Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОГЕРЫ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейникова Алина Борисовна, Черноусова Ксения Сергеевна

В статье анализируются перспективы внедрения налогообложения в постоянно развивающуюся IT-сферу в Российской Федерации, выявляются различные способы и предложения налогообложения различных субъектов сферы информационных технологий, изучается необходимость внедрения законов касающихся налогообложения данной отрасли и касаемо зарубежных предприятий, определяются новые виды объектов налогообложения, что в дальнейшем могло бы способствовать пополнению государственного бюджета страны, а также развитию системы налогообложения и мер ее поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR TAXATION OF THE INFORMATION TECHNOLOGY INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the prospects of introduction of taxation in the constantly developing IT-sphere in the Russian Federation, identifies various methods and proposals for taxation of various subjects of information technology, the necessity of introducing laws concerning the taxation of the industry and foreign enterprises, identifies new types of taxation, which in future could help replenish the state budget of the country, as well as development of taxation and its support measures.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Алейникова А.Б.1, Черноусова К.С.2 Email: Aleynikova6110@scientifictext. ru

'Алейникова Алина Борисовна — студент;

2ЧерноусоваКсения Сергеевна — доцент, кафедра налогообложения и аудита, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируются перспективы внедрения налогообложения в постоянно развивающуюся IT-сферу в Российской Федерации, выявляются различные способы и предложения налогообложения различных субъектов сферы информационных технологий, изучается необходимость внедрения законов касающихся налогообложения данной отрасли и касаемо зарубежных предприятий, определяются новые виды объектов налогообложения, что в дальнейшем могло бы способствовать пополнению государственного бюджета страны, а также развитию системы налогообложения и мер ее поддержки.

Ключевые слова: налоги, информационные технологии, блогеры, государство, Российская Федерация.

THE PROSPECTS FOR TAXATION OF THE INFORMATION TECHNOLOGY INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION Aleynikova A.B.1, Chernousova K.S.2

'Aleynikova Alina Borisovna — Student; 2Chernousova Kseniya Sergeevna—Associate Professor, TAXATION AND AUDIT DEPARTMENT, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA

Abstract: the article analyzes the prospects of introduction of taxation in the constantly developing IT-sphere in the Russian Federation, identifies various methods and proposals for taxation of various subjects of information technology, the necessity of introducing laws concerning the taxation of the industry and foreign enterprises, identifies new types of taxation, which in future could help replenish the state budget of the country, as well as development of taxation and its support measures. Keywords: taxes, information technology, bloggers, state, Russian Federation.

DOI: '0.244''/23'2-8089-202'-'0702

Актуальность данной темы заключается в том, что постоянно развивающаяся сфера информационных технологий способствует повышению интереса у государства к введению дополнительного налогообложения для дальнейшего получения новых поступлений в бюджет страны.

Значение налогов для государства, для общества велико. С возникновением государства, как формы организации общества, появилась необходимость в принудительном изъятии части имущества различных социальных групп граждан.

Любое государство, представляющее интересы общества, несет неизбежные расходы. Как правило, они носят относительно постоянный и прогнозируемый размер. Содержание государственного аппарата, армии, государственного имущества, социальные выплаты и гарантии, резервы на непредвиденные чрезвычайные ситуации - это малый перечень государственных статей расхода.

Развитие общества, научный и производственный прогресс подразумевает возникновение новых форм производства, новых источников дохода, форм бизнеса.

Сегодня приобрело значение и объем информации. Развитие технологий наделило нас такими возможностями, о которых мы еще 20 лет назад и мечтать не смели.

Коммерческое повсеместное внедрение информационных технологий началось 3 апреля 1986 года, когда корпорация IBM объявила о создании первого портативного компьютера.

В результате поиска новых источников дохода для государственного бюджета, от Министерства цифрового развития Российской Федерации поступила инициатива обязать иностранные компании выплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за российских блогеров, которые зарабатывают на рекламе.

Особенностью информационной отрасли является отсутствие видимых границ и барьеров для осуществления коммерческой деятельности, для движения финансовых потоков. Подобная прозрачность границ является причиной совсем непрозрачных данных о реальных источниках финансирования и величине заработков участников IT-сообщества, что с государственной точки зрения является недопустимым и опасным.

С точки зрения Налогового кодекса, каждый отдельный видеоблогер является физическим лицом [1]. В нашей стране доходы физических лиц облагаются 13-процентым налогом - НДФЛ. Целью новых законодательных инициатив является, в том числе, легализация доходов, полученных физическими лицами от деятельности в цифровом пространстве. По сути - в результате технологического прогресса возник новый объект налогообложения.

