Научная статья на тему 'Перспективы научно-популярного телевидения в условиях развития информационных технологий'

Перспективы научно-популярного телевидения в условиях развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
503
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕЛЕПРОЕКТОВ / PICTORIAL EFFECTS IN SCIENCE TV PROJECTS / КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / VIDEOGRAPHIC ANIMATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERACTIVE COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Константинова Е.Г.

Научно-популярное телевидение на протяжении всей своей истории развивалось в тесной связи с технологической эволюцией: благодаря техническим инновациям появлялись специальные виды съемки, расширялся спектр средств выразительности, используемых при создании научно-популярных проектов. Статья посвящена перспективам научно-популярного телевидения, ход развития которого будет обусловлен дальнейшим совершенствованием технологий, открывающим перед производителями научно-популярных телепроектов многообразие творческих возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Popular Science TV with the Development of Communication Technologies

The development of popular science television over the course of its history was connected with the evolution of technologies; due to the technical innovations different types of shooting arised, the spectrum of pictorial effects widened. The article deals with the prospects of science TV: technological advancement will hold particular promise for the further progress of popularization of science on television and provide a great number of opportunities for the creative work of filmand program-makers.

Текст научной работы на тему «Перспективы научно-популярного телевидения в условиях развития информационных технологий»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 2

Е.Г. Константинова, соискатель кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО

ТЕЛЕВИДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Научно-популярное телевидение на протяжении всей своей истории развивалось в тесной связи с технологической эволюцией: благодаря техническим инновациям появлялись специальные виды съемки, расширялся спектр средств выразительности, используемых при создании научно-популярных проектов. Статья посвящена перспективам научно-популярного телевидения, ход развития которого будет обусловлен дальнейшим совершенствованием технологий, открывающим перед производителями научно-популярных телепроектов многообразие творческих возможностей.

Ключевые слова: развитие информационных технологий, средства выразительности научно--популярных телепроектов, компьютерная мультипликация, интерактивная коммуникация.

The development of popular science television over the course of its history was connected with the evolution of technologies; due to the technical innovations different types of shooting arised, the spectrum of pictorial effects widened. The article deals with the prospects of science TV: technological advancement will hold particular promise for the further progress of popularization of science on television and provide a great number of opportunities for the creative work of film- and program-makers.

Key words: information and communication technologies, pictorial effects in science TV projects, videographic animation, interactive communications.

Современные технологии как фактор формирования

новой эстетики научно-популярного телевидения

Современное технологическое развитие лежит в основе нового подхода к созданию видеоряда научно-популярных телевизионных проектов, открывает мастерам популяризации науки широкие возможности использования визуальных спецэффектов, что подтверждает слова выдающегося практика и теоретика тележурналистики В.В. Егорова, возглавлявшего с 1977 по 1988 г. Главную редакцию учебного и научно-популярного телевидения: «Сегодня изображение подвластно любой трансформации, и появление средств мультимедиа стало предвестником создания новых эстетических возможностей в самом недалеком будущем»1. Последнее десятилетие можно смело обозначить как начало новой вехи в истории научно-

1 Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004. С. 199.

популярного направления на телевидении, когда в основу наиболее известных и успешных научно-популярных проектов ложится синтез реалистической и виртуальной составляющих. Сочетание воспоминаний очевидцев и кинохроники с образами, созданными благодаря возможностям компьютерной графики и анимации, позволяет авторам добиться зрелищности — основного средства привлечения зрителя и удержания аудитории у экрана, — при этом их работы не теряют достоверности и сохраняют статус документалистики.

Являясь одним из наиболее ярких средств выразительности и единственным способом изображения объектов интеллектуального происхождения, обладая иллюстративным и популяризаторским характером, научно-художественная мультипликация активно использовалась мастерами советской документалистики. Накопленный ими опыт нашел выражение в научно-популярных фильмах, исследовавших проблемы космологии, геометрии, квантовой и волновой механики и других наук: «Пространство, Вселенная и человеческая мысль» (реж. В. Миллиоти, 1968), «Кванты против Ньютона» (реж. Л. Владимирова, Б. Шейнин, 1972), «Геометрические фантазии» (реж. С. Валов, 1979)2. Развитие современной мировой науки способно предоставить не менее интересный материал для создания передач и фильмов с использованием мультипликации, на смену которой сегодня приходят компьютерная трехмерная анимация и компьютерная научная реконструкция, рождая новые эстетические принципы научно-популярного телевидения и кино.

