Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОРНАМЕНТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ'

ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОРНАМЕНТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
история / декоративный орнамент / дальневосточный орнамент / графический дизайн / history / decorative ornament / Far Eastern ornament / graphic design

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яренкова Е.Ю.

В работе рассмотрена значение орнамента как универсального средства украшения, отражающего эстетические и религиозные взгляды человечества. Орнамент выступает зеркалом мировоззрения и культурных традиций различных народов, особенно народов Дальнего Востока. Орнаментальные мотивы несут в себе глубокий смысл и связаны с ритмами жизни и природы, а также с такими понятиями, как равновесие и троичность мира .Дальневосточный орнамент представлен в различных формах, включая зооморфные, растительные и геометрические мотивы. Он является неотъемлемой частью культуры и искусства Китая, Японии, Кореи и других стран региона, и продолжает быть популярным в современном графическом дизайне и декоре интерьера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND FEATURES OF FAR EASTERN ORNAMENT IN GRAPHIC DESIGN

The paper considers the importance of ornament as a universal means of decoration reflecting the aesthetic and religious views of mankind. The ornament acts as a mirror of the worldview and cultural traditions of various peoples, especially the peoples of the Far East. Ornamental motifs carry a deep meaning and are associated with the rhythms of life and nature, as well as with concepts such as balance and the trinity of the world.The Far Eastern ornament is presented in various forms, including zoomorphic, floral and geometric motifs. It is an integral part of the culture and art of China, Japan, Korea and other countries in the region, and continues to be popular in modern graphic design and interior decoration.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОРНАМЕНТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»

УДК 5527

Яренкова Е.Ю.

магистрант 2 курса

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема

(г. Биробиджан, Россия)

ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОРНАМЕНТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Аннотация: в работе рассмотрена значение орнамента как универсального средства украшения, отражающего эстетические и религиозные взгляды человечества. Орнамент выступает зеркалом мировоззрения и культурных традиций различных народов, особенно народов Дальнего Востока. Орнаментальные мотивы несут в себе глубокий смысл и связаны с ритмами жизни и природы, а также с такими понятиями, как равновесие и троичность мира .Дальневосточный орнамент представлен в различных формах, включая зооморфные, растительные и геометрические мотивы. Он является неотъемлемой частью культуры и искусства Китая, Японии, Кореи и других стран региона, и продолжает быть популярным в современном графическом дизайне и декоре интерьера.

Ключевые слова: история, декоративный орнамент, дальневосточный орнамент, графический дизайн.

Орнамент - это наиболее распространенный способ украшения вещей.

Орнамент используется для украшения практически всего, что создано человеком, будь то предметы домашнего обихода или архитектурные сооружения. В нем запечатлено эстетическое понимание творчески преобразующего, упорядочивающего характера человеческой деятельности или её религиозных взглядов [1].

Орнамент отражает мировоззрение и культуру народов. Большое значение в возникновении и развитии орнамента имели эстетические потребности общества. В орнаментальных мотивах отражен не только ритм, характерный для многих процессов человеческой жизни и природных явлений,

2119

но и другие закономерности: закон равновесия, когда можно равняться множеству, троичность мира, присутствующая в орнаментальном знаке с центром, серединой и периферией, и т.д.

Народный орнамент является особой знаковой системой, где каждая составная часть имеет собственный смысл.

Традиционный народный орнамент на протяжении тысячелетий был языком, который использовался нашими предками задолго до появления письменности. Не случайно узоры появились на 76 предметах одежды, текстиле, предметах быта, архитектурных сооружениях.

Дальневосточный орнамент - один из самых уникальных и привлекательных видов декоративно-прикладного искусства. Он имеет долгую историю, начиная с древних времен, когда китайские мастера создавали красивые узоры для украшения одежды и предметов интерьера. На протяжении веков орнамент стал частью культуры Японии, Кореи, Монголии и других стран Дальнего Востока. Сегодня дальневосточный орнамент востребован в графическом оформлении и декорировании предметов интерьера.

Дальневосточный орнамент имеет древнюю историю, уходящую корнями в глубь веков. Начиная с 3 тысячелетия до нашей эры китайские мастера создавали красивые узоры для украшения одежды и предметов интерьера. На протяжении веков орнамент становился все более сложным и узнаваемым. В Японии орнамент начал играть важную роль в культуре с эпохи Нара (710-794), когда было создано множество уникальных иконографических изображений и символов, которые использовались во многих видах искусства, включая орнаменты [2].

Одним из самых популярных стилей дальневосточного орнамента является мотив «красное солнце», который является символом Японии. Изображения цветущей сакуры, бамбука, журавлей, карпа, драконов и других животных также широко используются в традиционном японском орнаменте.

