Научная статья на тему 'Перспективы применения директивы Solvency II для регулирования деятельности НПФ в России'

Перспективы применения директивы Solvency II для регулирования деятельности НПФ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SOLVENCY II / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INSTITUTIONAL INVESTORS / PENSION FUNDS / WORLD ECONOMY / COLLECTIVE INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яговкин П.М.

Директива Solvency II является нормативным актом ЕС, устанавливающим всеобъемлющие требования к процессам регулирования деятельности страховщиков и страховых групп. Согласно Письму ЦБ РФ, внедрение Solvency II в России будет осуществляться регулятором на основе международного опыта и при непосредственном участии всех заинтересованных лиц, что с нашей точки зрения позволит учесть интересы всех ключевых игроков рынка, тем самым обеспечив стабильную и быструю процедуру внедрения системы контроля. Принимая во внимание на отраслевую специфику деятельности пенсионного сектора, стоит отметить, что стандарт Solvency II в ЕС применяется в отношении не только страхового сегмента, но и частных пенсионных фондов, как следствие европейский опыт может быть применим и для регуляторных требований к российским НПФам. Исходя из опыта применения Solvency II в странах ЕС и отраслевые особенности деятельности НПФ в России, были сделаны выводы о возможности применения положений настоящей директивы только после осуществления ряда важных реформ законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of implementation of Solvency II for regulating the activities of the non-state pension funds in Russia

The Solvency II Directive is a regulatory act of the EU that sets out comprehensive requirements for the regulation of insurers and insurance groups. According To A Letter from the Central Bank of the Russian Federation, the implementation of Solvency II in Russia will be carried out by the regulator on the basis of international experience and with the direct participation of all interested persons, that in our opinion will allow to take into account the interests of all key players of the market, thus providing a stable and fast procedure of introduction of the control system. Taking into account the industry specifics of the pension sector, it should be noted that the standard Solvency II in the EU applies not only to the insurance segment, but also to private pension funds, as a consequence, European experience can be applied to regulatory requirements for Russian NPFAs. Based on the experience of implementing Solvency II in the EU countries and the sectoral features of the NPF in Russia, conclusions were drawn on the possibility of applying the provisions of this Directive only after implementing a number of important legislative reforms.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения директивы Solvency II для регулирования деятельности НПФ в России»

Перспективы применения директивы Solvency II для регулирования деятельности НПФ в России

Яговкин Павел Максимович

аспирант, департамент «Мировой экономики и мировых финансов», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), yagovkin-pavel@yandex.ru

Директива Solvency II является нормативным актом ЕС, устанавливающим всеобъемлющие требования к процессам регулирования деятельности страховщиков и страховых групп. Согласно Письму ЦБ РФ, внедрение Solvency II в России будет осуществляться регулятором на основе международного опыта и при непосредственном участии всех заинтересованных лиц, что с нашей точки зрения позволит учесть интересы всех ключевых игроков рынка, тем самым обеспечив стабильную и быструю процедуру внедрения системы контроля. Принимая во внимание на отраслевую специфику деятельности пенсионного сектора, стоит отметить, что стандарт Solvency II в ЕС применяется в отношении не только страхового сегмента, но и частных пенсионных фондов, как следствие европейский опыт может быть применим и для регуля-торных требований к российским НПФам. Исходя из опыта применения Solvency II в странах ЕС и отраслевые особенности деятельности НПФ в России, были сделаны выводы о возможности применения положений настоящей директивы только после осуществления ряда важных реформ законодательства.

Ключевые слова: Solvency II, институциональные инвесторы, пенсионные фонды, мировая экономика, коллективные инвестиции.

Директива Solvency II является нормативным актом ЕС, устанавливающим всеобъемлющие требования к процессам регулирования деятельности страховщиков и страховых групп.

В планах регулятора значится внедрение основных положений Solvency II применительно для отечественного страхового рынка.

Согласно Информационному письму, «внедрение принципов Solvency II в процесс осуществления регулирования и надзора за деятельностью страховщиков и страховых групп в Российской Федерации является комплексной задачей, Документ ЦБ РФ озвучивает планы регулятора по разработке в 2017 г. дорожной карты и концепции внедрения Директивы Solvency II.

