УДК 623.746.-519
Посохов А.С.
магистрант, управление летной работой, Высшая школа аэронавигации, 3 курс Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ ПИЛОТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
Аннотация: в работе дано определение внешнему пилоту беспилотных воздушных судов и рассматриваются перспективы его применения в различных отраслях экономики.
Ключевые слова: внешние пилоты, БПЛА, авиация.
В настоящие время для решения задач разного уровня, стали активно использоваться беспилотные воздушные суда или, как принято говорить, БВС. Беспилотные авиационные системы развиваются уже более ста лет. В особенности наиболее активный период развития БВС приходиться на последние 20 лет, вследствие научно-технического прогресса и удешевления производства электронных компонентов, увеличения ёмкости аккумуляторных батарей и улучшения микропроцессоров.
Поскольку, незадолго до настоящего времени, в перечень авиационных специалистов были включены внешние пилоты Приказом Минтранса России №42 (от 02.02.2024), который предполагает внесение целого перечня изменений в приказ Минтранса России № 147 (от 12.09.2008), т.е. Федеральных авиационных правил о требованиях и нормах к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и полетным диспетчерам управления воздушным движением, то можно с
уверенностью сказать, что современная гражданская авиация претерпевает новый виток развития в лице инкрустации беспилотной авиации в общую структуру воздушного пространства. Понятия - «БВС», «БАС» и «внешний пилот» - сегодня являются основными предметами обсуждения на разных уровнях власти и в научных кругах. Это происходит в связи с перспективами решать различные проблемы без потери человеческих ресурсов и наукоёмкости.
С каждым годом растет спрос на специалистов в области беспилотной авиации. Профессии, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов, становятся все более востребованными. Беспилотные авиационные системы активно используются как за рубежом, так и внутри России.
Такой рост популярности применения БВС в различных отраслях вызвал острую необходимость в квалифицированных кадрах, в том числе для эксплуатации беспилотной авиационной техники с возможностью перевозить тяжелые грузы, гуманитарную помощь, вооружение. На эту роль как нельзя кстати подходят БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и более, т.к. они имеют большую грузоподъемность и потенциальный функционал в виде неисчислимого множества всевозможных подвесов и оборудования.
Из пункта 1 Приказа Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" следует определение «Внешнего пилота»:
Внешний пилот БВС в настоящее время - это авиационный специалист, который дистанционно осуществляет контроль за беспилотным воздушным судном с МВМ 30 кг и более.
Имеющийся опыт использования БАС в Российской Федерации (применения в рамках установленных экспериментально-правовых режимов на территории некоторых субъектов нашей страны) демонстрирует высокий уровень эффективности внешних пилотов во многих направлениях (Рисунок 1), таких как:
■ Военный сектор
■ Строительный сектор, 3Р-моделирование
■ Аграрный сектор
Транспорт и логистика
■ Научные и иследовательские цели
■ Геодезия и картография
■ Мониторинг автодорог
■ Кино и телевидение
Рисунок 1. Распределение сфер использования БВС.
a) мониторинг (автодорог и т.д.) - включает виды работ, выполняемые с использованием оптических, мультиспектральных, тепловизионных, аэромагнитных, радиолокационных, измерительных и иных способов сбора и передачи информации,
b) военный сектор - БВС стали неотъемлемой частью современной военной стратегии и ведения боевых действий. Их использование кардинально изменило подход к операциям на поле боя, предоставляя армии новые возможности и преимущества:
^ использование в аграрном секторе (внесение веществ) - включает работы по внесению различных распыляемых, газообразных веществ, порошкообразных, жидких, биологических объектов, иных форм и средств защиты растений, связывания грунтов и нейтрализации разлива нефтепродуктов (Рисунок 4),
d) транспорт и логистика - направление работ по перевозке любых видов груза, перевозимых в фюзеляже БВС, в его внешнем контейнере, ёмкости или на внешней подвеске,
e) строительный сектор и BD-моделинг - направление включает работы, не вошедшие в другие направления применения беспилотных авиационных систем, в том числе строительно-монтажные работы, локальную защиту объектов, санитарную обрезку насаждений, мойку объектов, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и акустическое вещание,
f) геодезия и картография - БВС обеспечивают быстрое и точное создание карт с высоким разрешением, что полезно для проектирования и планирования Помимо этого могут создавать BD-модели местности, которые используются для анализа рельефа, планирования строительства и разработки инфраструктуры. Также способны быстро собирать данные о высотах, что позволяет проводить топографические съемки с высоким уровнем точности и меньшими затратами времени и ресурсов. Беспилотники позволяют отслеживать изменения ландшафта, связанные с эрозивными процессами, строительством или природными катастрофами. Могут быть использованы в сочетании с GPS и другими технологиями для повышения точности геодезических работ,
g) научные и исследовательские цели - БВС позволяют исследовать леса, водоемы и другие экосистемы, обеспечивая сбор данных о флоре и фауне, а также об изменениях в среде обитания. Могут собирать метеорологические данные, а также использоваться для слежения за климатическими изменениями, такими как таяние ледников или изменение уровня моря. БВС часто применяются для изучения минералов и земельных ресурсов, помогая в поисках полезных ископаемых и анализе геологических процессов. Используются для мониторинга ледников и изменения их объемов, что особенно актуально в условиях глобального потепления. Могут позволять исследовать уровни загрязнения воздуха и воды, а также собирать пробы из труднодоступных мест,
h) кино, телевидение, сектор развлечений - направление включает применение беспилотных воздушных судов для одиночных и групповых полетов в целях демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе с применением пиротехнических средств.
В заключение, применение внешних пилотов в управлении беспилотными воздушными судами открывает значительные перспективы для различных секторов экономики, способствуя увеличению эффективности и безопасности выполняемых операций. Интеграция внешнего пилота не только способствует решению актуальных задач, но и формирует новые возможности для инновационного развития. Тем не менее, для полноценной реализации потенциала данных технологий необходимо учитывать возникающие вызовы, связанные с вопросами безопасности, соблюдением законодательных норм и этическими аспектами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации";
2. Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 02.02.2024) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации"
Posokhov A.S.
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)
PROSPECTS FOR USE OF EXTERNAL PILOTS OF INDEPENDENT AVIATION FACILITIES IN DIFFERENT SPHERES
Abstract: the post defines the external pilot of unmanned aircrafts and considers the prospects of its application in various sectors of the economy.
Keywords: external pilots, UAVs, aviation.