Научная статья на тему 'Перспективы изменения уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути'

Перспективы изменения уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / Китай / мировой финансово-экономический кризис / экономическая безопасность / уровень экономической безопасности / обеспечение экономической безопасности государства / economy / China / global financial and economic crisis / economic security / level of economic security / provision of economic security of a state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Дмитрий Владимирович

Статья посвящена рассмотрению перспектив изменения уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBABLE CHANGES IN THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF CHINA DURING THE IMPLEMENTATION OF THE SILK ROAD ECONOMIC BELT STRATEGY

The article considers probable changes in the economic security level of China during the implementation of the Silk Road Economic Belt strategy.

Текст научной работы на тему «Перспективы изменения уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР

Д.В. Гордиенко

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению перспектив изменения уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути.

Ключевые слова: экономика, Китай, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.

Инициатива Экономического пояса Шелкового пути в рамках концепции «Один пояс, один путь»1 дает возможность реализовать «восточный» вектор развития нашей страны и других государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

На основе продолжения и развития духа древнего Великого Шелкового пути «Один пояс, один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию мира и устойчивого развития. Великий Шелковый путь2 в древности и в Средние века

представлял собой караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем. В первую очередь, она использовалась для вывоза шелка из Китая, с чем и связано ее название.

В 2014 г. в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием «Тран-севразийский пояс "Развитие"» (ТЕПР). Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, также является программа международного транспортного коридора «Европа— Кавказ—Азия» «ТРАСЕКА» (от англ.: «Transport Corridor Europe-Caucasus—Asia»), который порой называется «Новым шелковым путем». В контексте ТРАСЕКА в 2014 г. Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море.

В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) рассматривается создание трех трансъевразийских экономических коридоров: северного (Китай—Центральная Азия—Россия—Европа), центрального (Китай—Центральная и Западная Азия—Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай— Юго-Восточная Азия—Южная Азия—Индийский океан).

Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира в условиях глобализации позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.

Рассмотрение этих тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных и открытых экономических систем позволило выявить закономерности обеспечения экономической безопасности, которые и способствовали определению следующих основных форм обеспечения экономической безопасности государства:

во-первых, экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность подсистем экономического назначения страны, если совокупность этих подсистем рассматривать как целостную систему;

во-вторых, экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии на-

ционального хозяйства страны с различными экономическими системами, не связанными с мировым хозяйством отношениями подчиненности;

в-третьих, экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон.

Китай, безусловно, продолжает все глубже вовлекаться в процессы глобализации. В этих условиях обеспечение экономической безопасности КНР реализуется в формах экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства.

1. Изменение уровня экономической безопасности

в рамках экономического патроната

со стороны Народного банка и правительства Китая

Экономический патронат в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию и соблюдение различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства на экономической территории государства при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Очевидно, что эффективность реализации и соблюдения соответствующих действующих норм функционирования национальных хозяйств по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз и/или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере мирового финансово-экономического кризиса 2008— 2010 гг. и посткризисного периода.

Антикризисные меры Правительства Китайской Народной Республики и Народного банка Китая. Мировой финансово-экономический кризис не подорвал китайскую экономику — она продолжила свое развитие. Тем не менее, кризис инициировал в Китае активизацию ряда процессов, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии национального хозяйства. Реакцией государственного и политического руководства КНР на мировой финансово-экономический кризис стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий.

При этом важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства, на реализацию которых в 2009—2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней (586 млрд долл.).

Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила: во-первых, сохранить платежную систему страны; во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы; в-третьих, создать условия для последующего экономического роста КНР.

В итоге важные показатели китайской экономики в совокупности продемонстрировали устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению».

В августе 2015 г. в экономике Китая начались серьезные проблемы. Народный банк Китая произвел резкую — сразу на 1,9 % — девальвацию юаня из-за проблем с экспортом. В январе 2016 г. кризис в экономике Китая продолжился: в первый торговый день года китайский индекс СБ1300 обрушился на 7 %.

Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. Кризис, хотя и понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность КНР в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла (табл. 1). Мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности в ближайшей перспективе.

Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Китая и других государств мира, оцененного в рамках экономического патроната, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны .

Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности Китая и других государств мира в период 1997—2012 гг. и в перспективе до 2020 г. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса и с учетом такого влияния представлены в табл. 2.