В настоящее время Банком России реализуется ряд проектов связанных с внедрением единого плана счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (НФО), отраслевых стандартов бухгалтерского учета НФО, а также по унификации требований к статистической отчетности и отчетности в целях надзора НФО, разработке целевой технологии сбора и обработки отчетности НФО в периметре регулирования и надзора Банка России на основе единого электронного формата XBRL, в результате чего появится возможность существенного улучшения качества данных, необходимых для выполнения расчетов показателей в соответствии с Solvency II, и создадут благоприятные предпосылки для сближения норм регулирования страхового рынка РФ с нормами регулирования стран ЕС.

Согласно Письму ЦБ РФ, внедрение Solvency II в России будет осуществляться регулятором на основе международного опыта и при непосредственном участии всех заинтересованных лиц, что с нашей точки зрения позволит учесть интересы всех ключевых игроков рынка, тем самым обеспечив стабильную и быструю процедуру внедрения системы контроля.

Инициатива отечественного регулятора по внедрению положений Solvency II в России позволяет сделать вывод о том, что Банк России не готов однозначно заимствовать основные параметры Базельских директив для небанковских финансовых организаций и будет ориентироваться на соответствующий международный опыт с учетом отраслевой специфики, в связи с наличием ряда адаптаций этих норм для отечественных пенсионных фондов и страховых компаний.

Принимая во внимание на отраслевую специфику деятельности пенсионного сектора, стоит отметить, что стандарт Solvency II в ЕС применяется в отношении не только страхового сегмента, но и частных пенсионных фондов, как следствие европейский опыт может быть применим и для регуляторных требований к российским НПФам.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

о

о сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

В свою очередь, Европейские нормативные требования, регулирующие страховую деятельность, имеют более древнюю историю, чем требования Базеля.

Впервые требования к страховым компаниям Западной Европы были закреплены в Директиве о платежеспособности (Solvency I) 73/239/ЕЕС от 1973 г. За последующие 30 лет произошли существенные изменения в области управления рисками участниками финансовых рынков, и многие европейские страны, ранее применявшие Директивы Solvency I для собственных страховых компаний, выработали свои индивидуальные страновые нормативные требования.

Анализ практик показал, что Дания, Франция, Нидерланды, Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, либо выбрали методику аналогичную требованиям к коммерческим банкам, либо разработали свои собственные более продвинутые модели надзора за участниками страхового и пенсионного рынков.

Кроме того, внесены добавления в изначально представленную версию Директивы Solvency I, но при этом, отдельными странами Западной Европы учитывались более детализированные системы оценки рисков.

К началу 2000-х гг. стало понятно, что общеевропейские требования Solvency I начали утрачивать свою эффективность. Именно поэтому ряд европейских стран начал проводить собственные реформы надзора и регулирования в страховом сегменте, и это нарушило единообразие европейского законодательства в контексте регуляторных требований к страховым компаниям стран ЕС.

Мировой финансовый кризис 2008 г. подстегнул внедрение новых норм, содержащих большую детализацию оценки рисков страховых компаний, усиливающих надзор и закрепляющих более широкие требования к раскрытию информации.

В качестве обоснования необходимости разработки и принятия новой директивы, представлен меморандум Еврокомиссии, в котором отмечалось, что требования к оценке платежеспособности страховых и пенсионных компаний устарели. Также заявлялось, что требования Solvency I обладают малой чувствительностью к рискам, при этом практически все регулирование осталось на уровне национальных регуляторов, как следствие такой подход не справляется с регулированием деятельности страховых групп.

По нашему мнению, также в настоящий момент отсутствует возможность оценки платежеспособности страховых компаний на базе раскрываемой ими информации, что является препятствием для регулирования и оценки страхового рынка. Создание новых законодательных норм регулирования рынка ценных бумаг, а также банковского и страхового надзора основывалась на положениях Лиссабонского договора, направленного на создание внутреннего рынка финансовых услуг.

Важно отметить, что разработка проекта Solvency II стартовала в рамках Комитета европейских регуляторов по страхованию и профессиональным пенсиям (CEIOPS) и была продолжена Европейским агентством по страхованию и профессиональным пенсиям (EIOPA).

Концепция единой директивы заменила применявшиеся ранее 13 отдельных директив, которые регулировали страховую деятельность.

Положения Solvency II приняты Европарламентом в ноябре 2009 г. В IV кв. 2012 г. прошло тестирования подхода Solvency II для европейских пенсионных фондов в контексте методики применения стресс тестов портфелей фондов.

В октябре—декабре 2012 г. EIOPA провела исследование по определению количественных характеристик способности пенсионных планов выполнять свои обязательства. В исследовании приняли участие такие страны, как Бельгия, Германия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция и Великобритания. Было обследовано около 6,5 тыс. пенсионных планов, составляющих примерно 95% всех схем с установленными выплатами и гибридных схем указанных стран. Участники исследования рассчитывали уровень достаточности капитала, необходимого на покрытие непредвиденных потерь с установленной вероятностью в 99,5% с учетом рисков. По итогам исследования уровень достаточности капитала варьировался от 0% для Германии до 35% для Ирландии, также результатом можно считать принятие в 2013 году Директивы ЕС, откладывающей введение в действие директив Solvency II для страховых компаний и пенсионных фондов на 2016 г., так как рынку требовалось определенное время для приведения всех аспектов своей деятельности в соответствие новым нормативам. В итоге требования Solvency II в основном были имплементи-рованы во всех странах ЕС, а также в Великобритании к 2016 г.

В целом требования Solvency II основываются на допущении о том, что риск является допустимым в случае наличия капитала, необходимый для его покрытия. Уровень минимально необходимого капитала зависит от предполагаемого риска и времени.

Представляем целесообразным отметить, что учет и прогноз предполагаемых рисков важен для долгосрочных обязательств. В директиве Solvency II закрепляются новые принципы оценки риска, требования к капиталу и управлению рисками. Объем регулирования Solvency II существенно расширен по сравнению с первоначальными регуляторными требованиями, изложенными в Solvency I

В первой компоненте Solvency II содержатся конкретные количественные требования к уровню достаточности собственного капитала страховых компаний и пенсионных фондов.

Вторая часть Директивы содержит требования к риск-менеджменту страховых компаний и пенсионных фондов, а также закрепляет полномочия регуляторов в отношении надзора за рисками участников страхового и пенсионного секторов финансового рынка.

Третья часть включает в нормы, которые устанавливают порядок раскрытия информации для обеспечения прозрачности. При этом существенное внимание уделяется соответствию раскрываемой информации стандартам МСФО.

Компоненты 2 и 3 Solvency II основаны на принципе структурированного процесса раннего вмешательства и разрешения (Structured Early Intervention and Resolution process), который является более эффективным и гибким, чем только применение требований к достаточности капитала.

По нашему мнению, введение новых требований к капиталу позволяет достичь следующих целей:

• уменьшение риска того, что компания (фонд) не сможет удовлетворить предъявленные к ней требования;

• сокращение потерь застрахованных лиц в случаях, когда компания (фонд) не в состоянии выполнить все требования в полном объеме;

• обеспечение своевременного информирования надзорных органов о финансовом состоянии компании (фонда), в рамках осуществления их своевременного вмешательства в тех случаях, когда капитал снижается ниже установленного уровня;

• обеспечение уверенность в стабильности страхового и пенсионного секторов финансового рынка.

Новые требования к капиталу, которые были закреплены в Solvency II, основаны на концепции рискового капитала (RiskBased Capital, RBC). Впервые она была применена еще в 1990-х гг. в США, Канаде, Австралии, Японии и Сингапуре.

Требования RBC основываются на том, что компания должна обладать достаточным капиталом для покрытия каждого вида риска.

Новые требования к капиталу, закрепленные в части I, играют важную роль в инвестиционной деятельности, так как теперь страховые фирмы должны создавать резервы, способные покрывать риски, связанные не только со страховой деятельностью, но и с инвестиционной деятельностью. По логике EIOPA, изменения требований к капиталу в рамках требований Solvency II мотивируют участников страхового и пенсионного рынков улучшить качество активов в пользу большей ликвидности и ценовой предсказуемости.

В рамках новой директивы закрепляются и конкретизируются понятия различных видов риска, применимых деятельности компаний соответствующих секторов финансового рынка. В частности, представлены категории рисков и риск-факторов, присущие деятельности частных пенсионных фондов.

