Научная статья на тему 'Перспективы культурологического изучения звука в этнической и национальной культуре'

Перспективы культурологического изучения звука в этнической и национальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / РИТУАЛ / СЕМАНТИКА ЗВУКА / "ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ" / “NOISE POLLUTION” / EASTERN SLAVS / SOUND CULTURE / CULTUROLOGY / RITUAL / THE SEMANTICS OF SOUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прощенко Роман Александрович

Рассматривается специфика культурологического изучения звуковой культуры на примере культуры восточных славян. Основной способ сенсорного постижения через памятники духовной и материальной культуры, второй, не менее важный, слуховой. Звуковая сфера в культуре наиболее ярко представлена в ритуально-культовой и развлекательной сферах. Общая звуковая среда нашей эпохи носит ярко выраженный диахронный характер, в звучаниях сегодняшнего дня есть элементы, «тональности» и темы, пришедшие из прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects for cultural study of the sound in the ethnic and national culture

The article describes at first the method of sensory comprehension, monuments of spiritual and material culture and at the second, not less important is hearing. Sound sphere of culture is most clearly represented in the ritual, cult and entertainment areas. The whole sound environment of our era pronounced “diachronical” nature, the reverberations of today there are elements, “tone” and the theme came from the past.

Текст научной работы на тему «Перспективы культурологического изучения звука в этнической и национальной культуре»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 80-84.

Р. А. Прощенко

ПЕРСПЕКТИВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКА В ЭТНИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматривается специфика культурологического изучения звуковой культуры на примере культуры восточных славян. Основной способ сенсорного постижения - через памятники духовной и материальной культуры, второй, не менее важный, - слуховой. Звуковая сфера в культуре наиболее ярко представлена в ритуально-культовой и развлекательной сферах. Общая звуковая среда нашей эпохи носит ярко выраженный диахронный характер, в звучаниях сегодняшнего дня есть элементы, «тональности» и темы, пришедшие из прошлого.

Ключевые слова: восточные славяне; звуковая культура; культурология; ритуал; семантика звука; «шумовое загрязнение».

Современное состояние восточнославянской музыкально-звуковой культуры можно оценить, с одной стороны, расширением технического потенциала для создания и трансляции звуковой информации аудитории слушателей различных социальных статусов, профессиональной, этнонациональной, гендерной принадлежности, образовательного и возрастного уровня, а с другой, связать с кризисными явлениями в данной сфере культуры в большинстве стран, где преобладает славянское население. В силу специфики звуковая сфера оформляется в культуре как музыка, речь, шумы, комплекс которых имеет общий принцип выстраивания на уровне базовых элементов, но различается семантически.

Звуковая сфера в культуре наиболее ярко представлена в ритуально-культовой и рекреативно-развлекательной сферах, которые являются, возможно, одними из фундаментальных в жизнедеятельности как личности, так и общества. Функциональность звука в ритуале является одной из основных формирующих и определяющих его характеристик, динамичной составляющей процесса проведения.

При эволюции, но и во многом, деволю-ции, ритуальной, культовой стороны бытия людей, в том числе и восточных славян, более значимой становится развлекательная сторона звуковой сферы культуры. В современных условиях ее функциональность меняет вектор на зависимость от какой либо целевой установки субъекта или группы людей, роль «звучащего» в контексте ритуала и развлечения меняются, хотя в этом утверждении присутствует доля условности. Функции звуков в культуре как один из аспектов изучения проявляются в характере взаимодействия звуча-

ний разного вида и происхождения и воспринимающего субъекта - слушателя.

Звук сам по себе является важнейшей составляющей трансформации пространства, времени, находится в тесной связи с психосоматикой человека. В ритуально-обрядовой сфере звучание должно быть на своем «месте», в свое время, так как в этом случае пространственно-временные рамки подчинены особым, освященным традицией, правилам и замыслу, строгой последовательности, специальному поведению, во многом отличному от повседневного, изменениям смысла понятий ‘хорошо’, ‘плохо’, ‘правильно’, ‘неправильно’, ‘должно’, ‘неподобающе’ и др.1

Для сравнения можно привести семантику звука колокола в прошлом и настоящем, сейчас для многих, возможно, это лишь необычный звук, ненадолго привлекающий внимание, но для восточных славян он был чем-то значимым, издающим вполне одушевленное «существо», звучанием, которое могло сообщить разнообразную информацию - от начала церковной службы до нападения врага.

