Экономическая политика и хозяйственная практика
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
УДК 658 ББК 65.291 Н 62
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА УВЕлИЧЕНИя ПРИБЫлИ
предприятия
(Рецензирована)
Никитина Ирина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 61 03, е-mail: [email protected]
Высочкина Татьяна Юрьевна,
студент Южного института менеджмента, г. Краснодар.
Тел.: (918) 156 31 84, е-mail: [email protected]
Согова Диана Фуадовна,
студент Южного института менеджмента, г. Краснодар.
Тел.: (962) 870 90 98, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что большинство компаний сталкиваясь с изменяющимися условиями рынка, его требованиями, используют аутсорсинг как новую форму организации бизнеса в современной экономике, которая усиливает приспособляемость к изменениям внешней среды. В статье рассмотрены основные предпосылки, приведшие к необходимости использования аутсорсинга для решения ряда вопросов, возникающих при необходимости приспосабливаться к изменениям экономической среды.
Ключевые слова: Аутсорсинг, экономический рост, бюджетная эффективность, конкуренция.
prospect of the use of outsourcing as instrument of increase of profit of enterprise
Nikitina Irina Alexeevna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of Hotel and Tourist Business Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 324 61 03, е-mail: [email protected]
Visochkina Tatiana Yuriyvna,
student of the Southern Institute of Management, Krasnodar.
Ph.: (918) 156 31 84, е-mail: [email protected]
Sogova Diana Fuadovna,
student of the Southern Institute of Management, Krasnodar.
Ph.: (962) 870 90 98, е-mail: [email protected]
Summary. Relevance of the real research is conditioned by a that circumstance, that most companies running into the changing terms of market, his requirements, use outsourcing as new form of organization of business in a modern economy that strengthens adaptability to the changes of environment.
Keywords: outsourcing, economy growing, budgetary efficiency, competition.
32
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Экономическая политика и хозяйственная практика
В современном мире множество компаний сталкиваются с тем, что изменяются условия рынка, его требование, что влияет на жизнедеятельность населения, его образ жизни, благосостояние.
Аутсорсингом называется достаточно новая форма организации бизнеса в современной экономике, которая усиливает приспособляемость к изменениям внешней среды. На сегодняшний день аутсорсинг активно используется благодаря развитию информационных технологий.
Аутсорсинг (outsourcin: «outside» - внешний, сторонний; «resourcing» - помогающий) - это целенаправленное выделение некоторых систем и передача их реализации стороннему исполнителю.
Российский опыт применения аутсорсинга исследуют А.Д. Александров, В.А. Вайнштейн, С.Н. Зацепа. [3]
По классификациям Института аутсорсинга, существуют такие виды, как:
• IT аутсорсинг.
• Азутсорсинг бизнес-процессов.
В большинстве российских компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, ИТ-инфраструктура построена бессистемно, развитие ее пущено на самотек. Как правило имеются следующие типовые проблемы:
- отсутствует механизм поддержки пользователей, не производится анализ возникающих инцидентов, вследствие чего сбои повторяются и возникают новые инциденты, на первый взгляд не связанные с предыдущими;
- изменения в информационной системе носят спонтанных характер, никем не координируются и не фиксируются, в большинстве случаев даже бухгалтерия не способна дать полной картины имеющегося оборудования и программного обеспечения;
- отсутствие структурированной задокументированной информации об информационной системе приводит к зависимости работоспособности предприятия от ключевых сотрудников;
- плохо налаженное взаимодействие между подразделениями вызывает чрезмерную загрузку менеджмента решением второстепенных вопросов, что отвлекает от непосредственной управленческой деятельности;
- требования и ожидания бизнес-заказчиков (сотрудников, подразделений фирмы, потребляющих ИТ-услуги) не сформулированы, а то и вовсе неизвестны; как следствие, руководство определяет направление развития ИТ-инфраструктуры, исходя из собственных представлений, которые, зачастую не соответствуют реальным потребностям бизнеса, что влечет за собой чрезмерные затраты и, в итоге, конфликт ожиданий и непредсказуемый результат;
Ключевые выгоды от передачи обслуживания ИТ-инфраструктуры на внешнее обслуживание:
• минимизация затрат на содержание информационной системы;
• прозрачность инвестиций в ИТ;
• снижение организационных и финансовых рисков;
• увеличение продуктивности работы основных подразделений компании;
• уменьшение вероятности сбоев информационной системы;
• повышение уровня удовлетворенности пользователей и руководства.
А так же решается ряд задач.
