DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_163 УДК 340.1; 342; 349
МЕХАНИЗМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НОВЕЙШИХ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ Institutionalization mechanisms for the new regulatory technologies and instruments
ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович,
кандидат юридических наук, губернатор Хабаровского края. E-mail: [email protected];
Degtyarev Mikhail V.,
PhD (Law), Governor of Khabarovsk Krai. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена понятию новейших регуляторных технологий. Автор перечисляет существующие механизмы институционализации новейших регуляторных технологий и инструментов. В статье объяснены суть идей таких механизмов, как городская лаборатория инноваций, центр цифровых инноваций, программа «startup in residence», «регуля-торный ускоритель», испытательные стенды инноваций.
Abstract: The article is devoted to the concept of the new regulatory technologies. The author lists the existing mechanisms for the institutionalization of the new regulatory technologies and instruments. The article explains the essence of the ideas of such mechanisms as urban innovation laboratory, digital innovation hub, regulatory accelerator, innovation testbeds.
Ключевые слова: новейшие регуляторные технологии (LegalTech, RegTech), финансовые технологии (FinTech), экстраправовое регулирование, регуляторный эксперимент, новейшие государственно-управленческие технологии (GovTech), публичное право.
Keywords: new regulatory technologies (LegalTech, RegTech), financial technologies (FinTech), extra-legal regulation, regulatory experiment, new public administration technologies (GovTech), public law.
Дата направления статьи в редакцию: 13.01.2022
Дата публикации: 28.02.2022
Введение
Использование новейших регуляторных технологий (технологических решений для регуляторных онтологий и процессов) сегодня стало уже трендом и актуальной практикой реформирования законодательства во многих государствах мира. Вопросы механизмов институционализации новейших регуляторных технологий, как и самих новейших регуляторных технологий, ныне на слуху, всё более часто и активно находят отражение в научных публикациях1, но до сих не получили необходимых научных объяснений.
Восполнению пробелов и посвящена серия наших статей, одной из которых является настоящая статья.
Механизмы институционализации: обобщающая типологизация
Среди механизмов институционализации новейших регуляторных технологий и инструментов следует выделить следующие:
- городские лаборатории инноваций (англ. - «urban innovation laboratory»);
- механизм «гражданский мост» (англ. - «civic bridge») (найм профессионалов из частного сектора, чтобы они добровольно работали вместе с государственными служащими над критически важными регуляторными проблемами)2;
- центр инноваций (англ. - «innovation hub»), центр цифровых инноваций (англ. - «digital innovation hub»);
- программы «startup in residence»;
- «регуляторный ускоритель» (англ. - «regulatory accelerator»), лаборатория регуляторных технологий (англ. - «regtech lab»);
- испытательные стенды инноваций (англ. - «innovation testbeds»), (а также их разновидность - «живые лаборатории» (англ. -«living labs»).
Далее рассмотрим более подробно некоторые из таких механизмов институционализации.
Городская лаборатория инноваций (urban innovation laboratory)
С учётом существующих интерпретационных подходов1, городская лаборатория инноваций - это создаваемое (при поддержке как органов публичного управления, так и частного сектора и с вовлечением жителей города) пространство для переосмысле-
1 См.: Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>. Полякова Т.А., Чеботарева А.А. Влияние цифровых технологий на изменение регуляторного ландшафта: правовые аспекты // Мягкие измерения и вычисления. - 2019. - № 10. - С. 10-13. Вершицкий А.В., Вершицкая Н.А. Регуляторные технологии (RegTech) как метод усовершенствования нормативно-правового регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 6. - С. 946-949. Лобунец А.О. Современные регуляторные технологии SupTech и RegTech // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 29. - С. 942-946. Куприяновский В.П., Морева С.Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.
2 См.: Civic Bridge. Bridging the Public and Private Sectors on Critical Challenges // <https://www.innovation.sfgov.org/civic-bridge>.