Китайский орнамент, в свою очередь, отличается более яркими цветами и причудливыми узорами. Он содержит изображения драконов, фениксов,

2120

цветов и геометрических фигур. Традиционный китайский орнамент также отражает разнообразие культурных традиций, таких как буддизм, даосизм и конфуцианство.

Основными элементами дальневосточного орнамента являются геометрические фигуры, растительные и животные мотивы, абстрактные узоры и символы. В орнаменте используются различные цвета, такие как красный, желтый, зеленый, синий и черный. Одной из особенностей дальневосточного орнамента в графическом дизайне является его простота и четкость, что делает его узнаваемым и запоминающимся.

Орнамент можно использовать для украшения самых разных предметов, от визитных карточек и логотипов до мебели и упаковки товаров. Некоторые дизайнеры используют дальневосточный орнамент в своих работах, чтобы передать азиатскую культуру и традиции. Это также может послужить источником вдохновения для создания современного дизайна.

Среди народов, проживающих на территории Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. На Дальнем Востоке России - в Хабаровском крае и Приморье - с незапамятных времен проживает 8 коренных малочисленных народов. Несмотря на малочисленность, эти народы создали уникальную, неповторимую культуру, в которой орнаменту принадлежит почетное место. Дальневосточный орнамент восходит к эпохе неолита. Его цветовая гамма несет на себе отпечаток исключительно яркой природы региона [3].

В структуре и композиции орнамента мастера выразили свое видение мира и отразили своеобразную модель гармонии природы и человека. Буквально все, что окружало человека, украшалось у нанайцев: туеса для сбора ягод (хордапин), посуда для хранения (курке, пачан), ведра (комбо), ковши (сопон), халаты (сайке, амири), лодки, предметы интерьера дома.

2121

И о • В Ш ТЧт* НЯ Ш

ы I С-Л

ш © Ф ® т ш 1

* ад? ! ♦ ф оо $

Рисунок 1.1. Примеры орнаментов

Традиционный дальневосточный орнамент отличается стремлением к стилистическим элементам, из которых практически невозможно вычленить отдельные сюжеты. Им было украшено буквально все, что окружало человека.

Орнамент изделий представлен в трех видах: зооморфный, растительный, геометрический. По характеру расположения элементов дальневосточный орнамент можно разделить на три группы: облачный, чешуйчатый (сетчатый) и спирально-лентообразный.

Рис.1.2. Зооморфный орнамент. Ковер красный с зооморфным орнаментом

Таким образом, культура каждого народа отражается через визуальные образы, возникающие в процессе изобразительного творчества. Иными словами,весь многовековой опыт и традиции нашли отражение в орнаменте народов Дальнего Востока.

2122

В целом дальневосточный орнамент - уникальный и неповторимый элемент художественной культуры Дальнего Востока. Он по-прежнему популярен в графическом дизайне и дизайне интерьера не только в странах, где он был создан, но и во всем мире [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова О. А. Визуальная культура Дальнего Востока как ресурс современного графического дизайна [Текст] / О. А. Александрова // Технологии машиностроения и приборостроения. - 2019. - Т. 9, № 2 (42). - с. 102-105. -ISSN 2226-1494;

2. Герасимова О. В. Особенности использования дальневосточного орнамента в современном графическом дизайне [Текст] / О. В. Герасимова // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (237). - с. 53-55. - ISSN 2409-6792;

3. Гребенюк А. А. Становление традиций декоративно-прикладного искусства дальневосточных народов в XVII-XIX веках. Монография / А. А. Гребенюк. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. с. 240;

4. Изотова А. С. Дизайнер восточного орнамента: от традиции к модернизации [Текст] / А. С. Изотова, Российский университет дружбы народов. - Москва: РУДН, 2018. - 127 с., 21 см. - Библиогр: с. 126-127. - ISBN 978-5-209-08820-1

2123

Iarenkova E.U.

Amur State University named after Sholom Aleichem (Birobidzhan, Russia)

HISTORY AND FEATURES OF FAR EASTERN ORNAMENT IN GRAPHIC DESIGN

Abstract: the paper considers the importance of ornament as a universal means of decoration reflecting the aesthetic and religious views of mankind. The ornament acts as a mirror of the worldview and cultural traditions of various peoples, especially the peoples of the Far East. Ornamental motifs carry a deep meaning and are associated with the rhythms of life and nature, as well as with concepts such as balance and the trinity of the world. The Far Eastern ornament is presented in various forms, including zoomorphic, floral and geometric motifs. It is an integral part of the culture and art of China, Japan, Korea and other countries in the region, and continues to be popular in modern graphic design and interior decoration.

Keywords: history, decorative ornament, Far Eastern ornament, graphic design.

2124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.