Научная статья на тему 'Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей'

Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING / APPLIED BACHELOR DEGREE / FUTURE TEACHERS / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

Один из ключевых элементов проекта Концепции поддержки развития педагогического образования предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата», что делает актуальным изучение перспектив организации профессиональной подготовки будущих учителей в условиях прикладного бакалавриата. В статье рассмотрен опыт проектирования основной образовательной программы подготовки будущих прикладных бакалавров-педагогов по профилю «Математическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF ORGANIZING PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

One of the key elements of the draft Concept of support of development of pedagogical education to prepare future teachers on the principles of applied baccalaureate that makes it relevant to the study of the organization of professional training of future teachers in the conditions of the applied baccalaureate. The article describes the experience of designing of the basic educational program for applied training of future bachelors-teachers in «Math education».

Текст научной работы на тему «Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей»

экономические Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева

науки СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ...

determine the starting opportunities of man. In the process of socialization of young people assimilate existing patterns of behavior, including monetary. However, the old values, norms, existing patterns of behavior, the motives of the population are no longer applicable to the new conditions. The youth is in an environment where you need to develop new models of monetary behavior, otherwise they may face difficulties in the integration of socio-economic relations, the youth is in the process of professional self-determination, especially when you need to successfully engage in the economic process. Thus, in modern conditions to study the behavior of monetary and financial practices of particular relevance theoretical and empirical interest. Review of the functioning of money in society and their place in the system of social values, especially cash crops is a priority for the sociological study of money.

Keywords: behavior, youth, money, town, city, area, terrain model, adaptation, consciousness, market reforms, personality.

УДК 378.14

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2015

И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания

Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация. Один из ключевых элементов проекта Концепции поддержки развития педагогического образования - предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата», что делает актуальным изучение перспектив организации профессиональной подготовки будущих учителей в условиях прикладного бакалавриата. В статье рассмотрен опыт проектирования основной образовательной программы подготовки будущих прикладных бакалавров-педагогов по профилю «Математическое образование».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, прикладной бакалавриат, будущие учителя, профессиональная деятельность.

В январе 2014 года Министерство образования и науки РФ представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Одним из ключевых элементов Концепции является предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата». В этой связи представляется актуальным изучение перспектив организации профессиональной подготовки будущих учителей в условиях прикладного бакалавриата.

Проектирование основной образовательной программы подготовки прикладных бакалавров по профилю «Математическое образование» для педагогов-математиков (далее - ООП) мы проводили, опираясь на требования проекта федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (далее - ФГОС 3+). Также, мы учитывали тот факт, что программы подготовки будущих учителей должны быть приведены в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт педагога) [1], вступающего в силу с 1 января 2016 года, согласно которому, наши выпускники должны быть в полной мере готовы к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием указанных в нем трудовых функций. Кроме того, 24 декабря 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации [2], где одним из основных факторов, обеспечивающих качество математического образования, был обозначен педагог-математик, соответственно, были сформулированы и требования к современному педагогу-математику.

Разрабатывая ООП, мы не могли не учесть опыт кафедры математики и методики ее преподавания и сложившиеся на механико-математическом факультете традиции по подготовке учителей, которая выстроена у нас как университетский период становления профессиональной биографии будущего педагога от момента вхождения в профессионально-образовательное пространство до момента вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность.

Также мы опирались на мнение потенциальных работодателей, которые считают наиболее дефицитными, максимально востребованными на сегодняшний день коммуникативные, проектные, исследовательские

и педагогические компетенции выпускников.

В проекте ФГОС 3+ выделены три вида профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники программ прикладного бакалавриата: педагогическая, исследовательская и культурно-просветительская. Для профиля

«Математическое образование» мы выбрали педагогический вид профессиональной деятельности. В соответствии с этим видом деятельности, будущие педагоги должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

- осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач в профессиональной деятельности;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

Подготовка будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата» предполагает усиление ее практической направленности за счет замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент, и, как следствие, насыщение учебных планов подготовки прикладных бакалавров разветвленной системой профессионально-ориентированных практик.

Учебным управлением университета был подготовлен шаблон рабочего учебного плана, в котором был прописан ряд обязательных к изучению предметов (философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура, педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология, гигиена, культура устной и письменной речи учителя, основы правовых знаний, информационные технологии в педагогическом образовании и некоторые др.) и указана система практик (две учебные (предметная и психолого-

И.К. Кондаурова

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...