Мир, в котором мы живем, в определенной степени выступает продуктом прошлых эпох, познание его важнейших граней и сторон предполагает накапливание опыта предшествующего времени. Основной способ сенсорного постижения - через памятники духовной и материальной культуры - есть первичный зрительный метод, но, тем не менее, второй, не менее важный - слуховой. Звуковое восприятие по своей природе является мгновенным, сиюминутным, звуковая энергия быстро рассеивается, даже самый громкий звук пропадает очень быстро. Таким образом, восстановление звуковой сфе-

ры прошедших времен - задача неизмеримо сложнее, чем восстановление зрительных образов. От звуков давно прошедших эпох не осталось и следа, за исключением сравнительно недавно записанного материала. Судить о звучаниях, существовавших до изобретения фонографа, возможно лишь по косвенным признакам: к примеру, о звучании древних музыкальных инструментов, в том числе восточнославянских, по дошедшим до нас экземплярам, об аутентичном исполнении музыки и вокальных произведений, которые были записаны с помощью то или иной системы нотации.

Конечно, есть звуки прежних времен, которые возможно воспроизвести и сейчас, к примеру, звук удара копьем по щиту и звон доспехов или звучание восточнославянской жалейки может быть реконструировано, но, к сожалению, нельзя повторить такие звуковые явления, как голоса вымерших животных, рев тура или, к примеру, правильные интонации древнерусского языка. Еще сложнее воссоздать общий звуковой колорит прошлых эпох, который определялся характерной звуковой сферой поселений того времени.

Изучению способствует то обстоятельство, что звуки природных явлений являются предшественниками звуков, создаваемых деятельностью людей, промышленные шумы хронологически идут за звуками традиционной культуры.

В настоящее время весь мир, в том числе и восточнославянская цивилизация и культура, сталкиваются с проблемой «шумового загрязнения», которое можно охарактеризовать не только засильем шума, в основном промышленного, но и привнесением в традиционную звукосферу как чуждых, так искусственных, порожденных техникой, звукоэлементов.

Культурологическое изучение возможно с помощью анализа прежнего и нынешнего состояния звуковой сферы. К примеру, если проанализировать звуковой ландшафт города и сельской местности, то звуковой компонент последней окажется гораздо тише, но все звуковые ландшафты сближаются такими понятиями, как повышенная и пониженная активность и насыщенность. Необходимо проследить изменение звуковой составляющей мест исконного расселения восточных славян. Например, еще в недалеком прошлом можно было по голосам птиц определить наступление времен года, теперь же многие ра-

нее перелетные пернатые живут в условиях города постоянно.

Природные звучания являются, в основном, приятными и легко воспринимаемыми на слух, хорошо сбалансированными по уровню шума и полезного сигнала, семантически функциональными, взаимодополняющими, в отличие от их прямой противоположности -звуков (в основном, шумов) искусственного. промышленного, индустриального проис-хождения2.

Ранее, при традиционном укладе жизни, звуковой компонент носил природный циклический характер, теперь же в естественные звуковые циклы (к примеру, пения птиц, криков скота в определенное время, звучаний крестьянских праздников и ритуалов и др.) активно вторгаются звуки транспорта, промышленного строительства и производства, телевидения и других СМИ, рекламы. Такие звуки имеют зачастую неясное, неявное происхождение, не несут семантической функциональности, плохо сбалансированы (очень громки или гнетуще тихи, плохо различимы или же навязчивы), уничтожают или заглушают естественные звуки. В городской среде большинство звуков «ближние», напротив, в традиционной, сельской среде, в которой жили восточные славяне, звуки были в основном «дальние», звуковой ландшафт был более «разреженным», любой «ближний» звук (как пример, лай собаки) имел ярко выраженную информационно-семантическую функциональность3.

Один из методов исследования звукомузыкальной сферы - анализ ощущений людей, описывающих типичные звуки данной местности, времени или населенного пункта, это позволяет выявить определенные изменения в восприятии звучаний на протяжении многих лет. Как пример, отношение общества к тишине, многие авторы в недалеком прошлом тишину чаще всего описывали, используя эпитеты ‘спокойная’, ‘наводящая на размышления’, ‘очаровывающая’, ‘навевающая сон’, эти определения в основном имели позитивный оттенок, в нынешнее время тишину описывают чаще как ‘гнетущую’, ‘цепенящую’, ‘унылую’, ‘щемящую’ и др.4

То есть в какой-то мере качества тишины в восприятии изменились, современный человек, адаптировавшийся к громким звукам искусственного происхождения, промышленным и индустриальным, может опасаться тишины.

