DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_179 УДК 340.1; 342; 349
НОВЕЙШИЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ: РЕЗОНЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ, РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ The new regulatory technologies and instruments: reasons and preferences, risks and problems
ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович,
кандидат юридических наук, губернатор Хабаровского края. E-mail: [email protected];
Degtyarev Mikhail V.,
PhD (Law), Governor of Khabarovsk Krai. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена понятию новейших регуляторных технологий. Автор показывает детерминанты необходимости и преференции применения новейших регуляторных технологий и инструментов. Автор показывает сферы релевантной применимости таких технологий, а также интересы регуляторов и регулируемых объектов к применению таких технологий. В статье показаны связанные с применением новейших регуляторных инструментов риски и проблемы.
Abstract: The article is devoted to the concept of the new regulatory technologies. The author shows the determinants of the need and preferences for the use of the new regulatory technologies and instruments. The author shows the areas of relevant applicability of such technologies, as well as the interests of regulators and regulated entities at the use of such technologies. The article shows the risks and problems associated with the use of the new regulatory instruments.
Ключевые слова: новейшие регуляторные технологии (LegalTech, RegTech), финансовые технологии (FinTech), экстраправовое регулирование, регуляторный эксперимент, новейшие государственно-управленческие технологии (GovTech), публичное право.
Keywords: new regulatory technologies (LegalTech, RegTech), financial technologies (FinTech), extra-legal regulation, regulatory experiment, new public administration technologies (GovTech), public law.
Дата направления статьи в редакцию: 11.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Введение
Наличие глобальных и фундаментальных технологических изменений (в формате, можно так образно выразиться, тектонических сдвигов) сегодня не требует доказательство, это самоочевидно.
По Ю.В. Трунцевскому, «цифровизация является одним из основных факторов развития и возможностей во многих отраслях и секторах экономики1. По М.А. Аверьянову, О.В. Барановой и др., «цифровая трансформация экономических и социальных отношений требует адекватного изменения процессов нормативного регулирования, в том числе процессов нормотворчества и правоприменения... Цифровые технологии открывают возможности как для ускорения процессов создания правовых норм, так и для применения их в реальной жизни»2. И государство ставит своей задачей наращивание темпов цифровой трансформации3.
На существующих и близящихся цифровых достижениях в немалой степени базируются новейшие регуляторные технологии и инструментарии (франц. - «technologie réglementaire»; испанск. - «tecnología regulatoria»; англ. - «Regulatory Technology», сокращ. -«LegalTech», «RegTech»).
Непримиримого конфликта здесь нет, потому что, по Т.Я. Хабриевой, право имеет свойства опережающего отражения действительности и конструирования социальной реальности4, а согласно И.В. Понкину и А.И. Редькиной, право, будучи, само по себе, существенно формализованной системой, подвержено ещё большей формализации, хотя у этого и есть определённые пределы; при этом «процесс формализации права гетерогенен по основанию природы формализуемых норм права и нормативных правовых актов, соответственно - по основанию степени ригидности таковых к процессам формализации и по основанию степени «хрупкости» (непластичности, подверженности лёгкому разрушению или, напротив, устойчивости к разрушению) норм права, нормативных правовых актов и нормативно-правовых комплексов, а также по основаниям целеполагания и хронометрии»5.
1 Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 49-67. - С. 51.
2 Аверьянов М.А., Баранова О.В., Кочетова Е.Ю., Сиваков Р.Л. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - Т. 6. - № 11. - С. 42-49. - С. 42.
3 Путин призвал наращивать темпы цифровой трансформации // <https://ria.ru/20211112/putin-1758821948.html>. - 12.11.2021.
4 Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231. - С. 228.
5 Понкин И. В., Редькина А.И. Цифровая формализация права // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 1. - С. 39-48. - С. 42 и др.
Как пишут Дуглас Арнер, Янош Барберис и Росс Бакли, автоматизация и оптимизация регуляторных процессов - это лишь постепенная эволюция в сторону более совершенной и эффективной нормативной базы. Именно RegTech может обеспечить прорывной развитие. Но на сегодняшний день RegTech сосредоточился на оцифровке ручных отчетов и процессов позиционирования и артикулирования соответствия. Это даёт огромную экономию средств индустрии финансовых услуг и регулирующим органам. Тем не менее, потенциал RegTech намного больше - у него есть потенциал для обеспечения практически в порядке реального времени и пропорционального режима регулирования, который выявляет и устраняет риски, одновременно способствуя более эффективному соблюдению нормативных требований1.
Согласно Еве Мишлер и Анне Уэйли, использование технологий в целях финансового регулирования ещё не привлекло существенного внимания и не получило должной поддержки. Это неудивительно, поскольку процесс интеграции цифровых технологий в регулирование всё ещё находится в движении. Однако недавние события показывают, что регуляторная технология достигла той стадии своего развития, когда она выигрывает от более широкого аналитического исследования2. Существующие научные публикации3, к сожалению, не позволяют прояснить и объяснить этот тематический горизонт. Восполнению пробелов и посвящена серия наших статей, одной из которых является настоящая статья.
Резоны и преференции применения новейших регуляторных технологий и инструментов
Верле Коларт определяет RegTech как использование технологических решений, облегчающих соблюдение и мониторинг нормативных требований4.
Новейшие регуляторные технологии, рассматриваемые с позиций теории девиантологии права и государственного управления5 и теории дефектологии правового регулирования6, в немалой степени выступают в качестве так называемых подрывных технологий (франц. - «technologie de rupture» или «technologique rupture»; испан. - «tecnología disruptiva» или «innovación disruptiva»; англ. - «disruptive technologies»; или подрывных технологических инноваций (франц. - «innovation technologique de rupture» или «innovation technologique rupture»; англ. - «disruptive technological innovation»), по которыми понимаются, согласно ряду авторов, это «инновации в сферах промышленных, информационно-телекоммуникационных и компьютерно-программных, финансовых, регуляторных технологий, медицинских и биотехнологий, технологий материалов и др., которые в корне отличаются от ранее имевших место или синтезированные на основе которых новые сплавы технологий, предприятий и рынков в корне отличаются от того, что существовало раньше, следствием чего является очень быстрый (вплоть до фульминантного), внезапный и неожиданный сдвиг технологических парадигм и переход к настолько качественно существенно более продвинутым (кардинально-омологированным) состояниям в промышленных технологиях и экономике, научных знаниях, в финансовых и регуляторных технологиях, что это влечёт даже не просто сильно выраженные (и ощутимые) или вообще радикальные изменения ландшафтов - регулятивного, экономического, технологического и т.д., сколько построение кардинально новых (как минимум - кардинально-омологированных) ландшафтов («миров»), выраженно контраверсивных к предшествовавшим ландшафтам, делая их безнадёжно устаревшими»7.
Для регулирующих субъектов - органов государственного управления - применение новейших регуляторных технологий позволяет:
- осуществлять превенцию и редуцирование проблем дисрегуляции, дезадаптации, дезупорядочения, дисбалансированности, «захламления» законодательства, редундантной заурегулированности или, напротив, правовой пробельности;
- повысить качество регулирования и одновременно сэкономить на процессе нормативно-проектировочной и нормореали-
1 Arner D.W., Barberis J.N., Buckley R.P. FinTech, RegTech and the reconceptualization of financial regulation // Northwestern Journal of International Law & Business. - 2017. -Vol. 37. - № 3. - P. 371-413. - P. 371, 376.
2 Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. - P. 349-377. - P. 350.
3 См.: Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231. Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций // Государственная служба. - 2019. - № 1. - С. 17-25. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые права // Публично-правовые средства цифровизации экономики и финансов. Ч. 1: Публично-правовые средства цифровизации публичного управления, экономики и финансов / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - М.: Русайнс, 2021. - 244 с. - С. 58-67. Понкин И.В., Редькина А.И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). - 2021. - Вып. 4. - С. 340-351. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого права // Юридическая техника. - 2021. -№ 15. - С. 231-236. Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 49-67. Arner D.W., Barberis J.N., Buckley R.P. FinTech, RegTech and the reconceptualization of financial regulation // Northwestern Journal of International Law & Business. - 2017. - Vol. 37. - № 3. - P. 371-413. Colaert V. RegTech as a Response to Regulatory Expansion in the Financial Sector // <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2677116>. - 18.07.2018.
4 Colaert V. RegTech as a Response to Regulatory Expansion in the Financial Sector // <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2677116>. - 18.07.2018.
5 Понкин И.В. О значении теории девиантологии государственного управления // Юрист вуза. - 2016. - № 1. - С. 37-44.
6 Кожокарь И.П. Основы теории цивилистической дефектологии. - М.: Проспект, 2017. - 392 с. Кожокарь И.П. Дефекты нормативно-правового регулирования. - М.: Проспект, 2019. - 296 с.
7 Куприяновский В.П., Морева С.Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. -2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68. - С. 63-64.
зационной деятельности (экономика законотворчества является весьма дорогостоящей1);
- совершенствовать, внедрять и оптимизировать применение различных нормопроектировочных и норморайтерских, экспериментально-проверочных (тестировочных), контрольно-надзорных, аналитическо-обеспечительных подходов.
Согласно Еве Мишлер и Анне Уэйли, «регуляторные технологии позволяют регулирующему органу контролировать всю совокупность регулируемых организаций, полагаясь на достоверные доказательства, предоставляемые в режиме реального времени. Это может обеспечивать высвобождение нормативного потенциала»2.
Для регулируемых объектов регуляторные технологии позволяют:
- усовершенствовать результаты выполнения требований законодательства;
- снизить избыточное регуляторное давление и уйти от чрезмерной дороговизны соблюдения нормативных требований.
Согласно Еве Мишлер и Анне Уэйли, у всех новейших регуляторных технологий и инструментов есть свои достоинства и
недостатки. В большинстве регуляторных контекстов используется комбинация различных стратегий регулирования. Но технологии не нейтральны. Они запрограммированы с учетом предпочтений тех, кто курирует их развитие. Хотя регуляторные технологии могут изменить правила игры, они не смогут изменить того факта, что интересы бизнеса не всегда совпадают с публичными интересами, для обслуживания которых создан регулирующий орган3
Применение регуляторных технологий может быть в особенности релевантным и эффективным в отношении следующих
областей:
- сферы, в которых действующее нормативно-правовое регулирование является особенно сложным для ориентирования и мониторинга;
- сферы, в которых существуют возможности для совершенствования нормативно-правового регулирования с использованием риск-ориентированных подходов;
- сферы, в которых использование инновационных технологий позволяет обеспечивать более эффективный мониторинг, в том числе за счет преодоления ограничений, связанных с необходимостью физического присутствия представителей органов публичной власти;
- сферы, в которых использование технологий может позволить безопасно задействовать больше возможностей для использования данных4.
Необходимость и значимость использования новейших регуляторных и надзорных технологий обусловлены в целом следующими обобщёнными резонами:
- возможность совершенствования с их помощью надзора и соблюдения нормативных требований, а также возможность обеспечения повышения устойчивости соответствующих регулируемых систем;
- автоматизация определенных функций в рамках публичного управления позволяет снижать вероятность возникновения ошибок, обусловленных человеческим фактором;
- повышенная сложность и значительные объемы нормативно-правовых актов, а также существенные негативные последствия несоблюдения их требований приводят к значительному увеличению расходов на программы управления рисками;
- возможность разработки и реализации более дальновидной государственной политики и надзора;
- повышенное внимание к кибербезопасности;
- возможность использования возможностей более точного, полного и своевременного управления рисками;
- увеличение количества контролируемых организаций в силу возрастания цифровизации;
- доступность новых аналитических методов и инструментов, таких как технологии машинного обучения, искусственный интеллект;
- наличие большого количества структурированных и неструктурированных данных с соответствующими технологиями их использования может способствовать более широкому внедрению инструментов регуляторных и надзорных технологий;
- развитие инфраструктуры само по себе приводит к появлению новых инструментов регулирования и надзора5.