Таблица 1. Значения показателей экономической безопасности Китая, характеризующих экономический патронат со стороны Правительства и Народного Банка КНР

Частные показатели экономической безопасности, характеризующие: 2007 2008 2009 2010 2011 2015 (оценка) 2020 (прогноз)

Объем ВВП (Р12) 2,44 2,61 2,79 3,01 3,28 5,50 8,75

Валовой сбор зерновых (Р2 2) 0,88 0,88 0,89 0,90 0,91 0,95 1,00

Инвестиции в основной капитал (М 6,56 6,32 4,75 2,36 2,38 2,40 2,44

Уровень безработицы (Р4Д) 0,30 0,30 0,29 0,27 0,26 0,26 0,27

Уровень монетизации (в52) 4,80 4,79 4,75 4,52 4,20 4,08 3,60

Внешний долг (06 2) 33,33 14,81 7,27 6,67 7,00 8,00 10,00

Расходы на оборону (Р7,2> 1,82 2,36 2,27 1,82 2,18 2,18 2,18

Расходы на «гражданскую» науку (Рз,2> 1,00 1,00 1,07 1,13 1,20 1,33 1,47

Инновационная продукция (в92) 1,49 1,64 1,87 2,10 2,80 3,60 4,80

Уровень инфляции (Рюд) 3,79 4,24 4,31 3,79 3,82 3,97 4,17

Объем золотовалютных резервов (Р112) 92,31 73,08 80,77 84,62 90,00 100,00 100,00

Выплаты по внешнему долгу (Р12,2) 4,72 4,81 4,90 5,00 5,20 5,56 7,14

Внутренний долг (в 13,2) 1,83 1,85 1,88 1,76 1,70 1,50 1,25

Окончание табл. 1

Частные показатели экономической безопасности, характеризующие: 2007 2008 2009 2010 2011 2015 (оценка) 2020 (прогноз)

Расходы на обслуживание государственного долга (Р[42) 1,08 1,14 1,16 1,18 1,23 1,32 1,48

Дефицит бюджета центрального правительства (Р[52) 1,03 1,15 1,43 2,00 2,30 3,00 3,00

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве (Р^2) 1,08 1,10 1,11 1,12 1,14 1,20 1,28

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (Рх7,2) 0,38 0,46 0,50 0,53 0,80 0,92 1,40

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Р[82) 0,43 0,43 0,43 0,43 0,43 0,44 0,46

Доля продовольствия, поступившего по импорту (в 19 2) 1,36 1,38 1,39 1,39 1,41 1,45 1,52

Значения показателя экономической безопасности, характеризующего экономический патронат: 19 т-,2 1=1 1,5х106 4,4х105 3,0х105 5,2х105 1,8х106 8,3х106 4,8х107

Таблица 2. Значения показателей экономической безопасности стран мира, характе-

Интегральный показатель (фактич. значения и прогноз.) 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009

Индия 1ДХ101 4,0хЮ! 1,3х102 2,8хЮ2 1,9хЮ3 5,9хЮ3 1,3х104

Казахстан 1,2x10"3 3,0хЮ"4 6,0хЮ-1 1,0 1,0x102 1,0x103 0,9

Киргизия 2,2x10-4 7,7x10"4 1,0x10"3 1,9x10"3 1,9x10"3 1,9x10"3 1,9x10"3

КНР 594,0 3,2хЮ4 1ДхЮ4 3,5хЮ4 2,6хЮ5 1,5хЮ6 3,0хЮ5

Пакистан 1,1х10"3 9,3x10"3 2,4x10"2 ЬЗхЮ"1 9,9х10-1 1,7хЮ2 3,5

Россия 1,7x10"3 ЗДхЮ"4 5,5хЮ-1 2,3 1,7хЮ2 9,2x103 4,0

Таджикистан 5,2x10-3 1,8хЮ"3 1,6хЮ_3 2,8х10"3 2,4x10"3 2,2x10"3 2,7x10"3

Узбекистан 6,4x10"3 8,2x10"3 4,5x10"3 5,7хЮ"3 4,7хЮ"3 ЗДхЮ"3 5ДхЮ"3

Афганистан 2,7хЮ"8 3,2хЮ"8 4,4хЮ"8 4,8хЮ"8 6,5x10"8 6,7x10"8 9,4x10"8

Белоруссия 1,0x10"3 1ДхЮ"3 1,2x10"2 1,4x10"2 1,7хЮ"2 2,5 2,0x10"4

Иран 9,2x10-4 1Дх10"3 ЗДхЮ"3 7,5x10"3 9,9хЮ"3 5,5x10"2 3,9хЮ"2

Монголия 5ДХ10"3 6,9x10"3 7,9хЮ"3 8,9x10"3 9,8хЮ"3 7,5x10"2 3,0хЮ"2

Азербайджан 9,5x10-* 1,7хЮ"3 15 72 1,3х102 8,5x102 3,0x10-*

Армения 1,1 х 10-4 9,2x10"5 8,9х10"4 9,3x10"4 1Дх10"3 9,5x10"3 3,0х10"6

Камбоджа 7,9x10"8 8,9x10"8 9,8хЮ"8 9,9x10"8 1,0x10"7 1,5хЮ"7 1,0x10"6

Непал 2,7x10"6 3,0хЮ"6 ЗДхЮ"6 3,7хЮ"6 4,0хЮ"6 4,5x10"6 9,0x10"5

Турция 12,0 32,0 54,0 1ДхЮ2 2,4x102 1,5хЮ3 3,6

Шри-Ланка 2,9x10"6 3,7хЮ"6 4,9хЮ"6 5,9x10"6 7,5x10"6 9,5x10"6 ЗДхЮ"4

ризующих экономический патронат со стороны правительств и центральных банков

2011 2012 2013 Оценка Прогноз

2014 2015 2020 2025

7,1 хЮ4 7,8х104 9,1хЮ4 ЗДхЮ5 7,6х105 1ДхЮ7 9,4хЮ7

10,0 1,0х102 4,0x102 9,0x102 3,3х103 1,8хЮ5 1,0хЮ6

5,3x10"3 5,5x10"3 5,7x10"3 6,0 х Ю-3 6,4x10"3 7,2x10"3 7,5x10"3

1,8*106 6,9x106 7,9хЮ6 8ДхЮ6 8,ЗхЮ6 4,8хЮ7 6,6x109

4,8x10* 6,4x102 7,1хЮ2 2,7x103 5,ЗхЮ3 6,8хЮ5 8ДхЮ5

78,0 280,0 480,0 1000,0 4600,0 4,5x106 7,9хЮ6

2,7x10"3 2,8x10"3 2,9x10"3 З,0х10-3 ЗДхЮ-3 З,4х10"3 З,6х10_3

5,4x10"3 5,6хЮ"3 5,7x10"3 5,8х10"3 5,9x10"3 6,7x10"3 7,5x10"3

1,0хЮ7 1,1х10"7 1,2x10"7 1,ЗхЮ"7 1,4x10"7 2,0x10"7 2,5x10"7

9,8x10-! 1,2 43,0 78,0 8,3x102 9,8хЮ4 1,0хЮ5

1,8хЮ-1 2Д 4,5 9,5 5,3х102 9ДхЮ3 2,4x104

2,2хЮ-1 2,9 3,8 7,6 1,3х10! 1,8хЮ2 2,1 хЮ3

5,3 45,0 76,0 8,3x102 6,8хЮ4 7,ЗхЮ5

8,8х10"2 7ДХ10"1 9,8x10-* 1,1 1,3 5,8хЮ3 9,3x104

4,8x10"4 5,9хЮ"3 1,4x10"2 9,6x10"2 8,3x10"1 9,8 1ДхЮ2

1,8хЮ"3 1,9хЮ"2 6,7Х10"2 9,9x10"2 2,3x10"1 4,8 7,5

18,0 39,0 75,0 99,0 2,2x102 1,8хЮ4 3,7хЮ5

9,8x10"2 ЬбхЮ"1 4,2x10-1 бДхЮ"1 0,83 98 5,ЗхЮ2

Таким образом, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национальных хозяйств Китая и других стран-членов ШОС, а также относительное повышение уровня экономической безопасности стран-членов ШОС в перспективе до 2025 г. в случае реализации проекта «Экономического пояса Шелкового пути», планов экономического роста и социально-экономического развития стран Организации.

2. Изменение уровня экономической безопасности в рамках экономической кооперации Китая

Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического сотрудничества (экономической интеграции) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Показателями взаимовлияния национальных хозяйств стран-членов ШОС и других стран мира могут стать: объем внешнеторгового товарооборот и иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр. Значения объемов внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономической кооперации могут стать основой для определения ^ — весов экономической интеграции стран-членов ШОС с другими странами мира при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации.

