Дегтярев Михаил Владимирович
кандидат юридических наук, докторант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Degtyarev Mikhail Vladimirovich
candidate of Legal Sciences, Postdoctoral of the Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
E-mail: [email protected]
Перспективы изменений в законодательстве: инновационные публично-правовые режимы и нетипичные регуляторные технологии в надзорной деятельности
Prospects for changes in legislation: innovative public-legal regimes and advanced regulatory technologies in supervisory activities
Аннотация. Статья посвящена понятию, сути и онтологии новейших надзорных технологий (SupTech) и связанных с ними регуляторных технологий. Автор артикулирует задачи, потенциально решаемые внедрением и применением передовых надзорных технологий.
Ключевые слова: новейшие надзорные технологии, новейшие регуляторные технологии, цифровые технологии, экспериментальное законодательство, инновационные публично-правовые режимы.
Abstract. The article is devoted to the concept, essence and ontology of the new supervisory technologies (SupTech) and related new regulatory technologies. The author articulates the tasks potentially solved by the introduction and application of advanced surveillance technologies.
Keywords: advanced supervisory technologies, new regulatory technologies, digital technologies, experimental legislation, innovative public-legal regimes.
Введение
Регуляторы и участники финансового рынка внедряют технологии во многие сферы своей деятельности как для целей оптимизации внутренних процедур, так и для цифровизации взаимодействия между собой. Рациональное использование цифровых технологий позволяет снизить временные и денежные затраты, повышает эффективность деятельности и качество предоставляемых услуг, обеспечивает оперативное взаимодействие, снижает риски. В рамках применения технологий регуляторами и поднадзорными организациями выделяют два направления - SupTech и RegTech1.
Финансовые учреждения заинтересованы в использовании регуляторных технологий ^едТес^, тогда как официальный сектор имеет акцентированный интерес к использованию новейших надзорных технологий ^ирТес^ как важнейшего инструмента на службе надзорного органа.
Мировой финансовый кризис 2008 года привел к значительному увеличению объема данных, собираемых надзорными органами, и вполне вероятно, что пандемия COVID-19, скорее всего, привела к аналогичному результату; при этом низкое качество данных - еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются надзорные органы во всем мире2. И поиски решений по оптимизации надзорных процедур просто неминуемы.
При этом надзорные технологии неразрывно связаны с технологиями регуляторными.
Новейшие (передовые, нетипичные) регуляторные технологии нами подробно разобраны и объяснены3, останавливаться на этом здесь не станем. Поговорим о втором кластере.
1 Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021-2023 годов. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. - 37 с. - С. 2.
2 Dohotaru M., Appaya S. SupTech: Moving from why to how // <https://blogs.worldbank.org/psd/suptech-moving-why-how>. - 15.10.2020.
3 См.: Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Под ред. И.В. Понкина / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с. <https://moscou-ecole.ru/2022/04/24/degtyaryov_reg_tech_tools_2022/>.
Новейшие надзорные технологии и инструментарии (франц. - «technologie de surveillance pour les régulateurs»; англ. - «New SupTech» - «supervision technology») - это важнейший элемент современных инновационных публично-правовых режимов и новейших (нетипичных) регуляторных технологий
Кризис Covid-19 и опыт последних лети подтвердили роль технологий в режиме регулирования финансовых услуг. Наиболее эффективный способ для регулирующих органов и финансовых учреждений достичь своих целей - согласовать используемые ими технологии и программное обеспечение. Стремление к большей согласованности RegTech (регуляторных технологий) и SupTech (надзорных технологий) ведет к значительной экономии средств и позволяет более эффективно использовать ресурсы. Полностью согласовывая системы, используемые финансовыми регуляторами и учреждениями, за которыми они надзирают, они могут устранить дублирование усилий, упростить внедрение новых правил и снизить стоимость штрафов за несвоевременную или ошибочную подачу документов. Основным преимуществом SupTech является способность (на основе расширенной аналитики) выявлять тенденции и прогнозировать проблемы до их возникновения 1.
По словам Пентти Хаккарайнена, члена наблюдательного совета Европейского центрального банка, «успешная цифровизация требует объединения любознательных человеческих умов с полезными технологическими средствами... Внедрение надзорных технологий (или, как мы их называем, suptech) на самом деле необходимо для эффективного банковского надзора. Поскольку банковский сектор осваивает цифровизацию, органы банковского надзора также должны адаптироваться. Цифровая трансформация предлагает надзорным органам множество возможностей для разработки инструментов, которые позволят нам быстрее и глубже понять риски для банковского сектора. Существует большой потенциал использования технологий для получения максимальной отдачи от больших объемов данных, доступных органам банковского надзора. А цифровые решения обеспечат повышение эффективности, что позволит руководителям сосредоточить свое время на более конструктивных аспектах своей работы» 2.
Согласно нашему концепту, группа новейших надзорных технологий и инструментариев образует сегмент в общем объеме новейших (нетипичных) регуляторных технологий и инструментариев 3. Однако публикаций на эту тему весьма и весьма немного 4.
