Научная статья на тему 'Перспективы модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе'

Перспективы модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
628
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АВИАПЕРЕВОЗКИ / РОСАВИАЦИЯ / ARCTIC / AIR TRANSPORTATION / ROSAVIATSIYA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круглов А. А.

Необходимое условие развития Арктического региона России создание инфраструктуры для регулярных авиаперевозок. Рассмотрены проекты реконструкции действующих и строительства новых аэродромов в Арктической зоне, которые Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) планирует реализовать в ближайшие пять лет в рамках государственных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for modernisation of airports and development of air transportation in the Arctic region

A necessary condition for the development of Russia’s Arctic region is the creation of infrastructure for regular air transportation. The article looks at projects for reconstruction of the existing air fields in the Arctic zone and for building new ones, which the Federal Agency for Air Transport (Rosaviatsiya) plans to undertake in the next five years as part of state special-purpose programmes.

Текст научной работы на тему «Перспективы модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе»

Перспективы

модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе

А. А. Круглое, Успешное развитие Арктического региона России во многом опреем | начальник управления деляется его транспортной доступностью. Большую роль в решении регулирования перевозок этой задачи играет обеспечение региона необходимой инфраструк-Федерального агентства турой для регулярных авиаперевозок. Федеральное агентство воз-воздушного транспорта душного транспорта (Росавиация) планирует в течение ближайших ^^ (Росавиация) пяти лет в рамках федеральных целевых программ реконструировать и построить в Арктической зоне более 20 аэродромов.

4 | «Транспорт Российской Федерации:

Обеспечение устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта является главным направлением в работе Росавиации. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 г., Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. и другими законодательными и правовыми актами агентство предусмотрело ряд мер, которые позволят в ближайшие годы улучшить состояние отечественной авиации. Планы, связанные с зоной Арктики, занимают в деятельности Рос-авиации особое место.

Программы

государственной поддержки

В 2014 г. российские авиапредприятия продемонстрировали устойчивый

рост основных показателей. За десять месяцев прошлого года объем перевозок пассажиров вырос на 11 % по отношению к аналогичному периоду 2013 г. и составил 80 млн пассажиров (рис. 1). Пассажирооборот соответственно вырос на 8 %. По прогнозам, в 2015 г. объем перевозок российскими авиакомпаниями составит более 94 млн пассажиров.

На внутренних воздушных линиях в

2013 г. за 10 месяцев перевезено более 33 млн пассажиров, тогда как за 10 месяцев

2014 г. - почти 40 млн пассажиров, что на 18 % больше показателя соответствующего периода. При этом темпы роста в данном сегменте с 2000 г. составляли не более 3-4 % в год. Ожидается, что в 2015 г. на внутренних линиях будет перевезено более 43 млн пассажиров.

Чтобы увеличить объем внутренних перевозок и количество маршрутов, а также создать стимул для авиационной

Рис. 1. Пассажирооборот и перевозки пассажиров в 2013 г. и за 10 месяцев в 2014 г.

№ 6 (55) 2014

подвижности населения, федеральное правительство предусмотрело ряд мероприятий государственной поддержки авиационной отрасли. Это пять программ субсидирования перевозок, в том числе региональных; создание и финансирование федеральных казенных предприятий (ФКП); субсидии на возмещение затрат по лизинговым платежам.

Две государственные программы непосредственно связаны с Арктическим регионом:

• Программа обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1095);

• Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1242).

Реализацией обеих программ занимается Росавиация.

На меры, предусмотренные в Программе обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, выделены бюджетные ассигнования в размере 3 млрд 372 млн руб.

В соответствии с этой программой выполнялись регулярные рейсы из пяти аэропортов Арктической зоны (Анадырь, Норильск, Певек, Тикси и Нарьян-Мар) по девяти маршрутам (в Москву, Владивосток, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Симферополь, Анапу и Геленджик) (рис. 2).

Всего по указанным маршрутам было перевезено более 44,5 тыс. человек. На это было потрачено 245 млн руб.

Сумма субсидий, выделенных на Программу субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования региональной маршрутной сети РФ в 2014 г., составляет 3 млрд 580 млн руб.

Отметим, что маршрутная сеть составляется в соответствии с заявками авиапредприятий, поэтому в текущем году выполнялись полеты только из двух аэропортов Арктической зоны: Салехарда и Надыма в Екатеринбург (рис. 3).