Сравнительная оценка уровней экономической безопасности Китая, реализованного в рамках экономической кооперации. Сравнительная оценка общих интегральных уровней экономической безопасности Китая и других стран-членов ШОС, реализованного в рамках экономической кооперации может базироваться на определении соответствующих значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны .

Экономическая кооперация Китая со станами-членами ШОС может быть охарактеризована соответствующими показателями товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 г. (табл. 3)5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация стратегии Экономического пояса Шелкового пути позволит увеличить долю товарооборота Китая со станами-членами ШОС к 2020 г. не менее, чем на 0,88 % — с 8,89 % (488,7 млрд долл.) до 9,77 %. (537,57 млрд долл.).

3. Изменение уровня экономической безопасности в рамках экономического противоборства Китая

Экономическое противоборство как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического противостояния (экономической борьбы) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Показателями экономического противоборства национальных хозяйств стран мира могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот; объем причиненного экономического ущерба и др.

Значения объемов нереализованного внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономического противоборства могут стать основой для определения а; — весов экономического противоборства стран-членов ШОС с другими странами мира и экономического ущерба от негативного влияния со стороны других государств в условиях глобализации.

Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Китая, реализованного в рамках экономического противоборства. Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Китая и других стран-членов ШОС, реализованного в рамках экономического противоборства, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны6.

Экономическое противоборство Китая со странами-членами ШОС может быть охарактеризовано соответствующими показателями нереализованного товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 г. (табл. 4)7.

Реализация стратегии Экономического пояса Шелкового пути позволит сократить долю нереализованного товарооборота Китая со станами-членами ШОС к 2020 г. на 3,56 % — с 8,89 % до 5,33 %.

Таблица 3. Товарооборот Китая

Экспо] ВТ в ... Импорт из ...

2010 2015 (оценка) 2020(п рогноз) 2010 2015 (оценка)

млрд долл. % млрд долл. % без учета реализации эпшп с учетом реализации ЭПШП млрд долл. % млрд ДОЛЛ. %

млрд долл. % млрд долл. %

Индия 42,00 2,33 58,8 2,51 80,00 2,67 88,00 2,93 12,00 0,71 13,5 0,69

Казахстан 3,56 0,20 7,37 0,31 10,00 0,33 11,00 0,37 5,88 0,35 9,77 0,50

Киргизия 1,00 0,06 1,36 0,06 3,00 0,10 3,30 0,11 0,90 0,05 1,20 0,06

Пакистан 8,00 0,44 9,61 0,41 15,00 0,50 16,50 0,55 1,80 0,11 2,25 0,11

Россия 40,00 2,22 52,05 2,22 100,0 3,33 110,0 3,67 24,00 1,41 33,75 1,72

Таджикистан 1,50 0,08 3,00 0,13 7,00 0,23 7,70 0,26 1,60 0,09 3,00 0,15

Узбекистан 2,00 0,11 4,00 0,17 9,00 0,30 9,90 0,33 2,20 0,13 4,00 0,20

Афганистан 0,20 0,01 1,04 0,04 3,00 0,10 3,30 0,11 0,003 0,0002 0,015 0,0008

Белоруссия 0,80 0,04 0,94 0,04 3,00 0,10 3,30 0,11 0,90 0,05 2,00 0,10

Иран 5,00 0,28 5,25 0,22 9,00 0,30 9,90 0,33 2,70 0,16 3,55 0,18

Монголия 1,30 0,07 1,73 0,07 4,00 0,13 4,40 0,15 2,00 0,12 5,06 0,26

Азербайджан 0,50 0,03 0,71 0,03 1,20 0,04 1,32 0,04 0,70 0,04 2,00 0,10

Армения 0,20 0,01 0,44 0,02 0,80 0,03 0,88 0,03 0,03 0,00 0,17 0,01

Камбоджа 4,00 0,22 4,4 0,19 8,00 0,27 8,80 0,29 6,00 0,35 9,00 0,46

Непал 0,60 0,03 0,71 0,03 1,00 0,03 1,10 0,04 0,007 0,00 0,02 0,00

Турция 2,00 0,11 2,26 0,10 5,00 0,17 5,50 0,18 2,20 0,13 3,00 0,15

Шри-Ланка 3,00 0,17 3,43 0,15 7,00 0,23 7,70 0,26 3,50 0,21 6,00 0,31

Итого 115,66 6,43 157,1 6,71 266 8,87 292,6 9,75 66,42 3,91 98,285 5,02

США 358,3 19,91 368,4 15,73 400 13,33 78,12 4,60 152,5 7,78

ЕС 340,5 18,92 372,4 15,90 500 16,67 120,5 7,09 242,9 12,4

Всего 1800 100 2342 100 3000 100 3000 100 1700 100 1959 100

Импорт из... Товарооборот с...

