Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И ЮНКТАД В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И ЮНКТАД В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ / ЮНКТАД / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

В статье систематизируются перспективные направления сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД в сфере науки, технологий и инноваций. Автором аргументируется, что данное тематическое взаимодействие теснейшим образом связано с другими сферами компетенции двух международных организаций. Делается вывод о том, что в условиях Четвертой промышленной революции назрела необходимость актуализации научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД, пребывающего в латентной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION THE EAEU AND UNCTAD IN THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL SPHERE

This article systematizes the perspective areas of cooperation between the EAEU and UNCTAD in the area of science, technology and innovation. The author argues that this thematic interaction is closely related to other areas of competence of two international organizations. It is concluded that under the conditions of the Fourth Industrial Revolution, there is a need to update the scientific and technological cooperation between the EAEU and UNCTAD, which is in a latent form.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И ЮНКТАД В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_262 УДК 341.176

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И ЮНКТАД В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ PROSPECTS FOR INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION THE EAEU AND UNCTAD IN THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL SPHERE

ШУГУРОВ Марк Владимирович,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии. 410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru;

SHUGUROV Mark Vladimirovich,

doctor of Philosophy, associate professor, professor of the Department of International Law Saratov State Law Academy.

410056, Russia, Saratov region, Saratov, str. Volskaya, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).

Краткая аннотация: В статье систематизируются перспективные направления сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД в сфере науки, технологий и инноваций. Автором аргументируется, что данное тематическое взаимодействие теснейшим образом связано с другими сферами компетенции двух международных организаций. Делается вывод о том, что в условиях Четвертой промышленной революции назрела необходимость актуализации научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД, пребывающего в латентной форме.

Abstract: This article systematizes the perspective areas of cooperation between the EAEU and UNCTAD in the area of science, technology and innovation. The author argues that this thematic interaction is closely related to other areas of competence of two international organizations. It is concluded that under the conditions of the Fourth Industrial Revolution, there is a need to update the scientific and technological cooperation between the EAEU and UNCTAD, which is in a latent form.

Ключевые слова: ЕАЭС, наука и технологии, ЮНКТАД, инновационная система, экспертно-аналитическое сотрудничество, передача технологий.

Keywords: EAEU, agriculture, FAO, technology, innovation, sustainable development, scientific and technical cooperation.

Для цитирования: Шугуров М.В. Перспективы международно-правового сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД в научно-технологической сфере // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 262-265. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_262.

For citation: Shugurov M.V. Prospects for international legal cooperation the EAEU and UNCTAD in the scientific and technological sphere // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 262-265. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_262.

Статья поступила в редакцию: 30.09.2022

Процессы научно-технологической и производственной интеграции в рамках ЕАЭС в условиях вызовов Четвертой промышленной революции определяют контур взаимодействия Союза с третьими сторонами в качестве важнейшего дополнения их сотрудничества на внутреннем треке. В качестве одной из международных структур, входящих в систему учреждений ООН, сотрудничество с которой открывает существенные перспективы повышения научно-технологического и производственного потенциала ЕАЭС, является Конференция ООН по торговле и развитию (далее - ЮНКТАД, Конференция). Несмотря на достаточно динамичное развитие сотрудничества в сферах, относящихся к компетенции Союза и Конференции, в настоящий момент их взаимодействие в научно-технологической плоскости имеет латентный характер. Поэтому цель представленной статьи заключается в системном раскрытии многообразия возможных направлений их международно-правового сотрудничества, что в перспективном плане будет содействовать реализации планов по модернизации технологической базы производственных процессов государств - членов ЕАЭС и укреплению их научно-технологического и инновационного потенциала.

В правовом аспекте сотрудничество ЕАЭС и ЮНКТАД представляет собой взаимодействие двух субъектов, которые различны по своей природе. В первом случае - это международная организация региональной экономической интеграции. Во втором - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Несмотря на то, что в отличие от своих государств - членов ЕАЭС не является членом ЮНКТАД, функцию его представительства выполняет Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК), относящаяся к числу главных органов Союза и располагающая всеми необходимыми полномочиями в сфере международной деятельности. Правовой статус Комиссии позволяет ей осуществлять международно-правовое сотрудничество с Конференцией в русле выполнения функции координации сотрудничества государств - членов ЕАЭС. При этом активность Комиссии не подменяет, а дополняет сотрудничество государств - членов в их самостоятельном статусе. Соответственно, особенностью участия государств ЕАЭС в ЮНКТАД выступает двойной формат.