ния, экспериментирования, сотрудничества и совместного творчества между различными участниками государственного, частного, научного и социального секторов - в целях:
- тестирования и внедрения инноваций для содействия изменениям, позволяющим улучшить качество жизни жителей города, оптимизируя предоставление соответствующих услуг;
- обеспечения устойчивой институциональной структуры для оценивания, тестирования и внедрения инноваций, обеспечения стимулирования и поддержки инновационных решений для ключевых городских проблем;
- внедрения и продвижения культуры использования инноваций в публичном управлении и совершенствования предоставления соответствующих услуг;
- выявления существующих городских проблем с учетом потребностей населения, обеспечение экономического развития;
- реализации экспериментальных решений в рамках города как площадки для проведения эксперимента.
Центр инноваций (innovation hub), центр цифровых инноваций (digital innovation hub)
С учётом существующих интерпретационных подходов2, центры инноваций представляют собой своего рода платформы и иные организационные (с соответствующим компьютерно-программным обеспечением) механизмы, позволяющие компаниям частного сектора взаимодействовать с компетентными органами публичной власти по вопросам регулирования, связанным с применением финансовых технологий, а также получать рекомендации на предмет соответствия предлагаемых ими инновационных финансовых продуктов и услуг требованиям действующего законодательства в соответствующей области.
Распространенным подвидом центра инноваций является центр цифровых инноваций.
Центр цифровых инноваций - это учреждение, обеспечивающее поддержку для компаний частного сектора в развитии их конкурентоспособности за счёт совершенствования их деятельности, производственных процессов, а также совершенствования продукции и услуг в области цифровых технологий. Такие центры позволяют обеспечивать цифровизацию организаций в соответствующих регионах3.
Ключевая роль центров цифровых инноваций заключается в обеспечении доступа организаций частного сектора и органов публичной власти к наиболее новым цифровым технологиям, которые могут повышать эффективность, результативность и качество их деятельности или услуг4. Именно на базе таких центров могут быть развёрнуты технологии BIM-тестирований (посредством цифровых моделей-двойников) нормативных актов и режимов5.
Важной особенностью центров цифровых инноваций является то, что они могут способствовать синергии между цифровыми и иными технологиями (например, биотехнологиями)6. Деятельность центров цифровых инноваций охватывает, как правило, ряд направлений, таких как тестирование, проведение экспериментов, финансирование, развитие навыков, а также построение соответствующих инновационных и связанных с ними регуляторных «экосистем»7.
Структура центров инноваций варьируется в зависимости от конкретных юрисдикций, в рамках которых они осуществляют свою деятельность, при этом в целом их роль заключается в поддержке и консультировании в соответствующей области8.
Большая часть моделей деятельности центров инноваций предполагает максимум лишь косвенное участие органов публичной власти и ориентирована на частный сектор. Тем не менее, участие государственного сектора также необходимо, для такового центры инноваций также можно рассматривать как своего рода «дорожные карты» развития инновации при разработке государственной политики в соответствующей сфере9.
К преимуществам центров инноваций относится их универсальность (данный инструмент подходит для всех рынков финансовых технологий), а также возможность для органов публичной власти выявлять и определять основные тенденции и проблемы в соответствующей области до перехода к использованию более ресурсоемких подходов10.
1 Study of Urban Innovation Labs: Good Practices / Barcelona Ciutat Digital // <https://ajuntament.barcelona.cat/digital/sites/default/files/study_of_urban_innovation_labs.pdf>. -2019. - 5 p. - P. 2-3.
Evans B. Government Policy Innovation Labs - April 2020: Catalogue of Canadian-based government innovation labs updated April 2020 / Ryerson University // <https://www.ryerson.ca/content/dam/cpipe/documents/Canada_PIL_Catalog_Government_Update_April_2020_Final2.pdf>. - 2020. - 47 p. - P. 12.
