Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АСПЕКТЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АСПЕКТЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровые активы / цифровой налог / Налоговый кодекс РФ / нематериальные активы / YouTube / digital assets / digital tax / Tax Code of the Russian Federation / intangible assets / YouTube

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.Ю. Кулакова

В данной статье рассмотрены ключевые проблемы регулирования доходов от пользования цифровыми активами. Изучен НК РФ, его актуальность и способность адаптирования к постоянно развивающимся, совершенно новым цифровым активам. Изучена проблема введения цифрового налога в РФ, а также опыт его применения в зарубежных странах. Исследованы современные методы получения дохода в сети «Интернет», контроль над которыми на данный момент для РФ является затруднительным. Сформированы основные предложения-рекомендации усовершенствования налогового законодательства в сфере регулирования цифровых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ASSETS IN COMMERCIAL ACTIVITIES: ASPECTS OF ACCOUNTING, CONTROL, AND TAXATION

This article discusses the key problems of regulating income from the use of digital assets. We have studied the Tax Code of the Russian Federation, its relevance and the ability to adapt to constantly developing, completely new digital assets. The problem of introducing a digital tax in the Russian Federation, as well as the experience of its application in foreign countries, is studied. The modern methods of generating income on the Internet, the control over which is currently difficult for the Russian Federation, are investigated. The main proposals and recommendations for improving tax legislation in the field of digital assets regulation have been formed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АСПЕКТЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АСПЕКТЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

К.Ю. Кулакова, студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-208-214

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые проблемы регулирования доходов от пользования цифровыми активами. Изучен НК РФ, его актуальность и способность адаптирования к постоянно развивающимся, совершенно новым цифровым активам. Изучена проблема введения цифрового налога в РФ, а таже опыт его применения в зарубежных странах. Исследованы современные методы получения дохода в сети «Интернет», контроль над которыми на данный момент для РФ является затруднительным. Сформированы основные предложения-рекомендации усовершенствования налогового законодательства в сфере регулирования цифровых активов.

Ключевые слова: Цифровые активы, цифровой налог, Налоговый кодекс РФ, нематериальные активы, YouTube.

Появление нового вида налога обусловлено возникновением цифровой экономики, создавшей новое, виртуальное, а главное, не контролируемое пространство. Цифровая экономика выходит далеко за территорию экономического пространства одной страны. Это связано в первую очередь с тем, что компаниям социальных сетей и интернет-торговли не требуется присутствие на территории страны, для осуществления своей деятельности.

В юрисдикции какой страны должен осуществляться контроль и где его границы? В чей бюджет должны поступать доходы от налогообложения цифровой деятельности? Любая деятельность, приносящая прибыль, должна подлежать налогообложению. Однако цифровые услуги -это отдельная, сложная категория, в которой существует множество нюансов и проблем, связанных с установлением налога. Их решение необходимо в первую очередь для того, чтобы налогообложение в данной сфере отвечало его современным принципам - справедливости, соразмерности, максимального учета интересов налогоплательщиков, экономичности.

Идентификация является важным этапом при определении активов, поскольку это необходимо для подготовки финансовой отчетности организации.

Идентификация нематериальных активов сопряжена с множеством сложностей. Главной проблемой является определение первоначальной стоимости такого актива, поскольку изначально до конца неизвестно какой доход, или какую экономическую выгоду он принесет в будущем. Для налогового учета первоначальную стоимость нематериального актива приято принимать как сумму расходов, связанных с создание таких активов. Когда как для бухгалтерского учета берется рыночная цена, которую определить сложно, если нет аналогичных разработок.

Вопрос определения нематериальных активов до сих пор до конца не решен законодательно. На данный момент производится лишь дополнение краткого перечня п. 3 ст. 257 НК РФ таковых активов. Однако доля нематериальных активов компаний с каждым годом только увеличивается, приобретая новые формы (виды). Такой новой формой являются цифровые активы.

Цифровые активы в полной мере понимания данного понятия не вписываются под определение нематериальных активов, данного в статье 257 НК РФ. В связи, с чем возникает путаница, мешающая идентификаций всех имеющихся цифровых активов для налогового учета.