Связанные с применением новейших регуляторных инструментов риски и проблемы
К рискам и проблемам использования новейших регуляторных и надзорных технологий могут быть отнесены следующие:
- кибер-риски, риски для безопасности данных (в частности, использование новых технологий может обусловливать или
1 Cm.: Parisi F., Fon V. The Economics of Lawmaking. - Oxford: Oxford University Press, 2009. - xv; 329 p.
2 Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. - P. 349-377. - P. 350.
3 Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. - Vol. 21. - P. 349-377. - P. 374.
4 Regulatory Technology (Information Paper) / Productivity Commission of Australian Government. - Canberra: Productivity Commission, 2020. - 30 p. - P. 4.
5 The Use of Supervisory and Regulatory Technology by Authorities and Regulated Institutions: Market developments and financial stability implications / The Financial Stability Board // <https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P091020.pdf>. - 2020. - iv; 72 p. - P. 4-6.
увеличивать кибер-уязвимость органов публичной власти);
- усиление зависимости деятельности органов публичной власти от третьих лиц - таких, как поставщики облачных услуг; необходимость вложения большего количества ресурсов и затрат;
- вероятность того, что локализация данных может усиливать риски для кибербезопасности;
- вероятность создания препятствий для развития конкуренции (у новых участников зачастую нет необходимой инфраструктуры, опыта и финансовых ресурсов для выполнения новых требований законодательства);
- репутационные риски1.
Заключение
Как пишет Верле Коларт, после финансового кризиса [2007-2008 гг.] финансовый сектор пострадал от «приливной волны» нового законодательства. Каким образом финансовые учреждения могут оставаться в соответствии с этой постоянно расширяющейся финансово-правовой базой, с тех пор является насущным вопросом. RegTech действительно ускоряет эволюцию к модели совместного надзора, в которой надзорный орган направляет финансовые учреждения в их поисках адекватного и правильного соблюдения, а финансовые учреждения, в свою очередь, вносят важный вклад в надзорные органы для разработки эффективных руководств, передовых практик и решений RegTech2. Хотя основные цели регулирования (например, финансовая стабильность, пруденциальная безопасность и надёжность, защита потребителей и целостность рынка, а также рыночная конкуренция и развитие) остаются, средства их применения становятся всё более неадекватными3.
По Т.Я. Хабриевой, грядут изменения механизма правообразования и композиции существующей модели социального регулирования, изменения пределов известных социальных регуляторов4. По М.А. Аверьянову, О.В. Барановой и др., необходимые регуляторные технологии уже существуют и применяются, требуется обеспечить правильное их применение при проектировании цифровых процессов регулирования5.
В рамках всё большего числа стартапов, ориентированных на IT-технологии, уже разрабатываются или высказываются интенции к разработке (или участию в разработке) регуляторных технологий, к созданию индивидуализированных нормативных «эко-сред» (нормативных субпространств). Развиваются и линейки самих таких технологий и инструментов, совершенствуются практики и компетентности их проектирования, внедрения и применения.
Библиография:
1. Аверьянов М.А., Баранова О.В., Кочетова Е.Ю., Сиваков Р.Л. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - Т. 6. - № 11. - С. 42-49.
2. Кожокарь И.П. Дефекты нормативно-правового регулирования. - М.: Проспект, 2019. - 296 с.
3. Кожокарь И.П. Основы теории цивилистической дефектологии. - М.: Проспект, 2017. - 392 с.
4. Куприяновский В.П., Морева С.Л. и др. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.
5. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого права // Юридическая техника. - 2021. - № 15. - С. 231-236.
6. Понкин И.В. О значении теории девиантологии государственного управления // Юрист вуза. - 2016. - № 1. - С. 37-44.
7. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.
8. Понкин И.В., Редькина А.И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). - 2021. - Вып. 4. - С. 340-351.
9. Понкин И. В., Редькина А.И. Цифровая формализация права // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 1. -С. 39-48.
10. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые права // Публично-правовые средства цифровизации экономики и финансов. Ч. 1: Публично-правовые средства цифровизации публичного управления, экономики и финансов / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - М.: Русайнс, 2021. - 244 с. - С. 58-67.
11. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>.
12. Путин призвал наращивать темпы цифровой трансформации // <https://ria.ru/20211112/putin-1758821948.html>. - 12.11.2021.
13. Трунцевский Ю.В. Закон как код и прецизионное право в ракурсе датификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 49-67.
14. Хабриева Т.Я. Конституционное развитие в контексте современных вызовов и глобальных общественных трансформаций // Государственная служба. - 2019. - № 1. - С. 17-25.
15. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. - 2018. - № 9. - С. 5-16.
16. Хабриева Т.Я. Технологические сюжеты глобального развития в фокусе правовой доктрины // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения (22-24.05.2019, г. Санкт-Петербург). - СПб.: СПбГУП, 2019. - 632 с. - С. 227-231.
17. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с.
1 The Use of Supervisory and Regulatory Technology by Authorities and Regulated Institutions: Market developments and financial stability Implications / The Financial Stability Board // <https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P091020.pdf>. - 2020. - iv; 72 p. - P. 9-10.
2 Colaert V. RegTech as a Response to Regulatory Expansion in the Financial Sector // <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2677116>. - 18.07.2018.
3 Arner D.W., Barberis J.N., Buckley R.P. FinTech, RegTech and the reconceptualization of financial regulation // Northwestern Journal of International Law & Business. - 2017. -Vol. 37. - № 3. - P. 371-413. - P. 371.
4 Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. - 2018. - № 9. - С. 5-16. - С. 15.
5 Аверьянов М.А., Баранова О.В., Кочетова Е.Ю., Сиваков Р.Л. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - Т. 6. - № 11. - С. 42-49. - С. 47.
18. Arner D.W., Barberis J.N., Buckley R.P. FinTech, RegTech and the reconceptualization of financial regulation // Northwestern Journal of International Law & Business. - 2017. - Vol. 37. - № 3. - P. 371-413.
19. Colaert V. RegTech as a Response to Regulatory Expansion in the Financial Sector // <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract_icN2677116>. - 18.07.2018.
20. Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020. -Vol. 21. - P. 349-377.
21. Parisi F., Fon V. The Economics of Lawmaking. - Oxford: Oxford University Press, 2009. - xv; 329 p.
22. Regulatory Technology (Information Paper) / Productivity Commission of Australian Government. - Canberra: Productivity Commission, 2020. -30 p.
23. The Use of Supervisory and Regulatory Technology by Authorities and Regulated Institutions: Market developments and financial stability implications / The Financial Stability Board // <https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P091020.pdf>. - 2020. - iv; 72 p.
References (transliterated)
1. Aver'yanov M.A., Baranova O.V., Kochetova E.YU., Sivakov R.L. Cifrovaya transformaciya processov normativnogo regulirovaniya: tendencii, podhody i resheniya // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - T. 6. - № 11. - S. 42-49.
2. Kozhokar' I.P. Defekty normativno-pravovogo regulirovaniya. - M.: Prospekt, 2019. - 296 s.
3. Kozhokar' I.P. Osnovy teorii civilisticheskoj defektologii. - M.: Prospekt, 2017. - 392 s.
4. Kupriyanovskij V.P., Moreva S.L. i dr. Podryvnye tekhnologicheskie innovacii: ponyatie, znachenie i ontologiya // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - S. 60-68.
