Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Горизонты новой экономики
ББК 65.04 УДК 332.1 Н 62
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
(Рецензирована)
Никитина Ирина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 61 03, е-mail: iratrubil@mail.ru
Аннотация. В настоящее время как никогда для России актуален вопрос перехода экономики страны на инновационный путь развития. Для выполнения этой задачи необходимо разработать механизм, обеспечивающий перестройку всех сфер социальных отношений для развития инновационной экономики. В стране необходимо создание единой системы, которая бы действенно конвертировала новые знания в инновационные технологии, продукты и услуги. Импульс инновационному развитию России должны дать именно регионы.
Ключевые слова: экономика, инновационный путь развития, инновационная экономика, регионы.
FACTOR IN IMPROVING REGIONAL INNOVATION BUILDING
Nikitina Irina Alexseevna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of hotel and tourism business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 324 61 03, e-mail: iratrubil@mail.ru
Summary. Now more than ever the relevant question for Russia is the economic transition to an innovative path of development. To perform this task, it is necessary to develop a mechanism to ensure a restructuring of all spheres of social relations for the development of an innovative economy. It is necessary to create a unified system that effectively converts the new knowledge into innovative technologies, products and services. The regions will have to give an impulse for innovative development in Russia.
Keywords: economy, innovative way of development, innovative economy, regions.
На сегодняшний день для России актуален вопрос перехода экономики страны на инновационный путь развития. Для выполнения этой задачи необходимо разработать механизм, обеспечивающий перестройку всей сферы социальных отношений для целей содействия развитию инновационной экономики. Смещение в сферу знаниеёмкой экономики требует создание, как в стране, так и в её областях единой системы, которая бы действенно конвертировала новые знания в инновационные технологии, продукты и услуги. В дальнейшем эти технологии, продукты и услуги находили бы себе реальных потребителей как на национальном, так и на мировом рынке. Импульс инновационному развитию России должны дать именно регионы. Этот вывод был сделан участниками второго регионального Форума России «Инновационная модель развития», прошедшего в феврале 2015 года. В ми-
ровой практике именно регионы выступают двигателями инновационной деятельности и развития стран.
Развитию инновационной деятельности в регионах уделяется большая роль в планах инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития Российской Федерации. Недавно рабочей группой Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям был разработан «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», внесённый в Государственную Думу России. Задача этого законопроекта состоит в ликвидации юридической необеспеченности в сфере государственного стимулирования и поощрения инновационной деятельности. В данном проекте речь идёт о широком спектре стимулирования осовременивания экономики: о организационной и правовой помо-
35
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
щи в создании новых перспективных проектов и компаний, о субсидиях, о налоговой и таможенной поддержке.
Инновационная деятельность фирм - эффективное средство конкурентной борьбы. Эффективностью она превосходит все традиционные способы. Более того - в её свете другие способы уже не имеют существенного веса. Однако, сейчас существует проблема серьёзной нехватки спроса на инновации со стороны бизнеса, который отдаёт предпочтение быстроокупаемым инвестициям и стремится к мгновенному доходу. Инновации же -проект долгосрочный.
Восприятие региона как единой системы, функциональными и значимыми элементами которой являются разномасштабные предпринимательские бизнес-структуры, открывает возможность определить направления влияния этих структур на его развитие и функционирование в целом. При этом очевидно взаимовлияние регионов и бизнес-структур, ведущих свою деятельность на его территории.
Взаимная выгода возникает, когда отдельные бизнес-структуры - малый, средний и крупный бизнес в качестве элементов региональной системы осуществляют свою деятельность с оглядкой на задачи этой системы, учитывая своё влияние на социально-экономическую атмосферу региона. Для эффективной партнерской работы необходимы «выигрышные» условия для всех участников процесса, как для государственного, так и для частного секторов. Уменьшение объёма бюрократических преград при этом также играет важную роль.
Необходимо усиление регионального аспекта развития и распространения инноваций. При этом важна согласованность в действиях бизнеса, финансовых инструментов- банков регионов, власти, науки, образования, и привлечение федеральных банков и средств массовой информации.
Важнейшей составляющей внедрения инноваций является их инвестиционное обеспечение - изыскание и оптимальное использование необходимых финансовых средств. Переход на качественно более развитый уровень хозяйствования обеспечивает привлечение, как частных, так и государственных или смешанных инвестиций. Их определенные резервы призваны компенсировать повышенный риск внедрения инноваций.