Радикальные модификации в восточнославянской звукомузыкальной сфере начались совместно с диффузионными изменениями при увеличении контактов с западноевропейской цивилизацией.

В прошлом веке бурное развитие технических средств записи и воспроизведения звука значительно изменило веками сохраняемую культурную специфику. Звуковая информация занимает значительную часть объема передачи на каналах электронных СМИ, выпуску и продажам записей на различного рода носителях, электронных и аналоговых, численности аудитории слушателей и т. п. В данной ситуации в пространство славянской национальной культуры легко проникают обряды и ритуалы, в том числе и звуковые, которые относятся к массовой культуре с ее упрощенными формами и средствами выразительности. «Человечеству становится все труднее управлять огромными потоками звуковой информации, которая буквально обрушивается на него средствами массовой коммуникации - радио, аудио-продукцией, ТВ, компьютерными сетями. Звуковые границы между цивилизациями стираются, и человек искусственно выбивается из своей привычной “звуковой люльки”, многие века формирующейся в определенном культурном окружении»5.

Как пример, в рекламе активно применяются как целые англоязычные фразы, так и стандартизированные возгласы, к примеру, удивления, боли (‘вау’, ‘оуч’ и т. д.), и другие звукоподражания, используются оксюмороны, в рекламном блоке намеренно повышенный уровень звучания, по сравнению с основной телепрограммой6.

Необходимо отметить непосредственную связь между шумом и молодежью, это специфическая акустическая взаимосвязь находится в контексте со всей окружающей средой, с внедрением в середине XX века звукоусилительной техники, с шумной, с повышенном уровнем громкости музыкой.

Это явление связано с двумя причинами, первая - «звуковой барьер» семантически связан с попыткой молодежи отгородиться от мира взрослых, обрести свою сферу свободы, защитить свою автономию, далее, особенности молодежной звуковой сферы обусловлены повышенным уровнем шумов окружающей среды, для возможности услышать музыку, она должна быть громче шумов.

Громкие звуки вызывают повышенное выделение гормонов, вызывающих тревогу, агрессию, которая, к сожалению, свойственна современному миру, можно представить звуковую сферу отображением нынешней жизни, существования в мире техники. Тем не менее, растет интерес к звучаниям, свойственным природе, связанным с прошлым народа, что отражает усилившееся разочарование многих типичными характеристиками современной звуковой среды, среди которых ‘утомительная’, ‘назойливая’, ‘скучная’.

Таким образом, многие звуки и звучания нуждаются в сохранении в записи как яркий знак, наследие прошедших эпох. Как пример, скоро очень сложно будет услышать такие в прошлом обыденные звуки, как скрип колес телеги, шелест веретена прялки, звучание патефонной пластинки и многие другие. Звуковой мир полон исторических примет, человек все более и более дробит его на отдельные элементы, такие как «вечные» звуки морского прибоя, циклические звуки пения птиц, старые и «новые» голоса родных и знакомых, определяемый по характерным звукам примерный возраст транспортных средств (локомотивов, автомашин, самолетов и др.), большую значимость несет музыка в разных контекстах и условиях ее прослушивания.

Общая звуковая среда нашей эпохи носит ярко выраженный диахронный характер, в звучаниях сегодняшнего дня есть элементы, «тональности» и темы, пришедшие из прошлого.

В настоящее время в России не уделяется должного внимания к причинно-следственным связям, которые обусловливают взаимодействие этнических и национальных сообществ, существует неопределенность в суждениях теоретиков и критиков о многообразии оценок новых явлений в жизни, которые касаются звуковой культуры, бытуют полярные суждения о будущем восточнославянской цивилизации. Сейчас в разных странах и регионах сосуществуют разные формы ритуальной и обрядовой практики, связанные со звуком, как сложившиеся в течении долгого времени, так и достаточно современные, представляющие собой немаловажный регулятор социальных взаимоотношений, который стимулирует процессы коммуникаций между различными культурами.

