Научная статья на тему 'Облачные сервисы для совместной работы студентов'

Облачные сервисы для совместной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1172
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЙ СЕРВИС / CLOUD SERVICE / МОДЕЛЬ SAAS / SAAS MODEL / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА / JOINT WORK / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / GOOGLE APPS / MICROSOFT LIVE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алексеева Т. В., Кокарева Л. А.

В современном мире актуальным становится использование облачных технологий для организации обучающей среды и эффективной совместной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD SERVICES FOR JOINT WORK OF STUDENTS

In the modern world becomes relevant use of cloud technologies for the organization of the learning environment and effective joint work of students

Текст научной работы на тему «Облачные сервисы для совместной работы студентов»

УДК 004.5

ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Алексеева Т. В., Кокарева Л. А., Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, E-mail: [email protected]

Аннотация. В современном мире актуальным становится использование облачных технологий для организации обучающей среды и эффективной совместной работы студентов.

Ключевые слова: облачный сервис, модель SaaS, совместная работа, интерактивное обучение, Google Apps, Microsoft Live@edu.

CLOUD SERVICES FOR JOINT WORK OF STUDENTS

Alekseeva T. V., Kokoreva L.A., Moscow Financial-Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, E-mail:[email protected]

Abstract. In the modern world becomes relevant use of cloud technologies for the organization of the learning environment and effective joint work of students. Keywords: cloud service, SaaS model, joint work, interactive learning, Google Apps, Microsoft Live@edu.

В настоящее время подготовка студентов в ВУЗах немыслима без использования современных информационных технологий, которые быстро развиваются и становятся неотъемлемой частью функционирования бизнеса.

Интенсивное внедрение ИТ-решений в деятельность компаний ставит ряд проблем перед руководителями бизнеса. Компаниям требуется обучать новым информационным технологиям собственный персонал, а также сотрудников, вновь принимаемых в компанию, в том числе молодых специалистов [1]. Компании-разработчики современного программного обеспечения заинтересованы в обеспечении эффективного процесса обучения пользователей своей продукции. И те и другие стремятся максимально увеличить число специалистов, владеющих навыками использования конкретных программных технологий и инструментов в своей профессиональной деятельности.

Перед ВУЗами стоит задача интегрировать процесс обучения с освоением современных ИТ-технологий. Такой процесс обучения должен проходить в интерактивном режиме.

Интерактивное обучение направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи [2]. Слово «интерактив»

происходит от английского слова "interact". "Inter" - это «взаимный», "act" -действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты учебной группы оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Для поддержки совместной деятельности и организации групповой работы сейчас широко используются различные информационные технологии. Для этой цели также можно использовать современные облачные технологии (вычисления) [1].

Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) определяет облачные вычисления (cloud computing) как модель предоставления пользователю по требованию удобного доступа к массиву настраиваемых компьютерных ресурсов (таких как оборудование, платформы разработки, сервисы), которые могут быть быстро зарезервированы и высвобождены с минимальными действиями со стороны их провайдера.

Облачные вычисления включают в себя несколько моделей. Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются модели: «Программное обеспечение как услуга» - SaaS, «Инфраструктура как услуга» - IaaS и «Данные как услуга» - DaaS. Модель SaaS предполагает, что поставщик программного обеспечения (ПО) разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к ПО через Интернет [3].

Применение возможностей таких облачных моделей позволяет создавать, распространять и применять в образовательной среде приложения-сервисы, которые могут быть использованы в преподавании дисциплин для повышения компетентности обучаемых и организации совместной работы студентов.

Рассмотрим характеристики широко распространенных облачных технологий, которые демонстрируют эффективность их использования в обучении. Во-первых, это такое свойство облаков, как возможность организации совместной работы. Она позволяет участвовать в процессе обучения большому количеству преподавателей и студентов. Во-вторых, это отсутствие территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления, что позволяет быстро включать различные решения в учебный процесс и использовать его для различных форм обучения. И, в-третьих, при использовании облачных сервисов отсутствуют ограничения на размер «аудитории» и время проведения «занятий», что способствует их использованию для выполнения студентами самостоятельных работ, в том числе коллективных.