По данным маршрутам было перевезено более 14,5 тыс. человек. Это обошлось в 95 млн руб.

№ 6 (55) 2014

Рис. 2. Маршрутная сеть из аэропортов Арктической зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1095

Рис. 3. Маршрутная сеть из аэропортов Арктической зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1242

В планах на 2015 г. в маршрутную сеть включены три аэропорта Арктической зоны: Архангельск, Нарьян-Мар и Ноябрьск, откуда будут выполняться полеты в Сыктывкар, Котлас, Киров и Новосибирск.

Объем перевозок пассажиров через аэропорты Арктики за 11 месяцев 2014 г. составил около 4 млн, обработано более 40 тыс. т груза и почты. Это более 10 % от общего объема перевезенных пассажиров и 15 % перевозок грузов и почты авиационным транспортом на внутрироссий-ском рынке, что показывает высокую долю вовлеченности Арктического региона в транспортную систему России.

В сезоне летнего расписания полетов в аэропорты Арктической зоны ре-

гулярные и чартерные рейсы выполняли 26 российских авиакомпаний более чем по 250 маршрутам, соединяя 57 населенных пунктов в 21 субъекте Российской Федерации.

Меры по развитию региональных перевозок, принимаемые федеральным правительством, в последние годы постепенно улучшают доступность северных территорий для российских граждан.

Проблемы и решения

Существуют определенные трудности с обеспечением функционирования аэропортов, находящихся в регионах, удаленных от основных авиатранспортных потоков. Многие из таких регионов характеризуются суровыми климатиче-

«Транспорт Российской Федерации» | 5

скими условиями, низкой плотностью населения и расположены, в том числе, в Арктической зоне.

Основными проблемами аэропортов Арктического региона являются:

• высокая степень износа аэропортовой и аэродромной инфраструктуры;

• малая интенсивность полетов в данные аэропорты и, соответственно, недостаточное количество средств на эксплуатационное содержание, закупку спецтехники и пр.

Для решения этих проблем Роса-виация предпринимает определенные шаги по развитию аэропортов Арктической зоны. Так, чтобы обеспечить постоянное функционирование социально значимых аэропортов, агентство создало четыре федеральных казенных предприятия, в том числе на базе 16 аэродромов Арктической зоны:

• ФКП «Аэропорты Севера» (Депутатский, Черский, Усть-Куйга, Чокурдах, Саккырыр);

• ФКП «Аэропорты Чукотки» (Берин-говский, Залив Креста, Кепервеем, Залив Лаврентия, Марково, Мыс Шмидта, Омолон, Певек, Бухта Провидения);

• ФКП «Аэропорт Амдерма» (Амдер-ма);

• ФКП «Аэропорты Красноярья» (Ту-руханск).

В государственном бюджете на работу федеральных казенных предприятий в 2015 г. в целом предусмотрено 3 млрд 138 млн руб., или в среднем около 48 млн руб. на один аэропорт (без учета посадочных площадок).

В 2015 г. существующие ФКП будут дополнены тремя аэропортами Арктического региона.

Всего на территории Арктической зоны в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 г. зарегистрировано 73 аэродрома, в том числе:

• 24 аэродрома с искусственными взлетно-посадочными полосами;

• 49 аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами.

Для поддержания необходимого технического состояния аэропортов и аэродромов Арктической зоны запланированы строительство и реконструкция объектов их инфраструктуры. Эти проекты реализуются по двум федеральным целевым программам: ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальне-

го Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.».

В рамках подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102020 гг.)» с 2014 по 2020 гг. должны быть построены и реконструированы 24 аэродрома в Арктической зоне России. На эти цели выделяется более 28 млрд руб. Один из результатов этого масштабного проекта - введенная в эксплуатацию новая искусственная взлетно-посадочная полоса в Игарке.

В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» введена в эксплуатацию искусственная взлетно-посадочная полоса аэропорта Анадырь. В ближайшие годы будут реконструированы четыре аэропорта (аэродрома): Залив Креста, Кепервеем, Беринговский, Омолон.

Все меры, которые предпринимают Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта и Росавиа-ция, направлены в первую очередь на повышение транспортной доступности и, как следствие, дальнейшее устойчивое развитие Арктического региона России. П

6 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 6 (55) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.