Научная статья на тему 'Перспективы исследования психологии отношений в условиях глобальных изменений'

Перспективы исследования психологии отношений в условиях глобальных изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / GLOBAL PROCESSES / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / GEOPOLITICAL THREATS / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL IDENTITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFORMATION IMPACT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна

В научный дискурс прочно входят понятия геополитика, глобализация, глобальные процессы, глобальные вызовы и угрозы. развитие глобальных процессов все чаще связывают с зарождением новых политических и культурных пространств негеографического характера, формирующихся без видимого нарушения политических границ. Тем не менее, развитие глобальных процессов тесно связанно с геополитическими угрозами. Основной мишенью геополитического воздействия становится массовое сознание и поведение, а целью социальная идентичность. В статье раскрывается геополитическое значение феномена социальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of study of psychology relationships in the context of global changes

The scientific discourse firmly includes concepts geopolitics, globalization, global processes, global challenges and threats. The development of global processes is increasingly associated with the emergence of new political and cultural spaces of a non-geographical nature, formed without visible violation of political boundaries. Nevertheless, the development of global processes is closely related to geopolitical threats. The main target of geopolitical influence is mass consciousness and behavior, and the goal is social identity. The article reveals the geopolitical significance of the phenomenon of social identity.

Текст научной работы на тему «Перспективы исследования психологии отношений в условиях глобальных изменений»

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемов В.А. Детская экспериментальная психология: школьный возраст. - М.-Л., 1929.

2. Батыршина А.Р. Воля как системная форма психической регуляции: подход М.Я.Басова // Гуманизация образования, 2016, № 5. - С.45-49.

3. Батыршина А.Р. Воспитание «благородства воли» в работах А.А.Каэлас // Гуманизация образования, 2017, № 1. - С.4-7.

4. Дернова-Ярмоленко А. Педологические основы воспитания. - Орел: Изд-во Красная книга, 1925.

5. Загоровский П.Л. Тесты характера // Психология, т.Ш, вып.4., 1930. -С.561-563.

6. Каэлас А.С. О воле и ее воспитании // Психология и дети, 1917, №6-8 (октябрь-декабрь). - С.118-150.

7. Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. - М.: Из-дание Мосздравотдела, 1928.

8. Никитина Е.С. Волевой процесс у трудного и нормального ребенка // Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология) /Под ред. В.М.Бехтерева. - Л., 1926, № 2-3. -С.180-197.

Китова Д.А.

перспективы исследования психологии отношений в условиях глобальных изменений

В современных условиях развития мирового сообщества усиливаются глобальные изменения: возрастает влияние крупных транснациональных корпораций на национальные экономики, увеличивается скорость перемещения капиталов, создаются предпосылки к разрушению устойчивых экономических систем, изменяется традиционный уклад жизни людей, трансформируются мировоззренческие позиции, культурные ценности и поведенческие стереотипы.

Рассматривая развитие глобальных процессов, одни специалисты видят в

ней позитивные социальные аспекты и определяют ее как «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир» (Anderson, 2001, с. 122). Другие остерегают человечество от превращения мирового сообщества в унифицированную, «серую казарму "Макдональдсов"» (Арсентьева, 2008, с.8). Опасения исследователей связаны и с многочисленными угрозами и рисками технологического происхождения, которые формируют «глобальное общество риска» (Бек, 2001). Некоторые специалисты указывают на усиление неопределенности в мировом развитии, отмечают, что разноплановые проблемы «опутали всю планету, а число нерешенных проблем растет, и они становятся все запутаннее» (Печчеи, 1980, с. 7). Существуют убеждения, связанные с эволюционной оценкой развития глобальных процессов. Сторонники этих позиций связывают ее с историческими процессами социальной эволюции: изначально этот процесс сопряжен с эпохой великих географических открытий (конец XV — начало XVI вв.), затем продолжился в эпоху промышленной революции (конец XVIII в.), породив единое экономическое пространство, а в конце XX в., благодаря информационной революции, вызвал размывание территориальных границ между странами и расстояний между людьми (Рюмин, 2003).

Какие бы причины не лежали в основе развития глобальных процессов, все исследователи согласны с тем, что современный мир переживает некий критический период, который разными исследователями определяется по-разному: «точка бифуркации», «точка невозврата», «переходный период», «эпоха неопределенности» и т.д.

