Научная статья на тему 'Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II и их влияние на финансовый сектор'

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II и их влияние на финансовый сектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / SOLVENCY II

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антюшина В.В.

Статья посвящена анализу европейского режима для страховых организаций Solvency II. Исследованы предпосылки его появления, возложенные на него задачи и процесс внедрения в Европейском Союзе. Освящена законодательная сторона соответствующей инициативы. Установлено несовершенство Solvency I, ставшее причиной кардинальных преобразований. Рассмотрено основное содержание данной реформы: требования к собственному капиталу и учету рисков, функции системы корпоративного управления, особенности различных форм отчетности. Проведено сравнение вышеуказанной системы регулирования с международными стандартами банковской деятельности Базель III, выявлены ее преимущества и недостатки. Проанализировано возможное воздействие упомянутого нововведения на отдельных участников рынка, страховую отрасль в целом, финансовую систему и экономику. Изучены перспективы применения риск-ориентированного подхода в страховом секторе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II и их влияние на финансовый сектор»

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Бо^епсу II и их влияние на финансовый сектор

Антюшина Виктория Витальевна,

научный сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем Института Европы Российской Академии Наук, antioushina.victoria@mail.ru

Статья посвящена анализу европейского режима для страховых организаций Solvency II. Исследованы предпосылки его появления, возложенные на него задачи и процесс внедрения в Европейском Союзе. Освящена законодательная сторона соответствующей инициативы. Установлено несовершенство Solvency I, ставшее причиной кардинальных преобразований. Рассмотрено основное содержание данной реформы: требования к собственному капиталу и учету рисков, функции системы корпоративного управления, особенности различных форм отчетности. Проведено сравнение вышеуказанной системы регулирования с международными стандартами банковской деятельности Базель III, выявлены ее преимущества и недостатки. Проанализировано возможное воздействие упомянутого нововведения на отдельных участников рынка, страховую отрасль в целом, финансовую систему и экономику. Изучены перспективы применения риск-ориентированного подхода в страховом секторе Российской Федерации. Ключевые слова: Страховые компании; собственные средства; риск-менеджмент; диверсификация; Solvency II.

История Solvency II

Международные стандарты для страхового сектора Solvency II представляют собой разработку Европейского управления по страхованию и пенсионному обеспечению (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA). Соответствующую работу начала его организация-предшественник - Комитет европейских регуляторов по страхованию и трудовым пенсиям (Committee of European Insurance and Occupational Pensions Supervisors, CEIOPS). Вышеуказанный режим регулирования принадлежит к числу важнейших реформ финансовой системы в ответ на глобальный кризис 2007 - 2009 гг. Однако его основной целью объявлено улучшение защиты интересов потребителей, а повышение стабильности соответствующей отрасли относится к второстепенным задачам [1, с. 5].

Solvency II должны способствовать развитию интеграции путем унификации регулирования и обеспечения одинаковых условий конкуренции в сфере страхования ЕС. Вышеуказанный процесс также предполагается стимулировать посредством обеспечения возможности работы страховщика, зарегистрированного в одном европейском государстве, на территории всего интеграционного объединения при помощи взаимного признания лицензий.

Стандарты для страховых компаний Solvency II базируются на директиве ЕС от 25 ноября 2009 г. об организации и осуществлении страховой и перестраховочной деятельности, откорректированной в 2014 г. За ее принятием на интеграционном уровне последовали изменения национального законодательства европейских стран. Вышеуказанный нормативный акт содержит общие положения соответствующего нововведения, конкретизированные дальнейшими документами по данному вопросу. В его основе лежит риск-ориентированный подход к регулированию деятельности страховщиков, основанный на концепции рискового капитала (Risk-Based Capital, RBC). В соответствие с ней каждую разновидность риска должна покрывать определенная величина собственных средств.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

а>

о

сч

0

01

О Ш

m

X

<

m о х

X

17 января 2015 г. вышел в свет регламент ЕС, обладающий юридической силой и содержащий более подробную информацию о внедрении стандарта Solvency II. В последующем он неоднократно корректировался в части расчетов величины собственных средств для покрытия вложений различных видов и некоторых технических деталей, связанных с определением рисков. Дальнейшая конкретизация сведений по введению данных нормативов также осуществляется в технических стандартах. Европейским управлением по страхованию и пенсионному обеспечению (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA) опубликованы разработки по оптимизации надзора за деятельностью страховых компаний в условиях действия нового режима регулирования. Он осуществляется Европейской комиссией, упомянутым выше специализированным органом интеграционного уровня и национальными регуляторами.

