Дятлов С.А., Селищева Т.А., Трунин В.И.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТОРГОВЛИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу институциональных и законодательных новаций цифровой трансформации экономик Евразийского экономического союза. Дан анализ новых нормативно-правовых актов и инициатив по реализации стратегии цифровой трансформации и формированию цифровой инфраструктуры ЕАЭС: электронной торговле, защите конкуренции на цифровых рынках, обмену информацией в сфере противодействия нелегальным доходам, защите прав потребителей в евразийском регионе, новые стандарты по управлению интернетом, международной информационной безопасности и сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН.
Ключевые слова. Евразийский экономический союз, интеграция, цифровая трансформация, цифровая торговля, институты.
Dyatlov S.A., Selishcheva T.A., Trunin V.I.
INSTITUTIONAL INNOVATIONS IN ENSURING DIGITAL TRANSFORMATION AND DIGITAL TRADE IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract. The article is devoted to the analysis of institutional and legislative innovations of the digital transformation of the economy of the Eurasian Economic Union. The analysis of new regulatory legal acts and initiatives for the implementation of the digital transformation strategy and the formation of the digital infrastructure of the EAEU is given electronic commerce, protection of competition in digital markets, information exchange in the ^ field of countering illegal income, consumer protection in the Eurasian region, new standards for Internet management, international information security and cooperation between the EAEU and ASEAN.
Keywords. Eurasian economic union, integration, digital transformation, digital trade, institutions.
Введение
Набирающие в последнее время силу процессы глубинной трансформации национальных экономик и всей мировой хозяйственной системы, обусловленные цифровизацией, сетизацией, пандемическим кризисом, экологическими проблемами и обострением глобальной гиперконкуренции, в значительной
ГРНТИ 06.03.07
© Дятлов С.А., Селищева Т.А., Трунин В.И., 2021
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Селищева Тамара Алексеевна - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Виктор Иванович Трунин - доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С. А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-47-60. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 24.06.2021.
мере затронули экономики стран ЕАЭС. Целевые ориентиры развития цифровой экономики в евразийских странах обозначены в двух основополагающих документах: «Основные направления цифровой повестки дня ЕАЭС до 2025 года» и «Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», которая была принята и утверждена главами государств-участников ЕАЭС 11 декабря 2020 года.
Важнейшими задачами при проведении скоординированной политики по реализации программ цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС являются углубление интеграции, выход из пандемического кризиса, достижение устойчивого развития, повышение конкурентоспособности, повышение уровня жизни населения и обеспечение цифрового суверенитета. В конечном итоге, цифровая трансформация должна способствовать формированию цифровой гиперконкурентной экономики с развитой системой цифровых платформ и цифровых сервисов [5].
Следует отметить, что пандемический кризис оказал противоречивое влияние на экономику стран ЕАЭС и мира. С одной стороны, пандемия соу1^19 в связи с введенными локдаунами и различными ограничениями оказала негативное влияние на экономику, на доходы и качество жизни населения, на мировую торговлю. С другой стороны, она способствовала более динамичному и широкому внедрению и использованию во всех отраслях и сферах информационных технологий, электронной торговли, удаленной занятости, дистанционного образования и в целом придала дополнительную динамику развития цифровой экономике [6].
В странах ЕАЭС в настоящее время активно создается единая цифровая платформа ЕАЭС, важнейшими элементами которой являются цифровые платформы таможенного регулирования, электронной торговли, управления инфраструктурой, обеспечения цифрового суверенитета и информационной безопасности стран ЕАЭС [7]. Материалы и методы
В 2021 году разработан и принят ряд институционально-правовых новелл, которые направлены на формирование законодательных основ цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС. Важнейшими направлениями интеграционного евразийского сотрудничества являются таможенное регулирование и электронная торговля. Сформирован пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС и Договор о ЕАЭС, определяющих базовые основы для таможенного и технического регулирования электронной торговли в ЕАЭС. В целях реализации «Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года» начата разработка «дорожной карты» по созданию необходимых институционально-организационных условий развития электронной торговли в ЕАЭС, а также развитию электронной торговли стран ЕАЭС с остальным миром. С июля 2021 года в странах ЕАЭС начнется проведение пилотных проектов в области электронной торговли.
Механизмы обеспечения контроля за соблюдением прав потребителей будут определены в рамках «дорожной карты» по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли, деятельности иностранных торговых площадок на территории ЕАЭС, обеспечения безопасности потребителей стран ЕАЭС при покупке товаров в иностранных интернет-магазинах. ЕЭК планирует подготовить ряд нормативных актов и документов по внедрению цифровых сервисов, которые должны быстро и объективно разрешать потребительские споры торговых участников Союза [2].
