УДК 378 ББК 74.48 © С. П. Качесова, О. В. Фрик Б01: 10.24412/2225-8264-2022-4-45-50
С. П. Качесова, О. В. Фрик
ИНТЕГРАЦИЯ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» В ДИСТАНЦИОННУЮ СИСТЕМУ МООБЬЕ
В статье рассматривается дидактическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в вузе. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании таких дидактических средств, как рабочая тетрадь и хрестоматия, в контексте интеграции в систему дистанционного обучения Мооё1в. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход, а теоретической базой является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке. В статье анализируются авторские учебные пособия - рабочая тетрадь и хрестоматия, изданные в 2020-м и 2021-м году соответственно и предназначенные для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 «Прикладная информатика» (все профили) по дисциплине «История России». Авторами приводятся данные качественного исследования, проведенного среди студентов АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» в 2021-2022 учебном году по результатам внедрения данных учебных изданий в процесс обучения. Отмечено, что проектирование содержания хрестоматии и рабочей тетради осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Авторы доказывают, что содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» достаточно легко интегрируется в систему дистанционного обучения Moodle. Авторы показывают на примере отдельных заданий рабочей тетради и хрестоматии, каким образом они могут быть использованы при работе с системой дистанционного обучения МоойЫ, которая внедрена в образовательный процесс АНОО ВО «СИБИТ».
Ключевые слова: компетентностный подход, система дистанционного обучения.
Р
А еализация компетентностного подхода
является условием эффективной подготовки бакалавров экономического вуза. Переход от квалификационной к компетентностной модели образования имел место в Российской Федерации на основе Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Однако, «несмотря на то, что все отечественные вузы в 2011 году перешли на уровневую систему высшего образования, нерешенных вопросов в части организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода остается по-прежнему много». [4, с.34] Исходя из этого, данная тема вряд ли утратит актуальность в обозримой перспективе. Итак, компетентностный подход можно понимать как «метод моделирования результатов образования и их представления как нормы качества высшего образования» [1]. Разработкой компетентностного подхода занимались многие отечественные и зарубежные ученые (В. А. Болотов, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, А. Эллис, Д. Фоутс, Ю. Колер и др.). Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), реализуемый до 31.12.2024, призван стать катализатором развития современного образования в России, модернизировать российскую систему образования. В свою очередь модернизация образовательной
сферы способствует тому, что
появляются инновационные процессы в теории и практике образования, возникают новые направления.
Одновременно с обновлением структуры образовательных стандартов, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения предполагается обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования, системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.
Проектирование содержания хрестоматии [3] и рабочей тетради [2] осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5 «способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [ФГОС ВО] и являющимся, в свою очередь, составной частью рабочей программы данной дисциплины. Ввиду того, что предметное содержание компетенций ФГОС ВО не утверждено, каждое образовательное учреждение вправе проектировать его самостоятельно. Необходимо отметить, что при составлении перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «История России» авторы соответствующей рабочей программы
руководствовались требованиями к освоению содержания дисциплины «История». Данные требования были представлены в проекте примерной программы дисциплины «История» для социально-гуманитарных, технических,
естественнонаучных и экономических направлений подготовки, предложенном Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ в 2009 году [Проект]. Несмотря на то, что с момента составления проекта прошло более двух десятилетий, содержание требований к освоению содержания дисциплины «История» не потеряло своей актуальности. Знания, умения и навыки, указанные в составе данных требований и усиленные направленностью на изучение межкультурного разнообразия общества в разные периоды российской истории, составили прочную основу планируемых результатов обучения по дисциплине «История России».
При разработке данных образовательных средств мы руководствовались определениями их понятий, данными межгосударственным стандартом «Издания. Основные виды»:
- рабочая тетрадь - «учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины» [ГОСТ 7.60-2003];
- хрестоматия - «учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины» [ГОСТ 7.60-2003].
Рабочая тетрадь и хрестоматия содержат материалы для преподавания учебной дисциплины «История России», последовательно представляя процесс формирования и эволюции российского государства и общества. При разработке подхода к организации учебного процесса учтены не только особенности учебно-методического сопровождения исторической дисциплины, но и тенденции развития компетентностного подхода, специфика мотивации современного студента. Данные учебные пособия адресовано студентам,
обучающимся по разным направлениям подготовки и специальностям (программа подготовки бакалавра), и преподавателям вузов, преподающим данную дисциплину. Учебные пособия были рекомендованы научно-методическим советом АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (в качестве учебного пособия для обучающихся по неисторическим направлениям подготовки, программа подготовки бакалавра.