экономические науки

педагогическая) и четыре производственные (летняя педагогическая, первая и вторая педагогическая и преддипломная)).

Далее перед нами встал вопрос о дальнейшем содержательном наполнении рабочего учебного плана. С одной стороны, было необходимо учесть все требования проекта стандарта ФГОС 3+, других нормативных документов. С другой стороны, перед нами в полный рост встали проблемы, которые накопились у нас за четыре года реализации ООП универсального бакалавриата.

Прежде всего, скажем несколько слов о наших абитуриентах. В позапрошлом году конкурс на профиль «Математическое образование» составил пять, в прошлом - десять, а в этом году - семь человек на одно бюджетное место. Это хорошие показатели. При этом, мы, конечно, прекрасно понимаем, что выбор педагогического направления подготовки, который делает абитуриент, далеко не всегда является обязательным свидетельством его желания и внутренней готовности стать в итоге учителем. Так, при общем положительном отношении к педагогической деятельности (90% будущих педагогов-первокурсников нашего факультета ответили, что они любят работать с детьми) только 17% уверены в том, что преподавательская деятельность будет их профессией на всю жизнь. Но и те, кто осознанно выбирает педагогическое направление, часто представляют себе его сущность достаточно смутно. Поэтому для решения этой «мотивационно-адаптационной» проблемы процесс взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде университета нам приходится начинать с адаптационных профессионально ориентированных курсов (в универсальном бакалавриате это были «Введение в систему математического образования России» и «Введение в математику и информатику», для будущих прикладных бакалавров это будут модули с аналогичными названиями в структуре дисциплин «Методика обучения и воспитания математике» и «Элементарная математика»).

Далее предметная составляющая. Разрабатывая ее содержание для будущих прикладных бакалавров, мы учли не только региональный опыт, но и результаты проведенного несколько лет назад международного исследования по изучению различных систем высшего педагогического образования в области математики и оценке качества подготовки будущих учителей математики средней школы - TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics). Всего в нашей стране в исследовании приняли участие около 4,5 тысяч будущих учителей.

Математическая часть теста включала задания, оценивающие владение основными компонентами содержания высшей математики, которые составляют теоретические основы школьного курса, а также собственно школьной математики. При выполнении заданий требовалось продемонстрировать как фактические знания, применяя их для решения поставленных проблем, так и логические рассуждения. Результаты тестирования были достаточно приличные: 89% будущих наших учителей достигли или превысили базовый уровень профессиональной компетенции по математике, позволяющий преподавать ее в средней школе. Лучшие результаты показали только студенты Тайваня.

Анализ качественных результатов этого исследования показал, что будущие российские учителя достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания, но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной математической проблемы [3].

Именно на этот факт мы обратили внимание,

проектируя содержание предметного компонента для будущих прикладных бакалавров, в программе подготовки которых априори предполагается превалирование методической составляющей за счет сокращения его исследовательско-предметной части. Между тем, для учителя глубокое владение содержанием своего предмета - одна из самых необходимых компетенций. Причем важно знать не только основы преподаваемой области научного знания, но и ее современное состояние. Ко всему сказанному следует добавить уже констатированный во многих исследованиях факт снижения предметной грамотности нынешних бакалавров по сравнению со специалистами.

Решение этой серьезной проблемы мы видим, во-первых, в увеличении количества часов, выделяемых на предметную подготовку. В рабочем учебном плане прикладного бакалавриата появились, по крайней мере, две новые дисциплины, касающиеся высшей математики. Было также увеличено количество часов, отведенных на элементарную математику. В универсальном бакалавриате она изучалась 4 семестра. В прикладном бакалавриате мы планируем ее изучать уже 7 семестров. То есть практически в течение всего периода обучения в вузе будущий бакалавр будет совершенствовать свою предметную компетентность. В рабочую программу дисциплины будут добавлены разделы, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Кроме того, одна из учебных практик в прикладном бакалавриате будет посвящена предметному мини-исследованию интересующей студента темы школьного курса математики.

Методическая часть подготовки в прикладном бакалавриате будет представлена дисциплинами: «Методика обучения и воспитания математике»; «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями»; «Дополнительное математическое образование школьников»;

«Проектирование и применение электронных образовательных ресурсов по математике» и некоторыми другими дисциплинами. Перечень дисциплин методической составляющей подготовки хорошо проработан, содержание дисциплин тесно увязано между собой. Преподавателями кафедры подготовлено большое количество средств обучения, в том числе электронных образовательных ресурсов. И если к перечню методических дисциплин претензий нет, то есть большие вопросы по содержательному наполнению дисциплин, которое должно быть изменено в соответствии с требованиями Профстандарта педагога. Теперь наша задача - не только давать знания, умения, навыки, формировать и развивать компетенции. Но и обучать сложным по своему составу трудовым действиям, прописанным в Профстандарте педагога. И это очень серьезная, на наш взгляд, задача - проблема приведения содержания учебных дисциплин в соответствие с требованиями Профстандарта педагога.

