Научная статья на тему 'Система контроля производственных процессов и современные подходы к ее организации'

Система контроля производственных процессов и современные подходы к ее организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
CONTROL / PROCESS / PRODUCTION / STATISTICAL METHODS / BENCHMARKING / AUDIT / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарашкина Татьяна Петровна

В статье отражается необходимость проведения контроля производственного процесса. В соответствии с этим определяются понятия контроль и производственный процесс. В частности рассматриваются стадии управленческого контроля производственного процесса. Дается характеристика видов контроля производственного процесса. Помимо этого в статье рассматриваются инструменты измерения процессов, такие как самооценка, аудит, бенчмаркинг, контроль, испытания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарашкина Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроля производственных процессов и современные подходы к ее организации»

УДК 005.6:658.562 Экономические науки

Шарашкина Татьяна Петровна, к.э.н., доцент кафедры управления качеством ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарева»

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье отражается необходимость проведения контроля производственного процесса. В соответствии с этим определяются понятия контроль и производственный процесс. В частности рассматриваются стадии управленческого контроля производственного процесса. Дается характеристика видов контроля производственного процесса. Помимо этого в статье рассматриваются инструменты измерения процессов, такие как самооценка, аудит, бенчмаркинг, контроль, испытания.

Ключевые слова: контроль, процесс, производство, статистические методы, бенчмаркинг, аудит, самооценка

Abstract: The article reflects the need for control of the production process. Accordingly defines the concepts of control and production process. In particular stage managerial control of the production process. Given the types of control of the production process. Additionally, this article discusses the instruments of measurement processes, such as self-assessment, auditing, benchmarking, monitoring, testing.

Keywords: control, process, production, statistical methods, benchmarking, audit, self-assessment

В настоящее время современная организация рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Это обуславливается тем, что каждый процесс имеет свои границы поставщиков и потребителей, обеспеченность ресурсами. Соответственно, основной акцент при осуществлении делается не на прямой функционал подразделений, а сквозь них на процесс. Управление процессами позволит создать крепкие основания контролю.

Существуют три стадии управленческого контроля производственного процесса. Первая стадия - установление стандартов - точное определение целей и их временные

интервалы. Вторая стадия - измерение того, что достигнуто в определенный период времени и сравнение с ожиданиями. Третья стадия - принятие корректирующих действий по результатам двух предыдущих результатов [3, с. 11 - 15].

Задача предприятия в том, что бы воспринять на «входе» факторы производства (затраты), переработать их на «выходе». Такого рода трансформационный процесс обозначается как производство.

Производственный трансформационный процесс состоит из множества частных задач: обеспечения (снабжения), складирования (хранения), изготовления продукции, сбыта, финансирования, обучения персонала, управления.

Частные задачи производственного процесса связаны с процессом создания стоимости или «стоимостная цепочка», которая связывает между собой звенья «поставщики - потребители», расположенные до и после непосредственного изготовления продукции.

Таким образом, производственный процесс можно определить как процесс воспроизводства материальных ценностей. Весь менеджмент и процесс принятия решений зависит от информации о текущем состояния организации и его развитии во времени. Управление бизнес - процессами подразумевает определение нормативных показателей и их измерение [6, с. 104 - 105].

По мнению Д. Хана, контроль предполагает измерение и документирование фактических значений показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности.

На сегодняшний момент актуально понятие интегрированного контроля. Он основывается на стратегии организации и охватывает мониторинг не только внутренней, но и внешней среды.

Дафт Р. выделяет два вида контроля: бюрократический, предполагающий использование правил, предписаний, политики и документировании контроля и децентрализованный, основанный на ценностях организации и персонала.

Деятельность организации определяется процессами, поэтому очень важен мониторинг и менеджмент поступающих материалов, информации в организацию. В этом смысле предполагается предварительный контроль, предупреждающий возникновение отклонений.

Далее, в ходе осуществления деятельности, для ее поддержания в эффективном состоянии, необходимо проводить сопутствующий контроль. Он предполагает установление нормативных показателей и сравнение с ними текущих.

Контроль на заключительном этапе способен дать основания для принятия корректирующий действий, с целью устранения повторения возникновения отклонений [6, с. 105 - 108].

Важными этапами являются:

а) определение стратегии организации - организация ключевых действий по достижению ключевых целей;

б) установление показателей - определение оценочных параметров степени выполнения всех действий обозначенных стратегией;

в) сравнение - определение степени отклонения фактических результатов от установленных параметров;

г) анализ - оценка степени тяжести несоответствий, выявление причин их возникновения и мер по устранению;

д) корректирующие действия - деятельность по устранению обнаруженного несоответствия и повторного его возникновения.

Каждый последующий этап является продолжением предыдущего по всей последовательности протекания процесса контроля. Выходные данные и информация одного этапа являются входным Требования ГОСТ ISO 9001 - 2011 предполагают следующие инструменты измерения процессов: самооценка, аудит, бенчмаркинг, контроль, испытания.