2 Arner D.W., Buckley R.P., Zetzsche D.A., Selga E., Mohammad G., Parvez J., Consiglio R. Innovative Regulatory Approaches Toolkit. - Kuala Lumpur: Alliance for Financial Inclusion, 2021. - 45 p. - P. 7.
3 S3HubsinCE Project: Digital Innovation Hubs / Interreg Central Europe // <https://www.interreg-central.eu/Content.Node/S3HubsinCE/DIH-brochure.pdf>. - 20 p. - P. 5.
4 Miorner J., Rissola G., Sorvik J., Wernberg J. Putting Digital Innovation Hubs into Regional Context / The Joint Research Centre (JRC), the European Commission's science and knowledge service. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. - 37 p. - P. 2.
5 См.: Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. - С. 111-141. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>. Понкин И.В., Редьки-на А.И. Цифровое государственное управление: метод цифровых моделей-двойников (BIM) в праве // Государственная служба. - 2020. - Т. 22. - № 2. - С. 64-69.
6 S3HubsinCE Project: Digital Innovation Hubs / Interreg Central Europe // <https://www.interreg-central.eu/Content.Node/S3HubsinCE/DIH-brochure.pdf>. - 20 p. - P. 5.
7 Miorner J., Rissola G., Sorvik J., Wernberg J. Putting Digital Innovation Hubs into Regional Context / The Joint Research Centre (JRC), the European Commission's science and knowledge service. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. - 37 p. - P. 16.
8 Arner D.W., Buckley R.P., Zetzsche D.A., Selga E., Mohammad G., Parvez J., Consiglio R. Innovative Regulatory Approaches Toolkit. - Kuala Lumpur: Alliance for Financial Inclusion, 2021. - 45 p. - P. 7.
9 Sambuli N., Whitt J.P. Technology innovation hubs and policy engagement. - Brighton: The Institute of Development Studies, 2017. - 28 p. - P. 11, 25.
10 How Regulators Respond to Fintech: Evaluating the Different Approaches - Sandboxes and Beyond / The World Bank Group's Finance, Competitiveness & Innovation Global Practice. - Washington (DC, USA): International Bank for Reconstruction and Development, 2020. - xi; 53 p. - P. 38.
Программа «startup in residence»
Зачастую технологии и процедурные аспекты деятельности местных органов публичной власти в различных сферах отстают от технологий, используемых частным сектором. Программы «startup in residence» позволяют преодолеть этот разрыв между государством и стартапами1 и использовать инновационные технологии при реализации публичного управления на местном уровне2.
Программа «startup in residence» предоставляет предпринимателям платформу для получения знаний, необходимых для работы с органами публичной власти в качестве клиентов, а также позволяет предпринимателям делиться с государственным сектором опытом в области использования новых технологий3.
Данный подход способствует внедрению новых решений городских проблем различных категорий, способствует улучшению качества жизни в городах и позволяет продвигать предпринимательскую деятельность на местном уровне4.
С экономической точки зрения реализация программ «startup in residence» обеспечивает возможности для стартапов проверять свои идеи на региональном уровне и в соответствующем масштабе реализовывать их. Реализация подобных программ позволяет также обеспечивать ускорение экономического роста, создавать новые рабочие места и разрабатывать инновационные решения5.
Кроме того, привлечение стартапов для решения различных городских проблем может иметь своей целью нахождение более практичных или необычных решений6.
Программа «startup in residence» может включать в себя следующие этапы (на примере подхода, реализованного в Амстердаме):
- определение органами публичной власти города задач, подлежащих решению в рамках данной программы;
- подача стартапами заявок, содержащих предложения по решению указанных задач;
- отбор заявок специальной комиссией, в состав которой входят представители органов публичной власти и эксперты;
- разработка отобранными стартапами в течение определенного периода времени решений для установленных задач в тесном сотрудничестве с городскими органами публичной власти с поддержкой со стороны опытных предпринимателей и коллег (при этом могут проводиться соответствующие обучения и тренинги, а стартапам может предоставляться необходимая финансовая поддержка);
- если орган публичной власти, определивший задачу, удовлетворен предложенным способом ее решения, он может заключить договор с соответствующим стартапом7.
