© Е.Ю. Жидкова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК: 378.016:51
ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ В КОНФЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
М.А. Гусева, И.К. Кондаурова. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Саратов, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье приводятся ведущие принципы построения новой модели педагогического образования в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, разработанные на данный момент. Авторы анализируют основные нормативно-правовые документы, определяющие будущее системы подготовки педагогов, в контексте деятельностного подхода к образованию. Требования профессионального стандарта педагога, вступающего в силу с 1 января 2015 года, определяют ближайшее будущее не только профессионального образования педагогов, но и их профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. Исследовательская деятельность, как один из ключевых видов деятельности, к которым готовятся выпускники бакалавриата, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование», рассматривается авторами как важный элемент новой модели педагогического образования. Перспективы организации этой деятельности представляются основанными, в первую очередь, на ключевых компетенциях и трудовых функциях, связанных с исследовательской деятельностью педагогов-математиков.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, ФГОС 3+, модернизация педагогического образования, исследовательская деятельность, педагог-математик.
Проект модернизации педагогического образования и Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы положили начало глобальной реформе в отечественной системе образования, в рамках которой Министерством образования и науки Российской Федерации был дан старт реализации проектов по разработке модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В настоящее время в проекте задействовано около двадцати российских вузов в качестве вузов-участников и вузов-соискателей, на базе которых ведутся инновационные разработки для программ подготовки педагогов.
Нормативно-правовую базу изменений в педагогическом образовании обеспечивают профессиональный стандарт педагога, проекты ФГОС ВПО 3+ и ФГОС соответствующего уровня образования. Связующим звеном между этими документами выступают компетенции ФГОС ВПО 3+, которые реализуют требования профессионального стандарта педагога и ФГОС соответствующего уровня образования [5].
Перестройка системы высшего профессионального образования направлена на повышение качества образования студентов - будущих педагогов через усиление эффективности вузов и реализацию программ подготовки, адаптированных под требования современной школы. Это предполагает изменение содержания и технологий профессиональной подготовки, направленность на овладение не только знаниями, умениями и навыками; компетенциями (традиционный и компетентностный походы), но и трудовыми функциями (профессиональными действиями), обеспечивая тем самым реализацию профессионального стандарта педагога [3].
В основу грядущих изменений положен рефлексивно-деятельностный подход, где ориентиром выступает будущая профессиональная деятельность педагогов, и возрастает роль «деятельностного погружения в практику». Одним из тезисов, лежащих в основаниях модернизации содержания и формы организации педагогического образования на принципах максимальной практической ориентации, сформулированных Булин-Соколовой Е. И., Обуховым А. С., Семеновым А. Л. является по-
строение образовательной траектории студента на основе трех базовых видов деятельности, направленных на профессиональное становление:
(1) Учение (освоение культурных образцов, существующих знаний, концептуальных позиций, выступающих основой для выстраивания основания практических действий и рефлексии профессиональной деятельности).
(2) Практика (приобретение навыков, способов деятельности в непосредственной профессиональной реальности).
(3) Исследование (выход на субъектную позицию по отношению к действительности, что позволит адекватно и эффективно действовать с ситуации постоянных изменений и неопределенности) [1, с. 221].
Исследование и исследовательская деятельность приобретают все большую значимость в контексте образовательных реформ и «педагогики открытия нового». В условиях быстрого устаревания информации в современном мире от педагога требуются быстрая адаптация под изменяющиеся условия, а, следовательно, наличие, как универсальных навыков, так и способности к расширению профессиональных возможностей и освоению новых форм профессиональной деятельности. Использование теоретических знаний для решения прикладных профессиональных задач, активные формы получения знаний - то, что будет динамично применяться при подготовке педагогов в новой образовательной системе.
Научный руководитель Ресурсного центра проектов Марголис А.А., поддерживая переход к модульному принципу формирования педагогических программ в процессе модернизации, выделяет в качестве одного из этапов изучения учебного модуля психолого-педагогическое исследование, направленное на анализ причин и проблем в реализации профессионального действия, определяя его как «вид психолого-педагогического исследования, направленного не столько на получение новых научных данных (академическое исследование), сколько на решение конкретной педагогической проблемы в классе, развитие профессиональных действий и самой профессиональной деятельности педагога» [2, с. 4]. Суть данного этапа, согласно автору, заключается в анализе эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий с помощью мини-исследований, что является новым видом исследовательской деятельности студентов, встроенным в обучение уже на уровне образовательной программы.