Системе регулирования страхового сектора Solvency II предшествовала Solvency I, появление которой было ознаменовано директивами Европейского экономического сообщества о страховании от убытков от 24 июля 1973 г. и о страховании жизни от 5 марта 1979 г. еще до образования ЕС. Впоследствие они были откорректированы директивами о страховании от убытков от 22 июня 1988 г. и от 18 июня 1992 г., а также о страховании жизни от 8 ноября 1990 г. и от 10 ноября 1992 г. В 90-х гг. на интеграционном уровне возникло стремление модернизировать систему регулирования деятельности страховщиков. Появилась рабочая группа Гельмута Мюллера, который в тот период был руководителем Федерального ведомства по надзору за деятельностью страховых компаний Германии. Результатам ее деятельности посвящен соответствующий доклад.

Эксперты обнаружили, что нормативы собственных средств в страховом секторе основаны не на всех разновидностях риска. Возникли лозунги основательного пересмотра требований к капиталу в названной сфере, получившие воплощение во втором стандарте. Тогда же дело ограничилось лишь некоторыми корректировками действовавших в тот период нормативных актов по данному вопросу, в результате которого появились новые директивы - от 5 марта 2002 г. о страховании от убытков и от 5 ноября 2002 г. о страховании жизни. Прежний режим сохраняет силу для тех организаций, которые не попадают под действие новых правил.

Новая система регулирования распространяется на всех страховщиков и перестраховщиков Евросоюза вне зависимости от правовой формы, за небольшими исключениями [1, с. 33-38]. Она применяется в ЕС с 1 января 2016 г., но на ее полное введение отводится в общей сложности 16 лет. Внедрение соответствующих правил в

европейском интеграционном объединении идет благополучно. Большинство страховых организаций справляется с предъявляемыми требованиями, в том числе к собственным средствам [2, с. 12].

Solvency II: основное содержание

Нормативы Solvency II столь же сложны, объемны и основательны, как и международные стандарты банковской деятельности Базель III. У них схожая структура из трех идентичных компонентов: первый затрагивает оценку риска и расчет величины собственных средств, второй разъясняет вопросы, связанные с корпоративным управлением, третий посвящен раскрытию всей необходимой информации надзорным органам и общественности. Сходство регулятивных стандартов облегчает осуществление надзора в странах, практикующих мегарегулирование финансового сектора. В режиме для страховых компаний, как и в третьем базельском соглашении, активно применяются продвинутые математические методы, не обойтись без актуарной математики, востребовано стохастическое моделирование.

Собственный капитал страховой организации образуется при вычитании обязательств из инвестиций. В качественном отношении он подразделяется на три уровня. При этом труднее всего соответствовать первому, так же как в Базеле III. Однако в целом Solvency II предъявляет менее жесткие требования к его качеству, чем третье базельское соглашение. Стоит отметить и то, что доля собственных средств, к которым применяются строгие критерии, в нормативах для страховщиков меньше [3, с. 43].

Вводятся показатели минимального и нормативного капитала, или капитала для обеспечения платежеспособности (Minimum Capital Requirement, MCR; Solvency Capital Requirement, SCR). Первый задает величину собственных средств, необходимую для исполнения обязательств в течение двенадцати месяцев с 85%-ной вероятностью. Ее несоблюдение не допускается и грозит отзывом лицензии в случае невозможности решения данной проблемы в кратчайшие сроки. Данный коэффициент рассчитывают как минимум ежеквартально на основе сравнительно простого метода, при этом он не должен быть меньше 3 млн. 700 тыс. евро у организаций по страхованию жизни, 2,5 млн. евро у структур другой специализации и 3 млн. 600 тыс. у перестраховщиков, кроме кэптивных предприятий (дочерние структуры, которые страхуют материнские и создаются с этой целью) по перестрахованию (в этом случае его минимальный уровень составляет 1 млн. 200 тыс. евро) [1, с. 132]. Соответствующий норматив также должен составлять не менее 25% и не более 45% от второго, о котором речь пойдет ниже.

Нормативный капитал призван гарантировать платежеспособность также в течение двенадцати

месяцев в условиях внезапных серьезных убытков с 99,5%-ной вероятностью. Он отражает все разновидности риска и рассчитывается не менее одного раза в год с применением сложного математического аппарата. При вычислении данного норматива принимаются во внимание также маловероятные выплаты клиентам. В случае его несоблюдения надзорные органы имеют право требовать принятия мер по его выполнению в течение полугода. Данный период может быть продлен на три месяца, а особых случаях - на срок до семи лет. Стоит отметить, что упомянутый показатель соблюдается страховщиками и перестраховщиками всех стран ЕС [4, с. 24, 33].

