа. А точно ли нам необходимо применение этих методов? Чего мы хотим добиться в производственной деятельности? Необходимо оценить целесообразность использования этих методов, когда есть уверенность, что положительный эффект от их применения значительно превысит затраты и проблемы, связанные с их внедрением, то благополучно можем приступаем к разработке проекта по внедрению статистических методов. Для высшего руководства не обязательно обеспечить доступ к
корректировке хода процесса, если он не является его руководителем. Но высшее руководство обязано отслеживать ход работы. Если компания нуждается в квалифицированных кадрах, то необходимо обучать сотрудников теории и практике применения статистических методов. В процессе обучения необходимо овладеть умением на подсознании мыслить статистически. После тренировки нужно отследить процесс. Для этого необходимо выполнить:
- выделить объекта, который будет подвергаться исследованию;
- определить методы сбора и анализа информации;
- отредактировать должностные инструкции, внести соответствующие обязанности персонала;
- привлечь программы статистической обработки на ПК;
- каждую информацию фиксировать на носителе;
- высшее руководство должно быть осведомленным;
- поработать и разработать новые корректирующие мероприятия;
- проводить статистические наблюдения.
Дальнейшая деятельность организации может осуществляться по циклу Шухарта Деминга: планируй, делай, проверяй, воздействуй.
В качестве простых методов можно рекомендовать использование на рабочих местах семь элементарных методов, к которым относятся[4]:
- контрольные листки;
- диаграмма Парето;
- причинно-следственная диаграмма;
- гистограмма;
- диаграмма разброса;
- стратификация (расслоение) данных;
- контрольные карты.
К. Исикава, основываясь на опыте своей деятельности в области менеджмента качества, утверждал, что «95% всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи методов»[3]. Следует подчеркнуть, что их применение не требует специальных знаний в области математической статистики и теории вероятностей. Применение этих методов не требует больших затрат и позволяет с заданной степенью точности и достоверностью судить о состоянии исследуемых процессов или объектов в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.
Библиографические ссылки
1. Шарашкина Т.П. Статистические методы в управлении качеством: учебно-методическое пособие / Т.П. Шарашкина; Мордов. гос. ун-т. Саранск , 2013. 91 с.
2. ГОСТ Р ИСО 22514 Статистические методы. Управление процессами. Часть 2. Оценка пригодности и воспроизводимости процесса на основе модели его изменения во времени Москва : Стандартинформ, 2017. 23 с.
3. Статистические методы контроля и управления качеством : конспект лекций / Е. А. Жирнова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. 102 с.
4. ГОСТ Р ИСО 7870-2-2015. Статистические методы. Контрольные карты. Часть 2. Контрольные карты Шухарат Москва : Стандартинформ, 2017. 16 с.
© Костюкевич А. Д., 2021