Научная статья на тему 'ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
530
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / ГЕОМЕТРИЯ / КАНОН / ТКАНЬ / РАППОРТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СИММЕТРИЯ / МОТИВ / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дембицкая Александра Сергеевна, Рыбаулина Ирина Викторовна

В статье выявляются и описываются основные пути и формы становления и развития геометрического орнамента от канонического текстильного орнамента до современных текстильных геометрических рисунков. Рассматриваются наиболее значимые исторические этапы формирования и особенности художественного отечественного текстиля. Отмечается, что мануфактурный период оказал наиболее значимое влияние на развитие отечественного геометрического орнамента. Промышленные технологии позволили получать на поверхности ткани более сложные орнаментальные композиции по сравнению с набойным рисунком тканей ремесленного изготовления. В статье также проанализировано влияние конструктивизма, как нового стиля начала XX столетия, рассмотрен геометризированный агитационный текстиль, оказавший влияние на формирование новых взглядов на создание художественных приемов проектирования геометрических орнаментальных текстильных рисунков. Кратко, на отдельных примерах рассматриваются стилевые течения середины - второй половины XX в., оказавшие влияние на формирование художественно-эстетической концепции проектирования современного геометрического рисунка. Особое внимание уделяется современным методам проектирования геометрических текстильных орнаментов. Определено, что современный геометрический орнамент сочетает различные проектные подходы и технологии его нанесения на ткань, что позволяет получать совершенно новые художественно-образные решения и эстетические особенности восприятия. В тексте статьи отмечаются возможности развития структурной организации геометрических орнаментальных форм в современном отечественном текстильном дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дембицкая Александра Сергеевна, Рыбаулина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOMETRIC ORNAMENT IN DOMESTIC TEXTILE DESIGN: FORMATION AND WAYS OF IMPROVEMENT

The paper identifies and describes the main ways and forms of establishment and development of geometric ornament from the canonical textile ornament to modern textile geometric patterns. The authors trace the most significant historical stages of formation and features of artistic domestic textiles. It is noted that the manufacturing period had a crucial impact on the development of domestic geometric ornament. Industrial technologies made it possible to obtain more complex ornamental compositions on the surface of the fabric compared to the printed pattern of handicraft fabrics. The study also analyzes the impact of constructivism as a new style of the early 20th century, considers geometrized propaganda textiles, which influenced the formation of new views on the creation of artistic techniques for designing geometric ornamental textile patterns and briefly, on separate examples, dwells on the stylistic trends of the middle - the second half of the 20th century, which affected the shaping of artistic and aesthetic concept of designing a modern geometric pattern. The authors pay particular attention to modern methods of designing geometric textile ornaments. It has been determined that a modern geometric ornament combines various design approaches and technologies for its application to fabric, which makes it possible to obtain completely new artistic and figurative solutions and aesthetic features of perception. The paper points out the possibilities of developing the structural organization of geometric ornamental forms in modern domestic textile design.

Текст научной работы на тему «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-316-324

УДК 74.01/.09

ББК 85.126(2)+37.23(2)

Научная статья / Research Article

This is ап ореп Ше

access article distributed under Creative Commons Attribution

4.0 International (CC BY 4.0)

© 2022 г. А. С. Дембицкая

г. Москва, Россия

© 2022 г. И. В. Рыбаулина

г. Москва, Россия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ОРНАМЕНТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация: В статье выявляются и описываются основные пути и формы становления и развития геометрического орнамента от канонического текстильного орнамента до современных текстильных геометрических рисунков. Рассматриваются наиболее значимые исторические этапы формирования и особенности художественного отечественного текстиля. Отмечается, что мануфактурный период оказал наиболее значимое влияние на развитие отечественного геометрического орнамента. Промышленные технологии позволили получать на поверхности ткани более сложные орнаментальные композиции по сравнению с набойным рисунком тканей ремесленного изготовления. В статье также проанализировано влияние конструктивизма, как нового стиля начала XX столетия, рассмотрен гео-метризированный агитационный текстиль, оказавший влияние на формирование новых взглядов на создание художественных приемов проектирования геометрических орнаментальных текстильных рисунков. Кратко, на отдельных примерах рассматриваются стилевые течения середины - второй половины XX в., оказавшие влияние на формирование художественно-эстетической концепции проектирования современного геометрического рисунка. Особое внимание уделяется современным методам проектирования геометрических текстильных орнаментов. Определено, что современный геометрический орнамент сочетает различные проектные подходы и технологии его нанесения на ткань, что позволяет получать совершенно новые художественно-образные решения и эстетические особенности восприятия. В тексте статьи отмечаются возможности развития структурной организации геометрических орнаментальных форм в современном отечественном текстильном дизайне.