- создание комфортной среды для работников организации заказчика;
- максимально быструю ликвидацию инцидентов и их последствий, возникающих в информационной системе заказчика: все обращения по многоканальному телефону или электронной почте регистрируются в службе поддержки пользователей и передаются на обработку соответствующему специалисту, после устранения инцидента, пользователь, обратившийся в службу поддержки, оповещается об этом;
- выявление причин возникновения инцидентов, устранение проблем в информационной системе, приводящих к возникновению инцидентов разного рода; проактивную защиту системы от сбоев;
- регламентное обслуживание компьютерного оборудования;
- установку, конфигурирование и поддержку работы лицензионного программного обеспечения;
- проведение работ по обеспечению информационной безопасности и целостности данных;
- осуществление диагностики неисправного оборудования, транспортировки и ремонта в собственном сервисном центре, либо в авторизованных сервисных центрах соответствующих производителей;
- предоставление консультаций по оптимизации работы существующей ИТ-инфраструктуры, планированию модернизации информационной системы в соответствии с бизнес-целями заказчика, разработку оптимальных схем лицензирования и т.п.
Как говорила Белкина Т.Ю.: «В условиях активного экономического роста аутсорсинг в нашей стране будет продолжать развиваться. Выведение непрофильных бизнес-процессов за пределы крупных производственных предприятий является залогом их более эффективного функционирования, снижения издержек, повышения качества продукции, а значит и увеличения прибыли любой компании». [4]
33
Экономическая политика и хозяйственная практика
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Некоторые виды деятельности слишком затратны или обременительны, если выполнять их силами компании, например, если они требуют длительного обучения или наличия определенных материальных и нематериальных активов, в частности особой корпоративной культуры, мотивации, высокого уровня доверия покупателей и поставщиков. Все это нельзя приобрести в одночасье, а можно только получить со временем и благодаря целенаправленным усилиям.
Поглощение компании, располагающей необходимыми возможностями, представляется наиболее очевидным решением проблемы восполнения недостающих ресурсов или функций, однако это может вызвать затруднения юридического характера, проблемы реорганизации и необратимые последствия в случае неудачи. Крайне редко полный набор недостающих ресурсов и возможностей сосредотачивается в одном подразделении поглощаемой компании, чаще они рассеяны по всем или нескольким подразделениям; к тому же их нельзя приобрести отдельно от других ресурсов. Союз или партнерство более эффективны в такой ситуации. Поглощение другой компании в условиях быстро меняющегося рынка не обеспечивает требуемой гибкости, а стратегический союз можно расторгнуть в случае непредвиденного изменения ситуации.
Передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев цепочки ценности обладает рядом стратегических преимуществ:
- позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;
- улучшает инновационные возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт;
- обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые;
- ускоряет приобретение ресурсов и навыков;
- позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем.
Аутсорсинг обеспечивает существенные преимущества при сужении бизнеса.
Компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. В та-
ких случаях компания утратит виды деятельности, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке. Предприятие, например, контролирует и защищает свой уникальный производственный опыт, разрабатывая новые методы производства, которые обязаны применять работающие с ней подрядчики. Таким образом, она, с одной стороны, постоянно совершенствует производство, а с другой — сохраняет в секрете исходные коды и дизайн своей продукции. Кроме того, предприятие с помощью Internet круглосуточно отслеживает производственные операции своих подрядчиков, где бы те ни находились, и немедленно принимает меры при возникновении проблем.
Дезинтеграция и аутсорсинг предполагают отказ от самостоятельного исполнения ряда функций за счет передачи их поставщикам товаров и услуг и другим партнерам. Передача в аутсорсинг части функций компании стратегически целесообразна, если:
- независимые партнеры выполнят их лучше и дешевле. Многие производители компьютеров, например, отказались от конечной сборки, передав эту работу контрагентам, что дало им значительную экономию на закупке комплектующих и организации сборочного процесса. Cisco передала почти все производство и сборку маршрутизаторов и коммутационного оборудования компании-партнеру, которая владеет 37 заводами, координируемыми через Интернет;
- этот вид деятельности не является конкурентно значимым и его передача в аутсорсинг не угрожает ключевой компетенции, возможностям и ноу-хау компании. Широко распространена передача в аутсорсинг обслуживания оборудования, обработки данных, ведения бухгалтерского учета и ряда вспомогательных административных функций компаниям, специализирующимся на этой деятельности;
- это снижает риск, связанный с изменениями технологии и/или покупательских предпочтений;
- это повышает организационную гибкость и оперативность принятия решений, сокращает время разработки и выведения на рынок новых товаров, снижает издержки на координацию,
- это позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе.