И далее, вытекающая из предыдущей, проблема изменения организации учебной деятельности студентов по освоению учебного содержания методических дисциплин. Изучение теории, связанной с освоением профессиональной деятельности, не может проходить в «не-деятельностной» форме. Нужно максимально уходить от тотального «говорения». На лекции задача преподавателя - обозначить методологический взгляд на изучаемое содержание, необходимое для освоения формируемого трудового действия. Дальше это теоретическое содержание должно по максимуму осваиваться посредством самостоятельной и групповой работы студентов под руководством преподавателя. Затем - отработка конкретных способов реализации осваиваемых трудовых действий в условиях специально-организованной учебно-лабораторной среды (на практических и лабораторных занятиях).

экономические науки

И.К. Кондаурова

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...

Понятно, что освоить трудовые действия исключительно в университетской аудитории невозможно. Поэтому в прикладном бакалавриате изучение теории и ее первичная практическая отработка дополняются существенной долей учебной и производственной практики, на которой будет проводиться апробация формируемых трудовых действий в условиях реальной образовательной организации [4].

В настоящее время у нас сложился такой своеобразный, специфический ландшафт практики, который состоит из школ, способных предоставить нашим студентам возможность не только провести пробные уроки и внеурочные мероприятия, но и познакомить их с передовым педагогическим опытом эффективно работающих учителей математики. Школа, с этой точки зрения, до настоящего времени выступала как место иллюстрации знаний, умений, навыков, компетенций, сформированных в теории в университете. Теперь же мы должны посмотреть на школу как на источник образцов тех трудовых действий и функций, которые должны быть сформированы у будущего педагога в соответствии с Профстандартом педагога. И это следующая крайне важная задача - отобрать школы-партнеры, владеющие необходимым кадровым потенциалом.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организации научно-исследовательской работы студентов, которая выстраивается у нас на факультете посредством выполнения системы усложняющихся исследовательских заданий научно-методического характера: реферативных, курсовых, выпускных работ, путем проектирования авторской системы методической деятельности. А сбор необходимого эмпирического материала выступает предметом учебного содержания одной или нескольких практик.

Для того чтобы познакомить будущих педагогов-математиков с основами методологии и методики научного исследования, в учебном плане их подготовки есть дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области математического образования».

Ежегодно мы проводим студенческие научные конференции. Практикуем совместное со студентами написание статей. Лучшие методические работы

THE PROSPECTS OF ORGANIZING PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

© 2015

I. K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching

Saratov State University, Saratov (Russia)

студентов публикуются в межвузовском сборнике научных трудов «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки», который ежегодно выпускается кафедрой математики и методики ее преподавания с 2003 года. Еще одним направлением научно-исследовательской работы со студентами можно считать работу кафедрального научно-методического семинара. Будущие педагоги регулярно принимают участие в работе Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, других конференций, различных конкурсах, фестивалях, в том числе организуемых газетой «Первое сентября».

Подобную практику организации научно-исследовательской работы студентов, положительно зарекомендовавшую себя в предыдущие годы, мы будем пролонгировать и в условиях прикладного бакалавриата. Однако более пристальное внимание следует обратить на усиление ее профессионально ориентированного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г. Регистрационный № 30550) // Российская газета. 18 декабря 2013 г. № 285.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «О Концепции развития математического образования в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 13 января 2014, №2 2, ст. 148.

3. Денищева Л.О., Ковалева Г.С., Шевелева Н.В. Готовы ли будущие учителя математики к ее преподаванию? // Математика в школе. 2011. № 7. С. 64-73.

4. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков, обучающихся по программам бакалавриата с присвоением квалификации «Прикладной бакалавр» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Том 15. Вып. 2. С. 87-91.

Abstract. One of the key elements of the draft Concept of support of development of pedagogical education - to prepare future teachers on the principles of applied baccalaureate that makes it relevant to the study of the organization of professional training of future teachers in the conditions of the applied baccalaureate. The article describes the experience of designing of the basic educational program for applied training of future bachelors-teachers in «Math education».

Keywords: professional training, applied bachelor degree, future teachers, professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.