Ключевые слова: орнамент, геометрия, канон, ткань, раппорт, проектирование, геометрический рисунок, симметрия, мотив, дизайн. Информация об авторах:

Александра Сергеевна Дембицкая — старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),

ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8678-5210 E-mail: dembitskaya-as@rguk.ru

Ирина Викторовна Рыбаулина — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1799-469X E-mail: rybaulina-iv@rguk.ru Дата поступления статьи: 28.12.2021 Дата одобрения рецензентами: 05 .03 .2022 Дата публикации статьи: 28.06.2022

Для цитирования: Дембицкая А. С., Рыбаулина И. В. Геометрический орнамент в отечественном текстильном дизайне: становление и пути совершенствования // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 316-324. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-316-324

Геометрический орнамент — самая древняя и наиболее распространенная орнаментальная группа. То многообразие, которое возможно получить при проектировании текстильных рисунков, основываясь на геометрических мотивах, и сегодня активно применяется художниками в текстильном дизайне.

История геометрического орнамента в отечественном текстиле насчитывает несколько тысячелетий. Канонический геометрический орнамент устойчиво прослеживается в народном текстиле: от костюма до предметов бытового назначения. Рисунок из ромбов, квадратов, зигзагов вышивался на полотнах, воплощался с помощью различных приемов ручного ткачества, набивался на ткань масляной краской. Основой геометрического орнамента является строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Этот принцип сформировался и активно использовался в народном текстильном творчестве. Чаще всего орнаментальные композиции, содержащие геометрические элементы, создавались по законам симметрии.

С развитием мануфактур и промышленного производства геометрический рисунок не утратил своего значения, а приобрел новое цвето-декоративно-графиче-ское усложнение и впоследствии стал основой для раппортного построения рисунков, состоящих из элементов других орнаментальных групп. Встречаются и более сложные варианты орнаментальных геометрических композиций, в которых орнаментальные схемы дополняются растительными, зооморфными или предметными элементами. Как правило, геометрические мотивы повторяются или чередуются, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов [7]. Подобные приемы в художественном проектировании текстильных орнаментов актуальны и сегодня.

Следующим историческим этапом развития геометрического орнамента следует считать 1920-е гг. Советской России. Это новый период не только в развитии геометрического текстильного орнамента, но и российского текстильного рисунка в целом [1; 2; 3; 4; 10; 11; 12; 17; 18]. Геометрия стала играть главенствующую роль в построении структуры орнамента, в развитии системы выразительных средств искусства художников русского авангарда. Это время, когда сформировалось новое направление в искусстве — конструктивизм и художники-конструктивисты В. Степанова, Л. Попова применили инновационные для своего времени подходы в проектировании геометрического орнамента [15; 16; 19]. Это были художники-новаторы. К рисунку они отно-

сились не как к отдельному элементу, а как к части общего композиционного решения и учитывали все факторы, влияющие на конечный результат. «Композиция есть способ организации элементов, потому ни цвет, ни фактура не могут быть обусловленными признаками композиции. Весь композиционный процесс строится всегда на форме, понимая форму как рисунок, чертеж, схему» [13, с. 19]. Создавая эскиз рисунка для ткани В. Степанова, использовала три вида симметрии: осевую, зеркальную и поворотную. Мотивы располагались по принципу прямоугольной или косоугольной сетки. Для построения орнамента использовались чертежные инструменты. В своих работах В. Степанова продемонстрировала новое понимание художественных возможностей геометрических форм на плоскости текстильного материала, в костюме, интерьерной среде, к которому в наиболее полной степени мы приближаемся только сегодня.

Агитационный текстиль второй половины 1920-х - начала 1930-х гг. — еще одно уникальное явление в истории отечественного текстильного орнамента. Четкость конструкции, геометризация мотивов с приданием геометризированным формам особой динамики, свободная геометризация изображений человеческих фигур, деталей машин, зданий, шрифтовых элементов, отсутствие контурной прорисовки — характерные качества агитационного текстильного рисунка. Многие рисунки агиттекстиля были созданы студентами ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа под руководством выдающегося художника текстиля, блестящего педагога Оскара Петровича Грюна. Студенты выполняли зарисовки различных движущихся деталей ткацких станков, рабочих, стараясь передать всю динамику движения. Если динамики было недостаточно, динамизация изображаемых фигур создавалась посредством направленной геометризации, разрезом и сдвигом изображаемых форм. Конечно, рисунки агитационного текстиля нельзя отнести к чисто геометрическим орнаментам, но метод проектирования на основе приемов построения геометрических орнаментов, новые способы сочетания в раппортной сетке геометрии мотива и определенного сюжета, приемы геометризации и динамизация орнаментальной формы внесли существенный вклад в общую методику проектной работы с орнаментом.

