Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асраев Зафар Ризакулович

Внедрение инновационных технологии обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки будущих специалистов современном вузе. В связи с этим остро встают вопросы использование и отбора современных технологий обучения, направленные на повышение качество образовательного процесса. В данной работе представлены результаты реализации совокупности современных инновационных методов обучения при изучении дисциплины «Прикладная механика» в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асраев Зафар Ризакулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING APPLIED MECHANICS

The introduction of innovative teaching technologies is one of the most important areas for improving the training of future specialists in a modern university. In this regard, there are acute issues of the use and selection of modern teaching technologies aimed at improving the quality of the educational process. This paper presents the results of the implementation of a set of modern innovative teaching methods in the study of the discipline "Applied Mechanics" in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ Асраев Зафар Ризакулович, старший преподаватель (e-mail: zasrayev@gmail.com) Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Узбекистан

Внедрение инновационных технологии обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки будущих специалистов современном вузе. В связи с этим остро встают вопросы использование и отбора современных технологий обучения, направленные на повышение качество образовательного процесса. В данной работе представлены результаты реализации совокупности современных инновационных методов обучения при изучении дисциплины «Прикладная механика» в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инновация, современные образовательные технологии, инновационные технологий, интерактивные методы обучения, информационно - коммуникационные технологий, работа в малых группах.

В современном обществе, одним из требований к условиям реализации образовательных программ в высших учебных заведениях, на основе квалификационных требований образовательных направлений технических вузов является широкое использование инновационных образовательных технологий, с целью формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов.

В настоящее время внедрение современных средств и форм обучения являются одним из важнейших инновационных образовательных технологии совершенствования подготовки будущих специалистов в техническом вузе. Исследование проводимые нами показывает, что выпускники технических вузов обладают в определенной степени высоким уровнем знаний, но не всегда могут реализовать их на практике.

Интерактивное обучение - это специально организованная форма учебной деятельности обучаемых, которая заключается в совместной учебной деятельности студентов при освоении учебного материала, в обмене необходимой информацией и знаниями. В процессе интерактивного обучения меняется взаимодействие педагога и студента по сравнению с репродуктивными формами ведения учебных занятий. При интерактивном обучении учебная деятельность понимается как активная творческая деятельность самого обучающегося, организатором которой становится преподаватель. В современном учебном процессе компетентность преподавателя в области организации учебного процесса и преподаваемой им предмета является необходимым, в то же время недостаточным педагогическим условием для эффективного освоения ее студентом. Современный преподаватель технического вуза должен уметь [1]:

- мотивировать и вдохновлять студентов к изучению дисциплины;

- учить творчески и самостоятельно овладевать техническими знаниями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности;

- учитывать специфические особенности будущей профессиональной деятельности студента.

Термин «инновация» происходит от латинского слова тпоуай — нововведение. В настоящее время существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (А.В. Лоренс, В. А. Сластенин, М. М. Поташник) и инновация как само новшество (С.Д.Ильенкова, А. Ф. Балакирев) [2].

Как подчеркивает А.В. Хуторский, единство трёх составляющих являются основой инновационного процесса: создание, применение и освоение новшеств. В педагогической инновации трёхсоставный инновационный процесс является объектом изучения. Такой подход отличается от дидактики тем, что в дидактике объектом научно-исследовательских работ выступает процесс обучения [3].

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности преподавателя и студента [2,3].

Следует отметить, что последние инновационные тенденций педагогических технологий направлены на основе личностной ориентации педагогического процесса, которые преобладают в современном образовании. При этом, важнейшей составляющей учебно- позновательной деятельности становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента. Учебный процесс базируется на общении преподавателя со студентами. По мнению многих педагогов и психологов, важнейшее значение для плодотворного общения имеют три фактора: надежность того, кто говорит; актуальность и понятность сообщений, учет обратных связей между субъектами образовательного процесса относительно того, насколько правильно его поняли. Также необходимо учитывать общечеловеческие правила этики общения. При этом, главным фактором, принадлежащее к педагогическим условиям общения субъектов является глубокое знание предмета преподавателем. Преподаватель является центральной фигурой учебного процесса в высшем учебном заведении. Он самостоятельно формирует образовательные цели, выбирает необходимые средства своей деятельности, развивает у студентов интерес к будущей профессии и к науке вообще. Именно свободное владение предмета преподавателем способствует побудить у студентов интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям [4].