Взаимодействие двух органов - ЕЭК и ЮНКТАД - строится на основе организационных рамок, непосредственным образом установленных в Меморандуме об их сотрудничестве [1]. При проведении всестороннего и системного анализа документа можно увидеть, что в нем предусмотрено научное и технологическое сотрудничество. Прежде чем переходить к характеристике степени представленности взаимодействия

Сторон в научно-технологической сфере и его перспективности вкратце остановимся на мандате ЮНКТАД. Так, учрежденная в 1964 г. в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция выполняет ключевую функцию по вопросам в области торговли и развития применительно к развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Согласно краткой формулировке, «ЮНКТАД с первых дней своего существования и по настоящее время является наиболее универсальным форумом в системе ООН для глобального рассмотрения проблематики международной торговли и экономического развития, вопросов международных инвестиций, логистики, передачи технологии, финансов, задолженности развивающихся стран и целого ряда других вопросов межгосударственных экономических отношений» [2, с. 4]. К одному ключевых направлений относится содействие созданию открытых и конкурентных рынков, защита прав потребителей. ЮНКТАД стала площадкой, на которой обсуждаются вопросы улучшения условий мировой торговли и создание условий для притока прямых иностранных инвестиций. По мнению Ю.В. Пискулова, для обеспечения интересов развития России площадка ЮНКТАД весьма востребована [3, с. 6]. Она значима и для ЕАЭС в целом.

В непосредственном пространстве предметного поля нашей статьи оказывается деятельность ЮНКТАД в сфере содействия передаче технологий на национальном и международном уровне посредством выработки разнообразных рекомендаций [4]. Подчеркнем, что рекомендации, а также оказываемая в этой плоскости техническая помощь может улучшить положение дел в сфере передачи технологий в государствах ЕАЭС и на уровне Союза в целом. Без этого повышение глобальной конкурентоспособности невозможно. Важно отметить содержательные изменения активности ЮНКТАД в научно-технологической сфере. В частности, в 90-х гг. ХХ века, произошел сдвиг внимания от вопросов передачи технологий к процессам их адаптации в процессе применения, а также к формированию потенциала [5, р. 28]. Одновременно, по признанию самой ЮНКТАД, эффективный трансфер технологий не может иметь место при отсутствии потенциала в сфере фундаментальных наук. Все направления деятельности Конференции неразрывно связаны друг с другом и одинаковым образом интересны для ЕАЭС.

В вводной части Меморандума подчеркнута роль ЮНКТАД в качестве центрального координирующего органа ООН по вопросам торговли и развития, а также по связанным с ними вопросам финансов, технологий, инвестиций, услуг и устойчивого экономического развития. Тематика технологий имеет самое непосредственное отношение к торговле и развитию. Во-первых, в мировой торговле представлен сектор высокотехнологичной продукции и собственно технологий. Во-вторых, сами технологии и нормальные торговые отношения в сфере коммерческой передачи технологий, имеют самое непосредственное отношение к развитию. В данном случае ЮНКТАД может рассматриваться в качестве партнера по интеграции в мировую торговлю, в том числе в ее высокотехнологичный вектор.

К цели Меморандума отнесено укрепление сотрудничества между Сторонами в самых разнообразных сферах (региональная экономическая интеграция и стратегия ее развития; макроэкономическая политика; конкурентная политика; торговля; таможенное регулирование; инвестиционная политика и поддержка предпринимательской деятельности; транспорт и логистика; сельское хозяйство; статистика). Наука и технологии не включены в данный перечень, но в свете вводной части документа их вполне можно отнести к иным сферам, представляющим взаимный интерес. Вместе с тем, если присмотреться к направлениям взаимодействия, соответствующих компетенции Сторон и указанных в п. 2, то среди всего прочего, можно видеть упоминание совместных исследований в сфере экономического развития, анализа макроэкономической си туации, а также указание на взаимодействие в области развития научно-технического сотрудничества и диверсификации производственной деятельности. Таким образом, перечень интересующих нас направлений достаточно широк и ориентирован на перспективу. Многообразию направлений сотрудничества коррелирует предусмотренные в п. 3 формы сотрудничества: обмен информацией и опытом, проведение конференций и т.д. Отмеченные формы в целом характерны для МНТС. Но в силу указанных нами особенностей взаимодействия ЕЭАС в лице ЕЭК и ЮНКТАД в Меморандуме не приведены все формы, например, трансфер технологий, обмен научной информацией и др.