На текущий момент инновационная активность в регионах представлена неравномерно. Районы, где осуществляются инновационные проекты, находятся в меньшинстве. Потому регионам, где уже сегодня активно проводится инвестирование инновационного развития, а также регионам, где инновации пока что избирательны или присутству-
ют в незначительной степени, требуется поддержка. Существует потребность в поддержке наиболее инновационно активных регионов. Однако, при нынешней ситуации региональные успехи в инновационном развитии не поощряются. Поддержка государства оказывается самым отсталым дотационным регионам за счёт регионов-доноров.
Нужно признать, что региональные власти имеют живой интерес в повышении уровня регионального инновационного потенциала и увеличении инновационной деятельности хозяйственных субъектов, так как применение инноваций обеспечит соответствующим действующим на определенной территории структурам, а вместе с ними и региону в целом, преимущества в конкуренции и повышение предпринимательского дохода. Это заметно увеличит конкурентоспособность регионального объекта на федеральном и международном рынках.
Цель региональной инновационной политики состоит в стабилизации и росте региональной экономики, формирование условий для действенного внедрения инноваций и оптимального использования бюджета путём сохранения и развития научнотехнического потенциала и создания условий, благоприятствующих инновационной деятельности. Для достижения этой цели необходимо определить задачи оперативного и стратегического планирования:
• активизация деятельности по внедрению инноваций для создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества уже производимой продукции до уровня мировых показателей, а также расширение за счет внутреннего и внешнего рынка для промышленных предприятий, пищевой и перерабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса региона и т.п.;
• создание региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие региона;
• повсеместное и всеохватное применение достижений науки в условиях структурной перестройки отраслей экономики региона;
• создание и внедрение контрактной системы региона в области научно-технических разработок;
• установление прочной тенденции ориентирования региональных заказов на продукты, созданные в рамках инноваций, с применением научных и научно-технических достижений для решения проблем регионального значения;
36
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Горизонты новой экономики
• привлечение инвестиционных потоков, как из федеральных, так и внебюджетных источников для воплощения научно-технических программ и инновационных проектов регионального значения;
• поощрение деятельности изобретателей, улучшение условий патентной защищенности продукции и технологий, протекционизм в сфере патентного рынка региона для защиты его от притока зарубежных патентов;
• поддержание защиты государственного приоритета на результаты научных изысканий, проводимых за счет бюджетных средств различных уровней и защита интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;
• развитие бизнес-планирования инновационной деятельности.
Один из способов совершенствования и активации инновационной среды региона - кластерный подход в воплощении инновационной политики. Суть подхода такова:
В пределах кластеров формируются благоприятные условия для инновационного развития.
Предприятиям-партнерам предоставляется упрощённый доступ к инновационным разработкам друг друга. Таким образом, они оказываются в состоянии организационного, финансового и технологического взаимодействия.
Можно сделать вывод, что кластерная организация производства образует эффект синергетики и поддерживает постоянное поступательное развитие. Неоднородность уровней социально-экономического развития регионов ставит вопрос о необходимости дифференцированного развития регионов, действительное закрепление их роли
в региональной экономике и территориальной структуре хозяйства.
Процесс создания инновационных кластеров должен совершаться с учётом региональной специфики: необходимо учитывать уровень региональных инновационных потенциалов, финансовую обеспеченность местных бюджетов, инновационную активность предприятий региона, уровень их промышленного развития. Примером может служить Омская область, где сформированы четыре кластера: нефтехимический, кремниевый, агропромышленный и лесопромышленный. Помимо этого идет подготовка к формированию кластеров еще в десяти регионах России, а в целом кластеры планируется создать примерно в тридцати регионах.
Выше рассмотренные вопросы требуют глобального применения для последующего развития передовой грани наук и инноваций. Стабильное развитие региона и его конкурентоспособность во многом зависят от эффективной интеграции науки, образования в бизнес.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бортник И.М. Становление инновационных кластеров в России. - М., 2015. - 126 с.
2. Кудашов В.И., Иванова Е.В., Машковская Т.Г. Экономика и управление инновациями. - Минск: Издательство МИУ, 2012. - 239 с.
3. Шкурко В. Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики // Наука и инновации. - 2015. - № 8. - С. 48-51.
4. Сапелкина Е.И. Инновационное развитие предприятий как фактор экономической динамики // Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2014 г. - Минск, 2014. - С. 551-554.
5. Пашигорева Г.И. Интеллектуальная собственность на рынке инноваций // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2. - С. 37-40.
37