Цифровые технологии сегодня сделали возможным яркое отображение масштабных исследований в области астрономии (например, в области изучения Млечного Пути и иных галактик, а также Солнечной системы), биологии (в частности, исследование человеческого тела и физиологических процессов, в нем протекающих, с детальным отображением процесса увядания нервных клеток, движения эритроцитов по артериям и венам, оплодотворения яйцеклетки, восстановлением моделей человеческих органов и скелета), всемирной истории искусств (например, отражение хода истории архитектуры и градостроительства при последовательном восстановлении строений крупнейших городов мира). Таким образом, виртуальная реальность на экране сегодня вплетается в ткань физической, раскрывая перед зрителем новые миры, расширяя его мировоззрение и меняя восприятие окружающей действительности. Возможности компьютерной анимации практи-

2 Евтеева И. Мультипликация в научно-популярном фильме // Научно-популярное кино: Проблемы. Размышления. Споры / Под ред. Н.Б. Вольман, И.В. Сэп-ман. С. 88.

7 ВМУ, журналистика, № 2

97

чески безграничны: она позволяет воссоздать на экране уникальные явления природы, недоступные для съемок, например торнадо, цунами, извержения вулканов; наглядно и детально изобразить строение Солнца, черных дыр, путей комет, космических облаков, в которых конденсируются новые планеты и звезды; образно воспроизвести абстрактные конструкции, не имеющие прямых аналогов в физическом мире; воплотить на экране футурологические научные прогнозы. Наиболее яркие и известные мировые научно-популярные документальные фильмы, созданные на основе компьютерной анимации, — «Все о космосе» («The Complete Cosmos», «Йорк филмс» (York Films), 2000), «История одного города» («We Built This City», «Дискавери ченнел» (Discovery Channel), 2003), «Элегантная Вселенная» («The Elegant Universe», «Пи-би-эс НОВА» (PBS NOVA), 2003), «Монстр Млечного Пути» («Monster of the Milky Way», «Пи-би-эс Видео» (PBS Video), 2006), «Гибель Вселенной» («Death of the Universe», «Нейшенл джеогрэфик ченнел» (National Geographic Channel), 2007) — стали образцами современного мирового научно-популярного кино, отражающими новейший этап в истории его развития.

Российское телевидение перенимает успешный опыт зарубежных производителей научно-популярного кино и прежде всего компании Би-би-си (BBC), являющейся лидером в освоении новых технологий при создании проектов научной тематики. Одним из наиболее масштабных и зрелищных проектов последних лет стал высокобюджетный четырехсерийный документально-художественный научно-популярный фильм «Битва за космос» («Space Race», 2005), посвященный истории развития космонавтики и соревнованию супердержав — СССР и США, — один из немногих (на сегодняшний день) проектов отечественных кинопроизводителей, созданный с использованием компьютерной графики. Фильм стал ярким примером сотрудничества лидеров российской телеиндустрии с зарубежными коллегами: над его созданием работал Первый канал совместно с британской компанией Би-би-си, американским телеканалом «Нейшенл джеогрэфик ченнел» и немецким «Норддойче рундфунк» (NDR). Хотелось бы верить, что опыт проекта «Битва за космос» получит в ближайшее время продолжение на российском телевидении и обогатит научно-популярное направление на отечественном экране новыми идеями.

Вместе с тем современные компьютерные технологии и программы позволяют не только воспроизвести на экране объекты и явления неживой природы, но и получить реалистичные изображения персонажей. Трехмерное моделирование легло в основу трансформации давно используемого практиками научно-популярного телевидения жанра реконструкции событий прошлого.