Если вспомнить понятие интеллектуальный капитал, которое используется учеными с давних времен, то можно увидеть, что оно до сих пор не нашло своего места в законодательстве РФ [1]. По сути, интеллектуальный капитал тесно связан с цифровыми активами в части ресурсов, связанных с развитием и создания таковых активов. Однако оно также не вписывает в нематериальные активы в понимании законодателя [2]. Это связано в первую очередь с тем, что под интеллектуальным капиталом понимается не только результаты труда, защищенные в виде исключительного права на изобретение, но и знания, навыки и умения работников организации, а также потребительский капитал, связанные с созданием нематериальных активов.

Главной же проблемой государства заключается в трудности определения того, в какой момент цифровые активы начинают приносить доход и от какого конкретно вида деятельности. В связи с этим возникают трудности в контроле доходов, получаемых от цифровых активов компаний.

На данный момент в Российской Федерации уже существует налог на оказание электронных услуг иностранными организациями. Согласно поправкам Федерального Закона от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговом кодексе появилась статья 17.2 под названием «Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме» [3].

В настоящей статье идет речь об уплате налога на добавленную стоимость (далее НДС) иностранными организациями за оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

К таковым услугам относят:

• предоставление прав на использование программ для компьютеров (в том числе видеоигры);

• услуги по размещению рекламы в сети «Интернет»;

• размещение предложений о приобретении (реализации) товаров (работ,

услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;

• предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, удаленный просмотр видео контента через сеть «Интернет» и т.д.

Данный налог необходимо уплачивать иностранным организациям только в том случае, если местом реализации услуг является РФ. Также специфической особенностью НДС на электронные услуги является налоговая ставка, составляющая 16,67%, противоречащая статье 164 НК РФ, которая устанавливает на всей территории РФ единые ставки: 0, 10, 20%.

Так же существует налог на прибыль организации, который п. 1 ст. 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками данного налога признаются иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. Однако если изучить список источников дохода в статье 208 НК РФ, то можно увидеть, что про электронные, цифровые услуги нет ни слова.

По своей сути данный налог направлен только на иностранные организации, что создает дискриминацию в отношении резидентов и не резидентов страны, получающих доход в цифровой среде. Так, например, оказание рекламных услуг в Россий облагается по ставке 20%, не зависимо места реализации, то есть в сети «Интернет» или нет. Тогда как, иностранные граждане, предоставляющие услуги по размещению рекламы в сети «Интернет» по ставке 16,67%. Но есть и противоположная дискриминация, когда предоставление прав на пользование программ для компьютеров, таких как видео игры для Российских граждан не подлежат налогообложению, в отличии от иностранных, делающих это через сеть «Интернет».

Тем не менее, вопрос о необходимости введения цифрового налога как для иностранных организаций, так и для российских остается уместным. Поскольку НДС на электронные услуги не учитывает реализацию товаров (работ, услуг), если при

заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет». Либо, вместо цифрового налога, НДС и налог на прибыль организации нуждаются в дополнении цифровыми услугами, перечисляющими весь перечень доходов и расходов в данной деятельности.

Следовательно, для выбора верного варианта, подходящего налоговой системе РФ, а также во избежание двойного налогообложения, необходимо учесть все нюансы и тщательно изучить опыт введения цифрового налога в зарубежных странах.

Франция стала первой страной, которая ввела цифровой налог в 2019 году. Согласно Налоговому кодексу Франции к облагаемым налогом услугам относятся (объект налогообложения) [4]:

• предоставление с помощью электронных средств связи цифрового интерфейса, который позволяет пользователям вступать в контакт с другими пользователями и взаимодействовать с ними, в частности, для доставки товаров или предоставление услуг напрямую между этими пользователями. Однако налогообложению не подлежит предоставление цифрового интерфейса, не являющегося платной услугой. Например, когда физическое лицо пользуется цифровым контентом, услугами связи и платежные услуги по смыслу статьи L. 314-1 Валютно-финансового кодекса.