В последнее время, учебно - познавательный процесс модернизируется современными техническими, в частности компьютерными и программными инновационными средствами. Вот почему аудио и визуальный ме-

тод обучения, предназначенный изначально для привлечения к обучению широкой аудитории и популяризации знаний, все больше применяется при преподавании в технических вузах. Широкое внедрение современных технических средств обучения в профессиональную подготовку технических кадров, использование информационно-образовательных ресурсов Интернет, работа с различными базами данных в процессе обучения усиливает познавательную активность обучающихся, что позволяет достичь экономии времени для усвоения учебных материалов в значительных объемах, а также стимуляции творчества, навыков обобщения и конкретизации научно-обоснованных фактов. Аудиовизуальный метод обучения имеет огромные потенциальные возможности для практического применения в преподавании технических дисциплин. Но и от преподавателя технической дисциплины он требует владения современными компьютерными знаниями и педагогическими технологиями, системного и творческого видения соответствующего предмета. Эффективность метода обучения определяется не только минимальными затратами учебного времени, но и экономией усилий студентов и преподавателя [5].

Следует отметить, что интерактивные технологий обучения дают уверенность студенту, что в любой момент он может получить необходимую помощь от преподавателя или сокурсников при изучении дисциплин, позволят студенту преодолеть страх перед освоением большого объёма учебного материала, самостоятельно выполнить контрольные или курсовые работы. В то же время у преподавателя появляется возможность оперативно и объективно отслеживать выполнение студентами самостоятельных внеаудиторных работ [6].

Преподаватели кафедры «Прикладная механика» Бухарского инженерно-технологического института активно используют инновационные образовательные технологии в учебном процессе. Настоящая статья продолжает цикл этих работ и посвящена применению современных инновационных технологии при проведении занятий по курсу «Прикладная механика».

Изучение курса «Прикладная механика» осуществляется системно через лекционные, лабораторно - практические занятия и самостоятельную работу (решение обобщенных типовых задач, выполнение учебных и экспериментальных работ, выполнение расчетно-графических частей курсовых проектов и проектно - исследовательскую деятельность и т. д.).

В процессе организации изучения теоретической механики преподаватель решает следующие задачи:

- обеспечивает активную творческую работу студентов, которые систематически готовятся к занятиям, а так же тех студентов, самостоятельная подготовка которых носит не регулярный характер;

- устанавливает непрерывный контроль ходом выполнения работ и процессом освоения учебных материалов;

- акцентирует особое внимание студентов не на простом воспроизводстве готовой информации, а на самостоятельном творческом поиске нескольких подходов и вариантов к заданию.

Л.Я. Калашникова подчеркивает, что лекции по прикладной механики занимает очень важное место в общетехнической подготовке будущих инженеров технологического профиля, выполняя информационную, стимулирующую, развивающую, убеждающую, ориентирующую функции [7].

Лекции по курсу «Прикладная механика» раскрывают содержания учебного материала, систематизируют и обобщают теоретические знания о взаимосвязи науки и техники в сфере материального производства. Кроме того, убеждают обучающих в значимости общетехнических знаний для будущей профессиональной деятельности бакалавров технологического образования. Ориентируют студентов в научной, технической, справочной литературе; вызывают желание самостоятельно изучать и углублять свои знания в области прикладной механики.

В процессе изучения дисциплины «Прикладная механика» используются наиболее прогрессивные виды лекционной формы обучения (проблемные, информационные, лекции-визуализации, дискуссионные лекции, лекции-конференции, лекции-консультации). Для эффективной организации учебного процесса и лучшего усвоения теоретического материала дисциплины на лекциях применяются различные структурно-логические схемы, позволяющие в более удобной и доступной форме представить необходимую информацию и способствовать активизации познавательной деятельности студентов. Лекции проводятся с применением современных средств информационных технологий, наглядных пособий и слайдов. Практические аудиторные занятия проводятся в малых группах с использованием проектного метода обучения.