Проектируемая модель профессионального образования Российской Федерации несет в себе принципиальной новую систему организации подготовки педагогов, ориентированную на две различные модели подготовки специалистов: прикладной бакалавриат, выпускник которого должен приобрести определенную квалификацию, и академический бакалавриат, по окончании которого выпускник должен получить академическую степень. Проследим линию исследовательской деятельности в нормативных документах, определяющих будущее педагогического образования.
Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата) четко определяет виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр». Исследовательская деятельность включена в оба перечня [4].
ФГОС 3+ также определяет список профессиональных задач, к решению которых готовится выпускник. Согласно актуальной версии документа, «академический бакалавр» должен быть готов к решению следующих задач в области исследовательской деятельности:
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования [4].
Нормативный документ определяет задачей «прикладного бакалавра» в области исследовательской деятельности постановку и решение исследовательских задач в области науки и образования, что говорит о возрастании роли исследовательской деятельности в педагогическом образовании.
В проекте ФГОС 3+ выделены соответствующие компетенции «академического бакалавра»:
- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11),
- способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
и «прикладного бакалавра»:
- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7) [4].
Разделение компетенций отражает два вида трудовых действий педагога в современной школе: организаторские и исполнительские. Функция педагога как организатора исследовательской деятельности, заключается в выявлении проблемы, которая определяет потребность в решении исследовательской задачи, определении цели исследования и способов ее достижения, доступных исполнителю. Организация исследования ложится на плечи педагога независимо от того, кто будет выступать исполнителем исследования - обучающиеся или он сам, это обусловлено дуализмом функций педагога-исследователя в образовательном пространстве школы. Собственно исследование осуществляется за счет исполнительских действий, в результате которых выдвигаются гипотезы, осуществляется поиск на основе сбора, обработки и анализа информации, проводится экспериментальная работа, получаются и оцениваются результаты, происходит рефлексия.
Как видно из приведенных списков компетенций, компетенции бакалавров в области исследовательской деятельности находятся в различных группах. Для «академического бакалавра» они являются частью профессиональных компетенций (ПК), тогда как для «прикладного бакалавра» входят в группу профессионально-прикладных компетенций (ППК). Это связано с дифференциацией доли исследовательской деятельности как вида профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, и уровнем сформированности компетенций, задаваемых стандартом нового поколения.
В профессиональном стандарте педагога находим трудовые функции, в которых есть непосредственное упоминание об исследовательской деятельности педагога [3]:
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, где в числе необходимых умений значится «организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую»;
B/04.6 Модуль «Предметное обучение. Математика» содержит в качестве одной из трудовых функций «содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических конференциях», а в числе необходимых умений - «организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях».
Связь с исследовательской деятельностью не ограничивается её упоминанием в описании трудовых функций, поскольку в исследовательской деятельности педагогов формируются многие умения, необходимые для выполнения не перечисленных здесь трудовых функций. Исследовательская деятельность встраивается во многие другие виды профессиональной деятельности, обеспечивая ту основу, которая необходима для расширения профессиональных возможностей.
Таким образом, исследовательская деятельность становится одним из ведущих видов профессиональной деятельности будущих педагогов, в том числе и педагогов-математиков, что подтверждается нормативным закреплением в федеральном образовательном стандарте третьего поколения. Организация исследовательской деятельности будущих бакалавров, обучающихся по педагогическому направлению, в новой образовательной системе в независимости от типа бакалавриата будет направлена на формирование исследовательских компетенций, выступающих объединяющим звеном между теорией, практикой и наукой. Она определяет не только профессиональное будущее бакалавров как педагогов-исследователей, но и организацию педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, где они в последующем будут работать, и непосредственно связана с трудовыми функциями педагогов-математиков в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Литература
1. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 207-225.
2. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая
наука и образование. - 2014. - № 1. Режим доступа: http://psyedu.rU/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 30.11.2014).
3. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 30.11.2014).
4. Проект ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, уровень высшего образования: бакалавриат. Режим доступа:
http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/44.03.01_pedagogichesko e_obrazovanie.pdf (дата обращения: 30.11.2014).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - математическое образование, квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 30.11.2014).
Guseva М.А., 1.К. Perspektivy organizacii issledovateГskoj
dejatel'nosti budushhih pedagogov-matematikov V kontekste realizacii ^Ью-уапу ргоТезвюпаГподо з1аг^а|1а pedagoga/M.A. Сиэеуа, 1.К. Kondaurova II Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 89-85.
© М.А. Гусева, И.К. Кондаурова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —