Дятлов С.А., Трунин В.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ СТРАН ЕАЭС
Аннотация. Статья посвящена определению приоритетных задач и институционально-правовых основ цифровой трансформации экономик стран Евразийского экономического союза. Дана характеристика новых нормативно-правовых актов, которые являются важнейшими элементами формирующегося институционально-организационного механизма цифровой трансформации отраслей и сфер экономики стран ЕАЭС. Дан анализ ряда новых элементов интеграционной структуры цифровой экономики ЕАЭС: единая цифровая платформа государственных услуг; интегрированная информационная система; цифровые сервисы координации и регулирования в сфере интеллектуальной собственности, цифрового технического регулирования, электронного документооборота; цифровая логистическая и транспортная инфраструктура; электронный обмен таможенной информацией между странами ЕАЭС. Сделан вывод о том, что успешная реализация интеграционных институционально-правовых инноваций должно обеспечить получение интеграционных синергетических эффектов и цифровых дивидендов для всех участников ЕАЭС.
Ключевые слова. Цифровая трансформация, Евразийский экономический союз, приоритеты, интеграция, институты.
Dyatlov S.A., Trunin V.I.
FORMATION OF THE INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EAEU COUNTRIES
Abstract. The article is devoted to the definition of priority tasks and institutional and legal foundations of digital transformation of the economies of the Eurasian Economic Union. The article describes the new regulatory and legal acts that are the most important elements of the emerging institutional and organizational mechanism of digital transformation of industries and spheres of the economy of the EAEU countries. The analysis of a number of new elements of the integration structure of the digital economy of the EAEU is given: unified digital platform for public services; integrated information system; digital services for coordination and regulation in the field of intellectual property, digital technical regulation, electronic document management; digital logistics and transport infrastructure; electronic exchange of customs information between the EAEU countries. It is concluded that the successful implementation of integration institutional and legal innovations should ensure the receipt of integration synergetic effects and digital dividends for all participants of the EAEU.
Keywords. Digital transformation, the Eurasian economic Union, priorities, integration, institutions.
ГРНТИ 06.03.07 © Дятлов С. А., Трунин, 2021
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Виктор Иванович Трунин - доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-47-60. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 28.04.2021.
Введение
Происходящие в последние годы социально-экономические преобразования экономики России и экономик большинства стран мира характеризуются масштабной цифровой трансформацией, направленной на достижение долгосрочного устойчивого развития. Данная цифровая трансформация сопровождается обострением противоречий, ростом финансово-экономических и геополитических рисков и неопределенности, усилением глобальной гиперконкуренции.
Происходит глубинная трансформация старых институтов и формирование новых национальных, межрегиональных и глобальных институтов координации и регулирования. Определение приоритетов, формирование новых институтов и механизмов цифровой трансформации экономик, которое осуществляется в рамках «Основных направлениях цифровой повестки дня Евразийского экономического союза до 2025 года» является ключевым фактором экономического роста и углубления интеграционного сотрудничества стран ЕАЭС и других стран евразийского экономического пространства.
Интеграционные проекты в ЕАЭС
В последние годы пространственные границы ЕАЭС стали расширяться как за счет увеличения интеграционного цифрового пространства, так и за счет реализации межгосударственных евразийских проектов, например «Один пояс - Один путь» [13], а также за счет присоединения к Союзу целого ряда новых стран в статусе наблюдателей. Так, в 2020 году к ЕАЭС в статусе наблюдателей присоединились Куба и Узбекистан. Еще одним потенциальным кандидатом на присоединение к ЕАЭС является Таджикистан. В 2021 году об участии в ЕАЭС заявил Иран, руководство которого начало переговоры с руководящими органами ЕАЭС о поэтапном присоединении к Союзу.
Новые возможности открываются в процессе сопряжения проектов цифрового развития стран ЕАЭС и межрегионального проекта «Цифровой Шелковый путь [17]. Большие перспективы открываются в связи с активизацией всестороннего сотрудничества стран ЕАЭС с участниками нового крупного межрегионального проекта - соглашения о создании зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство», которое было подписано в 2020 году во время саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В этом соглашении участвуют 15 стран АТР и АСЕАН, включая Австралию, Вьетнам, Китай, Новую Зеландию, Сингапур, Южную Корею, Японию и другие страны [1].