Содержание рабочей тетради по дисциплине «История России» представлено девятью блоками заданий для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, а также методическими рекомендациями по выполнению письменного задания (реферата) и практического задания (кейса или проекта), примерными вопросами к экзамену, перечнем основной и дополнительной литературы, ресурсов сети «Интернет» и информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины.
Хрестоматия по дисциплине «История России» дополняет материалы рабочей тетради и позволяет активизировать самостоятельную работу студентов с историческими источниками для подготовки к практическим занятиям.
Развитие процедур исторического познания базируется на первоначальном развитии мыслительных операций (сравнении, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации). Таким образом, каждое из заданий рабочей тетради и хрестоматии посвящено развитию определенной мыслительной операции для проверки способности выполнения студентом определенной группы требований подготовки по истории России в частности и универсальной компетенции УК-5 в целом. Оформление обложки учебных пособий представлено на рис. 1.
Рис. 1. Оформление обложки учебных пособий
Содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» достаточно легко интегрируется в систему дистанционного обучения Moodle.
Модуль «Лекция» предоставляет серию страниц HTML студенту, с линейной или древовидной схемой, содержащей различные пути и варианты для обучающегося. Задания рабочей тетради могут быть использованы для активного вовлечения обучающегося в работу по изучению лекции по той или иной теме. Например, в процессе изучения лекции, посвященной теме «Поиски альтернативных путей политического и социально-экономического развития России в XVII веке», обучающимся может быть предложено выполнение следующего задания, не только позволяющего подвести итоги прочитанной лекции, но и по параметрам совпадающее с допустимыми для включения в данный элемент системы дистанционного обучения Moodle:
Задание 8 [2, с.38].
Отметьте черты абсолютизма, проявившиеся в России во II половине XVII в.:
1. прекратился созыв Земских соборов;
2. все государственные должности стали занимать только дворяне;
3. упало значение Боярской думы;
4. бояр перестали назначать воеводами;
5. пресечена попытка патриарха Никона поставить церковь в независимое от государства положение;
6. церковный раскол;
7. появление приказа Тайных дел;
8. успехи во внешней политике;
9. развитие связи с Западной Европой;
10. принятие Соборного уложения.
Учебный элемент «Задание» системы
дистанционного обучения Moodle позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. В рабочей тетради по дисциплине «История России» также содержатся задания, позволяющие преподавателю оформить его выполнение в качестве данного элемента системы дистанционного обучения Moodle. Одно из таких заданий представлено в разделе «Эволюция древнерусской государственности в XI - XII вв.». Такую возможность предоставляет обучающимся написание эссе по одной из проблемам российской истории:
Задание 6. Напишите короткое эссе об основных факторах самобытности русской истории [2, с.9]
Модуль «Опрос» системы дистанционного обучения Moodle позволяет преподавателю задать единственный вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов. Среди заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» есть целый ряд таких вопросов, многие из которых сопровождаются выдержками из исторических источников и предоставляют обучающимся возможность поразмышлять о многих проблемных
вопросах в истории нашего государства. Примером такого задания является проблемный вопрос по теме «Поиски альтернативных путей политического и социально-экономического развития России в XVII веке», требующий предварительно изучить отрывок из «Лекций по русской истории» С.Ф. Платонова:
Задание 9. [2, с.32]
Прочитайте сюжет и ответьте на вопрос -имела Смута далеко идущие последствия или была только неприятным случаем без значительных результатов?
«...Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги - католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного «круга». Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий».
С. Ф. Платонов «Лекции по русской истории»
Очень важным моментом является то, что система дистанционного обучения Moodle позволяет опубликовать результаты опроса с именами студентов или анонимно. Такая возможность придает завершенный характер в процессе выполнения данного задания.
Система дистанционного обучения Moodle содержит и такой чрезвычайно интересный для студентов формат оформления заданий, как модуль «Семинар». Данный модуль позволяет накапливать, просматривать, рецензировать и взаимно оценивать студенческие работы. Материалы оцениваются с использованием нескольких критериев формы оценки, заданной преподавателем. Студенты получают две оценки за семинар - оценку за свою работу и баллы за свою оценку работ своих сокурсников. Оба записываются в журнал оценок. Такой формат оформления задания интересен не только студентам, которые получают возможность принять участие в формировании оценки однокурсников, но и преподавателям, так как кажущиеся на первый взгляд очень привычными для выполнения задания приобретают новый смысл. Студенты пытаются изучить предложенную тему глубже, чтобы не только самим лучше выполнить предложенное задание, но и быть способными объективно и аргументировано
оценить работы однокурсников. В рабочей тетради по дисциплине «История России» для оформления в качестве модуля «Семинар» мы предлагаем следующее задание по теме «Россия в период абсолютизма»:
Задание 1. Напишите короткое эссе о роли личности в истории на примере деятельности Петра I. [2, с.39]
Подробно описанное в рабочей тетради по дисциплине «История России» задание по выполнению проекта может быть успешно представлено в системе дистанционного обучения Moodle с помощью модуля «Книга». Модуль «Книга» позволяет преподавателю создать многостраничный ресурс, подобный книге, с главами и подглавами. Книга может содержать медиа-файлы, а также длинную текстовую информацию, которая может быть разбита на разделы. Такими разделами могут стать методические рекомендации по выполнению проекта, примерные темы для его написания, примеры проектов, ранее уже выполненные студентами, критерии оценки выполнения данного задания.
Большое количество вариантов заданий, предложенных нами для выполнения в рабочей тетради по дисциплине «История России», можно оформить в системе дистанционного обучения Moodle в виде элемента курса «Тест». Этот элемент позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: создание последовательности, на соответствие, короткий ответ. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически.
В качестве примеров для создания элемента «Тест» в системе дистанционного обучения Moodle приведем несколько заданий из рабочей тетради по дисциплине «История России».
Для создания теста из вопроса на соответствие можно использовать задание по теме «Поиски альтернативных путей политического и социально-экономического развития России в XVII веке»:
Задание 6. [2, с.30]
Установите соответствие между
направлениями реформ Ивана Грозного в середине XVI и мероприятиями по их проведению:
Направления реформ:
A. Финансы -_
Б. Управление -_
B. Армия -_
Мероприятия по проведению реформ:
1. Губная реформа
2. Улучшение обеспечения поместного ополчения
3. Отмена финансовых привилегий на уплату основных налогов, проездных и таможенных пошлин монастырей
4. Ограничение судебных прерогатив кормленщиков
5. Формирование войск (пехоты и отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием
6. Увеличение ставок «ямских денег»; перевод на деньги трудовых повинностей тяглых людей в пользу государства
7. Упорядочение местнических счетов между полковыми воеводами
Для создания теста из вопроса на создание последовательности можно использовать задание по теме «Первая мировая война и усиление общенационального кризиса в России»:
Задание 4. [2, с.51]
Расположите в хронологической
последовательности вступление в Первую мировую войну следующих стран: А) Франция; Б) Англия; В) США; Г) Россия.
Для создания теста из вопроса, требующего короткого ответа, можно использовать задание по теме «Россия в период абсолютизма»:
Задание 6. [2, с.52]
Укажите термин, о котором идет речь ниже.
Один из высших государственных органов, учреждённый для управления делами Русской православной церкви.
Ответ:_
В рабочей тетради также предложены новые формы работы с историческим содержанием, позволяющие на имеющейся базе предметных результатов начать формирование новой универсальной компетенции УК-5. Таким принципиально новым заданием стала разработка исследовательского проекта, требующего проанализировать обоснованность выбора исторических терминов в качестве названий для коммерческих организаций региона. Проектная часть данного задания состоит в формулировке предложений руководителям этих организаций по их переименованию или изменению внутреннего и внешнего оформления различных ресурсов, используемых в их деятельности, в соответствии с историческим смыслом выбранных названий. Таким образом закрепляются метапредметные результаты изучения истории в школе, касающиеся «владения навыками познавательной, учебно -исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [ФГОС среднего общего образования], а также закладывается фундамент для освоения других универсальных компетенций - системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация [ФГОС ВО].
Авторами было проведено небольшое качественное исследование по результатам внедрения учебных пособий в процесс обучения. Именно качественное исследование позволяет
получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования, ответить на вопросы «как?» и «почему?». Респондентами стали студенты первого курса (10 человек), обучающиеся по направлению «Бизнес-информатика». В ходе исследования респондентам задавались открытые вопросы относительно их впечатлений, мнения о применении учебных пособий в процессе изучения курса «История России». Все респонденты восприняли применение данных пособий положительно. Примеры отзывов: «Радует, что мы учимся по пособиям, написанным нашими же преподавателями», «Я горжусь этим», «Задания понятны и полностью соответствуют изучаемым темам», «Красиво оформлено - на обложке Кремль», «Нет ничего лишнего», «Задания не скучные, они разнообразные», «Задания заставляют думать, формулировать свою точку зрения, они не просто про даты и факты», «Здорово, что учебники написали именно для нас наши же преподаватели», «Помню этот момент, когда в библиотеке мне дали новенькие пособия с красивой обложкой, было
очень приятно», «Учебные пособия небольшие по размеру, их удобно носить с собой на занятия». Вместе с тем, были отмечены недочеты: «Шрифт мелковат», «Хотелось бы, чтобы изображения в тексте были красочными, а не черно-белыми».