2020 (п рогноз) 2010 2015 (оценка) 2020(п рогноз)

без учета реализации эпшп с учетом реализации ЭПШП млрд долл. % млрд долл. % без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП

млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %

30,00 1,20 33,00 1,32 54,00 1,54 72,3 1,68 110,0 2,00 121,0 2,20

15,00 0,60 16,50 0,66 9,44 0,27 17,14 0,40 25,0 0,45 27,5 0,50

3,00 0,12 3,30 0,13 1,90 0,05 2,56 0,06 6,0 0,11 6,6 0,12

4,00 0,16 4,40 0,18 9,80 0,28 11,86 0,28 19,0 0,35 20,9 0,38

100 4,00 110 4,40 64,00 1,83 85,8 1,99 200,0 3,64 220,0 4,00

5,00 0,20 5,50 0,22 3,10 0,09 6,00 0,14 12,0 0,22 13,2 0,24

7,00 0,28 7,70 0,31 4,20 0,12 8,00 0,19 16,0 0,29 17,6 0,32

0,10 0,00 0,11 0,00 0,20 0,01 1,06 0,02 зд 0,06 3,4 0,06

5,00 0,20 5,50 0,22 1,70 0,05 2,94 0,07 8,0 0,15 8,8 0,16

7,00 0,28 7,70 0,31 7,70 0,22 8,8 0,20 16,0 0,29 17,6 0,32

9,00 0,36 9,90 0,40 3,30 0,09 6,79 0,16 13,0 0,24 14,3 0,26

4,00 0,16 4,40 0,18 1,20 0,03 2,71 0,06 5,2 0,09 5,7 0,10

0,50 0,02 0,55 0,02 0,23 0,01 0,61 0,01 1,3 0,02 1,4 0,03

15,00 0,60 16,50 0,66 10,00 0,29 13,40 0,31 23,0 0,42 25,3 0,46

0,10 0,00 0,11 0,00 0,61 0,02 0,73 0,02 1Д 0,02 1,2 0,02

6,00 0,24 6,60 0,26 4,20 0,12 5,26 0,12 11,0 0,20 12,1 0,22

12,00 0,48 13,20 0,53 6,50 0,19 9,43 0,22 19,0 0,35 20,9 0,38

222,7 8,91 244,97 9,80 182,08 5,20 255,39 5,94 488,70 8,89 537,57 9,77

200 8,00 436,4 12,47 520,9 12,11 600 10,91

300 12,00 461,0 13,17 615,3 14,31 800 14,55

2500 100 2500 100 3500 100 4301 100 5500 100 5500 100

Таблица 4. Нереализованный товарооборот Китая

Нереализованный экспорт в ... Нереализованный импорт

2010 2015 (оценка) 2020(п рогноз) 2010 2015 (оценка)

млрд долл. % млрд долл. % без учета реализации эпшп с учетом реализации ЭПШП млрд долл. % млрд долл. %