Важнейшую роль в осуществлении масштабной цифровой трансформации и развитии цифровых интеграционных платформ призвана сыграть «Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», утвержденная главами государств-участников ЕАЭС 11 декабря 2020 года. Успешная реализация данной стратегии, создание единого цифрового пространства и проведение скоординированной политики по реализации национальных программ цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС должны обеспечить достижение целей их устойчивого развития: выход из пандемического кризиса, достижение устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности, повышение уровня жизни населения, получение интеграционных синергетических эффектов и цифровых дивидендов [4].
Для реализации этих целей необходимо создание новой цифровой технологической и институционально-организационной инфраструктуры, масштабируемой во всех странах ЕАЭС с учетом специфики их развития. В странах ЕАЭС и других странах евразийского региона разработаны и приняты национальные программы цифровой трансформации экономики. Общим базовым элементом этих программ является создание интегрированной цифровой платформы ЕАЭС, включающей цифровых платформы управления инфраструктурой, обеспечения цифрового суверенитета и информационной безопасности стран ЕАЭС. Реализация программ цифровой трансформации стран ЕАЭС базируется на создании комплексной межгосударственной системы постоянного мониторинга, сбора, сопоставимости, обмена и анализа больших данных, включающая перечень взаимосвязанных показателей и индикаторов цифровой трансформации государств ЕАЭС.
Важнейшими задачами являются создание единой цифровой платформы государственных услуг, интеграция национальных цифровых систем государств ЕАЭС, которая предполагает введение единых и сопоставимых стандартов данных и показателей, направленных на повышение эффективности управления общей инфраструктурой, снятие административных и таможенных ограничений во взаимной торговле, формирование полноценных цифровых транспортных коридоров. Базовым элемен-
том скоординированной цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС является создание единой евразийской цифровой платформы управления, которая призвана повысить согласованность, координацию принимаемых решений и эффективность экономик стран-участниц ЕАЭС.
Премьер-министр России М. Мишустин в своем выступлении в феврале 2021 года на пленарном заседании международного форума «Almaty Digital Forum 2021» подчеркнул, что цифровая перезагрузка экономик государств-участников ЕАЭС сегодня является главным приоритетом, и что ее важнейшим элементом является создание и запуск Единой цифровой платформы [7]. Это предполагает создание и внедрение единых цифровых систем электронного оборота, учета и идентификации, взаимного признания электронной подписи, единых правил защиты интеллектуальной собственности, оптово-распределенных центров, экосистемы цифровых транспортных коридоров и др. Реализация интегрированной цифровой системы ЕАЭС
В настоящее время идет активная работа по созданию интегрированной информационной системы ЕАЭС. Так, Евразийская экономическая комиссия с целью реализации решения Совета ЕЭК в ноябре 2020 года объявила конкурс, провела прием заявок для определения исполнителя по проведению комплексной технической экспертизы интегрированной информационной системы ЕАЭС, которая представляет собой геораспределенную цифровую платформу, обеспечивающую эффективное взаимодействие координирующих органов управления стран ЕАЭС [8]. Другим базовым компонентом цифровой трансформации стран ЕАЭС является развитие промышленной кооперации в высокотехнологичных отраслях, о чем в своем выступлении 5 февраля на «Almaty Digital Forum 2021» заявил глава Коллегии ЕЭК М. Мясникович [11].
Важное место в цифровой повестке занимает цифровое преобразование отдельных отраслей и сфер экономик стран ЕАЭС. Так, 22 апреля 2021 года в Евразийской экономической комиссии в ходе научно-практической он-лайн сессии «Металлургия ЕАЭС: инновационное развитие и перспективные технологии» прошло обсуждение перспектив и программ инновационного развития металлургии, использования передовых технологий, автоматизации и цифровизации производственных процессов и сырьевого обеспечения металлургической отрасли, а также внедрения электронного документооборота и технологии RPA. В работе сессии приняли участие члены Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК, представители уполномоченных органов, научных и деловых кругов, ведущих металлургических предприятий государств ЕАЭС [10].
Особое внимание уделяется технико-экономическому и нормативно-законодательному регулированию в области защиты прав интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС и их сопряжению с международным законодательством и правилами Всемирной организации интеллектуальной собственности. Евразийская экономическая комиссия и исполком СНГ реализуют комплекс мер по реализации «Меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполкомом СНГ в сфере интеллектуальной собственности», который был подписан 27 ноября 2018 года [9].
