Перспективы
модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе
А. А. Круглое, Успешное развитие Арктического региона России во многом опреем | начальник управления деляется его транспортной доступностью. Большую роль в решении регулирования перевозок этой задачи играет обеспечение региона необходимой инфраструк-Федерального агентства турой для регулярных авиаперевозок. Федеральное агентство воз-воздушного транспорта душного транспорта (Росавиация) планирует в течение ближайших ^^ (Росавиация) пяти лет в рамках федеральных целевых программ реконструировать и построить в Арктической зоне более 20 аэродромов.
4 | «Транспорт Российской Федерации:
Обеспечение устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта является главным направлением в работе Росавиации. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 г., Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. и другими законодательными и правовыми актами агентство предусмотрело ряд мер, которые позволят в ближайшие годы улучшить состояние отечественной авиации. Планы, связанные с зоной Арктики, занимают в деятельности Рос-авиации особое место.
Программы
государственной поддержки
В 2014 г. российские авиапредприятия продемонстрировали устойчивый
рост основных показателей. За десять месяцев прошлого года объем перевозок пассажиров вырос на 11 % по отношению к аналогичному периоду 2013 г. и составил 80 млн пассажиров (рис. 1). Пассажирооборот соответственно вырос на 8 %. По прогнозам, в 2015 г. объем перевозок российскими авиакомпаниями составит более 94 млн пассажиров.
На внутренних воздушных линиях в
2013 г. за 10 месяцев перевезено более 33 млн пассажиров, тогда как за 10 месяцев
2014 г. - почти 40 млн пассажиров, что на 18 % больше показателя соответствующего периода. При этом темпы роста в данном сегменте с 2000 г. составляли не более 3-4 % в год. Ожидается, что в 2015 г. на внутренних линиях будет перевезено более 43 млн пассажиров.
Чтобы увеличить объем внутренних перевозок и количество маршрутов, а также создать стимул для авиационной
Рис. 1. Пассажирооборот и перевозки пассажиров в 2013 г. и за 10 месяцев в 2014 г.
№ 6 (55) 2014
подвижности населения, федеральное правительство предусмотрело ряд мероприятий государственной поддержки авиационной отрасли. Это пять программ субсидирования перевозок, в том числе региональных; создание и финансирование федеральных казенных предприятий (ФКП); субсидии на возмещение затрат по лизинговым платежам.
Две государственные программы непосредственно связаны с Арктическим регионом:
• Программа обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1095);
• Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1242).
Реализацией обеих программ занимается Росавиация.
На меры, предусмотренные в Программе обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, выделены бюджетные ассигнования в размере 3 млрд 372 млн руб.
В соответствии с этой программой выполнялись регулярные рейсы из пяти аэропортов Арктической зоны (Анадырь, Норильск, Певек, Тикси и Нарьян-Мар) по девяти маршрутам (в Москву, Владивосток, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Симферополь, Анапу и Геленджик) (рис. 2).
Всего по указанным маршрутам было перевезено более 44,5 тыс. человек. На это было потрачено 245 млн руб.
Сумма субсидий, выделенных на Программу субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования региональной маршрутной сети РФ в 2014 г., составляет 3 млрд 580 млн руб.
Отметим, что маршрутная сеть составляется в соответствии с заявками авиапредприятий, поэтому в текущем году выполнялись полеты только из двух аэропортов Арктической зоны: Салехарда и Надыма в Екатеринбург (рис. 3).
По данным маршрутам было перевезено более 14,5 тыс. человек. Это обошлось в 95 млн руб.
№ 6 (55) 2014
Рис. 2. Маршрутная сеть из аэропортов Арктической зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1095
Рис. 3. Маршрутная сеть из аэропортов Арктической зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1242
В планах на 2015 г. в маршрутную сеть включены три аэропорта Арктической зоны: Архангельск, Нарьян-Мар и Ноябрьск, откуда будут выполняться полеты в Сыктывкар, Котлас, Киров и Новосибирск.
Объем перевозок пассажиров через аэропорты Арктики за 11 месяцев 2014 г. составил около 4 млн, обработано более 40 тыс. т груза и почты. Это более 10 % от общего объема перевезенных пассажиров и 15 % перевозок грузов и почты авиационным транспортом на внутрироссий-ском рынке, что показывает высокую долю вовлеченности Арктического региона в транспортную систему России.
В сезоне летнего расписания полетов в аэропорты Арктической зоны ре-
гулярные и чартерные рейсы выполняли 26 российских авиакомпаний более чем по 250 маршрутам, соединяя 57 населенных пунктов в 21 субъекте Российской Федерации.
Меры по развитию региональных перевозок, принимаемые федеральным правительством, в последние годы постепенно улучшают доступность северных территорий для российских граждан.
Проблемы и решения
Существуют определенные трудности с обеспечением функционирования аэропортов, находящихся в регионах, удаленных от основных авиатранспортных потоков. Многие из таких регионов характеризуются суровыми климатиче-
«Транспорт Российской Федерации» | 5
скими условиями, низкой плотностью населения и расположены, в том числе, в Арктической зоне.
Основными проблемами аэропортов Арктического региона являются:
• высокая степень износа аэропортовой и аэродромной инфраструктуры;
• малая интенсивность полетов в данные аэропорты и, соответственно, недостаточное количество средств на эксплуатационное содержание, закупку спецтехники и пр.
Для решения этих проблем Роса-виация предпринимает определенные шаги по развитию аэропортов Арктической зоны. Так, чтобы обеспечить постоянное функционирование социально значимых аэропортов, агентство создало четыре федеральных казенных предприятия, в том числе на базе 16 аэродромов Арктической зоны:
• ФКП «Аэропорты Севера» (Депутатский, Черский, Усть-Куйга, Чокурдах, Саккырыр);
• ФКП «Аэропорты Чукотки» (Берин-говский, Залив Креста, Кепервеем, Залив Лаврентия, Марково, Мыс Шмидта, Омолон, Певек, Бухта Провидения);
• ФКП «Аэропорт Амдерма» (Амдер-ма);
• ФКП «Аэропорты Красноярья» (Ту-руханск).
В государственном бюджете на работу федеральных казенных предприятий в 2015 г. в целом предусмотрено 3 млрд 138 млн руб., или в среднем около 48 млн руб. на один аэропорт (без учета посадочных площадок).
В 2015 г. существующие ФКП будут дополнены тремя аэропортами Арктического региона.
Всего на территории Арктической зоны в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 г. зарегистрировано 73 аэродрома, в том числе:
• 24 аэродрома с искусственными взлетно-посадочными полосами;
• 49 аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами.
Для поддержания необходимого технического состояния аэропортов и аэродромов Арктической зоны запланированы строительство и реконструкция объектов их инфраструктуры. Эти проекты реализуются по двум федеральным целевым программам: ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальне-
го Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.».
В рамках подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102020 гг.)» с 2014 по 2020 гг. должны быть построены и реконструированы 24 аэродрома в Арктической зоне России. На эти цели выделяется более 28 млрд руб. Один из результатов этого масштабного проекта - введенная в эксплуатацию новая искусственная взлетно-посадочная полоса в Игарке.
В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» введена в эксплуатацию искусственная взлетно-посадочная полоса аэропорта Анадырь. В ближайшие годы будут реконструированы четыре аэропорта (аэродрома): Залив Креста, Кепервеем, Беринговский, Омолон.
Все меры, которые предпринимают Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта и Росавиа-ция, направлены в первую очередь на повышение транспортной доступности и, как следствие, дальнейшее устойчивое развитие Арктического региона России. П
6 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 6 (55) 2014