Научная статья на тему 'Перспективы использования налоговых вычетов по НДФЛ в качестве инструмента реализации социальной политики России'

Перспективы использования налоговых вычетов по НДФЛ в качестве инструмента реализации социальной политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
НДФЛ / доход / налогоплательщик / плательщик НДФЛ / физическое лицо / социальное государство / налоговый вычет / имущественные налоговые вычеты / personal income tax / income / taxpayer / personal income tax payer / individual / social state / tax deduction / property tax deductions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лейсан Радиковна Калимуллина

Государство, провозгласившее себя социальным, находится в постоянной «гонке» за предоставление населению максимальных возможностей для достойной жизни. Инструментарий отрасли налогового права также должен использоваться в связи с этим. Автором с учетом анализа доктринальных, нормативно-правовых и правоприменительных источников предложен путь совершенствования реализации социальной политики России посредством использования налоговых вычетов по НДФЛ. В частности, разработан принципиально новый подход к использованию имущественных налоговых вычетов плательщиков НДФЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for using personal income tax deductions as a tool for implementing Russia’s social policy

The state, which has declared itself social, is in a constant «race» to provide the population with maximum opportunities for a decent life. The tools of the tax law branch should also be used in this regard. The author, taking into account the analysis of doctrinal, regulatory and law enforcement sources, suggests a way to improve the implementation of Russia's social policy through the use of personal income tax deductions. In particular, a fundamentally new approach to the use of property tax deductions for personal income tax payers has been developed.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования налоговых вычетов по НДФЛ в качестве инструмента реализации социальной политики России»

Закон и право. 2024. № 5. С. 71-75. Law and legislation. 2024;(5):71-75.

Научная статья УДК 347.73

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-71-75 EDN: https://elibrary.ru/AWATOO

NIION: 1997-0063-5/24-246 MOSURED: 77/27-001-2024-5-446

Перспективы использования налоговых вычетов по НДФЛ в качестве инструмента реализации социальной политики России

Лейсан Радиковна Калимуллина

Институт права Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия, lr-kalimullina@tattg.gazprom.ru

Аннотация. Государство, провозгласившее себя социальным, находится в постоянной «гонке» за предоставление населению максимальных возможностей для достойной жизни. Инструментарий отрасли налогового права также должен использоваться в связи с этим. Автором с учетом анализа доктриналь-ных, нормативно-правовых и правоприменительных источников предложен путь совершенствования реализации социальной политики России посредством использования налоговых вычетов по НДФЛ. В частности, разработан принципиально новый подход к использованию имущественных налоговых вычетов плательщиков НДФЛ.

Ключевые слова: НДФЛ, доход, налогоплательщик, плательщик НДФЛ, физическое лицо, социальное государство, налоговый вычет, имущественные налоговые вычеты.

Для цитирования: Калимуллина Л.Р. Перспективы использования налоговых вычетов по НДФЛ в качестве инструмента реализации социальной политики России // Закон и право. 2024. № 5. С. 71—75. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-71-75. ЕБЫ: https://elibrary.ru/AWATOO

Original article

Prospects for using personal income tax deductions as a tool for implementing Russia's social policy

Leysan R. Kalimullina

Institute of Law of Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia, lr-kalimullina@tattg.gazprom.ru

Abstract. The state, which has declared itself social, is in a constant «race» to provide the population with maximum opportunities for a decent life. The tools of the tax law branch should also be used in this regard. The author, taking into account the analysis of doctrinal, regulatory and law enforcement sources, suggests a way to improve the implementation of Russia's social policy through the use of personal income tax deductions. In particular, a fundamentally new approach to the use of property tax deductions for personal income tax payers has been developed.

Keywords: personal income tax, income, taxpayer, personal income tax payer, individual, social state, tax deduction, property tax deductions.

For citation: Kalimullina L.R. Prospects for using personal income tax deductions as a tool for implementing Russia's social policy // Law and legislation. 2024;(5):71—75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-71-75. EDN: https://elibrary.ru/AWATOO

© Калимуллина Л.Р. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 05-2024

Социально ориентированное государство представляет собой особую сущностную характеристику государственной политики, отличающую любое капиталистическое государство от прочих. Это выражается в предоставлении некоторым категориям граждан (наиболее уязвимыш) возможности получения дополнительных денежных средств для реализации минимально необходимых потребностей. Россия как социальное государство, провозглашенное в конституционном порядке [1] на рубеже веков должно было следовать духу закона и разработать действенные механизмы социальной защиты населения.

Одним из соответствующих путей фактической реализации обязательств государств служит первоначальное внедрение и последующее развитие системы налоговых вычетов по НДФЛ. Ныне действующий механизм является достаточно прогрессивным, но требует дальнейшей проработки, что особенно актуально в условиях современной инфляции, экономической нестабильности, международных, в том числе военных, потрясений общества. Налоговые вышеты в этом контексте — возможный путь сглаживания различного рода трудностей в социальной сфере, обретения населением веры в будущее и уверенности в завтрашнем дне.

Налоговые вышеты по НДФЛ — уменьшенный на законодательно определенную сумму доход физического лица, являющегося налогоплательщиком, за счет чего происходит уменьшение размера налога, который подлежит уплате. Согласно общему правилу, уменьшается доход, имеющий отношение к основной налоговой базе, или доход, полученный ввиду реализации имущества, и т.п. Следование содержанию статей 218—221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) способствует выделению следующих групп разновидностей налоговых вычетов:

1) стандартных;

2) социальных;

3) инвестиционных;

4) имущественных;

5) профессиональных вычетов;

6) вычетов, получаемых ввиду переноса будущих убытков, которые приобретены в связи с участием в инвестиционном товариществе;

7) вычетов, которые приобретаются в связи с будущими убытками от операций с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг.

Необходимо понимание того, что применение налоговых вычетов по НДФЛ имеет сугубо заявительный характер. Это означает возможность уменьшения налогооблагаемого дохода исключительно за счет инициативы субъекта, имеющего ввиду требований закона права на получение соответствующего вида налогового вычета. Отсутствие такого заявления влечет невозможность получить налоговый вычет.

Детальное исследование тех или иных оснований получения налогового вычета свидетельствует о наличии ярко выраженной социальной направленности применения таковых, так как законодателем не случайно регламентированы основания и условия приобретения соответствующего права. Подобные основания во всех случаях имеют особую подоплеку — стремление государства предоставить отдельным категориям граждан специальные гарантии. Наиболее ярким примером тому служит предоставление широкого круга налоговых вычетов семьям, имеющим детей.

Нормативная база, регламентирующая порядок предоставления и взыскания, в частности имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ, является весьма обширной. Помимо общих законодательных актов она включает широкий перечень нормативно-правовых актов ведомственного уровня1.

Несмотря на то что Основной закон нашей страны провозгласил Россию социальным государством более тридцати лет назад, теория, как и практика, не выработали универсального подхода к понятию и содержанию термина «социальная политика», также отсутствует единство соотношения практических реализаций с конституционно закрепленным принципом.

1 См., напр.: письма ФНС России от: 05.05.2021 № ПА-4-11/6227 «О предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке»; 21.03.2019 № БС-4-11/4986@ «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 06.03.2019 № 03-04-07/14677); 14.12.2018 № БС-4-11/24369@ «О предоставлении имущественного налогового вычета» (вместе с Письмом Минфина России от 06.12.2018 № 03-04-07/88679); 27.06.2018 № БС-4-11/12388@ «О порядке предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 18.06.2018 № 03-04-07/41903); 20.01.2017 № БС-4-11/98 «О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ» (вместе с Письмом Минфина России от 14.12.2016 № 03-04-07/74700) // http://www.consultant.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

Видным отечественным ученым М.В. Багла-ем предпринята попытка сглаживания подобной ситуации посредством обращения к зарубежному опыту реализации принципа социально ориентированного государства [13, с. 73]. Так, автор отмечает, что более развитые с точки зрения закрепления соответствующего принципа государства страны по настоящее время не пришли к единообразному пониманию данного принципа. В связи с этим нельзя считать Россию отсталым государством ввиду ее сравнительно недолгого исторического опыта разработки необходимых теоретической и практических положений в рамках выделяемой автором проблематики.

В целях уяснения основной сущности понимания любого государства как социального обозначим два ведущих подхода к указанному вопросу.

Во-первых, понимаемое в узком смысле социальное государство — это государство, которое оказывает социальную помощь и поддержку наиболее уязвимому с соответствующей точки зрения населению: лицам, имеющим недостаточный доход, несовершеннолетних детей, или находящихся в пожилом возрасте, обладающим статусом инвалида и проч. При этом недопустимым представляется вслед за представлениями видных ученых-правоведов сводить закрепленный ст. 39 Конституции России принцип к социальному обеспечению, важно его широкое толкование [11].

Во-вторых, в широком смысле социальное государство — это государство, обеспечивающее всем своим гражданам достойный уровень жизни, который является достаточным для реализации основных прав и свобод человека как гражданина Российской Федерации.

Фокусирование внимания на исследовании налоговых вычетов по НДФЛ в аспекте реализации социальной политики нашего государства требует обращения к несовершенствам действующего правового регулирования.

В частности, В.Н. Едроновой и А.В. Телегус рассмотрена проблема недоработанности порядка предоставления налоговых вычетов в том случае, когда плательщик НДФЛ претендует на одновременное получение нескольких налоговых вычетов в рамках определенного налогового периода. Чаще всего данная ситуация характерна для имущественных и социальных налоговых вычетов. Непонятен при этом механизм действий работодателя, начавшего предоставлять имущественный налоговый вычет [12]. Должен ли он приостановить предоставление последне-

го до того момента, как в полной мере будет использован социальный налоговый вычет?

Подобный вопрос возникает ввиду отсутствия урегулированности порядка одновременного предоставления нескольких видов налоговых вычетов плательщику НДФЛ. В настоящее время на практике проблема разрешается по усмотрению работодателя, который самостоятельно определяет любую очередность и любую пропорцию предоставления налогового вычета в пределах суммы начисляемого дохода, который облагается по налоговой ставке в 13%.

Ситуация усложняется тем, что право на предоставление некоторых разновидностей налоговых вычетов может быть утрачено налогоплательщиком. Указанное справедливо в отношении социального налогового вычета, но не распространяется на имущественные налоговые вычеты. При этом НК РФ диспозитивно допускает возможность налогоплательщика в добровольном порядке отказаться от того, чтобы использовать налоговую льготу.

Следование позиции Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сформировать вывод о недопустимости ухудшения условий для отдельной категории налогоплательщиков по сравнению с другими категориями субъектов, не имеющих существенных отличий между собой [3].

По мнению В.Н. Едроновой и А.В. Телегус, указанное означает следующее: «возможность получения налоговых вычетов не должна быть поставлена в зависимость от очередности представления налогоплательщиком налоговому агенту документов, подтверждающих его право на налоговые льготы. Иное приводило бы к установлению необоснованных различий в налогообложении физических лиц и тем самым — к ущемлению в налоговых правоотношениях их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом» [12].

Ввиду такой позиции законным путем действий налогового агента при наличии у плательщика НДФЛ права одновременного получения нескольких налоговых вычетов будет являться первоначальное предоставление налогового вычета, право на получение которого может быть утрачено налогоплательщиком, с последующим предоставлением налогового вычета другого вида, не обладающего указанным свойством.

Релевантная судебная практика, выражающая правовые позиции Верховного и Конституционного судов Российской Федерации, имеет

LAW & LEGISLATION • 05-2024

целью разрешение некоторых правовых коллизий в части использования налоговых вычетов некоторыми категориями российских плательщиков НДФЛ. Например, это затронуло порядок предоставления имущественного налогового вычета [2, п. 9; 5].

Однако недопустимо полагать, что предоставленный налоговый вычет является полностью безвозвратным. Нарушение условий его предоставления как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа не лишает последнего права взыскания безосновательно полученных сумм в счет налогового вычета как неосновательного обогащения физического лица [4].

С учетом проведенного анализа мы находим наиболее перспективным направлением дальнейшей реализации социальной политики России — расширение случаев применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ как максимально социально направленного вектора развития социальной сферы в текущей ситуации высоких цен на жилье.

Так, предлагается предусмотреть возможность получения имущественных налоговых вычетов при покупке любой жилой недвижимости вне зависимости от количества обращений за соответствующим вычетом. Условием предоставления вычета будет являться: покупка жилого помещения для проживания в том числе налогоплательщика, претендующего на получение имущественного налогового вычета, не ранее чем через пять лет после получения аналогичного выиета по предыдущему объекту жилой недвижимости, в рамках разницы сумм по текущему и предыдущему объекту. Соответственно, налоговый вычет подлежит предоставлению только в случае, если новый объект дороже предыдущего; при равной стоимости объектов право на получение имущественного налогового вычета возникать не должно.

Таким образом, социальная политика государства может найти последующие развитие и реализацию посредством расширения условий предоставления имущественных налоговых вычетов по случаю покупки жилья. Данная мера позволит за счет налогово-правового инструментария помочь широким категориям российских граждан обрести жилую недвижимость, пригодную и комфортную для проживания.

Кроме того, предложенный подход может иметь дополнительный профилактический эффект. Граждане, зная о соответствующем нало-

говом вычете, будут стремиться к официальному трудоустройству и легализации получаемых заработков, соответственно, и к уплате подоходного налога.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 19.03.2024)

2. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) // http:// www.consultant.ru/

3. Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 № 1071-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бельтю-ковой Марины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/

4. Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 872-0. Офиц. сайт Конституционного Суда РФ // URL: http://www.ksfr.ru/ (Дата обращения: 19.03.2024)

5. Определение Московского городского суда от 24.01.2018 № 4Г-632/2018, 20.06.2017 № 4га-7129/2017 // http://www.consultant.ru/

6. Письмо ФНС России от 05.05.2021 № ПА-4-11/6227 «О предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке» // http:// www.consultant.ru/

7. Письмо ФНС России от 14.12.2018 № БС-4-11/24369@ «О предоставлении имущественного налогового вычета» (вместе с Письмом Минфина России от 06.12.2018 № 03-04-07/88679) // http://www.consultant.ru/

8. Письмо ФНС России от 20.01.2017 № БС-4-11/98 «О предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ» (вместе с Письмом Минфина России от 14.12.2016 № 03-04-07/74700) // http://www.consultant.ru/

9. Письмо ФНС России от 21.03.2019 № БС-4-11/4986@ «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 06.03.2019 № 03-04-07/14677) // http:// www.consultant.ru/

10. Письмо ФНС России от 27.06.2018 № БС-4-11/12388@ «О порядке предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц» (вместе с Письмом Минфи-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

на России от 18.06.2018 № 03-04-07/41903) // http://www.consultant.ru/

11. Болдырев О.Ю. Социальное государство: как приблизить реальность к конституционному принципу // http://www.consultant.ru/

12. Едронова В.Н., Телегус А.В. Отдельные проблемы, противоречия и недостатки главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» // http:// www.consultant.ru/

13. Концепция социального государства Российской Федерации / / Концепция социального государства Российской Федерации: Сб. науч. тр. М.: Академия труда и социальных отношений, 2004. 242 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020) // // URL: http://pravo.gov.ru / (Accessed: 19.03.2024)

2. Review of the practice of consideration by courts of cases related to the application of Chapter 23 of the Tax Code of the Russian Federation, approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on October 21, 2015 // http: // www.consultant.ru/

3. The ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated December 17, 2008 № 1071-0-0 «On the refusal to accept for consideration the complaint of citizen Beltyukova Marina Anatolyevna for violation of her constitutional rights by the provision of subparagraph 2 of paragraph 1 of Article 219 of the Tax Code of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/

4. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation № 872-0 dated April 25, 2019. Official website of the Constitutional Court of the Russian Federation // URL: http://www.ksfr.ru / (Accessed: 19.03.2024)

5. Ruling of the Moscow City Court dated January 24, 2018 № 4G-632/2018, June 20, 2017 № 4ga-7129/2017 // http://www.consultant.ru/

6. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 05.05.2021 № PA-4-11/6227 «On the provision of personal income tax deductions in a simplified manner» // http://www.consultant.ru/

7. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 14.12.2018 № BS-4-11/24369@ «On granting a property Tax deduction» (together with the Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.12.2018 № 03-04-07/88679) // http:// www.consultant.ru/

8. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 20.01.2017 № BS-4-11/98 «On granting a social tax deduction for personal income tax» (together with the Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 14.12.2016 № 0304-07/74700) // http://www.consultant.ru /

9. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 21.03.2019 № BS-4-11/4986@ «On taxation of personal income» (together with the Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.03.2019 № 03-04-07/14677) // http:// www.consultant.ru/

10. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 27.06.2018 № BS-4-11/12388@ «On the procedure for granting property Tax deduction for personal Income Tax» (together with the Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 18.06.2018 № 03-04-07/41903) // http:// www.consultant.ru/

11. Boldyrev O. Yu. The social state: how to bring reality closer to the constitutional principle // http: // www.consultant.ru/

12. Edronova V.N., Telegus A. V. Some problems, contradictions and shortcomings of Chapter 23 of the Tax Code of the Russian Federation «Personal income tax» // http://www.consultant.ru/

13. The concept of the social state of the Russian Federation // The concept of the social state of the Russian Federation: Collection of scientific works. M.: Academy of Labor and Social Relations, 2004. 242 p.

Информация об авторе

Калимуллина Л.Р. — аспирант кафедры финансового и административного права

Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Kalimullina L.R. — postgraduate student of the department of financial and administrative law

The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.