Этому кругу вопросов и будет посвящена наша статья.
К вопросу о понятии
В общем, под новейшими надзорными технологиями понимается «технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка» 5, или же «использование новых аналитических технологий для повышения эффективности, своевременности и точности пруденциальной надзорной деятельности» 6.
Авторский концепт: мы полагаем, что собственно сама идея новейших (передовых, сверхтехнологичных) надзорных технологий - это идеи синтеза следующих составляющих:
1) поиска путей повышения качеств реализации текущих надзорных процессов и достижения текущих и перспективных надзорных целей и задач,
2) внедрения новейших цифровых и иных технологически решений для унификации, стандартизации, цифровизации (система заточена на контроль предоставляемой в ходе отчетностей и проверок поднадзорными акторами информации в цифровом виде) и автоматизации надзорных процессов, одновременно - обеспечения их повышенной гибкости и адаптируемости;
3) воплощения концепта доминирующе упреждающего, а не на исправительно-карательного надзора,
1 The next wave of innovation: SupTech trends 2022 // <https://www.regnology.net/en/knowledge-hub/insights/the-next-wave-of-innovation-suptech-trends-2022/>.
2 The necessity of using supervisory technology: Speech by Pentti Hakkarainen, Member of the Supervisory Board of the ECB, at the 33rd Annual Conference of the Group of Banking Supervisors from Central and Eastern Europe (Frankfurt am Main, 27 May 2021) // <https://www.bankingsupervision.europa.eu/press/speeches/date/2021/html/ssm.sp210527~ 8b69fbb1 de.en.html>.
3 См. подробнее: Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Под ред. И.В. Понкина / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с. - С. 28-31.
4 См.: Дегтярев М.В. Будущее права. Инновационные публично-правовые режимы и новейшие (нетипичные) регуляторные технологии: Библиографический указатель / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 140 с.
5 Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021-2023 годов. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. - 37 с. - С. 2.
6 Fostering Innovation and Competitiveness With FinTech, RegTech, and SupTech [Содействие инновациям и конкурентоспособности с помощью FinTech, RegTech и SupTech] / Eds.: lustina Alina Boitan, Kamilla Marchewka-Bartkowiak. -Hershey (PA, USA): IGI Global, 2020. - xix; 313 p. - P. 20.
4) «машинизации» надзора за участниками финансового рынка в рамках сложных модальностей ги-бридизированного риск-ориентированного 1, клиент-ориентированного и итеративно-адаптируемого 2 надзора, датацентричного подхода, механизмов обеспечения кибербезопасности.
Задачи, потенциально решаемые внедрением и применением передовых надзорных технологий (SupTech)
Согласно разъяснениям в докладе Центробанка России, если задачами внедрения RegTech-решений являются: автоматизация и стандартизация бизнес-процессов, связанных с обеспечением и выполнением регуляторных требований; снижение рисков и затрат, в том числе на соблюдение компла-енс-требований, повышение точности выполнения требований регулятора; повышение уровня оперативности выявления мошеннических действий и реагирования на них, то задачами внедрения SupTech-решений являются: улучшение качества аналитики данных за счет оптимизации их сбора, хранения и обработки; повышение уровня эффективности и оперативности выявления рисков в деятельности финансовых организаций (включая недобросовестные практики на финансовом рынке); высвобождение времени сотрудников для решения задач, требующих профессионального (мотивированного) суждения и экспертизы» 3.
Задачи, которые позволяют решать (или содействуют решению которых) SupTech технологии и инструментарии (в числе прочего, перечень не является исчерпывающим):
1) мониторинг и превенция правонарушений в финансовой сфере, своевременное вскрытие новых угроз, дефектов, уязвимостей и рисков на финансовых рынках:
- регуляторно-девиантологический мониторинг4 дефектов регуляторного ландшафта (вскрытие нормативных коллизий, пробелов, дисбалансов, заурегулированностей);
- обнаружение подозрительных паттернов (повторяющихся онто-элементов, событий) рыночных манипуляций и посягательств на совершение таковых;
- обнаружение подозрительных паттернов мошенничеств с банковскими счетами и картами, цифровыми аккаунтами в банковских эко-системах;
- обнаружение подозрительных паттернов практик недобросовестных продаж;
- обнаружение подозрительных паттернов отмывания полученных преступным путем доходов;
- обнаружение подозрительных паттернов финансирования терроризма;
2) контроль устойчивости финансовых рынков, в том числе банковского сектора, страхового сектора:
- цифровое твин-моделирование профилей основных акторов финансового рынка;
- контроль открытых цифровых (электронных) реестров;
- решение задач надзорного стресс-тестирования;
- оценка «портфелей» ценных бумаг;
- реализация концепта «знай своего клиента»;
- улучшение аналитики данных в пруденциальном надзоре;
3) оперирование рисками:
- оценка кредитных рисков;
- оценка операционных рисков;
- оценка прочих пруденциальных рисков;
- предиктивное (прогностическое) вскрытие существенных отдаленных (в том числе отложенных) финансовых рисков, в том числе рисков дефолта и кросс-дефолта;
- вычислительное моделирование комплексных (композитных) риск-профилей;
4) сокращение избыточного административного давления и нагрузки сокращение нагрузки на поднадзорные организации (акторов):
- редуцирование объемов финансовых и временных затрат (издержек) на контрольные и надзорные процессы и на администрирование соблюдения и исполнения регуляторных требований и порядков поднадзорными акторами (организациями);
- редуцирование необходимостей доработок в системах подготовки отчетности поднадзорных организаций и соответствующих запросов и консультирований;
- повышение согласованности в регуляторной, финансовой и иной отчетности между надзорным органом и поднадзорными акторами;
1 Понкин И.В. Девиантология государственного управления: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с. - С.265-268.
2 Понкин И.В. Теория государственного управления: Учебник / Предисл. А.Б. Зеленцова. - М.: ИНФРА-М, 2019. -529 с. - С. 462-465.
3 Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021-2023 годов. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. - 37 с. - С. 2.
4 Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 4-15. Понкин И.В. Девиантология государственного управления: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с. Кожокарь И.П. Дефекты нормативно-правового регулирования. - М.: Проспект, 2019. - 296 с.
5) повышение эффективности бизнес-процессов поднадзорных акторов посредством технологического переоснащения и затачивания контрольно-надзорных процессов также на помощь им этим самым акторам в превенции и устранении недостатков в части соблюдения и исполнения ими регуляторных требований и порядков (новые надзорные технологии могут прокладывать пути для новых бизнес-моделей или содействовать доведению до ума имеющихся бизнес-моделей);
6) совершенствование оснований, условий, порядков (процедур) допуска соискателей на финансовые рынки;
7) совершенствование процедур контроля качества сортировки и «чистоты» денежного наличного и цифрового обращения;
8) редуцирование нагрузки на надзорный орган, повышение эффективности его деятельности (в том числе в работа с обращениями поднадзорных акторов).
Заключение
Широкой задействование передовых цифровых надзорных технологий уже стало реальностью в компетентных органах многих государств мира. Но экспоненциально растет и заинтересованность поднадзорных органов в применении таких технологий.
Как справедливо пишут Матей Дохотару и Шармиста Аппайя, в течение многих лет надзорные органы финансового сектора скептически относились к принятию SupTech - по сути, к использованию технологических решений для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности. Многие спрашивали, «почему» они должны инвестировать в эти технологии, в качестве общей первой реакции на любой процесс, который существенно повлияет на то, как все делается. Хотя некоторым новаторским органам власти удалось внедрить инновационные решения за последние несколько лет, большинство из них все еще находилось на стадии «почему», взвешивая обоснование затрат и выгод, когда разразился COVID-19, немного изменив обстоятельства. Глядя на новую реальность - через окна своих жилых комнат, превращенных в офисы, - руководители поняли, что пришло время заменить вопросы «почему» вопросами «как». Активизация внедрения и применения такого рода подходов в немалой степени связана и с тем, что во многих странах были редуцированы возможности прибегания к широко применяемому инструменту - проверкам на местах 1.
Согласно опросу Совета по финансовой стабильности, проведенному среди 41 регулятора из 25 стран 2, в последние годы растет число регуляторов, разрабатывающих SupTech и RegTech-стратегии. Большинство опрошенных (30 регуляторов) уже имеют утвержденную SupTech-стратегию или находятся на стадии ее разработки. Также около трети опрошенных регуляторов активно поддерживают развитие RegTech-решений, которые направлены на использование поднадзорными организациями цифровых технологий, в первую очередь в области соблюдения требований ПОД/ФТ и для представления регуля-торной отчетности 3. То есть SupTech технологии и инструментарии - это уже данность, это вполне обычные и привычные инструментарии.
Развитие и более широкое задействование новейших регуляторных (RegTech) и передовых надзорных (SupTech) технологий, объективно открывая значительные возможности и потенциальные выгоды для публичных интересов, являются сегодня важнейшим полем экспериментальной обкатки (тестирования) инновационных публично-правовых режимов, и нуждаются в соответствующем инновационно же обеспечении непосредственно в законодательстве Российской Федерации, в том числе и в части закрепления императивов «цифровой этики».
1 Dohotaru M., Appaya S. SupTech: Moving from why to how // <https://blogs.worldbank.org/psd/suptech-moving-why-how>. - 15.10.2020.
2 The Use of Supervisory and Regulatory Technology by Authorities and Regulated Institutions: Market developments and financial stability implications, 9 October 2020. - Basel (Switzerland): Financial Stability Board. 2020. - 72 p. <https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P091020.pdf>.
3 Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021-2023 годов. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. - 37 с. - С. 4.