Резюмируя отметим, что рабочая тетрадь и хрестоматия более привычны для вчерашних школьников, каковыми являются студенты первого курса, чем другие учебные пособия, они представляют собой знакомый формат образовательного средства. Содержание данных учебных пособий может быть интегрировано в образовательный процесс в условиях использования системы дистанционного обучения Moodle. Если в процессе преподавания грамотно используются и комбинируются дидактические средства с учетом достижений современного научного знания и учёта специфики образовательного учреждения, это способствует повышает интенсивность учебного курса и мотивацию обучающихся, а также расширяет доступных учебных ресурсов.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с. - Текст : непосредственный.
2. Вольф, С. П. История России: хрестоматия / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. - 132 с. - Текст : непосредственный.
3. Вольф, С. П. История России: рабочая тетрадь / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 92 с. - Текст : непосредственный.
4. Игнатьев, В. П., Варламова, Л. Ф., Дарамаева, А. А. Компетентностный подход: проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. - 2022. - № 2. - Часть 1. - С. 34-45. - Текст : непосредственный. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-34-45
References
1. Bajdenko, V. I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. [Competence-Based Approach to Designing State Educational Standards for Higher Professional Education (Methodological and Methodological Issues)] M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 114 s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Vol'f, S.P. Istoriya Rossii: hrestomatiya [History of Russia: reader] / S.P. Vol'f, O.V. Frik; ANOO VO «SIB-IT». Omsk: Izd-vo OmGTU, 2021. - 132 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Vol'f, S.P. Istoriya Rossii: rabochaya tetrad' [History of Russia: workbook] / S.P. Vol'f, O.V. Frik; ANOO VO «SIBIT». Omsk: Izd-vo OmGTU, 2020. - 92 s. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Ignat'ev, V. P., Varlamova, L. F., Daramaeva, A. A. Kompetentnostnyj podhod: problemy i puti resheniya [Competency-Based Approach: Problems and Solutions] // Prepodavatel' XXI vek. - 2022. - № 2. - CHast' 1. - S. 3445. - Tekst : neposredstvennyj.
INTEGRATION OF AUTHOR-DESIGNED MANUALS «RUSSIAN HISTORY» INTO THE REMOTE
LEARNING SYTEM «MOODLE» Svetlana P. Kachesova
Candidate of Historical Sciences; Associate Professor of the Faculty of Full-time Education; Siberian Institute of
Business and Information Technologies Olga V. Frik
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities of the Financial University under the Government of the Russian Federation Omsk Branch
Abstract. The article discusses the didactic support of teaching the discipline «History of Russia» at the university. The purpose of the study was to theoretically substantiate and design such didactic tools as a workbook and
reader in the context of integration into the Moodle distance learning system. The methodological basis of the study was the competence-based approach, and the theoretical basis is the concept of mental activity, which was formed in domestic science. The article analyzes the author's textbooks - a workbook and a reader, published in 2020 and 2021, respectively, and intended for practical exercises and independent work of students in the direction of bachelor's degree 09.03.03 «Applied Informatics» (all profiles) in the discipline «Russian history». The authors provide data from a qualitative study conducted among students of the Siberian Institute of Business and Information Technologies in the 2021-2022 academic year based on the results of introducing these educational publications into the learning process. It is noted that the design of the content of the reader and the workbook was carried out by the authors in accordance with the list of learning outcomes in the discipline «History of Russia», presented in the card of universal competence UK-5. In this study, theoretical methods (analysis, comparison, concretization, generalization, modeling), empirical methods (pedagogical experiment, analysis of activity products) were used. The authors prove that the content of the tasks of the workbook on the discipline «History of Russia» is quite easily integrated into the Moodle distance learning system. The authors show on the example of individual tasks of the workbook and reader how they can be used when working with the Moodle distance learning system, which is implemented in the educational process of «SIBIT».
Key words: competency-based approach, distance learning system.
Сведения об авторах:
Качесова Светлана Павловна, кандидат исторических наук; доцент факультета очного обучения; АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1, e-mail: volf. svetlana. 2015 @mail. ru).
Фрик Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6, e-mail: OVFrik@fa.ru)
Статья поступила в редакцию 17.11 2022г.