При реализации указанных программ могут устанавливаться соответствующие требования к стартапам, в частности, касающиеся продолжительности осуществления их деятельности или особенностей предлагаемых ими решений8.
В рамках программы «startup in residence» местные органы публичной власти могут выступать в качестве партнеров, заинтересованных лиц, посредников или стартовых клиентов для стартапов9. Реализация программ «startup in residence» также может требовать смягчения законодательства о государственных закупках10.
«Регуляторный ускоритель» (regulatory accelerator), лаборатория регуляторных технологий (regtech lab)
С учётом существующих интерпретационных подходов11, «регуляторный ускоритель» (или лаборатория регуляторных технологий, ускоритель инноваций) - это организационно-регуляторный механизм, предусматривающий заключение партнерских соглашений между поставщиками финансовых технологий и центральными банками (или иными публичными надзорными органами) в целях:
- ускорения роста или развития соответствующих регуляторных или надзорных технологий;
- обеспечения широкого сотрудничества между регулирующими органами и заинтересованными сторонами для разработки рыночных решений для проблем финансового сектора;
- обеспечения партнерской исследовательской среды для регуляторов финансового сектора для их обучения и работы с инновациями, как друг с другом, так и с более широкой экосистемой финансового сектора в целом;
- разработки вариантов решения задач, с которыми сталкиваются регулирующие органы, представителями частного сектора
1 Startup in Residence supports City Departments by leveraging partnerships to build City capacity / San Francisco Mayor's Office of Civic Innovation // <https://www.innovation.sfgov.org/stir>.
2 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. - 2018. - 57 p. - P. 3.
3 Govtech Lab: Startup in Residence Model / Create Lithuania // <http://kurklt.lt/wp-content/uploads/2019/03/GOVTECHLAB_Startup-in-Residence.pdf>. - 2019. - 8 p. - P. 3.
4 Winden, van W., Carvalho, de. L. Can startups solve urban problems? An analysis of Amsterdam's «startup in residence» programme. - Amsterdam: Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. - 20 p. - P. 1.
5 Startup in Residence InterGov 2020-2021 // <https://intergov.startupinresidence.com/Content/battle/1e80668e-cd99-4a1b-9a7d-c48a5136d8ca/Aanbestedingsleidraad%20Provincie%20Zuid-Holland%20SIR%20Intergov.pdf>. - 10 p. - P. 2.
6 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. - 2018. - 57 p. - P. 3.
7 Van Winden W., Carvalho L., de. Can startups solve urban problems? An analysis of Amsterdam's «startup in residence» programme. - Amsterdam: Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. - 20 p. - P. 6-7.
8 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. - 2018. - 57 p. - P. 3.
9 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. - 2018. - 57 p. - P. 3.
10 Van Winden W., Carvalho L., de. Can startups solve urban problems? An analysis of Amsterdam's «startup in residence» programme. - Amsterdam: Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. - 20 p. - P. 7.
11 How Regulators Respond to Fintech: Evaluating the Different Approaches - Sandboxes and Beyond / The World Bank Group's Finance, Competitiveness & Innovation Global Practice. - Washington (DC, USA): International Bank for Reconstruction and Development, 2020. - xi; 53 p. - P. v, 25, 39.
Media Statement on the Launch of the Intergovernmental Fintech Working Group (IFWG) Innovation Hub / Intergovernmental Fintech Working Group // <https://www.ifwg.co.za/wp-content/uploads/Press_Release_Innovation_Hub_Launch.pdf>. - 2020. - 3 p. - P. 2.
с использованием инновационных технологий.