• оказание рекламодателям услуг, направленных на размещение таргетиро-ванных рекламных постов на цифровых платформах на основании данных о французских пользователях. Покупка и хранение рекламных постов, контроль и оценка результатов кампании, а также управление и передача данных о пользователях также включаются в данную категорию. Услуги по размещению на цифровых платформах рекламы, не являющейся таргетированной, де факто освобождаются от налогообложения.

Налоговая база - валовый доход. Сумма налога рассчитывается с применением ставки 3% к налоговой базе. В свою оче-

редь налоговый период составляет год, в течение которого осуществлялась поставка. Согласно французскому законодательству, цифровой налог платят только те компании не зависимо от их местонахождения, выручка которых превышает следующие пороговые значения:

• 750 миллионов евро за услуги, предоставляемые по всему миру;

• 25 миллионов евро за услуги, предоставляемые во Франции.

Так внимательно изучив цифровой налог во Франции, можно сделать вывод, что он нацелен в основном на иностранные крупные цифровые компании. Поскольку создан очень высокий размера порога по налогу и в результате менее крупные компании получают незаконную субсидию.

Важно отметить, что цифровой налог не подлежит вычету из налоговой базы по налогу на прибыль во Франции. Однако допускается вычет цифрового налога из налоговой базы по другому французскому налогу — C3S (специальные социальные взносы, рассчитываемые от выручки компании).

В свою очередь если изучить опыт других зарубежных стран, то можно найти общее:

• налогообложение в виде цифрового налога предполагается только для крупных организаций, то есть по принципу наибольшего экономического присутствия в стране;

• осуществляется или предполагает осуществляться налогообложение только доходов организаций от реализации цифровых прав и услуг;

• налоговая база - валовый доход.

Сформулируем точку зрения, согласно

которой, налогообложение только прибыли организаций, получаемой в цифровой среде, является полумерой по регулированию цифровых финансовых активов. Поскольку многие физические лица, в период массового развития соцсетей, в частности видеохостинга, получают достаточно большие доходы, которые никак не регулируются. Например, доходы блогеров от каналов в YouTube или от страниц инста-

грам-блогеров. В свою очередь встает вопрос о регулировании в принципе цифровых активов (в том числе имущество), в которые входят: аккаунты в соцсетях, игроки в видеоиграх, криптовалюта, токены.

Рассмотрим конкретные пример доходов видеоблогеров.

Основной доход видеоблогеры получают от размещение и трансляции рекламы в своих роликах. В общей сумме за 2020 год доходы видеоблогеров на популярных у россиян интернет-платформах превысили 11 млрд. рублей. Самыми доходными стали такие каналы как [5]:

• LABELCOM, $3 550 000, 4,5 млн подписчиков. Самое популярное юмористическое шоу канала — «Что было дальше?». Его ведет участник шоу Stand Up на ТНТ Нурлан Сабуров.

• Wylsacom, $3 410 000, 9,6 млн. подписчиков. Канал создал блогер Валентин Петухов. Рассказывает о гаджетах и технике.

• Чикен Карри, $1 130 000, 2,5 млн. подписчиков. Юмористический канал Александра Гудкова. Самое популярное шоу канала — «Comment Out».

• «вДудь», $980 000, 8,2 млн. подписчиков. Канал экс-главреда Sports.ru Юрия Дудя с интервью знаменитостей.

На данный момент в России регулирование доходов видеоблогеров находится на этапе разработки, тогда как в США с июня 2021 г. уже будет введен налог на доходы YouTube-блогеров от рекламы. Так под данный налог попадут и наши блоге-ры, которых просматривают в США.

В связи с этим Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций внесло предложение по выплате НДФЛ иностранными компаниями за российских блогеров. Изменение должно быть закреплено федеральным законом, его проект планируется подготовить к середине этого года. В результате его принятия иностранные юридические лица, такие как Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, TikTok и т. д., в качестве налоговых агентов будут обязаны уплачивать в бюджетную систему РФ «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге».

В данном случае идет речь об идентификации доходов блогеров в целях налогообложения. То есть о взимании налогов не с доходов от основного вида деятельности блогеров, а только от рекламы. Поскольку, как было рассмотрено выше, значительная доля доходов приходится именно на нее.