млрд долл. % млрд долл. %

Индия 10,5 2,33 14,7 2,51 20 2,67 12 1,6 3 0,71 3,375 0,69

Казахстан 0,89 0,2 1,842 0,31 2,5 0,33 1,5 0,2 1,47 0,35 2,442 0,5

Киргизия 0,25 0,06 0,34 0,06 0,75 0,1 0,45 0,06 0,225 0,05 0,3 0,06

Пакистан 2,0 0,44 2,402 0,41 3,75 0,5 2,25 0,3 0,45 0,11 0,562 0,11

Россия 10,0 2,22 13,01 2,22 25,0 3,33 15,0 2,0 6,0 1,41 8,437 1,72

Таджикистан 0,375 0,08 0,75 0,13 1,75 0,23 1,05 0,14 0,4 0,09 0,75 0,15

Узбекистан 0,5 0,11 1 0,17 2,25 0,3 1,35 0,18 0,55 0,13 1,0 0,2

Афганистан 0,05 0,01 0,26 0,04 0,75 0,1 0,45 0,06 0,0007 0,0002 0,004 0,0008

Белоруссия 0,2 0,04 0,235 0,04 0,75 0,1 0,45 0,06 0,225 0,05 0,5 0,1

Иран 1,25 0,28 1,312 0,22 2,25 0,3 1,35 0,18 0,675 0,16 0,887 0,18

Монголия 0,325 0,07 0,432 0,07 1,0 0,13 0,6 0,08 0,5 0,12 1,265 0,26

Азербайджан 0,125 0,03 0,177 0,03 0,3 0,04 0,18 0,024 0,175 0,04 0,5 ОД

Армения 0,05 0,01 0,11 0,02 0,2 0,03 0,12 0,016 0,0075 0 0,0425 0,01

Камбоджа 1,0 0,22 1Д 0,19 2,0 0,27 1,2 0,16 1,5 0,35 2,25 0,46

Непал 0,15 0,03 0,1775 0,03 0,25 0,03 0,15 0,02 0,00175 0,0004 0,005 0,0010

Турция 0,5 0,11 0,565 0,1 1,25 0,17 0,75 0,1 0,55 0,13 0,75 0,15

Шри-Ланка 0,75 0,17 0,857 0,15 1,75 0,23 1,05 0,14 0,875 0,21 1,5 0,31

Итого 28,91 6,43 39,27 6,71 66,5 8,87 39,9 5,32 16,605 3,91 24,57 5,02

США 89,57 19,91 92,1 15,73 100,0 13,33 19,53 4,6 38,12 7,78

ЕС 85,12 18,92 93,1 15,9 125 16,67 30,125 7,09 60,72 12,4

Всего 450 100 585,5 100 750,0 100 750,0 100 425,0 100 489,7 100

из... Нереализованный товарооборот с...

2020 (п рогноз) 2010 2015 (оценка) 2020(п рогноз)

без учета реализации эпшп с учетом реализации ЭПШП млрд долл. % млрд ДОЛЛ. % без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП

млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %

7,5 1,2 4,5 0,72 13,5 1,54 18,07 1,68 27,5 2 16,5 1,20

3,75 0,6 2,25 0,36 2,36 0,27 4,285 0,4 6,25 0,45 3,75 0,27

0,75 0,12 0,45 0,07 0,475 0,05 0,64 0,06 1,5 0,11 0,9 0,07

1,0 0,16 0,6 0,10 2,45 0,28 2,965 0,28 4,75 0,35 2,85 0,21

25,0 4,0 15,0 2,40 16,0 1,83 21,45 1,99 50,0 3,64 30 2,18

1,25 0,2 0,75 0,12 0,775 0,09 1,5 0,14 3 0,22 1,8 0,13

1,75 0,28 1,05 0,17 1,05 0,12 2,0 0,19 4 0,29 2,4 0,17

0,025 0 0,015 0,002 0,05 0,01 0,265 0,02 0,775 0,06 0,475 0,03

1,25 0,2 0,75 0,12 0,425 0,05 0,735 0,07 2,0 0,15 1,2 0,09

1,75 0,28 1,05 0,17 1,925 0,22 2,2 0,2 4,0 0,29 2,4 0,17

2,25 0,36 1,35 0,22 0,825 0,09 1,697 0,16 3,25 0,24 1,95 0,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0 0,16 0,6 0,10 0,3 0,03 0,677 0,06 1,3 0,09 0,8 0,06

0,125 0,02 0,075 0,01 0,0575 0,01 0,1525 0,01 0,325 0,02 0,225 0,02

3,75 0,6 2,25 0,36 2,5 0,29 3,35 0,31 5,75 0,42 3,45 0,25

0,025 0,004 0,015 0,002 0,1525 0,02 0,1825 0,02 0,275 0,02 0,175 0,01

1,5 0,24 0,9 0,14 1,05 0,12 1,315 0,12 2,75 0,2 1,65 0,12

3 0,48 1,8 0,29 1,625 0,19 2,3575 0,22 4,75 0,35 2,85 0,21

55,67 8,91 33,405 5,34 45,52 5,2 63,84 5,94 122,1 8,89 73,30 5,33

50,0 8,0 109,1 12,47 130,2 12,11 150,0 10,91

75,0 12,0 115,2 13,17 153,8 14,31 200,0 14,55

625 100 625 100 875 100 1075, 100 1375 100 1375 100

4. Изменение уровня экономической безопасности Китая при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути

Уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства, может быть определен по формуле

У к, 1

19 К

. а (

1 =Пв"У *П

(=1

к=1 к Ф 1

19

V

а (тр. 1, к

пва 1

', 1 1

V (=1 у

19

19

а (тр. к, 1

пв Ск,'

V (=1 У

19

I

*п

1=1 1Ф1

/ Л 19 > \

пв а, У

V (=1 У

( 19 ^

п ва;,1

V V (=1 У У

х1,1

0,01 <ва 11 < 100;

0,01 <

ч к,„

19

а (тр. 1, к

а ехр. к,

пва 1

(, 1 1

v (=1 у

пв а?

