УДК 378 ББК 74.48 © С. П. Качесова, О. В. Фрик Б01: 10.24412/2225-8264-2023-1-48-54
С. П. Качесова, О. В. Фрик
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
В статье рассматривается дидактическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в вузе. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании таких дидактических средств, как рабочая тетрадь и хрестоматия, в контексте организации учебного процесса на семинарских занятиях. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход, а теоретической базой является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке. В статье анализируются авторские учебные пособия - рабочая тетрадь и хрестоматия, изданные в 2020-м и 2021-м году соответственно и предназначенные для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 «Прикладная информатика» (все профили) по дисциплине «История России». Авторами приводятся собственные наблюдения о внедрении учебных пособий в образовательный процесс в АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» в 2021-2022 учебном году. Отмечено, что проектирование содержания хрестоматии и рабочей тетради осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Авторы доказывают, что содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» может быть эффективно использовано при проведении семинарских занятий по дисциплине «История России». На примере отдельных заданий рабочей тетради и хрестоматии показано, каким образом и в какой комбинации они могут быть использованы на семинарах. Авторы видят задачу преподавателя истории в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать исторические знания, этой цели призваны способствовать оба рассматриваемых учебных пособия.
Ключевые слова: компетентностный подход, рабочая тетрадь, хрестоматия, история России, семинарские занятия, самостоятельная работа студента.
Хуторской, А. Эллис, Д. Фоутс, Ю. Колер и др.). Данными авторами предложен ряд подходов к определению компетенций, определены сущностные характеристики компетентностного подхода. В работах исследователей содержится общее представление о том, что компетенция содержит в себе не только профессиональные знания и умения, но и внепрофессиональные навыки, которые характеризуют конкретную личность.
Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), реализуемый до 31.12.2024, призван стать катализатором развития современного образования в России, модернизировать российскую систему образования. В свою очередь модернизация образовательной сферы способствует тому, что появляются инновационные процессы в теории и практике образования, возникают новые направления.
В рамках нашей работы необходимо проанализировать понятия «компетенция» и «компетентность», тем более, что эти термины нередко отождествляются, что является некорректным, так как второе понятие шире, чем первое. Под первым понимается круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, он владеет знаниями и опытом в данной сфере. Речь идёт о совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые заданы в отношении определенного круга предметов и процессов и являются необходимыми
кружающей нас действительности
присущи всё более ускоряющиеся изменения во всех сферах жизни и на всех ее уровнях. Усиливается роль и значимость фактора неопределенности и динамизма, появляются новые профессии и исчезают старые, принципиально меняется содержание ряда профессий и т.д.
Переход от квалификационной к компетентностной модели образования имел место на основе Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Однако, «несмотря на то, что все отечественные вузы в 2011 году перешли на уровневую систему высшего образования, нерешенных вопросов в части организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода остается по-прежнему много». [5, с.34] Исходя из этого, данная тема вряд ли утратит актуальность в обозримой перспективе.
Компетентностный подход можно понимать как «метод моделирования результатов образования и их представления как нормы качества высшего образования» [1]. Разработкой компетентностного подхода занимались многие отечественные и зарубежные ученые (В.А. Болотов, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В.
для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Интересен тот факт, что данный термин не имеет до сегодняшнего времени законодательно закрепленного определения, в силу чего он трактуется различными авторами по-разному. [5, с.36]
Компетентность - владение
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Имеется в виду серьезное усвоение определенных умений и навыков, наличие определенного опыта и знаний, а также умение актуализировать и использовать данные знания в сфере служебных отношений. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Рассмотрим отличия компетенции от компетентности. Компетенция по определению содержит знания и умения. Компетенция означает, что субъект знает, как выполнить тот или иной вид деятельности и в чем заключается ее специфика. Компетентность характеризуется возможностью (способностью, готовностью) применения знаний и умений. Компетентность означает, что субъект знает, что конкретно нужно делать. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности. Другими словами, компетенция - характеристика специалиста. Компетентность - характеристика деятельности специалиста.
Мы согласны с утверждениями исследователей, что данные понятия возможно и необходимо разделять, и будем подразумевать под компетенцией заранее сформулированные требования к образовательной подготовке студента, а компетентность, по нашему мнению, представляет собой качество личности, ее характеристику.
В контексте нашей работы необходимо обратиться к понятию образовательные компетенции, определение которого находим у А.В. Хуторского: «Образовательная компетенция -это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, обучающего по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности». А.В. Хуторской предложил «трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции -относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и
возможность формирования в рамках учебных предметов» [8].
Как видим, компетентностный подход определяет компетенции как основание для формирования способностей решать значимые практические задачи и воспитание личности в целом.