Популярность жанра у мастеров научной популяризации объясняется его незаменимостью при воссоздании совершенных некогда научных открытий, отображении имевших место в прошлом исследовательских процессов, представлении зрителю различных научных гипотез, воплощение которых возможно в будущем. Вплоть до конца прошлого века мастера научно-популярного телевидения как в России, так и за рубежом имели в своем арсенале небольшой спектр методов восстановления событий: включение в фильм или передачу монологов ученых и иных очевидцев событий, демонстрацию черно-белых фотографий и кинохроники, воспроизведение реконструированных постановочных сцен. В случае отсутствия фото- и видеоматериалов, на которых запечатлены значимые научные события, драматические сцены с участием актеров до недавнего времени являлось основным методом воплощения исторических сюжетов на экране. В современной зарубежной и отечественной научно-популярной документалистике широкое распространение получает сочетание дорогостоящих инсценировок с детализированными компьютерными реконструкциями, на основе которых создаются научно-популярные проекты наиболее актуального познавательно-развлекательного формата на современном экране — документальные драмы.

Традиция компьютерной реконструкции событий прошлого берет свое начало с художественных фильмов Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» («Jurassic Park», 1993) и «Затерянный мир» («The Lost World», 1997), однако, по мнению зарубежных исследова-телей3, поворотным пунктом в истории научной документалистики стал сериал «Прогулки с динозаврами» («Walking With Dinosaurs», 1999), созданный Би-би-си с использованием уникальных визуальных спецэффектов. Проект, обозначенный рекламным слоганом как «самое увлекательное телевизионное шоу последних двухсот миллионов лет», стал классикой современного мирового научно-популярного телевидения. Герои сериала были воссозданы, главным образом, с помощью трехмерного компьютерного моделирования, а также посредством изготовления роботов-аниматроников — моделей динозавров нескольких видов в реальную величину. Их высокотехнологичное производство обошлось создателям сериала в 9,3 млн долл. США: модели издавали звуки и приводились в движение при использовании десятков компьютеров, их туловища, вес которых исчислялся в тоннах, содержали сотни метров кабелей, десятки автомобильных аккумуляторов и гидравлических моторов4. Зрелищность и обусловленный ею высокий уровень популярности

3 Dijck J. van. Picturizing Science // Science and the Power of TV / Ed. by J. Willems, W. Gopfert. Amsterdam, 2006. P. 48.

4 См.: Карташев Н. В Сиднее демонстрируют механических динозавров // Компьюлента (http://net.compulenta.ru/302862/).

сериала достигается за счет яркости образов героев, наделенных антропоморфными признаками и личностными чертами. Эстетическая традиция проекта получила продолжение в сериалах Би-би-си «Прогулки с чудовищами» («Walking With Beasts», 2001), «Прогулки с пещерным человеком» («Walking With Cavemen», 2003), «Прогулки с монстрами» («Walking With Monsters», 2005).

Таким образом, современная качественная научная реконструкция на экране требует тщательного изучения архивных материалов и хроники и сочетания постановочной съемки с компьютерной графикой высокого качества и аниматроникой на базе новейшей цифровой техники, однако опыт созданных на ее основе фильмов и программ показывает, что полученный результат может стать действительно впечатляющим, подобно невероятному успеху у зрителей научно-популярных сериалов «Прогулки с динозаврами» (рейтинг которого составил 51% у зрителей Великобритании)5 и «Битва за космос» (средняя доля которого составила более 27% зрителей Москвы и 25% аудитории страны, несмотря на показ в позднем прайм-тайме)6.

Рассмотрение перспектив производства телепроектов, основанных на компьютерной анимации, недостаточно широко используемой сегодня в современных передачах и фильмах научно-популярного направления, обращает нас к ключевым проблемам современного научно-популярного телевидения, заключающимся в недостатке финансовых ресурсов и дефиците профессионалов (в данном случае мастеров цифровой анимации, владеющих искусством отображения действительности посредством компьютерных технологий). Значительная стоимость научно-популярных проектов, в которых активно используется цифровая анимация, сложность проработки высокодетализированных изображений для соответствия современным требованиям качества, необходимость внедрения и развития системы подготовки квалифицированных кадров для работы в этой сфере сегодня позволяет говорить об этих проектах в будущем времени.