В соответствии с Solvency II компетентные национальные органы должны обеспечить раскрытие страховыми фирмами информации, касающейся внутренней структуры управления, финансовой отчетности, объема минимального капитала и капитала платежеспособности, а также информации об используемых моделях оценки рисков и схемы операций. Информация о достаточности капитала и финансовом состоянии должна раскрываться на ежегодной основе.

Хотя существует много параллелей между Solvency II и Basel III, есть и различия. Так, если на основании положений Solvency I размер капитала, который компания должна была иметь в резерве, определялся страховыми выплатами, то согласно требованиям Solvency II капитал учитывает и риски компании, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.

Solvency II ориентирована на то, чтобы изменить способы размещения капитала страховых компаний; предполагается, что предпочтение при размещении собственных средств будет отдаваться высоколиквидным инструментам с низкой волатильностью. Применение формулы расчета капитала, основанной на рисках, предлагаемой Solvency II, направлено на мотивацию менее устойчивыми в финансовом отношении компаниями (фондами) наращивать резервы и снижать риски, при этом такой подход не требует от финансово устойчивых участников рынка изменения стратегий своей деятельности.

С учетом того что в России уже внедрены требования Basel III к достаточности капитала банков, внедрение схожих принципов в отношении регулирования страховых компаний с учетом озвученных Банком России планов в отношении страхового сектора представляется так весьма актуальным для создания устойчивого финансового рынка и предупреждения возможных рисков. Между тем в части применения подходов Solvency II вряд ли стоит отграничиваться исключительно страховом сектором рынка.

В рамках совершенствования подходов к надзору и регулированию профессиональной деятельности небанковских российских участников финансового рынка рано или необходимо поставить вопрос о возможности использования банковской или аналогичной банковской модели регулирования и контроля.

Международный опыт не дает однозначного унифицированного ответа, что нужно оценивать и как определять надежность участников финансовых рынков и качество предоставляемых ими услуг. Насколько именно рекомендации Базельского комитета являются релевантными для профессиональных участников других секторов финансового рынка — это отдельный вопрос.

В европейской практике в части требований к негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, в частности, применяется иной, не «базель-ский», подход. Так, например, нормативные требования к страховым компаниям и пенсионным фондам в Великобритании и ряде стран ЕС опираются на стандарт Solvency II. Как отмечалось выше, Solvency II представляет собой своеобразный отраслевой небанковский аналог Basel III.

Базовым нормативом Solvency II служит несколько измененное по сравнению с Basel III требование к достаточности капитала — по сути, требования к достаточности маржи (для страховых компаний) и к коэффициенту финансирования (для пенсионных фондов).

В рамках канонического подхода Basel требования к структуре банковского капитала установлены Директивой Совета при Европейском парламенте 93/6 EEC от 15 марта 1993 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных институтов. Более поздние версии этого документа содержат многочисленные исключения в применении данных требований для страховых компаний и определенных видов инвестиционных компаний.

Требования к капиталу банков и ряду инвестиционных компаний установлены Директивой Европейского парламента 2013/36 EU4. На наш взгляд, имеет смысл показать, почему подхода аля-Basel недостаточен для всестороннего анализа деятельности пенсионных фондов.

Так, базельский подход рассматривает «цифру» текущих пассивов против «цифры» текущих активов, взвешенных по рискам. Между тем альтернативный подход — Solvency II — при анализе деятельности НПФов рассматривает денежный поток обязательств против денежного потока активов, и в данном случае учитываются риски не только финансовые и операционные, но и актуарные, которые являются специфическими для пенсионной индустрии.

Опираясь на стандарты Solvency II, можно учитывать долгосрочность обязательств пенсионных программ и актуарные риск-факторы и при надлежащей

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

инвестиционной стратегии ориентироваться на финансовые инструменты с долгосрочным горизонтом инвестирования, позволяющим качественно превзойти инфляцию.

В целях осуществления полноценного анализа необходимо рассмотреть механизм перехода от существующего в России жесткого ограничительного подхода (регулирования и надзора) при котором вносятся законодательные ограничения по группам допустимых финансовых инструментов, а также по отдельным характеристикам надлежащих для инвестирования активов к ALM-стратегии (Assets Liabilities Management) для пенсионных фондов.