В РФ на законодательном, нормативном и формальном уровнях были обозначены критерии, позволяющие определять, измерять и оценивать качество подготовки специалистов в вузах, разработаны новые образовательные стандарты. Логично, что в основу образовательных стандартов положено формирование базовых компетентностей современного человека.
Как отмечают Фрейман В. и Южаков А., необходимость разработки собственных образовательных стандартов обусловлена рядом причин: « общим характером формулировок компетенций, не отражающих квалификационные требования работодателей региона; нестрогим соответствием компонентной структуры компетенций и дисциплин базовой части ООП, что затрудняет разработку компетентностной модели выпускника, в частности, паспорта компетенций; несоответствием дисциплин базовой части и закрепленных за циклом ООП компетенций, что затрудняет разработку компетентностной модели выпускника, в частности, распределение в таблице отношений компетенций и дисциплин; обобщенным характером требований к видам обеспечения учебного процесса; отсутствием требований к оценке результатов обучения в компетентностном формате; отличием ФГОС схожих направлений в общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, что осложняет разработку унифицированных дисциплин в рамках вуза» и т.д. [6]
Одновременно с обновлением структуры образовательных стандартов, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения предполагается обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования, системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования, которые позволяют обучающемуся развивать способности и определяют способы и пути решения реально возникающих проблем, как в бытовой, так и в производственной и социальной сферах. Чтобы быть компетентным в той или иной сфере деятельности, необходимо всестороннее развитие личности, а этого можно добиться путем повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе. [4, с.20]
Компетентностный подход,
олицетворяющий в настоящее время
инновационный подход в образовании, можно реализовать в процессе организации самостоятельной работы студента. Для достижения этой цели возможно использование индивидуальных средств обучения,
стимулирующих активность студента. [7, с. 35] Исследуемые в данной статье учебные пособия -хрестоматия и рабочая тетрадь способствуют эффективной организации самостоятельной работы обучающихся как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Цель дисциплины «История России» согласно рабочей программе дисциплины состоит в формировании у студентов способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в историческом контексте развития России. Знания и навыки, полученные в результате изучения данной дисциплины, используются в последующем для изучения курса «Философия».
В данной статье авторами рассматривается использование авторских учебных пособий при проведении семинарских занятий. Семинарские занятия представляют собой одну из основных форм обучения в вузе. Эти занятия проводятся с целью углубленного рассмотрения и закрепления материала, который обучающиеся получают как на лекционных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Семинары проходят по заранее известному плану. Ответы на вопросы семинаров должны быть доказательными и
аргументированными. Обучающимся следует учиться формулировать свою точку зрения и отстаивать её в ходе дискуссии. При этом нужно
актуализировать полученные на лекциях знания, использовать информацию из различных источников: исторических документов,
монографической, учебной и справочной литературы. В отличие от предшествующей знаниевой парадигмы, в рамках компетентностного подхода обучающиеся не просто получают и репродуцируют готовую информацию, а учатся учиться, добывать исторические знания, критически анализировать информацию, доказывать и аргументировать собственную точку зрения.
Рассмотрим некоторые задания рабочей тетради и хрестоматии с точки зрения их использования на семинарских занятиях по дисциплине «история России».
Раздел 2 рабочей тетради «Эпоха крестовых походов. Русь в ХП-первой половине XV вв.» содержит целый комплекс заданий, позволяющих углубленно рассмотреть на семинарских занятиях по данной теме проблему преломления образа Александра Невского в исторической памяти. В последнее десятилетие эта проблема является одной из наиболее исследуемых не только в российской, но и в зарубежной исторической науке. В рабочей тетради мы предлагаем обучающимся не только составить исторический портрет великого князя Александра Невского, ознакомившись с дополнительной литературой [3, с. 18.] и заполнив таблицу (см. таблицу 1), но и посмотрев советский исторический фильм «Александр Невский» (режиссер С. Эйзенштейн, 1938 г.), основой для создания которого стали рассматриваемые на семинарском занятии средневековые события.
Таблица 1 [3, с. 18.'
Внешний вид
Положительные характеристики личности
Отрицательные характеристики личности
Главные преобразования
В ходе просмотра обучающимся необходимо ответить на вопросы, позволяющие им самостоятельно оценить степень объективности представления исторических событий и образа главного героя как исторической личности в данном фильме [3, с. 18-20]. Весомым дополнением к выполнению заданий рабочей тетради станет ознакомление обучающихся с содержащимися в хрестоматии по дисциплине «История России» Повестью о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра, а также фрагментами лицевого летописного свода XVI века, на которых представлено изображение великого князя Александра Невского его современниками [2, с. 5564].
