^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
УДК 351.711
М.А. Аташикова
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ СОБСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ в настоящее время не получают должного освещения. Это связано с тем, что при стабилизации социально-экономической сферы имеет место специфическое смысловое наполнение понятия «пользование», которое означает: «извлекать из имущества выгоду ... именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы» [5, с. 416].
При ориентации на меняющуюся среду хозяйствования режим пользования объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ безусловно увязывается с понятием «жизнедеятельность» и зависит от того, кто будет определен собственником такого рода собственности. В рамках всех классовых стабильных моделей общественно-экономической формации частная собственность обеспечивает избыточный уровень жизни лишь предприимчивой части общества (рабовладельцев, феодалов, капиталистов, «новых русских» и т. п.), а в рамках стабильной классовой «социалистической» модели уже государственная (общенародная) собственность стала обеспечивать избыточный уровень жизни советского партийно-бюрократического аппарата, для представителей которого жизнедеятельность определялась как работа (труд), производство, совершение чего-либо, упражнение, занятие, действие, выполнение долга, оказание, причинение, доставление, нанесение кому что, поступок с кем и т. д. во имя или ради их жизни, жизни их семей, а жизнедеятельность большинства, за счет которых собственно и формировалась прибыль такой предприимчивой части, стала определяться как жизнь во имя или ради работы (труда), производства, совершения чего-либо, упражнения, занятия, действия, выполнения долга, оказания, причинения, доставления, нанесения кому что, по-
ступка с кем и т. д. и поддерживалась с учетом менталитета общества данной страны на уровне, достаточном для извлечения из них максимальной прибыли [4].
Применительно к меняющимся условиям хозяйствования такое смысловое наполнение понятия «жизнедеятельность» однозначно: режим пользования федеральной собственностью может быть связан только с обществом, которое по смыслу является единственным полномочным ее собственником. Здесь смысловое наполнение понятия «пользоваться» возвращается к общепринятому его пониманию и означает «приносить пользу, быть полезну» [2, с. 220] людям, т. е. по сути связано с извлечением полезных свойств из объекта собственности от его использования. Однако поскольку собственник за пользование своими объектами собственности обычно сам себе не платит, то такое их использование членами общества должно по смыслу носить безвозмездный характер. Примеры такого использования объектов федеральной собственности в субъекте РФ уже есть и сегодня. К их числу можно отнести предоставление в установленном порядке, но не для извлечения прибыли:
- земельных участков, находящихся в собственности РФ, в безвозмездное срочное пользование;
- земельных участков, находящихся в собственности РФ, в постоянное бессрочное пользование (назовем их объектами «публичного пользования»).
В обоих случаях и на таких арендаторов, и на «бессрочных пользователей», которые к тому же обязаны не нарушать права третьих лиц, должно быть наложено собственником бремя по содержанию переданных им объектов федеральной собственности в полном объеме.
Такой же режим пользования может быть распространен уже сегодня и на объекты публич-
ного пользования федеральной собственностью, которые имеют социально-культурно-бытовое назначение, историко-культурное назначение, являются объектами природного наследия, в том числе художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, а также автомобильные дороги, железные дороги, речные и морские пути общего пользования, расположенные на территории субъекта РФ, за пользование которыми общество как собственник и каждый сособственник такой собственности платить не должны. Однако собственник по смыслу своего статуса должен в рамках своих обязанностей и здесь нести бремя по содержанию принадлежащих ему таких объектов собственности и не нарушать права третьих лиц, а потому разработка по организации такого содержания представляет собой отдельное исследование.
Поскольку пользование такими объектами ныне федеральной, а по смыслу публичной собственности, находящейся на территории субъекта РФ, принадлежит всему многонациональному народу РФ, то по отношению к другим странам она является односубъектной. По этой причине все другие государства и их граждане, а также лица без гражданства, как несобственники, автоматически обязаны воздерживаться от совершения каких бы то ни было действий, препятствующих собственнику в осуществлении по его усмотрению его права публичной собственности, и могут пользоваться такими объектами собственности только возмездно, поскольку для них извлечение «пользы» оказывается связано с «корыстованием, ... либо выгодой» [2, с. 220], которая выражается в денежном исчислении. Отсюда режим пользования объектами «публичного пользования» федеральной собственности в субъекте РФ представляет собой точно установленный порядок, позволяющий в рамках установленных для этого пределов, запретов, ограничений, дозволений и позитивных обязываний выявлять рассогласование между управляющим воздействием и его результатом и устранять это рассогласование для поддержания сохранности такого рода объектов и изменять это рассогласование для извлечения из них полезных свойств в интересах общества.
Это, естественно, требует уточнения применения разрешительного, правоохранительного и общедозволительного порядка использования федеральной собственности, при котором социальные институты должны приобретать новые функции по обеспечению:
- самоуправления сохранности объектов «публичного пользования»;
- процесса взаимодействия сособственников объектов «публичного пользования»;
- процесса взаимодействия субъектов публичных отношений, которые должны быть лишены права одновременно выступать и в роли субъектов частных отношений.
При таком подходе объекты «публичного пользования» федеральной собственности оказываются непосредственно направлены на обеспечение таких сторон жизнедеятельности всего населения РФ, включая и его предприимчивую часть, как обеспечение личных нужд семьи или коллективных хозяйств, обеспечение потребностей в образовании, науке, искусстве, религии и т. п.