Важнейшими задачами являются гармонизация законодательства, оборота данных и правил сотрудничества при реализации совместных проектов цифровой трансформации стран ЕАЭС. Особое значение имеет совершенствование цифрового технического регулирования в странах ЕАЭС, включающего цифровизацию процессов разработки технических регламентов, международных и региональных стандартов и сервисов в сфере технического регулирования. Проект планируется реализовать в пять этапов до 2023 года. В дальнейшем евразийская платформа сервисов технического регулирования может стать основной для формирования цифровой системы качества продукции в странах ЕАЭС.
Особенно важное значение имеет обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности России и стран ЕАЭС. Основы российской государственной политики в области информационной безопасности с учетом новых угроз определены в Указе Президента РФ от 12 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» [1]. В марте 2021 года на Российско-Индонезийском бизнес-форуме «Цифровая экономика и инвестиционные возможности в туризме», организованном
Минэкономразвития России совместно с Посольством Индонезии в России, было отмечено, что у российских компаний богатый опыт в области технологий информационной безопасности, «умных» городов и искусственного интеллекта, которым Россия готова делиться c другими евразийскими странами [11].
Основные результаты
Следует учитывать, что в ХХ1 веке возник новый вид конкуренции - глобальной инновационно-цифровой конкуренции. Гиперконкуренция характеризуется появлением на локальных, отраслевых, региональных, национальных и мировых рынках глобальных цифровых гиперконкурентов. Субъектами и аттракторами цифровой конкуренции являются крупнейшие цифровые компании мира. К цифровым гиперконкурентным компаниям можно отнести крупнейшие транснациональные компании, интернет-провайдеры (например, Google, Microsoft, Amazon, IBM, Apple, Intel, Samsung и др.). Цифровые гиперконкурентные компании, контролирующие во многом мировой интернет-трафик и устанавливающие правила поведения в социальных и бизнес-сетях, могут осуществлять действия против конкурентов с целью получения рыночного и информационного превосходства.
В настоящее время существует цифровое отставание (цифровой разрыв) между глобальными гиперконкурентами и странами ЕАЭС. Объектами гиперконкурентной борьбы являются и страны ЕАЭС. Поэтому важнейшей задачей успешной цифровой трансформации является скоординированное международным сообществом управление Интернетом, глобальной киберсредой. В 2021 году состоялся международный Форум по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF), который является ведущим международным мероприятием по обсуждению проблем развития Интернет, цифровых технологий, он объединяет представителей государств, бизнеса, общественных организаций и экспертов.
В работе Форума приняли участие представители цифровых ведомств России, Польши, Эстонии, Швейцарии, а также руководство компаний Google, Microsoft и других цифровых российских и международных компаний. Вопросы, посвященные координации усилий международного сообщества по управлению глобальным киберпространством и обеспечением информационной безопасности, становятся одними из главных в цифровой повестке стран ЕАЭС.
Министерство цифрового развития России предложило соответствующим структурам ООН разработать новые стандарты по управлению интернетом. Так, Замглавы Минцифры России М. Паршин выступил на Форуме и предложил ООН определить структуру, ответственную за разработку и внедрение правовых норм и стандартов в области управления интернетом, единых подходов к обеспечению безопасности, прав и свобод, защиты персональных данных, меры по борьбе с распространением дезинформации. В качестве такой структуры предложен Международный союз электросвязи. [10].
Евразийская экономическая комиссия расширяет сотрудничество в сфере цифровой трансформации с партнерами ЕС. Министр по торговле ЕЭК А. Слепнев на онлайн встрече с директорами Европейского банка реконструкции и развития отметил направления сотрудничества: поддержка перехода к низкоуглеродной экономике, ускорение цифровизации, устранение нетарифных барьеров, развитие зеленых технологий и др. [8].
О готовности начать работу по заключению соглашения «О преференциальном торговом режиме между ЕАЭС и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)» министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК С. Глазьев заявил на бизнес-диалоге «ЕАЭС - АСЕАН», который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2021 года. Генеральный секретарь АСЕАН Дато Лим Джок Хой отметил, что цифровизация и устойчивый рост являются ключевыми направлениями в постпандемическом восстановлении экономик, и они составляют стратегическую основу будущего развития.
О роли экспертно-аналитического сопровождения сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН рассказал ректор СПбГЭУ И. Максимцев, который отметил важность гуманитарной составляющей этого диалога и подчеркнул, что университеты должны стать интеграторами экспертной работы и создать общую платформу для поддержки предприятий стран ЕАЭС и АСЕАН [4].
Антимонопольный блок ЕЭК 25 мая 2021 года представил обзор «Конкурентное (антимонопольное) регулирование на цифровых рынках», в котором обобщил практику зарубежных и национальных антимонопольных органов по пресечению нарушений на цифровых рынках. Коллегия ЕЭК рекомен-
довала антимонопольным структурам и структурам по защите конкуренции стран ЕАЭС руководствоваться данным документом при выявлении и пресечении антиконкурентных действий на цифровых рынках и при совершенствовании правовых механизмов защиты конкуренции в странах ЕАЭС [12].
