Н.В.Янковская
Перспективы организации грузовой работы в зависимости от величины городов
На станциях сети железных дорог в последние годы увеличиваются объемы погрузки и выгрузки вагонов, При этом в наибольшей степени возросли объемы выгрузки в крупнейших городах, а также погрузки в пунктах добычи полезных ископаемых крупных месторождений (нефти, угля, руды), Изменившиеся условия потребовали значительных капитальных затрат, связанных с пропуском поездов, организацией погрузки и выгрузки повышенного количества вагонов в крупных городах. Для перспективного роста объемов грузовой работы при ограниченном техническом оснащении станций и подъездных путей увеличились затраты, связанные с повышенным простоем вагонов под грузовыми операциями, а также маневровой работы. Поэтому существующая тенденция дальнейшего роста среднего веса грузовых поездов на железнодорожных линиях страны будет вызывать крупные потери, связанные с пропуском поездов и организацией выгрузки в крупнейших городах.
Для принятия рациональных перспективных решений в области эксплуатации магистральных железнодорожных линий, при выборе весовых норм грузовых поездов следует учитывать, что большая часть существующих станций была построена несколько десятилетий назад, когда города имели малую численность населения, а станции с короткими путями были размещены за окраинами их застроенной территории.
В то же время в связи с быстрым ростом численности населения самых крупных городов в последние десятилетия значительно увеличилась их территория. При этом существенно возросла дальность деловых поездок пассажиров внутри самых крупных городов в застроенной местности. Для повышенного парка автомобилей резко возросли задержки подвижных единиц на пересечениях магистральных улиц в самых крупных городах. В результате электрификации железнодорожных линий резко возросла величина капитальных затрат, связанных с реконструкцией станций, в случае проведения реконструктивных мероприятий по удлинению на них приемоотправочных путей с целью дальнейшего повышения среднего веса грузовых поездов,
Крупные грузовые станции, ранее расположенные на окраинах городов в незастроенной местности, в настоящее время оказались в центральной части наиболее крупных городов. Подача и уборка вагонов для подъездных путей оказалась связана с пересечением главных путей городских магистральных улиц. В изменившихся условиях движения маневровых составов с большими группами вагонов, особенно в дневное время, стали
вызывать крупные потери от сбоев в движении городского магистрального транспорта.
В создавшейся ситуации систематического повышения веса грузовых поездов возникли значительные потери, связанные с выполнением маневровой работы по обеспечению подачи и уборки вагонов при маневровых передвижениях в застроенной территории части городов, Возросли затраты, связанные как с размещением крупных станций в пределах городов, так и необходимые капитальные вложения, связанные с усилением технического оснащения устройств станций и подъездных путей в случае дальнейшего увеличения количества путей и их длины.
Кроме того, в случае повышения веса формируемых грузовых поездов в дальнейшем будет возрастать простой вагонов во всех районах работы станций. Так, увеличивается простой вагонов при подаче больших групп непосредственно под погрузкой и выгрузкой на грузовых фронтах. Вызвано это тем, что при наличии механизации выгрузка обычно осуществляется только из одного вагона. Остальные вагоны простаивают на грузовых фронтах в ожидании выполнения технологических операций. При ограничениях в территориях и недостаточной пропускной и перерабатывающей способности районов работы станций возрастают простои вагонов в ожидании всех технологических операций работы станций. Вызвано это тем, что при больших группах возрастает темп прибытия вагонов под грузовые операции.
Увеличение простоя вагонов на грузовых станциях вызывает также дополнительные задержки прибывающих грузовых поездов большого веса или длины как на прилегающих участках, так и в ожидании отправления. Повышенный парк вагонов грузовых станций, особенно в центральной части крупных городов, имеет дефицитную дополнительную территорию вследствие необходимости в развитии технических средств транспорта в черте самых крупных городов. Большая территория для устройств железнодорожного транспорта в дальнейшем в еще большей степени усугубляет положение и вызывает увеличение транспортных эксплуатационных расходов самых крупных городов.
С целью сокращения суммарных транспортных расходов, связанных с обслуживанием предприятий по погрузке и выгрузке вагонов, необходима разработка новой технологии эксплуатационной работы крупных грузовых станций, расположенных в черте крупных городов.
