Выводы. Новые технологии и материалы способствуют появлению новых направлений живописи в интерьере, и современный дизайнер должен владеть ими и знать как максимально эффективно можно использовать новые возможности живописи для создания уникальных и комфортных интерьеров. Живое знание - (англ. livingknowledge) всегда пристрастно и включает знание о субъекте знания, то есть о себе самом. Главные признаки живого знания - открытость и недосказанность. Живое знание - это рефлексивное знание. Его можно характеризовать и как «опытное знание». В него помимо разных знаний входит отношение к знанию и знание о себе самом как знающем или незнающем [5]. Поэтому, обучение современным направлениям в дизайне интерьеров должно включать не только знания, но и личностную практику создания интерьерных произведений и дизайнерских проектов с использованием живописных элементов. «Процесс творчества расширяет поле деятельности обучающегося, приобретается опыт, знания и реализуются, апробируются его возможности» [6].
Интерьерная живопись - профессионально-формирующий курс в подготовке дизайнеров интерьера. Для решения проблем интереса студентов и практико-ориентированности обучения, преодоления оторванности классического рисунка от профессиональной направленности деятельности, данному курсу должно быть уделено значительное место в образовательной программе, а в содержании обучения приоритет необходимо отдавать декоративно-стилизованным и условно-абстрактным техникам с использованием современных художественных материалов.
Литература:
1. Абдуллина, М.А. Развитие объемно-пространственного мышления подростков с помощью ремесленных технологий / М.А. Абдуллина, А.И. Олейникова, A.A. Нестерова // Проблемы современного педагогического образования. -2022.-№77-1,-С. 9-12
2. Антипина, Д.О. Интерьерная живопись в системе подготовки дизайнеров интерьера / Д.О. Антипина // Дизайн. Материалы. Технология. -2015, № 1 (36). - С. 7-11
3. Антоненко, М.Ю. Педагогический потенциал декоративной живописи в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного образования / М.Ю. Антоненко // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2020, № 2 (107). - С. 115-121
4. Долгашев, К.А. Обучение студентов магистратуры плоскостно-орнаментальному видению натуры на занятиях декоративной живописи / К.А. Долгашев // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей. Ч. II. Научный ред. Р.Ю. Самхарадзе. -М.: Изд-во «Перо», 2020. - С. 47-49
5. Ермилин, А.И. Культурные и педагогические ресурсы тьюторства в дополнительном научном образовании школьников / А.И. Ермилин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13277 (дата обращения: 10.10.2023)
6. Зимина, Е.К. Исследование влияния скетчинга на развитие графических способностей обучающихся в системе дополнительного образования / Е.К. Зимина, A.A. Масленова, Е.С. Лысова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№ 77-1. - С. 156-159
7. Кукенков, В.И. Декоративная живопись: учебное пособие / В.И. Кукенков. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - 106 с.
8. Лесова, А.Б. Актуальность курса «Интерьерная живопись» в системе подготовки дизайнера / А.Б. Лесова // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы второй междунар. научно-практ. конф. - СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. - С. 607-614
9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 2. DOI: 10.26795/2307-12812022-10-2
10. Мордвинцева, М.М. Декоративная живопись для дизайнеров / М.М. Мордвинцева // Мировые естественнонаучные исследования современности. Технический прогресс. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Автономная некоммерческая организация «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (AHO «НИИ ДПО»), - Ростов-на-Дону, Изд-во "Манускрипт", 2023. - С. 126-129
11. Поморов, С.Б. Архитектура и дизайн: новации в художественной подготовке по изобразительным дисциплинам в проектной сфере / С.Б. Поморов // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. -2021.-№42. -С. 204-213
12. Руднев, И.Ю. Роль живописи в обучении дизайнеров / И.Ю. Руднев // Бизнес. Образование. Право. - 2020, № 2 (51). - С. 356-361
13. Рябинова, C.B. Дисциплина «Декоративная живопись» в рамках профессиональной подготовки будущих дизайнеров / C.B. Рябинова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - Т.2. - 2015. - С. 76-79
14. Худэжичаолу. Влияние декоративной живописи на развитие художественного восприятия студентов / Худэжичаолу, А.Д. Исаков, P.C. Маркова // Мир науки, культуры, образования. - 2022, № 2 (93). - С. 241-244
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, доцент Юматова Эвелина Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ
В ИНТЕРЬЕРЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье анализируются возможности освоения геометрического орнамента в современном отечественном дизайн-образовании, как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Дается описание уникальных особенностей геометрического орнамента. Делается особый акцент на применении его в текстиле, подчеркивая значимость композиционных аспектов геометрического текстильного орнамента для создания интерьера, способствующих
формообразованию предмета и подтверждению архитектоники гармоничного пространства. Рассматривается возможности и перспективы обучающего курса «Геометрический текстильный орнамент в интерьере».
