УДК (470.316)336
Н. А. Батаева
Перспективы лизинга как эффективного инструмента инвестирования в инновационную деятельность Ярославской области
Применение схем лизинга субъектами РФ и коммерческими организациями имеет большое значение в инновационной деятельности Ярославской области, поскольку лизинг является действительно эффективным инструментом стимулирования финансово-экономических отношений. Приведены статистические данные, свидетельствующие о развитии приоритетных отраслей экономики. Описаны факторы, способствующие развитию лизинга и сдерживающие его. Сформулированы управленческие рекомендации использования лизинга как эффективного инструмента инвестирования.
Ключевые слова: лизинг, инновации, инновационная деятельность, налоговые льготы, Ярославская область, бюджет, спецтехника.
N. А. Bataeva
Leasing Prospects as an Effective Tool of Investment in the Innovative Activity of the Yaroslavl Region
The use of leasing schemes by the subjects of the Russian Federation and the commercial organizations is of great importance in the innovative activity of the Yaroslavl region as leasing is really an effective tool in stimulating financial and economic relations. The statistical data testifying the development of the foreground branches of economy are represented. The factors promoting the development of leasing and restraining it are described. Administrative recommendations of leasing use as an effective tool of investment are formulated.
Keywords: leasing, innovations, innovative activity, tax privileges, Yaroslavl region, the budget, a special equipment.
Вопросы по созданию инновационной идеи замыкаются на проблеме поиска источников финансирования. Описано значение лизинга как эффективного инструмента финансирования. Приведены факторы, способствующие развитию лизинга и сдерживающие его. Сформулированы управленческие рекомендации использования лизинга как эффективного инструмента инвестирования.
Актуальность лизинга в инновационной деятельности, на наш взгляд, объясняется, во-первых, ограниченностью финансово-кредитных ресурсов для развития инновационной деятельности; во-вторых, полезностью лизинга как вида экономической деятельности; в-третьих, необходимостью создания эффективных форм финансирования, сопровождающего каждый этап инновационного процесса.
Под инновационной деятельностью понимается практическое использование результатов научно-технического, научного, интеллектуального результата. В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей инновационного процесса, который
включает инвестиционную деятельность, этапы жизненного цикла инноваций, финансирование новых разработок и обеспечивает успешное функционирование предприятия.
При создании, апробации и реализации инновационной идеи, какую бы эффективность она не прогнозировала в будущем, актуальна проблема финансового обеспечения.
По данным Росстат, в 2009 г. государство потратило на финансирование различных инновационных проектов 1,15 трлн руб. Из них: 384 млрд - прямые инвестиции в исследования и разработки, 766 млрд - инновационные затраты госкомпаний. Эта сумма практически вдвое превышает затраты на аналогичную отрасль в США, где в прошлом году вложили в инновации 17,6 млрд долл. Россия - 38 млрд долл., причем официально отчиталась о 50 запущенных проектах. Аналогичный официальный отчет США - 2795 проектов. То есть эффективность наших вложений в инновации, по сравнению с США, 1 к 112. Такой низкий результат по реализации инновационных проектов вовсе не означает, что в России их нет. По данным НАИРИТ, база россий-
© Батаева Н. А., 2010
ских инновационных компаний включает 8-10 тыс. проектов. Таким образом, с одной стороны, правительство России проявляет заинтересованность в выдвижении и реализации инновационных проектов, с другой - очевидны результаты неэффективной работы по развитию инновационного процесса [4].
В настоящее время в Ярославской области инновационная деятельность испытывает потребность в финансировании. Как отмечается в «Стратегии развития Ярославской области до 2030 года», в Ярославской области до октября 2008 г. не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом [3].
Департамент экономического развития Ярославской области утвердил целевую программу «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на 2009-2011 гг., для реализации которой определена потребность в финансовых ресурсах (таблица 1).