Более совершенная технология работы отдельных районов крупных грузовых станций должна облегчать эксплуатационную работу крупных городов. Новая техно-
6 ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (30) 2007
логия должна обеспечивать сокращение времени простоя вагонов на станциях, уменьшение задержек грузовых поездов из-за неприема в условиях неравномерности движения. Для перспективы необходимо за пределы городов выносить технологические операции, которые возможно осуществлять с поездами и вагонами в сельской местности с незастроенной территорией.
Грузовая работа и продолжительность выполнения технологических операций по обеспечению подачи и уборки вагонов, расстановке вагонов на подъездных путях, а также непосредственно по их погрузке и выгрузке в значительной степени зависит от веса или длины формируемых местных грузовых поездов, следуемых по магистральным железнодорожным линиям. Так, с увеличением количества вагонов в местных поездах возрастает число групп вагонов, а также число подъездных путей, для которых будут направляться вагоны для подачи под грузовые операции. При этом на каждый подъездной путь будет направляться большое количество вагонов в подаваемых или убираемых группах. Поэтому с увеличением числа вагонов в составах будет значительно возрастать время на расформирование для повышенного количества вагонов в составе. Увеличивается продолжительность каждой подачи и уборки вагонов, а также последующей их расстановки на подъездных путях. Все это значительно увеличивает как простой вагонов, так и увеличение потребности в путевом развитии грузовых станций, расположенных в черте крупных городов.
В создавшихся условиях, с целью дальнейшего улучшения эксплуатационной работы грузовых станций в черте самых крупных городов, становится необходимым осуществлять движение на прилегающих участках местных грузовых поездов меньшим числом вагонов в составах, но более регулярно. При этом значительное сокращение простоя вагонов в целом на станциях и подъездных путях за счет сокращения их протяженности облегчит транспортное обслуживание самых крупных городов, особенно в условиях предстоящей перспективы.
На характер эксплуатационной работы магистральных железнодорожных линий при пропуске грузовых поездов повышенного веса или длины существенное влияние оказывает потребное число приемоотправочных путей различной протяженности как на участковых, так и на промежуточных станциях участков. При этом, в существующих условиях дальнейшего повышения среднего веса грузовых поездов на магистральных линиях основной упор направлен на удлинение приемоотправочных путей участковых станций, расположенных преимущественно в городах с большим населением, а также в застроенной местности. В то же время на всех участках на промежуточных станциях отсутствуют удлиненные пути
для осуществления обгона длинносоставных порожних поездов пассажирскими. Поэтому имеющаяся в настоящее время система систематического повышения веса грузовых поездов вызывает значительный рост простоя грузовых поездов на участковых станциях и приводит к крупным капитальным затратам в удлинение станционных путей в сложной застроенной местности.
В целом для сокращения суммарных затрат удлинение приемоотправочных путей, с целью обеспечения пропуска грузовых поездов повышенной длины, необходимо, в первую очередь, осуществлять на промежуточных станциях, расположенных в сельской незастроенной местности на территории с легкими условиями плана и местности (без выемок и насыпи). Такая система позволяет значительно сокращать суммарные затраты, связанные с пропуском грузовых поездов повышенного веса или длины при одновременном сокращении затрат, связанных с реконструкцией технических устройств и простоем вагонов на станциях, расположенных в самых крупных городах.
Аналогичное положение складывается и с дальнейшим повышением среднего веса грузовых поездов на магистральных железнодорожных линиях. Становится необходимым по станционным путям организовывать удлинение путей в первую очередь на станциях с самым легким профилем пути или по малым промежуточным станциям с меньшей стоимостью удлинения станционных путей.
В дальнейшем планируется удлинять приемоотпра-вочные пути только в сельской местности с малыми затратами в удлинение приемоотправочных путей. Это позволит организовать более совершенную технологию эксплуатационной работы железнодорожного транспорта с учетом характера организации местной работы, осуществляемой на грузовых станциях самых крупных городов.
Библиографический список
1. Аксененко Н.Е., Дмитренко A.B., Милованов А.И., По-здеев В.Н. Перспективы развития транспорта на переходе к рынку II Ж.-д. транспорт,-1993. - №2.
2. Грунтов П. С. и др. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1994. - 542 с.
3. Янковская Н. В. Влияние вождения длинносоставных грузовых поездов на провозную способность двухпутных линий II Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе: тезисы научно-практической конференции. -Новосибирск: СГУПС, 2001. -С 118-119.
Статья принята к публикации 11.04.07
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (30) 2007
7