Однако возрождение научно-популярного направления на отечественном экране так или иначе будет способствовать освоению производителями проектов неизмеримых возможностей компьютерной анимации, в ходе которых им важно помнить, что эстетическая составляющая может являться залогом зрелищности научно-популярного фильма или программы, но при этом она не должна лишать их реалистичности и достоверности содержания.

5 См.: Фокс Д. Сериал длиной в 200 миллионов лет (http://www.era-tv.ru/erapress/ 2000_02/4.html).

6 См.: Бородина А. Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной // Коммерсант Ъ-Daily. 2006. 19 апр. № 69 (3400). С. 7.

Эдьютейнмент на экране: новые форматы передач

научной тематики

Актуальная сегодня как никогда прежде тенденция создания передач и фильмов в стиле эдьютейнмент7, или, как его еще принято обозначать, сайенстейнмент8, интегрирующем развлекательные и просветительские функции научно-популярного телевидения и определяющем его развитие на современном этапе, обусловливает необходимость поиска авторами проектов не только новых средств выразительности, но и форматов передач. С целью развития зрительского интереса к этому направлению телевидения и роста его аудитории производители научно-популярных передач сегодня разрабатывают способы максимального вовлечения зрителя в процесс создания телевизионного проекта и в ход научного исследования. В качестве образцов программ, которым посредством использования интернет-технологий успешно удалось превратить зрителя из пассивного наблюдателя в активного участника проекта, можно рассматривать развлекательно-познавательные проекты «Прохождение Венеры вдоль диска Солнца» («The Transit of Venus Across the Sun», «Скринхаус продакшнс» (Screenhouse Productions), 2004) и «Британские острова: естественный ход развития» («British Isles: A Natural History», Би-би-си совместно с «Открытым университетом», 2004).

«Прохождение Венеры вдоль диска Солнца» — передача, показанная в эфире Би-би-си в преддверии одного из интереснейших событий мира астрономии — транзита вдоль солнечного диска планеты Венера (в очередной раз это редкое явление произошло 8 июня 2004 г.), находящейся в момент прохождения точно между Солнцем и Землей. В программе была подробно описана значимость этого события для Галактики и детально разъяснялось, каким образом, исходя из данных о времени, в течение которого Венера проходит вдоль диска Солнца, можно рассчитать расстояние между Землей и Солнцем. Программа призывала зрителей понаблюдать за процессом транзита самостоятельно и высчитать расстояние между астрономическими объектами, а в случае отсутствия подобной возможности проследить за трансляцией события в режиме реального времени на экране. Предварительно астрономическое явление и посвященный ему проект широко рекламировался на Би-би-си и на созданном специально производителем

7 См., например: White R. That's Edutainment (http://www.whitehutchinson.com/ leisure/articles/edutainment.shtml); Dijck J. van. Picturizing Science. Op. cit. P. 47—59.

8 Larsen B, Aagaard P. Research organizations: Are we witnessing an enchantment? // Электронная библиотека Бизнес-школы Копенгагена (http://ir.lib.cbs.dk/download/ ISBN/8791757029.pdf)

программы «Скринхаус продакшнс» сайте в Интернете. Указанный сайт стал за короткое время популярным сетевым ресурсом: он предлагал пользователю воспользоваться калькулятором, с помощью которого можно было после внимательного наблюдения за транзитом Венеры рассчитать удаленность расположения нашей планеты от Солнца, кроме того, на сайте был организован форум, который оказался активно посещаемым и вовлек в активную дискуссию около 1025 посетителей сайта. Доля аудитории Би-би-си в период с 7 по 9 июня увеличилась на 25%, а страницу сайта посетили в эти дни 300 тысяч пользователей Интернета9.