Таблица 1
Общая потребность бюджета Ярославской области
в финансовых ресурсах для реализации программы
Для реализации данной программы необходимо эффективно использовать выделенные областному бюджету средства. Экономика Ярославской области обладает основными факторами конкурентоспособности для реализации инновационной стратегии национального развития и по инновационному потенциалу оценивается достаточно высоко. В области сложился значительный научно-образовательный комплекс. Сочетание имеющегося производственного и научно-технического потенциала с высококвалифицированной рабочей силой, с богатой природно-ресурсной базой дает в совокупности уникальные конкурентные преимущества. Наиболее наукоемкими в Ярославской области являются ма-
шиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
По данным [4], в 2009 г. объем иностранных инвестиций в Россию упал на 21 % по сравнению с притоком в 2008 г. Даже в случае значительного увеличения иностранные инвестиции не способны удовлетворить инвестиционные потребности Ярославской области. Утолить инвестиционную потребность можно за счет преимущественного использования внутренних инвестиций, причем интенсивным способом, качественно изменяя подход к использованию ресурсов.
На наш взгляд, в качестве эффективного источника финансирования инновационных программ в Ярославской области может выступить лизинг. Среди основных факторов, стимулирующих развитие лизинга и отдающих ему предпочтение, отметим следующие:
- возможность использовать налоговые льготы при отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции. Налог на имущество (2,2 %) и налог на прибыль (20 %) снижается в разы, так как используется коэффициент ускорения до 3-х, если основное средство (машины, оборудование, спецтехника и проч.) относится к четвертой и выше амортизационной группе;
- предприятию нет необходимости оплачивать полностью за один раз стоимость оборудования, тогда как выплата лизинговых платежей, включая стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода (как правило, до 5 лет);
- лизинг значительно упрощает процедуру рассмотрения инвестиционного проекта с минимальными затратами времени и минимально необходимыми и простыми требованиями, такими как минимальный пакет документов и доступные условия финансирования. Простой перечень документов, быстрота принятия лизинговой компанией решения о финансировании капитальных вложений, мобильность и прочие технические моменты делают сделки по лизингу проще, чем сделки по ссуде;
- высокие процентные ставки по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
- ограниченность бюджетных средств, жесткие условия предоставления бюджетного финансирования и сложности при прогнозировании объема и сроков финансирования.
Проблема развития инновационных программ в условиях ограниченности бюджетных средств и жестких требований государственной финансовой поддержки на сегодняшний день стоит
Наименование ресурсов Единица измерения Потребность
всего в том числе по годам
2009 2010 2011
Финансовые ресурсы:
областной бюджет млн руб. 267,555 27,980 58,600 180,975
Перспективы лизинга как эффективного инструмента инвестирования в инновационную деятельность Ярославской области
особенно остро. Приведем пример: к инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:
- право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20 % от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;
- срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);
- государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
- инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы [1].
Зачастую предприятия не имеют возможности или вообще не способны выполнить данные условия по тем или иным обстоятельствам в кратчайшие сроки.
Лизинговые же компании предъявляют минимальные требования к лизингополучателям, при этом учитываются ликвидность имущества, конъюнктура и риски сектора экономики, к которому принадлежит компания.
Для региональных и федеральных бюджетов значение лизинга также велико.
Во-первых, использование схем лизинга стимулирует и развивает экономическую и деловую активность в регионе: создаются новые рабочие места, расширяются и увеличиваются производства, пополняются бюджеты за счет налогов и т. д. Работа лизинговых компаний способствует созданию новых рабочих мест, а значит, позволяет использовать в полной мере научно-образовательный потенциал молодых кадров.
На сегодняшний день, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), самая пугающая цифра - показатели по «утечке мозгов». В 2006 г. из страны за рубеж (в основном в США) уехали 6200 молодых ученых, представляющих интерес для инновационной отрасли. После того
как в 2007-2008 гг. объявили инновационную программу, было зафиксировано падение оттока кадров за границу (до 4700 чел. - в 2007 г., до 3400 чел. - в 2008-м). В 2009 г. зафиксирован резкий рост отъезжающих за границу молодых ученых (6100 человек): мы опять вернулись к прежними цифрам оттока [4]. Сложившаяся ситуация в приведенном примере связана и с проблемой контроля целевого назначения денежных средств.