Solvency II подходит к определению риска более дифференцировано и точно, чем Базель III. Модули его основных видов состоят из подмодулей. Наряду с кредитными, рыночными и операционными рисками выделяются страховые. Страховой сектор более устойчив к риску ликвидности, чем банковский, однако он тоже учитывается. При досрочном расторжении договора со страховой организацией во многих случаях требуется платить штраф или подобной возможности вообще нет. Страховые премии являются стабильным источником долгосрочного финансирования. Solvency II не содержит предписаний к отражению системных рисков, поскольку страховщики им не подвержены.

Базель III производит расчет разных рисков изолированно. В Solvency II существует общая методика их определения с учетом диверсификации риска как одного, так и различных разновидностей. Это приводит к снижению требуемой величины собственных средств. Особое внимание уделяется риск-менеджменту, который призван гарантировать объективное отражение, точную оценку рисков и эффективный надзор за ними.

Стандарт Solvency II запрещает одному предприятию оказывать услуги по страхованию жизни наряду с каким-либо иным его видом. В качестве исключения это разрешается при условии их разделения [1, с. 90-92]. Утверждается, что подобная практика позволяет защитить одну разновидность бизнеса от потерь другой.

В соответствие с принципом соразмерности страховые организации должны использовать рассматриваемые стандарты соразмерно своим рискам, исключая чрезмерную нагрузку. Считается, что данная система регулирования не должна обременять малые и средние предприятия. Регулирующей инстанции следует аналогично подходить к участникам рынка, учитывая их профиль риска.

Solvency II, так же как Базель III, при калькулировании величины собственных средств позволяет применять стандартную формулу или вычисления на базе самостоятельно разработанных внутренних моделей, требующих одобрения

надзорных органов. Первый подход годится для отражения риска большинства участников рынка, но в ряде случаев может не точно фиксировать специфические компоненты его профиля. Использование второго метода обеспечивает наиболее точный учет рисков, включая эффект диверсификации и специфику коммерческой деятельности конкретных хозяйствующих субъектов. Однако результаты его применения оцениваются неоднозначно. Согласно одной точке зрения, это приводит к снижению требований к капиталу, другое мнение состоит в том, что иногда происходит обратное. Данная система регулирования страхового сектора, так же как упомянутый режим для банковского сектора, признает сведения рейтинговых агентств в качестве источника информации для расчета уровня рисков.

Активы и пассивы страховщика в Solvency II должны подвергаться глубокому анализу. Их сроки должны соответствовать друг другу, т.е. вложения на длительный срок требуют долгосрочных источников средств, которые сложно найти в отличие от имеющихся в изобилии краткосрочных. Итак, данный режим мешает их осуществлению и поощряет инвестиции на краткий период. Особенностью рассматриваемого режима также является применение оценки по рыночной стоимости. Введение новых способов расчета осуществляется плавно, устанавливается значительный переходный этап.

В соответствие с принципом осмотрительности, или рационального проведения (prudent person principle) оправданы только такие вложения, когда страховщик может адекватно определять риски и управлять ими, а также учитывать их при поддержании своей платежеспособности. Они должны осуществляться с обеспечением безопасности, доступности, ликвидности и необходимой прибыльности. Приветствуется диверсификация как инструмент снижения рискового уровня. С той же целью допускается использование производных финансовых инструментов. Совокупные пассивы страховой организации - это сумма всех вероятных платежей ее клиентуре в течение периода действия всех договоров по страхованию. Для калькулирования будущих обязательств рекомендуются особые методы на базе математических моделей.

На страховые организации ЕС возложены четыре функции: управления рисками, контроля за соблюдением правил, внутреннего аудита и актуарная. В небольших компаниях с относительно простой деятельностью одному работнику или подразделению разрешается совмещать их исполнение, кроме внутреннего аудита. Процессы и системы внутри фирмы должны обеспечивать выполнение всех требований, в том числе нормативно-правового характера. Ключевые элементы корпоративного управления необходимо перио-

х

X

о

го А

с.