Одно из центральных мест в повестке ЕЭК в последнее время занимают вопросы поддержки отраслей, бизнеса и населения стран ЕАЭС в условиях пандемического кризиса. Вопросы преодоления негативных последствий пандемии COVID-19 для защиты прав и здоровья потребителей стали темой обсуждения Евразийской экономической комиссии и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В мероприятии приняли участие более 200 участников из 50 стран мира, в том числе ЕАЭС, СНГ, а также Всемирной организации здравоохранения. Были намечены новые направления сотрудничества ЕЭК и ЮНКТАД, важнейшим из которых является выработка общих подходов к защите прав потребителей в электронной торговле. Запущен единый информационный портал «Защита прав потребителей в ЕАЭС», который стал «навигатором» для потребителей, помогающим разобраться в проблемной ситуации [9].
Члены Высшего Евразийского экономического совета подписали «Соглашение об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС». Обмен информацией происходит по запросам органов государств ЕАЭС, ответственных за формирование соответствующих баз данных. Соглашение направлено на обеспечение реализации в государствах-членах Союза требований рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) [3].
Заключение
Совместные усилия стран евразийского экономического пространства по преодолению последствий пандемического кризиса во многом были направлены на активизацию процессов массовой цифрови-зации и сетизации всех сфер и отраслей экономики. Создание необходимой институциональной и нормативно-законодательной базы цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС является основой для создания новый точек устойчивого роста, успешной реализации интеграционных проектов в области создания единого информационного пространства, цифровой инфраструктуры, электронной торговли, управления киберпространством и информационной безопасности.
Успешная реализация «Основных направлений цифровой повестки дня Евразийского экономического союза до 2025 года» зависит от создания единых нормативных правил развития цифровой экономики, гармонизации законодательства стран ЕАЭС в области цифровой трансформации и их сопряжения с международным цифровым законодательством. Новые институционально-правовые инициативы и акты цифровой трансформации и цифровой торговли должны обеспечить высокую динамику и устойчивое развитие экономик стран ЕАЭС. Благодарности
Исследование выполнено при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности».
2. В ЕАЭС будут определены права и обязанности участников электронной торговли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-budut-opredeleny-prava-i-obyazannosti-uchastnikov-elektronnoj-torgovli (дата обращения 12.06.2021).
3. Главы государств ЕАЭС приняли решение о подписании Соглашения по обмену информацией в сфере противодействия нелегальным доходам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.egov.itmo.ru/20_12_14. html (дата обращения 15.04.2021).
4. Глазьев Сергей заявил о возможности преференциального торгового режима между ЕАЭС и АСЕАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/sergej-glazev-zayavil-o-vozmozhnosti-preferentsialnogo-torgovogo-rezhima-mezhdu-eaes-i-asean (дата обращения 12.06.2021).
5. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 133 с.
6. Дятлов С.А., Лобанов О.С. Влияние КОВИД-пандемии на развитие цифровой экономики // Инновации. 2021. № 1. С. 30-37.
7. Дятлов С.А., Трунин В.И. Формирование институционально-правовых основ цифровой трансформации стран ЕАЭС // Известия СПбГЭУ. 2021. № 3. С. 43-47.
8. ЕЭК готова взаимодействовать с ЕБРР по вопросам зеленой повестки и цифровой трансформации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/andrey-slepnev-eek-gotova-vzaimodeystvovat-s-ebrr-po-voprosam-zelenoy-povestki-i-cifrovoy-transformacii (дата обращения 12.06.2021).
9. ЕЭК и ЮНКТАД выработают общие подходы к защите прав потребителей в евразийском регионе, в том числе в электронной торговле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/eek-i-yunktad-vyrabotayut-obschie-podhody-k-zaschite-prav-potrebitelej-v-evrazijskom-regione-v-tom-chisle-v-elektronnoj-torgovle (дата обращения 12.06.2021).
10. Минцифры России предложило ООН разработать новые стандарты по управлению интернетом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/40202 (дата обращения 15.04.2021).
11. Минэкономразвития: Россия готова делиться технологиями информационной безопасности с другими странами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gov.cnews.ru/news/line/2021-03-17_minekonomrazvitiya_ rossiya (дата обращения 15.04.2021).
12. Страны ЕАЭС будут пресекать антиконкурентные действия на цифровых рынках с учетом рекомендации ЕЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/strany-eaes-budut-presekat-antikonku-rentnye-dejstviya-na-tsifrovyh-rynkah-s-uchetom-rekomendatsii-eek-- (дата обращения 29.05.2021).