Можно освоить или сохранить за собой ключевые виды деятельности и при этом избежать недостатков вертикальной интеграции, если избрать стратегию долгосрочных партнерских соглашений с ключевыми поставщиками и получить, таким образом, доступ к их компетенциям. Раньше многие компании старались не работать с поставщикам, слишком тесно и заключали с ними, в основном,
34
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Экономическая политика и хозяйственная практика
краткосрочные контракты. Хотя при этом компании работали с поставщикам достаточно долго, последние опасались, что сотрудничество в любой момент может прекратиться, обычно при заключении контракта определяющим фактором была цена, и компании пытались получить самые выгодные условия поставки в обмен на долгосрочное сотрудничество. Угроза перейти к другому поставщику была серьезным оружием, и чтобы она действовала сильнее, компании вместо долгосрочных контрактов практиковали заключение краткосрочных с многочисленными поставщиками, создавая среди последних ожесточенную конкуренцию. Сегодня наблюдается почти повсеместный отказ от этой стратегии в пользу долгосрочных союзов и партнерских соглашений с немногочисленными высокоэффективными поставщиками. На смену краткосрочным контрактам, заключаемым исключительно из-за выгодности цены, приходят длительные партнерские взаимоотношения.
Для самих учреждений социальной сферы основными преимуществами перевода работы на систему аутсорсинга, являются:
- возможность сосредоточения имеющихся ресурсов на основном процессе (образовательном, лечебно-диагностическом и пр.);
- сокращение финансовых издержек, т.к. в большинстве случаев услуги фирмы-аутсорсера стоят дешевле, чем содержание собственного персонала соответствующей квалификации.
Кроме всего прочего, аутсорсинг позволяет привлечь накопленный в соответствующей отрасли опыт: аутсорсинговая кейтеринговая компания специализируется на определенном виде деятельности и обслуживает большое количество учреждений, что позволяет ей досконально разбираться во всех текущих вопросах и использовать наработанный опыт в социальном направлении.
Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение бюджетной эффективности в целом. При этом появляется возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
Мировой опыт показывает - внедрение аутсорсинга потенциально позволяет сэкономить 10-50% бюджетных средств за счет увеличения конкуренции в секторе заказов.[1]
Анализ тенденций развития аутсорсинга показал, что данная технология активно используется в государственных органах различных стран: аутсорсинг выступает как одна из стратегических альтернатив для совершенствования повседнев-
ной деятельности государственных организаций. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных видов работ. Аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат при сохранении высокого качества выполнения работы. При этом международный опыт свидетельствует, что широкому распространению аутсорсинга препятствуют законодательные ограничения, изменения в политическом курсе, ограниченные бюджетные ресурсы, сопротивление и низкая мотивация самих государственных служащих
В России аутсорсинг как услуга, в основном, востребован крупным российским бизнесом, а также предприятиями, находящимися на этапе становления или бурного роста. Динамично развивающийся рынок ежедневно ставит перед бизнесом новые задачи. Чтобы обеспечить хороший уровень прибыли, предпринимателям приходится снижать издержки. Один из способов сэкономить — поручить часть работ внешним исполнителям — аутсорсинговым фирмам, операторам аутсорсинга.
Отметим, что аутсорсинг, как экономический инструмент, входит в перечень проектов, рекомендованных Министерством экономического развития РФ для включения субъектами РФ в программы по реализации административной реформы [2].
В муниципальном социальном управлении аутсорсинг может быть использован в следующих сферах:
В сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса:
- организация и проведение научно-исследовательских и аналитических работ по различным направлениям и тематикам, связанным с развитием малого и среднего предпринимательства;
- подготовка, организация и проведение мероприятий по продвижению (круглые столы, конференции и т.д.) тематики предпринимательства (включая молодежное и инновационное направление, а также внешнеэкономическую деятельности предприятий малого и среднего бизнеса);
- подготовка, организация и проведение мероприятий по обучению, как предпринимателей, так и представителей органов власти и местного самоуправления, а также организаций инфраструктуры поддержки;
- разработка и издание практических пособий и брошюр, методических материалов по отдельным направлениям;
35
Экономическая политика и хозяйственная практика
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
- разработка муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, содержащих инновационные механизмы и инструменты поддержки, а также систему мониторинга и обратной связи;
- разработка и реализация программ и мероприятий по созданию, поддержке и развитию организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования [5,6].
В рамках административной реформы:
- разработка и управление реализацией муниципальных программ и планов;
- повышение качества и эффективности деятельности органов власти. Внедрение системы менеджмента качества муниципальной администрации в соответствии с международными стандартами;
- повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности управления подведомственными организациями;
- оптимизация функций органов муниципальной исполнительной власти (изменение структуры органов исполнительной власти на основе построения функционально-целевых блоков);
- проектирование, создание и развитие системы многофункциональных центров по предоставлению муниципальных услуг (МФЦ);
- экспертиза нормативных и правовых актов.