X

го m

о

ю О

м о

to

а>

о

es

0

01

О Ш

m

X

<

m о х

X

дически проверять и вносить корректировки в случае надобности. Соответствующей директивой Евросоюза установлен режим взаимодействия страховщиков с органами надзора. Регуляторы приобрели права оценки профессиональных качеств сотрудников на ответственных должностях. В правление должны допускаться независимые эксперты.

В страховых и перестраховочных компаниях предполагается проведение собственной оценки рисков и платежеспособности (Own Risk and Solvency Assessment, ORSA). Это независимая функция, которая выполняется отдельно от исполнения требований первого компонента. В процессе ее выполнения должны учитываться особенности деятельности конкретной организации. Способность фирмы отвечать по своим обязательствам в настоящем и будущем требует постоянного внимания со стороны высокопрофессионального кадрового состава. Востребовано результативное прогнозирование в области профиля рисков и финансового положения страховщика, анализ состояния и эффективности управления рисками. Полученные сведения должны применяться для корректировки менеджмента и планирования будущей стратегии.

Система Solvency II вводит стандартные виды отчетности в странах ЕС для обеспечения транспарентности страхового рынка и оптимизации его регулирования. Они содержат все нужные сведения о коммерческой деятельности и ее результатах, рисках, собственном капитале и инвестиционной политике соответствующих организаций.

По результатам собственной оценки рисков и платежеспособности составляется особая форма отчетности для органов надзора (ORSA Supervisory Report). Отчет о платежеспособности и финансовом положении (Solvency and Financial Condition Report, SFCR) содержит довольно обширные сведения: руководящий состав компании с указанием полномочий и зон ответственности, требования к лицам, занимающим наиболее ответственные должности и методика оценки их компетентности, политику оплаты труда, включая порядок назначения дополнительных пенсий, значимые изменения в корпоративном управлении за соответствующий промежуток времени, наименование регулирующей инстанции, которой подотчетна организация, стратегию и важнейшие операции, подробные данные о собственных средствах и профиле рисков, информацию об управлении рисками на предприятии, взаимосвязь данной функции с финансовым менеджментом, методы оценки имущества и обязательств, характеристику системы внутреннего контроля и подходов к оценке рисков и платежеспособности, факты нарушений нормативов капитала - минимального и, в случае серьезных отклонений, нормативного, особенности выполне-

ния актуарных расчетов, правила в области аутсорсинга и т.д. [5, с. 179-187]. Данный документ составляется ежегодно и размещается на сайте в интернете, на котором должен присутствовать не менее 5 лет с момента опубликования. Он также подлежит передаче регулятору в электронном виде.

Отчет перед надзорными органами (Regular Supervisory Report, RSR) является еще более информативным и обычно сдается предприятиями раз в три года. Он имеет аналогичную структуру и содержит сведения, не подлежащие включению в упомянутую выше разновидность отчетности. В данном документе присутствует информация аналитического характера, посвященная рассмотрению значимых изменений, процессов и тенденций в области профессиональной деятельности организации, выявлению их причин и влияния на дальнейшее ведение бизнеса. В нем также отражаются результаты собственной оценки рисков и платежеспособности. Существуют еще годичные и квартальные формы предоставления информации, расширяющие и дополняющие содержание основных отчетов.

Эффект режима Solvency II

Безусловными преимуществами новой системы регулирования является повышение защиты прав потребителей, гарантия финансовой устойчивости соответствующего сектора. К позитивным сторонам данного режима также можно отнести унификацию работы и менеджмента страховщиков и, как результат, повышение качества надзора и контроля в данной области, обеспечение транспарентности страхового бизнеса, рост доверия к нему со стороны инвесторов.

Однако введение новых стандартов регулирования страхового сектора Solvency II приводит к изменениям многих процессов и систем внутри организации и неизбежно увеличивает расходы и объем трудозатрат. Появляется спрос на дополнительный высококвалифицированный персонал, способный организовать переход на новые нормативы. Часть участников рынка не сможет соответствовать вышеуказанным правилам. Крупные структуры имеют преимущество при адаптации благодаря более высоким оборотам и прибыли, а также диверсификации рисков, понижающей их уровень. Вероятным последствием будет исчезновение некоторых предприятий, рост слияний и поглощений, приводящий к усилению концентрации капитала, падению конкуренции и ухудшению качества соответствующих услуг. Режим Solvency II, так же как Базель III для банков, требует точной оценки рисков и их соответствия уровню собственных средств, требования к которому повышаются. Однако «запертый» в учреждениях капитал лишен возможности производительного использования. Это может также вызвать рост цен и превратиться в тормоз для развития отрасли,

ограничивая деловую активность страховщиков. Целью последних станет максимальная диверсификация портфеля для минимизации риска. Стоит отметить и то, что обязанность основательного информирования общественности, включающей инвесторов и клиентов, дисциплинирует хозяйствующие субъекты. Однако в случае возникновения неблагоприятной ситуации это может привести к ее усугублению. Возможно также частичное перемещение данного бизнеса из Евросоюза в регионы с более мягким регулированием.