По приблизительным оценкам аналитиков, за 2020 год видеоблогеры из России заработали около 18,5 млрд. рублей.

Как правило, источником дохода блогера - являются реклама, пожертвования подписчиков. Средства обычно поступают на личный счет блогера. Суммы до 500 000 рублей не считается коммерческим и поэтому не попадает в поле зрения налоговых органов. Естественно, с этих доходов никакие налоги никто не платит. Учитывая масштабы явления, только на данных операциях государство теряет миллиарды рублей.

Согласно готовящемуся проекту документа, соцсети (Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube) будут в обязательном порядке выплачивать «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге», что позволит существенно увеличить поступления в российский бюджет.

Проект документа готовится Министерством цифрового развития совместно с Министерством финансов, Министерством экономического развития и Федеральной налоговой службы к середине 2021 года.

На законодательном уровне, для выделения нового вида деятельности, как отдельного объекта налогообложения, требуется принять Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.

Практическое применение инициативы Министерства цифрового развития сопряжено с рядом технических сложностей.

Для сбора налога необходимо определиться с субъектом налогообложения. Большая часть социальных сетей являются иностранными организациями и своих филиалов в Российской Федерации не имеют. Решение - обязать иностранные компании. Ведущие свою деятельность на территории Российской Федерации открывать полноценные представительства с оформлением юридических лиц - резидентов РФ.

Так же существует вопрос идентификации пользователей аккаунтов. Сегодня невозможно получить подобную достоверную информацию от представителей социальных сетей. Решением данного вопроса может быть обязательная уплата налогов физическими лицами со всех платежей, поступающих из-за рубежа. Однако это является не очень популярной мерой и сопряжено с ростом социальной напряженности.

В любом случае, законодателям придется искать оптимальное решение данного вопроса. По данным стратегии развития российской ИТ-отрасли разработанной Высшей Школой Экономики, в 2020 году, рыночный сегмент отрасли информации и ИТ-технологий в национальном валовом продукте вырастет с 0,9% в 2019 году до 4%, и появятся до десяти предприятий с рыночной капитализацией в размере от $1 млрд.

Кроме того, для смягчения последствий от вводимых налоговых платежей, предлагается увеличить сроки предоставления льгот по начислениям и уплате налогов для ИТ-компаний, внедрить всевозможные меры по осуществлению поддержки и стимулированию развития программного обеспечения, созданного российскими специалистами и цифровых платформ на его основе, а также обеспечить всестороннюю поддержку российского ИТ-сектора для продвижения на зарубежные рынки.

Следующим направлением развития налогообложения и в продолжение осуществления поиска новых источников пополнения государственного бюджета, Министерство цифрового развития решило обязать иностранные компании, нанимающие российских разработчиков ПО, платить налоги с их зарплат так же, как это планируется делать в отношении видеоблогеров [2].

Основными потребителями услуг российских разработчиков ПО являются заказчики из США и стран Европы. Эти компании на территории Российской Федерации не платят никаких налогов вообще.

По оценкам ведущих экспертов, годовой объем рынка создания ПО российскими специалистами для зарубежных ИТ-компаний оценивается в 23 млрд. долларов. Специфика ИТ-отрасли - 60% стоимости являются выплаты заработной платы. Как следствие -недополученный НДФЛ с данной суммы доходов может достигать размера в 3 млрд. долларов.

В связи с планируемым продлением льготного периода налогообложения для ИТ-компаний, государству необходим дополнительный источник доходов. Неплохим вариантом будет являться налогообложение доходов, получаемых от зарубежного ИТ-сектора. Практическое осуществление данной инициативы ожидается к середине 2021 года.

Дополнительным положительным эффектом от введения данного налога будет выравнивание конкурентных преимуществ приведении бизнеса у российских компаний перед иностранными, так как отечественные предприятия в полном объеме платят налоги на территории Российской Федерации.

Вариантом решения проблемы является обязательство декларации дохода самостоятельной уплаты НДФЛ сами сотрудником. В конце концов, государству не так уж важно - от кого будет поступать доход в бюджет - от организации или физического лица.

Необходимо также учитывать возможные риски, связанные с принятием данного закона - иностранные предприятия попытаются уклониться от налогообложения с помощью различных схем и уловок - работать с ИТ-специалистами неофициально, заключат договора с сомнительными юридическими лицами, которые, в свою очередь, не будут оплачивать налоги в бюджет РФ.