В послевоенный период в текстильном рисунке прослеживаются тенденции реализма в виде растительных орнаментов, достаточно привычных и традиционных. Однако геометрия также остается востребованной. В это время художники начинают привозить из экспедиций забытые образцы народного искусства. И наряду с великолепными рисунками на основе растительных реалистичных мотивов такие советские художники, как Е. Шумяцкая, Е. Шеповалова, О. Богословская и др., создают орнаменты на основе копий с народных вышивок, росписи по дереву, домотканых полотен. Таким образом, поворот к реализму и народному текстильному искусству привел к новому интересу к геометрическим формам канонического орнамента. Причем первоисточник народного орнамента перерабатывался зачастую до такой степени, что в новом рисунке сохранялись лишь отдельные характерные черты. «В качестве таких черт фигурировали: декоративность, семантичность орнамента, отвлеченность в трактовке сюжетов, лаконичность средств выражения, композиционная простота, графическая четкость, ритмический и пластический строй, колорит» [6, с. 209-210].

Важно также отметить, что в этот период в проектировании успешно была решена проблема интерпретации геометрического орнамента к ассортиментным группам и видам текстильных материалов. Именно тогда обоснованно появились такие понятия, как рисунок для хлопчатобумажной ткани, рисунок для шелковой ткани, рисунок для шерстяной ткани.

Во второй половине XX в. наряду с интересом художников-текстильщиков к народным мотивам и декоративности четко просматривается тенденция влияния западных модных направлений и субкультур. Еще одним важным аспектом, повлиявшим на появление новых явлений в текстильной проектной графике, становится появление новых синтетических и искусственных материалов, на которых текстильные рисунки стали смотреться особенно четко, ярко и пластично. Возникает необходимость в расширении ассортиментных групп и в новых подходах проектирования орнаментов, новых рисунков для текстильных полотен. Наряду с этническими, психоделическими и флоральными мотивами, мотивами искусства поп-арт, новые подходы применяются и к проектированию геометрических орнаментов. В геометрическом орнаменте в основном прослеживаются два основных направления. Первое — это построение геометрического орнамента на основе разномасштабных квадратов, прямоугольников, кругов, эллипсов, которые дискретно, в свободном состоянии расположены на плоскости. При этом колористическое решение выполняется в ярких, контрастных цветах мотивов и фона. Второе — геометрические рисунки с оптическими иллюзиями, имеющие в своей основе линии разной ширины и расположенные на разном расстоянии, концентрические круги, зигзаги, спирали и т. д. [14]. Причем в некоторых ассортиментных группах применялось сочетание «геометрической оптики оп-арта и цветочных мотивов» [20].

Следует отметить, что художественные приемы и принципы построения геометрических орнаментальных текстильных композиций, сформировавшиеся во второй половине XX столетия, применяются и сегодня.

Современный текстильный орнамент разнообразен. Сочетание различных методов проектирования, использование инструментария различных графических компьютерных редакторов позволяет художникам экспериментировать с различными орнаментальными группами, цветовыми решениями, фактурными и текстурными эффектами, добиваясь совершенно нового композиционного решения. При этом нельзя не заметить, что геометрические орнаменты, основанные на канонических ромбовидных сетках, имеющие в своей основе мелкоузорчатый геометрический рисунок в виде квадрата или ромба, остаются и сегодня популярны. Как правило, подобные орнаменты сочетаются с приглушенными темными или пастельными цветами и оттенками. Так, ОАО «Павло-вопосадская платочная мануфактура», наряду с классическими, характерными для пав-ловопосадских платков орнаментами, предлагает линейку мужских кашне с подобным рисунком.

Анализ мировых трендов показывает, что тема на основе геометрического орнамента в текстиле представлена в трендбуках на протяжении последних десятилетий. Меняются девизы, цветовые гаммы, масштабы мотивов в раппортах, но «философия» геометрического рисунка остается неизменной. Российские художники и дизайнеры также используют данный вид орнамента. Наряду с красотой и гармоничностью структуры геометрических орнаментов подобную глубокую интеграцию в современный дизайн можно объяснить лишь тем, что канон геометрических сакральных элементов действенен и сегодня [9].