Итогом выполнения заданий становится краткое эссе на тему «Александр Невский: интерпретация образа исторического лидера в исторической памяти», которое обучающиеся пишут на специально отведенных листах рабочей тетради [3, с. 20-21]. Таким образом, выполнение обучающимися данных заданий рабочей тетради станет прочной основой для формирования собственной позиции по обсуждаемой на семинарском занятии проблеме интерпретации образа исторической личности Александра Невского.
Рабочая тетрадь и хрестоматия позволят также обучающимся подготовиться к обсуждению содержания конституционных проектов декабристов на соответствующих семинарских
занятиях. С текстами «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева обучающие могут ознакомиться в хрестоматии [2, с.65-113]. В рабочей тетради представлено задание, позволяющее обучащимся предварительно
«Русская правда» Основные
П. И. Пестеля положения
Отношение к самодержавию
Будущий государственный строй России
Законодательные органы власти
Органы высшей исполнительной власти
Государственное устройство
Общественное устройство
Избирательное право
Крепостное право
Решение аграрного вопроса
Содержащиеся в хрестоматии копии подлинных документов времен Второй мировой войны [2, с. 114-129] позволят обучающимся углубленно рассмотреть на семинарском занятии активно обсуждающуюся в последнее время проблему пересмотра итогов этого глобального исторического события. Текст Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 года представлен в хрестоматии в нескольких вариантах - на русском, английском и немецком языках, что несомненно открывает новые возможности для интерпретации данных исторических источников обучающимися.
проанализировать важные разделы данных исторических источников, заполнив таблицу (см. таблицу 2), для последующего обсуждения на семинарском занятии.
Таблица 2 [3, с. 44]
«Конституция» Н. М. Муравьева
Раздел 9 рабочей тетради «Формирование и развитие политической системы Российской Федерации в 1992-2000-е гг.» также содержит задания, выполнение которых послужит основой для последующего обсуждения на семинарских занятиях. Итоги исторического развития нашего государства данного периода до сих пор признается специалистами неоднозначными. Для
конкретизации исторических фактов
постсоветского периода обучащимся предложено выполнить следующие задания рабочей тетради: Задание 4 [3, с. 61]
Определите понятие «выборная демократия»
Приведите примеры трех исторических источников, созданных, в 1990-е годы, в которых употребляется это понятие: 1.
2.
3.
Задание 5. [3, с. 61-62]
Подтвердите фактами основные направления внешней политики России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Россия - правопреемница СССР в ООН и других международных организациях.
Подтверждающие факты из истории 1990-х
годов:
Экономическое сотрудничество с государствами-странами СНГ.
Подтверждающие факты из истории 1990-х
годов:
Политические, экономические и культурные связи с крупнейшими странами Запада.
Подтверждающие факты из истории 1990-х
годов:
Задание 4 на определение понятия «выборная демократия», а главное - на приведение конкретных источников 1990-х гг., где употребляется это понятие, - содержит в себе огромный потенциал для последующего обсуждения явления демократии в постсоветской
России и его эволюции на семинарском занятии. Выполнение задания 5 позволит обучающимся не запутаться в огромном массиве информации о внешней политике России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и выделить конкретные факты истории этого периода для обоснования их точки зрения по обозначенным основным направлениям с целью проведения дискуссии по данной проблеме на семинарском занятии.
Резюмируя отметим, что рабочая тетрадь и хрестоматия более привычны для вчерашних школьников, каковыми являются студенты первого курса, чем другие учебные пособия, они представляют собой знакомый формат образовательного средства. Содержание данных учебных пособий может быть успешно интегрировано в образовательный процесс при проведении семинарских занятий по дисциплине «История России». Если в процессе преподавания грамотно используются и комбинируются дидактические средства с учетом достижений современного научного знания и учёта специфики образовательного учреждения, это повышает интенсивность учебного курса и мотивацию обучающихся, а также расширяет перечень доступных учебных ресурсов. В центре исследовательского интереса авторов находятся проблемы работы с текстом как первоисточником знаний. Работа с первоисточниками позволяет обучающимся войти в лабораторию историка-исследователя, всецело погрузиться в полную открытий исследовательскую среду, применяя операции классификатора, интерпретатора, верификатора, аналитика. Авторы видят задачу преподавателя истории в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать исторические знания, работая с историческим источником, именно этой цели призваны способствовать оба рассматриваемых учебных пособия.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с. - Текст : непосредственный.
2. Вольф, С.П. История России: хрестоматия / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. - 132 с. - Текст : непосредственный.
3. Вольф, С.П. История России: рабочая тетрадь / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 92 с. - Текст : непосредственный.
4. Жунусова, Ж.Н. Самостоятельная работа студентов в урочное и внеурочное время // Кронос. 2020. -№2 (41). - С.20-22. - Текст : непосредственный.