Другим ярким примером активного вовлечения зрителей в ход научного поиска стал популярный документальный сериал Би-би-си «Британские острова: естественный ход развития». Ключевой темой проекта стала история развития и современное состояние ландшафта страны, сериал содержал преподносимые в увлекательной и доступной форме научные сведения и воссоздавал атмосферу исследования, вводя массовую аудиторию в курс научной деятельности ученых — антропологов, историков, географов. Серии проекта, длительность которых составляла 50 минут, шли 10-минутными программами, подготовка которых велась отдельно в каждом регионе Великобритании. Ведущие региональных программ активно призывали зрителя к действию — выйти из дома и начать исследование окружающего ландшафта, давали практические советы по изучению рельефа, растительности и прочих особенностей природных зон и указывали, где и что конкретно следует искать. Сериал продвигался на собственном веб-сайте, пользователи которого могли заказать бесплатный обучающий комплект «Стань исследователем ландшафта» («Become a Landscape Detective»)10; благодаря сайту и региональным радиостанциям организовывались специальные мероприятия — встречи жителей, которым предоставлялась возможность отправиться на прогулку-экскурсию по их региону в сопровождении профессионального гида. Инновационный формат проекта оказался успешным: аудитория каждой его серии составляла от 5 до 6,5 миллионов зрителей; в первый месяц показа на сайте сериала появилось более 1 миллиона страниц с описаниями прогулок-экскурсий в регионах; более 25 тысяч пользователей сайта программы запросили обучающий комплект11. Цель сериала — не только мотивировать зрителя к изучению окружающей местности непосредственно после просмотра и обеспечивать максимум возможностей для этого, но и вдохновлять его на проведение даль-

9 Robinson D. Science, TV and education // Science and the Power of TV. P. 125—132.

10 Ibid.

11 Ibid.

нейшего самостоятельного исследования. Можно предположить, что идея «подталкивания» зрителя к самостоятельному изучению планеты и наблюдению за окружающим реальным миром получит все большее распространение в научно-популярных программах и со временем будет успешно применяться на российском телевидении.

Опыт рассмотренных выше проектов показывает, что в основе качественного, увлекательного научно-популярного телевизионного проекта лежат прежде всего финансовые и технологические возможности, а также креативные способности их производителей. Таким образом, наблюдаемые сегодня сложности с привлечением крупных инвестиций в проекты, популяризирующие науку, являются проблемой, но никак не преградой для творческой деятельности талантливых людей, готовых пользоваться новыми разработками, реализация которых стала возможна благодаря технологической эволюции и была опробована зарубежными практиками научно-популярного телевидения, и обогащать это направление собственными идеями.

Способы оптимизации эффективности научно-популярных

проектов на основе повышения их интерактивности

Возможности, открывающиеся благодаря развитию и распространению новых информационных технологий, кардинально меняют взаимоотношения производителей проектов с аудиторией: позволяют достичь эффективной интерактивной коммуникации, открывают перспективы активного привлечения зрителя к просмотру программ и широкого распространения информации о них. Наряду с этим принципиально изменяется характер телесмотрения и роль зрителя: успешное сочетание различных средств обратной связи способствует росту числа представителей аудитории, выступающих уже не в роли «объектов, воспринимающих информацию», а в качестве активных участников проектов. Пассивное наблюдение зрителя в ходе семейного просмотра научно-популярных телепрограмм в перспективе сменится его активной вовлеченностью в самостоятельно проводимые исследования в результате индивидуального просмотра видеоматериалов, полученных по запросу, на экране персонального компьютера.

Научно-популярное телевидение все шире становится представленным во Всемирной сети: информация о фильмах, передачах, каналах, размещенная в Интернете, сподвигает зрителя к телевизионному просмотру, в то время как освещение научных открытий и исследований на телевидении в свою очередь мотивирует зрителя на получение более подробной информации о них из других

источников, среди которых наиболее удобным в использовании многим представляется Интернет.