На основе проведенного авторами статьи анализа образцов и рисунков исторического текстиля можно сказать, что в большинстве случаев в современном текстиле как костюмного, так и интерьерного назначения присутствуют практически все виды канонических геометрических элементов, таких, как ромб, круг, квадрат, зигзаг, клетка, полосы. Зачастую они взаимодействуют между собой на разных уровнях структурно-

художественной организации. Причем рисунок в виде ромба или клетки может быть получен за счет ткачества и служит организующей основой для наносимой печатным способом орнаментальной композиции. Подобное сочетание фактурного и печатного рисунка в единой композиционной плоскости позволяет достичь неожиданной выразительности.

Другим вариантом сочетания современных рисунков с историческими геометрическими решениями является использование прямоугольных и косоугольных сеток орнаментального построения. На протяжении тысячелетий существования орнамента в жизни человека сформировалась определенная эстетика, которая диктует современному дизайнеру правила орнаментальных основ, сложившихся еще в древности. Они ориентируют человека в пространстве, привнося в изображение метрическую стабильность и давая простор для ритмических поисков [8]. Анализ геометрических текстильных орнаментов, проведенный авторами статьи, позволяет утверждать, что прямоугольная и косоугольная сетки практически всегда агрегированы в пределах одной плоскости. При этом восприятие этого рисунка разноплановое. Если на поверхности зрительно выделяется прямоугольная или квадратная основа, то косоугольная переходит на второй план. Если ясно читается косоугольный или ромбовидный принцип построения орнамента, то прямоугольный воспринимается вторичным, расположенным как бы в глубине полотна. И то разнообразие орнаментальных мотивов, являющихся основой дизайнерской мысли, структурируется этими взаимно дополняющими раппортными сетками, по сути являющимися схемами, которые образуют высокоэффективную систему, четкий алгоритм построения орнамента. При этом использование каких-либо других мотивов не нарушает принципа построения на основе раппортных сеток, поэтому данную систему можно считать орнаментальным каноном [5].

Таким образом, одним из путей развития современного геометрического орнамента является развитие первооснов структурной организации геометрических орнаментальных форм, а именно: художественная организация поверхности текстильного полотна; организующей основой является фон; использование канонической геометрической сетки в сочетании с мелкоузорчатым мотивом, покрывающим всю поверхность полотна; сочетание горизонтальных, вертикальных и диагональных, строящих ромбы, линий; четко выраженная композиция, одновременная работа нескольких измерительных масштабов. Как бы ни менялось общество, человек будет жить гармонично только в системе традиций, сочетающейся с инновациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Адаскина Н. Л. Любовь Попова. М.: С. Э. Гордеев, 2010. 252 с.

2 АдаскинаН. Л. Проблемы производственного искусства в творчестве Л. С. Поповой // Художественные проблемы предметно-производственной среды. ВНИИТЭ. Тезисы конф., семинаров, совещаний. М.: ВНИИТЭ, 1978. С. 57-62.

3 Бесчастнов Н. П. Агиттекстиль // Декоративное искусство СССР. 1986. № 2. С. 48-49.

4 Бесчастнов Н. П., Лаврентьев А. Н. Ткань авангарда. М.: РИП — холдинг, 2020. 336 с.

5 Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. М.: Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.

6 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ, 2003. 294 с.

7 Дембицкая А. С. Древняя геометрия форм в текстильном орнаменте // Сб. мат. Всерос. научн.-практич. конф. «ДИСК-2019». М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. Ч. 1. С. 177-181.

8 Дембицкая А. С., Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В. Анализ возможностей и путей использования клетчатого орнамента для костюма и интерьерных изделий // Современные инженерные проблемы в производстве товаров народного потребления. Сб. научн. тр. междунар. научн.-технич. симпозиума, Международного Косыгинского форума, 2019. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. С.195-199.

9 Дембицкая А. С., Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В. Тканое полотно и орнамент: сложение узорного канона // Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная среда Вестник МГХПА. 2019. № 3. Ч. 1. С. 265-276.

10 Лаврентьев А. Н. А. М. Родченко, В. Ф. Степанова. М.: Книга, 1986. 160 с.

11 Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. М.: Архитектура С, 2007. 128 с.

