Административное право; административный процесс
DOI 10.47643/1815-1337_2021 _12_180 УДК 340.1; 342; 349
НОВЕЙШИЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ: ДЕФИНИЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ The new regulatory technologies and instruments: definition and classification
ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович,
кандидат юридических наук, губернатор Хабаровского края. E-mail: [email protected];
Degtyarev Mikhail V.,
PhD (Law), Governor of Khabarovsk Krai. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена понятию новейших регуляторных технологий. Автор представил свою авторскую дефиницию ключевого понятия. В статье представлена классификация новейших регуляторных технологий и инструментов. Автор объясняет и показывает связанные с этим новейшие подходы в регуляторной онто-инженерии.
Abstract: The article is devoted to the concept of the new regulatory technologies. The author presented his author's definition of the key concept. The article presents a classification of the new regulatory technologies and instruments. The author explains and shows the related new approaches in regulatory onto-engineering.
Ключевые слова: новейшие регуляторные технологии (LegalTech, RegTech), финансовые технологии (FinTech), экстра-правовое регулирование, регуляторный эксперимент, новейшие государственно-управленческие технологии (GovTech), публичное право.
Keywords: new regulatory technologies (LegalTech, RegTech), financial technologies (FinTech), extra-legal regulation, regulatory experiment, new public administration technologies (GovTech), public law.
Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021
Дата публикации: 30.12.2021
Введение
Последние достижения и инновационные1 решения в области информатики, цифровых технологий приводят к появлению технологических решений, облегчающих финансовое и иное нормативное регулирование2, к появлению подрывных (прорывных)3 таких технологий.
Использование новейших регуляторных технологий (франц. - «technologie réglementaire»; испанск. - «tecnología regulatoria»; англ. -«Regulatory Technology», сокращ. - «LegalTech», «RegTech»), позволяющих органам публичной власти достигать определённых целей в различных областях государственного управления, а также осуществлять последовательное и эффективное внедрение инноваций, в том числе использование так называемых надзорных технологий, а также позволяющих обеспечить гибкость, скорость и адаптируемость регуляторных подходов и инструментов и обеспечить возможность широкого использования целого спектра аналитических инструментов, сегодня стало уже трендом и актуальной практикой реформирования законодательства во многих государствах мира.
Вопросы новейших регуляторных технологий всё более часто и активно находят отражение в официальных документах, проектах и материалах4, в научных публикациях5, но до сих не получили необходимых теоретических и прикладных объяснений, обобщений и дефиниций, прогностических оценок.
Восполнению пробелов и посвящена серия наших статей, одной из которых является настоящая статья.
Авторская дефиниция понятия новейших регуляторных технологий
Согласно нашему авторскому концепту, новые регуляторные технологии и инструменты представляют собой совокупность масштабируемых (от аксиальных (точечных) корригирований до самых массированных преобразований), операционабельных индивидуализирован-но сформированных и итеративно-адаптируемых технологий и инструментов проектирования, производства, оценки, валидации, оперирования и
1 Морхат П.М. Понятие инноваций в науке: Обзор научной мысли. - М.: Буки Веди, 2015. - 94 с.
2 Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. - P. 349-377. - P. 350.
3 Куприяновский В.П., Морева С .Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. -
2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.
4 Технологии в государственном управлении (GovTech): Направления и инструменты развития в мире. Август 2021. - М.: ГБУ «Агентство инноваций города Москвы»,
2021. - 100 с.
5 См.: Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231. Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций // Государственная служба. - 2019. - № 1. - С. 17-25. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые права // Публично-правовые средства цифровизации экономики и финансов. Ч. 1: Публично-правовые средства цифровизации публичного управления, экономики и финансов / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - М.: Русайнс, 2021. - 244 с. - С. 58-67. Понкин И.В., Редькина А.И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). - 2021. - Вып. 4. - С. 340-351. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого права // Юридическая техника. - 2021. - № 15. - С. 231-236. Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 49-67. Морхат П.М. Право и искусственный интеллект / Российская гос. академия интеллектуальной собственности. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 544 с.