Следует остановиться еще на одном направлении деятельности ЮНКТАД, которое имеет ценность для Союза. В частности, Конференция уделяет повышенное внимание изучению региональной интеграции, в процессах которой участвуют развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. В сущности, здесь заявляет о себе перспективное направление экспертно-аналитического сотрудничества. Такое видение расширяет содержание исследовательского и экспертно-аналитического трека взаимодействия Комиссии и Конференции, а также позволяет сформулировать вывод о том, что «...в первое десятилетие XXI в. ЮНКТАД трансформировалась в новую структуру ООН по содействию не только многостороннему сотрудничеству, но и международному региональному сотрудничеству ...» [6, с. 39]. Именно это замечание во многом объясняет включение в планы и программы сотрудничества ЕЭК и ЮНКТАД такого меганаправления взаимодействия, как экономическое сотрудничество и интеграция.

Согласно Плану сотрудничества на 2013-2015 гг. [7] предусматривалось оказание со стороны ЮНКТАД содействия региональной интеграции и устойчивому экономическому развитию посредством обмена опытом, накопленным Конференцией и ЕЭК. В План также были включены мероприятия в сфере статистики, торговли и урегулирование торговых споров, окружающая среда, изменение климата и устойчивое развитие, конкурентное законодательство и конкурентная политика. В п. 22 подраздела «Технологии и логистика» было намечено проведение мероприятий в сфере науки и технологий, в том числе расширение доступа к устойчивому использованию ИКТ. В качестве контрагента ЕЭК указан Департамент по технологиям и логистике ЮНКТАД. В п. 23 намечалось изучение опыта ЮНКТАД по вопросам научно-технического развития, диверсификации производственной деятельности, оценки эффективности реализации политики технологического развития и инноваций. Специальное место в п. 24 отведено обмену опытом по вопросам нормативного регулирования процессов, которые связаны с ИКТ в сфере госуправления и электронной коммерции. От ЕЭК стороной взаимодействия был указан Департамент информационных технологий.

Существенные организационные возможности для реализации всех пунктов Плана были связаны с предоставлением ЕЭК статуса

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

наблюдателя при ЮНКТАД. Соответствующее решение было принято на 57-й исполнительной сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД в 2013 г. Данный статус открывает перспективы для представителей ЕЭК принимать полноправное участие в дискуссиях как на самой конференции, так и в Совете, а также в рабочих органах ЮНКТАД. Это позволит получать доступ к тематическим информационным материалам и активно формировать связи с другими межправительственными структурами.

Последующей организационной основой взаимодействия стала Программа сотрудничества между ЕЭК и ЮНКТАД на 2017-2019 гг. [8]. Документ преемственным образом воспроизводит с некоторыми новыми нюансами содержание пунктов предшествующего плана. В Разделе 1 «Экономическое сотрудничество и интеграция» намечено оказание со стороны ЮНКТАД региональной интеграции в рамках ЕАЭС и устойчивому экономическому развитию посредством создания площадки для профессиональной дискуссии, в которой примут участие представители ведущих экономических интеграционных объединений и международных организаций. Интерес вызывает предусмотренная в п. 3 разработка системы индикаторов, предназначенных для оценки уровня и степени интеграции и экономического развития ЕАЭС. В п. 21 содержится перспективная формулировка, в которой отражены перспективы содействия со стороны ЮКТАД по реализации Цифровой повестки Союза. Так, намечено взаимодействие в сфере поддержки цифрового общества и проведение исследований, касающихся роли ИКТ в области цифровой трансформации экономики и решения проблемы цифрового разрыва.

Текущее взаимодействие двух органов осуществляется на основе Программы сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на 2021-2023 гг., в которой предусматривается переход на проектную основу сотрудничества [9].