Отдельно следует рассмотреть доходы блогеров, которые никак не облагаются налогом по законодательству. К ним относится так называемый «донат», то есть добровольное пожертвование подписчиков для развития блога. По своей сути это денежные средства, передаваемые в дар бло-геру. В таком случаи данное явление в принципе освобождает от законодательного регулирования.

В связи с этим встает новый вопрос о том, как узнать истинные заработки блоге-ров, поскольку стандартной налоговой декларации они не подают и в принципе доход от основного вида деятельности заключается в пожертвованиях. Также, прежде всего доходы видеоблогеров не являются постоянными. Поэтому взымать налоги, в частности НДФЛ, как с обычных граждан не получится.

Уместен ли цифровой налог в отношении блогеров - один из актуальных вопросов современности. Поскольку добросовестные блогеры регистрируют свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в целях легализации доходов. Следовательно, они платят налоги по упрощенной системе налогообложения (УСНО), как и обычный ИП. Что говорит о возникновении двойного налогообложения, при появлении цифрового налога. Поэтому в данном случае необходимо будет перевести всех видеоблогеров на один только цифровой налог, либо оставить стандартные правила как для ИП.

Так же необходимо рассмотреть цифровые активы в виде имущества, доходы от которого тоже никак не регулируются налоговым законодательством. Наглядным примером является, такое распространенное явление, как продажа аккаунтов в видеоиграх. И связана его распространенность с тем, что новичкам не хочется тратить время на «раскачку», и в связи с этим

они могут купить аккаунт. Процесс заработка прост: нужно создать одну или несколько учетных записей в игре, достигнуть в них определенных результатов и затем их продать.

Стоимость аккаунта зависит от игры и успехов, которых добился игрок. Чем игра популярнее, тем выше спрос и, соответственно, стоимость. Рассмотрим стоимость аккаунтов в онлайн-сервисе Steam. Так в РФ стоимость варьируется в среднем от 7 рублей до 5000 рублей.

С ростом спроса на видеоигры появились новые формы реализация цифрового имущества, помимо продажи аккаунтов. К таковым формам относятся купли-продажа [6]:

• виртуальных денег в видеоиграх. Внутриигровая валюта в любой игре является важным фактором в прохождении игры. При таком стремительном росте спроса был создан рынок, на котором трейдеры могут продавать внутриигровую валюту за реальные деньги.

• предметов, в том числе игроков. Торговля между игроками - это, как следует из названия, обмен между игроками напрямую. Он включает в себя множество форм сделок и торговли. Они торгуют предметами, внутриигровой валютой, счетами, услугами или даже реальными деньгами.

Так людям нравится удобство и поэтому многие играют по принципу «Играй по-умному, а не усерднее». Прохождение игр занимает достаточно много времени, но что, если его нет в должном объеме? Именно поэтому существует целый рынок, по продажи всего, что связано с видеоиграми.

Примеры предметов:

• предметы ограниченного выпуска -эти предметы доступны только в течение ограниченного времени. В остальном покупатели уже не могут получить их обычным способом. Возможно, появится шанс получить его позже, но вы никогда не знаете, решат ли разработчики перезапустить событие или нет, и когда.

• редкое легендарное / эпическое снаряжение - кому не нужно блестящее

оружие или отличные доспехи с превосходными характеристиками? Эти предметы безумно трудно достать, поэтому они продаются по высокой цене на рынке.

• материалы / ресурсы (в большом количестве) - Некоторые ингредиенты или материалы бывает трудно найти, поэтому проще просто купить их у кого-то другого. Оптовые заказы также приносят хорошую прибыль, так как никто не хочет тратить время на измельчение или сельское хозяйство для них.

• косметика - всем нравится видеть, как их персонаж на экране выглядит настолько хорошо, насколько это возможно. В этом помогают косметические средства, и они очень востребованы в играх с такими функциями.

Для сравнения: в League of Legends есть очень редкий скин под названием PAX Twisted Fate. Выпущенный в 2009 году, этот скин был подарен примерно 20 000 игроков на знаменитом мероприятии PAX. Из-за его редкости, скин очень трудно достать, а выкупленные аккаунты lol можно легко продать за более чем 500 долларов.