Ключевые слова: геометрический орнамент, текстильный орнамент, интерьер, декорирование, обучающий курс, студенты-дизайнеры.
Annotation. The article analyzes the possibilities of mastering geometric patterns in modern domestic design education, both in theoretical and practical directions. A description of the unique features of the geometric ornament is given. Particular emphasis is placed on its use in textiles, emphasizing the importance of the compositional aspects of geometric textile patterns for creating an interior, contributing to the shaping of the object and confirming the architectonics of a harmonious space. The possibilities and prospects of the training course "Geometric textile ornament in the interior" are considered.
Key words: geometric ornament, textile ornament, interior, decoration, training course, student designers.
Введение. Профессиональная подготовка студентов как будущих дизайнеров интерьера носит многоплановый характер и должна включать в себя различные аспекты, касающиеся создания интерьера. Дизайн сам по себе является инструментом, который в состоянии трансформировать внешний вид помещения, даже полностью изменить стилистическое направление. Одной из самых интересных и необходимых составляющих интерьера является его наполнение текстилем. Обучение студентов этому направлению в создании интерьеров представляет несомненный интерес как для педагогов, так и для самих обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Текстиль на протяжении длительного времени не утрачивает своего значения в оформлении предметной области различных пространств в течение всей истории нашей цивилизации. Текстильные изделия являются неотъемлемым элементом декорирования интерьера, а расстановка текстильных изделий в нем - это традиция, зависящая от предпочтений и привычек либо автора, либо заказчика. Использование текстиля в интерьере позволяет трансформировать пространственные и композиционные аспекты. Цветовая гамма, фактура ткани имеет возможность определить стилистическую направленность интерьера и внести в него особую атмосферу, способствуя формированию архитектоники пространства.
Значение текстиля в интерьере, его взаимосвязь со стилистическими акцентами в пространстве относятся к числу достаточно значимых для профессионального дизайнера. Текстильная составляющая является средством выразительности при формировании среды интерьера, и особенно значимым является текстиль с геометрическим орнаментом.
История применения геометрического орнамента в текстиле при оформлении жилища имеет достаточно длительную историю. Данный приём издавна использовался в оформлении стен, драпировок, мебели [8]. Существуют различные способы пространственного функционирования геометрического текстильного орнамента:
а) определение тектонической структуры представленного интерьера;
б) реальная трансформация;
в) иллюзорная трансформация [5].
Геометрический орнамент в текстиле интерьера имеет определенный ряд характеристик:
• может быть простым или сложным;
• может иметь различные цветовые решения;
• может быть выполнен в различных стилях;
• может быть применен к различным элементам интерьера;
• является универсальным и может применяться в различных интерьерах.
Геометрический текстильный орнамент в интерьере может выполнять несколько функций:
Таблица 1
Функции и характеристика орнамента
Функция Характеристика
1. Декоративная геометрический орнамент может служить украшением для текстильных изделий (штор, покрывал, подушек, обивки мебели, ковров и т.д.), создавая приятный визуальный эффект.
2. Графическая геометрический орнамент может визуально изменять пространство, делая его более динамичным и интересным. Например, вертикальные линии и узоры могут делать потолок выше, а горизонтальные - комнату шире.
3. Прагматическая геометрический орнамент может скрывать недостатки или подчеркивать достоинства интерьера. Например, геометрический узор может скрыть небольшие дефекты в текстиле или наоборот, подчеркнуть роскошность ткани.
