Научная статья на тему 'Перспективы интеграции Сирии в мировую экономику'

Перспективы интеграции Сирии в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салах Ноэль

Сирия стремится стать членом ВТО. Для этого приходится решать множество политических, юридических и экономических проблем. Важным фактором интеграции страны в мировую экономику является ее участие в международных организациях, поэтому рассмотрим, в каких международных организациях принимает участие Сирия, а также попытаемся дать оценку вступлению Сирии в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Syria's Integration in the World Economy

Syria cooperates with many international organizations and aspires to become the member of WTO. For this purpose it is necessary to solve set of political, legal and economic problems. Analysis of them shows, that the negative motives under the introduction more convincingly than positive.

Текст научной работы на тему «Перспективы интеграции Сирии в мировую экономику»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ СИРИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Салах Ноэль

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Сирия стремится стать членом ВТО. Для этого приходится решать множество политических, юридических и экономических проблем. Важным фактором интеграции страны в мировую экономику является ее участие в международных организациях, поэтому рассмотрим, в каких международных организациях принимает участие Сирия, а также попытаемся дать оценку вступлению Сирии в ВТО.

Участие Сирии в международных организациях. Сирия входит в состав широкого круга международных организаций из различных стран мира и в первую очередь стран Персидского залива. Основное место в этом сотрудничестве занимает финансовая помощь арабских фондов, таких как Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), Арабский Банк экономического развития в Африке, Арабский валютный фонд (АВФ), Совет арабского Экономического единства, Исламский Банк развития, Организация арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК).

Сирийская Арабская Республика продолжает укреплять связи с указанными выше организациями многостороннего экономического сотрудничества и различными международными финансовыми организациями в рамках Лиги арабских государств. САР является членом Лиги и участвует в работе различных экономических и финансовых комитетов, в том числе по промышленности, энергетике, сельскому хозяйству, транспорту и связи, торговле. В ходе работы этих комитетов разрабатываются программы развития отраслей и совместные действия арабских стран, в частности, вопросы создания общеарабской зоны торговли для защиты их общих интересов.

Сирия сотрудничает с рядом организаций ООН (Программа развития ООН, Фонд ООН по народонаселению, Программа развития сельского хозяйства — ФАО, Комиссия ООН по экономическому и социальному развитию стран Западной Азии).

Сирийская Арабская Республика принимает участие в ежегодных сессиях Международного Валютного Фонда (МВФ), членом которого она является с апреля 1947 г.

Главными целями МВФ являются:

— содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам, стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

— создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней

системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальном и международном уровнях. Сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

Между Сирией и МВФ существует соглашение, согласно которому представители правительства страны и фонда проводят регулярные консультации, в ходе которых обсуждаются узловые проблемы экономического развития САР. По итогам консультаций Фонд подготавливает доклады о состоянии и перспективах развития сирийской экономики и готовит рекомендации для руководства страны.

Сирия является членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который содействует реконструкции и развитию территорий государств-членов путем стимулирования капиталовложений для производственных целей, частных иностранных инвестиций, предоставления финансовых средств на цели производства.

Международная финансовая корпорация (МФК), членом которой является Сирия, основана в качестве филиала МБРР в 1956 г. В качестве своей основной задачи МФК считает содействие экономическому росту странам-членам путем поощрения предпринимательства в производственной сфере.

САР входит в состав Международной Организации Труда (МОТ). Данная организация создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть достигнут только на основе социальной справедливости.

Помимо перечисленных выше международных обществ, Сирия входит в состав таких известных организаций, как Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Мировая Организация здравоохранения и Мировая Организация туризма. Таким образом, Сирия взаимодействует со многими международными организациями, однако ее участие в большинстве случаев является пассивным.

Возможность участия Сирии в мировой торговле. Мировая торговля стремится к единому порядку и развитию в рамках единой схемы, сложившейся в процессе поиска оптимального решения для обеспечения экономического взаимодействия разных частей мира как единого целого.

Руководителям Сирии придется решать сложнейшие проблемы для того, чтобы стать членом ВТО. ГАТТ/ВТО является важнейшим институтом многостороннего регулирования международной торговли. Система ВТО обеспечивает правовое регулирование свыше 95% всей мировой торговли [1]. Организация в своей деятельности придерживается определенных принципов: расширяющегося доступа на рынки (для развивающихся стран действуют более гибкие правила), отсутствие дискриминации, режима наибольшего благоприятствования, транспарентности (прозрачности) и взаимности. Таким образом, главная задача ГАТТ состояла в последовательной либерализации торговли путем обеспечения добросовестной конкуренции и регулирования торговли преимущественно та-

рифными методами, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений, экспортных субсидий и других препятствий для свободного обмена товарами и услугами. Для развития экспортных производств необходимы инвестиции, а если их недостаточно, то страны, как правило, действуют на основе заимствования. В Сирии приоритетными направлениями инвестирования остаются нефтегазовый комплекс, электроэнергетика и добыча фосфатов (часть этой продукции реализуется за пределами страны). При этом следует отметить, что прямые иностранные вложения в Сирии имеют ограниченный размер: 1998 г. — 82,0 млн долл.; в 2001 г. — 205,0 млн долл.; в 2006 г. — 235,0 млн долл. [2]. Оставляя в стороне вопрос о реальности столь трудоемкой исторической задачи, которая должна воплотиться в жизнь в оставшиеся столь короткие сроки, нельзя не усомниться в том, что Сирия к этому моменту сможет соответствовать всем тем требованиям, которые предъявляются к странам, претендующим на членство в ВТО.

Сирия являлась одной из стран — учредителей ГАТТ. Однако в 1951 г. она вышла из Соглашения в знак протеста против участия в нем Израиля. Периодически в Сирии возникают дискуссии о целесообразности повторного присоединения к ГАТТ/ВТО.

Сирия должна будет полностью пересмотреть свою экономическую стратегию в целях соответствия ее стандартам ВТО. Ей предстоит перестроить всю систему финансового менеджмента и откорректировать структуру банковского сектора, внедрить мировую систему стандартизации и качества, улучшить инвестиционный климат до требуемого со стороны ВТО уровня, либерализовать внешнюю торговлю, развивать частное предпринимательство в масштабах больших, чем те, на которые государство ориентируется ныне. Стране придется реструктурировать свой воспроизводственный комплекс, базовые принципы функционирования которого не отвечают запросам ВТО.

Иными словами, предстоит осуществить целую программу действий, которая существенно превышает пределы, изначально установленные новым руководством страны для реформирования воспроизводственной базы. В этих обстоятельствах кажется очевидным, что коренные перемены в экономике сирийского общества могут вступить в резкое противоречие с внутренней диалектикой его развития в предшествующие десятилетия, подорвать сложившуюся динамику социально-экономических процессов и связей и вызвать серьезные пертурбации в общественно-политической сфере.

Очевидно, что основной задачей политического руководства страны в настоящее время является обеспечение плавного, постепенного перехода к рыночной модели развития путем последовательной активизации тех ее элементов, которые в скрытой или в усеченной форме изначально присутствовали в экономике, обслуживая потребности частнохозяйственного производства, сохранявшего позиции в стране и после системных национализаций середины 60-х гг. прошлого века. Сирийские аналитики считают, что среди первоочередных мер, гарантирующих соответствие страны параметрам, установленным в ВТО для развивающихся

экономик, следует учитывать всемерное ускорение реформы, согласующейся с интересами национального хозяйства, что позволит избежать кризиса с наименьшими потерями и издержками. Новая экономическая политика будет способствовать предотвращению падения производительности и обеспечит лучшую управляемость госсектором, создаст условия для конкуренции и будет стимулировать частный сектор. Государство также должно взять на себя задачу усилить свою роль в тех областях, где преимущества госсектора могут проявиться в оптимальной степени для того, чтобы через механизмы сотрудничества создать предпосылки для конвергенции и интеграции систем государственного и частного хозяйствования [3].

На последующем этапе следует всеми способами добиваться максимальной децентрализации в производственной деятельности и управлении экономическими объектами, приступить к реорганизации существующих институциональных учреждений с целью оптимизации их деятельности и адаптации к новым условиям, осуществить коренную переориентацию мировоззренческих основ общества и методов управления этим последним на основе усвоения достижений современных технологий воздействия на массовое сознание [3].

Однако этим не исчерпывается перечень мер, которые могут «подтянуть» Сирию к требованиям ВТО. Есть и другие обстоятельства, которые существенно влияют на социально-экономическую обстановку в стране и способны создать в обозримой перспективе серьезные препятствия для прогресса в намеченном направлении.

Трудности в аграрном и промышленных секторах при вступлении

в ВТО. Колоссальный вызов для сирийской экономики заложен в сфере ее возможного взаимодействия с ВТО по поводу аграрной продукции. За предшествующие годы Сирии удалось самообеспечить страну продовольствием и даже создать экспортные излишки, позволяющие увеличивать доходы государства вследствие роста цен на сельскохозяйственные продукты на мировых рынках. Однако присоединение к ВТО будет означать для сирийского товаропроизводителя отказ государства от его субсидирования под давлением принципов, принятых ВТО. Это может привести к сокращению обрабатываемых угодий, снижению производительности труда и в крайних случаях даже к выводу из эксплуатации земельных ресурсов, что абсолютно неприемлемо с точки зрения продовольственной безопасности страны. Такая политика, не подкрепленная реальной поддержкой крестьян и действиями, обеспечивающими свободный сбыт произведенной продукции на внешнем рынке (а подобное весьма вероятно, если учесть сложности в этой сфере и в странах с более развитыми аграрными системами, чем в Сирии), может обернуться чрезвычайно опасными последствиями для сирийской деревни.

