Научная статья на тему 'Опыт применения беспилотных воздушных судов МЧС России при проведении аварийно-спасательных работ'

Опыт применения беспилотных воздушных судов МЧС России при проведении аварийно-спасательных работ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1150
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БАС В МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Карчевский Ю. С., Пупынин В. И., Волобуева Е. В.

В статье кратко представлен опыт применения беспилотных авиационных систем МЧС России при проведении аварийно-спасательных работ. Рассмотрены тактические приемы применения беспилотных воздушных судов с использованием опыта практического применения и представлены предложения по расширению области применения БВС, внедрению новых тактических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Карчевский Ю. С., Пупынин В. И., Волобуева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения беспилотных воздушных судов МЧС России при проведении аварийно-спасательных работ»

качественно и без нарушений правовых документов осуществлять подготовку внешних пилотов в МЧС России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с изм. от 31.12.2017 № 491 - ФЗ). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 14.01.2018).

2. Решение Коллегии МЧС России от 06.12.2017 № 21/III. Приложения №№ 1,2 «Организационно-методические указания по подготовке ... МЧС России на 2018 год». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://emercom.mouhta.rn/about/KGO2017/Opr-метод у казан ия_на_2018_rcm.pdf (дата обращения 04.05.2018).

3. Решение Коллегии МЧС России «О дальнейшем развитии беспилотной авиации и применении новейших технологий в МЧС России на период 2018 - 2020 годов» от 31.01.2018 №2/111.

4. Концепция развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России на период до 2020 года, утверждена МЧС России 16.09.2016 № 20/IV.

5. Методические рекомендации по производству полетов БВС в системе МЧС России. Утверждены МЧС России 28.03.2016 № 2-4-71-12-9.

6. Приказ Минтранса Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/194352/ (дата обращения 04.05.2018).

7. Циркуляр 328 ИКАО. Беспилотные авиационные системы (БАС). ИКАО, 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs (дата обращения 04.05.2018).

УДК 629.735.33(07)

Ю.С. Карчевский, В.И. Пупынин, Е.В. Волобуева ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС РОССИИ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МЧС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье кратко представлен опыт применения беспилотных авиационных систем МЧС России при проведении аварийно-спасательных работ. Рассмотрены тактические приемы применения беспилотных воздушных судов с использованием опыта практического применения и представлены предложения по расширению области применения БВС, внедрению новых тактических приемов.

Ключевые слова: беспилотная авиационная система, беспилотное воздушное судно, аварийно-спасательные работы, опыт применения БАС в МЧС России.

К Л'. Karchevsky, V.l. Pupynin, Е. V. Volobueva

THE EXPERIENCE OF USING UNMANNED AIRCRAFT OF EMERCOM OF RUSSIA WHEN CARRYING OUT EMERGENCY RESCUE WORKS'

The article briefly presents the experience of the use of unmanned aircraft systems of EMERCOM of Russia during rescue operations. The tactical methods of application of unmanned

aircraft using the experience of practical application are considered and proposais for expanding the scope of UAVs, the introduction of new tactical techniques are presented.

Keywords: unmanned aviation system, unmanned aircraft, rescue opérations, experience of application of UAS in the Ministry of emergency situations of Russia.

Опыт подготовки n проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), ликвидации последствий стихийных бедствий, современные тенденции применения беспилотных авиационных систем (далее - БАС) в мире свидетельствуют о возрастающей роли БАС различных типов. БАС, как и пилотируемая авиация МЧС России, активно приметается в ЧС при проведении аварийно-спасательных работ.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач, расширению области их применения, внедрению новых тактических приемов [1, 2]. Напомним, что аварийно-спасательные работы (далее - АСР) определяются как действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов [3].

В ходе анализа опыта применения БАС МЧС России в 2016-2017гг. выявлена тенденция увеличения количества полетов и налета по обеспечению ликвидации последствий в ЧС. Так, в 2016 году было выполнено15368 полетов с общим налетом 3624 часов. При этом доля применения БАС по обеспечению ликвидации последствий в ЧС была крайне неравномерной и колебалась от 100% (в Дальневосточном и Сибирском РЦ) - до 33% (в Приволжском РЦ) [4].

В 2017 году было организовано и осуществлено свыше 17000 полетов БАС (прирост по сравнению с 2016 годом составил 11%), в том числе более 3500 полетов при реагировании на ЧС. Всего налет составил свыше 2800 часов (снижение на 23%) [2].