В рамках реформы муниципальной службы:
- регламентация взаимодействия муниципальных служащих различных муниципальных органов при исполнении должностных обязанностей;
- оптимизация механизмов взаимодействия муниципальной службы с государственной службой;
- разработка механизмов проведения независимыми экспертами и общественными организациями оценки (аудита) результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- разработка и реализация организационных механизмов обеспечения объективности отбора независимых экспертов в комиссии по вопросам муниципальной службы, создаваемые в аппаратах муниципальных органов;
- создание информационных управленческих систем на муниципальной службе (системы управления кадрами, планирования работ и оценки деятельности муниципальных служащих);
- разработка системы показателей оценки результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- создание электронных информационных систем планирования, регламентации и контроля
профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих на основе показателей эффективности и результативности;
- разработка программно-целевых и проектных принципов организации деятельности муниципальных служащих.
В рамках муниципально-частного партнерства:
• разработка концепций развития муниципально-частного партнерства для муниципальных образований;
• разработка стратегии развития и механизмы реализации муниципально-частного партнерства;
• разработка маркетинговых стратегий муниципальных образований;
• разработка концепции социально-экономического развития муниципальных образований;
• разработка программы развития инвестиционной деятельности муниципальных образований;
• разработка механизмов привлечения инвестиций в муниципальные образования, на договорных условиях.
В сфере разработки и внедрения социальных проектов:
• анализ рынка и конкурентоспособности;
• определение и оценка целевых потребителей;
• организация внешнеэкономической деятельности;
• экспертиза эффективности проектов;
• юридический анализ и сопровождение.
Повышение эффективности организации и
исполнения ключевых полномочий муниципальными учреждениями путем передачи этих полномочий и функций некоммерческим и коммерческим организациям, которые могут предоставлять услуги населению более качественно. Практика муниципального управления показывает, что зачастую качество предоставления муниципальных услуг внешними исполнителями в несколько раз выше качества услуг, предоставляемых населению муниципальными учреждениями. Этот феномен можно объяснить стремлением коммерческих и некоммерческих организаций изначально оптимизировать свои расходы для нормального функционирования на рынке социальных услуг в условиях жесткой конкуренции.
ИСТОЧНИКИ:
1. Амелин Д., Дороговцев А. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 1. - С. 73-79.
2. Болтава А.Л. Аутсорсинг как инструмент диверсификации региональной экономической системы. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2010.
36
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Экономическая политика и хозяйственная практика
3. Джаримова З.А. Перспективы развития аутсорсинга в российской агроэкономике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2009. №1.
4. Мисюряев С.Г. Аутсорсинг - эффективный инструмент развития конкурентоспособности предприятия // Социально-экономические предпосылки перехода столичного региона к устойчивому развитию: сборник докладов. - М.:МГАДА, 2012. - 502 с. - С.97-99. - (День Науки; вып. 4). 0,2 п.л.
5. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России // Экономическая наука современной России. 2012. - №2. - 168 с. - С. 141-143
6. Хашева З.М. Факторы и инструменты промышленной политики вертикально-интегрированной корпорации. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2009.
УДК 338.24.021.8 ББК 65.291.212 Ш 65
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИИ
(Рецензирована)
Сычанина Светлана Николаевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 442 05 96, е-mail: [email protected]
Шичиях Рустем Адамович,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 363 56 62, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития программно-целевого планирования и управления социально-экономических систем в России. В работе представлено авторское видение трансформации инструментов программно-целевого управления на различных этапах ее эволюции, а также даны основные направления и тенденции ее развития.
Ключевые слова: рыночная экономика, централизованно-плановая экономика, программно-целевой метод управления, история развития программного управления, национальные и региональные целевые программы.
PROGRAM-TARGETED MANAGEMENT: GENESIS AND DEVELOPMENT TRENDS
Sychanina Svetlana Nikolaevna,
candidate of Philosophical Sciences, associate professor of Department of Management of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar. Ph.: (918) 442 05 96, е-mail: [email protected]
Shichiyakh Rustem Adamovich,
candidate of Economic Sciences, senior teacher of Department of Management of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar. Ph.: (918) 363 56 62, е-mail: [email protected]
Summary. In the article the problems of formation and development of program-target planning and management of socio-economic systems in Russia. The work presents the author’s vision of transformation tools purposeful management at different stages of its evolution, as well as given the basic directions and tendencies of its development.
Keywords: market economy, centrally-planned economy, program-target method of management, the history of the development of program management, national and regional target programs.
37