Чтобы избежать кризисных явлений, отказ от субсидий должен быть крайне осторожным и в обязательном порядке увязанным с колебаниями цен на мировом рынке сельскохозяйственных культур. Существенную помощь в поддержании равновесия в аграрном секторе может оказать соответствующая статья Уругвайского протокола, признающая, что прямая или косвенная помощь государства аг-

рарному сообществу своей страны может рассматриваться в качестве неотъемлемой части программ развития деревни и не становиться объектом претензий со стороны наднациональных организаций. Однако в целом, учитывая положение дел в агросфере, ситуация для аграрного сектора может оказаться настолько малоприемлемой в случае сближения с ВТО, что уругвайские решения или иные льготы, предусмотренные для развивающихся стран, не смогут скомпенсировать отрицательные последствия подчинения сельского хозяйства Сирии мировым правилам торговли.

Находясь в нынешнем своем состоянии, сирийская деревня неминуемо окажется под ударом, а присоединение к ВТО сможет нарушить равновесие не только в мелкокрестьянском секторе, но и в высокотоварных отраслях аграрного производства. Сторонники же подключения Сирии к глобализационным процессам тем не менее считают, что в результате обязательного снижения стоимости аграрной продукции, страна сможет идти по пути освобождения цен на продукты сельского труда без разрушительных для нее последствий. Надежды связываются с тем, что Сирия сможет добиться диверсификации экспорта, для нее будут облегчены процедуры выхода на рынки, а также обеспечено участие в переговорах в рамках организации по вопросам, касающимся в том числе и постепенной либерализации аграрного производства. Расчеты строятся также на том, что после приема в члены ВТО Сирии будет предоставлена возможность воспользоваться преимуществами трех-, шестилетнего переходного периода. За эти годы страна сможет создать более благоприятные условия для основных отраслей своего производства путем реализации идеи сирийско-европейского сотрудничества. Данному процессу также будет способствовать активизация торговых отношений с помощью механизмов Большой арабской зоны свободной торговли и других свободных зон, включая региональную зону свободной торговли, что приведет к постепенному снижению, а затем и к полной ликвидации таможенных тарифов [4].

Не менее сложная ситуация возникает и в промышленности, положение которой не сможет быть улучшено в случае принятия руководством Сирии решения о реализации программы вступления в мировую торговую организацию. Кроме того, по некоторым оценкам, ситуация в индустриальном секторе Сирии может стать препятствием для проведения в жизнь идеи о вступлении в ВТО. Этому есть несколько причин.

1. Удорожание производства продукции, вызванное протекционистскими мерами по отношению к индивидуальной собственности в виде защиты владельцев предприятий от давления внешнего рынка.

2. Возрастание стоимости технологий и цен на оборудование, созданное в промышленноразвитых странах.

3. Сирийская индустрия не может обеспечить доведение качества и стандартов продукции до требуемого уровня практически сразу на всех стадиях производства, особенно в расфасовке, упаковке, транспортировке, которые удорожают стоимость конечной продукции и снижают ее конкурентоспособность.

4. Практически вся национальная промышленность функционирует под прикрытием протекционистских мер и имеет ограниченный потенциал для саморазвития и саморегулирования, использует несложные технологические процессы и соответствующие им устаревшие образцы оборудования.

Перечисленные обстоятельства являются серьезным барьером на пути модернизации индустриальной базы и не могут быть преодолены в кратчайшие сроки, поскольку имеют пролонгированный характер и обладают длительным действием. Изначально эта база была слабой, ущербной и не могла развиваться вне рамок государственного регулирования и протекционизма, которые стали важнейшей составляющей экономических механизмов в Сирии. Только при этом условии промышленность Сирии могла оставаться хотя бы минимально прибыльной, но выход ее на мировые рынки в таком качестве едва ли будет сопровождаться успехом [3].