Самооценка - это метод, предназначенный для оценивания уровня показателей организации и ее процессов. Это определение уровня показателей проводится не некоторой третьей стороной, а самой организацией. Данный процесс требует документирования процессов, установление нормативных показателей и определение возможностей и потенциала [1, с. 65].

Андерсен выделяет следующие отличительные характеристики самооценки:

- момент проведения самооценки имеет фиксированное значение и не является непрерывным;

- направленность определяется как предоставление целостной картины настоящего положения;

- долгосрочная направленность результатов самооценки, ориентированная на потенциал и возможности организации в целом.

В соответствии с определением стандарта ГОСТ ISO 9000 - 2011, аудит -систематический, независимый, документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита [4, с. 10].

Внутренние аудиты, или «аудиты первой стороной», проводятся внутри организации собственными силами. Руководство организации обеспечивает разработку результативного и эффективного процесса внутреннего аудита для оценки ильных и слабых сторон бизнес - процессов.

Внешний аудит, или «аудит второй стороной» и «аудит третьей стороной», проводится либо заинтересованными сторонами, например потребителями, инвесторами или внешне независимыми организациями [7, с. 17].

Беккер определяет бенчмаркинг как сравнение значений показателей с их аналогами у конкурентов или в других подразделениях собственного концерна [2, с. 322].

Но на сегодняшний день понятие бенчмаркинга расширилось. Его область применение метода стала многограннее.

Андерсен приводит следующие основные элементы «своевременного» бенчмаркинга:

- измерение уровня показателей собственных с показателями партнера;

- сравнение уровня показателей, практики;

- обучение и введений улучшений;

- совершенствование как главная цель бенчмаркинга [1, с. 195].

Так же, Андерсен приводит типы бенчмаркинга, это внутренний, конкурентный, функциональный, общий. И в зависимости от того, что сравнивают, различает: бенчмаркинг показателей, процесса, стратегический.

Можно сказать, что бенчмаркинг обеспечивает благоприятные условия ля проведения реинжиниринга организации.

и для другого и служат основанием для его начала и осуществления.

Статистический контроль процессов относится к управлению, ориентированному на исполнение стандартов, предполагает измерение и корректирующие действия в то время, когда производится продукт [5, с. 381].

Инструментами SPC для решения непрерывного улучшения процессов являются:

а) контрольный листок;

б) диаграмма Исикавы;

в) диаграмма Парето;

г) гистограмма;

д) графики разброса;

е) контрольные карты Шухарта;

ж) блок-схема.

Рассматривая систему контроля, стоит уделить особое внимание концепции TQM, т. к. она рассматривает всесторонне и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством.

Так же, данная концепция носит междисциплинированный характер, т.к. включает следующие характеристики:

а) контроль в процессе разработки продукции;

б) входной контроль;

в) контроль готовой продукции;

г) анализ и контроль процессов;

д) использования цикла PDCA;

е) постоянное обучение, кружки качества;

ж) высокая степень значимости человеческого фактора и др.

Философия TQM включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с приобретение продукции с учетом заявленных требований и уровнем качества.

Таким образом, многогранность данной концепции можно отобразить в виде схематичного изображения для визуализации понятий [8, с. 184 - 188].

Многогранность концепции TQM представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Многогранность концепции TQM Деминг в своих работах неоднократно указывал на то, что производство - это система, которая требует контроль на всех стадиях жизненного цикла.

Непрерывный контроль на всех стадиях жизненного цикла процесса производства осуществляется, в том числе и с помощью статистических методов. Важное понимание в данном аспекте это - непрерывность.

Цикл Деминга явно отражает данный аспект с учетом требований потребителя. Он представляет свое виденье производственного процесса:

- разработка изделия с проведением соответствующих испытаний;

- изготовление изделия, с проведением испытаний в лаборатории и контроль процесса;

- выпуск изделия на рынок и учет эксплуатационных свойств;

- совершенствование изделия в соответствии с пожеланиями покупателя. Исполнение данной цепочки представлено в виде непрерывного процесса -

цикла PDCA, изображенного на рисунке 2.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, возникающие в процессе осуществления контроля:

а) гармонизации системы контроля;

б) контроль на всех этапах жизненного цикла производственного процесса;

в) систематизация процесса производства и процесса его контролирования.

Библиографический список

1 Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования/ Пер. с англ. С. В. Ариничева /Нацч. ред. Ю. П. Адлер. - 3.-е изд. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 272 с.

2 Беккер Й. Менеджмент процессов/ Под ред. Й Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; [пер. с нем.]. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.

3 Горелик О. М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О. М. Горелик. - 2-е изд.стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 270 с.

4 ГОСТ ISO 9000 - 2011. Межгосударственный стандарт. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2013 - 01 - 01. - М.: Стандартинформ, 2011. - 20 с.

5 Козловский В. А. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 574 с.

6 Лапшин В. С. Управление процессами : учебное пособие / В. С. Лапшин. -Саранск : [б. и.], 2006. - 208 с.

7 Сажин Ю. В. Аудит качества для постоянного улучшения: учеб. пособие / Ю. В. Сажин, Н. П. Плетнева - Саранск, 2012. - 141 с.

8 Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега - Л», 2011. - 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.