В рамках указанных возможных пределов при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования рассмотрим влияние на пользование объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ ограничений и запретов, которые вытекают из содержания разрешительного порядка. Они оказываются «особенно тесно связаны с умалением, т. е. уменьшением материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю», при этом ограничения и запреты на отдельные правомочия такого собственника могут осуществляться только в интересах общества и его граждан.
С учетом существующих мнений можно утверждать, что запреты и ограничения на пользование объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ полностью определяются их содержанием и не могут выходить за установленные для них пределы. Поскольку наложение запрета на пользование объектами публичного пользования может означать только запрет на правомочие владения и такой объект собственности однозначно дол-
жен менять собственника, то применительно к рассматриваемому случаю использоваться в принципе не может.
Наоборот, ограничения на пользование объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ могут проявляться через запрет и ограничения только на правомочия «пользования и распоряжения» ею, которые должны сдерживать собственника федеральной собственности при осуществлении им своих прав в течение определенного времени, вплоть до их устранения. После снятия такого рода запретов и ограничений указанные правомочия автоматически восстанавливается.
Рассмотрим далее при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования влияние на пределы пользования объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ дозволений, которые расширяют меру возможного, а также позитивных обязываний, которые заставляют субъектов федеральной собственности реализовывать свои правомочия в указанном направлении в рамках этого возможного, вытекающих из содержания правоохранительного порядка. Как видим, они также могут выражаться через правомочия собственника федеральной собственности. При таком подходе использование дозволения и позитивного обязывания в федеральной собственности может означать их инвариантность к правомочию владения и, наоборот, проявление через правомочия «пользования и распоряжения». После их снятия указанные правомочия автоматически восстанавливаются.
Наконец, рассмотрим при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования влияние на пользование объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ особенностей общедозволительного порядка. Поскольку объекты «публичного пользования» федеральной собственности приобретает статус частных только в отношении иных государств, их граждан и лиц без гражданства, то в этом плане им оказываются свойственны все соответствующие признаки частной собственности. Отсюда следует, что при реализации общедозволительного порядка применительно к рассматриваемому случаю свобода общества как частного
собственника определяется его интересами в отношении принадлежащих ему объектов федеральной собственности, совокупностью их потребительских свойств и реальными условиями хозяйствования. В этом случае указанная свобода дает такому частному собственнику возможность самоуправления каждым отдельным видом своей деятельности, которая обеспечивает, прежде всего, учет его интереса как предпринимателя и связана со свободой его действий: частный собственник не подчиняется никому, кроме установленных рыночных законов. Здесь свобода зависит только от воли частного собственника: он самостоятельно выбирает вариант поведения на рынке с целью удовлетворения своего интереса и, прежде всего, сам решает - реализовывать или не реализовывать предоставленную ему законом возможность. В то же время свободу общедозволительного порядка нельзя считать равносильной произволу с его стороны, поскольку произволу должны препятствовать объективно существующие экономические законы, которым общество естественно безоговорочно должно следовать в меняющихся условиях хозяйствования.
Отсюда следует, что установленные пределы, запреты, ограничения, дозволения и позитивные обязывания определяют в меняющейся среде хозяйствования фактическую зону возможного, в которой происходит реализация функциональной и организационной структурами действий над объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ.
Пусть в рамках предложенного инновационного подхода к замкнутому управлению (распоряжению) объектами публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ проблема перехода к публичной собственности в рамках ст. 244 ГК РФ решена и пусть также в рамках перспективной стратегии и тактики управления (распоряжения) объектами публичной собственности, находящимися на территории РФ и за рубежом, а также объектами частной собственности с их «социальным фактором» достигнуты оптимальные пропорции между ними, обеспечивающие максимальное наполнение бюджета РФ. Тогда можно предположить, что дополнительную максимизацию наполнения
бюджета РФ можно обеспечить также и за счет возмездного предоставления возможности использовать объекты публичного пользования федеральной собственности в субъекте РФ - социально-культурно-бытового назначения, историко-культурного назначения и природного наследия иностранным государствам, их гражданам, а также лицам без гражданства.
Таким образом, при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования режим пользования объектами федеральной собственности в субъекте РФ представляет собой в рамках соответствующих пределов, запретов, ограничений, дозволений и позитивных обязываний
установленный порядок, включающий самоуправление сохранностью объектов «публичного пользования», процесс взаимодействия сособ-ственников объектов «публичного пользования», процесс взаимодействия субъектов публичных отношений, которые должны быть лишены права одновременно выступать и в роли субъектов частных отношений, и обеспечивающий при оптимальном сочетании частной и публичной собственности, максимизирующей наполнение бюджета РФ, получение полезных свойств гражданами РФ и систематическое дополнительное получение прибыли за счет иностранных государств, их граждан, а также лиц без гражданства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев, А.Н. Системность и общество [Текст] / А.Н. Афанасьев. - М., 1980.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - В 4-х т. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - Т. 3. - 576 с.
3. Домаков, В.В. Публичная собственность - способ решения национального вопроса [Текст] / В.В. До-маков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. - № 1. - С. 1-21.
4. Домаков, В.В. Закономерность изменения эффективности жизнедеятельности общества в условиях вариации среды хозяйствования [Текст] : диплом № 33-8 на открытие: рег. № 445 / В.В. Домаков, В.П. Чернолес. -М., 2007.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Текст] / руководитель авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. О.Н. Садиков. - М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ; Инфра-М, 1997. - XXII. - 778 с.