«Регуляторные ускорители» могут быть нацелены на различные типы поставщиков финансовых технологий и органов публичной власти, например:
- стартапы и нефинансовые компании, желающие проверить, имеют ли разрабатываемые продукты реальные перспективы получения разрешения со стороны регулирующих органов;
- регулируемые финансовые учреждения, изучающие новые технологии и продукты;
- финансовые органы публичной власти, стремящиеся стимулировать развитие финансовых технологий1.
Испытательные стенды инноваций (innovation testbeds), «живые лаборатории» (living labs)
Испытательные стенды инноваций являются все более широко и активно используемым инструментом инновационной политики.
С учётом существующих интерпретационных подходов2, испытательные стенды инноваций - это организационные программы, реализующие и обеспечивающие доступ к физическим и виртуальным пространствам, в которых частные компании и представители публичного сектора имеют возможность совместно тестировать и демонстрировать инфраструктурные проекты и технологии (в моделируемых условиях или в реальных условиях) для сложных систем или сложных условий, тестировать новые технологий в рамках контролируемых процессов и по управлению референтными рисками, тестировать, внедрять, реализовывать развивать и представлять инновационные продукты, услуги, процессы, организационные решения и бизнес-модели (с размыванием границ между созданием и применением инновационных технологий, в постоянном прогрессе такого сочетания), как правило, в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами. В рамках таких испытательных стендов инновации могут быть опробованы в реальных условиях или условиях, приближенных к реальным, а также может быть проверена их жизнеспособность на рынке, что особенно актуально для инноваций, предназначенных для сложных рынков.
Выделяют следующие уровни функционирования испытательных стендов инноваций: 1) лаборатории - строго контролируемые испытательные площадки, в рамках которых проводятся испытания в изолированных искусственных условиях; 2) моделируемые условия, приближенные к реальным, все еще находящиеся под строгим контролем; 3) реальные условия, которые предполагают некоторые ограничения или контроль за реальной средой тестирования инноваций3, так называемые «живые лаборатории».
Испытательные стенды могут требовать изменения законодательства, в частности, в таких сферах, как защита информации, режим ответственности или налогообложение, и в этом смысле испытательные стенды схожи с регуляторными песочницами. Испытательные стенды в целом могут предполагать смягчение действующих норм законодательства в соответствующей области, однако, по мнению Франциски Энгельс, Александра Вентланда и Себастиана Фотенгауэра, упор на неприменении законодательства в условиях испытательного стенда не совсем корректен и не позволяет в полной мере использовать их возможности, в этом смысле более продуктивным будет одновременное тестирование инноваций и новых норм, регламентирующих их применение4.
Заключение
Как правило, новейшие регуляторные технологии предполагают и реализуют существенное взаимодействие органов публичной власти и организаций частного сектора, зачастую в форме взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего как решать проблемы, возникающие при осуществлении государственного управления в соответствующих сферах, совершенствовать процессы функционирования органов публичной власти и реализовывать инновационные подходы к развитию законодательства, так и содействовать интересам частных компаний, желающим обеспечить выход на рынок своей продукции, сопряжённой с применением различных инновационных технологий.
Библиография:
1. Вершицкий А.В., Вершицкая Н.А. Регуляторные технологии (RegTech) как метод усовершенствования нормативно-правового регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 6. - С. 946-949.
2. Куприяновский В.П., Морева С.Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.
3. Лобунец А.О. Современные регуляторные технологии SupTech и RegTech // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 29. - С. 942-946.
4. Полякова Т.А., Чеботарева А.А. Влияние цифровых технологий на изменение регуляторного ландшафта: правовые аспекты // Мягкие измерения и вычисления. - 2019. - № 10. - С. 10—13.
5. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.
6. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровое государственное управление: метод цифровых моделей-двойников (BIM) в праве // Государственная служба. - 2020. - Т. 22. - № 2. - С. 64-69.
1 Regulatory Considerations and Supervisory Practices for Financial Technological Innovations. Regulation for Responsible and Competitive Financial Sector Innovation. First Edition. - México: ASBA and IDB Lab, 2020. - 125 p. - P. 70.
2 Arntzen S., Wilcox Z., Lee N., Hadfield C., Rae J. Testing Innovation in the Real World: Real-world testbeds. - London: Nesta, 2019. - 85 p. - P. 8.
Rosemberg C., Potau X., Leistner S., Dijkstal F., Vinnik A., Tiriduzzi C., Daved A., Blind K. Regulatory Sandboxes and Innovation Testbeds: A Look at International Experience and Lessons for Latin America and the Caribbean. Final Report. - Washington (DC, USA): Inter-American Development Bank, 2020. - iii; 47 p. - P. 21.
Engels F., Wentland A., Pfotenhauer S.M. Testing future societies? Developing a framework for test beds and living labs as instruments of innovation governance. Research Policy. -2019. - Vol. 48. - № 9. - 11 p. - P. 3.
3 Arntzen S., Wilcox Z., Lee N., Hadfield C., Rae J. Testing Innovation in the Real World: Real-world testbeds. - London: Nesta, 2019. - 85 p. - P. 17.
4 Engels F., Wentland A., Pfotenhauer S.M. Testing future societies? Developing a framework for test beds and living labs as instruments of innovation governance. Research Policy. - 2019. - Vol. 48. - № 9. - 11 p. - P. 2, 10.
7. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>.
8. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с.
9. Arner D.W., Buckley R.P., Zetzsche D.A., Selga E., Mohammad G., Parvez J., Consiglio R. Innovative Regulatory Approaches Toolkit. - Kuala Lumpur: Alliance for Financial Inclusion, 2021. - 45 p.
10. Arntzen S., Wilcox Z., Lee N., Hadfield C., Rae J. Testing Innovation in the Real World: Real-world testbeds. - London: Nesta, 2019. - 85 p.
11. Civic Bridge. Bridging the Public and Private Sectors on Critical Challenges // <https://www.innovation.sfgov.org/civic-bridge>.
12. Engels F., Wentland A., Pfotenhauer S.M. Testing future societies? Developing a framework for test beds and living labs as instruments of innovation governance. Research Policy. - 2019. - Vol. 48. - № 9. - 11 p.
13. Evans B. Government Policy Innovation Labs - April 2020: Catalogue of Canadian-based government innovation labs updated April 2020 / Ryerson University // <https://www.ryerson.ca/content/dam/cpipe/documents/Canada_PIL_Catalog_Government_Update_April_2020_Final2.pdf>. - 2020. - 47 p.
14. Govtech Lab: Startup in Residence Model / Create Lithuania // <http://kurklt.lt/wp-content/uploads/2019/03/G0VTECHLAB_Startup-in-Residence.pdf>. - 2019. - 8 p.
15. How Regulators Respond to Fintech: Evaluating the Different Approaches - Sandboxes and Beyond / The World Bank Group's Finance, Competitiveness & Innovation Global Practice. - Washington (DC, USA): International Bank for Reconstruction and Development, 2020. - xi; 53 p.
16. Miorner J., Rissola G., Sorvik J., Wernberg J. Putting Digital Innovation Hubs into Regional Context / The Joint Research Centre (JRC), the European Commission's science and knowledge service. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. - 37 p.
17. Media Statement on the Launch of the Intergovernmental Fintech Working Group (IFWG) Innovation Hub / Intergovernmental Fintech Working Group // <https://www.ifwg.co.za/wp-content/uploads/Press_Release_Innovation_Hub_Launch.pdf>. - 2020. - 3 p.
18. Regulatory Considerations and Supervisory Practices for Financial Technological Innovations. Regulation for Responsible and Competitive Financial Sector Innovation. First Edition. - México: ASBA and IDB Lab, 2020. - 125 p.