ALM-подход представляет собой последовательность следующих действий:

• определение стратегических целей и соответствующих им временных горизонтов;

• выбор бенчмарка;

• моделирование структуры портфеля, стратегическая аллокация по классам активов с учетом рисков и специфики актуарных обязательств;

• выбор риск-метрик с учетом стратегических целей; • расчет риск-бюджета;

• анализ чувствительности и стресстестирова-ние;

• выбор управляющего;

• формирование портфеля;

• управление портфелем с учетом заданных ограничений по уровню риска.

Представленная выше процедура формирования инвестиционного портфеля, отвечающего задачам достижения целевой доходности (с учетом выполнения стратегических целей и исполнения долгосрочных обязательств), при контроле за совокупным риском пенсионного фонда соответствует парадигме перехода от модели жестких инструментарных ограничений к риск-ориентированной модели регулирования.

В то же время имеются факторы существенно ограничивающие перспективы внедрения Директивы для оценки деятельности пенсионных фондов в России, а именно отсутствие у пенсионных фондов законода-тельноотраженной возможности создания резервов, согласно нормативам достаточности.

В отличии от европейской практики, в нашей стране пенсионный фонд фактически является оператором пенсионных счетов. Согласно текущей версии российского законодательства собственные средства фонда не зависят от объема обязательств. При этом фонды обязаны создавать отдельный обособленный портфель резервов по обязательному пенсионному страхованию (РОПС), производя туда ежегодные отчисления. Объем такого резерва составляет от 1 до 10% от активов фонда. Однако, юридический статус РОПС в настоящее время является предметом обсуждения.

С нашей точки зрения, необходимо модернизировать существующую систему расчета минимального уровня достаточности резервов фонда путем внедрения практик вышерассмотренной директивы и внесение изменений в законодательство.

Все это позволит усилить контроль за деятельностью частных пенсионных фондов и обеспечить их надежность.

Литература

1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL:http://www.cbr.ru (дата обращения 14.01.2020)

2. Организация стран экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org (дата обращения 14.01.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Официальный сайт Европейского центрального банка. [Электронный ресурс] // URL:http://www.ecb.europa.eu (дата обращения 15.01.2020)

4. Европейский регулятор в области пенсионного страхования. [Электронный ресурс] // URL: https://eiopa.europa.eu/ (дата обращения 10.01.2020)

5. Консультант Плюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.04.2019)

Prospects of implementation of Solvency II for regulating the

activities of the non-state pension funds in Russia Iagovkin P.M.

Finance University under the government of the Russian Federation

The Solvency II Directive is a regulatory act of the EU that sets out comprehensive requirements for the regulation of insurers and insurance groups. According To A Letter from the Central Bank of the Russian Federation, the implementation of Solvency II in Russia will be carried out by the regulator on the basis of international experience and with the direct participation of all interested persons, that in our opinion will allow to take into account the interests of all key players of the market, thus providing a stable and fast procedure of introduction of the control system.

Taking into account the industry specifics of the pension sector, it should be noted that the standard Solvency II in the EU applies not only to the insurance segment, but also to private pension funds, фs a consequence, European experience can be applied to regulatory requirements for Russian NPFAs. Based on the experience of implementing Solvency II in the EU countries and the sectoral features of the NpF in Russia, conclusions were drawn on the possibility of applying the provisions of this Directive only after implementing a number of important legislative reforms. Key words: Solvency II, institutional investors, pension funds, world economy, collective investors.

References

1. The official website of the Central Bank of the Russian Federation. [Electronic resource] // URL: http: //www.cbr.ru (accessed date 01/14/2020)

2. Organization of countries for economic cooperation and development. [Electronic resource] // URL: http://www.oecd.org (date of access 01/14/2020)

3. The official website of the European Central Bank. [Electronic

resource] // URL: http: //www.ecb.europa.eu (date of access 01.15.2020)

4. European regulator in the field of pension insurance. [Electronic

resource] // URL: https://eiopa.europa.eu/ (accessed 10.01.2020)

5. Consultant Plus [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 08.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.