К результатам сотрудничества следует отнести внесенные изменения в право Союза в сфере антимонопольного регулирования на основе использования рекомендаций и практического опыта ЮКТАД. Нельзя не упомянуть разработку международной методологии оценки интеграционного взаимодействия стран в рамках региональных объединений. Представители ЕЭК участвуют в работе группы международных экспертов в составе Рабочей группы по измерению электронной торговли и цифровой экономики по подготовке новой редакции Руководства ЮНКТАД в сфере статистики цифровой экономики.

Следует констатировать, что далеко не все направления научного и научно-технического сотрудничества оказались на сегодняшний день актуализированными. Причиной этого стало сужение направлений взаимодействия в таком документе планирования, как Основные направления международной деятельности ЕАЭС (далее - ОНМД). Так, в ОНМД на 2022 г. намечено развитие механизмов сотрудничества с ЮНКТАД по вопросам обеспечения устойчивого развития мировой экономики и экономик государств-членов, сотрудничества в сфере конкуренции и развития предпринимательства [10]. Текущую сфокусированность сотрудничества ЕАЭС и ЮНКТАД на вопросах конкуренции и антимонопольного регулирования подтверждает Доклад ЕЭК о реализации ОНМД на 2018 г. [11]. В данном документе констатировалось начало совместной работы по проведению экспертного обзора действующего конкурентного права Союза сквозь призму его соответствия лучшим мировым практикам в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования.

Если следовать тематическому руслу нашей статьи, то центральное место занимает оценка, отражающая готовность государств -членов ЕАЭС к развитию передовых технологий [12]. В основе оценки - разработанный ЮНКТАД индекс, который учитывает пять индикаторов, затрагивающих способность применять, принимать и адаптировать передовые технологии. Индекс также отражает уровень применения ИКТ, навыки и знания, НИОКР, индустриальную деятельность и возможности для финансирования. Согласно рейтингу Россия заняла 27-е место из 158 стран. По уровню же НИОКР она заняла 11-е место, по уровню навыков и знаний -28-е, по применению ИКТ - 39-е, по возможностям для финансирования - 45-е, а по индустриальной деятельности - 66-е. При сопоставлении показателей видно, что слабое место российского научно-технологического комплекса - невысокие темпы внедрения результатов НИОКР. Аналогичный вывод релевантен в отношении других стран Союза, т.к. показатели их готовности к развитию передовых технологий имеет следующий вид: Белоруссия - 59-е место, Казахстан - 62-е, Армения -83-е, Киргизия - 115-е. Данного рода ранжировка также демонстрирует технологический разрыв внутри ЕАЭС.

В заключение статьи необходимо сделать вывод о том, что международно-правовое сотрудничество ЕАЭС и ЮНКТАД в сфере науки, технологий и инноваций по своей природе есть сотрудничество агентства развития к консолидированной группой стран, в формате интеграционного объединения решающих задачу соответствия новым технологическим трендам. К субъектам взаимодействия следует отнести не только ЕЭК в лице ее департаментов, но и объекты индустриально-инновационной инфраструктуры, такие как Евразийские технологические платформы, Евразийский инжиниринговый центр и др. Роль ЕЭК в этом случае будет заключаться в выполнении координирующей функции в рамках осуществлении тех направлений взаимодействия, которые предусмотрены Меморандумом.

Библиогра фия:

1. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) (Астана, 13.05.2013). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/memorandymi/Documents/unctad_memo.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

2. Дюмулен И.И. Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 50 лет // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 8. - С. 3-17.

3. Пискулов Ю.В. Зачем России ЮНКТАД? // Международная экономика. -2018. - № 4. - С. 6-15.

4. Adachi K. UNCTAD's Work on technology Transfer and Developing Countries (28 October 2014). URL: http://wwww.wipo.int/edocs/docs/en/wipo_ip_ngo_ge_14/wipo_ip_ngo_ge_14_p3.рdf (дата обращения: 15.08.2022).

5. Taylor I., Smith K. United Nations Conference on Trade and Development. London, 2007.

6. Андреева Л.В. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как механизм содействия международной и региональной торговле в интересах экономической безопасности евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2015. - № 2. - C. 38-44.

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 октября 2013 г. № 243 «Об одобрении плана проведения мероприятий по сотрудничеству Евразийской экономической комиссии и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на 2013-2015 гг.». URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0043789/clcd_31102013_243 (дата обращения: 01.08.2022).