Во-вторых, функции контроля за целевым назначением и эффективностью использования заемных средств на реализацию инновационных проектов в значительной мере передаются лизинговым компаниям, которые с большой ответственностью подходят к анализу рисков целевого финансирования инновационных проектов, используя целый спектр инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
В-третьих, лизинг способствует увеличению объемов производства и создает возможность для роста экономического благосостояния региона.
Высокая эффективность лизингового сектора, его способность привлекать долгосрочные ресурсы обусловлена различными способами управления рисками лизинговых компаний. Лизинговые компании используют все возможные способы покрытия рисков, особенно при реализации крупных проектов: аванс, поручительства физических и юридических лиц, дополнительное залоговое обеспечение, гарантия обратного выкупа от поставщика и прочее.
Несмотря на высокий инвестиционный потенциал, Ярославская область за период с 1999 по 2005 г. занимает невысокие позиции по объему инвестиций (всего лишь 27-е место). На наш взгляд, значительным препятствием для развития рынка лизинга как в Ярославской области, так и в России в целом являются макроэкономические показатели: нестабильная политическая обстановка в стране, коррумпированность российской экономики, низкий доход на душу населения, неразвитость вторичных рынков оборудования. Кроме того, проанализировав факторы, влияющие на развитие лизингового рынка Ярославской области, можно отметить следующие ключевые аспекты, определяющие тенденции развития и роста рынка инноваций:
1. В основе развития лизингового рынка лежит развитие надежных, с точки зрения инвестора, сегментов рынка. Понятно, что если в отрас-
ли наблюдается кризис, с деньгами действительно сложно, то даже кредитные деньги вряд ли помогут. На сегодняшний день такая ситуация наблюдается в строительном бизнесе. Строительные компании оказались в ситуации, когда нестабильная макроэкономическая ситуация существенно повлияла на ценовую политику компаний, не удовлетворяющую заказчиков и не соответствующую их экономическим возможностям. В результате наблюдается цепная реакция, негативно сказывающаяся в той или иной мере на весь сегмент строительства. Другое дело, коммерческий транспорт, главным образом, специализирующийся на грузоперевозках. Сегмент грузоперевозок находится на достаточно высоком уровне по объему приобретаемого транспорта. Стоит отметить, что медленно развиваются сегменты рынка с наименее ликвидными предметами лизинга, и наоборот.
2. Ликвидность предмета лизинга становится определяющей для развития сегментов рынка лизинга. Например, все больше в портфеле лизинговых компаний Ярославской области (таких как ООО «Элемент Лизинг», ООО «Европлан», ООО «Каркадэ»), ориентирующихся на ликвидность объекта лизинга, в основном специализи-
руются на коммерческом и легковом транспорте. Причем инновационные потребности предприятий и организаций Ярославской области, как видно из таблицы 2, следующие:
- Приобретение машин и оборудования.
- Исследования и разработки.
- Приобретение программных средств.
- Производственное проектирование.
Причем отметим, что основная потребность
организаций в приобретении машин и оборудования чаще всего наблюдается в таких отраслях, как добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовая торговля.
Стоит отметить, что Ярославская область относится к числу промышленно развитых регионов, специализирующихся на нефтехимической промышленности и машиностроении (производство дизельных двигателей и оборудования для них, электродвигателей, полимерного, пищевого, полиграфического оборудования, деревообрабатывающих станков, приборов, средств автоматизации, часов, дорожных машин).
Таблица 2
Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации в 2007 г.
(в %) [2, с. 363]
Исследования и Производст- Приобретение Приобрете- Приобрете- Приобре-
разработки венное проек- машин и обору- ние новых ние прав тение про-
тирование дования технологий на патенты, лицензий граммных средств
Российская 31,2 28,4 66,9 12,1 7,1 29,8
Федерация
Центральный 35,2 27,5 66,9 12,7 6 7,3 30,2
федеральный
округ
Московская 45,5 25,3 65,6 14,9 7,1 32,5
область
Ярославская область 41,2 23,5 85,3 8,8 8,8 35,3
Москва 45,3 21,9 56,2 14,6 12,4 35,0
Таким образом, учитывая уникальность производственного потенциала Ярославской области, спрос на машины и оборудование, в Ярославской области может быть создан завод по производству сельскохозяйственной спецтехники. Поскольку сборка спецтехники практически полностью будет осуществляться на территории Ярославской области, то это даст следующие результаты: умеренную стоимость спецтеники, которая будет дешевле и не уступит в надежности по-
добным аналогам, быструю сборку, пополнение бюджета налогами, увеличение рабочих мест.