По информации МЧС России выявлено, что расчеты БАС ЦСООР ЛИДЕР и ЦЕНТРОСПАС в 2016 - 2017 годах активно привлекались для обеспечения задач по проведению АСР. Например: обследование места падения самолета Боинг-738 в аэропорту г. Ростов-на-Дону (март 2016 г.); обеспечение поисково-спасательных работ в лесных массивах и труднодоступных районах при крушении авиалайнера Ил-76 МЧС России (июль 2016 г. Иркутская область); вертолета Ми-8 МЧС России (сентябрь 2016 г. Люберецкий р-н Московской области). Участие в ликвидации: последствий горного удара на шахте Северная (февраль 2016 г. г. Воркута); последствий прохождения циклона на территории Центрального федерального округа (ноябрь 2016 г. Дмитровский район Московской области); последствий схода селевого потока (сентябрь 2017 г. республика Кабардино-Балкария); пожара (январь 2018 г. рынок «Садовод» г. Москва) и многих других.

В ходе применения БВС, специалистами указанных учреждений МЧС России внедрялись новые способы и приемы. Напомним, что способ практических действий -порядок применения БАС [5]. На его выбор определяющее влияние оказывают условия, в которых выполняется поставленная задача. К условиям действий БАС следует относить: характеристики объектов действий, резерв времени на подготовку и выполнение поставленной задачи, степень информированности об объектах, время года и суток; метеорологические условия; рельеф местности в районе действий, наличие характерных ориентиров на ней и т.п. Например, при ликвидации наводнения в г. Тюмени в 2017 году впервые был отработан запуск - посадка квадрокоптеров с плавсредств, что обеспечило применение БВС в условиях отсутствия стартово-посадочных площадок с сухой, неподтопленной поверхности земли.

Следующий пример - при мониторинге пожароопасной обстановки в Московской

области был выработан удобный алгоритм работы. Два внешних пилота запускали два квадрокоптера в два разных направления (например, один на север, а другой на юг). Внешние пилоты, управляя БВС, производили круговой обзор - обследование района мониторинга. У квадракоптеров Phantom 4 и Inspire 1 при хорошем качестве видео, фото на фотоматериалах можно было увидеть очаги пожара, дымы на расстоянии до 15 км. При обнаружении «проблемных мест» в воздух поднимался БВС самолетного типа, который производил более детальную съемку очага задымления.

Данный способ применения БВС различных типов (квадрокоптерного и самолетного) экономил время и позволял более гибко работать в местах, где нет большой площадки для запуска БВС, а также в различных труднодоступных районах.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что личный состав, эксплуатирующий БВС, приобрел начальный опыт по авиационному обеспечению АСР. Ввиду ограниченного количества БВС самолетного типа малого класса ближней и средней дальности (2,3%), область выполнения задач по авиационному обеспечению проведения АСР в обширных районах нашей страны в большинстве случаев ограничена дальностью визуальной видимости внешнего пилота БВС (радиус действия до 1 - 3 км) и предельно малыми высотами (до 200 метров) [6].

Для расширения области применения БВС, внедрения новых тактических приемов, необходимо обеспечить выполнение требований «Плана оснащения реагирующих подразделений МЧС России современными техническими средствами и техникой в 2017 и плановом периоде 2018 и 2019 году» и произвести закупку не менее 56 БАС самолетного типа вне рамок государственного оборонного заказа [6, С. 25] или увеличить их количество в соответствии с предложениями Региональных центров МЧС России [6, С. 22; 7, приложение 4, С. 77 - 84], оснастив их современными типами целевых нагрузок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Решение Коллегии МЧС России от 06.12.2017 № 21/III. Приложения №№ 1, 2 «Организационно-методические указания по подготовке ... МЧС России на 2018 год». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://emercom.mouhta.ru/about/KGO2017/Opr-метод_указания_на_2018_rcm.pdf (дата обращения 04.05.2018).

2. Решение Коллегии МЧС России «О дальнейшем развитии беспилотной авиации и применении новейших технологий в МЧС России на период 2018 - 2020 годов» от 31.01.2018 №2/111.

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ с изм. от 18.07.2017 № 167-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/ (дата обращения 04.05.2018).

4. Межуев М.В. Доклад: «Итоги применения беспилотной авиации МЧС России за 2016 год».

5. Методические рекомендации по применению беспилотных авиационных систем ближнего действия малого класса в интересах МЧС России. Утверждены заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприян 25.01.2016 № 2-4-71-4-9.

6. Отчет о НИР (промежуточный) «Разработка способов повышения эффективности применения беспилотных авиационных систем при ликвидации чрезвычайных ситуаций». -Химки: ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России», 2017. - 115с.

7. Методические рекомендации по применению беспилотных летательных аппаратов в целях оперативного обнаружения и прогноза опасных природных явлений и обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Утверждены заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприян 13.07.2016 №2-4-71-39-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.