В случае принятия данного закона, зарубежным предприятиям, придется платить НДФЛ за российских специалистов так же, как платят предприятия, имеющие российскую прописку. Ответственными за осуществление данного проекта являются Министерство цифрового развития совместно с Министерством финансов, Министерством экономического развития и Федеральной налоговой службой.

В качестве очередного источника доходов в государственный бюджет РФ, правительство решило ввести новый налог - «налог на Google» для стимулирования развития отечественной ИТ-отрасли [3].

Данный вид налога планируется ввести для иностранных компаний, занимающихся сбором статистических данных, анализом поведения россиян в интернете в коммерческих целях.

Он может быть введен для зарубежных компаний, которые анализируют поведение россиян в интернете, говорит источник.

Введение нового налога для зарубежных компаний обсуждали на совещании представителей ИТ-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко в конце февраля. На мероприятии присутствовали представители таких ИТ-ресурсов как «1С», РЖД, Mail.ru Group, «Яндекс», Рамблер [4].

Предварительное название налога - «Цифровой налог». Введение данной меры входит в рамки принятия очередного пакета мер поддержки российской ИТ-отрасли [5].

Власти планируют взимать дополнительную плату с тех компаний, что, используя персональные данные пользователей интернета, социальных сетей на территории РФ, анализируют статистику запросов, характер поведения в сети и формируют рекламную политику в нашей стране, используют данную информацию для проведения контекстных рекламных мероприятий.

Собранные средства планируется направить на поддержку отрасли. Примерный срок принятия решения по этому вопросу — середина 2021 года.

Таким образом, изменения в нормативно-правовой базе Российской Федерации, позволят существенно увеличить величину налоговых поступлений в государственный бюджет, узаконить новый вид деятельности в сфере ИТ-технологий, создать дополнительный объем финансирования для развития ИТ-сектора.

Список литературы / References

1. Налоговый кодекс РФ. ч. 1, 2.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/finance/218484-mincifty-zadumalo-

obyazat-inostrannye-kompanii-platit-nalogi-s-dohodov-blogerov-ot-reklamy-vedomosti/ (дата

обращения: 30.03.2021).

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/legal/216415-v-pravitelstve-zadumalis-o-novom-naloge-na-google-dlya-podderzhki-rossiyskoy-it-otrasH-vedomosti/ (дата обращения: 30.03.2021).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/422587-vedomosti-uznali-planah-vvedeniya-cifrovogo-naloga-dlya-zarubezhnyh-it/ (дата обращения: 30.03.2021).

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.svoboda.Org/a/31132918.htm/ (дата обращения: 30.03.2021).

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ Эралиев А.А. Email: Eraliev6110@scientifictext.ru

Эралиев Алишер Абдухалилович - старший преподаватель, кафедра организации промышленного производства, Андижанский машиностроительный институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной научной работе рассмотрены проблемы в области корпоративной культуры, которая служит для предотвращения возникновения проблем в согласовании индивидуальных целей с целями предприятия, создавая общую культурную среду, которая охватывает ценности, нормы и этические модели, которые признаются и соблюдаются всеми сотрудниками предприятия. Современные руководители должны рассматривать культуру как мощный стратегический инструмент, который позволяет каждому человеку и подразделению быть направленным к общей цели, мобилизовать инициативы сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.

Ключевые слова: корпоративная культура, ритуалы, обычаи, деклараций, доверия, нормы, принципы, стандарты, правила и ритуалы.

THE ROLE OF LEADERS IN THE FORMATION AND IMPROVEMENT OF CORPORATE CULTURE OF ENTERPRISES Eraliev A.A.

Eraliev Alisher Abdukhalilovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION ORGANIZATION, ANDIJAN TECHNOLOGY MECHANICAL ENGINEERING INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this scientific work examines the problems in the field of corporate culture, which serves to prevent problems in the alignment of individual goals with the goals of the enterprise, creating a common cultural environment that encompasses values, norms and ethical models that are recognized and respected by all employees of the enterprise. Today's leaders must view culture as a powerful strategic tool that allows each person and department to be directed towards a common goal, mobilize employee initiatives and ensure productive interaction.

Keywords: corporate culture, rituals, customs, declarations, trust, norms, principles, standards, rules and rituals.

УДК 331.221.5

Изучение корпоративной культуры - это междисциплинарная область исследований, расположенная на пересечении нескольких дисциплин, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология и культурология. Уникальность и многогранность этого направления с одной стороны создает определенные трудности в процессе понимания. С другой стороны, это позволяет эффективно и компетентно управлять организацией. На сегодняшний день концепция, которая может быть эталоном корпоративной культуры, неизвестна. Это не означает, что есть какие-либо сомнения в существовании такого понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.