3. Высокий уровень износа основных фондов и неэффективность российской экономической системы финансирования предприятий способствует развитию сегмента лизинга как фактически единственного инструмента финансирования, доступного для многих средних и малых предприятий.
4. Увеличение доступа лизинговых компаний
Перспективы лизинга как эффективного инструмента инвестирования в инновационную деятельность Ярославской области
к недорогому финансированию по-прежнему имеет большое значение для развития рынка лизинга. На сегодняшний день на российском рынке наблюдается тенденция увеличения количества источников финансирования. Среди источников финансирования лизинговых компаний на сегодняшний день приоритет отдается банкам. Стоит отметить, что в Ярославской области до сих пор не освоен достаточно высокий инвестиционный потенциал. Дело в том, что все большую роль стали играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего, это кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя. На наш взгляд, одним из таких источников финансирования инновационных проектов могут быть фонды лизингового финансирования, создаваемые на средства бюджетов. Как правило, бюджеты направляют денежные средства на финансирование конкретных инновационных проектов, вместо того, чтобы создать специальные фонды лизингового финансирования. Приведем наглядный пример, как могут действовать подобные лизинговые фонды. На сегодняшний день функции лизинга действуют не всегда, особенно это проявляется в сельскохозяйственной отрасли. После отмены налога на прибыль для сельхозпроизводителей в 2009 г. для этой категории необходимость в лизинге как в инвестиционном инструменте просто отпала, так как экономии на налоге на прибыль не может быть. Лизинг для них стал слишком дорогим. Сельскохозяйственная отрасль является очень трудоемкой, отличается сезонностью и зависит от погодных явлений. Рентабельность данной отрасли крайне низка. Отрасль нуждается не просто в обновлении основных фондов, а в приобретении высокотехнологического оборудования, которое позволит экономить силы и время людей. Лизинговые фонды на бюджетные средства могли бы кредитовать сельхозпроизводителей под низкий процент (скажем, 3 % в год). Данный процент обусловлен низкой рентабельностью (3-4 %) сельхозпроизводителей. Это даст возможность сельхозпроизводителям экономить на ссудном проценте, на налоге на имущество, на транспортном налоге, позволит использовать свободные денежные средства в бизнесе. Для бюджета - это возможность пополнить его дополнительными налогами от продажи имущества в лизинг, поддержать бизнес сельхозпроизводителей и рационально использовать имеющиеся средства; а через лизинговые фонды - возможность пополнить бюджет доходом по лизингу.
Таким образом, применение схем лизинга субъектами РФ и коммерческими организациями имеет большое значение в инновационной деятельности Ярославской области, поскольку лизинг является действительно эффективным инструментом в стимулировании финансово-экономических отношений. Приведены статистические данные, свидетельствующие о развитии приоритетных отраслей экономики. Описаны факторы, как способствующие развитию лизинга, так и сдерживающие его. Сформулированы управленческие рекомендации использования лизинга как эффективного инструмента инвестирования.
Библиографический список
1. Василевская, П. В. Инновационный менеджмент [Текст] / П. В. Василевская. - М. : ИНФРА-М. -96 с.
2. Индикаторы инновационной деятельности. 2008 [Текст] : стат. сб.. - М. : ГУ ВШЭ, 2009. - 488 с.
3. Приказ департамента экономического развития Ярославской области. Об утверждении ведомственной целевой программы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на 2009-2011 гг. - г. Ярославль, 26.12.2008, № 22 : [в редакции приказа ДЭР от 19.01.2010 № 1].
4. Росстат: В 2009 году объем иностранных инвестиций в Россию упал на 21 % [Электронный ресурс] // Российская «Бизнес-газета». - Режим доступа : http://www.fontanka.ru/2010/02/27/108/, 23 марта 2010 г. , № 742 (9).