4. Психологическая геометрические узоры могут влиять на настроение и эмоциональное состояние человека. Например, вертикальные линии и геометрические фигуры способствуют активности, а горизонтальные линии и плавные кривые - спокойствию.
5. Стилистическая геометрический орнамент может быть связан с определенным стилем интерьера, таким как классика, современность, эко-стиль и т.д. Это помогает создавать своеобразный образ интерьера и подчеркивать его стиль.
В настоящее время геометрический текстильный орнамент считается новаторским элементом в декорировании. Хотя, по большому счету, это возобновление тенденций, которые не менее интенсивно применялись в прошлом [3]. Тем не менее, это направление все еще является новым, и научных исследований по педагогическому подходу к обучению и практике в данной сфере недостаточно [2].
Данное направление дизайнерского искусства освещается в ряде учебно-методических пособий и научных публикациях. Н.И. Сабило в учебном пособии «Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения» предлагает концентрированное освещение основных законов, приёмов и условий проектирования орнаментальной раппортной текстильной композиции, знание которых необходимо для выполнения учебных заданий программы в рамках предмета «Дизайн - проектирование» студентам 1-го курса, 1-2-го семестров [7].
«Орнамент: Учебное пособие» Л.И. Фокиной представляет собой теоретический экскурс в историю орнамента различных эпох и стилей. Это попытка дать систематизированное представление об опыте, накопленном мировой художественной практикой в орнаментальном искусстве [9].
Цель учебного пособия Л.М. Буткевич - помочь в изучении чрезвычайно актуальных для современной художественной культуры вопросов теории, истории орнаментального искусства. В учебном пособии изложены основные теоретические положения, касающиеся природы, специфики, структуры орнамента в связи с его содержательной стороной. На примере наиболее выдающихся европейских и непосредственно связанных с ними восточных культур (от Древнего Египта до европейской культуры конца XIX в.) рассмотрены как закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры, так и основные этапы его исторического развития ГЦ
М.Ю. Спирина в статье «Народный орнамент в современном дизайне» анализирует взаимосвязь орнамента и современных дизайнерских изделий при декорировании интерьера [8].
Результаты анализа и рассмотрение вопросов обучения геометрическому текстильному орнаменту в декорировании интерьера привели к выводу, что данное направление изучается чаще всего в рамках какого-либо курса, являясь составной частью. Более того, в учебных пособиях данная тема освещается в совокупности с иными темами.
В рамках нашего исследования было решено проверить предположение о необходимости создания обучающего курса по применению геометрического текстильного орнамента в интерьере путем проведения опроса студентов-дизайнеров и определить проблемы и перспективы данного предложения.
Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Как вы считаете, насколько важным является использование орнамента в текстильном оформлении интерьера?
2. Знакомы ли вы с геометрическим текстильным орнаментом? Если да, то где вы его видели (в интерьере, в магазине, на фотографиях)?
3. Считаете ли вы, что геометрический текстильный орнамент имеет потенциал использования в современном интерьере?
4. Хотели бы вы изучать геометрический текстильный орнамент в качестве части своего образования в области дизайна интерьера или текстильного дизайна?
5. Хотели бы вы научиться грамотно вписывать элементы геометрического текстильного орнамента в интерьер ?
6. Чем помогло бы Вам изучение данного курса?
Было опрошено 23 обучающихся Мининского университета 2 и 3 курсов факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий. По результатам данного опроса выяснилось, что абсолютное большинство студентов (87%) знакомы с геометрическим текстильным орнаментом и считают его перспективным в применении в интерьере. Респонденты (79%) обозначили, что хотели бы изучать геометрический текстильный орнамент в качестве части своего образования в области дизайна интерьера.
Говоря о возможных положительных эффектах введения данного курса, все опрошенные лица отмечали следующие:
• повышение качества своей подготовки как будущих дизайнеров интерьера;
• повышение уровня мотивации;
• расширение кругозора;
• формирование необходимых компетенций для будущей профессиональной деятельности.