19. Rosemberg C., Potau X, Leistner S., Dijkstal F., Vinnik A., Tiriduzzi C., Daved A., Blind K. Regulatory Sandboxes and Innovation Testbeds: A Look at International Experience and Lessons for Latin America and the Caribbean. Final Report. - Washington (DC, USA): Inter-American Development Bank, 2020. - iii; 47 p.
20. Sambuli N., Whitt J.P. Technology innovation hubs and policy engagement. - Brighton: The Institute of Development Studies, 2017. - 28 p.
21. Study of Urban Innovation Labs: Good Practices / Barcelona Ciutat Digital // <https://ajuntament.barcelona.cat/digital/sites/default/files/study_of_urban_innovation_labs.pdf>. - 2019. - 5 p.
22. Startup in Residence InterGov 2020-2021 // <https://intergov.startupinresidence.com/Content/battle/1e80668e-cd99-4a1b-9a7d-c48a5136d8ca/Aanbestedingsleidraad%20Provincie%20Zuid-Holland%20SIR%20Intergov.pdf>. - 10 p.
23. Startup in Residence supports City Departments by leveraging partnerships to build City capacity / San Francisco Mayor's Office of Civic Innovation // <https://www.innovation.sfgov.org/stir>.
24. S3HubsinCE Project: Digital Innovation Hubs / Interreg Central Europe // <https://www.interreg-central.eu/Content.Node/S3HubsinCE/DIH-brochure.pdf>. - 20 p.
25. Winden, van W., Carvalho, de. L. Can startups solve urban problems? An analysis of Amsterdam's «startup in residence» programme. - Amsterdam: Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. - 20 p.
26. 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. - 2018. - 57 p.
References (transliterated):
1. Vershickij A.V., Vershickaya N.A. Regulyatornye tekhnologii (RegTech) kak metod usovershenstvovaniya normativno-pravovogo regulirovaniya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2020. - № 6. - S. 946-949.
2. Kupriyanovskij V.P., Moreva S.L. i dr. Podryvnye tekhnologicheskie innovacii: ponyatie, znachenie i ontologiya // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - S. 60-68.
3. Lobunec A.O. Sovremennye regulyatornye tekhnologii SupTech i RegTech // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. - 2021. - № 29. - S. 942-946.
4. Polyakova T.A., CHebotareva A.A. Vliyanie cifrovyh tekhnologij na izmenenie regulyatornogo landshafta: pravovye aspekty // Myagkie izmereniya i vychisleniya. - 2019. - № 10. - S. 10-13.
5. Ponkin I. V., Kupriyanovskij V.P., Ponkin D.I. Fintech, Regtech i regulyatornye pesochnicy: ponyatie, cifrovaya ontologiya, perspektivy // Sovremennye in-formacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. - 2020. - T. 16. - № 1. - S. 224-234.
6. Ponkin I. V., Red'kina A.I. Cifrovoe gosudarstvennoe upravlenie: metod cifrovyh modelej-dvojnikov (BIM) v prave // Gosudarstvennaya sluzhba. - 2020. -T. 22. - № 2. - S. 64-69.
7. Pravo i cifra: Mashinochitaemoe pravo, cifrovye modeli-dvojniki, cifrovaya formalizaciya i cifrovaya onto-inzheneriya v prave: Uchebnik / Konsorcium «Analitika. Pravo. Cifra». - M.: Buki Vedi, 2021. - 174 s. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>.
8. Habrieva T.YA., CHernogor N.N. Budushchee prava. Nasledie akademika V.S. Styopina i yuridicheskaya nauka / Rossijskaya akademiya nauk; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. - M.: INFRA-M, 2020. - 176 s.
9. Arner D.W., Buckley R.P., Zetzsche D.A., Selga E., Mohammad G., Parvez J., Consiglio R. Innovative Regulatory Approaches Toolkit. - Kuala Lumpur: Alliance for Financial Inclusion, 2021. - 45 p.