доработки нормативных онтологических единиц и комплексов (норм и их групп, нормативных режимов и актов, групп актов) как правового, так и экстра-правового, так и гибридного регулирования, создаваемых и реализуемых в целях:
- конструирования систематически корригируемой и реадаптируемой казуально-проектируемой регуляторной эко-среды - нормативного субпространства, конвенционально (условно) аппроксимированного под их ожидания и интересы участников с учетом публичных интересов (в условиях отсутствия до того необходимого правового регулирования);
- обеспечения высоких гибкости, адаптированности (адаптируемости), операционабельности регулирования, обеспечение оперативности его релевантных реадаптации, перенастройки и корригирования, с минимизацией финансово-экономических и временных затрат на нор-морайтерско-проектировочный процесс;
- обеспечения высокоскоростных (и при этом релевантных и адекватных) экспериментальных, моделирующих (в том числе цифровых) и иных тестирований (апробаций) готовых прототипов (комплексных решений) регуляторных режимов или экспериментальных разработок проектируемых регуляторных режимов и их запуска в расчётные форматы и размерности;
- упрощения и упраздняющего (или трансформирующего) «прореживания» (в том числе пакетированного) массивов нормативно-правовых актов, продолжение регуляторного существования которых не имеет необходимых и достаточных оснований и обоснований с точки зрения законности, разумной рациональности, публичных интересов, ожиданий и запросов в сфере экономики, социальной жизни и др.
Новейшие регуляторные технологии: обобщающая типологизация
Согласно нашей авторской классификации, среди новейших регуляторных технологий и инструментов следует выделить следующие позиции, соединяемые в группы:
1) группа интегральных инструментов тестирования:
- инструментарии регуляторного эксперимента (франц. - «législation expérimentale»; испан. - «legislación experimental»; нем. -«experimentelle gesetzgebung»; англ. - «experimental législation») (см. линейку вышедших наших научных статей)1;
- инструменты цифровых моделей-двойников в нормопроектировочном процессе2;
2) группа интегральных инструментов итеративной адаптируемой и операционабельной омологации регуляторных массивов и пространств:
- концепт и инструментарии «умного регулирования» или «интеллектуализированного регулирования» (англ. - «Smart Regulation»);
- технологии и инструментарии цифровой онтоинженерии в праве;
- новейшие норморайтерские и нормопроектировочные технологии;
3) группа интегральных инструментов казуального построения индивидуализированной регуляторной «эко-среды»:
- самозавершающиеся, с самоистекающим сроком регуляторного действия, нормативной силы (англ. - «with expired mandate») нормативные правовые акты (англ. - «Sunset Law», «reauthorization act», «extension act») или «самозавершающаяся» норма (англ. - «sunset clause», «sunsetprovision»; нем. - «Auslaufklausel»)3;
- инструментарии регуляторной песочницы4 (франц. - «sandbox réglementaire»; англ. - «regulatory sandbox»; испанск. - «caja de arena reglamentaria») и иные технологии многосторонних платформ (англ. - «multi-sidedplatforms»);
- инструментарии активного (преобразующего) моделирования в нормативном регулировании5;
4) группа интегральных инструментов оперирования большими массивами регуляторного материала:
- инструментарии регуляторной гильотины6 (франц. - «Guillotine réglementaire»; англ. - «Regulatory Guillotine»>);
- технологии и инструментарии упрощения законодательства7;
- инструменты мета-регулирования (англ. - «Meta-regulation»)s; под метарегулированием понимается надзор государства за контролируемыми им механизмами и процессами саморегулирования, дозволяемыми и стимулируемыми им; это более жесткая, более инвазивная форма, нежели оставление государством вопросов на саморегулирование;
5) группа новейших надзорных технологий и инструментариев (англ. - «SupTech» - «supervision technology»), под чем понимают «использование новых аналитических технологий для повышения эффективности, своевременности и точности пруденциальной надзорной деятельности»;
6) группа новейших аналитико-правовых1 (англ. - «Legal Analytics») обеспечительных технологий и инструментов.
1 См.: Дегтярев М.В. Эксперимент в континууме нормотворчества в государственном управлении // Административное право и процесс. - 2021. - № 9. - С. 27-30. Дегтярев М.В. Экспериментальное законодательство: некоторые концептуальные подходы к объяснению // Государственная служба. - 2021. - Т. 23. - № 2. - С. 16-23.