Сегодня крайне важны исследования, связанные с широким распространением звуко-

вой информации разных видов вне контекста ситуации, ставшие почти постоянным фоном повседневной жизни. Необходимо задуматься о будущем, которое предстоит в данных условиях традиционной звуковой культуре разных народов, в частности, восточнославянского этноса, о содержании композиционно-выразительных средств, языка музыки, семантики, аксиологии, эмоционально-чувственных проявлений в связи с большими изменениями в современном обществе постмодерна, испытывающего проблемы вызванные процессами глобализации.

В научных изысканиях отечественных и зарубежных исследователей звуковой сферы предпринимаются попытки осмысления данной ситуации, варианты решения проблем, выявление тенденций распространения разных видов звуковой культуры среди различных групп населения, современное «звуковое пространство» анализируется как составная часть медиакультуры, подвергается рассмотрению связь, существующая между техническим и технологическим компонентом звукомузыкальной среды и психологией человека, анализируется состояние фольклорных форм, звуковой сферы, связанной с религиозными культами, а также традиции и звукомузыкальные эстетические новации и др. Исследование многообразных видов современной звуковой культуры восточнославянских народов пока не привело к построению единой и динамичной модели исследования трансформации состояния данного вида культуры, а также структуры и семантики межкультур-ного взаимодействия в обстановке глобальных процессов в мире.

В этой ситуации необходимы теоретические обобщения особенностей семантики звуковых систем в условиях оживленного взаимодействия между разными, в том числе, и национальными сообществами и обширного распространения усредненных и стандартизированных клише массовой культуры и крайне важна проблема сохранения аутентичной звуковой компоненты традиционных и этнических культур, их художественной целостности.

Нынешние условия существования восточнославянской культуры в контексте мировой глобализации процессов коммуникации и противоречивости их результатов определяют многозначность и динамику звукомузыкального пространства между различными

культурами, основания изучения обмена звуковой информацией, более широкое использование сравнительно-культурного анализа в контексте культурологической интерпретации обширного материала как в области культурологии, так и искусствоведения, истории, социологии7.

Информационно-семантический аспект звуковых систем восточнославянской этнокультурной и цивилизационной общности воспроизводит в звуковой форме устойчивые, традиционные черты культуры. Это позволяет существующей системе регулировать различные внешние воздействия за счет действия своеобразных механизмов селекции.

В процессе межкультурного взаимодействия ритуалы и обряды с использованием звуковой информации проходят многообразные этапы, стадии и фазы своего развития. В фазах подъема более мощные по внутреннему информационно-семантическому потенциалу звуковые системы могут подчинять себе более слабые, деформируя или уничтожая их информационно-семантическое поле, но с течением времени под воздействием тех или иных факторов положение участников звукового взаимодействия может меняться в противоположном направлении.

В нынешней ситуации процесс звукомузыкального восприятия все более ведет к пассивному «потреблению» аудиопродукции. Уменьшается доля «живого» любительского музицирования и пения, современная действительность редуцирует мотивацию посещения концертов, где можно услышать подлинное звучание (без посредников в виде различных носителей и коммуникаций) игры оркестра, или, к примеру, оперного пения, исполнения произведения на том или ином музыкальном инструменте, особенно народном. Компьютерные системы с эффектом присутствия и интерактивности все более подменяют даже кинематограф и телевидение, в этой ситуации необходимо «возвращение» человека к «живой» практике звукового продуцирования и слушания. Возможным вариантом было бы стимулирование его естественного интереса как к новейшим или необычным, незнакомым звучаниям, так и традиционным, знакомым исстари. Практическое освоение национальной аудиальной культуры и глубокое изучение звуковой сферы должно стать сегодня одним из ведущих направлений, как общего, так и музыкального образования в стране.

Примечания

1 Смирнова, И.Таинственное могущество звука // Наука и религия. 2010. № 9. С. 42-46.

2 Miller, G. Living in the Environment. 16-th ed. / G. Miller, S. Spoolman. Brooks. Cole : Cen-gage Learning, 2009. Р. 594-596.

3 Матасов, В. М. История деревни в свете звука (на примере Касимовского района Ря-

занской области) // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие. М., 2009. С.86-89.

4 Куприн, А. И. Собр. соч. : в 9 т. Т. 5. М., 1972. С.278-320.

5 Васильченко, Е. В. История и теория музыки : звук / музыка в системе культуры. М., 2006. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.