Относительно способа контроля качества знаний по данному курсу, опрошенные склонялись к проведению зачета, получение которого будет связано с подготовкой творческого задания.
Опыт проведения опросов может предоставить ценные возможности для улучшения понимания как состояния подготовки студентов, так и наметить будущую перспективу. Однако внедрение новых направлений обучения сопряжено с рядом существенных проблем.
Поскольку рынок декорирования интерьера расширяется по всему миру, и его применение распространяется на различные области, крайне важно внедрить курс изучения геометрического текстильного орнамента в декорировании интерьера в существующие учебные программы и обучать студентов-дизайнеров как начинающих профессионалов. Предлагаемый нами курс должен содержать, как минимум, следующие разделы: «История развития геометрического орнамента», «Текстиль в интерьере. Материалы », «Разработка орнамента для текстиля», «Декорирование интерьеров с применением геометрического текстильного орнамента». И обязательно включать в себя как теоретические занятия, так и практические задания.
На наш взгляд, внедрение этой инициативы приведет к значительному повышению интереса к дизайну во всех подсистемах смежного обучения. Курс создаст студентам возможность для получения знаний, при наличии которых они будут в состоянии удовлетворить различные потребности и желания потребителей в дальнейшей профессиональной деятельности.
Учитывая текущие требования потребителей в индустрии дизайна (например, быстрые, уникальные и персонализированные решения), курс может быть оптимальной технологией для полной интеграции в процесс проектирования и разработки действительно качественного продукта. Поэтому для высшего образования, особенно программ, связанных с дизайном, важно обновить текущие учебные планы в соответствии с изменениями рынка, чтобы их выпускники могли быть совместимы и готовы к рынку труда, ориентированному на новые технологии и современные тенденции в этой отрасли.
Возможно, данный курс станет экспериментальным, чтобы познакомить студентов с концепциями курса и оценить его эффективность, которая определяется в получении студентами базовых концепций и разумного набора навыков для дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, данный курс позволит его авторам определить ключевые препятствия, с которыми могут столкнуться студенты, изучающие создание и декорирование интерьера. Разработка программного методического обеспечения курса является важным видом деятельности в рамках жизненного цикла программного обеспечения, и его преимущества хорошо определены.
Они включают:
• предварительную оценку осуществимости, правильности и полноты требований;
• управление сложностью и улучшенное понимание;
• более широкие возможности для повторного использования;
• улучшенную эволюционируемость.
Разработки методического комплекса создаются на этапе проектирования обучающих курсов, но создание курсов на начальном этапе проектирования не всегда решает проблему поддержания их в актуальном состоянии на более поздних этапах работы с ними.
Мы считаем, что основные проблемы лежат в основе неспособности или нежелания создателей таких обучающих курсов использовать объектно-ориентированное содержание на протяжении всего жизненного цикла курса.
Программы обучения бывают большими и монолитными. Это снижает понимание, возможную изменяемость содержания по запросам обучающихся. Программы и методические комплексы, часто, объединяют слишком много частей воедино. Существует значительное структурное несоответствие между требованиями образовательных стандартов и
конкретными профессиональными потребностями, при этом сам дизайн находится где-то по середине. Единицы абстракции и декомпозиции в требованиях, как правило, связаны с функциями и возможностями и другими основными понятиями. Новые или измененные требования, которые приводят к эволюции системы обучения, также, как правило, структурированы. Эти кардинально отличающиеся структуры означают, что прослеживаемость между требованиями системы высшего образования и профессиональной необходимостью оставляет желать лучшего.
На наш взгляд, курс по использованию геометрического текстильного орнамента в декорировании интерьера, может быть внедрен постепенно, с учетом возможных последствий и результатов. Первоначальный набор инструментов должен включать в себя возможность оценки, которая определяет результат, возможность проверки, которая обязательно определяет, является ли действие курса эффективным.
И желательно учитывать, что растет интерес к области исследований смешанных методов и различным способам систематического комбинирования количественных и квалификационных методологий [6].