2 См.: Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. - С. 111-141. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>. Пон-кин И.В., Редькина А.И. Цифровое государственное управление: метод цифровых моделей-двойников (BIM) в праве // Государственная служба. - 2020. - Т. 22. - № 2. -С. 64-69.
3 См.: Дегтярев М.В. Концепт самозавершающихся нормативных правовых актов в правовой доктрине и практике США // Право и государство: теория и практика. - 2021. -№ 6. - С. 164-167.
4 См.: Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.
5 См.: Дегтярев М.В. Моделирование в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2021. - Вып. 53. - C. 436-461.
6 См.: Чепунов О.И. Некоторые проблемы «регуляторной гильотины» // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 1. - С. 133-140.
7 См.: Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент «новой» модели публичного управления // Административное право и процесс. - 2014. - № 4. - С. 8-12.
8 См.: Grabosky P. Meta-regulation // Regulatory Theory: Foundations and applications / Edited by Peter Drahos. - Acton (Australian Capital Territory, Australia): Australian National University Press, 2017. - xxxv; 783 p. - P. 149-162.
lSl
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 12(204)
Некоторые из новейших регуляторных технологий и инструментов были подробно разобраны в ранних наших статьях. Новейшие подходы в регуляторной онто-инженерии
Новейшие регуляторные технологии реализуют следующие выделяемые новейшие подходы в регуляторной онто-инженерии:
- гибридные нормативные правовые акты (со смешанной правовой природой);
- адаптивное (адаптируемое) регулирование;
2 3
- регулирование по результатам , регулирование по целям , регулирование по преимуществам;
- взвешенное риск-ориентированное регулирование;
- задействование государством децентрализованных автономных экстра-правовых нормативных порядков;
- сложноонтологичное (масштабируемое, полимодальное) совместное регулирование.
Согласно Еве Мишлер и Анне Уэйли, в настоящее время, когда правила обновляются, каждый субъект читает новые правила, рассматривает, как их реализовать, и обновляет свои системы, соответственно добавляя поля данных или делая другие изменения. Это затрудняет изменение курса. Нормативное программное обеспечение может упростить этот процесс. Адаптация к нормативным изменениям может стать такой же простой, как установка обновления программного обеспечения. Регуляторные технологии также могут помочь в адаптации регулирования к изменениям на рынке. Машинное обучение может помочь проанализировать регулируемые организации и рынки и выявить закономерности, которые могут указывать на возникновение риска, требующего обновления нормативных требований. Например, они могут обнаружить появ-
4
ление определенных практик и включить их в свою деятельность по мониторингу .
По Ю.В. Трунцевскому, адаптивное регулирование реализует «переход от подхода "принимай и забудь" к адаптивному итеративному (повторяющемуся, многократному) подходу... Адаптивные подходы к регулированию в большей степени опираются на метод проб и ошибок5,
а также совместное проектирование регулирования и стандартов; у них также есть быстрые петли обратной связи, которые позволяют регулиру-
6
ющим органам оценивать политику в соответствии с установленными стандартами, пересматривая правила» .
По Ю.В. Трунцевскому, взвешенное риск-ориентированное регулирование («взвешенное с учетом риска регулирование») реализует «переход от универсального регулирования к сегментированному подходу, основанному на данных. Полученные данные о продукте можно проанализировать и сравнить с нормативными актами или ожидаемыми результатами, чтобы определить, соответствует ли фирма требованиям»7.
Заключение
Т.Я. Хабриева, констатирующая «часто встречающееся несоответствие объекта регулирования применяемым к нему правовым средствам и инструментам», а также что «упорядочения принципиально новых отношений государство использует старые подходы и шаблоны, которые для этого не годятся», вместе с тем, указывает, что сегодня «сложно спрогнозировать дальнейшее приращение и "поведение" конкретных
технологий, их вектор, масштаб, а также последствия для человека и общества. Достоверной и достаточной информации об этом мало, и она
8
доступна посвященным - ограниченному кругу специалистов, которые не спешат ее раскрывать» .
Однако рассмотренные выше новейшие регуляторные технологии и инструменты, призванные предопределять и предвосхищать развитие процессов и отношений, а не запаздывающе реагировать на них, более чем реалистичны и рациональны, уже апробированы в ряде государств мира, задействуются или начинают задействоваться и в России. И интересы обеспечения конкурентоспособности страны требуют обращения внимания на значительные преференции и возможности, обеспечиваемые новейшими регуляторными технологиями.