На сегодняшний день, организация работ в малых группах - это одна из наиболее популярных стратегий, неотъемлемая часть многих интерактивных методов обучения. В процессе организации занятия в малых группах преподаватель дает возможность участия в работе всем обучающимся, в том числе и застенчивым, но успевающим студентам.

Этот метод используется при выполнении расчетно-графических работ или при работе над поставленной сложной задачей. В процессе работы студенты овладевают навыками сотрудничества.

Использование информационно - коммуникационных технологий в обучении дисциплины «Прикладная механика» чрезвычайно плодотворно. Применяя информационные технологии, студенты успешно используют полученные навыки в их профессиональной деятельности. Информационно-коммуникационные технологий позволяют решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. С их помощью можно по новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

Преимущества инновационных методов обучения для профессиональной подготовки студентов по курсу «Прикладная механика» определяются следующими приоритетами:

- студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения;

- будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации;

- вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать справочные данные, технические и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения;

- оперативность и актуальность получаемой информации: студенты решают сложные практические ситуации, которые имеют место в профессиональной деятельности;

- доступность и гибкость. Студенты используют в процессе обучения

информационные нормативные базы;

- интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делаю более профессиональным образовательный процесс.

Таким образом, те знания и умения, которые получат студенты при использовании современных образовательных технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

Список литературы

1. Использование современных образовательных технологий при изучении механики Ю.П. Косогова, Э.В. Пинчук, С.Ф. Годунов, Р.В. Пирожков. Элект. научный журнал Инженерный вестник Дона, №3 (2016) ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3748

2. Иванченко, В. Н. И23 Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие/В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с.

3. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm интернет-журнал «ЭЙДОС».

4. Волосова Е.В. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения // Е.В. Волосова, Ю.А. Безгина // Научные труды SWorld. 2013. - Т. 25. - № 3. - С. 66-69.

5. Тайэбех Д. Психолого-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и технологий обучения / Д. Тайэбех // Вестник Педагогического университета. - 2012. - № 5-1 (48). - С. 48-51.

6. Абидов К.З. Создание математических моделей реальных процессов на основе компьютерных технологий. Международная научно-практическая конференция: Реальность - сумма информационных технологий. Курск, 08-10 сентября. 2016г. С. 32-34.

7. Калашникова Л. Я. Курс «Прикладная механика» в системе профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства. // Молодая наука Забайкалья. Чита, 2006. Ч. 2. С. 3-8.

8. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35

9. Создание учебных моделей, оптически передающих аудиосигналы, при подготовке высококвалифицированных инженеров в вузах/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.36-43

10. Учебное моделирование как основа развития профессиональных навыков будущих инженеров/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.44-52

11. Профессиональное образование в технических вузах на основе модели университета 3.0 - подход цифровой экономики/ Кудрявцева С.С.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.53-63

12. Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках литературы в классах профильного обучения с учётом гендерных особенностей (на примере МДК)/ Ликёрная О.С.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.62-66

Asraev Zafar Rizakulovich, senior lecturer (e-mail: zasrayev@gmail.com)

Bukhara Engineering Technological Institute, Bukhara, Uzbekistan PROSPECTS OF APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING APPLIED MECHANICS

Abstract: The introduction of innovative teaching technologies is one of the most important areas for improving the training offuture specialists in a modern university. In this regard, there are acute issues of the use and selection of modern teaching technologies aimed at improving the quality of the educational process. This paper presents the results of the implementation of a set of modern innovative teaching methods in the study of the discipline "Applied Mechanics" in higher educational institutions.

Keywords: innovation, modern educational technologies, innovative technologies, interactive teaching methods, information and communication technologies, work in small groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.