5. Ponkin I.V. Koncept mashinochitaemogo prava // YUridicheskaya tekhnika. - 2021. - № 15. - S. 231-236.
6. Ponkin I.V. O znachenii teorii deviantologii gosudarstvennogo upravleniya // YUrist vuza. - 2016. - № 1. - S. 37-44.
7. Ponkin I.V., Kupriyanovskij V.P., Ponkin D.I. Fintech, Regtech i regulyatornye pesochnicy: ponyatie, cifrovaya ontologiya, perspektivy // Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. - 2020. - T. 16. - № 1. - S. 224-234.
8. Ponkin I.V., Red'kina A.I. K voprosu o ponyatii i ontologii cifrovyh prav // Permskij yuridicheskij al'manah (ezhegodnyj nauchnyj zhurnal). -2021. - Vyp. 4. - S. 340-351.
9. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Cifrovaya formalizaciya prava // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 1. - S.
39-48.
10. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Cifrovye prava // Publichno-pravovye sredstva cifrovizacii ekonomiki i finansov. CH. 1: Publichno-pravovye sredstva cifrovizacii publichnogo upravleniya, ekonomiki i finansov / Pod red. G.F. Ruchkinoj, M.A. Lapinoj. - M.: Rusajns, 2021. - 244 s. - S. 58-67.
11. Pravo i cifra: Mashinochitaemoe pravo, cifrovye modeli-dvojniki, cifrovaya formalizaciya i cifrovaya onto-inzheneriya v prave: Uchebnik / Konsorcium «Analitika. Pravo. Cifra». - M.: Buki Vedi, 2021. - 174 s. <http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf>.
12. Putin prizval narashchivat' tempy cifrovoj transformacii // <https://ria.ru/20211112/putin-1758821948.html>. - 12.11.2021.
13. Truncevskij YU.V. Zakon kak kod i precizionnoe pravo v rakurse datifikacii // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2021. - T. 17. - № 1. - S. 49-67.
14. Habrieva T.YA. Konstitucionnoe razvitie v kontekste sovremennyh vyzovov i global'nyh obshchestvennyh transformacij // Gosudarstvennaya sluzhba. - 2019. - № 1. - S. 17-25.
15. Habrieva T.YA. Pravo pered vyzovami cifrovoj real'nosti // ZHurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 9. - S. 5-16.
16. Habrieva T.YA. Tekhnologicheskie syuzhety global'nogo razvitiya v fokuse pravovoj doktriny // Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti: XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya (22-24.05.2019, g. Sankt-Peterburg). - SPb. : SPbGUP, 2019. - 632 s. - S. 227-231.
17. Habrieva T.YA., CHernogor N.N. Budushchee prava. Nasledie akademika V.S. Styopina i yuridicheskaya nauka / Rossijskaya akademiya nauk; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. - M.: INFRA-M, 2020. - 176 s.
18. Arner D.W., Barberis J.N., Buckley R.P. FinTech, RegTech and the reconceptualization of financial regulation // Northwestern Journal of International Law & Business. - 2017. - Vol. 37. - № 3. - P. 371-413.
19. Colaert V. RegTech as a Response to Regulatory Expansion in the Financial Sector // <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2677116>. - 18.07.2018.
20. Micheler E., Whaley A. Regulatory Technology: Replacing Law with Computer Code // European Business Organization Law Review. - 2020.
- Vol. 21. - P. 349-377.
21. Parisi F., Fon V. The Economics of Lawmaking. - Oxford: Oxford University Press, 2009. - xv; 329 p.
22. Regulatory Technology (Information Paper) / Productivity Commission of Australian Government. - Canberra: Productivity Commission, 2020.
- 30 p.
23. The Use of Supervisory and Regulatory Technology by Authorities and Regulated Institutions: Market developments and financial stability implications / The Financial Stability Board // <https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P091020.pdf>. - 2020. - iv; 72 p.