8. Распоряжение коллегии ЕЭК от 24 апреля 2017 г. № 36 «Об одобрении Программы сотрудничества между ЕЭК и ЮНКТАД на 2017-2019 гг.)». URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413710/clco_26042017_36 (дата обращения: 30.07.2022).

9. ЕЭК прорабатывает с ЮНКТАД программу сотрудничества до 2022 г. (30 июля 2020 г.). URL: https://www.belta.by/economics/view/eek-prorabatyvaet-s-junktad-programmu-sotrudnichestva-do-2022-goda-400761-2020 (дата обращения: 01.08.2022).

10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. № 20 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2022 год». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403310607/#1000 (дата обращения: 01.08.2022).

11. Доклад Евразийской экономической комиссии о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 г. URL: https://www.fbacs.com/articles/doklad-evraziyskoy-ekonomicheskoy-komissii-.html (дата обращения: 01.08.2022).

12. UNCTAD. Technology and Innovation Report 2021 // UNCTAD/TIR/2020. Р. 137. https://unctad.org/system/files/official-document/tir2020_en.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

References:

1. Memorandum o sotrudnichestve mezhdu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissiej i Konferenciej Organizacii Ob"edinennyh Nacij po torgovle i razvitiyu (YUNKTAD) (Astana, 13.05.2013). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/memorandymi/Documents/unctad_memo.pdf (data obrashcheniya: 01.08.2022).

2. Dyumulen I.I. Konferencii OON po torgovle i razvitiyu (YUNKTAD) 50 let // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2014. - № 8. - S. 3-17.

3. Piskulov YU.V. Zachem Rossii YUNKTAD? // Mezhdunarodnaya ekonomika. -2018. - № 4. - S. 6-15.

4. Adachi K. UNCTAD's Work on technology Transfer and Developing Countries (28 October 2014). URL: http://wwww.wipo.int/edocs/docs/en/wipo_ip_ngo_ge_14/wipo_ip_ngo_ge_14_p3.rdf (data obrashcheniya: 15.08.2022).

5. Taylor I., Smith K. United Nations Conference on Trade and Development. London, 2007.

6. Andreeva L.V. Konferenciya OON po torgovle i razvitiyu (YUNKTAD) kak mekhanizm sodejstviya mezhdunarodnoj i regional'noj torgovle v interesah ekonomicheskoj bezopasnosti evrazijskih gosudarstv // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evrazijskih gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. - 2015. -№ 2. - C. 38-44.

7. Reshenie Kollegii Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 29 oktyabrya 2013 g. № 243 «Ob odobrenii plana provedeniya meropriyatij po sotrudnichestvu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii i Konferencii OON po torgovle i razvitiyu (YUNKTAD) na 2013-2015 g.». URL:

http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0043789/clcd_31102013_243 (data obrashcheniya: 01.08.2022).

8. Rasporyazhenie kollegii EEK ot 24 aprelya 2017 g. № 36 «Ob odobrenii Programmy sotrudnichestva mezhdu EEK i YUNKTAD na 2017-2019 gg.). URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413710/clco_26042017_36 (data obrashcheniya: 30.07.2022).

9. EEK prorabatyvaet s YUNKTAD programmu sotrudnichestva do 2022 goda (30 iyulya 2020 g.). URL: https://www.belta.by/economics/view/eek-prorabatyvaet-s-junktad-programmu-sotrudnichestva-do-2022-goda-400761-2020 (data obrashcheniya: 01.08.2022).

10. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta ot 10 dekabrya 2021 g. № 20 «Ob Osnovnyh napravleniyah mezhdunarodnoj deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na 2022 god». URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/403310607/#1000 (data obrashcheniya: 01.08.2022).

11. Doklad Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii o realizacii Osnovnyh napravlenij mezhdunarodnoj deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na 2018 g. URL: https://www.fbacs.com/articles/doklad-evraziyskoy-ekonomicheskoy-komissii-.html (data obrashcheniya: 01.08.2022).

12. UNCTAD. Technology and Innovation Report 2021 // UNCTAD/TIR/2020. R. 137. https://unctad.org/system/files/official-document/tir2020_en.pdf (data obrash-cheniya: 10.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.