Несмотря на многочисленные разногласия в определении происходящих изменений, их сущности и последствий, есть много позиций, которые не вызывают споров. Все исследователи согласны с тем, что развитие глобальных процессов

— это объективный и неизбежный процесс, который протекает вне зависимости от желания и воли его противников или сторонников (Касюк, Манохин, Харичкин, 2016, с. 169). Ученые едины и во мнении, что объективно возможна реализация различных, в том числе и взаимоисключающих, прогнозов развития глобальных процессов — как по ее целям, так и по конкретным путям и средствам их реализации (Журавлев, Китова, 2017). Специалисты едины и в оценке глобализации не столько как сформировавшейся реальности, сколько динамично формирующейся,

— открытой, многокомпонентной и многоуровневой системы, системообразующие факторы которой вырабатываются в самом процессе формирования «глобальных пространств» (Арсентьева, 2008). Практически все аналитики согласны и с тем, что сложность исследования данного явления заключается в том, что разработка феномена глобализации обладает небольшой историей, например, если считать со времени постановки глобальных исследовательских проблем, то термин имеет возраст менее двадцати лет. И объективно трудно, конечно, ожидать завершенной, целостной научной картины данного явления (Барлыбаев, 2008).

Исходя из приведенных выше размышлений ясно, что говорить об устоявшемся определении происходящих изменений еще рано, хотя бы в силу еще несформировавшихся реалий этих процессов. К тому же, научные подходы к ис-

следованию глобальных процессов зависят от целей исследования и различны для специалистов разных отраслей знания (Касюк, Манохин, Харичкин, 2016, с. 168).

В силу многочисленных неопределенностей и «белых пятен» в формировании глобальных процессов также рано говорить и о психологической сущности понятия, его содержательных и структурных психологических элементах, методологических подходах и принципах прикладных психологических исследований. Тем не менее, возникает объективная необходимость обратиться к уже проявившим себя психологическим аспектам проблемы. И вот почему.

Если отталкиваться от возможностей современного Интернета, то следует отметить, что он является новой сферой социальной реальности, которая опосредует общественные процессы и выступает их своеобразным психологическим отражением. Такой подход позволяет трактовать информационные продукты в Интернете как проявление интересов и способностей отдельно взятого человека или группы лиц. Таким образом, участником глобальных процессов становится практически каждый пользователь Интернета. И если ранее глобализация подталкивалась в основном державами-гегемонами и их транснациональными корпорациями (ТНК), то теперь движущими силами этого процесса выступает каждый пользователь Интернета, «со своей системой мотивации» (Коллонтай, 2002, с. 27), что ведет «к сжатию мира и интенсификации мирового сознания как единого целого» (Robertson, 1998, с. 399). Такое понимание проблемы становится одним из важных оснований для психологических исследований глобальных процессов.

В этой связи для психологов возникает множество областей исследования Интернет-пространства, как источника новых психологических сущностей и явлений. В частности, это может быть обращение к исследованию информационно-психологических предпосылок развития глобальных процессов.

Интернет как всемирная система объединенных компьютерных сетей, с широкими возможностями сохранения и передачи информации, в начале XXI в. поставил перед человечеством новые проблемы, связанные с возможностями психологического воздействия на массовое сознание и поведение, осмысление которых пока еще не может дать однозначных ответов.

Интернет стал источником новых моделей взаимодействия человека и государства, способствовал возникновению ранее недоступных политических практик, обусловленных возможностью прямой коммуникации между участниками политических событий, минуя посреднические роли социальных институтов и контроль властных структур. Это оказывает существенное влияние на современные политические процессы в целом.

Заслуживает внимания психологов и сетевая система организации массовых выступлений (социальных движений), связанная с политико-идеологическими, экономическими и религиозными проблемами взаимодействия с властными структурами государств. Психологам будут интересны мотивы таких выступлений, психологические каналы распространения информации и технологии регулирования.

Появляются новые политические практики, в основе которых лежит прямая коммуникация между гражданами. Особенно важно разобраться с этими новыми

тенденциями с позиции социального взаимодействия на межличностном, групповом и межгрупповом уровнях. В частности, психологическая наука могла бы уделить значительное внимание анализу групповых факторов обмена знаниями (Журавлев и др., 2017).

Развитие информационных технологий в конце XX — начале XXI вв. привело к образованию глобального информационного общества. В этом процессе важную роль играют СМК. Изучение роли электронных СМИ и отношение к новым информационно-коммуникационным технологиям является одним из перспективных направлений психологии, особенно в ее междисциплинарных отраслях исследования (политической, экономической, социальной и т.д.).

В прикладном аспекте можно говорить о психологических факторах геополитического развития государства. Например, психологические исследования больших социальных групп (БСГ) как субъектов геополитики открывают возможности анализа мотивов социальной активности. конечно, в социальной психологии уже существует и развивается макропсихологический подход к исследованию макропсихологических явлений [7], тем не менее, геополитический подход создает дополнительные возможности, позволяет рассматривать многие социальные процессы в геополитическом ракурсе.