Аргументы за и против вступления Сирии в ВТО. В целом, относительно ситуации, которая сложится в производственных секторах Сирии в тот период, когда она сможет вступить в ВТО, в национальном истеблишменте и в интеллектуальной среде не сложилось единого мнения, а сам вопрос остро не дискутируется вследствие его отдаленности и неопределенности. Взгляды в обществе на эту проблему разделились, и в связи с этим сложились две партии — оптимистов и алармистов, и каждая из сторон оперирует своими представлениями о предмете. Сторонники полного включения в процессы интернационализации экономики подчеркивают преимущества, которые в теоретическом плане представляются значимыми, в частности:

— к стране-члену может быть применен принцип наибольшего благоприятствования, в результате чего стране предоставляются льготы, распространяющиеся на ее продукцию, направляемую на внешний рынок;

— страна-член может воспользоваться соответствующими статьями устава ВТО, в частности 19-й, гарантирующей защиту определенных отраслей от жесткой конкуренции; статьей 24-й, предполагающей выведение субъектов региональных торговых отношений из сферы действия принципа наибольшего благоприятствования;

— стране может быть предложена техническая помощь, оказываемая ВТО своим членам в вопросах организации и ведения торговли;

— к стране может быть приложима статья 36-я об уменьшении налоговых льгот для некоторых импортируемых в страну товаров;

— негативные последствия для страны могут быть минимизированы за счет участия в переговорах в рамках ВТО по товарам и товарным группам, которые важны для конкретной развивающейся страны, в том числе и для Сирии;

— прямые выгоды могут быть обеспечены за счет больших возможностей для экспорта товаров национального производства на внешние рынки, включая те, что проистекают из общего щадящего режима, устанавливаемого по отношению к развивающимся странам, стремящимся занять достойное место в мировой экономике.

Противники такого проекта указывают на то, что в случае сближения с ВТО сирийские товары не только утратят доступ на внешние рынки, но и будут вытеснены из занятых ниш на внутреннем рынке из-за своей высокой себестоимости (по сравнению с импортной промышленной и аграрной продукцией). На этом фоне будет утрачено и такое сильное преимущество, как дешевизна наемного труда, что во многом до настоящего времени служит Сирии гарантией выхода на зарубежные рынки. Страна может столкнуться с ограничением свободы действий в принятии экономических решений, поскольку они должны будут согласовываться с теми, которые принимаются наднациональными структурами в интересах более могущественных групп стран и не обязательно совпадать с потребностями государств с более низким уровнем развития. Доходная часть бюджета Сирии может сократиться существенным образом по причине технических различий между практикой ведения счетов и предоставления услуг в национальных банковских учреждениях и в мировых финансовых структурах [3].

Кроме того, в стране предстоит создать модель поведения, соответствующего канонам мирового бизнеса, что является весьма серьезным обстоятельством и значительно более сложным, чем, например, ревизия всего национального свода экономических законов, пересмотр всей совокупности торговых соглашений и договоров и т.д. [4].

Сирия сотрудничает со многими международными организациями как региональными, так и мирового масштаба

Анализ экономической ситуации в Сирии, различных документов и материалов показывает, что она стоит перед исключительно серьезной проблемой, суть которой в модернизации материально-технической базы производства и всей системы национальных производительных сил, а также в выработке и проведении такой хозяйственной политики, которая определила бы движение страны на длительную перспективу в рамках мирового процесса. В связи с этим можно считать, что присоединение Сирии к ВТО станет большим испытанием для ее экономической и политической систем.

В сирийской экономической литературе не приводятся конкретные расчеты по данным о возможных обретениях и утратах в экономике в результате потенциально возможного взаимодействия с ВТО, и доводы, как правило, ограничиваются перечислением неких эвентуальных плюсов, которые обосновываются преимущественно декларативными выкладками и не вызывают особого доверия, и минусов, кажущихся имеющими большее отношение к действительности.

При отсутствия арабского общего рынка или каких-либо других общеарабских структур, которые позволили бы создать сильную экономическую группировку с корпоративными целями, Сирия как и другие арабские страны, ищет возможность влиться в ряды действующих региональных объединений стран, чтобы избежать негативных последствий одиночного противостояния мировым процессам экономической консолидации. Во исполнение этого сирийское руководство предпринимает попытки установить интенсивные партнерские отношения с ЕС. Кроме того, развитие экономических связей со странами СНГ и прежде всего с Россией может способствовать накоплению преимуществ вступления в ВТО.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004.

[2] Сайт Всемирного Банка — http://devdata.worldbank.org

[3] Аль-Баас. — 30.09.04.

[4] Аль-Иктисадийа. — 12.02.05.

PROSPECTS OF SYRIA’S INTEGRATION IN WORLD ECONOMY

Salakh Noel

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Syria cooperates with many international organizations and aspires to become the member of WTO. For this purpose it is necessary to solve set of political, legal and economic problems. Analysis of them shows, that the negative motives under the introduction more convincingly than positive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.