V (=1 у

< 100;

0,01 <

19

а (, 1 1

V (=1 У

а нереал. 1,1

пв

19

19

а нереал. 1,1

пв ;,'

( =1

XI,

< 100,

2

X

2

где УЭЪ^ — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у'-го государства, реализованный в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства;

а, (а,к, а,) — вес ;-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасностьу'-го (к-го, /-го) государства;

а,у (а.ф а,) — значение ;-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у'-го (к-го, /-го) государства;

атр.у,к; аехр.ку — веса влияния национального хозяйства к-го государства на экономику у'-го государства («импорта экономического влияния к-го государства нау'-е государство») и влияния национального хозяйства у'-го государства на экономику к-го государства («экспорта экономического влияния у'-го государства на к-е государство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации;

уку- — вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическую кооперацию у'-го и к-го государства в условиях глобализации;

К — количество рассматриваемых (в рамках экономической кооперации) государств мира;

анереал. тру,; анереал. ехр./у — веса нереализованного влияния национального хозяйства /-го государства на экономику у'-го государства («нереализованного импорта экономического влияния /-го государства на у'-е государство») и нереализованного влияния национального хозяйства у'-го государства на экономику /-го государства («нереализованного экспорта экономического влияния у'-го государства на /-е государство») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации;

Х/,у — вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическое противоборство у'-го и /-го государства в условиях глобализации,

Ь — количество рассматриваемых (в рамках экономического противоборства) государств мира.

В этом случае расчеты и изменение уровней экономической безопасности Китая при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути может быть представлено в виде табл. 5.

Таблица 5. Интегральные показатели, характеризующие уровни защищенности национального хозяйства Китая, реализованные в рамках различных форм обеспечения экономической безопасности

2010 год 2015 год (оценка)

экономический патронат экономическая копе-рация экономическое противоборство Уровень экономической безопасности экономический патронат экономическая копе-рация экономическое противоборство Уровень экономической безопасности

(1) (2) (3) (1)х(2)х *(3) (4) (5) (6) (4)х(5)х х(6)

КНР Экономическая кооперация и экономическое противоборство со странами-членами ШОС 5,2*105 1,039 1,018 5,5*105 8,3 xi О6 1,076 1,011 9,0хЮ6

Экономическая кооперация и экономическое противоборство со странами-членами ШОС, США и ЕС (28) 1,561 0,801 6,5Х105 1,627 0,938 1,3х107

2020 год (прогноз)

экономический патронат без учета реализации стратегии ЭПШП с учетом реализации стратегии ЭПШП Изменение уровня экономической безопасности при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути

зконо-мичес-кая копе-рация экономическое противоборство Уровень экономической безопасности экономическая копе-рация экономическое противоборство Уровень экономической безопасности

(7) (8) (9) (7)х(8)х 49) (10) (П) (7)х(Ю)х х(И) (7)х(Ю)х(11)-(7)х(8)х(9)

4,8* 107 1,150 1,026 5,66*107 1,167 1,016 5,69хЮ7 2,7хЮ5

1,783 0,960 8,22*107 1,809 0,951 8,25*107 4,1*105

Список литературы

1. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. Монография. М: АРГАМАК-МЕДИА, 2013.

2. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учеб. пособие. М.: Дело РАНХ и ГС, 2012.

3. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2009.

4. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13 (202). С. 39—55; № 15 (204). С. 20—39.

5. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15 (72). С. 33—44.

6. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18 (75). С. 46—53.

7. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34 (91). С. 69—76.