5. Игнатьев, В.П., Варламова, Л.Ф., Дарамаева, А.А. Компетентностный подход: проблемы и пути решения // Преподаватель ХХ1 век. - 2022. - № 2. - Часть 1. - С. 34-45. - Текст : непосредственный. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-34-45
6. Фрейман В., Южаков, А. К. вопросу о разработке и внедрении университетами самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gisap.eu/node/32441, свободный.
7. Фрик, О.В. Разработка и применение рабочей тетради как образовательного средства для организации самостоятельной работы студента // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2019. - № 4(32). - С. 35-40. - Текст : непосредственный.
8. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»). - Текст : непосредственный.
References
1. Bajdenko, V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. [Competence-Based Approach to Designing State Educational Standards for Higher Professional Education (Methodological and Methodological Issues)] M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 114 s. -Tekst : neposredstvennyj.
2. Vol'f, S.P. Istoriya Rossii: hrestomatiya [History of Russia: reader] / S.P. Vol'f, O.V. Frik; ANOO VO «SIBIT». Omsk: Izd-vo OmGTU, 2021. - 132 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Vol'f, S.P. Istoriya Rossii: rabochaya tetrad' [History of Russia: workbook] / S.P. Vol'f, O.V. Frik; ANOO VO «SIBIT». Omsk: Izd-vo OmGTU, 2020. - 92 s. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Zhunusova, ZH.N. Samostoyatel'naya rabota studentov v urochnoe i vneurochnoe vremya [Independent work of students during school hours and after school hours] // Kronos. 2020. - №2 (41). - S.20-22. - Tekst : neposredstven-
nyj.
5. Ignat'ev, V.P., Varlamova, L.F., Daramaeva, A.A. Kompetentnostnyj podhod: problemy i puti resheniya [Competency-Based Approach: Problems and Solutions] // Prepodavatel' XXI vek. - 2022. - № 2. - CHast' 1. - S. 3445. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Frejman V., YUzhakov, A.K. Voprosu o razrabotke i vnedrenii universitetami samostoyatel'no usta-navlivaemyh obrazovatel'nyh standartov [To the question of the development and implementation by universities of independently established educational standards] [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://gisap.eu/node/32441, svobodnyj.
7. Frik, O.V. Razrabotka i primenenie rabochej tetradi kak obrazovatel'nogo sredstva dlya organizacii sa-mostoyatel'noj raboty studenta [Development and application of a workbook as an educational tool for organizing student's independent work] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. - 2019. - № 4(32). - S. 35-40. - Tekst : neposredstvennyj.
8. Hutorskoj, A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii [Competency-Based Approach in Teaching]: Nauch-no-metodicheskoe posobie. - M.: Ejdos; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013. - 73 s.: il. (Seriya «Novye standarty»). - Tekst : neposredstvennyj.
CAPACITY OF THE USE OF AUTHOR'S TRAINING PUBLICATIONS IN CONDUCTING SEMINAR LESSONS ON THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «HISTORY OF RUSSIA»
S.P. Kachesova
Associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technology SIBIT (Omsk, Russia)
O.V. Frik,
Associate professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk Branch)
Abstract. The article discusses the didactic support of teaching the discipline «History of Russia» at the university. The purpose of the study was to theoretically substantiate and design such didactic tools as a workbook and reader in the context of organizing the educational process in seminars. The methodological basis of the study was the competence-based approach, and the theoretical basis is the concept of mental activity, which was formed in domestic science. The article analyzes the author's textbooks - a workbook and a reader, published in 2020 and 2021, respectively, and intended for practical exercises and independent work of students in the direction of bachelor's degree 09.03.03 «Applied Informatics» (all profiles) in the discipline «Russian history». The authors provide their own observations on the introduction of teaching aids into the educational process at the Siberian Institute of Business and Information Technologies in the 2021-2022 academic year. It is noted that the design of the content of the reader and the workbook was carried out by the authors in accordance with the list of learning outcomes in the discipline «History of Russia», presented in the card of universal competence UK-5. In this study, theoretical methods (analysis, comparison, concretization, generalization, modeling), empirical methods (pedagogical experiment, analysis of activity products) were used. The authors prove that the content of the tasks of the workbook on the discipline «History of Russia» can be effectively used when conducting seminars on the discipline «History of Russia». On the example of individual tasks of the workbook and reader, it is shown how and in what combination they can be used at seminars. The authors see the task of the history teacher in teaching students to acquire historical knowledge on their own, both textbooks under consideration are intended to contribute to this goal.
Key words: competence-based approach, workbook, reader.
Сведения об авторах:
Качесова Светлана Павловна - кандидат исторических наук; доцент факультета очного обучения; АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1, e-mail: volf.svetlana.2015@mail.ru).
Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6, e-mail: OVFrik@fa.ru)
Статья поступила в редакцию 12.01.2023 г.