Интернет-пространства не только создают новые возможности для развития человеческого сообщества, но могут таить в себе и угрозы как личностному, так и общественному развитию и благополучию. Через социальные сети, как уже отмечено выше, возможна организация массовых мероприятий и групповых выступлений, прямая трансляция идейных, религиозных и других ценностных представлений, включая оппозиционные (и провокационные) для мобилизации протестных движений. Психологическая наука должна ответить на вопрос каковы социально-психологические аспекты глобальных угроз и возможностей противодействия этим угрозам.

Для всестороннего понимания происходящих изменений было бы полезно обратиться к анализу социально-психологических предпосылок развития Интернета в самых разных сферах жизнедеятельности общества — в экономике, науке, образовании, здравоохранении, искусстве (Воронцова, 2015).

В экономической сфере, например, это может быть исследование бизнес-процессов в Сети. Например, создание интернет-магазина, по мнению предпринимателей, обладает многочисленными преимуществами перед аналогичным классическим магазином (к примеру, небольшой стартовый капитал, возможность работать в домашних условиях и самостоятельно определять рабочий график и др.). В политической сфере преимущества интернет-технологий связаны, в частности, с возможностью выхода на глобальный уровень минуя правительственные структуры. Так, только в один день (16 октября 2011 г.) демонстрации против экономического неравенства прошли в 850 (!) городах Европы, США, Канады, Австралии и Японии (Массовое сознание..., 2016). В сфере образования Интернет становится мощным рычагом дистанционного обучения, медиа-образования, создания системы непрерывной профессиональной подготовки и т.д. (Журавлев,

Китова, 2018). К примеру, специалистов из сферы педагогической психологии не могут не заинтересовать закономерности развития учащихся в условиях дистанционного обучения.

Анализ личностно-психологических предпосылок развития глобальных процессов включает в себя анализ изменений, которые связаны со столкновением различных культур в рамках одной человеческой жизни, и возможностью виртуального взаимодействия и общения с представителями различных стран. Здесь главенствующим выступает вопрос о возможности формирования космополитического самосознания, дистанцирование от собственной культуры, утрате значимости национальных идентичностей.

Для понимания личностных предпосылок происходящих изменений необходимо исследовать как статические психологические характеристики человека (потребности, мотивы, эмоций), связанные с включением в Интернет-пространство, так и динамические, способствующих его адаптации к условиям протекания глобальных процессов (например, психологические ресурсы).

В рамках данной темы также возникает большое количество частных вопросов. Каковы будут последствия перестройки индивидуального и коллективного сознания? Как будет существовать институционализация глобальных норм, — например, транснационализация холокоста? Можно ли будет говорить о чувстве глобальной ответственности в едином мировом сообществе? Ожидать нарушения привычной логики межгосударственных взаимодействий? Как быстро процессы глобализации будут приводить к государственным преобразованиям? Будут ли транснациональные сообщества все сильнее влиять на деятельность, отношения и идентичности все большего числа людей? Что может психологическая наука предложить российской власти с позиции обеспечения глобального правопорядка? Каковы будут психологические аспекты взаимодействия трех основных парадигм развития цивилизации — западной, восточной и российской? Будет ли усиливаться чувство причастности к макропсихологическим событиям у рядового населения? Как сильно возрастут в Сети технологии манипуляций? Как быстро будет распространяться Интернет-информация и будет ли эта информация снижать эффективность традиционных СМИ? Какие технологии будут использоваться среди лидеров протестных или деструктивных движений? Что в этой связи может предложить психологическая наука?

Все эти вопросы пока не имеют ответов, но изучение их психологических аспектов, развития глобальных процессов, позволит выявить тенденции и наметить индивидуальные, групповые и общественные перспективы исследования отношения населения к информационным технологиям и развитию глобальных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ачкасов В.А. Политика идентичности в современном мире // Вестник СПбГУ Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. №4. С.71-77.

2. Журавлев А.Л., китова Д. А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 4 (85). С. 307-314.

3. Журавлев А.Л., Китова Д. А. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети // Наука. Культура. Общество. 2017. № 3-4. С. 10-21.

4. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

5. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Паты-рбаева. Изд-во: ПГНИУ. Пермь, 2012.

6. Карлов В.В. Этническая идентификация в системе идентичностей глобального мира: тенденции изменений // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В. А. Тишкова / сост. М. Н. Губогло, Н. А. Дубова. М., 2011. С. 469-473.

7. Макропсихология современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

8. Малинова О.Ю. Тема прошлого в риторике президентов России // РгоеЮотга. 2011. № 3-4 (52). С. 106-122.

9. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

10. Социально-психологические исследования коррупции // Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.