Компания Microsoft предлагает для образовательных учреждений SaaS сервис Live@Edu. Microsoft Live@edu— это экономичное решение для организации бесплатной электронной почты для преподавателей, студентов и выпускников в домене вуза, а также набор онлайновых сервисов для взаимодействия и совместной работы. В состав ресурса Microsoft Live@edu входит: (http://www.microsoft.com):

- Windows Live Mail - защищенная от вирусов почта, предоставляет до 10 ГБ пространства для хранения почты, календаря и контактов для каждой учетной записи в домене учебного заведения.

- Windows Live Messenger - служба мгновенных сообщений, позволяет организовать интерактивные учебные группы, сотрудничество и обмен файлами, мгновенно связываться с преподавателями и друзьями с помощью текстовых, голосовых и видеосообщений.

- Windows Live for Mobile - предоставляет доступ к сервисам Windows Live с мобильного устройства, позволяет обмениваться текстовыми сообщениями, получать новости и оповещения. При интеграции с live@edu позволяет получить большинство сервисов и на мобильном устройстве.

- Windows Live Alerts - система оповещений, позволяет отправлять объявления учащимся, преподавателям и выпускникам.

- Windows Live SkyDrive - это выделенное защищенное пространство объемом 25 Гб для хранения любых документов.

- Office Web Apps - удобные веб-аналоги приложений Microsoft Word, Excel, PowerPoint и OneNote, которые позволяют открывать, просматривать и редактировать документы непосредственно в браузере. Office Web Apps можно использовать в SkyDrive для повсеместного доступа и совместного использования документов дома и

на учебе, а также как часть службы Office 365 для быстрого просмотра документов в SharePoint, общего доступа к документам и совместной работы.

Google Apps - облачные службы, предоставляемые компанией Google. Это Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие преподавателям и студентам инструменты для совместной работы и общения. Рассмотрим основные онлайновые сервисы Google (http://www.google.com):

- Gmail - почтовый клиент с обменом мгновенными сообщениями, голосовым и видеочатом, мобильным доступом, а также защитой от спама и вирусов.

- Календарь Google - веб-инструмент управления и планирования.

- Группы Google - инструмент управления и групповой работы на основе модерируемых форумов и списков рассылок.

- Google Docs - это онлайновый офис, который включает инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в Интернет.

- Google Диск - сервис для хранения документов объемом до 15 Гбт, доступ откуда угодно, совместная работа, безопасное хранение данных.

- Сайты Google - это конструктор сайтов с возможностью публикации видео, изображений, документов.

- Google Видео (YouTube) - сервис, совмещающий видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним.

Для учебных заведений Google предоставляет бесплатный пакет Google Apps Education Edition . Группа студентов сможет работать вместе в Документах Google и наблюдать изменения в режиме реального времени. В любой момент любой студент может получить доступ к последней версии документа, электронной таблицы или презентации, может подключаться к совместной работе и вносить правки одновременно с остальными. С помощью Календаря Google преподаватель может составить расписание работы над заданием, может настроить календарь для определенной группы студентов, указать время совместной работы или консультаций.

Онлайновые сервисы для ВУЗов обладают рядом достоинств, которые позволяют использовать их в образовательной среде:

- минимальные требования к инструментальным средствам;

- минимум затрат на программное обеспечение;

- возможность работы с любого современного устройства;

- поддержка различных операционных систем;

- доступ через окно браузера.

Использование облачных сервисов дает возможность быстро и эффективно организовать обучающую среду для любых групп студентов и поддерживать интерес к обучению за счет современной социальной среды общения студентов друг с другом и с преподавателем.

Список литературы.

1. Алексеева Т.В. Обучение студентов с использованием облачных технологий./Материалы Международной научно-практической конференции «Математические методы и модели анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов черноморского побережья Болгарии» 5-12 марта 2012 г. -Поморие, Болгария, 2012.

2. Алексеева Т.В., Кокарева Л.А. Групповая работа как способ формирования профессиональных навыков в сфере информационных технологий/ Восьмой Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества -2013», Москва, Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ», 8-12 апреля 2013 г.: Сборник материалов Седьмого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества-2013». - М.: Экон-информ, 2013.

3. Дик В.В., Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем./ Материалы Международной научно-практической конференции «Математические методы и модели анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов черноморского побережья Болгарии» 5-12 марта 2012 г. - Поморие, Болгария, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.