На последствиях стимулирования краткосрочных инвестиций страховых компаний и препятствий вложениям на длительный период стоит остановиться отдельно. Дело в том, что в ряде стран, например, в ФРГ, вышеуказанные посредники принадлежат к числу важнейших источников «длинных» денег банковских учреждений. Для последних проблема их поиска в последнее время стоит особенно остро в связи с внедрением третьего базельского соглашения, также требующего соответствия активов и пассивов по срокам. Таким образом, в некоторых государствах новые правила для страховщиков осложняют положение банков. Кроме того, долгосрочная стратегия стабилизирует финансовую систему и содействует развитию экономики. Разделение страхования жизни и какого-либо другого его вида в рамках одной организации в конечном итоге также может привести к дестабилизирующим последствиям. При этом исчезает возможность использования прибыли первого направления деловой активности для компенсации ущерба от второго, и наоборот. Таким образом, режим Solvency II окажет значительный многоплановый эффект как в рамках соответствующего сектора, так и на уровне народного хозяйства, последствия которого сложно предсказать.

Риск-ориентированный подход в страховом секторе РФ

В РФ планируется ввести систему регулирования страхового сектора, основанную на риск-ориентированном подходе, идентичную европейскому режиму Solvency II. Целями нововведения являются защита прав страхователей, обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности страховщиков, внедрение международных стандартов регулирования, повышение транспарентности страхового рынка, стимулирование инвестиций в российские страховые компании со стороны отечественных и зарубежных ин -весторов.

Первоначально в РФ планируется применение стандартного метода определения нормативного капитала (Solvency Capital Requirement, SCR). Расчеты на базе внутренних моделей будут разрешены с вводом в действие соответствующего аттестационного механизма Центробанка.

Страховые организации должны самостоятельно проводить собственную оценку рисков и платежеспособности (Own Risk and Solvency Assessment, ORSA), а Центральный Банк будет контролировать методику ее осуществления. Системно значимые компании обязаны сами выполнять внутреннюю актуарную функцию, аутсорсинг которой допускается для малых предприятий. Принцип осмотрительности будет постепенно заменять существующие инвестиционные стратегии. Скорость этого процесса находится в зависимости от оперативности модернизации корпоративного управления страховщиков. Ожидаются изменения в области работы информационных систем, которые должны приспособиться к новым условиям ведения бизнеса.

Предполагается расширение данных о собственном капитале, профиле рисков и т.п., подлежащих предоставлению в отчетности. Публичные отчеты о платежеспособности и финансовом положении появятся на завершающей стадии реализации положений третьего компонента, касающегося предоставления сведений.

В процессе внедрения соответствующего новшества запланирован переходный период, в течение которого предприятия будут готовиться к будущим изменениям. Предусматриваются консультации с участием сотрудников Центрального Банка, страховых организаций и экспертов в ходе перевода российского страхового рынка на риск-ориентированный подход. Представители страховых компаний активно участвуют в разработке методов оценки рисков и нормативов капитала. Содержание всех разделов должно быть сформировано до 2021 г. В России первоначально будут внедряться правила корпоративного управления (второй компонент), далее - показатели собственных средств и расчета риска (первый) и только потом начнут действовать новые требования к раскрытию информации (третий) [6, с. 12]. Предполагается использование данной системы регулирования в 2022 г. в режиме апробации [7, с. 4].

Литература

1. Richtlinie 2009/138/eg des europäischen Parlaments und des rates vom 25. November 2009 betreffend die Aufnahme und Ausübung der Versicherungs- und der Rückversicherungstätigkeit (Solvabilität II) (Neufassung). Режим доступа URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:02009L0138-

20150331 &qid=1430196758293&from=DE (дата обращения: 23.10.2019)

2. Querner I. Solvency II: Das erste Jahr der Anwendung // Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft (GDV). 2017. Режим доступа URL:

https://www.gdv.de/resource/blob/9604/baeaffab9977a c11cf80f733bca02dde/download-der-praesentation-

x

X

о го А с.