Библиогра фия:
1. Дегтярев М.В. Концепт самозавершающихся нормативных правовых актов в правовой доктрине и практике США // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 6. - С. 164-167.
2. Дегтярев М.В. Моделирование в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2021. - Вып. 53. - C. 436-461.
3. Дегтярев М.В. Эксперимент в континууме нормотворчества в государственном управлении // Административное право и процесс. - 2021. - № 9. -С. 27-30.
4. Дегтярев М.В. Экспериментальное законодательство: некоторые концептуальные подходы к объяснению // Государственная служба. - 2021. - Т. 23. -№ 2. - С. 16-23.
5. Куприяновский В.П., Морева С.Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.
6. Морхат П.М. Понятие инноваций в науке: Обзор научной мысли. - М.: Буки Веди, 2015. - 94 с.
7. Морхат П.М. Право и искусственный интеллект / Российская гос. академия интеллектуальной собственности. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 544 с.
8. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого права // Юридическая техника. - 2021. - № 15. - С. 231-236.
1 См.: Понкин И.В. Общая теория прикладной аналитики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 2. - С. 42-48. Понкин И.В. Понятие «аналитика» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 10. - С. 80-90.
2 По аналогии см. об управлении по результатам: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с. - С. 564. <http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/>.
3 По аналогии см. об управлении по целям: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с. - С. 564. <http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/>.
4 Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. - P. 349-377. - P. 357.
5 Метод проб и ошибок // Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с. - С. 477-482. <http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/>.
6 Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17.
- № 1. - С. 49-67. - С. 54.
7 Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17.
- № 1. - С. 49-67. - С. 55.
8 Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231. - С. 230, 228.
9. Понкин И.В. Общая теория прикладной аналитики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 2. -С. 42-48.
10. Понкин И.В. Понятие «аналитика» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 10. - С. 80-90.
11. Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент «новой» модели публичного управления // Административное право и процесс. - 2014. -№ 4. - С. 8-12.
12. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.
13. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с. <http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/>.
14. Понкин И.В., Редькина А.И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). - 2021. - Вып. 4. - С. 340-351.
15. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровое государственное управление: метод цифровых моделей-двойников (BIM) в праве // Государственная служба. -
2020. - Т. 22. - № 2. - С. 64-69.
16. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые права // Публично-правовые средства цифровизации экономики и финансов. Ч. 1: Публично-правовые средства цифровизации публичного управления, экономики и финансов / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - М.: Русайнс, 2021. - 244 с. - С. 58-67.
17. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-
2021.pdf>.
18. Технологии в государственном управлении (GovTech): Направления и инструменты развития в мире. Август 2021. - М.: ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», 2021. - 100 с.
19. Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 49-67.
20. Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций // Государственная служба. -2019. - № 1. - С. 17-25.
21. Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231.
22. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с.
23. Чепунов О.И. Некоторые проблемы «регуляторной гильотины» // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 1. - С. 133-140.
24. Grabosky P. Meta-regulation // Regulatory Theory: Foundations and applications / Edited by Peter Drahos. - Acton (Australian Capital Territory, Australia): Australian National University Press, 2017. - xxxv; 783 p. - P. 149-162.
25. Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. -P. 349-377.
References (transliterated):
1. Degtyarev M.V. Koncept samozavershayushchihsya normativnyh pravovyh aktov v pravovoj doktrine i praktike SSHA // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2021. - № 6. - S. 164-167.
2. Degtyarev M.V. Modelirovanie v prave // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. - 2021. - Vyp. 53. - C. 436-461.
3. Degtyarev M.V. Eksperiment v kontinuume normotvorchestva v gosudarstvennom upravlenii // Administrativnoe pravo i process. - 2021. - № 9. - S. 2730.
4. Degtyarev M.V. Eksperimental'noe zakonodatel'stvo: nekotorye konceptual'nye podhody k ob"yasneniyu // Gosudarstvennaya sluzhba. - 2021. - T. 23. -№ 2. - S. 16-23.
5. Kupriyanovskij V.P., Moreva S.L. i dr. Podryvnye tekhnologicheskie innovacii: ponyatie, znachenie i ontologiya // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - S. 60-68.