12 Лаврентьев А. Н. Варвара Степнова. М.: Фонд русский авангард, 2009. С. 109-117.

13 Лаврентьев А. Н. ВАРСТ. Геометрические цветы на конструктивистическом поле. М.: Грантъ, 2000. 32 с.

14 Морозова Е. В., Щербакова А. В. Влияние орнаментации западных тканей 1960-х гг. на советский текстиль 70-80-х гг. XX столетия // Дизайн и технологии. 2015. № 46 (88). С. 6-14.

15 Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-традиция, 2012. 656 с.

16 Сидорина Е. В. Русский конструктивизм. Идеи. Истоки. Практика. М.: [б.и.], 1995. 240 с.

17 Степанова В. Ф. Человек не может жить без чуда. М.: Сфера, 1994. 304 с.

18 ТуловскаяЮ. А. Текстиль авангарда. Рисунки для ткани. М.: TATLIN, 2010. 252 с.

19 Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм. М.: Стройиздат, 2003. 576 с.

20 Щербакова А. В. Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х - 60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2013. 26 с.

***

© 2022. Alexandra S. Dembitskaya

Moscow, Russia

© 2022. Irina V. Rybaulina

Moscow, Russia

GEOMETRIC ORNAMENT IN DOMESTIC TEXTILE DESIGN: FORMATION AND WAYS OF IMPROVEMENT

Abstract: The paper identifies and describes the main ways and forms of establishment and development of geometric ornament from the canonical textile ornament to modern textile geometric patterns. The authors trace the most significant historical stages of formation and features of artistic domestic textiles. It is noted that the manufacturing period had a crucial impact on the development of domestic geometric ornament.

Industrial technologies made it possible to obtain more complex ornamental compositions on the surface of the fabric compared to the printed pattern of handicraft fabrics. The study also analyzes the impact of constructivism as a new style of the early 20th century, considers geometrized propaganda textiles, which influenced the formation of new views on the creation of artistic techniques for designing geometric ornamental textile patterns and briefly, on separate examples, dwells on the stylistic trends of the middle — the second half of the 20th century, which affected the shaping of artistic and aesthetic concept of designing a modern geometric pattern. The authors pay particular attention to modern methods of designing geometric textile ornaments. It has been determined that a modern geometric ornament combines various design approaches and technologies for its application to fabric, which makes it possible to obtain completely new artistic and figurative solutions and aesthetic features of perception. The paper points out the possibilities of developing the structural organization of geometric ornamental forms in modern domestic textile design.

Keywords: ornament, geometry, canon, fabric, rapport, design, geometric pattern, symmetry, motif, design. Information about the authors:

Alexandra S. Dembitskaya — Senior Lecturer, Department of Decorative and Applied Arts and Textiles, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, p. 1, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8678-5210 E-mail: dembitskaya-as@rguk.ru.

Irina V. Rybaulina — PhD in Technology, Docent, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, p. 1, 117997 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1799-469X E-mail: rybaulina-iv@rguk.ru Received: December 28, 2021 Approved after reviewing: March 05, 2022 Date of publication: June 28, 2022

For citation: Dembitskaya A. S., Rybaulina I. V. Geometric ornament in domestic textile design: formation and ways of improvement. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2022, vol. 64, pp. 316-324. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-316-324

REFERENCES

1 Adaskina N. L. Liubov' Popova [Lyubov Popova]. Moscow, S. E. Gordeev Publ., 2010. 252 p. (In Russian)

2 Adaskina N. L. Problemy proizvodstvennogo iskusstva v tvorchestve L. S. Popovoi [Issues of Industrial Art in the Work of L. S. Popova]. In: Khudozhestvennye problemy predmetno-proizvodstvennoi sredy. VNIITE. Tezisy konferentsii, seminarov, soveshchanii [Artistic Issues of the Subject-production Environment. VNIITE. Abstracts of Conferences, Seminars, Meetings]. Moscow, VNIITE Publ., 1978, pp. 57-62. (In Russian)

3 Beschastnov N. P. Agittekstil' [Agit-textile]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1986, no 2, pp. 48-49. (In Russian)

4 Beschastnov N. P., Lavrent'ev A. N. Tkan'avangarda [Avant-garde Fabric]. Moscow, RIP — kholding Publ., 2020. 336 p. (In Russian)

5 Beschastnov N. P. Khudozhestvennyi iazyk ornamenta [Artistic Language of Ornament]. Moscow, Gumanitarno-izdatel'skii tsentr VLADOS Publ., 2010. 335 p. (In Russian)

