Научная статья на тему 'Перспективы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Перспективы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / искусственный интеллект / правовое регулирование / цифровизация / федеральная служба исполнения наказаний / penitentiary system / artificial intelligence / legal regulation / digitalization / federal penitentiary service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Михайловна Анисимова, Евгений Петрович Бурдо, Мария Александровна Волкова

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Цель исследования: правовой анализ текущего состояния и перспектив использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Задачи авторов: исследование основных направлений использования искусственного интеллекта, выявление основных проблемных точек и определение путей наиболее предпочтительного развития. В работе использовались формально-юридический, компаративный и социологический методы. В результате проведенного исследования формулируются авторские выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Михайловна Анисимова, Евгений Петрович Бурдо, Мария Александровна Волкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the use of artificial intelligence by institutions of the penitentiary system

The article deals with topical Issues of the prospects for the use of artificial Intelligence by the institutions of the penitentiary system of Russia. The purpose of the study: legal analysis of the current state and prospects for the use of artificial intelligence by institutions of the penitentiary system. The tasks of the authors are to study the main directions of the use of artificial intelligence, identify the main problems and determine the ways of the most preferable development. The authors used formal legal, comparative and sociological methods. As a result of the study, author's conclusions and suggestions are formulated.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

Закон и право. 2023. № 11. С. 187-191. Law and legislation. 2023;(11):187-191.

Научная статья УДК 344.652

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-187-191 EDN: https://elibrary.ru/QYDLGL

NIION: 1997-0063-1 1/23-662 MOSURED: 77/27-001-2023-11-862

Перспективы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Анна Михайловна Анисимова1, Евгений Петрович Бурдо2, Мария Александровна Волкова3

1 3 Университет «Синергия», Москва, Россия

2 Адвокатская палата города Москвы, Москва, Россия

1 danissimo27@mail.ru

2 burzhe@list.ru

3 mvolkova2013@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.

Цель исследования: правовой анализ текущего состояния и перспектив использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Задачи авторов: исследование основных направлений использования искусственного интеллекта, выявление основных проблемных точек и определение путей наиболее предпочтительного развития.

В работе использовались формально-юридический, компаративный и социологический методы. В результате проведенного исследования формулируются авторские выводы и предложения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, искусственный интеллект, правовое регулирование, цифровизация, федеральная служба исполнения наказаний.

Для цитирования: Анисимова A.M., Бурдо Е.П., Волкова М.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Закон и право. 2023. № 11. С. 187—191. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-187-191 EDN: https://elibrary.ru/QYDLGL

Original article

Prospects for the use of artificial intelligence by institutions of the penitentiary system

Anna M. Anisimova1, Evgeny P. Burdo2, Maria A. Volkova3

1 3 Synergy University, Moscow, Russia

2 Moscow Chamber of Advocate, Moscow, Russia

1 danissimo27@mail.ru

2 burzhe@list.ru

3 mvolkova2013@bk.ru

Abstract. The article deals with topical issues of the prospects for the use of artificial intelligence by the institutions of the penitentiary system of Russia. The purpose of the study: legal analysis of the current state and prospects for the use of artificial intelligence by institutions of the penitentiary system. The tasks of the authors are to study the main directions of the use of artificial intelligence, identify the main problems and determine the ways of the most preferable development. The authors used formal legal, comparative and sociological methods. As a result of the study, author's conclusions and suggestions are formulated.

Keywords: penitentiary system, artificial intelligence, legal regulation, digitalization, federal penitentiary service.

For citation: Anisimova A.M., Burdo E.P., Volkova M.A. Prospects for the use of artificial intelligence by institutions of the penitentiary system // Law and legislation. 2023;(11): 187—191. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-11-187-191 EDN: https://elibrary.ru/QYDLGL

© Анисимова А.М., Бурдо Е.П., Волкова М.А. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

Я условиях современных реалий Российского государства процессы внедрения .А^цифровых технологий коснулись практически всех сфер жизни общества. Цифровые технологии активно используют в своей деятельности, в том числе, органы государственной власти Российской Федерации, и на общегосударственном, и на уровне субъектов.

Следует отметить, что период пандемии СОУГО-19 в России и в мире качественно ускорил использование цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта. В связи с этим можно по-разному оценивать причины такой стремительной цифровизации; несомненно, в отдельно взятых моментах можно констатировать деструктивное воздействие пандемии СОУГО-19, но нельзя не отметить, что она ускорила темпы развития использования искусственного интеллекта и других цифровых технологий в деятельности государственных органов различных уровней.

Указанные тенденции свойственны как пенитенциарной системе нашего государства, так и пенитенциарным учреждениям зарубежных стран; в этом аспекте Российская Федерация следует общемировому вектору развития и трансформации системы исполнения наказания, уголовной и уголовно-исполнительной политики. Законодательное регулирование стремиться обеспечить единство, связь всех систем пенитенциарного учреждения между собой — это, в первую очередь, биометрическое распознавание, эффективные системы установления и определения места нахождения осужденных и заключенных, иных субъектов уголовно-исполнительно деятельности, а также персонала пенитенциарных учреждений в режиме реального времени, системы видеонаблюдения, логически обоснованные автоматизированные интеллектуальные решения текущих заданий; данные, предлагаемые составляющими цифровой интеллектуальной системы, должны быть интегрированы в одну цифровую платформу.

Пенитенциарные системы государств в настоящее время активно инвестируют в наращивание своего цифрового потенциала в целом и в интенсивность использования искусственного интеллекта в осуществлении своей деятельности, это продиктовано уже названными процессами, запущенными пандемией СОУГО-19.

В целом искусственный интеллект — это достаточно объемное направление цифровизации и цифровой сферы, оно включает богатый инструментарий, используемый для конструирова-

ния, программирования компьютеров, способных полностью или частично заменить человеческий интеллект, решить вопросы, которые должен решить человек, в том числе в правовой сфере, причем лучше, беспристрастнее и быстрее человека.

Внедрение искусственного интеллекта в исправительных учреждениях потенциально может облегчить принятие решений и выполнение задач по исправлению осужденных; в частности, технологии искусственного интеллекта могут определять, следует ли содержать осужденного в соответствующем исправительном учреждении данного конкретного вида режима и в определенных условиях отбывания наказания. Использование искусственного интеллекта в деятельности пенитенциарной системы может способствовать процессу реабилитации осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы, их адаптации после «выключения» из нормальной жизни в связи с отбыванием назначенного судом уголовного наказания.

Например, технологии виртуальной реальности могут быть использованы для контроля и управления тревогой и агрессией со стороны осужденных. Представляется, что данная технология будет весьма эффективным инструментом для социализации осужденных; таким образом, адаптироваться к условиям нормальной жизни осужденный может начать еще в стенах пенитенциарного учреждения. Это, на наш взгляд, позволит более качественно решать задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой.

Представляется перспективным использование искусственного интеллекта и при решении вопроса об удовлетворении ходатайства осужденного и предоставления ему условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Применение технологий на основе искусственного интеллекта представляется эффективным для надзора и контроля коммуникации осужденных внутри пенитенциарного учреждения между собой, а также коммуникации с субъектами вне исправительного учреждения, наблюдения за тем, где находится осужденный. Беспристрастность результатов аналитики искусственного интеллекта позволит правильно оценить возможность рецидива преступлений конкретным осужденным.

В настоящее время вектор развития отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства создает устойчивую правовую платформу для разработки, а также эффективной реализации решений, которые пре-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

вращают этот сценарий в реальность. В первую очередь, мы говорим о Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [2].

Указанные обстоятельства дополнительно актуализируют затрагиваемые в данной статье вопросы.

Как уже отмечено, в деятельности российской системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, ускорение темпа и интенсивности использования цифровых технологий и искусственного интеллекта также присутствуют, однако в данной сфере есть некоторые особенности, свойственные исключительно пенитенциарной системе. Это, в первую очередь, объясняется непосредственной целью работы уголовно-исполнительной системы нашего государства и теми задачами, которые стоят перед пенитенциарной системой Российской Федерации.

В 2020 г. завершился период развития уголовно-исполнительной системы в соответствии со стратегией, определенной ранее действующей Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

Принятая Концепция развития уголовно -исполнительной системы определила ряд стратегических направлений развития пенитенциарной системы нашего государства. Соответственно, данный документ, учитывая обозначенные выше тенденции, не мог не затронуть вопросы цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы в целом и вопросы применения, внедрения искусственного интеллекта.

Целью данной статьи является правовой анализ текущего состояния и перспектив использования искусственного интеллекта в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Задачи состоят в исследовании основных направлений использования искусственного интеллекта, выявлении основных проблемных точек и определении путей наиболее предпочтительного развития.

Определение основных направлений использования искусственного интеллекта в деятельности пенитенциарной системы Российской Федерации будет способствовать развитию отрасли уголовно-исполнительного права и более качественному решению задач деятельности уголовно-исполнительной системы. Использование формально-юридического, компаративного и социологического методов позволит достичь обозначенных целей и решить стоящие перед исследователем задачи.

Прежде всего следует определить, как регулирует искусственный интеллект право.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) [2] определяется ряд важных положений. Данная Стратегия является базовым документом, определяющим основы развития, целью которого является использование российских научных достижений в цифровой сфере и сфере информационных технологий, обеспечивающих напрямую использование инновационных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе в обычной каждодневной жизни любого гражданина Российской Федерации.

В данном документе непосредственно формулируется стратегия развития искусственного интеллекта на обозначенный период, а также отдельно отмечается, что его положения в обязательном порядке необходимо учитывать в ходе применения следующих документов:

■ определяющих направление и интенсивность совершенствования цифрового общества на планируемый период;

■ различных программ, национальных программ, федеральных проектов, в частности, национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и иных национальных проектов (программ), федеральных и региональных проектов, в рамках реализации которых возможно использование технологий искусственного интеллекта;

■ планов мероприятий (в настоящее время принято использовать наименование «дорожные карты») Национальной технологической инициативы;

■ государственных программ, программно-целевых документов, эффективность реализации которых может быть повышена за счет использования технологий искусственного интеллекта;

■ проектов, обеспечивающих достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (т.е. ведомственных проектов), в том числе ведомственных проектов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Под искусственным интеллектом в обозначенных документах предлагается понимать со-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

вокупность конструкторских решений, обеспечивающих возможность имитировать когнитивную деятельность человека (в том числе способность обучаться самостоятельно и способность находить ответ без заранее запрограммированного пути решения), и получать результаты, сравнимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Отмечается, что совокупность технологических решений включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Таким образом, именно в указанном ключе необходимо осуществлять внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Разработанный в продолжение и развитие названной Национальной стратегии Федеральный проект «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» формулирует необходимость в ходе осуществления на практике положений данного документа принимать во внимание следующие аспекты:

■ учет необходимости стимулирования научной деятельности в данной сфере;

■ использование реально существующих и разработка новых цифровых средств и технологий искусственного интеллекта;

■ создание качественной нормативно-правовой базы, способной адекватно регулировать применение искусственного интеллекта во всех сферах жизни общества;

■ обеспечение возможности использовать сквозные технологии и базы банных;

■ обеспечение кадрового потенциала в рамках использования искусственного интеллекта.

Помимо обозначенных стратегических документов перспективы использования искусственного интеллекта обозначены в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Данный документ в рамках обеспечения реализации цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы предусматривает конкретные направления использования цифровых технологий в непосредственной деятельности

учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [1].

Представляется, что с учетом текущего состояния уголовно-исполнительной системы и анализа обозначенных нормативных документов наиболее перспективными направлениями использования искусственного интеллекта в деятельности уголовно-исполнительной системы являются:

■ использование в непосредственной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, принципа непрерывного упорядочения и автономности служебных процедур, на основании единой базы данных, по направлениям деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации;

■ принятие управленческих решений по направлениям деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с учетом ответа искусственного интеллекта относительно места нахождения объекта, системы охраны объекта, с использованием аналитических данных о передвижении и действиях осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, а также персонала учреждений и органов, исполняющих данные наказания;

■ образование цельного контролируемого цифрового поля с использованием цифровых и информационных ресурсов в рамках функционирования Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для использования охраняемой законом информации, в том числе персонального характера, о субъектах уголовно-исполнительных правоотношений, в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы;

■ образование методического цифрового инструментария в целях учреждения и совершенствования практических навыков работников уголовной-исполнительной системы для обеспечения реализации целей цифровизации процесса исполнения наказания;

■ интенсификация цифрового развития учреждений уголовно-исполнительной системы в целях получения максимальной отдачи, в том числе с использованием инновационной техники.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Таким образом, с использованием искусственного интеллекта предлагается решать вопросы определения числа учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определять численность сотрудников уголовно-исполнительной системы, с учетом особенностей субъекта, структуры осужденных, максимально эффективно решать возникающие конфликтные ситуации в ходе отбывания наказания осужденными.

Возможным направлением развития применения искусственного интеллекта в деятельности пенитенциарной системы представляется применение инструментов Legal Artificial Intelligence, направленных на замещение человека, а не только на дополнение выполняемых конкретным сотрудником функций. Таким образом, основным направлением использования искусственного интеллекта в рассматриваемой сфере выступает цифровизация воздействия права и конструирование самостоятельного цифрового специалиста, способного на основе анализа данных с использованием юридической техники и технологий принимать значимые решения.

При грамотном конструировании и применении данного инструмента возможно будет пересмотреть численность сотрудников уголовно-исполнительной системы, пенитенциарная си-

стема получит беспристрастный инструмент решения стоящих перед ней задач.

Список источников

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // https://www. consultant.ru

2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // https://www. consultant.ru

References

1. On the Concept of the development of the penal system of the Russian Federation till 2030: the Government Decree of the Russian Federation from 04.29.2021 № 1138-r// https://www.consultant.ru

2. The President Decree of the Russian Federation № 490 from 10.10.2019 «On the development of artificial intelligence in the Russian Federation» (with the «National Strategy on the Development of Artificial Intelligence till 2030») // https:// www.consultant.ru

Информация об авторах

Анисимова А.М. — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права

Бурдо Е.П. — кандидат юридических наук, доцент, старший консультант отдела организации участия адвокатов в делах по назначению и системе государственной субсидируемой юридической помощи Волкова М.А. — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 10.08.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the authors

Anisimova A.M. — candidate of legal sciences, associate professor at the department of legal regulation of business and applied jurisprudence

Burdo E.P. — candidate of legal sciences, associate professor, senior consultant of the department of organization of lawyers participation in cases on appointment and the system of state subsidized legal aid Volkova M.A. — candidate of historical sciences, associate professor at the department of legal regulation of business and applied jurisprudence

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 10.08.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.