Примечания

1 Концепция «Один пояс, один путь», выдвинутая Китаем инициатива объединенных проектов создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Концепция была впервые анонсирована председателем КНР Си Цзиньпином во время его визитов в страны Центральной Азии и Индонезию осенью 2013 г. В таких политических документах, как план социально-экономического развития на 2015 г. и доклад о работе правительства, строительство «Одного пояса, одного пути» было включено в список важных задач, поставленных перед новым правительством Китая. Министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что осуществление этой инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в 2015 г. Подтверждено, что этот огромный проект будет включен и в план XIII пятилетки, который будет принят в 2016 г. Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. По официальным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данным Китая, «Один пояс, один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе новые экономики, и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые ресурсы, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долл.

2

Кит. ШШ1-Ш, узб. Виуик1рак Уо'Н, уйг. ^¿¿уП ^с? J тадж. Шо%ро%и Абре-шим, каз. Уны Жгбек жолы, кирг. Улуу жибек жолу, перс. ^ДцЛ ..¡и, араб. '^СЛ?-*, хинди ^тзттэ'Г, монг. Торгоны зам, туркм. Веупк Уирек Уо1у. Термин введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 г.

3 Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства у-го государства может иметь вид: 19

У

ЭБ(ЭПатронат),у ' п ¿г- (,у (=1

■ = ИР I у

0,01 < в, < 100,

где Уэб (ЭПатрошт)у — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйствау-го государства, реализованный в рамках экономического патроната; Щу — вес г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасностьу-го государства; ву — значение г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го государства.

Расчетная формула может иметь вид:

У к,

(

К

УЭБ( ЭКоопераци), у = \ к=1 к * у

( !9 а ■

п в 0 у (=1

а (тр. у,к

19

V

( 19 ^

пв 1к,к

V (=1

*ехр. к, у

"19

у к,.,

0,01 <

( !9 о

пв о

( =1

а (тр. у, к

19

V

( 19

пв'

V г=1

а (,к к

*ехр. к, у

"19

< 100,

где Уэб (ЭКооперация)у — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-го государства, реализованный в рамках экономической кооперации; а, (а(- к) — вес г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го (к-го) государства; а(тру к аехр.к,у — веса влияния национального хозяйства к-го государства на экономику у-го государства («импорта экономического влияния к-го государства на у-е государство») и влияния национального хозяйства у-го государства на экономику к-го государства («экспорта экономического влияния у-го государства на к-е го-

2

X

2

сударство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации; Ykj — вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическую кооперацию j-го и k-го государства в условиях глобализации; Ру (Р,д) — значение i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-го (k-го) государства; K — количество рассматриваемых государств мира. При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическую кооперацию в условиях глобализации, Ykj = 1. В этом случае ограничение значения показателя экономической безопасности j-го государства, характеризующего его экономическую кооперацию с k-м государством, выполняется безусловно.

5 Здесь и далее предполагается, что объемы экспорта товаров в каждую из стран-членов ШОС и импорта из каждой страны-члена ШОС к 2020 году при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути увеличатся на 10 % по сравнению с прогнозируемыми.

6 Расчетная формула может иметь вид:

( п \хj

нереал.imp. J,l

in в Л-гг

I i=1

У

ЭБ( ЭПротивоборство), j

L

п

l=1 l * j

'■I, J ■', j

0,01 <

i 19 a ■

пвa j l i=1

*- нереал. imp. j.

19

i 19 „.

пв

i=1

M f l,J

a нереал. exp. l, j

v

19

a нереал. exp. l, j

19

< 100,

( 19 А

пв у

1г=1

где Уэб (эПропшвоборство)у — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства j-го государства, реализованный в рамках экономического противоборства; а,, (а,- ¡) — вес г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность ^го (¡-го) государства; анереал. Шр1 Ь анереал. ехр., — веса нереализованного влияния национального хозяйства ¡-го государства на экономику^го государства («нереализованного импорта экономического влияния ¡-го государства наj-е государство») и нереализованного влияния национального хозяйства^го государства на экономику ¡-го государства («нереализованного экспорта экономического влияния^го государства на ¡-е государство») в рамках их экономического противоборства в условиях

глобализации; x¡j — вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическое противоборство '-го и ¡-го государства в условиях глобализации; ву (в,) — значение г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность '-го (¡-го) государства; Ь — количество рассматриваемых государств мира.

7 Здесь и далее предполагается, что нереализованные объемы экспорта товаров в каждую из стран-членов ШОС и импорта из каждой страны-члена ШОС к 2020 году уменьшатся на соответствующие приросты объемов экспорта в страны-члены ШОС и импорта из стран ШОС при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути по сравнению с прогнозируемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.