Крупнейшие зарубежные и российские научно-популярные проекты активно развивают собственные сетевые ресурсы. В то время как интернет-страницы российских научно-популярных программ преимущественно содержат информацию о производителях проектов, краткие анонсы телепрограмм и аннотации к ним (убедиться в этом несложно, взглянув на сайты компаний «Цивили-зация»12, «Очевидное-невероятное»13), интернет-страницы зарубежных передач нередко существенно расширяют объем информации, посвященной затронутым в каждом выпуске научным темам, выходя за рамки сетевого приложения к телепередаче и становясь полноценными самостоятельными СМИ. Страницы известных американских шоу, посвященных науке, на канале Пи-би-эс (PBS) «Наука от журнала Wired» («Wired Science»)14 и НОВА («NOVA»)15 содержат эксклюзивные научные материалы, привлекающие броскими заголовками, блоги и колонки экспертов, интервью с учеными, а также предлагают видеоматериалы дополнительные к показанным по телевидению. Оживленные дискуссии и регулярно проводимые на страницах сайта конкурсы на научную тематику активизируют пользователя и стимулируют его к просмотру передач.

Интернет позволяет зрителям научно-популярных передач и фильмов не только получать дополнительную к представленной в эфире информацию, но и общаться в форумах, сообществах, блогах — на сетевых коммуникационных площадках, объединяющих зрителей по интересам, позволяющих обмениваться мнениями и рекомендациями относительно программ, ссылками, открывающими доступ к научно-популярным видеосюжетам. Для российских авторов научно-популярных материалов в СМИ особую ценность могут представлять такие сетевые ресурсы, как виртуальный Клуб научных журналистов16; сайт, созданный для распространения информации о научной журналистике, «Научпоп новости»17; электронное издание «Наука и технологии России»18; сайт единственного в России агентства научных новостей «ИнформНаука»19. Для аудитории телепроектов,

12 Официальная интернет-страница телекомпании «Цивилизация» (http:// civilization-tv.ru/).

13 Официальная интернет-страница телепередачи «Очевидное-невероятное» (http://www.ochevidnoe-neveroyatnoe.ru/).

14 Официальная интернет-страница телепередачи «Wired Science» (http://www. pbs.org/kcet/wiredscience/).

15 Официальная интернет-страница телепередачи «Nova» (http://www.pbs.org/ wgbh/nova/).

16 Клуб научных журналистов (www.pauchnik.ru).

17 Сайт «Научпоп новости» (http://www.sciencejournalist.ru/).

18 Электронное издание «Наука и технологии России» (http://www.strf.ru/).

19 Российское агентство научных новостей «ИнформНаука» (http://informnauka. ru/).

посвященных науке, значительный интерес представляют получившие в последнее годы распространение файлообменные сети, такие, как сайт http://documentarycinema.5bb.ru/, содержащий самую значительную в Рунете коллекцию российских и зарубежных научно-популярных фильмов и телепрограмм, а также увлекательные обсуждения выложенных файлов и регулярно пополняемый новыми видеоматериалами.

Однако еще более интересные перспективы открывает зрителю возможность стать автором видеоматериалов научного характера, ставшая с недавних пор доступной каждому пользователю. Сочетание высокоскоростного доступа в Интернет, возможностей проведения цифровой съемки и редактирования видео на персональных компьютерах предлагает исследовательским организациям демонстрировать высококачественные научно-популярные видеоматериалы аудитории напрямую, минуя связующее звено в лице журналистов и производителей программ. Впервые подобное стало вероятным благодаря появлению и росту популярности интернет-сервиса «Ютьюб» (YouTube.com), появившегося в 2005 г., принадлежащего в настоящее время крупнейшей компанией в сфере интернет-поиска «Гугл» (Google) и являющегося самым популярным в мире сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеофайлов, число пользователей которого сегодня составляет десятки миллионов человек, просматривающих в общей сложности ежедневно более 100 миллионов сюжетов. О популярности «Ютьюб» свидетельствует, в частности тот факт, что в марте 2007 г. соглашение с «Ютьюб» заключила корпорация Би-би-си, получив возможность размещать на сайте ряд передач, в том числе программы известнейшего популяризатора Дэвида Эттенборо (David Atten-borough) и иные научно-популярные проекты. Генеральный директор Би-би-си Марк Томпсон (Mark Thompson) счел сделку с «Ютьюб» принципиально важным шагом в развитии вещательной корпорации, благодаря которому для Би-би-си открылся доступ к новой аудитории как в Великобритании, так и за рубежом20.

