pedagogical sciences
-УДК 378.147-
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© 2017
Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье определено, что современные облачные технологии - это метод хранения и предоставления данных конечному пользователю. Облачные технологии представляют собой не сам Интернет, а набор аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающий обработку и исполнение клиентских заявок. Выделены следующие преимущества: отпадает острая необходимость в полностью оборудованных компьютеризованных аудиториях, локальные компьютеры в данном случае используются как терминалы, для того, чтобы можно было подключиться к виртуальным машинам, работающим в облаке; возможность создания индивидуального виртуального компьютера для каждого обучающегося для каждой отдельной дисциплины, каждый студент в этом случае получает возможность эффективно работать наравне со всеми, исключается ситуация, в которой обучающийся не может выстроить свой учебный процесс по причине сбитых настроек, осуществленных предыдущим студентом; использование облачных сервисов значительно снижает затраты на организацию образовательного процесса; большинство облачных услуг просты в использовании и не требуют дополнительной подготовки, либо же требуют минимальной поддержки эффективный инструмент для разработки индивидуальных методов обучения; один документ может редактироваться несколькими людьми одновременно. Отмечено, что на настоящий момент используют четыре модели развертывания облачных систем. К ним относятся: частое облако, публичное, гибридное и общественное. Для вузов самым оптимальным вариантом является использование публичного облака. Наиболее известные и востребованные облачные решения: Google Apps For Education и Live@Edu, Dropbox и Яндекс.Диск. Наряду с положительными сторонами использования облачных технологий, следует также выделить возможные риски. К ним относится безопасность данных. Поэтому необходимо предпринять ряд необходимых мер для предотвращения несанкционированного доступа к информации, находящейся в облаке.
Ключевые слова: программное обеспечение, облачные технологии, вуз, образовательный процесс, Google Apps For Education, Live@Edu, частное облако, публичное облако, безопасность данных, локальный компьютер, виртуальный компьютер.
PROSPECTS OF THE USE OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2017
Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article specifies that modern cloud technologies are a method of storing and providing data to an end user. Cloud technologies are not the Internet itself, but a set of hardware and software that provides processing and execution of client applications. The following advantages are distinguished: there is no need for fully equipped computerized audiences, local computers in this case are used as terminals, so that you can connect to virtual machines running in the cloud; the possibility of creating an individual virtual computer for each trainee for each separate discipline, each student in this case has the opportunity to work effectively on an equal basis with all, excluding the situation in which the student can not build his educational process because of the downgraded settings made by the previous student; the use of cloud services significantly reduces the costs of organizing the educational process; the majority of cloud services are easy to use and do not require additional training, or they require minimal support an effective tool for developing individual teaching methods; One document can be edited by several people at once. It is noted that at present four models of cloud systems deployment are used. These include: a frequent cloud, public, hybrid and public. For universities, the best option is to use a public cloud. The most famous and popular cloud solutions: Google Apps for Education and Live @ Edu, Dropbox and Yandex.Disk. Along with the positive aspects of using cloud technologies, you should also highlight possible risks. These include data security. Therefore, it is necessary to take a number of necessary measures to prevent unauthorized access to information located in the cloud.
Keywords: software, cloud technology, university, educational process, Google Apps for Education, Live @ Edu, private cloud, public cloud, data security, local computer, virtual computer.
Для оптимизации учебного процесса учебные заведения начинают использовать различные технологии. Они используют как традиционные, вошедшие в жизнь вузов страны решения, так и инновационные. Грамотно построенный учебный процесс позволяет решить главную цель, которую ставит перед собой учебное заведение: качественная подготовка по выбранному студентом направлению обучения для становления конкурентоспособного специалиста.
Под словом «грамотно» мы понимаем «оптимально», то есть с использованием различных технических средств, которые сделали бы процесс более мобильным и удобным как для преподавателей, так и для студен-
тов. Однако, не стоит забывать о том, что оптимизация в таком случае может привести к большим затратам. Применение облачных технологий в образовательном процессе можно назвать частью решения этой проблемы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения [1].
В современном мире, информация приобрела новый статус, став чем-то вроде товара, количество которого постоянно растет, а вместе с этим появляются и новые методы обработки и систематизации данных. Облачные технологии как раз являются таковыми. Они не только снижают затраты на учебный процесс, но и повышают его эффективность [2].
Современные облачные технологии - это метод хранения и предоставления данных конечному пользователю [3]. Облачные технологии представляют собой не сам Интернет, а набор аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающий обработку и исполнение клиентских заявок.
При их использовании, к примеру, отпадает острая необходимость в полностью оборудованных компьютеризованных аудиториях, где обучающимся необходимо работать с продуктами, установленными на локальных компьютерах. Эти компьютеры могут использоваться как терминалы для того, чтобы можно было подключиться к виртуальным машинам, работающим в облаке [4]. Когда компьютер используется в роли терминала, снимаются рамки, установленные недостаточной мощностью компьютера. Компьютеры-терминалы развивают гибкость занятий, поскольку позволяют менять аудиторию при необходимости.
Сущность облачных технологий, заключается в переносе обработки данных с персональных компьютеров и рабочих станций на серверы Всемирной Сети. Пользователь не покупает вычислительные программы и комплексы, а выступает как их арендатор, которому предоставляются разнообразные услуги [5].
При традиционном подходе программное обеспечение устанавливается на все компьютеры учебной аудитории. Этот процесс достаточно трудоемкий и занимает довольно много времени. К минусам традиционного подхода стоит отнести не только жесткую привязанность студентов к учебным аудиториям, где установлено программное обеспечение, но и проблемы с совместимостью программного обеспечения, установленного для разных курсов и учебных дисциплин [6].
Облачные технологии предоставляют возможность создания индивидуального виртуального компьютера для каждого обучающегося для каждой отдельной дисциплины. Каждый студент в этом случае получает возможность эффективно работать наравне со всеми, исключается ситуация, в которой обучающийся не может выстроить свой учебный процесс по причине сбитых настроек, осуществленных предыдущим студентом [7]. При этом состояние виртуальной машины может быть сохранено и вся информация, находящаяся на нем останется в сохранности до тех пор, пока к ней не обратится тот, кому она принадлежит и не распорядится так как ему удобно.
Это удобно для преподавателей, так как они имеют возможность вести подготовку к лабораторным и практическим работам вне рамок программного обеспечения, установленного на локальном компьютере, где задание должно быть выполнено к окончанию занятия [8].
Также к преимуществам использования облачных технологий следует отнести мобильность обучающихся, поскольку они получают постоянный доступ к справочным материалам и информационным системам вуза, используя любое коммуникационное средство (ноутбук, смартфон, ПК, нетбук...) с доступом в сеть Интернет. Студенты могут подключаться к виртуальным машинам, на которых установлено программное обеспечение для выполнения различных заданий, предусмотренных учебным планом [9].
Используя облачные технологии в обучении, от студентов не требуется физическое присутствие по месту получения их образования, что нельзя не отметить, поскольку такие технологии большое преимущество в режиме постоянных дэдлайнов современной жизни [10].
Если не акцентировать внимание на снижении затрат на организацию учебного процесса, то учебное заведение имеет возможность создания частного облака, индивидуально или же совместно. Это позволит подвергнуть полному контролю всю облачную инфраструктуру, исключить риски, связанные с размещением информации «на стороне». Но частное облако - это затратное решение, которое требует наличия квалифицированного пер-
сонала, новейшего оборудования и программного обеспечения. Использование публичных облаков гораздо более рентабельное [11].
Рассмотрим все имеющиеся виды облаков.
На настоящий момент используют четыре модели развертывания облачных систем.
К ним относятся:
- частое облако. Предназначено для использования только одной организацией, но с несколькими подразделениями. Может быть собственностью как самой организации, так и третьей стороны;
- публичное облако. Предназначено для широкой публики. Может находиться в собственности коммерческих, научных и правительственных организаций;
- гибридное облако. Оно представляет собой комбинацию из нескольких различных облачных инфра структур (частных и публичных), являющихся уникальными объектами, но имеющих между собой взаимосвязь;
- общественное облако. Предназначено для пользования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих единые задачи [12].
Определим перечень специализированных облачных решений, которые предназначены специально для использования учебными заведениями.
Наиболее известные и востребованные:
- Google Apps For Education;
- Live@Edu [13].