Коллегия Комиссии ЕЭК одобрила проект решения Совета о реализации проекта «Цифровое техническое регулирование Евразийского экономического союза», который был разработан офисом управления инициатив совместно с департаментом информатизации и технического регулирования ЕЭК при участии заинтересованных органов и организаций государств-членов ЕАЭС. Реализация проекта предполагает создание экосистемы на базе цифровой платформы, обеспечивающей на основе единых цифровых стандартов и регламентов в сфере технического регулирования интеграцию национальных цифровых сервисов в области технического регулирования, цифровизацию процессов проектирования, производства и продвижения продукции на рынок. Реализацию данного проекта, интегрированного в структуру единой информационной системы ЕАЭС, предполагается осуществить в 2023 году [6].
ЕЭК в координации с уполномоченными представителями стран ЕАЭС ведет работу по разработке механизма и регламента перехода на электронные формы разрешительных документов в сфере оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе [2]. В марте 2021 года разработана поправка в «Договор о Евразийском экономическом союзе в сфере технического регулирования», в которой регламентированы условия перехода на электронные формы разрешительных документов в сфере оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе.
Важным направлением интеграционного сотрудничества является создание цифровой логистической и транспортной инфраструктуры стран ЕАЭС. В настоящее время началась реализация интегра-
ционного проекта «Цифровые транспортные коридоры ЕАЭС», который является важнейшим приоритетом реализации цифровой повестки ЕАЭС, что отражено в решении Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12. Экосистема цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК) представляет собой открытую цифровую среду обмена логистической информацией, включает набор государственных и частных цифровых платформ и информационных систем. Цифровая транспортная экосистема включает ряд базовых элементов и предполагает: разработку единых стандартов для транспортно-логистических сервисов; создание цифровой интегрированной системы контроля и надзора; интегрирует информацию о транспортных средствах, экипаже, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки; собирает и анализирует данные о технологических и транспортных операциях. На первом этапе создания ЭЦТК предполагается сформировать перечень приоритетных сервисов, разработать нормативные правовые акты и механизмы дальнейшей реализации и масштабирования проекта [14].
Межправительственный совет ЕАЭС утвердил «Концепцию развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств ЕАЭС», в которой определены цели, задачи, этапы и основные направления развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска стран ЕАЭС [5]. Идет также проработка возможностей создания цифровых транспортных коридоров со странами Европейского союза: член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии А. Слепнев обсудил с Чрезвычайным и полномочным послом Финляндии в РФ А. Хелантеря вопрос масштабирования опыта создания цифровых транспортных коридоров [12].
В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, евразийские страны ориентированы на создание новых коридоров и более полную реализацию транзитного и логистического потенциалов. С 23 по 26 февраля 2021 года прошла 83-я сессия Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, которая прошла с участием руководителей транспортных ведомств и международных транспортных организаций различных стран мира, включая государства Евразийского экономического союза, а также департамента по энергетике и инфраструктуре ЕЭК. Одной из основных тем обсуждения было «достижение надежной связанности в интересах устойчивого восстановления и экономического роста в период после СОУГО-19». Комиссия ЕЭК совместно с транспортными министерствами завершила подготовку проекта «дорожной карты» по реализации транспортной политики ЕАЭС на 2021-2023 годы [3].
Увеличение взаимной торговли в странах ЕАЭС может быть достигнуто за счет обеспечения беспрепятственного перемещения транспортных средств посредством цифрового взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Идет активная работа по поэтапной реализации создания механизма электронного обмена таможенной информацией между таможенными органами стран ЕАЭС, а также с таможенными структурами других евразийских стран. Так, взаимодействие по электронному обмену информацией активно развивают таможенные службы стран ЕАЭС и Вьетнама [15].
Заключение.
Основой цифровой трансформации должны стать общие межгосударственные, межсекторальные и межфирменные бизнес-процессы. Потребуется установить более строгие требования к доступности, масштабируемости и безопасности, чтобы обеспечить непрерывную и эффективную работу интеграционных механизмов. Цифровая платформа трансграничных электронных государственных закупок должна обеспечивать функции электронной подачи заявок на основе использования электронных счетов и обмен электронными документами о закупках между правительством, бизнесом, гражданами с одной страны и поставщиками другой страны.
Время, сроки, условия совершения и стоимость государственных закупок могут быть значительно сокращены, а эффективность и прозрачность решений, принимаемых по закупкам и присуждению контрактов, должны быть увеличены. Особое внимание следует уделить разработке программы взаимодействия ЕАЭС с целью содействия появлению технологически и организационно совместимых сервисов, протоколов и стандартов цифрового взаимодействия. Широкое распространение в 2020 году пандемии коронавируса стало главной угрозой для экономик стран ЕАЭС и других стран мира. Поэтому важнейшей задачей является цифровизация социальной сферы, сферы здравоохранения, создание гибкой и эффективной системы е-НеакЬ в масштабах отдельных стран и ЕАЭС в целом.