6. Morhat P.M. Ponyatie innovacij v nauke: Obzor nauchnoj mysli. - M.: Buki Vedi, 2015. - 94 s.
7. Morhat P.M. Pravo i iskusstvennyj intellekt / Rossijskaya gos. akademiya intellektual'noj sobstvennosti. - M.: YUniti-Dana, 2018. - 544 s.
8. Ponkin I.V. Koncept mashinochitaemogo prava // YUridicheskaya tekhnika. - 2021. - № 15. - S. 231-236.
'. Ponkin I.V. Obshchaya teoriya prikladnoj analitiki // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2021. - № 2. - S.
42-4B.
S. B-12.
10. Ponkin I.V. Ponyatie «analitika» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 10. - S. 80-90.
11. Ponkin I.V. Uproshchenie zakonodatel'stva kak instrument «novoj» modeli publichnogo upravleniya // Administrativnoe pravo i process. - 2014. - № 4. -
12. Ponkin I.V., Kupriyanovskij V.P., Ponkin D.I. Fintech, Regtech i regulyatornye pesochnicy: ponyatie, cifrovaya ontologiya, perspektivy // Sovremennye in-formacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. - 2020. - T. 16. - № 1. - S. 224-234.
13. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki: Uchebnik. Izd. 2-e, dopoln. i pererab. / Konsorcium «Analitika. Pravo. Cifra». - M.: Buki Vedi, 2021. - 567 s. <http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/>.
14. Ponkin I.V., Red'kina A.I. K voprosu o ponyatii i ontologii cifrovyh prav // Permskij yuridicheskij al'manah (ezhegodnyj nauchnyj zhurnal). - 2021. - Vyp. 4. - S. 340-351.
15. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Cifrovoe gosudarstvennoe upravlenie: metod cifrovyh modelej-dvojnikov (BIM) v prave // Gosudarstvennaya sluzhba. - 2020. -T. 22. - № 2. - S. 64-69.
16. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Cifrovye prava // Publichno-pravovye sredstva cifrovizacii ekonomiki i finansov. CH. 1: Publichno-pravovye sredstva cifrovizacii publichnogo upravleniya, ekonomiki i finansov / Pod red. G.F. Ruchkinoj, M.A. Lapinoj. - M.: Rusajns, 2021. - 244 s. - S. 58-67.
17. Pravo i cifra: Mashinochitaemoe pravo, cifrovye modeli-dvojniki, cifrovaya formalizaciya i cifrovaya onto-inzheneriya v prave: Uchebnik / Konsorcium «Analitika. Pravo. Cifra». - M.: Buki Vedi, 2021. - 174 s. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>.
18. Tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii (GovTech): Napravleniya i instrumenty razvitiya v mire. Avgust 2021. - M.: GBU «Agentstvo innovacij goroda Moskvy», 2021. - 100 s.
19. Truncevskij YU.V. Zakon kak kod i precizionnoe pravo v rakurse datifikacii // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. -2021. - T. 17. - № 1. - S. 49-67.
20. Habrieva T.YA. Konstitucionnoe razvitie v kontekste sovremennyh vyzovov i global'nyh obshchestvennyh transformacij // Gosudarstvennaya sluzhba. -2019. - № 1. - S. 17-25.
21. Habrieva T.YA. Tekhnologicheskie syuzhety global'nogo razvitiya v fokuse pravovoj doktriny // Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyae-mosti: XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya (22-24.05.2019, g. Sankt-Peterburg). - SPb.: SPbGUP, 2019. - 632 s. - S. 227-231.
22. Habrieva T.YA., CHernogor N.N. Budushchee prava. Nasledie akademika V.S. Styopina i yuridicheskaya nauka / Rossijskaya akademiya nauk; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. - M.: INFRA-M, 2020. - 176 s.
23. CHepunov O.I. Nekotorye problemy «regulyatornoj gil'otiny» // Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2020. - T. 45. - № 1. - S. 133-140.
24. Grabosky P. Meta-regulation // Regulatory Theory: Foundations and applications / Edited by Peter Drahos. - Acton (Australian Capital Territory, Australia): Australian National University Press, 2017. - xxxv; 783 p. - P. 149-162.
25. Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. -
P. 349-377.
1S3