X

го m

о

ю О

M

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

to

zum-solvency-workshop---1246836283-data.pdf (дата обращения: 23.10.19)

3. Кочович Е., Йовович М., Трифунович Д. Сравнение концепций Solvency II и Basel III // Актуарий. 2018. №1.

4. Financial stability report / European Insurance and Occupational Pensions Authority. June 2019. Режим доступа URL: https://eiopa.europa.eu/Publications/Reports/EIOPA_ FSR_June2019.pdf (дата обращения: 23.10.2019)

5. Delegierte Verordnung (EU) 2015/35 der kommission vom 10. Oktober 2014 zur Ergänzung der Richtlinie 2009/138/EG des Europäischen Parlaments und des Rates betreffend die Aufnahme und Ausübung der Versicherungs- und der Rückversicherungstätigkeit (Solvabilität II). Режим доступа URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=0J:L:2015:012:FULL&fro m=DE (дата обращения: 23.10.2019)

6. Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации. Режим доступа URL: www.cbr.ru/Content/Document/File/41412/concept_s olvency_II.pdf (дата обращения: 23.10.2019)

7. Заседание Экспертной группы по внедрению риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации, основанного на принципах Solvency II. Москва, 24 июля 2018 года / Центральный Банк Российской Федерации. Режим доступа URL: www.cbr.ru/Content/Docu ment/File/47104/pres_2407 2018_solvency.pdf (дата обращения: 23.10.2019)

References

1. Richtlinie 2009/138 / eg des europäischen Parlaments und des

rates vom 25. November 2009 betreffend die Aufnahme und

Ausübung der Versicherungs- und der

Rückversicherungstätigkeit (Solvabilität II) (Neufassung).

Access mode URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX072009L0138-

20150331 &qid=1430196758293&from=DE (accessed:

10.23.2019)

2. Querner I. Solvency II: Das erste Jahr der Anwendung // Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft (GDV). 2017. Access mode URL: https://www.gdv.de/resource/blob/9604/baeaffab9977ac11cf80 f733bca02dde/download-der-praesentation-zum-solvency-workshop---1246836283-data.pdf (accessed: 10.23.19 )

3. Kochovich E., Jovovich M., Trifunovich D. Comparison of the

concepts of Solvency II and Basel III // Actuary. 2018. No. 1.

4. Financial stability report / European Insurance and Occupational

Pensions Authority. June 2019. Access mode URL: https://eiopa.europa.eu/Publications/Reports/EIOPA_FSR_Jun e2019.pdf (accessed: 23.10.2019)

5. Delegierte verordnung (EU) 2015/35 der kommission vom 10.

Oktober 2014 zur Ergänzung der Richtlinie 2009/138 / EG des Europäischen Parlaments und des Rates betreffend die Aufnahme und Ausübung der Versicherungs- und der Rückversicherungstätigket II. Access mode URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/DE/TXT/PDF/?uri=0J:L:2015:012:FULL&from=DE (accessed: 10/23/2019)

6. The concept of introducing a risk-based approach to the regulation of the insurance sector in the Russian Federation. Access mode URL: www.cbr.ru/Content/Document/File/41412/concept_solvency_I I.pdf (accessed: 10.23.2019)

7. Meeting of the Expert Group on the introduction of a risk-based

approach to regulation of the insurance sector in the Russian Federation, based on the principles of Solvency II. Moscow, July 24, 2018 / Central Bank of the Russian Federation. Access mode URL:

www.cbr.ru/Content/Document/File/47104/pres_24072018_sol vency.pdf (accessed: 10.23.2019)

European solvency standards for Solvency II insurance

companies and their impact on the financial sector Antioushina V.V.

Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences The article is devoted to the analysis of the European regime for solvency II insurance companies. The preconditions of its appearance, the tasks assigned to it and the process of implementation in the European Union are investigated. The legislative side of the relevant initiative has been consecrated. The imperfection of Solvency I which became the reason of cardinal transformations is established. The main content of this reform is considered: requirements to equity capital and risk accounting, functions of the corporate governance system, features of various forms of reporting. The above-mentioned regulatory system is compared with the Basel III international banking standards, its advantages and disadvantages are revealed. The possible impact of this innovation on individual market participants, the insurance industry as a whole, the financial system and the economy is analyzed. Prospects of application of risk-oriented approach in the insurance sector of the Russian Federation are studied. Key words: Insurance companies; own funds; risk management; diversification; Solvency II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.