В итоге реализации цифровой повестки ЕАЭС по основным направлениям до 2025 года [16], институциональные цифровые инновации должны привести к повышению конкурентоспособности, получению интеграционных синергетических эффектов и цифровых дивидендов, а также обеспечить более широкое применение электронных международных транзакций для граждан, бизнеса и государственных структур в странах ЕАЭС и формирование единой, интегрированной зоны свободной торговли в Евразийском регионе. Благодарности
Исследование выполнено при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Азии создали крупнейшую в мире зону свободной торговли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2020/5fb0bdb69a7947d5289e28e9?from=newsfeed (дата обращения 15.02.2021).
2. В ЕАЭС идет работа по переходу на электронные формы разрешительных документов в сфере оценки соответствия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-idet-rabota-po-perehodu-na-elektronnye-formy-razreshitelnyh-dokumentov-v-sfere-otsenki-sootvetstviya- (дата обращения 10.04.2021).
3. В условиях пандемии евразийские страны ориентированы на реализацию транзитного и логистического потенциалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/v-usloviyah-pandemii-evrazijskie-strany-orientirovany-na-realizatsiyu-tranzitnogo-i-logisticheskogo-potentsialov (дата обращения 10.04.2021).
4. Дятлов С.А., Трунин В.И. Эффекты интеграции в условиях цифровой трансформации экономик стран Евразийского экономического союза // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 28-35.
5. ЕАЭС запустит электронный оборот документов в морских портах. ЕЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/eaes-zapustit-elektronnyj-oborot-dokumentov-v-morskih-portah (дата обращения 19.03.2021).
6. ЕАЭС оцифрует техрегулирование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/ eaes-otsifruet-tehregulirovanie (дата обращения 19.03.2021).
7. Единая цифровая платформа повысит эффективность экономик стран-участниц ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/edinaa-cifrovaa-platforma-povysit-effektivnost-ekonomik-stran-ucastnic-eaes-26833 (дата обращения 19.03.2021).
8. ЕЭК запускает конкурс на проведение экспертизы интегрированной информационной системы Союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/05-11-2020-02.aspx (дата обращения 19.03.2021).
9. ЕЭК и Исполком СНГ проведут совместные мероприятия в сфере интеллектуальной собственности в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/eek-i-ispolkom-sng-provedut-sovmestnye-meropriyatiya-%20v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti-v-2021-godu (дата обращения 19.03.2021).
10. Инновационное развитие и перспективные технологии в металлургии ЕАЭС обсудят в ЕЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/innovatsionnoe-razvitie-i-perspektivnye-tehnologii-v-metallurgii-eaes-obsudyat-v-eek (дата обращения 19.03.2021).
11. Михаил Мясникович призвал развивать в ЕАЭС промышленную кооперацию в высокотехнологичных отраслях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.egov.itmo.ru/21_02_05-2.html (дата обращения 19.03.2021).
12. Состоялась встреча члена Коллегии (министра) по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева с Чрезвычайным и полномочным послом Финляндии в РФ Антти Хелантеря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.egov.itmo.ru/21_01_27_1.html (дата обращения 19.03.2021).
13. Селищева Т.А., Селищев А.С. Страны ЕАЭС в условиях сопряжения с инициативой КНР «Один пояс - Один путь»// Проблемы современной экономики. 2020. № 2 (74). С. 12-17.
14. Список приоритетных сервисов для экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС выходит на финальную стадию согласования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/20-11-2020-02.aspx (дата обращения 19.03.2021).
15. Таможенные службы стран ЕАЭС и Вьетнама углубляют взаимодействие по электронному обмену информацией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/tamozhennye-sluzhby-stran-eaes-i-vetnama-uglublyayut-vzaimodejstvie-po-elektronnomu-obmenu-informatsiej (дата обращения 19.03.2021).
16. Цифровая повестка ЕАЭС: 2025 / Евразийская экономическая комиссия. М., 2019. 199 с.
17. Чжан Ваньтин, Селищева Т. А., Дятлов С. А. Цифровой Шелковый путь как форма сопряжения Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс-Один путь» // Проблемы современной экономики. 2021. № 1 (77). С. 14-19.