10. Arntzen S., Wilcox Z., Lee N., Hadfield C., Rae J. Testing Innovation in the Real World: Real-world testbeds. - London: Nesta, 2019. - 85 p.
11. Civic Bridge. Bridging the Public and Private Sectors on Critical Challenges // <https://www. innovation.sfgov. org/civic-bridge>.
12. Engels F., Wentland A., Pfotenhauer S.M. Testing future societies? Developing a framework for test beds and living labs as instruments of innovation governance. Research Policy. - 2019. - Vol. 48. - № 9. - 11 p.
13. Evans B. Government Policy Innovation Labs - April 2020: Catalogue of Canadian-based government innovation labs updated April 2020 / Ryerson University // <https://www.ryerson.ca/content/dam/cpipe/documents/Canada_PIL_Catalog_Government_Update_April_2020_Final2.pdf>. - 2020. - 47 p.
14. Govtech Lab: Startup in Residence Model / Create Lithuania // <http://kurklt.lt/wp-content/uploads/2019/03/GOVTECHLAB_Startup-in-Residence.pdf>. - 2019. - 8 p.
15. How Regulators Respond to Fintech: Evaluating the Different Approaches - Sandboxes and Beyond / The World Bank Group's Finance, Competitiveness & Innovation Global Practice. - Washington (DC, USA): International Bank for Reconstruction and Development, 2020. - xi; 53 p.
16. Miorner J., Rissola G., Sorvik J., Wernberg J. Putting Digital Innovation Hubs into Regional Context / The Joint Research Centre (JRC), the European Commission's science and knowledge service. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. - 37 p.
17. Media Statement on the Launch of the Intergovernmental Fintech Working Group (IFWG) Innovation Hub / Intergovernmental Fintech Working Group // <https://www.ifwg.co.za/wp-content/uploads/Press_Release_Innovation_Hub_Launch.pdf>. - 2020. - 3 p.
18. Regulatory Considerations and Supervisory Practices for Financial Technological Innovations. Regulation for Responsible and Competitive Financial Sector Innovation. First Edition. - México: ASBA and IDB Lab, 2020. - 125 p.
19. Rosemberg C., Potau X, Leistner S., Dijkstal F., Vinnik A., Tiriduzzi C., Daved A., Blind K. Regulatory Sandboxes and Innovation Testbeds: A Look at International Experience and Lessons for Latin America and the Caribbean. Final Report. - Washington (DC, USA): Inter-American Development Bank, 2020. - iii; 47 p.
20. Sambuli N., Whitt J.P. Technology innovation hubs and policy engagement. - Brighton: The Institute of Development Studies, 2017. - 28 p.
21. Study of Urban Innovation Labs: Good Practices / Barcelona Ciutat Digital // <https://ajuntament.barcelona.cat/digital/sites/default/files/study_of_urban_innovation_labs.pdf>. - 2019. - 5 p.
22. Startup in Residence InterGov 2020-2021 // <https://intergov.startupinresidence.com/Content/battle/1e80668e-cd99-4a1b-9a7d-c48a5136d8ca/Aanbestedingsleidraad%20Provincie%20Zuid-Holland%20SIR%20Intergov.pdf>. - 10 p.
23. Startup in Residence supports City Departments by leveraging partnerships to build City capacity / San Francisco Mayor's Office of Civic Innovation // <https://www.innovation.sfgov.org/stir>.
24. S3HubsinCE Project: Digital Innovation Hubs / Interreg Central Europe // <https://www.interreg-central.eu/Content.Node/S3HubsinCE/DIH-brochure.pdf>. - 20 p.
25. Winden, van W., Carvalho, de. L. Can startups solve urban problems? An analysis of Amsterdam's «startup in residence» programme. - Amsterdam: Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. - 20 p.
26. 18.212-DSO Tender Guidelines Startup in Residence The Hague Programme 2018 // <https://starthubs.co/Content/battle/55/Aanbestedingsdocument.pdf>. 2018. 57 p.