• Услуги по поднятию уровня в видеоигре. Некоторые игроки, чтобы заработать денег, использую свои игровые навыки, чтобы повысить уровень чужого акка-унта.

На сегодняшний день геймеров можно классифицировать как блогеров, проводящих стримы в YouTube по прохождению игр, а также параллельно рекламируя различные игровые продукты. Данный вид деятельности также является источником дохода

Все рассмотренные выше цифровые активы приносят доход так или инче через сеть «Интернет», однако методы отслеживания и виды посредников, задействованных для получения такого дохода, качественно отличаются.

Поэтому, если провести сравнение между доходами блогеров, геймеров, которые зарабатывают на рекламе, размещенной в видеороликах на каналах YouTube и рекламой, размещаемой различными торговыми магазинами в сети

«Интернет», то можно увидеть значительную разницу в посредниках.

Многим блогерам за рекламу денежные средства платятся на прямую или через ассистента, где, по сути, конечным звеном так или иначе является сам блогер. Тогда как многим торговым магазинам приходится обращаться к службам поддержки таких поисковых систем как Google и Яндекс. Так при помощи данных компаний можно разместить рекламу в интернете бесплатно, однако для поднятия популярности, то есть размещения рекламы на первых поисковых страницах, придется заплатить. Следовательно, доход в последней цепочке получают транснациональные компании яндекс и гугл, которые ведут стандартную декларацию, а заначит платят налоги по общей системе.

В свою очередь блогеры обычно являются индивидуальными предпринимателями, а значит, пользуются упрощенной системой налогообложения. УСН предполагает плату лишь за доходы, без распределения и указания статей доходов и расходов. Поэтому в данном направлении могут осуществляться махинации с доходами

от рекламной деятельности, которые как уже говорилось выше могут никак не декларироваться, если они будут зарегистрирован в качестве безвозмездного пожертвования.

К сожалению, ни одна страна на данный момент не рассматривает налогообложение цифровых активов в виде налога на имущества, а также физических лиц, получающие доход от пользования такими активами.

Так рассмотренные мной примеры показывают, что существует множество цифровых активов, приносящих доход, который никак не контролируются. Что говорит о внушительных денежных средствах, проходящих мимом государственного бюджета.

Данное явление может привести к большим проблемам в социальной политике. Так, в частности граждане, полностью получающие доходы в цифровой среде, такие как блогеры, по сути, обслуживаются поликлиниками бесплатно, то есть из фондов социального страхования за счет собранных денежных средств других граждан РФ.

Библиографический список

1. Грибов П.Г. Интеллектуальный капитал как способ повышения доходности финансовой организации // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - №1. - С. 102-106.

2. Семенова А.А., Грибов П.Г. Проблемы формирования отчетности об интеллектуальном капитале // Транспортное дело России. - 2011. - №10. - С. 56-57.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 13.07.2015 №214-ФЗ, №232-Ф3 (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Ье§1&апсе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000038203221/

5. Ляликова А. Звезды YouTube: рейтинг блогеров с самыми высокими доходами от рекламы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/rating-photogallery/412047-zvezdy-youtube-15-blogerov-s-samymi-vysokimi-dohodami-ot-reklamy

6. Playerauctions.com - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.playerauctions.com/about/

DIGITAL ASSETS IN COMMERCIAL ACTIVITIES: ASPECTS OF ACCOUNTING,

CONTROL, AND TAXATION

K.Yu. Kulakova, Student

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Novosibirsk)

Abstract. This article discusses the key problems of regulating income from the use of digital assets. We have studied the Tax Code of the Russian Federation, its relevance and the ability to adapt to constantly developing, completely new digital assets. The problem of introducing a digital tax in the Russian Federation, as well as the experience of its application in foreign countries, is studied. The modern methods of generating income on the Internet, the control over which is currently difficult for the Russian Federation, are investigated. The main proposals and recommendations for improving tax legislation in the field of digital assets regulation have been formed.

Keywords: digital assets, digital tax, Tax Code of the Russian Federation, intangible assets, YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.