Статистика сервиса «Ютьюб» указывает на то, что видеоролики, посвященные физическим, химическим, биологическим процессам, способны привлечь сотни тысяч пользователей, подобно размещенной на сайте в 2007 г. трехмерной реконструкции процесса рождения эритроцита и его движения по кровеносным сосудам. Популярность видеоролика была обусловлена свойственной ему наглядностью, доступностью изложения материала (чему способствовал понятный язык при отсутствии специализированной терминологии), динамике и величественности визуального и тек-

20 BBC News (http://news.bbc.co.uk/17hi/business/6411017.stm).

стового содержания и, можно предполагать, явилась стимулом для дальнейшего просмотра аудиторией видеоматериалов исследовательского характера.

«Ютьюб» позволяет и просматривать научно-популярные видеофайлы любому интернет-пользователю, и выкладывать собственные видеоматериалы, размещать ссылки и видеоответы на заявленные темы, комментировать увиденное и сохранять наиболее важные сюжеты в личных архивах. В настоящее время пользователи сайта имеют возможность обмениваться и любительскими, и профессиональными видеоматериалами, в числе которых могут оказаться защищенные авторским правом. Неудивительно, что немалая часть их загружается на сайт без согласия правообладателей, однако некоторые авторы циклов научно-популярных телепрограмм и фильмов могут сознательно допускать подобное нарушение авторских прав, признавая за «Ютьюб» статус уникального средства распространения информации, привлекающего к просмотру материалов немалое количество зрителей, существенная часть из которых впоследствии становится постоянной аудиторией их проектов.

Несомненно, подобная доступность материалов и отсутствие независимой оценки достоверности данных, содержащихся в любительских видео, создают огромный риск получения зрителем лженаучной информации, поэтому зритель должен воспринимать увиденное и услышанное им на «Ютьюб» критично и вдумчиво, стараясь отделять научные сведения от лженаучных или тех, чью достоверность можно поставить под сомнение. Так или иначе, появление и развитие «Ютьюб» и подобных интернет-сервисов (среди которых наиболее популярные в России — «Майспейс» (MySpace), «Рутьюб» (RuTube), «Метакафе» (Metacafe) и ряд других) — важнейший шаг в развитии современного телевидения и научно-популярного направления в частности.

В ближайшем будущем нас ожидает распространение в Интернете научных видеоблогов и трансляций важнейших этапов исследований с веб-камер; создание компаниями «Яху» (Yahoo) и «Интел» (Intel) специализированной платформы, объединяющей телевидение и Интернет, и дальнейшее ее широкое распространение, открывающее перед зрителем научно-популярных видеопроектов удобство использования двух технических средств в одном; полный переход зарубежного и российского телевидения с аналогового вещания на цифровое, позволяющий открыть доступ широкой аудитории к специализированным каналам, ряд из которых может иметь просветительскую направленность.

Отмечая столь масштабные перспективы развития популяризации науки средствами СМИ, следует отметить важный факт: 106

вопрос о том, когда экономика телевидения позволит осуществить переход к полномасштабному цифровому вещанию и сможет предоставить доступ к новым возможностям массовому российскому зрителю, сегодня остается открытым. Вместе с тем указанная ситуация предоставляет научно-исследовательским институтам, университетам и лабораториям (которых развитие цифровых технологий обязывает соответствовать требованиям времени) возможность освоения роли профессиональных коммуникаторов, способных самостоятельно готовить и распространять актуальные научные видеоматериалы, формируя общественный интерес к своей деятельности и стимулируя инвесторов к финансированию дальнейших исследований. Однако не следует полагать, что в новых условиях, когда научные организации смогут обходиться без посредников в распространении информации, роль авторов телевизионных материалов, посвященных науке, будет снижаться, поскольку появление новых каналов распространения научной информации будет сопровождаться ростом конкуренции между производителями научно-популярного видеоконтента, в результате чего станет очевидна потребность в подготовке и повышении квалификации кадров в сфере научной журналистики.

Поступила в редакцию 06.03.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.