Технология Google Apps For Education (GAFE) представлена набором облачных приложений, которые дает бесплатно компания Google для образовательных учреждений. Live@Edu похожа на нее и составом и количеством, предоставляемых услуг, но предоставляется компанией Microsoft. Обучающиеся, преподаватели и сотрудники высших учебных заведений могут пользоваться общедоступным сервисом хранения данных Dropbox или Яндекс.Диск., которые позволяют хранить и передавать файлы [14].
При выборе общедоступного облачного сервиса для хранения файлов следует учитывать такие важные основные параметры, как бесплатно предоставляемый объём для хранения файлов; поддержку возможности автоматической синхронизация хранимых данных между всеми устройствами пользователя; возможность получения ссылок, которые можно размещать в публичном доступе. Используя ссылку, любой человек может скачать файл, на который указывает ссылка.
Отметим, что облачные технологии расширяют возможности преподавателя:
- не требуется лицензионное программное обеспечение;
- эффективный инструмент для разработки индивидуальных методов обучения;
- работать можно не только непосредственно в аудитории, но и в любой точке, где есть выход в интернет;
- один документ может редактироваться несколькими людьми одновременно (организация групповых проектов, дистанционной работы) [15].
Наряду с положительными сторонами использования облачных технологий, следует также выделить возможные риски. К ним относится безопасность данных [16]. Поэтому необходимо предпринять ряд необходимых мер для предотвращения несанкционированного доступа к информации, находящейся в облаке. привязка к поставщику облачных услуг (облачному провайдеру) - если учебное заведение не работает исключительно с собственным частным облаком, используя публичное или гибридное облако, то переход к другому облачному провайдеру может оказаться достаточно дорогостоящим и требующим времени, в том числе на перенос большого объема данных [17].
Сюда относится отсутствие отечественных провайдеров облачных сервисов, законодательной базы применения облачных технологий [18]. Однако, русифицированные сервисы все же есть, это Box.net, Dropbox,
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
285
pedagogical sciences
Google диск, Evemote и 4shared. Они предоставляют возможность загружать и обмениваться документами, создавать и систематизировать папки с документами, скачивать файлы, создавать заметки и тематические блокноты, проводить опросы, создавать диаграммы и схемы, автоматически создавать резервные копии всех файлов в интернете, управлять общим доступом, а также предоставляется возможность использования множественных ресурсов для преподавателей, обучающихся и администрации [19].
Облачные технологии в России на данный момент не так широко распространены и опыт их применения в сфере образования пока незначителен по сравнению с другими странами, однако их возможности достаточно широки, поэтому активное распространение облачных технологий в образовании не заставит себя ждать.
Использование облачных технологий (облачных вычислений) высшими учебными заведениями - перспективное направление, позволяющее повысить эффективность учебного процесса, сократить накладные расходы на его реализацию [20-24]. Как мы видим из практики, облачные технологии решают множество серьезных проблем, к которым относятся не только снижение затрат, но и создание индивидуальных компьютеров посредством использования локальных компьютеров в роли терминалов. Введение облачных технологий в процесс обучения является на сегодняшний день одной из наиболее перспективных инноваций в системе образования. За счет них существенно снижаются затраты на информационную инфраструктуру, в образовательной среде распространяются и используются дополнительные сервисы для повышения качества образования. Кроме этого, облачные сервисы в разработке индивидуальных методов обучения являются крайне эффективным инструментом, а это позволяет делать процесс обучения более продуктивным и интересным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования/Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
2. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения// Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
4. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
5. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по направлению подготовки «технология продукции и организация общественного питания»/Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 1. С. 160-163.
6. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
7. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
8. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187._
9. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.
10. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
11. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Костылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С. 66-69.
12. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
13. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
14. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
15. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
16. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
17. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128-130.
18. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Костылева Е.А. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 2016. № 1. С. 367-371.
19. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
20. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
21. Петрухина Е.Н., Зубренкова О.А. «Облачные технологии 1С» - направление работы для учебного процесса института // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 50-56.
22. Брыксина О.Ф. Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 19-22.
23. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
24. Митин А.Н. Облачные технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.
25. Воронцов А.А., Жарова О.С. Облачные технологии в образовательном процессе вуза на примере частного облака компьютерной сети ПензГТУ // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 155-161.
Статья поступила в редакцию 09.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.