Стоит понимать, что структура и базовые цели предлагаемого курса указывают на приоритетность приобщения студента к теории языка изобразительного искусства. Важно открывать новые возможности для изучения и применения языковых элементов текстильного искусства в целях стимулирования творчества студентов. С этой целью на курсе предлагается рассмотреть необходимость изучения языка изобразительного искусства, синтеза творческих форм при существенном определении содержания в процессе развития художественного творчества у студентов, обучающихся дизайну интерьера. В процессе развития художественного творчества у студентов важно изучать элементы языка путем отбора и обработки художественных элементов геометрии. Изучение данного курса будет способствовать воспитанию и формированию творческой личности при выборе и обработке реальности в контексте методического творческого мышления
- наряду с композиционными закономерностями масштаба, ритма, движения и форм.
Также считаем необходимым при создании курса обратиться к новейшим информационным технологиям. Достижения в области информационных технологий в настоящее время предоставляют множество цифровых инструментов для математического исследования визуальной сложности текстильных узоров и декоративных конструкций. Мы утверждаем, что инновационное применение этой технологии для геометрического анализа создаваемых объектов будет иметь хорошую перспективу. С нашей точки зрения, эти объекты представляют собой совершенно разные аналитические задачи и типизируют проблемные аспекты классификации и порождения проблем художественного дизайна. Математические соображения привели нас к возможности использования нейронных сетей, грамматик формы и связанных с ними технологий для решения этих проблем, хотя, хочется заметить, что делать это надо вдумчиво.
Некоторые дизайнеры сомневаются в необходимости формального образования в области дизайна, утверждая, что новички могут приобрести навыки на рабочем месте или путем самообразования. И хотя существует общее признание того, что конкретные учебные заведения готовят специалистов в области дизайна определенного типа, существует мало анализа того, как именно эти учебные программы и педагогические приемы прививают конкретные ценности в меняющемся контексте данной области.
Поддержание аутентичности разработанных учебных планов и инструкций требует, чтобы преподаватели выстраивали преподавание и обучение таким образом, чтобы они также были подотчетны стратегической среде, в которой существуют их программы [4].
В то же время дизайн - быстро меняющаяся область. Стоять на месте - это не вариант. Сегодняшние программы по дизайну должны подготовить студентов к развитию в этой области на протяжении карьеры, реагированию на меняющиеся парадигмы практики и решению проблем, которые являются новыми для их областей.
Выводы. Подводя краткий итог рассмотрению данной проблемы, обозначим, что геометрический текстильный орнамент является одним из самых популярных и универсальных видов орнамента в интерьере. Он может использоваться в различных стилях и подчеркивать разные аспекты помещения, от графичности и динамичности до спокойствия и утонченности. Геометрический орнамент становится все более популярным и востребованным в современном дизайне интерьера, что говорит о его универсальности и актуальности. Он сочетает в себе простоту форм, гармонию и красоту, что делает его привлекательным и инновационным решением для оформления различных помещений. И, следовательно, создание обучающего курса по геометрическому текстильному орнаменту может оказаться значимым для профессионального становления будущих дизайнеров.
Литература:
1. Буткевич, Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Изобразительное искусство"/ Л.М.Буткевич. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2017. -267 с.
2. Векслер, А.К. «Орнамент» в художественном образовании: исторические предпосылки и педагогический потенциал / А.К. Векслер // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8,- № 6А. - С. 95-104
3. Дембицкая, A.C. Геометрический орнамент в отечественном текстильном дизайне: становление и пути совершенствования / A.C. Дембицкая // Вестник славянских культур. - 2022. - №64. - С. 316-324
4. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3.
- С. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7
5. Лаврентьев, А.Н. Геометрические цветы на конструктивистском поле / А.Н. Лаврентьев. - М.: Грантъ, 2000. - 32 с.
6. Перевощикова, E.H. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. -С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-6
7. Сабило, НИ Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения: Учебное пособие / Н.И. Сабило. -Самара: ACH СамГТУ, 2008. - 70 с.
8. Спирина, М.Ю. Народный орнамент в современном дизайне / М.Ю. Спирина // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). -2017. -№. 3 (13). - С. 206-210
9. Фокина, Л.В. Орнамент: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Фокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 176 с.