6 Beschastnov N. P., Zhuravleva T. A. Khudozhestvennoe proektirovanie tekstil'nogo pechatnogo risunka. Uchebnoe posobie [Artistic Design of Textile Print Design. Tutorial]. Moscow, MGTU Publ., 2003. 294 p. (In Russian)

7 Dembitskaia A. S. Drevniaia geometriia form v tekstil'nom ornamente [Ancient geometry of forms in textile ornament]. In: Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "DISK-2019" [Collection of Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "DISK-2019"]. Moscow, Izdatel'stvo RGU im. A. N. Kosygina Publ., 2019, part 1, pp. 177-181. (In Russian)

8 Dembitskaia A. S., Beschastnov N. P., Rybaulina I. V. Analiz vozmozhnostei I putei ispol'zovaniia kletchatogo ornamenta dlia kostiuma i inter'ernykh izdelii [Analysis of the Possibilities and Ways of Using a Checkered Ornament for a Suit and Interior Products]. In: Sovremennye inzhenernye problemy vproizvodstve tovarov narodnogo potrebleniia. Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo simpoziuma, Mezhdunarodnogo Kosyginskogo foruma, 2019 [Modern Engineering Issues in the Production of Consumer Goods. Collection of Academic Papers of the International Scientific and Technical Symposium, International Kosygin Forum]. Moscow, Izdatel'stvo RGU im. A. N. Kosygina Publ., 2019, pp. 195-199. (In Russian)

9 Dembitskaia A. S., Beschastnov N. P., Rybaulina I. V. Tkanoe polotno I ornament: slozhenie uzornogo kanona [Woven Fabric and Ornament: Shaping of a Patterned Canon]. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo I predmetno-prostranstvennaia sreda VestnikMGKhPA, 2019, no 3, part 1, pp. 265-276. (In Russian)

10 Lavrent'ev A. N. A. M. Rodchenko, V F. Stepanova. Moscow, Kniga Publ., 1986. 160 p. (In Russian)

11 Lavrent'ev A. N. Aleksandr Rodchenko. Moscow, Arkhitektura S Publ., 2007. 128 p. (In Russian)

12 Lavrent'ev A. N. Varvara Stepnova. Moscow, Fond russkii avangard Publ., 2009, pp. 109-117. (In Russian)

13 Lavrent'ev A. N. VARST. Geometricheskie tsvety na konstruktivisticheskom pole [WARST. Geometric Flowers on a Constructivist Field]. Moscow, Grant" Publ., 2000. 32 p. (In Russian)

14 Morozova E. V., Shcherbakova A. V. Vliianie ornamentatsii zapadnykh tkanei 1960-kh gg. na sovetskii tekstil' 70-80-kh gg. XX stoletiia [The Influence of the Ornamentation of Western Fabrics in the 1960s on Soviet Textiles of the 70 - 80s. 20 Century]. Dizain I tekhnologii, 2015, no 46 (88), pp. 6-14. (In Russian)

15 Sidorina E. V. Konstruktivizm bez beregov. Issledovaniia i etiudy o russkom avangarde [Constructivism without Shores. Studies and Essays on the Russian Avant-garde]. Moscow, Progress-traditsiia Publ., 2012. 656 p. (In Russian)

16 Sidorina E. V. Russkii konstruktivizm. Idei. Istoki. Praktika [Russian constructivism. Ideas. Origins. Practice]. Moscow, 1995. 240 p. (In Russian)

17 Stepanova V. F. Chelovek ne mozhet zhit' bez chuda [Man cannot Live without a Miracle]. Moscow, Sfera Publ., 1994. 304 p. (In Russian)

18 Tulovskaia Iu. A. Tekstil' avangarda. Risunki dlia tkani [Avant-garde Textiles. Patterns for Fabric]. Moscow, TATLIN Publ., 2010. 252 p. (In Russian)

19 Khan-Magomedov S. O. Konstruktivizm [Constructivism]. Moscow, Stroiizdat Publ., 2003. 576 p. (In Russian)

20 Shcherbakova A. V. Printsipy i metody khudozhestvennogo proektirovaniiapechatnogo tekstil'nogo risunka 50-kh - 60-kh godov XX veka. Zarubezhnyi I otechestvennyi opyt [Principles and methods of artistic design of printed textile design of the 50-60s of the 20th century. Foreign and domestic experience: PhD thesis, summary]. Moscow, 2013. 26 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.